В период Второго Храма появляются личные имена ангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил. Об архангеле Михаиле упоминается у пророка Даниила, у апостола Иуды и в Апокалипсисе. «Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне» ( Дан.10:13 ); «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего» ( Дан.12:1 ); «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» ( Иуд. 9 ). Имя Михаил на еврейском языке значит «Кто как Бог?» Божественное Откровение повествует о том, как Денница, самый высший и могущественный ангел, захотел сам стать, как Бог. Он клеветал на Бога, противился и стал темным, злым духом – диаволом (διβολος – клеветник), сатаною (Σατανς – «противник»). Диавол увлек за собою и других ангелов, которые стали бесами . Тогда выступил против сатаны один из высших ангелов Божиих, архангел Михаил, и сказал: «Кто равен Богу? Никто, как Бог!» «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» ( Апок.12:7-8 ). В Писании архангел Михаил именуется «вождем воинства Господня» и изображается с огненным мечом в руке. Имя Гавриил означает «Сильный Божий». О Гаврииле упоминают пророк Даниил и евангелист Лука: «И услышал я от средины Улая голос человеческий, который воззвал и сказал: «Гавриил! объясни ему это видение!» ( Дан.8:16 ). «Когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы» ( Дан.9:21 ). «Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет» ( Лк.1:19, 26 ). Архангел Гавриил изображается с райской ветвью в руке, как вестник Тайн Божиих.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Творческое вдохновение относится преимущественно к лицу человека, яко седалищу орудий чувствования и зеркалу души. Душа от первого видимого действия, о ее присутствии свидетельствующего, называется дыханием и, порточному переводу еврейского выражения, дыханием жизней; ибо человек действительно совокупляет в себе жизнь растений, животных и Ангелов, жизнь временную и вечную, жизнь по образу мира и по образу Божию. При всем том человек стал душою живою, то есть по совокуплении души с телом сделался единым существом, по внешней жизни принадлежащим к кругу животных. ПЕРВОЕ МЕСТОПРЕБЫВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА 8. И насадил Господь Бог сад в Едеме на востоке; и поставил там человека, которого создал. 9. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево приятное видом и хорошее в пищу, и древо жизни посреди сада, и древо познания добра и зла. 10. Из Едема выходит река и орошает сад; потом разделяется на четыре потока. 11. Имя первому Фишон: он обтекает всю землю Хавила, где есть золото, 12. и золото земли той наилучшее; там есть также бдолах и камень оникс. 13. Имя второй реки Гихон: сия обтекает всю землю Куш, 14. Имя третьей реки Тигр, которая протекает против Ассирии. Четвертая река есть Евфрат. 15. И взял Господь Бог человека и поставил его в саду Едемском, чтобы он возделывал и хранил его. Для пребывания дарован был Адаму сад, или, по обыкновенному на нашем языке названию, рай ρ, παραδεσου. У евреев сие имя значит просто сад (Еккл. II. 5), а в Новом Завете показывает иногда блаженное состояние на небесах (Лк. XXIII. 42. 2 Кор. XII. 2–4. Апок. II. 7). Посему не только на земле, даже в целом мире не осталось почти места, где бы любопытство не искало и легковерие не находило рая. Но вместо того чтобы скитаться по распутиям человеческих Мнений, лучше остановиться в сем исследовании на ясных только указаниях Слова Божия и с покорностью признать власть Херувима, постановленного охранять путь к древу жизни. По сказанию Моисееву, рай должно искать на земле, ибо в нем находятся древа, произращенные Богом из земли (9), звери и птицы (19), созданные из земли (19), реки, частью известные (14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

