Искушение, которому подвергнутся обитатели земли, исходит от лица Бога Вседержителя. Направляемое против Его врагов, оно представляет ряд грозных обнаружений Божественного правосудия и всемогущества и имеет целью пробудить уснувшую совесть испытуемых, заставить их при­знать высокую и крепкую мышцу Вседержителя. Казни, которые будут постепенно и постоянно поражать врагов нового Израиля (главы 6, 8, 9), не имеющих печати Божией на челах своих, не посетят верных последо­вателей Христа (Апок. 9:4, 20—21 ср.Лк.12:37—44).    Ст.12. «Побеждающаго сотворю столпа в Церкви Бога Моего, и боле не имат изыти ктому; и напишу на нем имя Бога Моего, и имя града Бога Моего новаго Иерусалима, сходящаго с небес от Бога Моего, и имя Мое новое». Кроме разбираемого стиха «храм Бога» в Апокалипсисе и в других местах упоминается нередко: Апок. 7:15, 11:1, 2, 11:19, 14:15, 17, 15:5, 6, 8, 16:1, 17. Указанные места дают возможность составить более или менее ясное представление об апокалипсическом νας του Θεο. Тайнозритель, восхищенный в духе на небо (Апок. 4:1), видит там «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен и народов и языков, стоящих пред престолом Божиим и пред Агнцем в белых одеждах, с пальмовыми ветвями в руках» (Апок. 7:9). Это — собор победителей, непре­станно прославляющих Бога и Агнца (Апок. 7:10—12, 14): Они пребывают пред пре­столом Божиим и служат Ему день и ночь в храме Его (ср.Апок. 11:19, 14:15, 17 и др.). Следовательно, апокалипсический храм не есть какой-либо земной храм, в каком бы значении мы ни понимали этот последний, а храм небесный, духовный, место обитания Бога и особенного проявления славы Его. По изображению книги Откровения и этот небесный храм имеет временное значение: после победы над всеми антитеократическими и антихристианскими злыми силами, с наступлением нового периода в истории мира, с появлением нового неба и новой земли, когда слава Божия не будет ограничиваться в своих обнаружениях одним каким-либо особенным местом, но будет озарять все Царство нового Иерусалима, тогда храма уже не будет (Апок. 21:22) в нем, «ибо Господь Вседержитель будет храмом его и Агнец». Таким образом, для праведника пребывание в небесном храме начинается с момента победы, то есть блаженной смерти его (ср.Апок. 2:10), и обнимает период тыся­челетнего царствования со Христом (ср.26—27), после чего сменяется вечным упокоением в небесном Иерусалиме.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Они девственники. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу (Апок. 14, 1-5). И еще: взглянул я и вот великое множество людей, которого никто не мог перечесть из всех племен, и колен, народов, и языков, стояло перед престолом и Агнцем в белых одеждах с пальмовыми ветвями в руках своих. Они служили Богу день и ночь в храме Его (Апок. 7, 9,15). И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных (Апок. 7, II). В этом храме перед престолом Божиим стоял золотой жертвенник с четырьмя рогами и Ангел с золотою кадильницею возлагал на него множество фемиама с молитвами святых (Апок. 8, 3; 9, 13). Из этого небесного храма исходили ангелы для совершения определений Божиих на земле (Апок. 14, 15-20; 15, 5-8). Устрояются храмы христианские также с престолом и жертвенником, с кадильницами и со светильниками (Апок. 1, 12; 5, 4), с изображениями Господа Вседержителя, и Сына Божия, как царя и первосвященника (Апок. 16, 13), и Ангелов и святых Божиих человеков.В храме небесном св. Иоанн Богослов видел небожителей, которые имеют разные степени близости к Богу. Посреди внутри престола и вокруг престола он видел четырех херувимов в образах животных, день и ночь воздающих славу и честь Сидящему на престоле; далее вокруг престола он видел еще 24 престола, на которых сидели 24 старца из искупленных людей; они падали перед Сидящим на престоле и поклонялись Ему и полагали венцы свои перед престолом, затем предстояли и поклонялись Сидящему на престоле Ангелы и спасенные человеки (Апок. гл. 4 и 7).Так и в Церкви христианской в алтаре предстоят престолу Божию архиереи и священнослужители, а далее в храме стоят прочие христиане. В ветхозаветной церкви в алтарь или Святое Святых входил один первосвященник и однажды в год, а в христианский алтарь могут входить ежедневно для совершения службы не только архиереи, но и прочие священнослужители; в ветхозаветной церкви в святилище или вторую часть скинии входили одни священники, а ныне входят все христиане; ибо Господь Иисус Христос приблизил верующих в Него к Отцу своему небесному.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

