прот. Иоанн Козлов Еретики и их свойства 1) Кириллова л. 175: «Некотории отступницы церкве Божия... апостольских и их наследников, и святых отец писаниям верити не хощут». 2) Там же о «святом дусе», л. 407: «яко воистину еретик есть, иже и мало что от содержимых в божественном евангелии подвизая». 3) Благовестное евангелие Иоанна, зач. 27, л. 125: «Мнози убо мнеша веровати, но не якоже рече писание, а якоже тии своим изволением последоваша, тии вси еретицы». 4) Тактикон Никона Черн., сл. 14, л. 70: «Кроме божественных писаний отнюдь не смети учити ни мало ни велико, понеже яко святотатец судится, якоже рече Великий Василий в постных своих како достоит быти учителю и заповеданию его». 5) у него же, Пандекты, сл. 2, л. 12 об.: «И сего ради должни есмы во всех, ихже глаголем и творим, имети показание от божественственных писаний, да не человеческими помышленьми прельщаеми, спаднем праваго пути, и впаднем в пропасть погибели». 6) Кормчая л. 641. «Вся яже чрез церковная предания или воображения святых и приснопамятных отец ново сотворенная или по сем содеятися хотящая, анафема». 7) Толкование Андрея Кесарийского на Апокал. (1625 г.), л. 5 предисл.: «Понеже бо противницы церкви видяще что противно своему зловерию в книзе каковой, и хотяще ю отвержену и помраченну имети, не могуще же инако истинне ни единем же образом противостати оглаголуют ю быти коего либо еретика творение». 8) Матфея Властаря – Синтагма, буква А. гл. 2. стр. 24: «Еретиками мы называем всех тех, которые не причащаются святых таин от священников в святой церкви Божией». 9) Игнатий Богоносец , посл. 5 к Ирону диакону, л. 57 об. (Оз. 1, 261–262): «Всяк глаголяй кроме повеленных, аще и достоверен будет, аще и постит, аще и девствует, аще и знамения творит, аще и пророчествует, волк тебе да мнится во овчей кожи, овцам пагубу содевающ... Аще кто ни во что вменяет закон или пророки, ихже Христос пришед исполни: да будет тебе яко антихрист». 10) Кириллова, посл. патр. Фотия, л. 522 об. – 523: «Егда убо некто и мало нечто развратное или ново ученное привнести начнет, аще развращенное и ложное приложением истины и правого слова, объявляется и обличается, и ниже на мало любодеищное рождение, ниже под самем именованием быти благочестивых догмат, никакоже терпит благородие... аще и малейше кто что тоя превратит, велико безобразие соделовает, и абие обличение приемлет».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Слово на день Рождества Христова. Святителя Илии Минятия, Кефалонитского В Своем Божественном Откровении Иоанн Богослов видел Седящего на престоле высоком и вознесенном великого Бога, державшего в Своей деснице книгу, по истине чудную, исписанную внутри и снаружи и запечатанную семью печатями; и, говорит св. Иоанн, никтоже можете ни на небеси, ни на земли, ниже под землею, разгнути книгу, ниже зрети ю (Апокал. 5:3). Открыть ее и разрешить печати на ней мог только Лев от колена Иудина, корень Давидов, Единородный Сын и Слово, Который, став плотью и вселившись в нас, открыл сокровенное, изъяснил неизреченное. Разрешил первую печать, – и люди тотчас познали Единого Бога; разрешил вторую, – и познали Бога Триипостасного; разрешил третью, – и познали Бога, Отца Сыновни и Изводителя Святого Духа; разрешил четвертую, – и познали Бога, Творца всего; разрешил пятую, – и познали Бога соделавшегося человеком; разрешил шестую, – и познали Бога, плотью пострадавшего, умершего и воскресшего; разрешил седьмую, – и познали Бога Судию, ублажающего Судию, ублажающего праведных и карающего грешных. Таким образом, сия запечатанная книга Седяшего на престоле стала книгою родства Иисуса Христа, книгою – откровением таинств и исполнением обетований. Учение Святого Духа, воспитание к богопознанию, любомудрие веры, наука вечно блаженной жизни, – вот «книга родства Иисуса Христа». Эту книгу, содержащую одну и единственную мысль, именно о рождестве Иисуса