Поскольку утешение предполагает нужду в нем, то пророк и начинает речь свою изображением бедствий грядущего суда. Дом Давидов берет себе на помощь, вместо обетования Иеговы, силу Ассурову и Ефрем радуется союзу с сириянами; за это Ассур совершенно погубит Ефрема и с силою наступит на Иуду; – однако Еммануил защитит свою страну от всемирного могущества ( Ис.8:5–10 ). Он, Господь, хочет сохранить свой народ, a не Ассур сделает это; поэтому люди благочестивые – разумные не должны согласоваться с мнением неразумной, непокорной и упорной массы народа, которая старания пророка отклонить от союза с Ассуром называет жестокостью и даже заговором против царя и народа (cp. Апок.7:10,11,12 ; 2Пет.3:14,15 ): но они должны бояться Господа, который за сие и в постигшей их нужде будет для них святилищем, где они могут воспользоваться убежищем; тогда как для непочитающих Бога и собственные их силы послужит камнем претыкания и сетью уловляющею ( Ис.8:13–15 ; Лк.2:34 ; Мф.21:44 ; Лк.20:18 ); при чем и откроется, кто препятствовал учиться закону, запечатывал его ( Ис.8:16 ). Пророк и все верующие всецело предаются этому обетованию ( Ис.8:17,18 ; Евр.2:13 ). В силу этого обетования верующие не должны искать объяснения будущего y заклинателей мертвых и чревоволшебников, но обращаться за откровением к закону ( Ис.8:19,20 ). Народ неверующий, среди ассирийского утеснения, впал в глубокий мрак отчаяния, и безнадежности (Ср. Апок.16:11,21 ; Мф.4:15,16, 21:22 ). Но этот мрак не вечно будет облегать страну израильскую; наступит день спасения, и именно в тех израильских областях, которые были больше всего во мраке Свет воссияет всем народам, и оставшиеся в земле опустошенной увидят его ( Ис.9:1,2 ; Мф.4:15,16 ). Размножение теперь умаляющегося народа и защита от врагов, которые без остатка все истребятся – будет уделом Израилю чрез Еммануила; Его пророк как бы видит уже рожденным и явившимся для получения власти; Он чуден по своим богочеловеческим свойствам; как великий Советник, Он есть источник мудрости и подает совет своему народу; как Бог крепкий, Он сильная защита от врагов; он вечности руководит своим народом, как отец детьми, a теперь устрояет царство мира; и все это так верно, как верно то, что Господь, любящий свой народ не успокоится до тех пор, пока не осуществит на Нем своих предопределенных планов ( Ис.9:2–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Особенно подробно Штауденмайер толкует книгу Премудрость Соломона. Прем.7:7 , Прем.8:3–21 , Прем.9:4 , Прем.9:9–12 говорят о высоком происхождении Премудрости. Прем.8:25–26 можно истолковать, как эманацию Премудрости из Бога; но выражение – дыхание силы Божией, излияние славы Вседержителя, отблеск вечного света, чистое зеркало действия Божия и образ благости Его, – надо понимать, как творение, «потому что, то, что истекает из Бога, поскольку Он не может истечь Сам из Себя, может быть мыслимо только происшедшим через творение»; это подтверждает и Прем.6:22–23 18 (43–45). Прем.7:26–30 говорит о деятельности Премудрости: в божественных идеях действует сила божественной воли; но сперва ( Прем.7:17–25 ) автор говорит о тварной Премудрости, как начале знания; мысль его восходит от мира и его истории к тварной Премудрости, пребывающей в мире, а через Нее – к Богу, поскольку тварная Премудрость обоснована в абсолютной (46–48)… В Прем.7:22–30 Штауденмайер видит наилучшую характеристику тварной Премудрости, как мира божественных идей о твари или мировой истины, становящейся знанием в человеке. Божественную идею нельзя отожествлять с одним из ее свойств: ее надо рассматривать во всей ее