По этому из Вавилона спасаемое общество Иеговы должно радоваться «веселится о пришествии этого Ангела, в котором имя Иеговы» ( Исх.3,21 ), в котором лицо Иеговы ( Ис.63,9 ), который являет Собой существо Иеговы и в лице которого придет Сам Иегова и будет обитать среди Израиля. «Радуйся и веселись дщерь Сиона», восклицает Ангел! «Ибо вот Я иду и поселюсь у тебя», говорит Иегова, что и начало исполняться в действительности с явлением на земле во плоти Сына Божьего, – этого Ангела завета, и что окончательно совершится при Его втором пришествии во славе ( Иоан 1,14 : Апок.21,3 ). Тогда то языческие народы, угнетавшие и разграблявшие Израиль, и сделаются добычею тех, которые им служили. Тогда царство Божие, ограничивавшееся до пришествия во плоти Ангела завета, одним только народом еврейским, распространится, как оно уже и распространяется, и прославится через принятие в него языческих народов, ищущих истинного Бога (ср. Мих.4,2 ). «И присоединятся», говорит Ангел, «многие народы к Иегове в тот день и будут Моим народом, (отчего Иерусалим и получил необыкновенно большое население – 2,4), и поселюсь у тебя и узнаешь, что Иегова воинств послал Меня к тебе». Тогда то, т.е. во весь период, начинавшийся от явления во плоти Сына Божия и завершающийся Его вторым пришествием во славе Бога и будут для Иерусалима, для той, т.е. земли, где будет обитать новое Божие общество, долженствовавшее образоваться из иудеев и язычников, огненною стеною (2,5), тогда-то Бог вполне приведет к окончательному и истинному осуществлению Свое определение касательно Израиля быть уделом Иеговы (Вт.32,9), «И наследует (тогда) Иегова Иуду, как удел Свой на земле святой, на земле обитания новозаветного общества и снова изберет Иерусалим». В благоговейном ожидании скорого пришествия Иеговы в лице Ангела Своего для суда одних и спасения других должна умолкнуть всякая плоть. «Умолкни», заключает Свое возвещение Ангел, «всякая плоть пред Иеговою (ср.  Авв.2.20 ); ибо Он поднялся из святого жилища Своего»;  Он скоро явится с неба для суда над своими противниками и спасения своих избранных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

7 В Библии число 100 означает большое количество чего-либо (ср. Лев. 26, 8; 1 Пар. 21, 3; Екл. 8, 12; Мф. 19, 29; Лк. 15, 4). Число 1000 означает великое множество (Быт. 24, 60;  Исх. 20, 6; Пс. 90, 7). Число 10 000 означает величайшее множество (Пс. 90, 7; 2 Цар. 18, 3; Песн. 5, 10 и др.). Число двенадцать (12) – во-первых, это число Церкви, народа Божия, соединения тварного и нетварного (12=4 х 3). Это касается и ветхозаветной Церкви, основанной на 12 коленах Израилевых, и новозаветной, основанной на 12 апостолах, и Церкви Будущего века (12 ворот с именами колен Израилевых и 12 оснований с именами апостолов – см. Апок. 21, 12–14).  Во-вторых, число 12 означает круг времен (12 часов дня, 12 часов ночи, 12 месяцев года). 8 В 3-й книге Ездры сказано, что «век разделен на двенадцать частей»  (3 Езд. 14, 11). То есть время  мировой истории, как и годовой круг, состоит из 12-ти неких  периодов. 9 Числа 100, 1000, 10 000 – см. объяснение числа 10. 8 Полноту времен, как выше было сказано, означает также число 7, однако, можно думать, в несколько ином, по сравнению с числом 12, смысле. Последнее имеет больше отношение к естественному, физическому кругу земного времени, тогда как число 7 характеризует полноту времен Божиих, то есть тех таинственных действий Промысла, тех периодов, времен и сроков, которые положил Небесный Отец в Своей власти.  9 В связи с этим число 13 можно рассматривать как символ некоторого особого периода, выходящего за пределы двенадцатиричного благословенного Богом исторического времени (13=12 + 1), и этот 13-й период в таком случае может означать не что иное, как богоборческое царство лжемессии-антихриста. О хронологии в книге  В книге часто бывает нарушена хронология, и это очень понятно: ведь Апокалипсис – это запись видений, показанных апостолу Иоанну, – как бы пьеса, драма, кинокартина. Ведь в кино, например, часто бывают отступления от прямой последовательности событий, возвраты назад, воспоминания героев о прошлом, одновременное развитие и поочередное освещение нескольких сюжетных линий и т. п. Несмотря на это, фильм или пьеса в целом всегда являются одним завершенным произведением. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Б. II, 28, 31 (=Е) и 15, 7=(J.); достоверность этого предания, сохранившегося даже среди ассирийского гнета позднейших времен, подтверждают и новейшие ассириолога, как Гоммель, Сэйс (Sayce, Hibbert Lectures 1887, стр. 41 сл.) и Иеремиас. Важны в особенности эти ранние влияния. 312 О вавилонском происхождении многих гностических представлений ср. Kessler Ueber Gnosis u. altbabylon. Religion Verhandl. d. V. Orientalisten-Congresses, II, 1, 288–305 (1882) и Anz, Zur Frage n. d. Ursprung d. Gnostizismus (1897). См. ниже гл. IV. 313 Напр., культ хананейских Ваалов или ассирийские культы при последних царях, ср., напр., 4 Ц. 21 и 23 (реформа Иосии) и Иез. гл. 8. 314 Ср. Gunkel, «Schцpfung u. Chaos in Urzeit und Endzeit» 1895, стр. 156–163. Следует заметить, что в В. З. не существует слова для обозначения «мира». В Еккл. III, 11 слово «олам» (ylam) означает вечность, а не мир. «Век сей» в мессианических чаяниях Израиля противополагается «будущему веку», и понятие мира (космоса) постепенно отожествляется с первоначальным понятием века – зона. 315 IV Ц. 20, 8–11 ...и сказал Езекия (Хиския): легко тени подвинуться вперед на десять ступеней; нет, пусть воротится тень назад на десять ступеней. 316 Ср. Jensen, «Babylonische Kosmologie», 23. Ср. Jeremias, Die babyl.-assyrischen Vorstellungen vom Leben nach dem Tode (1887), 121–6 и Warren, The paradise found at the Northpole (1885), 206 сл. 317 Правда, у стоиков мы находим аналогичные представления, напр., в известном гимне Клеанфа (ст. 15 сл.) или у Хризиппа (οδ τολχιστν στι τν μεςν χειν λλως κατ τν Δις βολησιν) . Но самое это учение о Промысле связывается стоиками с их пантеизмом, вследствие чего оно имеет совершенно иной характер, чем ветхозаветное или христианское учение: стоическое «Провидение» естественным образом обращается в «судьбу» или «необходимость», которая является роковою для личности, для всего индивидуального. 318 Weber, Die Lehren des Talmud (1886), стр. 194. 319 Впрочем, см. 2 Макк. 7, 28 οκ ξ ντων и Апок. Баруха 21, 4; 48, 8 (?) изд. Charles; с другой стороны Рим. 4, 17 и Евр. 11, 3 (μ κ φαινομνων) и 2 II. 3, 5 ορανο σαν κπαλαι κα γ ξ δατος κα δ δατος συνεστσα τ το ϑεο λγω . 320

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

A иногда чувствовать над собой карающую десницу Божью. в) Скорби, происходящие от ненависти мира (2 Тим. 3:12; Мф. 10:22; 24:9 ). Мир не может не ненавидеть учеников Христовых, поскольку он ненавидит Учителя. Но эта ненависть составляет для христиан, особенно вначале, великую скорбь. г) Скорби , наконец, возбуждаемые слиянием нечестия и безаконий (Иезек. 9:4; 2 Петр. 2:8; Псал. 72:2–5; 109:6 ). Зло имеет большой успех в мире и влечет за собой тяжкие скорби для благочестивых душ. 2. Чем христиане могут утешаться при испытании всех скорбей мира сего? а) Мир не имеет ничего лучшего, кроме скорбей , хотя и кажется что наоборот. На первый взгляд, мир имеет много радостей и утех. Мир, сказано, возрадуется, — радуется в своей суете, радуется о страданиях, причиняемых им последователям Христовым. Эти кажущиеся радости и удовольствия мира возбуждают иногда в мыслях христиан некоторое недоумение и смущение (Псал. 72:3; Иов. 21:7–8 ). Но христианин знает, что мир на самом деле не имеет ничего лучшего, поэтому он не завидует его суетности, блеску и радости, и не взирает с вожделением на его похоти. б) Истинный последователь Христов испытывает не только скорби и страдания, но и радость . Мир думает, что благочестие рождает из себя только печаль и уныние. Но оно имеет в себе прежде всего радость, — радость чистую и не преходящую (Ис. 54:7–8; 61:10; Псал. 118:129; 2 Кор. 6:10; 7:4 ). И этим христианин утешается в страданиях. в) В царстве Христовом так устроено, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (Рим. 