Христа, я хочу, благочестивые слушатели, ныне прочесть с вами и объяснить по возможности образ, каким, – и цель, с которой Бог стал человеком. Это – для того, чтобы в одном мы познали беспредельную премудрость Божию и всемогущество, а в другом – беспредельную благость и любовь Божию. Великое таинство домостроительства о воплощении, как наиболее высокое, благородное и совершенное дело творческой Божественной премудрости и силы, было предуставлено и предусмотрено раньше всего другого всеведущим умом Божиим. Бог, прежде чем предопределил творение ангелов, или человеков, или какой-либо другой твари, в предвечном совете уже предопределил воплощение Божественного Слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Посему, после кратких, довольно ясных обличительных посланий к семи малоазийским церквам, изложенных в первых трех главах Апокалипсиса, тайнозритель в символических видениях описывает брань духовного едемского змия с Агнцем, совершенную победу последнего над первым, судьбу мира и Церкви, открытую столько, сколько нужно для утешения верующих среди продолжительных гонений. Существенная и главная мысль сих видений общепонятна, т. е. что христианство восторжествует над всеми и всякого рода врагами, предуказанными от Бога и осужденными на погибель. И в сем понятии верующие могли находить себе путеводную звезду среди облегающего их мрака бедствий и могли находить для себя достаточное утешение ( 1Петр. 1:5,12 ; Евр. 11:13 ). Апокалипсические видения начинаются повелением Иоанну взойти в отверзтую дверь неба; взойди симо и покажу ти емуже подобает быти по сих ( Апок. 4:1 ). Засим изображается слава Божия в чертах, существенно сходных с изображением оной у Пророка Иезекииля (Апокал. 4:2,11; сн. Иезек. 1:4; 2:1). Царь славы среди царей природы на престоле поклоняемый и прославляемый от небожителей, держит в деснице своей книгу судеб, исписанную внутри и вне и запечатленную семью печатями. Лев от Иуды, потомок Давида, Агнец как бы закланный, стоящий среди Престола Божия, приял сию книгу от руки Бога, как Искупитель; тогда все создания небесные и земные воздали сему Агнцу поклонение и прославление (5:1–14). Потом Агнец начал снимать с книги семь печатей. По снятии первой печати явился всадник на белом коне с луком и венцом, как победитель (6:1, 2). По снятии второй печати явился всадник на коне рыжем, взять с земли мир и произвести междоусобия (6:3, 4). По снятии третьей печати явился всадник на коне вороном, с мерою в руках, имеющий власть произвести на земле голод (6:5, 6). По снятии четвертой печати явился всадник – смерть на коне бледном со властью над четвертою частью земли (6:7, 8). По снятии пятой печати, Иоанн увидел под алтарем души мучеников, молящих об отмщении гонителям (6:9–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

1 Апокал. XIII. 5. В ссылке св. Дионисия на выписанное им место Апокалипсиса комментаторы Церковной истории Евсевия и позднейшие церковные историки видят указание на время продолжительности гонения Валериана и пользуются этим указанием для хронологического распределения событий, относящихся к его царствованию. 2 ρχισυν γωγος. Так назывались в Александрии начальники иудейских синагог. О них упоминает император Адриан в послании к Сервияну. Здесь этим именем называется начальник египетских магов, живших в Риме, может быть, потому, что они, подобно иудеям, устраивали в Риме свои собрания. 4 Дионисий, очевидно, продолжает речь о том-же учителе и начальнике египетских магов, о котором говорил выше. Отсюда мы видим, что виновником неблагоприятной для христиан перемены в императоре был один из высших сановников Макриан, впоследствии сделавший попытку захвалить императорскую власть. 5 Иезек. XIII, 3: люте прорицающим от сердца своею, а отнюдь не видящим (το καθ λον μ βλαπουσιν), Мы отступили здесь от славянского перевода, чтобы точнее передать выражение τ καθ λου, имеющее связь с выписанными δσше (прим.  4) словами св. Дионисия. 