    3) Исполнение повеления — обрезание ягод. Ст.19. «И поверг ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия». Ст.20. «И истоптаны ягоды в точиле за городом». Здесь намекается на город Иерусалим, вне которого на Масличной горе много было точил, или тисков, в которых выжимали маслины и виноград. С этого взята и эта эмблема (см.под.Иоил.3:13). Обрезать грозды здесь значит поражать наголову нечестивых, врагов Церкви. Повержение их в точило и топтание означает то страшное поражение врагов Церкви, в котором ясно проявится гнев Божий, и которое будет произведено в жестокой войне, на которой будет проливаться кровь врагов Божиих. Точило означает какое-нибудь обширное место, отделенное от стана святых, называемого здесь городом, на котором (месте) будет производиться поражение противников Божиих, и которое в гл.16 называется Армагеддон.     4) Следствие выжимания винограда. Ст.20. «И потекла кровь из точила даже до узд конских на тысячу шестьсот стадий». Это гиперболическое изображение вообще показывает, что поражение врагов Божиих будет самое ужасное, так что кровь как будто реками будет течь. 1600 стадий есть число определенное вместо неопределенного и вообще означает обширное поле сражения. В Евр.стадии 125 шагов в 5 футов, всех 625 футов или около 90 саженей. Библиографический указатель к 14-й главе     1). Андреи Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. М., 1889. Гл.39. Об Агнце и ста сорока тысячах (Апок. 14:1—3). Сл.14. Гл.40. Об ангеле, предвозвещающем близость будущего суда (Апок. 14:6—7). Гл.41. Об ангеле, возвещающем падение Вавилона (Апок. 14:8). Гл.42. Об ином ангеле, предупреждающем верных не принимать антихриста (Апок. 14:9—13). Сл.15. Гл.43. Как сидящий на облаке серпом пожнет произрастания земли (Апок. 14:14—16). Гл.44. Об ангеле, обрезывающем лозу горечи (Апок. 14:17—20).     2). Ф.Яковлев. Апостолы. Вып.2. Толкование Апокалипсиса. Видение девственников, торжествующих в небесах (Апок. 14:1—5). Предвозвестники наступающего гнева Божия (Апок. 14:6—20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

На престоле, как бы в деснице невидимого Сидящего на нем, Евангелие, читаемое верным от лица Агнца, Который открывает и читает книгу будущих судеб Церкви, запечатленную семью печатями. Посреди престола и старцев под видом хлеба и чаши – Тело и Кровь закланного Агнца. Семь рогов и семь очей Агнца, означающих семь духов Божиих, семь таинств, сообщаемых Духом Святым, но не иначе как в силу жертвы Агн­ца. Под престолом души убиенных за Слово Божие – гробы мучеников, на которых первые христиане совершали Евхаристию. Литургическое значение видений признает, как мы уже заметили, Ав­густи; представленное нами объяснение допускает Бингам; такое же объяс­нение дает им архиепископ Филарет. Литургический характер Апокалипсиса представится нам еще яснее, если мы обратим внимание на рассеянные по всей книге и иногда не раз повторяемые формулы приветствий, доксологий, целых молитв и гимнов. Святой писатель начинает книгу апостольски-литургическим приветствием: «Благодать вам и мир», – и затем прибавляет: «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» ( Апок. 1:4–6 ). Эта доксологическая формула часто повторяется и варьируется. «Седящему на престоле и Агнцу благословение и честь и слава и держава, во веки веков» ( Апок. 5:13 ). Иногда прибавляется «аллилуйя». «Аллилуйя: спасение и слава, и честь, и сила Господу нашему» ( Апок. 19:1 ). Утвердительная формула «аминь» употребляется иногда в начале и конце доксологий. «Аминь, благословение и слава и премудрость и благодарение и честь и сила и крепость Богу нашему, во веки веков. Аминь» ( Апок. 7:12 ); иногда с прибавкой впереди: «ей, аминь» ( Апок. 1:7, 22:20 ) или «аллилуйя» в конце ( Апок. 19:4 ). Небожители призывают к прославлению Бога песнею: «Хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие». Славословие: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» ( Апок. 4:8 ), – важно для нас не только тем, что оно влагается в уста херувимов, но и положением, какое занимает оно в небесном тайнодействии в ряду других песней.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

