10, 15). И к Иерусалиму пророк обращается с словами: „Содом оказался правее тебя“ (Иезек. гл. 16). Это дает нам основание заключать, что Содом и Гоморра занимали первое место по своей греховности, а Адама и Севоим следовали их примеру; потому что силнии силне истязани будут (Прем. Сол. 6:6) и раб, ведевый волю господина своего и не сотворив по воли его, биен будет много (Лук. 12:47). Поэтому и чада Церкви, если они совершают те же преступления, что и еретики, подвергнутся наказаниям не Адамы и Севоима, которые менее виновны, но Содома и Гоморры, как более преступных. Также и еретикам и обольщенному ими народу Господь говорит, что если они не принесут покаяния, то их постигнет одинаковая участь с Адамою и Севоимом, так что им не останется никакой надежды на спасение. Потом, как самый милостивый из отцов, Он говорит, что Он изменяет свое решение, что Он сожалеет о сказанных Им словах, и призывает их к обращению и покаянию: не поступлю Я, говорит, по гневу Моему, не истреблю Ефрема. Все то, что Я могу сделать, говорит Он, все то, что Я могу желать, состоит в том, чтобы он обратился от заблуждения к истине, и если он предпочтет Меня ересиархам, ибо Я Бог, а не человек, то Я простру руку падшим и призову блуждающих ко спасению. Но так как Я свят, то не войду в город, то есть в сборища и города еретиков. Я с радостию приму тех, которые выйдут из городов своих, но в города их не войду. Слова: не войду в город следующие затем но переводу LXX: пойду в след Господа некоторые объясняют, как сказанные народом в ответ Господу и как имеющие следующий смысл: так как встревожено в Тебе сердце Твое, и Ты не поступил с нами по грехам нашим, но выражаешь Свою благость и не наказываешь нас за грехи наши и, будучи святым и благим, обещаешь быть среди нас; то и я не войду в город злых людей и не буду в числе грешников, но пойду в след Господа Бога моего. Евреи же следующим образом объясняют эти слова, как сказанные Богом: Я не оставлю тебя, не пойду к другому народу и не войду в другой город.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

10. Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем: ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец, и как невесту украсил убранством. 11. Ибо как земля производит растения свои, и как сад произращает посеянное в нем; так Господь Бог проявит правду и славу пред всеми народами. Ст. 10. Отрок Господень, Глава Сиона (Церкви), возрадуется о Боге, облекшем Его в одежду спасения и меил правды, так что Он подобен жениху в священническом венце, невесте – в ее покрове. Под одеждой спасения и меилом правды бл. Феодор. и бл. Иерон. разумеют одежды крещения (ср. Гал. 3:27 ). Но меил () составлял верхнюю одежду первосвященника, так что, в связи с последующим: яко на жениха возложи на мя венец, т. е. первосвященнический, по евр. , что хорошо перевел Ак.: ς νμιον ερατευμνον στεφν (ср. Иезек. 46:18), здесь следует видеть указание на первосвященническое достоинство Отрока Господня. Под невестой бл. Феод. здесь разумеет Церковь (ср. Пс. 44:10 ). Ст. 11. Как земля производит растения и сад – посеянное в нем, так Господь Бог произведет правду и хвалу пред всеми народами. Этими словами, говор. бл. Феод., ”Он (Бог) показал всю вселенную ставшею единым садом правды“. Глава 62 В 62-й гл. содержится пророчество о вечной милости и промышлении Господа, в отношении к Сиону (церкви) 9 . 1. Сиона ради не умолчу, и Иерусалима ради не попущу, дóндеже яко свет правда моя, и спасение мое яко светило разжжется. 2. И узрят языцы правду твою, и царие славу твою, и прозовут тя именем новым, имже Господь наименует е. 1. Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет как свет правда его, и спасение его как горящий светильник. 2. И увидят народы правду твою и все цари славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа. Ст. 1. Говорящим лицом здесь, как и в 61 гл., является Отрок Господень, Христос Спаситель. Он не умолкает ради Сиона, т. е., основанной им церкви, доколе, подобно сиянию, не взойдет правда его и, подобно светильнику, – спасение его. Слав. правда моя – согласно с ал. код., альд. и комплют. изд. Библии , но в ват. т., вместо μου (моя), стоит υτς (его); равным образом, слав. спасение мое, что согласно с ал. и ват. т., в некот. греч. рукоп, соответствует τ δ σωτριον υτς (спасение его).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