8:28; Рим. 5:3–5 ). Даже скорби, страдания, изнурительные лишения, жестокие кары полезны для них. Поэтому говорится (Евр. 12:5–1l ). Это должен помнить христианин и не предаваться отчаянию в бедствиях. г) Скорби кратки в сравнении со славой, которая следует за ними (2 Кор. 4:17; 16 ). Этой истиной христианин успокаивается. д) Скорби не только некогда прекратятся, но и обратятся в вечную радость (Иоан. 16:20–22 ). Если христианин помыслит о многих, перенесших великие скорби (Апок. 7:14 ) и о том часе, когда Господь осушит слезы его, то может оставаться спокойным, подвергаясь временным бедствиям и страданиям (Псал. 29:5–6 ). Несомненная надежда христиан на блаженную вечность

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   Ср. Апок. 9:4.    В этом гимне преп. Симеон использует форму диалога с Богом. Гимн написан анакреонтическим восьмисложником и переведен размером оригинала.    Ср. Ин.1:18; 1 Ин.4:12.    Букв. “прежде всех творений видимых и умопостигаемых”.    Букв. “ни видимых, ни невидимых”.    Т.е. существовал как Бог прежде, чем родился как человек. Ср. Ин. 8:58.    Букв. “некрасив”.    Ср. Ин. 10:15.    Букв. “давать другим дух и подавать им жизнь”. Ср. Быт. 2:7.    В гимне описывается беседа с Богом в состоянии восхищения (экстаза). гимн написан политическим пятнадцатисложником.    Ср. Ин. 1:18.    Ср. 2 Кор. 2:12.    Ср. 2 Кор. 5:10.    Ср. Мф. 16:24; Мр. 8:34. Отсюда начинается ряд аллюзий на евангельские тексты, из которых по преимуществу состоит вся речь Христа в гимне.    Ср. Мф. 20:27; Мр. 9:35.    Ср. Мр. 5:44.    Ср. Мф. 5:10.    Ср. Ин. 1:18.    Ср. Мф. 5:10—12.    Ср. Мф. 7:21.    Ср. Мр. 15:28.    Ср. 1 Кор. 13:12. Часть 2 Гимн 17 О том, что те, которые уже здесь через причастие Святого Духа соединились с Богом, будут и после смерти пребывать с ним. С теми же, которые не таковы, произойдет противоположное (42:14)    Начало жизни для меня — конец,    Кончина жизни для меня — начало,    Не знаю я, откуда прихожу,    Где нахожусь, куда пойду — не знаю.    Я, как земля, рождаюсь от земли,    Как прах от праха, будучи, конечно,    От тленья — тленным и всецело смертным.    Немного дней живу я на земле    И умираю — ухожу из жизни    В иную жизнь. Я оставляю тело,    Но знаю, что оно воскреснет вновь    И будет жить во веки, бесконечно.    Мой Боже! На меня теперь взгляни    И сжалься надо мною и помилуй.    Вот, силы уж оставили меня,    Приблизился я к старости и смерти.    Идет князь мира, чтобы испытать    Дела мои дурные и пороки.    Предстали палачи — схватить хотят    Они мою истерзанную душу    И в бездны ада за собой увлечь.    Так поспеши, всемилостивый Боже,    Благоутробный, сжалься надо мною,    Грехов моих теперь не вспоминай    И не оставь меня. Не дай погибнуть

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

– Страшна смерть; но тому, кто не имеет печати спасительной, кто отрекся носить язвы Господа ( Гал.6:17 ), или чувствуя себя грешником, не прикрылся язвою всех исцелившею ( 1Пет.2:24 ). Страшна смерть; но тому, для которого смерть вторая ( Апок.20:6 ) последует за первою. Страшна смерть; но тому, коего грехи со дня на день умножаются, и никогда не омываются покаянием – суд коего отложен для вящего наказания ( 2Пет.2:9 ). Страшна смерть; но тому, кто ею никогда не занимается, и даже, может быть, скучает теперь и смеется, что мы ею занимаемся. Из того, что добрые и злые умирают равно, мы не смеем заключить, что все вечно счастливы или несчастны равно. Так говорить стыдились язычники, упования неимущие ( 1Сол.4:13 ); так не думают люди лишенные всякого просвещения: тем, иже Христовы, еже жити, Христос, а еже умерети приобретение ( Фил.1:21 ). Праведницы во вгеки живут (Прем. Солом.5:15): мука и смерть есть наследие нераскаянных». В заключение слова проповедник воспоминает о достоинствах умершего и говорит: «будет время когда процветут кости праведников. Процветут? Почтож еще печаль снедает сердце и теснит дух наш? Дщери Иерусалимские, плачьте о самих себе ( Лк.23:28 ). Взойдем в себя, – и узнаем, что мы теперь