полноте (49–50). В определении духа Премудрости, как νοερν (умный), Штауденмайер видит, прежде всего, указание на формальную истину или необходимые, и всеобщие априорные начала знания, вне которых невозможно ничто разумное… В человеке πνερα νοερν проходит ряд ступеней. Во-первых, ступень духовной силы или потенции, открывающейся в духовном чувстве (Sinn) и зрении (сюда относятся определения Прем.7:22–24 – подвижный, быстрый, острый и глубокий). Во-вторых, он есть мышление, ум и рассудок (Vernunft und Verstand) ( Прем.4:12 , Прем.9:15 , Еф.3:20 , Фил.4:7 ). Но мышление от непосредственного восприятия подымается к осмыслению и рефлексии, т. е., к разумности (Intelligenz) ( Иов.7:17 , Исх.7:23 , Лк.24:35 , Апок.13:18 , Апок.18:9 ); с последней связана способность решать и предполагать, или убеждаться ( Иез.10:7 , Иез.11:13 . Рим.11:34 , Рим.14:5 ; 1Кор.2:16 ). В нравственной области разумность становится нравственной установкой (Besinnung) ( Прем.4:12 , Рим.1:21 , 1Кор.1:10 , 1Кор.14:14 , Еф.4:23 , Кол.2:18 , Тит.1:15 ; 1Тим.6:5 , 2Тим.3:8 ). Премудрость становится для человека нравственным законом или «практическим разумом» ( Рим.7:15–24 ), хотя истинный Законодатель есть только Бог (51–54).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

(Севне) гл. 22:15–25. Это пророчество, стоящее в непосредственной связи с предшествующим, направлено особенно против Сомпана домоправителя царского, одного из самонадеянных гордецов и безбожников; он вопреки увещаниям пророка Исаии, постоянно побуждал царя к союзу с египтянами. – Этот гордый муж дозволяет себе строить родовые гробницы, почти подобные царским, но Господь переселяет его в Вавилон, где он должен будет умереть позорною смертью ( Ис.22:15–19 ). Он лишится своей должности, чтобы уступить место достойнейшему, который в свою очередь будет употреблять свою власть в пользу своих родственников и наконец также погибнет ( Ис.22:20–24 ; Апок.3:4 ). Двенадцатое пророчество На Тир 14 гл. 23. Вавилон – столица всемирной монархии начинает, a Тир – город всемирной торговли – оканчивает собою ряд пророчеств о своем величии пред воцарившимся в Сионе Господом, пред явлением которого луна покраснеет и солнце побледнеет ( Ис.23:21–23 ). 2 . Песнь об избавлении гл. 25–27:6. A) Пророк, переносясь к последним дням мира, прославляет виденное в псалмах и песнях. Прежде всего он славословит Господа за то, что Он сокрушил могущественный всемирный город с другими городами сильными и оказал защиту и покров обществам, угнетаемым тиранией этого города ( Ис.25:1–5 ). На Сионе открывается совершеннейшее царство Божие, и язычники принимают участие в его благах. Там нет более печали, ни смерти, ни болезни, ни поношения ( Ис.25:6–8 ; 1Кор.15:4,5 ; Апок.7:14, 21:4 ). Б) Между тем, как Израиль радуется благодатному пребыванию среди него своего Бога, – Моав, язвительный и тщеславный враг народа Божия, испытывает откровение гнева Божия к глубочайшему своему смирению, и должен все таки погибнуть, не смотря на все свои хитрости ( Ис.25:10–12 ). B) В стране Моавитской народ попирается ногами; города уничтожаются до основания; но Израиль радуется за свой несокрушимый город, в который Господь дозволяет входить своему обновленному народу и жить в мире и непоколебимой надежде на Бога ( Ис.26:1–7 ). Избранное общество твердо надеялось, что Господь откроет свою правду на суд и спасет их, и вот это исполняется ( Ис.26:8,9 ). Теперь стало ясно, что враги Божии неисправимы ( Ис.26:10,11 ). Они не видит руки Божией, так пусть чувствуют Его мщение ( Ис.26:11 ). A народ Божий будет наслаждаться невозмутимым спокойствием, поскольку