О, как вы были блаженны тогда, присовокупляет еще к сему апостол: ибо свидетельствую о вас, что если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне (4:13–15). Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине? (Галатов возмущали лжеапостолы). Но я уверен о вас в Господе, что вы не будете иначе мыслить, а смущающие вас подвергнутся суду, кто бы они ни были (5:10). Христиане Ефесские были запечатлены обетованным Святым Духом ( Ефес. 1:13 ). стали уже не чуждые пришельцы, но сожители святых и свои Богу (2:13); а с какой нежностью пастыри церкви Ефесской прощались с ап. Павлом в последний раз его пребывания в Ефесе! Они проливали обильные слезы, пишет Лука ( Деян. 20:37–38 ) и повергались на выю Павлову, целовали его, скорбя наипаче о том слове, которое он сказал, что они уже не увидят лица его, и провожали его до корабля. Держащий седмь звезд в деснице своей знал дела и труд и терпение Ангела Ефесской церкви, и что он не может сносить развратных ( Апок. 2:1, 2 ). Но никто так, кажется, не веселил сердца Павлова, как церковь Филиппийская, которая первая и была основана после призывания некоего македонянина в видении; всегда во всякой молитве моей говорит он, за всех вас приношу с радостью молитву мою – за участие ваше в Евангелии от первого дня даже до ныне.... я имею вас в сердце и во узах моих при защищении и утверждении благовествования, – вас всех моими соучастниками в благодати; далее – сообщает им об успехах своего благовествования; желание имея уже разрешитися и быти со Христом, он затрудняется нуждой своего пребывания во плоти для них и уверяет, что останется и пребудет с ними для успеха их и радости в вере ( Филип. 1:4, 5, 7, 12–15, 23–25 ). Наконец, говорит им: тем же братие моя возлюбленная и вожделенная, радость и венче мой, тако стойте о Господе, возлюбленнии (4:1). В Колоссянах слово истины благовествования с того дня, как они услышали и познали благодать Божию в истине, возрастало и приносило плод веры во Христе Иисусе и любви ко всем святым, как и во всем мире ( Колос. 1:4, 5, 6 ); Апостол приписывает им такое достоинство, в котором одном выражается верх совершенства христианского: вы умерли, говорит он, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге (3:3).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Вооружившись смелостью, я предложу вашему вниманию более обильные свидетельства, чтобы показать из Священного Писания – Евангелий, пророков и апостолов, под водительством Христовым, как заграждаются уста говорящих неправду, и чтобы просветить сердца желающих Слова. Откуда начать нам, как не от Того, Кто сказал о Себе: «Я есмь... начало и конец» ( Апок.21:6 )? Пусть же каждый из вас сосредоточит все свое внимание, оставив всякие житейские заботы. Господь сказал: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят» ( Мф. 24:4–5 ; Лк.21:8 ). И опять: «берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные». Но, говорит, «по плодам их узнаете их» ( Мф. 7:15–16 ). То есть: по их речам, по ложным пророчествам, по лицемерию их, по худой славе, по их ругательствам – вы их узнаете. «Не может... дерево худое приносить плоды добрые» ( Мф.7:18 ). Ведь всякое дерево узнается по своему плоду. Так и вы узнаете таковых людей по их плодам. И узнавши, не принимайте их в свои дома, не входите с ними в общение, не ведите с ними бесед, не повергайте бисера вашего перед ними, но берегитесь их закваски, то есть, их ереси. Никто из вас да не пренебрегает сказанным: ведь это говорит сам Бог. Слушайте, пастыри, голос верховного Пастыря; слушайте, как разоблачает и отгоняет Он тайных волков; слушайте и будьте внимательны и к себе самим, и ко всему стаду. «Берегитесь псов» ( Флп. 3:2 ), берегитесь хищников, – потому что «кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник» ( Ин.10:1 ). В другом месте о них говорит Господь: «кто не со Мною, тот против Меня» ( Мф.12:30 ), а им говорит Он: «ваш отец диавол» ( Ин.8:44 ). «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» ( Мф.23:13 ). А в другом месте заявляет им: «Вы не из овец Моих» ( Ин.10:26 ). Видите, как Господь повсюду изобличает и посрамляет нечестивых, чтобы вас предохранить от заблуждения? О, неизъяснимое снисхождение! О, неисчерпаемая благость! Что воздадим мы Господу за все это? Чем оправдаемся перед верховным Пастырем? Вот, о, пастыри и сопастыри, немногое из многого! Видите, как повсюду Господь, утверждая нас, взывает в святых Своих Евангелиях, смотрите, бодрствуйте, будьте внимательны, будьте усердны, боритесь? И не только в Евангелиях