5, 29). Не сомнительно же, что вина преступления Адамова разрешена опять во Христе; ибо Он был за нас клятвою, согласно написанному (Гал. 3, 13), избавляя землю от древнего проклятия. Чрез Него, говорим, Отец и Бог все восстановил в древнее состояние; и древнее прошло, но кто во Христе, [тот] новая тварь, теперь все новое (2 Кор. 5, 17). Он есть второй Адам, послушанием ниспровергающий вину первозданного, разумею вину, бывшую в начале, преслушание. Так мыслить угодно было и божественному Павлу, ибо он пишет так: Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие (Рим. 5, 19). А Христос послушным был Отцу даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2,8) Как проклята была земля за бывшее в начале преступление Адамово, так стала благословенною за послушание Христово. Но Он искупил нас и иначе от земли, соделавшейся проклятою; ибо нова небесе и новы земли по обетованиям Его чаем, как сказал мудрый ученик Спасителя (2 Пет. 3, 13; Апок. 21, 1). Он же возобновил нам и восхождение на высоту и на небо (Евр. 10, 20); и предтечею о нас (Евр. 6. 20) вошел во святую землю, наследовать которую, по Его словам (Мф. 5, 5), имеют кроткие, то есть детоводимые к кротости евангельскими учениями. Закон повелевал обидчикам воздавать око за око, зуб за зуб и язву за язву (Исх. 21, 24–25). Нам же Христос говорит: Ударившему тебя по щеке подставь и другую (Лк. 6, 29; Мф. 5, 39). Итак, Ной был одиннадцатый от Адама чрез Сифа и Еноса, которые начали призывать имя Господа своего (Быт. 4, 26) по причине величайшего благочестия и боголюбезного жития. И Господь наш Иисус Христос, как передают святые Евангелисты, ведет свое родословие от Адама и до самого Иосифа, во всем, так сказать, святого, так как до него достигает родословие. 5. Но скажем теперь и о бывшем смешении, и взаимном слиянии родов, святого, говорю, и не такового, то есть скверного и гнуснейшего. Как происшедшие от Еноса, по прозванию бога, воспламенились любовию к дщерям человеческим, вследствие чего тотчас соделались инонравными и, решившись жить по их нравам и законам, стали недуговать отпадением ко всему наихудшему: так и происшедшие от семени Израиля пока проводили святолепное житие и были ревностнейшими подражателями прародительского благочестия, удаляли от себя всякий вид порочности и соблюдали в себе совершенно неповрежденною похвалу доброхвального жития.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Во-вторых, в Апокалипсисе представляются и притом с наглядно ясным и прямым обозначением, с одной стороны – остаток верующих из 12-ти колен Израильских в определенном числе 66 и потом неисчислимое множество победоносных страдальцев христовых, с пальмовыми ветвями, из всякого народа ( Апок.7 ), а с другой ( Апок.8,9 ), исправительные казни над враждебными церкви идолопоклонниками ( Апок.9:20–21 ) 67 , последовательно совершающиеся под ангельскими распоряжениями, вызванными чрез молитвы святых ( Апок.7:1–6 ). Эти казни открываются 68 и над землею гражданского устройства ( Апок.8:7 ), и над морем движений общественной жизни ( Апок.8:9 ), далее в отравлении горечью даже речных и источниковых вод – всего того, что должно было бы служить к освежению жизни и освобождению духа ( Апок.10:11 ), в упадке и самого просвещения – в этом Апокалипсическом затмении третьей части света в светилах ( Апок.12 ), потом чрез вооруженную, язвящую людей, саранчу военного мучительного своенравия ( Апок.9:1–12 ), наконец чрез губительство страшно смертоносных общественных бедствий, составляющих как бы несметное конное войско, смертоносное для целой трети всего языческого народонаселения ( Апок.9:13–21 ). Зрелищем таких судеб, и в этом самом их порядке, события явили именно Греко-Римскую языческую Империю, гнавшую христиан в продолжении первых 3-х веков, но за то расстроивавшуюся в своих распорядках и жизни общественной, отравляемую горечью общественного недовольства (выражавшегося особенно в тогдашней литературе), упадавшую и в просвещении, томимую военным беспримерным деспотизмом, и к концу этого периода подвергавшуюся страшным заразам и голоду, междоусобным и внешним войнам, от которых погибло, по гадательному соображению Гиббона, до половины всего человеческого рода. Весьма примечательно, что в Апокалипсисе, изображающем такие казни над враждебным церкви язычеством, обозначена некоторая остановка этих казней, именно над землею порядков