a V. Fol. 64r, XI в.); в груз. Минеи из Давидгареджи (Tbilisi A 648. б/п, XI в.); в греко-груз. рукописи и др., а также в настенных минологиях ряда средневек. серб. храмов (в ц. св. Георгия мон-ря Старо-Нагоричино (Македония), 1317; в нартексе архиеп. Даниила 2, Печская Патриархия (Косово и Метохия), 1561); в ц. свт. Николая в Пелинове (Черногория), 1717-1718) и на рус. минейных иконах на январь (напр., кон. XVI в. (ЧерМО), минея годовая, нач. XIX в. (УКМ)). Иконы святителя встречаются редко и, как правило, обусловлены желанием заказчика иметь образ соименного святого, напр. икона работы царских мастеров «Григорий Нисский и прп. Ксения», 1-я пол. XVII в. (ГТГ) - обе фигуры в 3/4-ном повороте в молении к Спасителю, изображенному в небесном сегменте вверху. Согласно греч. иконописному подлиннику нач. XVIII в., его следует писать так: «Старец с остроконечною бородою, говорит: «Благодарим тя, Царю невидимый» (по иерусалимскому списку - Благословляяй благословящия Тя, Господи)» («Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота. Ч. 3. § 8. 14); рус. иконописные подлинники по спискам Г. Д. Филимонова и С. Т. Большакова (оба XVIII в.) совпадают в описании Г.: «Подобием стар, сед власы, брада мало подоле Власиевой (сщмч. Власия Севастийского.- Э. Ш.), риза святительская, на плечах омофор, в руках книга. Бяше же, по телесному воображению, подобен брату своему Василию, обаче в сединах, но яко понизок» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 246). Лит.: Ерминия ДФ. С. 160; Большаков. Подлинник иконописный. С. 64; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 859. С. 368; Ritter A. M.//LCI. Bd. 6. Sp. 450-451; Менолог. С. 193, 201, 236, 271, 283, 368, 383. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок.

http://pravenc.ru/text/166529.html

Храмовый образ «Успение Пресв. Богородицы» пострадал в пожаре 1737 г. и был переписан (кон. XVIII в., до 1820?). Из небольшого придела сохранились икона «Свт. Василий Херсонский», образ небесного покровителя строителя храма Салтыкова. Икона находилась справа от царских врат за образом «Воскресение Христово». На сев. дверях, сразу за храмовым образом, находился образ архидиак. Стефана ( Она же. 2011. С. 32-36). Судя по архивным фотографиям, иконы в иконостасе храма во имя вмц. Екатерины и ее придельных церквей, напр. во имя Рождества св. Иоанна Предтечи, были «византийского письма» во вкусе сер.- 2-й пол. XIX в., т. е. в академическом стиле рус. живописи. Из М. В. м. происходят еще 3 древние иконы, хранящиеся ныне в ГТГ, в т. ч. с изображением прп. Феодосии, мастера Кирилла Уланова (1690 г.; Антонова, Мнева. Каталог. 1963. Т. 1. С. 125; Воронов. 2017. С. 99). Ризница и лицевое шитье Свящ. А. Пшеничников упоминает, что ризница находилась в соборе над придельным Успенским храмом, на 2-м этаже. Ценнейшие предметы, богослужебная утварь и книги (не позднее XVII в.), являлись, как правило, царскими вкладами. Пшеничников упоминает ряд драгоценных предметов: 2 напрестольных Евангелия, «печатанных на александрийской бумаге» (1681 и 1698 гг.), в драгоценных окладах; серебряный напрестольный крест с золотой пластиной, положенной на лицевую сторону, и образом вмч. Феодора Стратилата, вероятно из вклада времени царя Феодора Иоанновича в новый каменный собор М. В. м.; золотой напрестольный крест с частицами мощей, вложенный царем Михаилом Феодоровичем в 1631 г.; золотая братина - подарок царицы Евдокии Лукьяновны супругу; золотой литургический набор из вклада царя Алексея Михайловича. В ризнице хранились серебряная водосвятная чаша и крест старицы Феодосии (Сицкой, дочери кн. В. И. Ростовского), очень кратко описаны самые ветхие предметы, напр., напрестольный серебряный крест древней работы без рукояти, к-рые могли восходить к начальной поре существования обители ( Пшеничников. 1894.

