Было райское царствование… Потом «держава диавола» ( Евр. 2:14 ; Мф. 4:8–9 ; Ин. 12:31, 14:30, 16:11 ; Еф. 6:11–12 ). Затем наступило «Царство благодати» – это с Пятидесятницы до конца мировой истории. А затем наступит «Царство славы»… «Новый Иерусалим» ( Апок. 21 ). Но в Господе Иисусе Христе это Царственно-Славное величие (по человечеству) уже наступило ныне, на Вознесение… Оно открылось при Крещении, когда Он был «помазан» Духом Святым на начало служения… Потом проявилось на Фаворской горе, во время Преображения (Царствие Божие, пришедшее в силе – Мк. 9:1 , а у Мф.: Сын Человеческий, грядущий во Царствии Своем, – Мф. 16:28 ). Но это лишь временно «при-открылось» оно… А на вознесении заблистало во всей силе во Христе – Прославленном… «Блистающий Христое». «Нетления благолепие» (красота)… Но до вознесения эта слава во Христе была еще не «всюду», так сказать… Она была в мире сем… Ее не было в самом препрославленном месте: на Престоле Пресвятой Троицы… Она была еще во Христе одном; но не коснулась еще людей, – темных, нечистых, униженных, рабов, – рабов и диавола, и своих страстей… А по вознесении оно (скоро) дается всем… И даже миру тварному, неодушевленному – в зачатке… Но на Вознесение «Человек Бог» прославился до крайнего предела: Он (с человечеством) – на Престоле славы!.. И отныне этим ОТКРЫЛОСЬ НАЧАЛО ВСЕОБЩЕГО ЦАРСТВА СЛАВЫ. …И даже дерзаю думать, что сами апостолы не усваивали еще всего величия совершившегося… Не только потому, что они спрашивают Господа о «Царствии Израильском» на земле ( Деян. 1:6 ), не разумея ничтожества своих мечтаний по сравнению с тою славою, которая была уже скрыта в Воскресшем Христе. Он и им ее, даже по воскресении, не всю обнаруживал, а прикрывал (они еще не могли воспринимать ее вполне, она имеет открыться при вознесении к Отцу, в Царство славы… Но это же усматривается даже и из самого поведения их, как пред смертью Господа, так и при вознесении Его. …Перед страданиями они, – естественно, конечно, – скорбят… Иду к Пославшему Меня… От этого печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел… Как будто мать с детьми разговаривает и убеждает их… Они и были еще дети… Да и все люди (кроме святых) дети: только или хорошие, или злые… Если Я не пойду, Утешитель не придет к вам, а если пойду, то пошлю Его к вам ( Ин. 16:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Все это тогда потеряет значение; несть бо на лица зрения у Бога ( Рим. 2:11 ). Там будет иметь значение только жизнь благочестивая и добродетельная. Праведники станут по правую сторону, а грешники по левую; первые предстанут с радостною надеждою; а последние с великим страхом. Пред лицом Господа, Царя славы, каждый явится со своими делами, явится таким, каков кто есть. Все откроется, и ничто не будет сокрыто. Праведник явится в своем величии, а грешник в своем уничижении. Книги человеческих дел, во свете Божественного всеведения, разгнустся пред небом и землею ( Апок. 20:12 ). И все дела человеческие подвергнутся праведному суду Господа. Апостол учит: приидет Господь, иже во свете приведет тайная тмы, и объявит советы сердечныя, и тогда похвала будет комуждо от Бога ( 1Кор. 4:5 ). Глаголю же вам, говорит Господь, яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о Нем слово в день судный ( Мф. 12:36 ). Бог воздаст каждому по делам его; тем, которые постоянством в добром деле, ищут славы, чести и безсмертия, жизнь вечную; и тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев ( Рим. 2:6–8 ). Предопределенный Судия живых и мертвых так изображает решение последнего Божеского суда: Тогда речет Царь сущим одесную Его: приидите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. А грешникам скажет: Идите от Мене прокляти в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его ( Мф. 25:24, 41 ). Праведники таким вожделенным гласом будут призваны к вечному созерцанию Божеской славы. Наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира: это то царствие, для которого мы созданы в начале, и о котором всегда молим Отца небесного: да приидет царствие Твое; которое еще на земле предначинается в душах благочестивых; и величие которого изображают слова Господа: тогда праведницы просветятся яко солнце, в царствии Отца их ( Мф. 13:43 ). А грешники будут поражены страшным приговором осуждения: идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его, скажет им праведный Судия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