10) Разобрать места свящ. Писания, извращаемые сектантами в вопросе о недостойных пастырях: Мф. 23:2;4;6:11–12;14:38–39 ; Иоан. 9:31 ; Филип. 1:1819 ; 2Тим. 1:6 ; 1Цар. 10:1–10;16:1–14 ; Ис. 28:7–8 ; Иерем. 6:13;10:21;12:10;50:6; Иезек. 22:26. XXV. О таинствах вообще 1) В таинствах чрез видимые действия подается действит. невидимая благодать. 2) В Слове Божием о семи таинствах более или менее ясно говорится: а) О крещении – «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»: Иоан. 3:5 . б) О миропомазании – «тогда возложили руки на них, и они прииняли Духа Святаго»: Деян. 8:17 . «Вы имеете помазание от Духа Святаго»: 1Иоан. 2:20–27 ; ср. 2Кор. 1:21–22 . в) О причащении: «И возблагодарив преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вы ломимое»: 1Кор. 11:24–25 ; Мф. 26:26–28 . г) О покаянии – «кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся»: Иоан. 20:23 . д) О священстве: «дунул и говорит им: приимите Духа Святаго»: Иоан. 20:22 ; «не неради о пребывающем в тебе даровании... с возложением рук священства»: 1Тим. 4:14 . е) О браке – «оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут одною плотию», «что Бог сочетал, того человек да не разлучает»: Мф. 19:56 ; ср. Ефес. 5:25 . ж) О елеосвящении – «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви... помазав его елеем во имя Господне»: Иак. 5:14 . 3) Помимо свящ. Писания, важнейшее свидетельство о семи таинствах можно видеть в согласии всех древних христианских Церквей; не только в Церкви православной греко-римской и друг., но и в различных отделившихся от православия церквах: западной римской, армянской, коптской, несторианской и друг. признавалось семь таинств. 4) Установление семи таинств, а не большего или меньшего числа их, есть дело Божие. Восточные отцы о сем говорят: «Таинства не суть знаки только обетований Божиих, а суть орудия, которые действуют благодатью на приступающих к оным». (Посл. вост. патр. о прав. вере, гл. 15). 5) О действиях благодати Божией в таинствах должно сказать, что здесь подается Божеств. благодать не по одной вере принимающего таинства и не по благочестию совершающего их, но чрез самые таинства, чрез сообщенную таинствам навсегда от Бога силу. Св. Григорий Богослов говорит: как печать, независимо от того, из золота она или из железа, отпечатлевает одно и тоже изображение на воске, так и в таинствах получается одна и та же благодать, независимо от достоинства совершающего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1182 В подтверждение этой мысли некоторые указывали на слова пророка Иезекииля, обращенные к князю тирскому: ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями...; ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония (Иезек. 28:13,15), – замечая, что в судьбе князя тирского таинственно изображена и повторилась судьба падшего денницы. 1183 2) Как пали злые духи: все ли одновременно? Нет, обыкновенно отвечали учители Церкви. Сперва пал один – главный, а потом увлек за собой и всех прочих. 1184 Этот главный был до падения своего, по мнению некоторых, самым первым и совершеннейшим из всех сотворенных духов, 1185 преимуществовавшим перед всеми воинствами ангельскими; 1186 а по мнению других, принадлежал, по крайней мере, к числу духов перво-верховных ( ταξιρχων), водительству которых подчинены низшие ангельские порядки, 1187 и именно к числу тех. между ко­торыми распределил Господь управление частями мира. 1188 Прочие же, которых увлек падший денница вслед за собой, – это были ангелы, подчиненные ему, находившиеся в его власти, ко­торые потому-то и могли увлечься примером его, или убеждениями, или обманом. 