взывает так, но и устами богоносных пророков и богословов-учеников вещает то же самое, – потому что во всех говорит Он, как Ему угодно, что подтверждает и Павел, заявляя, что в нем говорит Христос ( 2Кор.13:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Второе пришествие Христово будет весьма отличаться от первого: пострадать за нас Сын Божий приходил в уничижении, в смиренном виде, а судить нас приидет во славе Своей, и вси святии ангели с Ним ( Мф.25:31 ) 87 . Когда Иисус Христос придет на суд, об этом не знает никто не только из людей, но даже из ангелов, а знает один только Бог ( Мф.24:36 ). День суда придет совершенно неожиданно и внезапно для людей, как вор ночью ( 2Пет.3:10 ) 88 . А потому мы должны жить так, чтобы всегда быть готовыми встретить Господа, грядущего с неба. Спаситель говорит: Бдите убо, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын человеческий приидет ( Мф.25:13 ). Итак, бодрствуйте, потому что вы не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий. Ап. Петр пишет: Не коснит Господь обетования, якоже нецыи коснение мнят: но долготерпит на нас, не хотя, да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут: приидет же день Господень, как тать в нощи ( 2Пет.3:9–10 ). Не медлит Господь исполнением обетования (то есть обещания о суде над всеми), как некоторые почитают то медлением: но долготерпит нас (то есть долго терпит, не наказывая нас), не желая, чтобы кто погиб, но, чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать (то есть вор) ночью. Впрочем, хотя время второго пришествия Христова и неизвестно, однако же для ободрения праведников и вразумления грешников Господь и Сам непосредственно и через Своих апостолов благоволил открыть некоторые признаки близости Своего второго пришествия. Признаки эти – следующие: 1) Проповедание Евангелия Христова по всей вселенной, во свидетельство всем народам ( Мф.24:14 ), причем в самые последние времена произойдет обращение многих евреев в христианство ( Рим.11:25–26 ); 2) Уменьшение веры и любви между людьми и умножение пороков и беззаконий ( Мф.24:12 ; Лк.18:8 ); 3) Необыкновенные явления в мире физическом и страшные бедствия, и неустройства в жизни народов ( Мф.24:6–8, 29 ; Лк.21:9–11; 25–26 ); 4) Пришествие антихриста. Антихрист – «противник Христа», человек беззаконный, который явится перед кончиной мира и будет находиться под особенным влиянием дьявола; он станет выдавать себя за Бога и требовать себе божеского поклонения, будет стараться истребить на земле христианство , проповедуя обольстительное учение и совершая силой дьявольской ложные чудеса, и вместо того сам погибнет ужасным образом ( 2Фес.2:3–11 ; Апок.13:2–7; 15–17; 19:19–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

бб) Подробное изложение суда Божия по отношению к различным людям Вообще все высокое, противное славе Божией, унизится. Ст. 12. Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, и оно будет унижено. Пророк, сказав здесь вообще, что наступающий суд Божий унизит все высокомерие человеческое, дальше в частности, метафорическим языком описывает унижение: 1) царей и вельмож под образом кедров (ст. 13); 2) царств и городов под образом гор и холмов (ст. 14); 3) гордящихся разумом, мудростью и силами – под образом башней и стен (ст. 15), 2) купцов – под образом кораблей (ст. 16); наконец предсказывает ужасное истребление идолов, (ст. 18) и идолослужителей (ст. 19–21). 1) Цари и вельможи подвергнутся суду Божию Ст. 13. И на все кедры Ливанские высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские. Здесь, как нередко и в других местах св. Писания ( 2Пар.25:18 ; Иез.17:3 ; Дан.4:10, 11 ; АмОс.2:9; Зах.11:2 ; Ис.10:33 ), гордые цари и вельможи уподобляются высоким, тенистым, крепким деревам – по высоте своего достоинства, могуществу и покровительству подданным, которые под их попечением, как птицы под ветвями дерев, живут, укрываются от непогод. Здесь разумеются цари и вельможи Иудейские и смежных стран. 2) Царства и города Ст. 14. И на все высокия горы и на все возвышающиеся холмы, т. е. судом Божиим будут разрушены царства и города, высящиеся в мире и красующиеся славою своею, как горы и холмы (см. под. Иер.51:25 ; Зах.4:7 ; Мих.6:1,2 ; Апок.8:8 ). Изображаемый здесь суд Божий совершился во время первого разрушения Иерусалима Навуходоносором Вавилонским, который разорил не одну Иудею, но и многие другие царства, как показывают Пророки Иеремия (25:17) и Софония (1:1, 2 и сл.). 3) Гордящиеся разумом, мудростью и силами Ст. 15. И на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену. Здесь под башнями и стенами разумеются советники царей, гордящиеся разумом, мудростью и силою ( Ис.30:25 ), и воинственные защитники городов. 4) Купцы, надеющиеся на богатство