После того, как Господь проложил Своею Смертию, Воскресением и Вознесением нам дорогу на небеса, на землю пришел Другой Утешитель, и доныне живущий в Православной Церкви. Он влил в род человеческий жизнь Иисусову и очистил всех, бывших в Сионской горнице, от всех грехов. Вместе со всеми этого великого дара удостоилась и Пречистая Дева, достигшая в День Пятидесятницы полного совершенства ( Деян.1:14; 2:1 ) во всех видах небесных и земных добродетелей. По древнейшему Церковному Преданию Она была воскрешена Христом на третий день после смерти и теперь пребывает в том состоянии, которого мы достигнем после конца мира. Это Предание основано на глубоком понимании пророчества царя Давида: “Стань, Господи, на место покоя Твоего — Ты и ковчег могущества Твоего” ( Пс.131:8 ). Конечно, под ковчегом могущества должно понимать не ковчег завета, спрятанный Иеремией при штурме Иерусалима Навуходоносором, а Приснодеву, в Которую вселился Бог. Какова же слава Девы Марии по свидетельству Слова Божия? Она — Единственная Благодатная, Она победила диавола и села на Престоле Божием ( Апок.3:21 ). Она, как Вторая Ева, вкушает от древа жизни, которое посреди рая Божия ( Апок.2:7 ). Она имеет власть над язычниками и пасет их жезлом железным, и как сосуды глиняные они сокрушаются (эту власть Дева явила, например, защитив Москву от Тамерлана.) Она имеет звезду утреннюю, ибо попрала дракона и родила Истинную Денницу — Христа ( Апок.2:26-28; 22, 16 ). Она вкушает сокровенную манну и уже получила белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает ( Апок.2:17 ). Она облечена в белые одежды ( Апок.3:5 ), и имя Отца написано на челе Ее ( Апок.14:1 ). Она — и столп в храме Божием ( Апок.3:12 ), и Сама есть Храм и Град Божий, ибо Бог вселился в Ней и походил ( 2Кор.6:16 ). В Ней всехвален Господь ( Пс.47:2 ), и славное возвещается о Ней ( Пс.86:3 ). Она — истинная Приснодева — запертый сад, заключенный колодец, запечатанный источник (Песнь 4:12). Об этом пророчествовал Иезекииль, говоря: “… И привел он меня ко внешним воротам на восток, и они были затворены.

http://azbyka.ru/progulka-protestanta-po...

   На основании апостольских видений мы можем составить себе такое представление о литургии, современной ап.Иоанну. При тайнодействии первенствовал предстоятель: апостол или епископ и занимал трон, стояв­ший в передней стороне алтаря. С той и другой стороны сидели старцы — пресвитеры. Перед троном епископа стоял престол жертвенный. Пресви­теры в белых одеждах падают пред престолом и возносят хвалу и благода­рение Богу. На престоле, как бы в деснице невидимого Сидящего на нем, Евангелие, читаемое верным от лица Агнца, Который открывает и читает книгу будущих судеб Церкви, запечатленную семью печатями . Посреди престола и старцев под видом хлеба и чаши — Тело и Кровь закланного Агнца. Семь рогов и семь очей Агнца, означающих семь духов Божиих, семь таинств, сообщаемых Духом Святым, но не иначе как в силу жертвы Агн­ца. Под престолом души убиенных за Слово Божие — гробы мучеников, на которых первые христиане совершали Евхаристию.    Литургическое значение видений признает, как мы уже заметили, Ав­густи; представленное нами объяснение допускает Бингам; такое же объяс­нение дает им архиепископ Филарет.    Литургический характер Апокалипсиса представится нам еще яснее, если мы обратим внимание на рассеянные по всей книге и иногда не раз повторяемые формулы приветствий, доксологий, целых молитв и гимнов.    Святой писатель начинает книгу апостольски-литургическим приветствием: «Благодать вам и мир», — и затем прибавляет: «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Апок. 1:4—6). Эта доксологическая формула часто повторяется и варьируется. «Седящему на престоле и Агнцу благословение и честь и слава и держава, во веки веков» (Апок. 5:13). Иногда прибавляется «аллилуйя». «Аллилуйя: спасение и слава, и честь, и сила Господу нашему» (Апок. 19:1). Утвердительная формула «аминь» употребляется иногда в начале и конце доксологий. «Аминь, благословение и слава и премудрость и благодарение и честь и сила и крепость Богу нашему, во веки веков. Аминь» (Апок. 7:12); иногда с прибавкой впереди: «ей, аминь» (Апок. 1:7, 22:20) или «аллилуйя» в конце (Апок. 19:4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Семь духов (Апок. 1:4)      «Воскресное чтение», 1876     «Иоанн семи Церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть, и был, и грядет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его» (Апок. 1:4). Выражение «семь духов» не один раз встречается в Апокалипсисе, и тем необходимее поэтому выяснить подлинное значение его. Оно нахо­дится в следующих местах: (Апок. 1:4, 3:1, 4:5, 5:6).    