1189 Те места Писания, где говорится о диаволе. как отце лжи ( Иоан. 8:44 ), о том, что сначала диавол согрешил ( 1Иоан. 3:8 ), равно и об ангелах его ( Матф. 25:41 ; Откр. 12:7,9 ), могут служить основанием для такого мнения. 3) Каким грехом пали падшие духи? Об этом было три главных мнения: Одни полагали, будто грех ангелов состоял в неестественных связях их с дочерями человеческими, указывая на слова священного Бытописателя: тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал ( Быт. 6:2 ). 1190 Но – а) последующие за тем слова самого Бога: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет (3) – показывают, что это были люди; б) событие, о котором говорит Моисей, слу­чилось уже перед потопом, а ангелы пали гораздо прежде, по­тому что диавол является искусителем еще первого человека; в) ангелы, по слову Спасителя, ни женятся, ни выходят замуж ( Матф. 22:30 ) и вообще, как духи бесплотные, не способны увлечься похотью плоти; г) Сынами Божиими называются в Священном Писании не одни ангелы, но часто и люди благочестивые, чтители Бога истинного ( Втор. 14:1 ; Прит. 14:26 ; Иоан. 1:12 ). Посему и могли быть названы сынами Божиими потомки благочестивого Сифа, которые начали призывать имя Господа [Бога] ( Быт. 4:26 ), в противополож­ность Сынам и дочерям человеческим, т.е. потомкам нечестивого Каина, которые, забыв Бога, ходили только в похотях человеческого сердца. Смешение этих-то сынов Божиих с доче­рями человеческими и произвело всеобщее нечестие на земле перед потопом, привлекшее на нее казнь небесную. 1191

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

12:23). Так, или лучше сказать, гораздо более и Павел сгорал любовью ко всем подчиненным ему. Поэтому и учеников он так расположил к себе, что говорил: « если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне » (Гал. 4:15). Потому и Бог более всего укоряет иудейских учителей за недостаток любви, говоря: « горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? » Но они поступали иначе: « вы ели тук », — говорит (Бог), — « и волной одевались, откормленных овец закалали, а стада не пасли » (Иезек. 34:2–3). И Христос, представляя образец совершеннейшего пастыря, говорил: « пастырь добрый полагает жизнь свою за овец » (Ин. 10:11). Так поступал и Давид во многих случаях, а особенно тогда, когда страшный гнев угрожал истреблением целому народу. Видя общую гибель, он восклицал: « вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? » (2 Цар. 24:17) Поэтому и при выборе наказаний он избрал не голод, не преследование от неприятелей, но смерть, посылаемую от Бога, в той надежде, что она пощадит других, а прежде всех поразит его самого. Когда же этого не случилось, он плачет и говорит: « пусть же рука Твоя обратится на меня », а если этого не достаточно, « и на дом отца моего . Ибо я согрешил ». Он говорил как бы так: если бы и они согрешили, я подлежал бы наказанию за то, что не исправлял их; когда же грех был собственно мой, то по всей справедливости мне должно подвергнуться наказанию. И желая увеличить вину свою, Давид именует себя пастырем. Так он и остановил гнев, так и умолил Бога отменить определение. Таково исповедание праведника: « праведный себя самого обвиняет в первых словах » (Притч. 18:17); такова попечительность и сострадательность совершеннейшего пастыря. Гибель подданных так же терзала сердце Давида, как смерть родных детей, почему он и просил Бога обратить гнев на него самого. И он сделал бы это в самом начале поражения, если бы не надеялся, что оно, идя своим путем, достигнет и его. Когда же он заметил, что это не совершается, а бедствие истребляет только подданных, то он не стерпел этого и был уязвлен более чем смертью первенца своего Амнона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