и морем жизни общественной, для удобства запечатления рабов Божиих ангелом, идущим с печатью Бога живого от востока, т. е., вообще в видах утверждения и ограждения новонасажденного, распространявшегося от востока к западу, христианства ( Апок.7:1–3 ). История, действительно, с удивлением отмечает необыкновенное явление, во втором веке по Р. X., целого ряда достойнейших Римских Императоров (от добродушного Нервы до мудрого Марка Аврелия), которые только личным своим достоинством успели остановить начавшееся еще до них и с силою продолжавшееся после них разложение Империи. Апокалипсис объясняет тайну этого явления тем, что общественное спокойствие и благоустройство нужны были тогда ради запечатления рабов Бога живого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Еп.Петр. «Объяснение Апокалипсиса»; В этом видении описываются тяжкие суды Божии, которые совершенно поразят гонителей Церкви и положат конец тем бедствиям, которыми столько веков был колеблем мир из-за веры (гл.11, 18). Из мрака скорбей, долго облегавшего, наконец для праведных воссияет приятный свет радо­сти. Эти окончательные суды Божии изображаются здесь под двоякою эмблемою жатвы и выжимания винограда. В первой эмблеме представля­ется: а) жатель со своим характером ( Апок. 14:14 ); повеление жать, данное анге­лом ( Апок. 14:15 ); самая жатва ( Апок. 14:16 ). В последней эмблеме изображаются: а) выжиматель ангел с острым серпом ( Апок. 14:17 ); б) повеление выжимать, дан­ное ангелом ( Апок. 14:18 ); в) исполнение повеления и следствие его ( Апок. 14:19–20 ). I. Жатва земли 1) Жатель. Ст.14. «И взглянул я, и вот, светлое облако, и на облаке сидит подоб­ный сыну человеческому. На главе его золотой венец, и в руке острый серп». Явившийся св. Иоанну, вероятно был ангел, как можно видеть из ст. 17, где противополагается ему ангел выжиматель. Он явился в виде человеческом, или подобный сыну человеческому, то есть человеку ( Пс.143:3 ; Дан.10:16, 7:13 ; Апок.1:13 ). Здесь разумеется человек вообще, а не Иисус Христос, потому что когда говорится об Иисусе Христе, то поставляется определенный член пред словами Сыну Человеческому (греч.текст); а здесь нет члена. Характер этого ангела представляется в следующих чертах: а) он несется на светлом облаке. Светлое облако есть символ лица знаменитого, чистого, быстрого в исполнении намерений своих или повелений Божиих ( Пс.103:3 ; Ис.19:1 ); б) имеет на голове золотой венец как знак царского достоинства и славы ( Апок. 4:4 ); в) в руке держит острый серп, то есть наделен силами и приготовился к исполнению строгого Суда Божия над врагами Церкви, который здесь представляется под эмблемою жатвы. Хотя принадлежности этого ангела приличествуют и Иисусу Христу, но здесь относятся к ангелу, тем более, что а) этот ангел от другого ангела получит повеление жать, чего нельзя относить к Иисусу Христу; б) этот ангел-жа­тель представляет другим – подобным ангелу, выжимателю винограда, которого, очевидно, нельзя почитать за Иисуса Христа ( Апок. 14:17 ); в) Иисус Христос как Царь, сидящий одесную Бога Отца, суды Свои в жатве мира и Церкви совершает чрез ангелов ( Мф.13:41 ), то есть чрез служителей, из­бранных Им для этого великого дела. Потому здесь под ангелом можно разуметь царей, которых Бог употребляет для исполнения Своих судов и которые блистают большою славою, потому что призваны для славного дела, и, будучи движимы ревностию к религии, со всею готовностью и ско­ростью исполняют повеление Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Первым пришествием Господа сатана про­гнан с неба, но до начала тысячелетнего царства он, как увидим, имеет поприщем деятельности своей землю. В продолжение тысячелетнего цар­ства (третий период) обольститель связывается и низвергается с земли в бездну ( Апок. 20:1–3 ), как некогда был свергнут с неба на землю. Затем, после кратковременного освобождения из бездны, он получит окончательный суд и ввергнется уже в геенну огненную – четвертый период ( Апок. 20:7–10 ; Мф.25:41 ; 1Кор.6:3 ). Какой длинный ряд изгнаний! И при этом сатана не удо­стоится даже