тирания и тираны всемирного могущества исчезли бесследно, a Израиль возрастает и преуспевает ( Ис.26:12–15 ). Пророк еще раз вспоминает ту скорбную ночь, которая предшествовала явившемуся освобождению: избранное общество постоянно надеялось, что вот должно совершиться спасение, но надежда становилась им в посрамление, и то, что Израиль предпринимал сам для своего спасения, не приносило пользы ( Ис.26:16–17 ). Но теперь спасение явилось и знающие Господа, умершие в дни бедствий, снова восстанут, поскольку земля возвращает мертвецов, чтобы вместе с оставшимися в живых образовать величественное общество ( Ис.26:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Ад крепчайшие имеет твердыни и никто из них не изыдет, сам собою, без Христа. Ад или Небесные Обители будут нашим жилищем по кончине времен? Ведает сие Тот, Его же очи видят несодеянное наше и в чьей деснице ключи ада и смерти. Ад разделяется от Царствия Божия толико велиею пропастью, что переход из одного в другое невозможен, как Авраамом речено несчастному Богачу. Ад столько имеет в себе ужасов, что для сердца смыслящего довлеет одного о нем представления, чтобы возненавидеть и отвергнуть грех, сие адское исчадие. Ад родился и образовался вместе со грехом – не человека, но Люцифера. Ад внутри человека открывается и бывает, подобно, как и Царствие Божие. Ад внутри человека есть владычество страстей и существенное личное в нем пребывание не одного, а иногда многих злых духов (легион). О, аде, где твоя победа? Там, где нет поста, где нет молитвы Иисусовой, т.е. от Господа Иисуса преданной и к Нему Господу Иисусу возносимой; там и тогда, где и когда предаются нечистым замыслам и делам, где гордость и прочие дела тьмы. Ад есть темное место, или темное состояние духа. Следовательно, где свет Христов и Сам Христос, там нет ада. Адского темного Царства разрушение требовало многих дел и жертв, или лучше, единой великой жертвы – Сына Божия и Его вольной смерти. Адское царство, как и Царство Божие, на заблужденной и растленной земле в начале своем было подобно зерну горушну, и постепенно, Божиим попущением, разрослось так, что на нем витати можно птицам, но не небесным. Адское Царство, подобно как Царство небесное, имеет на земле своих слуг и членов. Мы их не знаем; но царь тьмы, равно как Отец и Царь Светов ведают сущия своя. В Апокалипсисе видим, что как Ангелы светлые запечатлевают рабов Бога своего на челех их (гл.7 и 9), так и темные духи – слуги оного льстящего вселенную зверя – дают своим из людей клевретам начертание на десней руце их или на челех их, да никто же возможет ни купити, ни продати, токмо кто имать начертание ( Апок.13:17 ). Ад бесконечен потому, что бесконечно ожесточение и противление злых ( Апок.16:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Таким образом, выражение «в начале сотвори Бог небо и землю» (ст. 1) означает творение мира во всей его совокупности, творение, явившееся материалом для последующей творческой устроительной деятельности, творение, однако, не хаотического какого-либо вещества, на что указывают определенные выражения Бытописателя «небо и земля, – творение первое и в собственном смысле этого слова на что указывает самый еврейский глагол «бара», означающий произведение чего-либо именно из небытия 4 . Положив в основание повествования о происхождении мира мысль, что один Бог виновник, происхождения вселенной (неба и земли ст. 1), вызвавший ее из небытия в бытие. Моисей приступает прямо к описанию того состояния земли, в каком она находилась пред шестью днями творения, о состоянии же неба, за это время совсем не