зі. Вска неправда грхъ есть, и есть грхъ не къ смерти. (3, 4). 17 . Чтобы верующие, узнав о грехах не смертных, не стали относиться к ним равнодушно и не ослабевали бы в строгом следовании предписаниям закона Божия, Апостол прибавляет, что все несогласное с правдою, все противное долгу есть преступление закона, оскорбляющее Бога, – грех, или вина пред Богом, достойная наказания. Только по влиянию своему на духовные силы человека грехи не одинаковы. – есть грехи не причиняющие человеку смерти духовной. иі. Вмы, к вскъ рожденный Бга, не согршаетъ: но рожденный Бга, блюдетъ себ, и лкавый не прикасаетс ем. (2, 13. 3. 9. 12. Іуд. 21. 2Сол. 3, 3 ). і. Вмы к Бга есмы, и міръ весь во зл лежитъ. (4, 4 и д. Гал. 1, 4 ). к. Вмы же, к Снъ Бжїй прїиде, и далъ есть намъ [свтъ и] размъ, да познаемъ Бга истиннаго, и да бдемъ во истиннмъ Сн ег Іис Хрт. сей есть истинный Бгъ и животъ вчный. (1, 2. Іоан. 5, 26. 17, 3. 20. 28. Апок. 3, 7 . Римл. 9, 5 ). 18. Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит: но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. 19. Мы знаем, что мы от Бога, и что весь мир лежит во зле. 20. Знаем также, что Сын Божий пришел, и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного, и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. 18–20. Эти три стиха, начинающиеся словами мы знаем, составляют заключение послания. Апостол начертывает в памяти читателя три главные положения. раскрытые им в послании: а) о высоком нравственном достоинстве рожденных от Бога (18), в) о совершенной противоположности мира людям не от мира сего (19) и с) о таинственном обращении с Богом верующих во И. Христа – истинного Сына Божия (20) К 18-му ст. см. примеч 3, 6. 9. К 19-му примеч. 2, 15–17. 3, 8. 10. К 20-му ст. прим. 2, 23. 24. 4. 9–12. 14–16. – Свет и разум: в подл, (δινοιαν) – слово, означающее не самое разумение, а способность и силу разумения. – Сей есть истинный Бог и жизнь вечная, т. е. И. Христос. Которого Иоанн Богослов в самом начале послания своего назвал Вечною Жизнию – 1, 2–3. (Ср. Вас. Вел.) (32).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Так и ныне глаголет Господь вам, о братие, очевидно потому, что и вы стали глухи к гласу Божественной любви, вследствие того, что стали забывать о небе и думаете лишь о земном. Коснит Господь приити, думаете и Вы в глубинах сердец Ваших. Нет, лукавые рабы и рабыни, не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию ( 2Пет.3:9 ). И кто знает, не наполнилась ли уже мера Его долготерпения? Примечайте, христиане, как со дня на день умножаются знамения Его пришествия, Им Самим предуказанные: туга языков, глады и пагубы, и трусы по местам, множество соблазнов, предательство друг друга, умножение беззакония, иссякновение любви (см.: Мф.24:3–33 и Лк.21:11–36 ). Не были ли и мы свидетелями единственной в своем роде великой всемирной брани, когда не в переносном, а в подлинном смысле слова восстал, по слову Спасителя, народ на народ, и царство на царство ( Мф.24:7 )? И то уже есть знамение близкого пришествия Судии Небесного, что так многие дремлют, не обращая внимания на поразительные знамения времени, ибо по преждереченным глаголам от святых Пророков и Апостолов, придет же день Господень, как тать ночью ( 2Пет.3:10 ). Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут ( 1Сол.5:3 ). Хотим ли мы того или не хотим, но будет некогда время, когда услышим мы сей великий и страшный глас, который с высот небесных возгласит: вот, жених идет ( Мф.25:6 ). Се приближается Судия, се является Царь, се Бог всяческих грядет судити живых и мертвых! Тогда от гласа сего содрогнутся основания земли, и силы небесные подвигнутся (см.: Мф.24:29 ). Соберутся лики Ангелов, Архангелов, Херувимы и Серафимы, и все многоочитые с крепостью и силой возгласят: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет ( Апок.4:8 )! И всякая тварь на небе и на земле, и под землей с трепетом возопиет: Благословен грядый во имя Господне! И подобно страшной молнии воссияет и явится для суда над вселенной Великий и Славный Бог наш!