быть призванным на Суд Самим Богом. Для наказания его назначаются служебные духи и при каждом новом изгнании все менее и менее могущественные. Архангел Михаил изгоняет его с неба, но вверга­ет его в бездну уже простой ангел, а когда он ввергается в геенну огнен­ную, то исполнитель правосудия даже не назван. На этот раз и наимень­шего из небесных духов признано достаточным для соблюдения судебной обрядности с богом мира сего. Итак, изгнание с неба открывает собой второй период в истории са­таны, период весьма важный для нас, характер которого обозначен не­сколькими знаменательными чертами в ст. 10–12. До сих пор сатана бес­препятственно пользовался важным званием князя мира, но теперь власть у него отнята, и победа, сила и Царство принадлежат Богу и Помазанни­ку (Христу) Его. Теперь, как Сам Христос мог сказать, что «Ему дана всякая власть ( εξουσα) на небеси и на земли» ( Мф.28:18 ), так и христиане могут восклицать, что «Бог освободил их от власти ( εξουσα) тьмы и ввел их в Цар­ство ( βασιλεα) возлюбленного Сына Своего» ( Кол.1:13 ). Заметьте, что в этом стихе есть те же два слова, которые встречаются в Апокалипсисе: «власть» ( εξουσα) и «Царство» – βασιλεα ( Апок. 12:10 ). С того момента, как диавол про­гнан с неба, он был сбит, так сказать, с своей главной позиции; потому что (он), благодаря Христу, он теперь не может больше обвинять людей пред Богом, «ибо Христос есть Ходатай наш, умилостивление за грехи наши» ( 1Ин.2:1–2 ; Евр.7:25, 8:1, 12:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Всемогущим и вездесущим Божественным Словом спланирован и создан мир, непрестанно поддерживается порядок и гармония во всем мироздании. Об этом прекрасно говорят святые Отцы и Учители Церкви. «Посмотрите на природу видимых творений, на их положение, порядок, стояние, движение, соразмерность, пользу, красоту, разнообразие, изменение, приятность… Посмотрите на то промышление Божие, которое является в каждой части мира, – говорит блаж. Феодорит. – Как от долговременности не терпит никакой перемены, хотя имеет природу, способную изменяться, по учению блаженного Давида ( Пс. 101:27-28 )? Имеет оно изменчивое и тленное существо, но доселе пребывает таким, каким создано, потому что поддерживается силой Создателя. Ибо создавшее его Слово сохраняет его и управляет им, сообщая ему постоянство и твердость, доколе Ему будет угодно». 48 «Естество творений, как произведенное из ничтожества, само по себе изменчиво, непрочно, смертно…; посему, чтобы все созданное, по своему состоянию изменчивое и разрушимое, действительно не разрушилось, и мир не обратился в прежнее ничтожество, Создавший все Своим вечным Словом и давший естество тварям не предоставил их самим себе, дабы не обратились в прежнее ничтожество, но по доброте своей, хранит их и управляет ими Словом Своим, которое Само есть Бог, – учит св. Афанасий Великий. – … Всемощное и святейшее Слово Отца, обтекая все, и повсюду проявляя силы Свои, и освещая все видимое и невидимое, все содержит и объемлет в Себе, так что ничего не оставляет непричастным силы Своей, но все и чрез все, каждое существо порознь, и все существа вместе, оживляет и сохраняет». 49 Как уже говорилось, Божественное Слово вечно. Об этом многократно говорит Писание: Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь ( Ин. 8:58 ); И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира ( Ин. 17:5 ); Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний ( Апок. 22:12-13 ). Божественное Слово неизменно: В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же ( Пс. 1:10-12 ); Иисус Христос вчера, и сегодня, и во веки Тот же ( Евр. 13:8 ). Божественное Слово обладает всеведением, ибо в Нем сокрыты все сокровища премудрости и знания ( Кол. 2:3 ); Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть ( Мф. 11:27 ; Ин. 10:15 ); Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел ( Ин. 16:30 ). Я есмь испытующий сердца и внутренности ( Апок. 2:23 ). Божественное Слово всесвято, именуется Святым и Праведным ( Деян. 3:14 ), Святым и Истинным ( Апок. 3:6,7 ), Святым ( Апок. 15:4 ).