Согласно с большинством толковников, под выражением семь духов в выписанном тексте нужно разуметь Бога Духа Святого. Здесь, как нео­днократно и в других местах Писания, Он призывается с Отцом и Сыном и называется Святым, от Которого исходят благодать и мир. В апокалип­сическом приветствии ап.Иоанна, часть коего составляют выписанные выше слова, Бог изображается Триединым, именно там указывается на Бога Отца, «Который есть, и был и грядет», на Бога Сына, Иисуса Христа, Свидетеля верного и т.д. и на Бога Духа Святого, в выражении: «от семи духов пред престолом Его».    Но, спросят, почему же здесь Святой Дух называется под этим образ­ным выражением? На это ответим: Апокалипсис — книга пророческая, отсюда и образная речь в нем; и так как седмеричное число всегда в Свя­щенном Писании значит нечто священное или совершенное, то посему и в этом месте оно означает Святого и совершенного Духа, Который, как ясно Он назван в Апокалипсисе (Апок. 4:5), есть Дух Божий.    В доказательство этого представим несколько мест, в которых встреча­ется седмиричное число, и значение коего представляется удобопонятнее.    В седьмой день, например, была суббота Господня, день, в который Господь почил, который Он благословил и освятил (Исх.20:10—11). По повелению Божию, израильтяне семь дней обходили вокруг Иерихона (Нав.6:6, 14, 15). В притчах Соломона говорится: «семь мерзостей в сердце его» (Притч.26:25), то есть в сердце естественного человека, что указывает на совершенную испорченность его. Когда Елифаз Феманский утешал Иова, то, желая убе­дить его в совершенной милости Божией, сказал: «В шести бедах спасет тебя и в седьмой не коснется тебя зло» (Иов.5:19). Пророк Исаия, изображая време­на, когда все язычники примут Евангелие, говорил: «И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день» (Ис.4:1).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   А когда в Великий четверток услышишь Евангельские слова: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Лк. 23:46; Мф. 27:50; Мк. 15:37), — подумай о том, что «дух» Свой «предал» Господь твой Иисус Христос, чтобы ты, душа, смогла быть «восхищенной» от мира сего даже и «до третьего неба», в самый «рай» — туда, где «на престоле» сидит «Сидящий, Живущий во веки веков» (Апок. 4:2, 9), «Царь царствующих и Господь господствующих» (1Тим. 6:15; Апок. 19:16). Туда, где звучат «неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12:2, 4). Туда, откуда будут видны «новое небо и новая земля», туда, где «сойдет с неба от Бога новый Иерусалим, город святой», о коем сказано: «се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними, они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Апок. 21:1—4).    Когда же услышишь ты призыв: «Святая святым!» — молись, душа моя, чтобы, причащением Пречистых Таин Христовых сейчас , обрестись тебе и тогда причастником тех, кто услышит слова «Сидящего на престоле: се, творю всё новое» (Апок. 21:5)...     Помилуй, Боже, помилуй мя.    Соделал еси спасение посреди земли, Щедре, да спасемся. Волею на древле распялся еси, Едем затворенный отверзеся, горняя и дольняя тварь, языцы вси спасении покланяются Тебе!, или, на церковнославянском: «Бог же, Царь наш, прежде века содела спасение посреде земли».     «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). Эти слова, которыми божественный тайновидец начинает свое благовестие, повергают мир в недоумение.    В недоумении — мир языческий, привыкший к поклонению материи, рукотворным богам: ведь слово нематериально, оно — продукт мгновенный, сказал — и нет его. Как может оно быть Богом?    В недоумении — современный мир атеистический, привыкший жить в безбожии, ведущий себя так, будто Бога нет: почему вы обожествили слово, что в нем такого, чтобы оно могло быть причислено к Божеству?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