упоминает, несомненно, потому, что предметом его описания была, но преимуществу земля с ее главным обитателем – человеком и их происхождение. «Земля же бе невидима и неустроена: и тма верху бездны: и Дух Божий ношашеся верху воды» (ст. 2-й). Некоторые находят во втором стихе указание на хаос древних на том основании, что библейское выражение «невидима, и не устроена», с еврейского «тогу ва богу» всюду, где ни встречается оно в Библии ( Ис.34:11 ; Иер.423 ), обозначает положительное опустошение, запустение, которое заступает место прежней полноты жизни и плодородия, но никогда не обозначает естественный, идифферентный недостаток жизни, низшую степень развития земли, когда последняя не наполнилась еще жизнию. Выражение «тогу ва богу» усиливается во 2-м стихе еще указанием на царивший всюду мрак и льющиеся воды, а тьма, по писанию, представляется формой и картиной злато и зла; тьма – это нечто безбожное, которое должно быть побеждаемо; в новом Иерусалиме нет никакой ночи ( Апок.21:25; 22:5 ). Также и «тогом» означает бездну, которая при образовании земли была положена пределом. (Причт.9:27; Пс.37:7 ; Иов.38:8–11 ) и которая выступила, когда природа возмутилась против человека ( Быт.7:11; 8:2 ). Между морем, смертию и адом находится тайная связь ( Иов.38:16 ; Апок.20:13 ) Одним словом, по мнению Делича, все выражения второго стиха, – за исключением заключительных слов: «Дух Божий носился над водами» – обозначают аналогию царства зла. Другие в словах: «невидима и неустроена» видят указание на хаотическое состояние массы (материи) до появления в ней движения и жизни, до образования солнечных миров и планет, когда эта масса или материя в чрезвычайно разреженном виде наполняла вселенную, и из которой, потом, вследствие движения около одного или нескольких центров, начали образовываться миры по блестящей гипотезе Лапласа и Канта 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

II. 7 . От века и до века Ты Бог , ( Пс. 90:2, 25:5 ; 1Пет. 4:11, 5:11 ; 2Пет. 3:18 ) 8 . и кроме Тебя нет для нас царя, ( Ис. 45:14 Ср. 2Пет. 1:11 (и у Мк.); 1Пет. 4:11; 5:11 ; Иуд. 1:25 ) 9 . избавляющего и спасающего, ( Быт. 48:16 ; Ис. 47:4 ; Пс. 68:20 ; Ис. 43:3, 11 ; Рим. 11:26 (из Ис. 59:20 ); 2Пет 2:5, 7, 9 ; 1Пет. 1:5, 9, 10, 2:2, 3:20, 21 ; 2Пет.1:1, 16, 2:20, 3:2, 18 ; Деян. 4:12, 5:31, 12:11 ср. Иак. 1:21, 4:12 ; Иуд.1:5 Ср σωτρ о Христе и σωτηρω: 1Пет.1:5, 9, 10, 2:2 ; 2Пет.1:1, 11, 2:20, 3:2, 15, 18 ) 10 . искупляющего и изъемлющего, ( Пс. 34:23 ; 1Пет. 1:18 ср. Лк. 1:68, 2:38 ; Деян. 7:35 и Деян. 26:17, 7:10, 34 (из В. З.) 11 . питающего (охраняющего, пасущего) и милующего (К ποιμανων Евр. тарг. Пс. 80:2; 23:1 др-греч Пс. 80:2 ср Иер 31 (38) 10; Быт 48:15 ; Ин 21:15–17 ; 1Пет. 5:2 ; Иуд. 1:12 ; Пс. 115:5 ; Ис. 54:10 , – οκτερμων κα λεμων Пс. 103:8 и часто Мк. 5:19 ; 1Пет. 2:10 ; Иуд. 1:22 (дважды), ср. 1Пет. 1:3 Иуд.1:2, 21 ; Иак. 2:13; 3:17 ; λεμων только Евр. 2:17 но οκτ с πολσπλγχνος Иак. 5:11 ) 12 . во всякое время скорби и нужды. ( Пс. 36:39 ; Ис. 8:22, 30:6 ср. Ис. 33:2 ; Иер. 6:15 ; 1Пет. 2:12, 3:20 ср. 1Пет. 1:6, 2:19 ср. 1Пет. 1:5 и 4:17; 2Пет. 2:8, 9, 3:7, 10, 12 ; Иуд. 1:6 ; Мк. 4:17 . О страданиях вообще часто 1Пет. 1:6, 2:19, 20, 3:14, 17, 4:13, 19, 5:9, 10 ) 13 . Нет нам царя, только – Ты. ( 1Пет. 2:18 ) К стр. 7. Такой формулы не встречается у ап. Петра и в Новом Завете, – вместо неё: ες τ. ινας и с приб: τ. ινων. К стр. 8. Только у Мк. 12:32 . К стр 9. εσθαι часто в Н. З. и 2Пет. 2:7. 