думаем, делаем: мы ужасаемся того состояния, которое уже испытал и нашел легким дух сего собеседника, недавно нашего, а ныне Божия. Господи! мы приносим Тебе жертву, Тобою Самим избранную; мы молнм, да успокоиши душу раба Твоего Петра в недрах Авраамовых, в селениях праведных! Мы веруем, что ангелоподобный дух видит и ныне небо отверсто, и отселе может зреть лице Твое: но мы еще и телом и духом отстоим от Тебя далече. Ты вечную жизнь начал для него еще во времени: ибо он, еще сый между нами, ничего столько не желал, как, прияв плоть и кровь Сына Твоего, соединиться с Ним, и в Нем с Тобою. Сотвори, да дух его, во уповании на Твою благость, разлучившийся с нами, не разлучен будет от нас:, утешит любовь, хотя тщетно, но искренно о нем сетующую; убедит невидимо, и научит нас быть более Тебя достойными. О сем молим, сего надеемся, по дару Христа Твоего. Аминь» 278 . В расположении проповедей Евграфа нет школьных приемов прежнего времени, нет деления, подразделений и всех так называемых реторических распространений. Он говорит свободно, говорит речью отрывистою, которая, впрочем, не препятствует внутренней связи между отделами поучений. Проповедь его не похожа на Рассуждение, составленное по всем правилам реторнческого искусства, что замечается в первых проповедях Платона. К особенностям речи Евграфа должно отнести то, что он любил аллегорические приспособления лиц и событий библейских, любил наполнять проповедь не столько целыми текстами св. Писания, сколько отдельными словами, вырванными из текста, иногда вовсе без нужды; впрочем, последний прием не доходил у него до гой крайности, какою отличался в этом случае Аарон Нарциссов, у которого в проповедях нет почти строки, где бы не было слова или слов Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

12. Но если соглашают тебя на дело порочное, противное закону и присяге, то вспомни апостольское слово: Повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком (Деян.5:29); и не только с твердостию откажись от согласия на зло, но еще старайся благоразумно воспрепятствовать злу. В отношении к делам службы 13. На страже будь бдителен. Воин нерадивый или неверный в деле стражи виновен против своей присяги и, сверх того, делается совиновным во всяком преступлении, которое по поводу нерадивой или неверной стражи совершиться может. 14. На войне будь храбр, надеясь на Бога, всесильного Защитника и Помощника. Скажи себе то, что говорил Давид: На Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне человек? (Пс.55:12). Се, очи Господни на боящияся Его, уповающия на милость Его, избавити от смерти души их (Пс.32:18-19). 15. Не теряй бодрости духа в опасности. Если ты верен своей должности, то Бог или спасет тебя от смерти, или спасет тебя смертию, которая принесет тебе нетленный венец. Или не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя (Пс.90:10-11): или душа твоя будет в руце Божией, в числе тех, которые пред лицем человеческим аще и муку приимут, упование их бессмертия исполнено (Прем.3:1.4). Помни слово Спасителя: Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити (Мф.10:28). 16. Будь трудолюбив и охотно переноси тягости службы. Еще первому человеку, а в нем и всем человекам, Бог дал сию заповедь: В поте лица твоего снеси хлеб твой (Быт.3:19). К самому себе 17. Не столько береги тело свое от ран и от изнурения подвигами, сколько душу свою от язв греха и тело от осквернения и расслабления делами греховными. Берегись забвения о Боге, которое помрачает и ожесточает душу, и плотского невоздержания, которое и душу, и тело расстраивает. 18. Старайся сделаться победителем над своими худыми склонностями, так же как над внешними врагами. К сей совершенной победе поощряет тебя Царь Небесный, когда говорит: Побеждаяй наследит вся, и буду ему Бог, и той будет мне в сына. Страшливым же и неверным, и скверным, и убийцам, и блуд творящим, и чары творящим, идоложерцем, и всем лживым, часть им в езере, горящем огнем и жупелом, еже есть смерть вторая (Апок.21:7-8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=769...