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

2) Кто суть служители, собирающие войско на брань? Представляемое здесь собрание войска можно разуметь или просто, как сокровенное действие промысла Божия, имеющего влияние на дела и обстоятельства человеческие, явными и сокровенными путями приготовляющего Мидян и Персов к брани с Вавилонянами; или как действительное употребление Им служителей Своих для внушения царям и начальникам военных предприятий. В первом случае служители праведных судов Божиих суть все силы природы, действующие по мановению воли Божией. Во втором случае служители эти суть Ангелы как добрые ( Евр. 1:14 ; Зах.1:8, 9 ), так и злые, которым Бог попускает в известной мере действовать к погибели погибающих ( Дан.10:13 ; Суд.9:23 ; 3Цар.22:21, 22 . Апок.16:13,14, 20; 6:8 ). Троякий способ собрания войска – посредством поднятия знамени, или вехи (о чем сказано в 5:26; 11:10, 12), голосом и рукою – здесь приспособляется к обыкновению людей, которые так же призывают к себе кого-нибудь, и означает вообще явное указание воли Божией или посредством известного расположения обстоятельств, или чрез тайное внушение военных предприятий царям. 3) Почему Мидяне и Персы (сн. ст. 17), не принадлежащие к Церкви Божией, называются освященными? Освящение на священном языке часто значит избрание, иди отделение, назначение кого-либо к исполнению важного служения, относящегося к славе Божией. Следовательно, Мидяне потому только называются освященными, что Бог избрал их орудием к совершению Своего праведного суда над Вавилоном. В таком же смысле это слово употребляют и другие Пророки ( Иер.51:27; 22:7 ; Соф. 1:7 ). Под воротами властелинов, в которые повелевается Мидянам входить, разумеются крепости и ворота Вавилона и великолепные палаты вельмож. б) Скорое исполнение повеления Ст. 4. Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе. Господь Саваоф обозревает боевое войско. Ст. 5. Идут из отдаленной страны, от края неба, Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

От земли и земнородных обратимся и еще к высоте небесной и посмотрим для чего Господь наш Иисус Христос вознесся не на небо только, но на небо небесе ( Пс. 67:34 ), и даже превыше всех небес ( Еф. 4:10 ), где и воссел одесную престола величествия на высоких ( Евр. 1:3 )? Для того, чтобы Ему, яко Богочеловеку, принять поклонение от всех колен, небесных, земных и преисподних ( Филип. 2:10 ), и быть превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства ( Еф. 1:21 ); для того чтобы, возглавив Собой всяческая, яже на небесех и яже на земли ( Еф. 1:10 ), царствовать Ему над всем небом и землей, и над всеми мирами, дóндеже положит вся враги под ногами Своими ( 1Кор. 15:25 ; Евр. 1:13 ); для того, чтобы все видимое и невидимое, все племена и языки исповедали, что Иисус Христос есть во истину Господь, во славу Бога Отца ( Филип. 2:11 ), – Господь, на ризе и на стегне коего имеет быть написано: Царь царем и Господь господем ( Апок. 19:16 ). Вот почему, тогда как безначальный «Отец ждет Сына, Его же имать в недрах соприсносущна, Дух Святый велит» не только всем людям, но и «всем ангелам Божиим» и всему небу приготовиться ко встретению возносящегося Господа. «Возмите», глашает Он, в слух всех начальств и властей небесных, «возмите врата князи ваша и возмитеся врата вечная, вси язицы восплещите руками, яко взыде Христос, идеже бе первее» 3 . Такова сила искупления, объемлющего все земное и небесное! Однако же и это не все. Есть еще причина, но которой Господь наш Иисус Христос восходит на небо. Да, Он восходит для того, что для нас искупленных Его Кровью и примеренных с небом лучше быть Ему на небе, чем на земле. Ибо если бы Он не восшел на небо, то и не послал бы к нам Утешителя, Духа Святого. А без светоносной Утешителевой благодати что возмогли бы мы сделать? Пусть остался бы с нами на земле наш Спаситель; пусть было бы и небо отверсто для нас Его заслугами? Ангелы Божии стали бы восходить и нисходить через отверстое небо на Сына человеческого, но нас человеков не стали бы возводить на небо, в царствие Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