http://pravenc.ru/text/2564202.html

И. проиллюстрирована в сериях из 24 гравюр нач. XIX в. и 1839 г. (Там же. С. 52-54). Наиболее распространенный извод иконографии Д. И.- благословение его прп. Сергием Радонежским перед Куликовской битвой. Он встречается в рукописных и старопечатных книгах - напр., миниатюра 1646-1659 гг. в изд. Служб и Житий преподобных Сергия и Никона Радонежских (М., 1646) из б-ки Симона (Азарьина) (РГБ; опубл.: Москва православная: Церк. календарь. История города в его святынях. Благочестивые обычаи: [Май]/Авт.-сост.: М. И. Вострышев и др. М., 1996. С. 369); в скульптурных украшениях храмов - горельефная композиция сер. XIX в. скульптора А. В. Логановского на сев. фасаде храма Христа Спасителя (в наст. время в монастыре Донской иконы Божией Матери в Москве); в поздней иконописи - икона 1904 г. письма В. П. Гурьянова (ГМИР) с изображением в коленопреклоненного Д. И., опирающегося на меч; в тиражной графике - литография 1866 г. из ТСЛ, рисунок с цензорским разрешением 1860 г. (оба в СПГИАХМЗ Д. И. в горностаевой мантии, с прижатыми к груди руками); в декоративно-прикладном искусстве - резная работа сергиевопосадского резчика кон. XIX в. (ГМИР); в монументальной живописи - роспись 70-х гг. XIX в. худож. В. П. Верещагина в северо-зап. нише нижней части пилонов храма Христа Спасителя, стенопись Серапионовой палаты ТСЛ 1949 г. работы мон. Иулиании (Соколовой) ( Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 12, 104). По преданию, отразившемуся в Повести о Куликовской битве, во время похода на Мамая Д. И. в местности Угреша на сосне явилась икона свт. Николая Чудотворца; после возвращения в память о событии на этом месте был основан Угрешский во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-рь. Сохранился храмовый образ Никольского собора обители - чудотворная икона свт. Николая с 19 клеймами жития (ок. 1380, ГТГ; см: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 252-253. Кат. 214. Ил. 169; ГТГ: Кат. собр. С. 136-138. Кат. 59). В кон. XIX в. на месте явления образа была построена часовня (освящена в 1893, архит.

http://pravenc.ru/text/178205.html

Иконы, на к-рых, согласно надписи, изображена П., представляют ее в облике, близком к соименной Иконийской святой: на пядничной иконе из суздальского Покровского мон-ря (ГТГ) святая (подпись: «преподобная Пораскева») облачена в темно-коричневый мафорий, в правой руке 6-конечный золотой крест; не исключено, что икона была поновлена (цвета ее фона и полей различаются, нимб розовый - Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 319. Кат. 260). Очевидно, летописные сведения об иконе П., происходящей из Ржева, способствовали появлению иконописного образа П. с эпитетом «Ржевская игумения» в Сводном иконописном подлиннике (напр., в подлиннике Палехской редакции нач. XVIII в., принадлежавшем Г. Д. Филимонову: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 35 (под 13 окт.)) и в лицевом Строгановском иконописном подлиннике под 13 окт. (Строгановский подлинник; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 38). В этих текстах отмечено, что П. следовало писать облаченной в «ризы преподобнические»: синий клобук с крестами «на главе» (т. е. в схиме), охряное или красно-коричневое платье, в левой руке свиток, правая поднята перед грудью. Святая с таким эпитетом включена в состав Собора Тверских святых на совр. иконах (см. ст. Параскева , прп., Ржевская). Изображения П. в облике преподобной получили распространение в рус. иконописи в поздний период средневековья и прежде всего в минейных циклах на иконах-святцах (минеях) и иконах-«таблетках» (иногда 2-сторонних). Согласно чину святости, ее облачение монашеское, на голове - куколь; фигуру пишут под 14 окт. рядом с воинами мучениками Медиоланскими (напр., на иконах рубежа XVI и XVII вв., Патриарший музей церковного искусства при храме Христа Спасителя; нач. XVII в., из афонского мон-ря прп. Павла). В левой опущенной руке могли быть четки в соответствии с традицией европ. благочестивого портрета, как на гравюре со святцами на окт. работы мастера Г. И. Тепчегорского (1722, РГБ), или со свитком, как на гравюре со святцами работы мастера И. К. Любецкого (1730, РГБ). К минеям восходит фигура святой в чине преподобномучениц на заказной невьянской иконе кон. XVIII в., некогда в собр. Н. Л. Лихачёва, ныне в ГРМ ( Лихачев. 1906. С. 17. 659; Образы и символы старой веры. 2008. 180. С. 202-203).