6 τ ν καθ λου πρ νοιαν. И это выражение, равно как дальнейшее упоминание о кафолической (καθολικ ) церкви, очевидно заключает в себе намек на предыдущие слова св. Дионисия. 12 Настоящий, пятый фрагмент послания к Эрмаммону сохранился в 23 главе VII книги Церковной истории Евсевия. Содержание его настолько тесно примыкает к содержанию четвертого фрагмента, что пятый фрагмент можно считать непосредственным продолжением, четвертого, и Валезий предполагает, что ними не было ни одного слова. 13 По свидетельству римских историков, Макриан выдал Валериана персам и восстал против сына его Галлиена. 16 Далее у Евсевия вставлено замечание: «Вслед за сим (Дионисий) указывает и на время, когда от писал это, и при этом говорит так». 17 Очевидно, семилетие отмечается здесь, как период, отличающийся какою-нибудь особенностью в царствовании Галлиена. Может быть, св. Дионисий, отмечая это семилетие, указывает на то, что ни один из ближайших предшественников Галлиена не царствовал полных семи лет, а, может быть, разумеет под этим семилетием время совместимого царствования Галлиена с отцом его Валерианом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

Но, братие мои, заботясь о сохранении вещественных памятников от Иннокентия, нам тем паче надлежит заботиться о сохранении его духовного наследия. Вы, конечно, слышали о том, как ради насаждения и утверждения православной веры здесь приснопамятный Иннокентий добровольно покинул дорогую родину свою, хорошо обеспечивавший его приход, любивших его прихожан и радостно отправился с семьею в далекие и маловедомые страны, в путь тяжелый и опасный. Прибыв в Америку, он тридцать лет трудился здесь, сначала в сане священника, а потом Архиерея, священнодействуя, благовествуя, переводя свящ. книги на местные наречия, уча словом и писанием, делом и житием своим, разъезжая по островам, устрояя церкви, часовни, миссии и школы. Мы знаем дела его, и любовь, и служение, и веру, и терпение, и то, что он много переносил и трудился для имени Божия и не изнемогал (Апокал. 2, 3 и 19). И память праведного с похвалами даже и до дне сего. Сердца всех нас преисполнены любовию, благодарением и почтением к сему дивному святителю. Но эти свои добрые чувства к нему мы лучше всего засвидетельствуем тогда, когда соблюдем достояние, насажденное и оставленное им здесь, когда будем веровать и жить так, как учил он: аще любите мя, заповеди моя соблюдите ( Иоан.14:15 ), может сказать он нам вслед за Христом. Нужно ли напоминать вам о сем? Нужно ли убеждать хранить заветы Иннокентия? Думаем, что да. История сохранила нам свидетеля о том, что сам Преосвященный Иннокентий своим современным ситхинцам иногда говорил «грозное слово»; стало быть, они нуждались в обличении и вразумлении. А потомки их еще более в этом нуждались. Еще жив был Иннокентий, святительствовавший в Москве, как с переходом Аляски к Американцам, в Ситхе, при наступившем безначалии и беспорядке, вырвались наружу низменные страсти, прежде сдерживаемые строгостью русской власти. Позднее, в разных местах Аляски стало расхищаться его духовное стадо инославными миссионерами, и среди самих православных у многих стали замечаться охлаждение к вере и церкви, измена отеческим преданиям, усвоение чуждых понятий и обычаев. Посему, и к бывшей пастве Иннокентия можно сказать то же, что изрек Бог к Ангелу Ефесской церкви: имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою; итак вспомни, откуда ты ниспал и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься ( Апок. 2, 4–5 ). И не сдвигается ли уже у нас этот светильник? За грехи и отступления наши не исполняется ли и на нас нечто из вышеприведенных проречений Моисея? Не постигают ли и нас, злых ради начинаний наших, и скудость, и глад, и истребление, и болезни, и язвы, и расхищения, и обиды от пришельцев, возобладавших над нами?