Итак, в отношении возвещения слова 7 есть два рода верных; одни это делают писательством 8 , другие устно, живым голосом. И не оба ли эти рода верных достойны быть и принятыми 9 , так как деятельную веру любовью доказывают? Вине же того, кто лучшего не сделал выбора, Бог не причастен. Посему призвание одних возвещать учение жизни , чтоб принесло оно плод, задача же других доказывать ценность его самой жизнью. Решение же, на сторону ли сего учения веры стать или оное отвергнуть, зависит от избирающих. Двумя способами себя заявляет разумение сего спасительного учения; один, это – публичное возвещение о нем, другой некоторого рода благовестническая жизнь, благодетельность сего учения собой на деле доказывающая. Которым бы из двух этих способов на пользу сего учения кто ни действовал, «жизнью или слогом», (Илиады 1:77). в обоих случаях учение то он поддерживает и успехам его содействует. Потому что сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную, добро же делая, сим да не утомляется ( Гал. 6:8,9 ; срав. Притч. 22:8 ; Рим. 8:13 : Апок. 2:3 ; Евр. 12:5,12,15 ). Тот, кого Божественное провидение призвало заниматься делом проповеди , становится при сем обладателем величайших благ. Действует он по принципу веры, в гражданскую жизнь он приносит с собой добрую волю, в своей частной жизни он стремится к простоте и естественности, к непорочности; внутри себя он носит постоянное влечение к исследованию и изысканию, выслеживая знание истинное; словом, имеет тот в своем призвании средства и случай к спасению 10 . Те же, кто такими благовестниками бывают наставляемы в сем спасительном учении честно и искренне, восприняв в оном вспомогательные для достижения вечной жизни средства, воспаряют па небо. Слово достоудивительно прекрасноое изрек о честных проповедниках истинного учения Апостол. Во всем, говорит он, мы оказываемся такими, какими быть подобает служителям Божиим. Будучи бедными,. многих обогащаем; ничего не имея, всем владеем. Уста наши отверсты к вам (свободно мы высказываем свои требования пред вами) (2Kop. 6:4,10,11). Заклинаю тебя. говорит он в послании к Тимофею, (настоятельно прошу), Бога во свидетели призывая и Христа Иисуса и избранных (досточтимых) Ангелов и именем их свидетельствуясь, что говорю истину: сохрани это без предубеждения, ничего не делая no пристрастию 11 ( 1Тим. 5:21 ). Необходимо таким образом, чтобы и те и другие испытывали себя; одни, – словом учению веры способствующие, – в том, достойны ли они того и заслуживают ли их сочинения того, чтоб быть им переданными в потомство; другие же, – учение веры выслушивающие, – в том, в ту ли силу они его выслушивают и вычитывают, в какую говорится и пишется, и способны ли они к правильному суждению о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Окаянен аз человек! От такого воззрения на самого себя зарождается в христианине блаженная нищета духа, является разумный духовный плач, зиждется сердце сокрушенное и смиренное, которое Бог не уничижит В человеке от жительства по Евангелию является как бы естественно заповеданное Евангелием покаяние. И так покаяние необходимо не только для того, чтоб уверовать во Христа: оно необходимо для пребывания в вере, для преуспеяния о Христе; оно необходимо для живой веры во Христа. Покайтеся, приближися бо царствие небесное. Остается объяснить: почему в ныне рассматриваемых нами словах Господа нашего завещание покаяния и возвещение о близости царства небесного так тесно соединены между собою? Почему не выставлено между ними никакого промежуточного подвига, никакого промежуточного обстоятельства? Причина заключается в том, что Господь наш Иисус Христос - Агнец Божий, вземляй грехи мира, - сделал все для нашего спасения. Он примирил нас с Богом, уготовал и приобрел для нас царство небесное. Нам, человекам, предоставлен в деле