5–10 ст. Следует объяснение такого странного повеления. Выслушав повеление – запечатать откровение, «пророк увидел двух таинственных мужей, стоящих по ту и другую сторону реки (5 ст.), из которых один вопрошал третьего, одетого в льняную одежду и стоящего поверх воды: когда будет конец чудес, о которых ты сказал (6 ст.)? В ответ на этот вопрос муж, стоящий над водами, поднял руки к нему (в знак клятвы – ср. Быт. 14:22 ), поклялся именем Божиим (клятся живущим во веки), что все это узнают по скончании времени, времен и полвремени, когда совершится рассеяние силы народа святого (7 ст.). Не понимая вполне значения сего ответа, пророк и сам предложил вопрос: «Господин, какой конец всего этого» (8 ст.) – и получил в ответ повторение того, что уже слышал раньше: «сокрыты и запечатаны слова эти даже до конца времени» (9 ст. ср. 4 ст.), с присовокуплением, что все это уразумеют не все. а лишь те избранники, которые путем испытаний очистятся, подобно тому, как металлы очищаются огнем, для нечестивых же беззаконников это останется сокрытым» (10 ст.). Се два инии стояху, один на одном берегу, а другой – на другом (5 ст.), т. е. другие два кроме упоминаемого ниже облеченного в ризу льняную, иже бяше верху воды речныя (6 ст.). Этот последний был тот самый муж из горнего мира, который явился пророку близ реки Тигра (ср. 10:4–6). Подобно сему и иные два были также обитатели мира духовного. – Воздвиже (муж стоящий вверху воды) десницу свою и шуйцу свою на небо (ср. Быт. 14:22 ) и клятся живущим во веки, яко во время и во времена и в полвремене, егда скончается (совершится) разсыпание руки (в русск. – «силы») людей священных, и уведят сия вся (7 ст.). Подобно пророку и св. ап. Иоанн видел в видении ангела, стоящего на море и на земле, который, подняв руку к небу, клялся живущим во веки веков, т. е. Богом, сотворившим небо, землю и море, и все, что в них ( Апок. 10:5–6 ). Так для уверения в истине употребляют клятву и ангелы, и даже Сам Господь ( Ис. 49:18 ; Евр. 6:13 ). В данном случае предметом клятвы ангела было уверение пророка в той истине, что бывшее ему откровение, которое повелено запечатать, сделается для всех известным (уведят сия вся) по миновании времени, времен и полувремени, именно – когда совершится (егда скончается) рассеяние силы (руки) народа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Пс.21:15 : «я пролился, как вода». 68:2: «спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей». 103:5: «прошли бы над душею нашею воды бурные». 143:7: «спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных». Тоже еще: Ис.58:1 ; Иер.2:13, 8:14, 15:18 ; Плач.3:54 ; Иоиль.3:18 ; Захар.14:8 ; Ин.4:10,14, 7:38 ; Ефес.5:26 ; Апок.21:6, 22:1, 17 . Один из обыкновенных случаев, когда приходится отступать от буквального понимания, тот, когда буквальное понимание или не дает никакого смысла, или дает смысл сбивчивый, противоречивый, не соответствующий связи речи, не- удобоприемлемый. Неудачное объяснение второго дня творения, представляемое защитниками буквализма, ясно доказывает неудобоприемлемость буквального смысла, который они положили в основу своего объяснения. Можно ли чем-нибудь доказать, что евреям не чужда была мысль о первоматерии, как о воде, и именно о той первоматерии, из которой образовались светила небесные? Кажется, можно. Апостол Петр (2 посл. 3:5) о людях порочных, невежественных, не знающих Писания, говорит, что они «не знают, что, в начале, словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою». Слова эти, несомненно, имеют основание в Быт.1:7, 8 и параллельны этому последнему месту. На основании ст. 6-го, где говорится о потопе, можно бы было подумать, что апостол разумеет атмосферное небо, носящее воду, т. е. облака, но такому предположению противоречат ст. 7 и 10, где очевидно говорится о тех же небесах, что и в 5-м стихе. В ст. 10-м говорится: «приидет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут». Какие это небеса и как они прейдут – это объясняет евангелист Матфей: «и вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба» (24:29). Катастрофа, стало быть, разразится не в атмосфере, а в настоящей тверди, в которой повисли первозданные воды во второй день творения и превратились в светила в четвертый день. Таким образом, если люди порочные и невежественные и не знали о происхождении «небес» из воды, то о евреях просвещенных, изучавших Писание, позволительно думать, что в «водах» над твердию они видели вещество, из которого образовались светила небесные.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