http://pravenc.ru/text/2578996.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРОЗДИН Семен (Семейка), иконописец кон. XVI - нач. XVII в., известен как мастер миниатюрного письма «строгановского» стиля. Работал по заказу Строгановых, преимущественно Никиты Григорьевича. В 1601 г. для Благовещенского собора в Сольвычегодске им были написаны иконы «Святые Косма и Дамиан» и «Рождество свт. Николая с житием» (обе в ГТГ). Имя Б. упомянуто также в надписях на обороте целого ряда небольших икон, хранящихся в музейных и частных собраниях («Седьмой вселенский собор в Никее», «Летопреложение», «Зачатие св. Иоанна Предтечи», «Рождество св. Иоанна Предтечи», «Сретение Владимирской иконы Богоматери», «Неделя о расслабленном», «Богоматерь Боголюбская с ростовскими святителями», «Семь отроков Эфесских» (все в ГРМ); «Симеон Богоприимец» (СИХМ); «Неделя о самарянине» (Гос. музей изобразительных искусств Грузии. Тбилиси). Все они происходят из собрания семьи Строгановых и, по-видимому, первоначально находились в Благовещенском соборе в Сольвычегодске, куда были вложены заказчиками. Несмотря на отсутствие документов, нек-рые исследователи предполагают, что Б. был царским мастером; Е. В. Логвиновым было высказано предположение о его идентификации с др. строгановским мастером Семеном Хромым . Лит.: Ровинский. Обозрение иконописания. С. 28-29; Лихачев Н. П. Материалы для истории рус. иконописания. СПб., 1906. Т. 2. Таб. 257, 479; 273, 503; Сычев Н. Выставка произведений искусства «Строгановской школы». Пг., 1923; Каргер М. К. Материалы для словаря рус. иконописцев//Мат-лы по рус. искусству. Л., 1928. С. 115-116; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 305, 306; Гра Е. А. Иконопись сольвычегодских «иконных горниц» Строгановых: По мат-лам сов. музеев//Музей. М., 1983. [Вып.] 4. С. 54; Искусство строгановских мастеров в собр. ГРМ: Кат. выст. Л., 1987. С. 18-19, 91-92; Искусство строгановских мастеров: Реставрация. Исслед. Пробл.: Кат. выст./Сост. Е. В. Логвинов. М., 1991. С. 20, 24-26; Подписные и датированные иконы из колл. Пермской худож. галереи: Кат. выст. Пермь, 1993. С. 20; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произведениях из собр. ГРМ. СПб., 1995. Кат. 92, 103. Н. И. Комашко Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ (XI-XIII вв.?), иконописец, прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 8 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)