“И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их” ( Апок.21:3-4 ). Открывается святому, что скиния эта будет истинной: ее прообраз был показан Моисею, а теперь Церковь служит ее образом. В этой нерукотворной скинии не будет ни плача, ни слез, ибо Податель вечной радости дарует святым видеть непрестанное веселие. “И смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло” ( Апок.21:4 ). И это по Писанию: “печаль и вздохи удалятся” ( Ис.51:11 ). А слова: “прежнее прошло” означают, что страдания святых и надмение нечестивых получат конец, соответственный каждому из них. Святитель Андрей Кессарийский (113, 691). Как особенность нового Иерусалима тайновидец указывает на то, что в нем нет храма : “храма же я не видел в нем…” И как бы предусматривая, что эта необычайность покажется слишком поразительной и неимоверной, что будут спрашивать, как можно быть граду Божию без храма Божия, он тотчас объясняет, почему это так: “Ибо Господь Бог Вседержитель — храм Его, и Агнец” ( Апок.21:22 ). Как бы так сказал он: человечество там совершенно и возвышено до того, что твари не заслоняют и не закрывают от него присутствия Божия; в это святое присутствие входят там непосредственно, не имея нужды в особом святом месте, являющем это присутствие. Нет нужды в храме потому, что человек живет в Боге и во Христе, как В храме, и в Нем Самом без труда обретает все, к чему мы стремимся проникнуть посредством храма. Если и там сотворенное око не объемлет несотворенного Света и потому нужно некоторое снисхождение и умерение Света неприступного, это совершает там открытый Свет Богочеловека Иисуса, Который Своим человечеством низводит и умеряет Свет Божества и Своим Божеством просвещает и делает блаженным человечество. Филарет, митрополит Московский (113, 692). “Времени уже не будет” ( Апок.10:6 ) Когда прекратится это быстротекущее и преходящее время, в котором одно приходит в бытие, а другое разрушается; когда минует потребность приходить в бытие и не будет уже разрушаемого, потому что ожидаемое Воскресение претворит естество в некое иное состояние бытия; когда прекратится и это преходящее время, потому что уже не будет силы, приводящей в бытие и разрушение,- тоща, без сомнения, кончится эта седмица, измеряющая время, и наступит восьмой день, то есть последующий век, который весь является одним днем… потому что день этот будет освещать не чувственное наше солнце, но истинный Свет, Солнце Правды, которое в пророчестве именуется Востоком ( Лк.1:78 ), потому что никогда не скрывается на западе. Святитель Григорий Нисский (18, 19).

http://azbyka.ru/apokalipsis/protoierej-...

Это обетованное Семя является теперь средоточием, стягивающим к себе все другие мессианские обетования. Даже в устах Валаама, обольщенного мздой ( 2Пет. 2:15 ; Иуды ст. 11 сн. Числ. 22:21  и дал.), по воле Бога Оно является как звезда, имеющая воссиять от Иакова, и жезл, имеющий явиться от Израиля ( Числ. 24:17 ). И вот «звездам служащие звездой поучаются поклоняться Солнцу Правды и видеть с высоты Востока» 623 (срав. Мф. 2:1 и дал.) 624 . Иаков передает это обетование о Семени сыну своему Иуде, благословляя его и торжественно, в пророческом духе веры, говоря: не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколю не придет Шило 625 и Ему покорность народов ( Быт. 49:10 ). Так после Иакова Иуде предназначается то, чтобы из его колена воссиял Господь наш ( Евр. 7:14  сн. Апок. 5:5 ) 626 . Колено Иудино сделалось корнем, из которого произошла ветвь дома Давидова (срав. Апок. 5:5 ). И вот Давиду уже в обетовании о сыне его Соломоне ( 2Цар. 7 ) дается обетование о Мессии 627 , а пророк Исаия прямо взывает: и произойдет отрасль от корня Иессеова и Ветвь произрастет от корня его, и почиет на Нем Дух Господень и пр. (11:1–2), провозвещая, таким образом, рождение Сына Божия от семени Давидова по плоти ( Рим. 1:3  сн. 2Тим. 2:8 ; Апок. 22:16 ; Иоан. 7:42  и др.) 628 . Так обетованное, Семя жены вообще, как семя человеческое, в откровении Духа пророческого проходит через точнейшие определения корней, из которых надлежало произойти Ему – Отрасли Праведной ( Иер. 23:5; 33:15 , сн. Деян. 7:52 ) – Солнцу Правды ( Мал. 4:2 ) – Христу 629 . Но вот это откровение уясняется еще тем, что обетование о Семени жены ( Быт. 3:15 ) представляется пророчеством о рождении Семени от жены без мужа, Сам Господь говорит через пророка Исаию: вот Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Исаии 7:14), что значит, поясняет Евангелист, приведши это несомненно прямое предсказание 630 , с нами Бог (Мф. 1:23, сн. Гал. 4:4 ) 631 . Мало этого, возвещается точно и ясно само время такого чрезвычайного рождения, уже предобозначенное в пророчестве Иакова ( Быт. 49:10 ) о рождении Льва от колена Иудина ( Апок. 5:5 ), в конце пророческого периода через пророка Даниила 9:25: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины 632 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010