12. Бог же царь наш прежде века содела спасение посреде земли. Моля Бога о помощи своему народу, псалмопевец исповедует Его Царем и Спасителем. – Бог наш Царь, говорит псалмопевец, ибо Он Сам приобрел Свой народ, дал ему собственную землю, избрал гору Сион местом своего постоянного пребывания. – Прежде века или издревле Он устроил спасение посреди, земли, – избрав Сион и на нем Храм местом постоянного своего пребывания, Бог являлся здесь – посреди, земли – в средоточии своего народа Спасителем его. Особенно это было очевидно при нападении на Иерусалим полчищ Ассирийского царя Севнахирима, погибших здесь в одну ночь, когда «вышел ангел Господень, и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвые» (ср. Пс.75:1–4,9–10 ; Ис.37:36 ). 13–14. Ты утвердил ecu силою Твоею море, Ты стерл ecu главы змиев в воде, Ты сокрушил ecu главу змиеву, дал ecu того брашно людем Ефиопским. Исповедуя Бога Спасителем народа Израильского издревле (ст. 12), псалмопевец вспоминает об избавлении его из Египта. – Речь приточная. – Ты, Господи, утвердил ecu силою Твоею море, точнее – разделив силою своею море, Ты утвердил его, т. е. его воды; так именно было при переходе Евреев чрез Красное море. «И сказал Господь Моисею... ты подними жезл твой и простри руку свою на море и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше... И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею; и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону ( Исх.14:15–16,21–22 ). Ты стерл ecu главы змиев в воде. – Притча. То есть: Ты окончательно погубил Египтян, которые, преследуя Израильтян гнались за ними как змеи, и все погибли в водах моря. – Ты сокрушил главу змия, – сокрушил голову главного змея, именно Фараона, царя Египетского, который, как большой крокодил – левиафан, с лютостью преследовал Израильтян (Иезек.29:3–ср. Ис.27:1 ). – Дал ecu того брашно людям Ефиопским, – сокрушив голову змия – крокодила, Ты отдал его в брашно – в пищу – обитателям пустынь Ефиопии, которые употребляли мясо крокодилов в пищу ( Иез.29:3–5 ). – Притча. Разумеется, Ты отдал Египтян как бы в добычу жителям Ефиопии, так как Египтяне, погибшие в Красном море, были затем выброшены на берег сильнейшими волнами, когда воды моря опять заполняли свое вместилище, и «увидели сыны Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря» ( Исх.14:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

139 «Полны Славою Твоею…» ( в ц.слав. «полны Небо и земля Славы Твоея») – перестановка слов продиктована стилистикой литературной русской речи и необходимостью удобного распевания текста на традиционные мелодии гимна. Вариант перевода: «Твоей Славою полны Небо и земля!». 145 Святитель Иоанн Златоуст восторгается надмирной Красотой Славы Божией, мистически созерцая ее при священнодействии Божественной Литургии. Пророку Иезекиилю на берегах реки Ховар было явление Славы Бога Израилева в виде величественного и прекрасного образа, сотканного из света и огня (Иезек.1). Херувимы – опора Славы Божией, являющейся Священным Началом, Присутствием Божиим. 149 Христос отдал Себя на крестную смерть добровольно за спасение рода человеческого, ради восстановления единства между Богом и человеком, гармонии между творением и Творцом, нарушенной ранее грехопадением прародителей. 150 Господь совершает действия согласно ритуалу пасхальной еврейской трапезы. Благодарение и благословение предполагают произнесение особых молитв перед принятием пищи. 151 Ядите=вкусите.  Ср.: «Тело Христово приимите, Источника безсмертнаго вкусите», «Вкусите и видите, яко благ Господь». 156 Т.е., заповедь о причащении: «вкусите, пейте» и «сие творите в Мое воспоминание». Для христиан освященные евхаристические Хлеб и Вино являются реальным Присутствием Христа в Его Церкви. По учёному литургисту иеромонаху Микаэлу Арранцу, «воспоминание (греч. анамнесис, евр. зиккарон) Мессии-Христа в Евхаристии не простой психологический акт, но настоящий «корван» (евр.), т.