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

8) О жаждущих правды Откр.21:5–6 . «И сказал Сидящий на престоле: се, творю всё новое. И говорит мне: напиши: ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой». Объясн. Истинны слова, произносимые Самой Истиной, и познаются уже не чрез символы, но по самым делам. Начало же и конец есть Христос, как первый по Божеству и последний по человечеству. Жаждущему правды обещает дать благодать животворящего духа, которую в Евангелии обещал даровать верующим в Него: Ин.7:37–38 ; Мф.5:6 . 9) О жажде духовной Ин.7:37 . «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей». Объясн. Здесь означается жажда духовная, – удовлетворение учением и благодатью Божией всех духовных потребностей человека, а это учение заключается, между прочим, и в следующем: Ин.13:20 ; Лк.10:16 ; Мф.28:19–20 ; конечно, есть жажда духовная и у заблуждающихся в вере, но эта жажда обольстительная, отвращающая от истины: 1Тим.4:1 ; 2Тим.4:3–4 . 10) О лицезрении Бога Откр.22:3–4 . «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нём, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их». Объясн. Соделавшиеся престолом Божиим по успокоению в них Владыки, сии будут обитателями оного града и узрят Его лицом к лицу, не в гаданиях, но как видели Его святые апостолы на горе святой: Мф.17:2 . Будут же иметь вместо златой дщицы, которую носил древний первосвященник ( Исх.28:36 ), имя Божие, написанное не на челах только, но и в сердцах, т.е. твёрдую, дерзновенную и неизменную любовь к Нему. Ибо начертание на челе означает украшение дерзновения (Толков. на Апокал.). 11) О страхе Божием и человеческом 1Ин.4:18–19 . «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас». Объясн. Изречение 18 ст. составляет как бы апостольское толкование изречения предшествующего (17) стиха о совершенстве любви до дерзновения в день суда, или даже одного слова – дерзновение. Страх есть в этом смысле противоположное понятие дерзновения, так как он заключает в себе понятие муки или мучения, которое совершенно противно понятию любви. Есть двоякого рода страх: один страх Божий: Пс.33:10 ; Мф.10:28 . Этот страх называется чистым и пребывающим в век века: Пс.18:10 , он прибавляет дней: Притч.10:27 ; другой страх – это страх не Божий, а человеческий: Притч.28:1 ; особенно страшным будет этот страх в последний день: Лк.21:26–27 ; Мф.24:30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Предтечу  он изображает: 1) под видом ангела или вестника, приготовляющего дорогу грядущему Господу ( Мал 3:1 1370 ); на исполнение сего пророчества указал Евангелист Марк 1:2 1371 и Сам Господь ( Лк 7:27 1372 ); – и 2) под именем Илии Фесвитянина, пророка беспримерного и карателя пороков беспощадного, в соответствие с великим и просвещенным днем пришествия Господа ( Мал 4:5 1373 ); на это пророчество указал Ангел, благовестивший зачатие Предтечи ( Лк 1:17 1374 ), и Сам Господь ( Мф 11:14 1375 ). Это последнее пророчество некоторые [Cnrs. complet. Sacr, Script., tom. XX, pag. 1234.] прилагают ко временам второго пришествия Господня на основании Апокал. 11:6. 1376 А о Мессии пророк говорит, что Он придет непосредственно за Своим вестником в Свою церковь или в храм Зоровавелев; – что Сей идущий (ο ερχομενος Мф 11:3 ; 1377 Ин 11:27 1378 ) есть Господь Вседержитель, Ангел завета ожидаемый ( Мал 3:1 ), – и что Оы воссияет, как солнце, будучи источником и просвещения и исцеления для боящихся Господа ( Мал 4:2 1379 ). Предсказания о Мессии находятся в тесной грамматической связи речи с пророчествами о Предтече; следовательно отношение их к Иисусу Христу, по вышеозначенным указаниям, не подлежит никакому сомнению. Иосиф Флавий (De bello Jud., lib. VI, cap. 5) говорит, что лет за сорок до разрушения Иерусалима Титом, т. е. около 30 г. по Рождестве Христовом, тяжелые бронзовые ворота во святилище храма отворились сами собою. Следовательно храм отворил свои ворота крестившемуся тогда на Иордане Господу, указанному от Предтечи ( Ин 1:15 1380 ). Таким