http://pravenc.ru/text/153229.html

в Прологе XIV в.; Пивоварова. 2005. С. 313, 316). В отличие от новгородских церквей в княжеском Успенском соборе на Городке в Звенигороде (ок. 1400) композиция «Явление...» была написана на сев. алтарном пилоне, по соседству с иконами алтарной преграды-иконостаса, и составляла пару с композицией «Прп. Варлаам и царевич Иоасаф Индийский» (на юж. пилоне). Впоследствии ангел в образе монаха включался в композиции «Страшный Суд» (иконы «Страшный Суд», XVI в. (ГТГ)) и «Сотворение ангелов» (икона «Троица в бытии», XVI в. (СИХМ), росписи в афонских мон-рях прп. Павла (мастер Андроник Византиец, XV в.), в Дохиаре (XVI в.) и Хиландаре (новый кафоликон в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, 1803/04, П. В. с учеником Силуаном на зап. стене нартекса). Сюжет «Явление...» использовали в XVI в. для лицевых хоругвей, церковных знамен. Сохранилась хоругвь из Преображенского собора Соловецкого мон-ря, вклад старца Исаака Шахова (1562, ГММК). На ней стоящий справа ангел, чуть повернувшийся к П. В., облачен в темно-коричневую мантию, у него голубой куколь на голове, такой же параман и песочного цвета хитон. Правой рукой ангел указывает на свой куколь, в левой держит развернутый свиток. П. В. изображен почти в профиль на фоне черной пещеры, ноги его босые, одежда песочного цвета, борода и спадающие до плеч волосы - седые. Что касается поствизант. живописи на Балканах, «Явление...» могло быть помещено под днем празднования святому в минейном цикле, напр. в росписи ц. свт. Николая в Пелинове (1717-1718). В европ. художественной традиции это чудо изображалось, как и др. видения, по подобию Благовещения Пресв. Богородицы. Такова миниатюра-инициал в Патерике Д. Кавалька («Жития св. отцов»), украшенном неизвестным мастером по заказу миланского герц. Ипполита Сфорца. П. В. в темно-серых одеждах анахорета сидит на фоне пещеры, с неба, из розовой мандорлы-славы, к нему обращается ангел (Paris. ital. 1712. Fol. 112v, 1465 г.). Лит.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. 71. С. 129-130; Менолог. С. 193, 255-257, 338, 372, 387.

http://pravenc.ru/text/2579862.html

Н. Город Муром, история его и древности// Он же. Владимирский сб. М., 1857. С. 79-88; Макарий (Миролюбов), архим. Сб. церковно-ист. и стат. сведений о Рязанской епархии. М., 1863; Добрынкин В. Н. Муром прежде и теперь. М., 1903; он же. Муромская икона Божией Матери//Владимирские ЕВ. 1909. 16. Отд. неофиц. С. 258-259; он же. Муромский Богородицкий собор. Владимир, 1916; Белоцветов Л., свящ. Муромский Богородицкий собор. Муром, 1907; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 72-75. Ил. 63; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 257. Кат. 689; С. 260. Кат. 694; Дмитриева Р. П. Повесть о Рязанском еп. Василии: (История текста первоначальной редакции)//ТОДРЛ. 1977. Т. 32. С. 40-55; она же. Повесть о Петре и Февронии. Л., 1979. С. 83-87, 325-326; Сиротинская А. А. Иконография св. Василия еп. Рязанского и Муромского на мат-лах муромского круга памятников//Муромский сб. Муром, 1993. Вып. 1. С. 24-33; Кочетков И. А. Икона Муромской Богоматери//Уваровские чт., 2-е. М., 1994. С. 72-74; «Пречистому образу Твоему поклоняемся...»: Образ Богоматери в произведениях из собр. Рус. музея. СПб., 1995. С. 174. Кат. 100; Комашко Н. И. Икона «Богоматерь Муромская» Симона Ушакова 1677 г. из частного собр. в Москве//7-е Науч. чт. памяти И. П. Болотцевой. Ярославль, 2003. С. 65-73; она же. Подписные иконы мастеров Оружейной палаты и их последователей//Антиквариат: Предметы искусства и коллекционирования. М., 2003. 10(11). С. 84-95; Иконы Мурома. М., 2004; Святые образы: Рус. иконы XIX-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. ст.: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 50, 369. Кат. 22; Сухова О. А. Житийная икона святых благоверных князей Константина, Михаила и Феодора Муромских: А. Казанцев, 1714 г. М., 2006; она же. К вопросу об образце миниатюр поздних списков житий Муромского круга//Книжная культура Ярославского края. Ярославль, 2007. С. 28; она же. Икона «Муромская» - насколько муромская?//Уваровские чт., 8-е. Владимир, 2012. С. 104-139; она же. Богоматерь Муромская: Легендарный образ и памятники иконографии XVI-XX вв.//Яхонтовские чт., 2010.

http://pravenc.ru/text/Муромской иконой ...