е., приношение, которое поднимается до небес и принимается Богом, как чистая, словесная (разумная) Жертва. К сожалению, слово «жертва» будет часто пониматься, как его понимали язычники, или, в лучшем случае, как ветхозаветные священники, но не по смыслу Послания к евреям, где говорится об однократно принесенной совершенной Жертве Христовой. См.: Евр.7:26–27 : «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те (ветхозаветные – авт.) первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого». См.: Евр.9:26–28 : «…иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею». Евр.10:11–12 : «И всякий священник (ветхозаветный – авт.) ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога…». Евхаристическое жертвенное служение-благодарение актуализирует (являет) в человеческой истории принесенную за грехи Мира раз и навсегда единственную и неповторимую Жертву Христову – «словесно» и безкровно, но не повторяет её.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

14. И рекут: очистите пред лицем его пути, и отимите претыкания от пути людей моих. 15. Сия глаголет Господь вышний, иже живет в высоких во век, святый во святых имя ему, вышний во святых почиваяй, и малодушным даяй долготерпение, и даяй живот сокрушенным сердцем: 16. Не в век отмщу вам, ни всегда гневатися буду на вы: дух бо от мене изыдет, и всякое дыхание аз сотворих. 14. И сказала: поднимайте, поднимайте, равняйте путъ, убирайте преграду с пути народа Моего. 15. Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтоб оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных. 16. Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное. Ст. 14. Уверовавшие в Господа, наследившие землю обетованную и гору святую, будут заботиться об изъятии преткновения от пути народа израильского ( Рим. 9:32–33; 11:25 ). “Сам Господь, говорит здесь бл. Иерон., повелел апостолам и всем учителям церкви, чтобы они толкованием разрешали все, что покажется неясным и трудным, открывали путь разумению, и изымали все соблазны из среды, так чтобы народ Господен разумел, еже чтет, и преуспевал в страхе Божием. О сих словах и Иоанн Креститель говорит: уготовайте пугь Господень и пр. ( Мф. 3:3 ). Еврейск. =в р.-с. и сказал, 70 поняли как аор. 1 с а consecut . после аор. 2-го в ст. 13, и согласовали с ο ντεχμενο μου=держащиися мене, а посему: α ροσιν=и рекут. Ст. 15. Обитающий в высших сферах, Святый и Вечноживый Господь близок к сокрушенным сердцем и смиренным духом (ср. Пс. 33:19; 137:6 ), чтобы оживить их. Слав. во святых=ν γος не им. соотв. в евр. м. т.. Вместо =в р.-с. Я живу, 70 читали: , почему ναπαυμενος=почиваяй. Ст. 16. Он не вечно будет гневаться на народ Свой (ср. Рим. 11:1:25 ): дух бо, говорится, от мене изыдет, и всякое дыхание аз сотворих (ср. Пс. 77:39 ). Под духом и дыханием, по мнению бл. Иерон., здесь разумеются дух и дыхание, о которых написано в книге Бытия: и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу ( Быт. 2:7 ), о чем и Иов говорит: и дух Божий сущий в ноздрех моих ( Иов. 27:3 ). Некоторые из современников блаж. Иерон. готовы были понимать эти слова в смысле учения стоической философии, т. е. видеть здесь указание на дух, одушевляющий мир и правящий миром, – от которого все имеет ведение Бога; другие же разумели здесь Духа Святого, от Отца исходящего и в Сыне почивающего, носившегося в начале творения вверху воды и все оживотворяющего, в день же пятидесятницы сошедшего на бывших в сионской горнице учеников Христовых. Замечательно понимание этих слов в Таргуме Ионафана , т. е.: ибо Я намерен восставить души мертвых и дыхание Я сотворил. По смыслу Таргума, здесь говорится о воскресении мертвых, вчастности мертвых в Израиле (ср. Иезек. 37:5). Слав. всякое=πσην не им. соотв. в евр. м. т..