спасения нашего один труд - труд принять спасение, дарованное нам Богом туне и всецело, труд покаяния. Царство небесное и Царь небесный несказанно близки к нам - несравненно ближе, нежели как мы полагаем. Се стою при дверех сердца человеческого, возвещает этот Царь, и стучусь в них Моим всесвятым и всесильным Словом: аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним и той со Мною Совершается отверзение дверей сердца для небесного Царя - покаянием. Покайтеся, приближися бо царствие небесное. Аминь. Примечания Матф. IV, 17 Деян. XX, 21 Иоан. Ш, 17, 20 Иоан. V, 44 Лук. XVI, 9, 14 Матф. XXII, 5 Лук. XVI, 14 Марк. I, 15 Главы Деятельные и Богословские. Доброт. ч. I, гл. 4 Рим. VII, 22, 24 Пс. L, 20 Иоан. I, 29 Апок. III, 20  Поучение 2-е в неделю по Богоявлении. О покаянии Покайтеся: приближися 6о царство небесное Покаяние есть первая новозаветная заповедь; покаяние есть начальная новозаветная добродетель, вводящая во все прочие христианские добродетели.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Но вместе с этим образ закланного агнца указывает на победу, которая именно дала Иисусу Христу право сообщать людям Божественное откровение. Это право заключалось в том, что Он был Агнцем, закланным за грехи мира (13:8; Евр. 9:26 ). Как об Агнце, принимающем на Себя грехи мира, о Нем предсказывал еще пр. Исайя (53:7–8); повторил это и Иоанн Креститель ( Ин. 1:29, 36 ; ср. Деян. 8:32 ; 1Пет. 1:19 ). Что же касается того выражения, что Агнец был как бы закланный (ς σφαγισμνον), то это «ς – как бы», подобно 1:10; 4:1, 6 и особенно 13:3, означает не то, будто бы Агнец только казался закланным, не будучи таковым в действительности, но то, что он явился пред Иоанном с такими признаками, которые свойственны закланному агнцу, т.е. с раною заклания 315 . Описание стоявшего перед престолом Агнца не ограничивается указанием на его закланность. Присоединяется еще и то, что он имел семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посылаемых во всю землю. Рог в свящ. Писании всегда употребляется как символ силы и защиты. ( Пс. 18:3; 89:18 ; Иер. 48:25 ; Иез. 29:21 ; Дан. 7:8 ; Зах. 2:1 ; Лк. 1:69 ; Апок. 13:1 ), и семь рогов Агнца, как число священное и число полноты, означают полноту могущества Иисуса Христа как Богочеловека и Искупителя. Рога, как символ понятный и известный, не объясняются Иоанном, но относительно очей он замечает, что они означают семь духов Божиих. Более правильное чтение, как и в русском переводе, не « εσι», но «ο εσι», т.е. которые суть...; которые («ο») относятся не к κρατα (рога), а только к ближайшему определяемому φθαλμος (глаза); здесь то же, что ив 1:15 и 4:1 316 . Относительно того, что нужно разуметь под семью духами Божиими, существуют различные мнения толкователей. Одни 317 разумеют семь ангелов, другие же 318 – семь даров Св. Духа и сближают с выражениями Ис. 11:2 и Зах. 4:10 . Но так как невозможно объяснить и понять, почему только семь ангелов (называются) являются посланными на землю, ибо все ангелы суть слуги Божии, в служение посылаемые ( Евр. 1:14 ), то лучше согласиться со вторым мнением и, как в 1:15 и 4:1, под семью духами разуметь Св. Духа с Его благодатными дарами, которыми Он почивает на Иисусе Христе и пребывает среди верующих, изливая на них обильную благодать искупления. Что же касается того возможного возражения, что Св. Дух уже был представлен в этом видении семью светильниками (4:5), то оно устраняется предположением происшедшей перемены в видении, когда прежних светильников уже не было перед глазами тайнозрителя 319 , а главным образом тем замечанием, что от апокалиптического видения нельзя требовать полной ясности всех подробностей: здесь, как и в сновидениях, может совмещаться то, что в действительности несовместимо 320 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010