http://azbyka.ru/uchenie-o-svyatoj-troic...

Вот еще черты, которыми объясняется, сколько любезны Господу Иису­су Христу святые страдальцы за имя Его и до какой высокой степени простирается Его попечительность о них: «Не взалчут к тому, ниже вжаждут, не имать же пасти на них солнце, ниже всяк зной: яко Агнец, Иже посреде престола, упасет я, и наставит их на животныя источники вод, и отъимет Бог всяку слезу от очию их» ( Апок. 7:16–17 ). Мы встретимся еще с высшими преимуществами и наградами, дарованными мученикам Господом Иисусом Христом. Некоторые черты блаженства праведных Блаженный Августин . «Воскр.чт.», ч.13 Неизглаголанны блага, которые Бог уготовал в будущем веке любящим Его! Ап.Павел, восхищенный некогда до третьего неба, видел и слышал в бла­женном местопребывании праведных неизреченные глаголы, для выра­жения которых не находил потом слов в языке человеческом. По сей-то скудости человеческого слова для выражения вещей Божественных, Свя­щенное Писание по большей части изображает нам блаженство грядуще­го века с той стороны, которая наиболее понятна и особенно утешитель­на для человечества, удрученного многими скорбями в этом мире. По его непреложному обетованию, «отимет Бог всяку слезу от очию праведных и смерти не будет ктому» ( Апок. 21:4 ). Всегдашние враги человеческого спасения: и ди­авол, и чада его, страсти и грехи наши – потреблены будут навсегда: «и диа­вол льстяй их ввержен будет в езеро огненно и жупелно» ( Апок. 20:10 ), «и не услышится по сем неправда в земли твоей, ни сокрушение, ни бедность в пределах твоих» ( Ис.60:18 ). Наконец, и все печальные следствия грехопадения нашего уничто­жатся навеки: «не взалчут к тому, ниже вжаждут, не имать же пасти на них солнце, ниже всяк зной ...ни плача, ни вопля, ниже болезни не будет ктому» ( Апок. 7:16, 21:4 ), – списатель Града Божия, блаженный Августин , в сих же чертах по большей части представляет нам изображение Града Божия. «В оном бла­женном месте, – говорит он, – мы не будем иметь нужды ни в одежде, потому что облечемся в бессмертие, ни в пище, и души наши будут посто­янно насыщаемы «хлебом животным», сшедшим с неба для нашего спасения ( Ин.6:51 ). Там никогда не вжаждемся, потому что вечно будем пребывать у самого источника жизни, не потребуем защиты ни от жара, потому что выну бу­дем покоиться под сенью крыл Возлюбившего нас вечно, ни от хлада, ибо для нас будет сиять Солнце правды, согревающее сердца наши пламенем любви Своей; изнурение и усталость будут чужды нам, потому что с нами будет всегда пребывать Тот, Который есть крепость наша».