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Божие определение об этом раскрывается в следующем, последнем видении, показанному пророку. «Опять поднял я глаза мои», описывает пророк это видение, «и вижу, и вот четыре колесницы выходят из-между двух гор, – горы же те были горы медные. В первой колесницы были кони рыжие, во второй колеснице были кони вороные, в третьей колеснице были кони белые, в четвертой колеснице кони пестрые, крепкие. И отвечал я ангелу, говорившему со мной: что это, господин мой? Отвечал ангел, и сказал мне: это четыре духа небесные, которые, предстоя перед Господом всей земли, теперь исходят. Кони вороные со своею колесницею выходят в землю полунощную (северную) и белые выходят за ними; пестрые же выходят в землю полуденную (южную). Выходят и эти самые крепкие с тем намерением, чтобы пройти землю. И он сказал: идите, пройдите землю. И ходили они по земле. Окликнул меня, и говорил мне и сказал: вот пошедшие в землю полунощную упокоили Мой дух в земле полунощной» Гора Сион, лежащая против ее гора Масличная и между этих гор проходящая долина Иасафатова являются у пророков местами, откуда или где Бог совершит Свой суд над народами ( Иоил.4 ; Зах.14,4 ). Тоже пророческое созерцание полагается и здесь в основу видения. Пророк видит, что из – между двух гор, т.е. Сионовой и Масличной, из того именно места, где Господь обитает непоколебимо и где твердо стоит царство Его (на твердость царства указывает наименование горы «горы медные» выходят четыре колесницы, запряженные разного цвета конями; три колесницы запряжены конями тех же цветов, каких цветов были кони первого видения – кони именно рыжие, пестрые и белые, а потому и символическое значение их одинаково. Но одна колесница запряжена была конями цвета, не бывшего в первом видении. Кони эти кони вороные – кони цвета траурного, печального. В Апокалипсисе этот цвет является эмблемою дороговизны и голода ( Апок.6,5,12 ). В том же значении, конечно, они являются и здесь. На вопросы пророка: что означают выходящие колесницы с конями разных цветов, ангел отвечает непрямо, а заменяя образ колесницы другим образом, наиболее понятным, наиболее соотвествующим делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

19 Раскопки древнего Ефеса производились на рубеже XIX–XX вв. австрийскими археологами, которые обнаружили и вывезли в Европу многие артефакты, ныне демонстрируемые в Ефесском музее в Вене. 6 Впрочем, то в тебе [хорошо], что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.  Николаиты – язычествующие лжеучители, пытавшиеся совместить христианство с античной философией и мистикой. В частности, они утверждали, что раз Христос даровал нам свободу и Благодать, то все ограничения и запреты полностью и навсегда отменены. Это был соблазн злоупотребления христианской свободой, о котором предупреждал апостол Павел: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» (Гал. 5, 13). Николаиты проповедовали изуверское учение о том, что для преодоления похотей плоти нужно их не ограничивать, а напротив, давать полную свободу. На практике это приводило к безудержному разврату, оправдываемому религиозно-философской доктриной. Привлекательность учения николаитов заключалась именно в отмене установленных христианской Церковью ограничений. Эта привлекательность была сильна для язычников, не привыкших в чем-либо ограничивать себя, и в особенности для богатых из них, которым и без того при обращении в христианство приходилось от многого отказываться. Из сопоставления николаитов с пророком Валаамом (Апок. 2, 14–15) раскрывается сущность зла, причиняемого николаитами Церкви: как и Валаам (Числ. 25, 1–5; 31, 16), они совращали народ Божий в телесный и духовный блуд, являющийся изменой Богу и отпадением от Него. «которые и Я ненавижу» – Господь ненавидит не самих николаитов, но только их учение и дела. Заблуждающегося человека Бог не отвергает, но ожидает его исправления.  