9 . К 10. λυτρφητε [λυτρθητε] 1Пет. 1:18 ; еще только Лк. 24:2 и Тит. 2:14 . λτρωσις Лк. 1:68; 2:38 и еще только Евр. 9:12 ; Деян. 7:35 в речи Стефана λυτρωτς – о Боге, ξαιρον в религ. смысле о Боге только Деян. 7:10 и 7:34 (из В. З.), Гал. 1:4 и Деян. 26:17 (небесный глас ап. Павлу на еврейском языке). К 11. Сиро-Халд. (), соответствующее у Ионафана и Онкелоса библ. (), возможно, конечно, и для автора первохристианского века, но мог явиться и вариант арамейский вместо библейского, которое часто употр. о Боге. ποιμανειν можно сближать с Ин 21:15–17 , которое, кроме того, еще встречается в 1Пет., Иуд, Мф. (из Михея), Деян. в речи ап. Павла, но в посланиях нет, – и несколько раз в Апок., в местах, представляющих заимствования из В. З. βσκειν также есть Ин. 21:15. 17 , τρφειν о Боге редко и в В. З., – только Мф. 6:26 и Лк. 12:24 . λεν и пр. часто о Боге в В. З. и в Н. и у ап. Петра и Иак. 5:11 – близкое совпадение. Стр. 9, 10 и 11 замечательны накоплением причастий, эпитетов и синонимов. К 13-й стр. () есть халдейская (таргумическая) орфография библейского (–) при ассимиляции 13-я строка повторяет 8-ю, служа как бы припевом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

особ. ст. 7, 14, 16, 18, 21, – эти черты, в соединении с прообразом Иакова, могут быть усматриваемы и у ( Пс.42:3–4 ; Мф.12:17–20 ), – также в псалмах); в) Давид – пророк и вдохновенный певец, в его дивных песнях горит огонь нравственно-религиозного мессианского идеала, его вдохновенные псалмы проображают в себе силу и властительность учительного слова Господа и Его божественных речей; г) Давид есть " царь», коего одного евангелист величает этим именем, который один только из всех царей Израиля исполнил все хотения Бога и был по сердцу Его ( 1Цар.13:14; 16:1 ; ср. Деян.13:21 и Пс.88:21 ) и ради коего Бог щадил царство Иудейское от заслуженного отвержения – до исполнения меры долготерпения Своего ( 3Цар.11:12–13 ; ср. 2Пар.21:6–7 ), – по типу Давида царя пророк Иезекииль изображает второго Давида – Мессию (34:23–25), и в Новом Завете царство Христово называется царством Давида, а сам Господь именуется сыном Давида ( ; Мк.10:11 ; Лк.1:32 ; Апок.5:5; 22:16 и др.); г) наконец Давид служит прообразом Первосвященника и Ходатая Завета Нового, как создатель скинии и уготовитель ветхозаветного храма Божия ( 2Цар.24:25 ; 3Цар.5:3 ; 1Пар.28–29 глл.; ср. Амос.9:11 ; Деян.15:16 ) и как удостоившийся получить от Бога «Завет Вечный» – прообразы Нового Завета ( 2Цар.7:12–16 ), исполнившегося в лице Христа ( Деян.2:30 ср. Пс. (131:11). Давидом царем кончается эпоха устроения ветхозаветного царства Божия и боговдохноновенные предначертания нравственно-мессианского идеала Устроителя Завета Нового, но в лице того же Давида царя начинается и другая эпоха ветхозаветной теократии – увлечение самого Давида и его царственных потомков в чувственность, в идолослужение, в уклонение от нравственно-религиозного мессианского идеала, – а вследствие сего – постепенное и медленное, но неизбежное падение царства. Это и отмечает евангелист в словах: «Давид же царь родил Соломона от Уриевой (жены)». Эти слова выражают значение второй эпохи родословия ( 2Цар.11:2; 12:25 ), в коей евангелист уже не отмечает никаких нравственно-мессианских прообразов и только исключает трех потомков Иорама от дочери Ахава и Иезавели, коих род обречен был на полное истребление в царстве Израильском и к коему в царстве Иудейском, ради Давида и завета Божия с ним, мог быть только применен закон об исключении потомства ненавидящих Бога до третьего и четвертого рода ( 2Пар.21–25 глл.