На нижней кайме в центральном круге – Богоматерь Воплощение, но сторонам пророки: справа – Илья, Соломон, Аарон и Захария; слева – Давид, Моисей, Даниил и Аввакум. На боковых каймах вселенские и русские святители (но пяти с каждой стороны). Среди них К. Невоструев называет лишь митрополитов Петра и Алексия. Между кругами находились двадцать два вышитых золотом крестика (вероятно, в древности здесь были «свечники», как на других воздухах Евфросинии, их фрагменты сохранились перед изображениями херувимов). 450 По описанию К. Невоструева , шитый золотом венец Спаса поверху был обведен в одну нить обнизью из половинок зерен «китайского жемчуга», между ними – четыре настоящих и восемь поддельных камней средней величины (один изумруд, один яхонт алый и два опала, пять зеленых стекол, одно синее и одно красное), «все в серебряных вызолоченых гнездах, из них семь с финифтью». В середине венца – один опал и один яхонт голубой четырехугольный, жемчужная раковина, одно зеленое стекло, одно синее, одна бирюза и один сердолик. Все они в серебряных золоченых гнездах и обнизаны мелким жемчугом «в рефидь», кроме одного стекла. Внизу венца – круг, тоже жемчужный. На пяти ранах Христа – камни (на правой руке – веписа, на левой и на ногах – стекла). На руках камни обнизаны жемчугом, на ребре – звездообразно. У Богоматери венец обнизан половинками бурмицких зерен, в верхней нити – один яхонт голубой и шесть стекол (четыре зеленых, одно красное и одна бирюза) в гнездах серебряных вызолоченных. В середине венца два камня (топаз и вениса) и три стекла (синее, зеленое и бирюза), все обнизаны жемчугом. На концах венца – два крупных бурмицких зерна в гнездах (одни с финифтью). На голове Богоматери жемчужная звезда с раковиной, на плече – с синим стеклом. На зарукавьях Богоматери обнизь жемчугом. 452 См., например, новгородскую икону последней четверти XV в. (Антонова, Мнева 1963. Т. 1. 106, ил. 76) или того же происхождения и времени пелену из ГИМ (Маясова 1971 (1). Ил. 19), а также плащаницу 1595 г. жены Лазаря Леонтьевича Ржевского, выполненную в традициях XV в. (Маясова 1983. С. 356–359. Ил. на с. 357 и 358). Подобная поза Магдалины особенно часто встречается на плащаницах молдо-влахийских, не только XV, но и XVI и XVII столетий (см.: Musicescu 1969. 25, 64,65 и др.). См. также изображения кивория на ранних памятниках, таких, как троицкая «Голубая» плащаница начала XV в. (Маясова 1971 (1). Ил. 2). На Руси же во второй половине XVI п. преобладает другой иконографический извод, образцом для которого стала плащаница Старицких из московского Успенского собора (см.: Маясова 1960 (1). Табл. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