образом не пророки только, но и все тогдашние обстоятельства вели Иудеев к принятию своего Просветителя и Исцелителя в лице Иисуса, сына Иосифова, Иже от Назарета ( Ин 1:45 ). Прибавление 73. Древность Священного Писания Из писателей священных ветхозаветных книг первый по времени Моисей жил в 1748–1628 годах до Рождества Христова, а последний – пророк Малахия, был современником Ездры и Неемии, трудившихся над устройством гражданского и церковного быта Иудеев по возвращении из Вавилонского плена в первой половине пятого века (456–408 г). до Рождества Христова. Следователыю, священные ветхозаветные книги писаны в течение тысячи двухсот лет, в промежуток времени от призвания Моисея на горе Хориве до восстановления порядка между переселенцами из плена Вавилонского (в 1670–408 г. до Рождества Христова); а именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Выразив этими словами вестнику Господню свое послушание, Святая и непорочная Дева прекратила беседу. Что же присоединим от себя Деве? Какие радостные восхваления составим в честь Ее? Какие иные, как не те, основание коих дал нам впервые архангел Гавриил, сказавши: Радуйся, благодатная: Господь с Тобою, благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего ( Лук. 1:28, 42 ). Радуйся, потому что из Тебя воссияло нам Солнце правды, которое осветило небесный мир и земной, разогнало мрак греха и облистало вселенную сиянием благодати. Радуйся, благодатная, потому что Ты, невозделанно возрастивши нам душепитательное древо, истребила семена отрасли душевредной. Радуйся, потому что Ты даровала нам живоносный хлеб в спасительную снедь, истребив, как квас ( Исх. 12:15 ), пагубу снеди смертоносной. Радуйся, потому что Ты возрастила нам плодоносное древо жизни (Апокал. 22:14), иссушившее побеги древа снеди ( Быт. 3:6 ) и даровавшее сладость познания. Радуйся, благодатная, потому что Ты сохранила многоценен бисер ( Матф. 13:46 ) и распространила богатство спасения в концы вселенныя ( Псал. 18:5 ). Благословенна Ты в женах, потому что воззвала последствие падения жены, изменив поношение греха в похвалу рода, – потому что некогда Создавший из девственной земли Адама ныне в Тебе, Дево, воссоздает человека, – потому что Ты, соткавши из плоти одеяние Слова, покрыла наготу первозданного (Прем. Солом. 7:1). Но зачем перечислять в отдельности? Радуйся, благодатная, потому что с Тобою совершилось дело вышечеловеческое, и ради Тебя на нас обильно излились щедроты всяческих благ. И ныне, Дево и Матерь, яви нам новое и чудесное деяние, – подаждь нам Свое заступление и предстательство, пошли Свою помощь и защиту. Твоего верного раба и нашего благочестивого царя 147 добродетелью и благочестием утверди, богомудро руководя в управлении кормилом настоящего царства и соделывая наследником будущего царства Христа, истинного Бога нашего, Твоего Сына и Господа. Достигнуть того же царства да будет даровано и всем нам, благодатью и человеколюбием Христа, истинного Бога нашего, бессеменно зачатого, несказанно во чреве возросшего и неизъяснимо рожденного. Яко Той сотвори нас, а не мы: мы же людие Его и овцы пажити Его ( Псал. 99:3 ), и Ему прославление и поклонение воссылаем с собезначальным и единосущным Отцем, с живоначальным, единосущным и совечным Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь 148 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   Подобное этому читаем и в Откровении Иоанна: по сих абие бых в дусе, и се престол стояше на небеси, и на престоле седящ. И седяй бе подобен камени иаспису и сардинови, и бе дуга окрест престола подобна видением смарагдови. И окрест престола престоли двадесять и четыри, и на двадцати четырех престолех двадесять и четыре старцы седящия, облечены в белыя ризы, и имяху венцы златы на главах своих. И от престола исхождаху молния и громы и гласы, и седмь свещников огненных пред престолом, яже суть седмь духов Божиих. И пред престолом море сткляно, подобно кристаллу (Апокал. 