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Утешителя пошлет Иисус (Ин.16:7). Его связь с Отцом подразумевается. То, что Он слышит (Ин.16:13), то слышит как Сын от Отца. Божественная монархия Отца утверждается и для Духа, и с Сыном Он связан в Отце (Ин.16:14—15). Его первое дело есть обличение мира (Ин.16:8—11) в ответ на его заблуждения. Он ему покажет, что есть грех, что есть правда и что есть суд. Грех есть неверие в Иисуса (Ин.16:9), правда — Его отшествие к Отцу и разлука с учениками (Ин.16:10): удаление Иисуса из мира в Его прославлении как явление Его правды пред лицом мира. И суд есть совершившееся осуждение (ср. perfectum κκρεται!) князя мира (ст. 11). В свое время в Иерусалимской беседе гл. VIII мы уловили мысль, что диавол, как начало лжи, противостоит Святому Духу как носителю истины. О суде и извержении князя мира Господь сказал и в последних своих словах к народу (ср. Ин.12:31). И первую основную часть Прощальной беседы Иисус закончил призывом, обращенным к ученикам, вместе выйти навстречу наступающему князю мира (ср. Ин.14:30—31). Ныне о совершившемся осуждении князя мира Параклит скажет миру. Но дело Духа — не только обличение. Как во втором обетовании Духа было сказано, что Он завершит дело Христово (ср.Ин.14:26), так и теперь ученики не в силах вместить всего, что имел им сказать Иисус (ст. 12). Досказать недосказанное будет делом Духа. Как Дух истины, Он введет их во всю истину (ср. ст. 13а). Обоснование обетования: «...ибо Он не будет говорить от Себя, но будет говорить то, что слышит», — было истолковано как ссылка на Отца, от которого неотделим и Сын (ср. ст. 14—15). Особо отмечается эсхатологическое откровение Духа: τα ερχμενα αναγγελε μν, «грядущее возвестит вам» (ст. 13b). В контексте Нового Завета под это последнее обетование было бы позволительно подвести Апокалипсис, поскольку апокалиптическая седмерица, восходящая к первой седмерице Духа (ср. Апок. 1.4), свидетельствует о Духе как источнике Откровения. Прославление Духом Христа предполагает их взаимную связь (ст. 14). Выраженное в формах будущего времени, как всё относящееся к служению Духа, оно допускает сближение с прославлением Отцом Сына (ср. Ин.13:32), которое, как второе явление Славы, было истолковано о ниспослании Духа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Троице как положительно, так и полемически. Догмато собственно о троичности Лиц в Боге доказывается во второй части этой “розмовы (т. е. беседы) о Мессии” 704 : здесь в пользу этого догмата приводятся 12 доводов из свящ. Писания ветхого завета – Быт. 1:26, 2:13, 3:22, 11:7, 18 гл. (явление Аврааму трех мужей), Исх. 6:3, 48:16, 42:1 , Пс. 66:7–8, 44:8, 56:9 (“востании славо моя, востани псалтири и гусли: востану рано”), и Еккл. 4:12 (“вервь треплетенный не скоро расторгется”), и 12 доводов из Писания нового завета: Мф. 3 гл. (богоявление во время крещения Господа во Иордане), 17 гл. (богоявление во время Преображения Господа), Ин. 14:16, 15:26 , Мф. 28:19 , 1Ин. 5:7 , 2Кор. 13:13 , 1Кор. 8:4–6 , Тит. 3:5–6 , Деян. 2:33 и Лк. 4:18 705 . Частнейшее учение о божестве Сына Божия находится в первой части “розмовы о Мессии” в “третием пророцстве”. Здесь доказывается “предвечное рождество Христа Мессии, ведлуг божеской натуры Его, от Отца рождество без Матки” 706 на основании мест Писания ветхого завета – Пс. 2:7 707 , Притч. 