711 Золотой оклад выполнен по заказу митрополита Фотия в начале XV в. (инв. M 3–1143). См. о нем: Писарская Ш. Л. С. 18, табл. XIX-XXV. 712 Икона «Богоматерь Владимирская» (инв. Ж-313) находится в Успенском соборе Московского Кремля, в киоте от древней чудотворной иконы, хранящейся в ГТГ (инв. 14243). О второй иконе см.: Смирнова 1988. Кат. 163. С. 298; Богоматерь Владимирская 1995. Кат. 7, с. 98; 2001. С. 192–203. 713 Расположение накладных пластин с чеканными изображениями праздников на окладе к древней иконе «Богоматерь Владимирская», сделанном при митрополите Фотии, было перепутано при одном из поновлений иконы, по-видимому после 1639 г., о чем свидетельствует каноничный порядок праздников на пелене (отмечено впервые: Маясова 1985. С. 208). 715 О большом и малом крестных ходах см.: Щеиникова 2000 (1). С. 161–163; Щенникова 2000 (2). С. 240–241. 718 В основе сюжета лежат апокрифические сказания (см.: Порфирьев 1890. С. 74–96; Кирпичников 1888. С. 191–249), вошедшие впоследствии в литургические тексты. Иконография Успения имеет краткий и расширенный изводы в нескольких вариантах, (см., например: Антонова, Мнева 1963. T.1. 78, 96, 100, 141, 201, 228, 253, 216, 122 и др.) Библиографию к иконографии Успения Богоматери см.: Толстая 1990. Примеч. 6, а также: Щенникова 1990. С. 83–85, примеч. 108–116. 724 Стан стихаря сшит из русской золотной парчи второй половины XVIII в. (атрибуция И. И. Вишневской) с узором гирлянд, букетов, веток разных цветов и ягод, тканых разноцветными шелками и образующих фигурные клейма. Ворот, зарукавья и подол обшиты широким золото-серебряным галуном. Подкладка из красной крашенины. Ворот и зарукавья подложены розовой тафтой. Края рукавов, порота и подола обшиты узкой розовой репсовой лентой. На спине стихаря под оплечьем выложен четырехконечный крест из серебряных позолоченных дробниц, обнизанных жемчугом с чеканными изображениями. В центре помещен херувим, по четырем сторонам – прямоличные поясные фигуры святителя Николая Мирликийского с надписью николае.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

492 Описи Оружейной палаты 1914–1930-х гг. пелена числится под 18978, названа «Смоленской» и датируется XVII в. 494 Акт от г. и опись вещей – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20,1931 г., д. 14, л, 27. 498 Возможно, этой иконой была «Богоматерь Владимирская» в драгоценном окладе, также поступившая в Оружейную палату из Владимирского музея (инв. Ж-2161/1–2). Об иконах «Богоматерь Владимирская» в Покровском монастыре см.: 2003. В Описи 1597 г. указан на каймах «бархат золотный по зеленой земле», что не совпадает с нашей пеленой, возможно, каймы перешиты. 500 Акт от 1931 г. и опись передаваемых вещей – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1931 г., д. 14, л. 26. 501 О Богоматери Тихвинской см. Кондаков 1915. Т. 2. С. 211, 254; Антонова, Мнева 1963. Т. 1. С. 322, примеч., а также кат. 69. В. А. Пуцко в статье, посвященной пеленам с изображением Богоматери этого типа отмечает, что они «не столь многочисленны», как пелены с изображениями других типов Богоматери. Однако он называет восемь пелен с Тихвинской Богоматерью, самой ранней из которых он считает пелену ГРМ, вышедшую, по его мнению, около 1515 г. из мастерской великой княгини Соломонии (ГРМ, инв. ДРТ-35; см.: Лихачева 1980. С. 10, 8; Пуцко 2002). 504 Акт от 1931 т. и опись вещей – ОРПГФ Музеев Московского 5 См. пелену «Богоматерь Одигитрия», кат. Кремля, ф. 20, 1931 г., д. 14, л. 25. 509 Акт от 1931 г. и опись вещей – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1931, д. И, л. 20. 512 Акт от 9/IX 1918 г. ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1918–1919 гг., д. 12, л. 7 об. В Описи Оружейной палаты 1914–1930-х гг. на полях приписка: «Выдан в музей Боярского быта XVII в. 29/1–1931 г., возвращен 29/1–1933 г.». 513 Апостол Иоанн – автор одного из четырех Евангелий, написанного им в конце I в., а также трех Соборных посланий и «Откровения» («Апокалипсиса»), Сын Саломии, сводной сестры Иисуса Христа, Иоанн был его любимым учеником, которому он перед смертью поручил заботу о Матери. За основную мысль в его Евангелии о божестве Слова, или Сына Божия, Иоанн стал называться Богословом.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010