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

16:5). С сим согласна притча и Того, Который более Соломона: всяк возносяйся смирится « (Лук. 18:14). (Филарет, митр. моск.). 154 Благочестивые обычаи наших предков во время военных событий . Отправляясь на брань, князья и их воины призывали на помощь Бога и иногда приобщались св. Христовых таин; в продолжение брани при войсках носимы были св. иконы и кресты; но окончании битв победители приносили Богу торжественные благодарения. I. Так, великий князь Андрей Боголюбский, приготовляясь к борьбе (1164 г.) с волжскими болгарами, велел священникам обносить пред войсками (такого обычая он держался всегда) чудотворную икону Владимирской Богоматери, икону всемилостивого Спаса и честные кресты, и в то время, как все взывали в Богу о помощи, лобызали иконы и кресты, сам князь, а за ним и воины, приобщились св. таин. Когда после этого Господь благословил Боголюбского знаменитою победою над неверными: то прежде всего он поспешил со всею дружиною в иконе Богоматери и все „ударили челом пред св. Богородицею с радостию великою и со слезами, воздавая Ей хвалы и песни». (Полн. Собр. Р. Лет. 1. 161, Ник. Лет. II, 160, Степ. кн. 1, 299). II. В 1170 г. князья русские, выступая соединенными силами против половцев, положились на помощь Божию, на силу честного креста и на молитву св. Богородицы, и после весьма удачного похода в землю половецкую, истребив множество неприятелей, освободив многих пленников русских и стяжав огромные добычи, „похвалили всемилостивого Бога и силу честного креста с радостию великою“. (II. Собр. Р. Лет. II. 98; сн. „Ист, рус. церкви», Макария, м. моск., т. III, стр. 265 — 66). 155 Библейские изречения об обязанностях священнослужителей по отношению к верующим. Обязанности священнослужителей по отношению к верующим. а) будет над душами верующих: и тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от меня (Прор. Иезек. XXXIII:7). — Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостию, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно (Евр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

18:23)? И в конце того же пророчества: обратитеся и отвержитеся от всех нечестий ваших, и не будут вам неправды в мучение (там же ст. 30). Ибо там слово обращается к тем, кои хотят покаяться и правдою загладить грехи, чтобы обратиться с верою и от всего сердца принести покаяние. А здесь говорит к тем, кои вследствие множества грехов или нечестий своих отчаиваются в спасении и говорят: беззакония наши и грехи наши на нас, и мы истаеваем в них: как же мы можем жить? Смысл же следующий: если нам раз была предназначена смерть и если никакое врачевание не может исцелить наших ран; то какая надобность нам трудиться и изнурять себя и не проводить настоящую жизнь в отчаянии, чтобы по крайней мере ею наслаждаться, когда мы утратили будущую? Им отвечает Бог, что Он не хочет смерти нечестивого, но чтобы он обратился и был жив. И Он обращается к отчаивающимся нечестивцам: обратитесь от злых путей ваших. А чтобы мы знали, кто эти нечестивые, в следующих затем словах поясняется: к чему вам умирать, дом Израилев? Жизнь же и смерть в этом месте разумеется не та, которою мы наравне с животными по закону природы или живем или уничтожаемся чрез смерть; но та, о которой написано: благоугожду пред Господом в стране живых (Псал. 114:8). Душа согрешающая, та умрет (Иезек. 18:20). И от частной угрозы, высказанной по отношению к дому Израилеву, переходит к общему разъяснению, что и праведника не спасет прежняя праведность, если он будет совершать новые преступления, и грешника или нечестивого не погубят прежние грехи, если он делами правды исправит прежние заблуждения, и что Бог в том и другом судит не прежде бывшее, а настоящее. Если Я скажу, говорит Он, праведнику: ты будешь жив и пообещаю ему награды за праведность, а он, понадеявшись [на это], будет грешить; то все прежние праведные дела его будут преданы забвению и он умрет за настоящее беззаконие; но Мое определение остается неизменным, ибо Я не могу в одном и том же человеке воздавать грешнику то, что обещал праведнику. Наоборот, если Я буду угрожать и скажу грешнику и нечестивому: еще три дни, и Ниневиа превратится (Ион.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010