4, 2—6). Таким образом многие престолы, виденные Даниилом, по моему мнению, — те же, которые Иоанн называет двадцатью четырьмя престолами. Ветхий же днями — тот, который по Иоанну один сидит на престоле. Также Сын человеческий, приходящий к Ветхому днями, — тот самый, который у Иоанна называется львом от колена Иудина (Апокал. 5, 5), корнем Давидовым и прочим, подобным этому. Полагаю, что это те престолы, о которых апостол Павел говорит: аще престоли, аще господствия (Колосс. 1, 16). И в Евангелии мы читаем: вы сядете на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Исраилевома (Матф. 19:28). Называется же сидящим и ветхим днями Бог для того, чтобы показать, что Он есть вечный судия. Одеяние Его бело, как снег, и волосы главы Его, как чистая волна. Также и Спаситель, преобразившийся на горе и принявший славу божественного величия, был видим в белых одеждах (Матф. гл. 17). Волосы главы Его сравниваются с самою чистою водною, чтобы показать, что суд Его справедлив, нелицемерен и нелицеприятен. Он изображается старцем, чтобы показать зрелость суждения. Престол Его уподобляется пламени огня, чтобы грешники боялись великих мучений, а праведники спасались, но как бы чрез огонь. Колеса Его или колесница Его подобны огню возженному. И у Иезекииля (гл. 1) о Боге говорится, как о сидящем на четверне, и все Божие [изображается как] огненное. Об этом и в другом месте говорится: Бог огнь потребляяй есть (Второз. 4:24), чтобы мы знали, что дрова, сено и солома сгорят в день суда. И в Псалмах мы читаем: огнь пред Ним предъидет, и попалит окрест враги Его (Псал. 96:3). Река огненная и быстрая выходила от Него, чтобы увлекать грешников в геенну.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

С этой точки зрения и нужно рассматривать заявление лондонского епископа, высказанное на публичном заседании миссионерского общества в 1911 году о том, что ислам отрицает и низвергает имя Христа, как зло. В этой фразе, верной по существу, являются излишними последние два слова „как зло”, и сэр г. Лидер, выступивший на защиту мусульман всё-таки, по моему мнению, не защитил мусульман в этом вопросе. Достаточно напомнить читателю, что в Коране не только отрицается, но грубо искажается основной догмат христиан о Троице, отрицается божественная природа Иисуса Христа, отрицается Его крестная смерть, как искупительная жертва за грехи людей, и наконец отрицаются св. книги христиан, именно как испорченный христианами 127 . Защитники вроде г. Лидера встречаются и среди русских христиан, незнающих Корана и не дорожащих Евангелием. Но когда-нибудь русские должны будут пожалеть о своём равнодушии к основным догматам своей религии... Учение Корана о св. книгах 128 И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями (Апокал. 5. 1). ...И иная книга раскрыта, которая есть книга жизни (Апокал. 22, 12). „Перед Нами сохранная книга (Коран50, 4). У Него первоначально написанный свиток писания (Коран 13, 39). Учение о пророках дополняет учение о Боге Едином, а учение о св. книгах неразрывно связано с учением о пророках: пророки возвещали своим современникам учение веры и нравственности, внушённое им Богом Единым, что написано от вечности в небесной книге, называемой „Матерью писания” (Умму-ль-китаб) и служащей божественным подлинником всех св. книг, ниспосланных Богом пророкам (Коран 13, 39). Этот небесный первотекст св. книг написан на свитках досточтимых, высоких, чистых, начертанных руками писцов сановитых, праведных, т. е. ангелами (Коран 80, 13–15). „Мать писания” называется в Коране хранимой скрижалью (85, 22), сокровенным писанием (56, 77), охраняемым писанием (50, 4), записью срока смерти (3, 139), верной записью (36, 11). В „Матери писания” записаны все бедствия, какие бывают с людьми (57, 22); в ней ничто не опущено (6, 38); в ней обозначено все (6, 59) – и малое, и великое (10, 62), пропитание каждого зверя (11, 8), всё сокровенное на небе и на земле (27, 77), даже вес какой-нибудь пылинки (34, 3). На этой скрижали записан и подлинный текст Корана (56, 77).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010