А чтобы вы знали, в какое время Я приду к вам с судом и милостию, чтобы осудить нечестивых и наградить благочестивых, и что вы должны делать для встречи и принятия Меня, вот Я пошлю «ангела моего пред лицем моим» ( Мал. 3:1 ), «пошлю к вам Илию Фесвитянина» 64 , то есть, пошлю к вам пророка, похожего по духу и ревности на Илию Фесвитянина. Иудеи, не поняв сего места св. пр. Малахии, думали, что Илия Фесвитянин лично придёт к ним перед пришествием Мессии, а потому ученики Спасителя говорили после Фаворского события: «как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?» (т. е. прежде Мессии). Тогда Господь отвечал им: «правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его... Тогда ученики поняли, что Он говорит им об Иоанне Крестителе» ( Мф. 17:10–13 ; Сн. Мк. 9:11–13 ; Лк. 9:8 ). Сам Господь ещё прежде говорил народу, что Иоанн Предтеча есть Илия, которому должно прийти ( Мф. 11:14 ), а св. Ангел пояснил Захарии, что Иоанн потому называется Илиею, что предидет пред Спасителем в духе и силе Илии ( Лк. 1:17 ), т. е. Иоанн будет действовать с такою же силою и ревностью, с какими действовал и Илия. Есть, впрочем, другое мнение, что Илия пророк лично явится перед вторым пришествием Христовым вместе с Енохом, и полагают, что они-то и будут теми свидетелями или обличителями Антихриста, о которых говорит св. Иоанн в Апокалипсисе ( Апок. 11:3 ) 65 . «Прежде, – говорит св. Кирилл Александрийский , – приходил блаж. Иоанн Креститель в духе и силе Илии; но как он проповедывал, говоря: «уготовайте путь Господень, правы творите стези Бога нашего», так и Божеств. Илия проповедает, что скоро, немедленно грядет имеющий судить вселенную в правде... Пророк возстановит порядок, приведет некогда разделившихся к единой вере и устроит сердце человека ко искреннему его, дабы Судия, пришед, не поразил земли в конец, т. е. совершенно и всецело». Поскольку же св. прор. Малахия здесь говорит о первом пришествии Спасителя, то у него под Илиею должно разуметь Иоанна Предтечу. «Пророчественно говорит это Малахия (поясняет св. Ефрем Сирин ), об Иоанне Крестителе, и это исполнилось (что обратит отца к сыну и проч.) на Иоанне, как подтверждает слышанное 3ахарией от Ангела ( Лк. 1:17 ); о нем и Господь наш говорил Иудеям ( Мф. 11:14 )». А потому, днем великим и страшным ( «просвещенным») должно разуметь не второе 66 , а первое пришествие Спасителя в мир. Оно воистину велико, ибо сопровождалось величайшими делами, оно воистину страшно для неверующих, ибо обрекало их на вечную погибель, грозило страшными бедствиями за неверие.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

В третьей главе, носящей пророческий характер, св. Петр говорит о " наглых ругателях " , которые смеются над ожиданием христианами второго пришествия Христова (ст 1-4), а затем повествует о последних судьбах мира: подобно тому как первый мир погиб в водах потопа, хотя тогдашним людям и казалось, что мир вечен и никакая гибель ему не угрожает, так и этот мир сгорит в огне. Мир, созданный Словом Божиим, тем же Словом и сохраняется, но до времени, до " дня суда и погибели нечестивых человеков " (ст. 5-7). Что касается мнимого замедления пришествия Господня, то нельзя говорить о сем замедлении по отношению к Тому, для Кого нет времени и у Кого " один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день " (Пс. 89:5). А если определение Божие о кончине мира до сего времени еще не исполняется, то причина этого только в Божественной любви к людям и Божием долготерпении: Господь " долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию " (ст. 8-9). Наступит кончина мира неожиданно: никто не будет знать о времени ее — как тать (вор) ночью, но выражению, употребленному Самим Господом (Мф. 24:43). При этом образе речи как побочная представляется та мысль, что погруженные в сон греховный и беспечные при этом потеряют все, что приобрели и имели, ибо тать похитит все это и погубит (Мф. 13:12; ст. 10). С приходом " дня Господня " последует преобразование мира огнем: " небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят " — небо перестанет существовать, как говорил об этом Господь в Мф. 24:35 и Тай-новидец в Апок. 20:11. Под " стихиями " разумеются простейшие составные части природы, каковыми в древности почитались огонь, вода, воздух и земля. Все разрушится, но не уничтожится, а лишь преобразуется и обновится, причем земля и все существующее на ней, все " дела " , то есть природа и искусство, древа, растения, минералы, животные, города, дома, оружия и учреждения — все это будет страшным образом разрушено действием огня (ср. Авв. 2:13).

http://sedmitza.ru/lib/text/430601/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010