8:22 и 30, Пс. 109:3 708 и из мест нового завета – Ин. 1:1 и 8 гл. 709 ; затем доказывается существование “Божеской натуры во Христе” теми местами Писания ветхого завета, которые в Писании нового завета прилагаются ко Христу, а именно: Ис. 40:3 и Ин. 1:23 , Ис. 9:6 и Лк. 2:11 , Мф. 23:34 , 1Кор. 10:1 и 4, Исх. 31:13 и Мф. 12:8 , Пс. 64:5 и Ин. 13:18 , Мал. 3:6 и Евр. 1:11–12 , Иоил. 2:31 и Мф. 24:29–30 , Пс. 44:7 и Евр. 1:8 , пс. 101:26 и Евр. 1:10 , Ис. гл. 6 и Ин. 12:40–41 , Ис. 44:6 и Апок. 1:8 710 ; наконец, опровергаются возражения, делаемые против божества Христа на основании более, чем 20 различных мест св. Писания нового завета 711 . Частнейшее учение о Духе Святом излагается в той же первой части данного сочинения Галятовского в 50-м пророчестве: божество Св. Духа здесь доказывается 8 доводами из Писания нового завета – Мф. 28:19 , Деян. 5:4 , 1Кор. 12:4–6, 2:11, 12:7–11 , Деян. 15:28 и 13:2 712 , четырьмя доводами из Писания ветхого завета – 2Цар. 23:2 , Прем. 7:22 и 1:7, Иов. 33:4 713 , из сравнения Быт. 11:7 с Деян. 2:4 и из сравнения мест – Ис. 43:1 , Иер. 10:1 и Иез. 6:3 с местами 2Пет. 1:21 , Деян. 28:25 и 5:51–52 714 ; наконец, опровергаются и возражения, делаемые против божества св.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

   Над Сионом, горою святою. Сион — прообраз Царства Мессии,— на нем был царский престол Давида (2 Цар. 5:9; 3 Цар. 8:1) и водружена скиния, вместо коей на соседнем холме Мориа воздвигнут потом Соломоном храм истинному Богу (Ис. 31:4; 2 Пар. 3:1). На Сионе сочетавались сила царства и священства, как в Мессии потом те же достоинства соединились, по чину Мелхиседекову. Почему как Мессия часто называется Давидом, так и Царство Его, или место Царства и царское седалище, горою Сионом, не в том смысле, чтобы оно было частное царство, малыми ограниченное пределами, но потому, что Сион многими чертами прообразовал новозаветное Царство Мессии, как то: своею красотою и неприступностью, но особенно потому, что из Сиона долженствовал изойти закон, проповедь евангельская во все земли (Ис. 2:3-4; Лк. 24:47; Деян. 1:4; Мих. 4:2; Пс. 109, 2, 131:13, 86:3; Зах. 9:9). Святым назван Сион не здесь только, но и в других местах (Пс. 42, 3, 47:2, 98:9; Иоил. 2:1; Иез. 20:40). Не по существу, а ради того, что там была скиния, в коей Всесвятой Бог (2 Цар. 6:17, 12; 1 Пар. 15, 1, 3, 12, 16:1; 2 Пар. 8:11). По сей причине под Сионом разумеется еще и храм самый (Пс. 136:3; Иер. 51:10; Ис. 18:7; Плач. 5:18). От сего Сион называется горою, Богу возлюбленною, жилищем и престолом Божиим (Пс. 77, 68, 86:2, 67:17, 9:12, 73:2, 75:3), и противополагается горе Синаю (Евр. 12:22). И так поелику во всем мире не было горы, равной в славе горе Сион, то Отец и говорит, что на сей горе поставит Он Царя избраннейшего и единственного, попечению Коего вверены все святые, кои и обстоят престол Его (Апок. 14:1).    Стих 7. Возвещали повеление Господне. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя.    Возвещаяй. В Еврейском: возвещу. Здесь вдруг вводится новое говорящее лицо, именно Тот Самый Царь, о Коем только что поминал Отец Небесный. Такого рода перемены лиц говорящих нередки в песнях поэтических. (Смысл употребленного слова (сафар) можно выводить из снесения (сравнения) следующих мест: (Пс. 47:13; Суд. 7:13; Быт. 40, 8, 41:12; 4 Цар. 8:4-5; Исх. 18:8; Пс. 9:2, 15, 21:23, 43:2, 72:28, 25:7, 65:16, 74:2, 77:3-4, 95:3, 101:22, 117:17, 144:6; Исх. 9:16; 1Пар. 16:24) Отсюда следует, что Мессия берет на Себя поведание, возвещение, проповедь открытую, верную, неутомимую, славную для Отца Его и спасительную для рода человеческого, которую потом и исполнил как Сам Своими устами, так и устами Апостолов и других служителей новозаветного слова (Рим. 15:8; Ис. 61:1; Лк. 4:18). Это одна из сторон Его искупительного дела, пророческое служение, которое может быть совершаемо только речью, или словом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2925...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010