7 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия. И во время земной жизни Христос многократно говорил: имеющий ухо слышать да слышит. Смысл этих слов: кому дано понимать то, что говорит Дух, пусть исполнит то, что Он говорит. Ибо «кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак. 4, 17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Может быть, некоторым, хотя и косвенным, и весьма отдаленным по времени, историческим свидетельством о наличии связи между Пергамом и Вавилоном может служить возникшая в первой половине IV века Пергамская школа неоплатонизма, сильно тяготевшая к халдейскому и вообще восточному эзотеризму и широко практиковавшая магию, теургию, астрологию, оракулы, общение с демонами и т. п. Источники, например, сообщают, что, принадлежа к этой школе, римский император Юлиан Отступник был посвящен ее учителями в некие мистерии «по халдейскому обряду».   «верный свидетель Мой Антипа» – согласно церковному преданию, восходящему, по-видимому, к Тертуллиану, Антипа был епископом Пергама в I веке и принял мученическую смерть за Христа – был изжарен внутри медного быка.  Следует также обратить внимание, что Христос называет Антипу тем самым именем, которым Он именует Себя Самого: «свидетелем верным» – Апок. 1, 5; 3, 14. И это, конечно, особая честь от Господа. О слове «свидетель» (греч. μρτυς) см. комм. на 1, 5. 14 Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. 15 Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. О Валааме и Николаитах см. комм. на 2, 6. 16 Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих. См. комм. на 1, 16.  17 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает. Сокровенная манна означает пищу, подаемую от Бога: Благодать Святого Духа, питаясь которой христиане могут безопасно прейти пустыню мира, подобно как евреи, питаясь манной, перешли пустыню на пути в Землю обетованную.  Причастие Благодати есть единственный для человека способ соединения и общения с Богом. Под манной, кроме того, можно понимать блага Будущего века, которые, впрочем, тоже суть не что иное, как дары Благодати.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

25:32), так что по отношению к роду человеческому Он тогда явится новым Адамом... Ведь при всеобщем разорении нашего мира творческая деятельность всемогущего Сына Божия, разу­меется, останется несокрушимой и неизменной: а так как Его всемо­гущая сила теперь находится в составе мировых сил, то одновре­менно с процессом физического разрушения, стало быть, несомненно будет совершаться в мире и процесс богочеловеческого творчества Христа, а потому последний момент мирового разорения в действитель­ности, стало быть, естественно окажется моментом завершения Христова дела в мире». Автору не удалось и логически обосновать причинную зависимость нашего будущего воскресения от божественного всемогущества Христа. Он рассуждает: если бы Бог воскресил Христа как праведного человека, то это чудо было бы исключительным фактом в природе и из него вовсе не следовало бы, что Бог поэтому обязан воскрешать и других праведников. На этом он обосновывает зависимость на­шего воскресения от всемогущества Христова, полагая, что только в этом случае воскресение Христа создает закон воскресения умерших. Но его рассуждение неверно. Бог по любви всегда изволяет воскре­шать всякого праведника, всякого человека, имеющего в себе заро­дыши вечной жизни. Любовь Божья и праведность человека достаточно обосновывают «обязательность» для Бога воскрешать праведников. А существенная связь воскресения праведников с воскресением Христа в том, что праведники (христиане) имеют в себе жизнь Христа, живут Им, усвояют верой Его именно праведность. Этим путем воскресение Христа теряет свою исключительность; следовательно, нет логической необходимости сводить закон воскресения умерших к бо­жественному всемогуществу Христа. Этот закон утверждается на всемогуществе Бога Отца и на усвоении нами праведности Христовой, Его вечной жизни, Его духа. Так учит нас ап. Павел, который пишет: Бог воскресил Господа, воскресит и нас силой своей Кор. 6:14); если Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас ( Римл. 8:11 ); Воскресивший Го­спода Иисуса воскресит через Иисуса и нас ( 2Кор. 5:14 ср, ст. 10 и 11: если жизнь Иисусова открывается в теле нашем, посему «через Иисуса» значит: через откровение в нас жизни Иисусовой). Таким образом Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, оживотво­ряет нас со Христом и воскрешает с Ним ( Еф. 2:1–7 ). Обетование Христа: Я живу, и вы будете жить ( Иоан. 14:19 ) ничего в этом случае не изменяет, так как Бог воскресил в лице Христа начальника жизни ( Деян. 3:15 ) и первенца из умерших ( 1Кор. 15:20 ; Апок. 1:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010