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Здесь содержится описание храма (40,1–42,20), богослужебного строя (42,1–46,24) и разделения земли (47,1–48,35). Многие современные исследователи понимают это описание буквально, видя в нем или проект будущего храма и будущего богослужебного строя, имеющего утвердиться по возвращении иудеев из плена, или же опыт кодификации допленного культа и описание разрушенного Соломонова храма. Но едва ли можно согласиться с таким пониманием. Изложенные в рассматриваемых главах законы о жертвах, о левитах и священниках (42,1–46,24), – по мысли пророка, – имеют, очевидно, такое же значение как и предписания о разделении земли (48) и о построении храма (40–42). Но эти последние не могут быть понимаемы буквально. Начертить план Иезекиилева храма не удалось ни одному исследователю, и осуществить его нельзя. Равным образом, не могло быть осуществимо в действительности и предлагаемое пророком разделение земли. Все это показывает, что пророк не имел в виду представить в 40–48 гл. проект последнего устройства народа. С другой стороны, трудно видеть в указанных главах и простое воспроизведение практики допленного времени, так как черты храма Иезекиилева не совпадают с образом Соломонов храма, а обрядовые предписания отличаются от Моисеевых законов (ср. Иез.46:10 и Числ.28:1 ; Иез.45:23 и Числ.28:19 ; Иез.44:21 и Лев.21:13 ). Самый характер описаний пророка, а также сравнение с другими библейскими местами ( Апок.21:10 и Иез.40:2 ; Апок.21:12 и Иез.48:31 ; Апок.22:1 и Иез.47 ) дают основание видеть в гл.40–48 таинственную, идеально-пророческую картину мессианского царства, отдельные черты которой для нас непонятны. Отличительной чертой книги Иезекииля служит обилие в ней видений и символических действий. При этом, другие пророки (ср. Ис.6 ; Амос.7 ) только кратко отмечают свои видения, а Иезекииль описывает их с величайшей подробностью (ср.1,8–11.40–48), предоставляя самому читателю постигать смысл его таинственных указаний. Отсюда происходит чрезвычайная темнота книги. Бл. Иероним справедливо называет ее «scriptnrarnm агсаипш et mysteriorum Dei labirinthum» и сравнивает темноту ее с подземным мраком (ad Paulin, ер.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Когда же Он совершил Свой подвиг, тогда все Силы небесные подвиглись навстречу величественному Победоносцу, тогда отворились «вра­та вечныя», в которые вошел «Царь славы». Древний пророк вопрошает: «Кто есть сей Царь славы?» – и богодухновенно ответствует на свой вопрос: «> Господь крепок и силен, Господь силен в брани... Господь сил, Той есть Царь славы» ( Пс.23:7–10 ), то есть прославился новою славою Тот, Который был от вечности Гос­подом сил и славы. Дивный Победоносец, Господь Иисус Христос взошел «на небо и воссел одесную Бога» ( Мк.16:19 ). Он, Сын Божий, взошел под новым именем «Сына Человеческого» и принял от Отца Своего вечную власть над людьми, племенами и языками, Царство непреходящее и неразрушаю­щееся ( Дан.7:13–14 ). Он сделался известным небу и под другим именем, под именем Агнца Божия; Ему Господь Вседержитель вручил книгу судеб всего мира. Мы видели, какое торжество происходило на небесах при воца­рении Господа нашего Иисуса Христа; и на земле Он положил прочное, не­поколебимое основание Царству Своему, победив ад и смерть. При всем том царствование Иисуса Христа как Царя мира, свободы, непринужден­ного и добровольного подданства людей, встретило мятежников и исступ­ленных противников: суеверное иудейство и мрачное язычество вооружи­лось против этого царства, как злейшие его враги. Надобно было для их покорения продолжать войну, тем более трудную, что язычество поддер­живалось тогда всей огромной силой римского владычества. Достопамят­ную эту войну продолжали апостолы, ученики их и последователи, и точно с таким же оружием, какое завещано было Царем Господом Иисусом Хрис­том. Они смело своим неустрашимым рвением проповедовали Царство Божие и охотно умирали за Царя своего. Долго продолжалась брань воинов Христовых: свирепые язычники в течение трех веков проливали кровь неповинную; святые страдальцы, переходя от этого мира в Царство Божие, громко вопияли пред Богом, – вопль их мы слышали: «Доколе, Владыко Свя­тый и Истинный, не судиши и не мстиши крови нашей от живущих на земли» ( Апок. 6:10 )? Им сказано было, чтобы они ждали, пока их «сотрудники и братья», которые также претерпят мучение и смерть, «дополнят число» ( Апок. 6:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010