О. Ю. Тарасов Приложение Альбомы и каталоги Залесская, Пятницкий, Уханова, АДЭ, 1992 – Афонские древности. Каталог выставки из фондов Эрмитажа. Составление: В.Н. Залесская, Ю.А. Пятницкий, И. Н. Уханова. СПб., 1992 Антонова, ДИПК, 1966 – Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1966 Антонова, Мнева, ГГГ, 1963 – Антонова В.И., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи. Т. 1–2. М., 1963 Вздорнов, Дудочкин, IR, 1994 – Icona Russa. [Icones de les Collecciones Privades de Moscou Segles XV-XIX.] Llonja. [Palma de Mallorka. 17] 1994. [Ти collaboracio de (G. Vzdornov у В. Dudochkin. Els autor dels articles déintroduccio: М. Alpatov у (G. Vzdornov.] Palma de Mallorca, 1994 Данку, РНЖ, 1982 – Данку Ю., Данку Д. Румынская народная живопись по стеклу. Бухарест, 1982 ЗС, 1967 – Збирка икона Уводна реч С. Београд, 1967 ИСМ, 1991 – Искусство строгановских мастеров в собрании Государственного Русского музея. Исследования и проблемы. Каталог выставки. Л., 1991 Иткина, РРЛ, 1992 – Русский рисованный лубок конца XVIII-haчaлa ХХ века из собрания Государственного исторического музея. Составление: Е. И. Иткина. М., 1992 Князева, ИГТ, 1994 – Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства. Составление: Л. Князева. м., 1994 Кокьяра, lPS, 1982 – Cochiara G. Le immagini devote del popolo siciliano. Palermo, 1982 Косцова, Побединская, РИ, 1990 – Русские иконы XVI – начала ХХ века с надписями, подписями и датами. Каталог выставки. Государственный Эрмитаж. Составление: А.С. Косцова, А.Г. Побединская. Л.. 1990 Крючкова, ИБ, 1993 – Иркутское барокко: Иркутский областной художественный музей. Альбом-каталог. Составление: Т.А. Крючкова. М., 1993 Некрасова, ИП, 1966 – Некрасова М. Искусство Палеха. М., 1966 РЖ, 1977 – Русская живопись веков. Из собраний ГРУТ, ГГГ, ЦМиАР. Каталог выставки. Составление: Т.д. Ананьева, Н.Г. Бекенева, А.С. Логинова. Л., 1977 РЛ, 1962 – Русский лубок XVII-XIX вв. Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. М.-Л., 1962

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

сост. О.А. Платонов Основная литература и источники Аввакум Петров, протопоп. Об иконном писании. Пустозерская проза. М., 1989. Айналов Д.В. Византийская живопись XIV столетия. П., 1917. Айналов Д.В. Лекции по истории древнерусского искусства. Симферополь, 1919. Алдошина Н.Е. Благословенный труд. Московская Духовная Академия. М., 2001. Алпатов М.В. Фрески церкви Успения на Волотовом поле. М., 1977. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1978. Алпатов М.В., Родникова И.С. Псковская икона XIII–XVI веков. Л., 1990. Андреев Н. «О деле дьяка Висковатого». Сборник статей по археологии и византиноведению, издаваемый Институтом им. Н.П. Кондакова . Прага, 1932. Т. 5. Анисимов А.И. О древнерусском искусстве. Сб. ст./Сост. Г. И. Вздорнов. М., 1983. Антоний митрополит. Из истории новгородской иконографии//Богословские труды. М., 1986. Антоний (Храповицкий) , архиепископ. Как сооружать иконостасы в новых храмах?//Хоругвь/Сб. статей. Вып. 1. М., 1993. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. СПб., 1996. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи (Гос. Третьяковской галереи). Опыт историко-художественной классификации. Т. 1–2. М., 1963. Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1966. Арсений, иеромонах. Исторические сведения об иконописании в Троицкой Сергиевой лавре//Сборник на 1873 год, изданный Обществом древнерусского искусства при Московском публичном музее/Под ред. Г. Филимонова . М., 1873. Бакушинский А.В. Палехские лаки. М., 1926. Бакушинский А.В. Искусство Палеха. М., 1932. Бакушинский А.В. Русские художественные лаки//Искусство, 1933. 6. Бакушинский А.В. Искусство Палеха. М., 1934. Бакушинский А.В., Василенко В.М. Искусство Мстеры. М.; Л., 1934. Балакин П.П. Древнерусское искусство в Нижнем Новгороде. Нижний Новгород, 1999. Балдин В.И., Манушина Т.Н. Троице-Сергиева лавра: Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XVII–XVIII вв. М., 1996. Безобразов В. Из путевых заметок от Владимира до Вязников//Русский вестник, 1861. Т. 34, 7.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Н.А. Маясова Источники и литература ААЭ – Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицию Академии наук АИЗ – Археологические известия и заметки, издаваемые МАО Александрова-Дольник 1926 – Александрова-Дольник Т. Н. Шитье московской мастерской XVI века/Вопросы реставрации. М, 1926.Т. 1. С125–136. Алешковский 1972 –Алешковский MX. Русские глебо-борисовские энколпионы 1072– 1150 годов//Древнерусское искусство: Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С. 104–125. Антонова 1956 –Антонова В. И. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева//Материалы и исслед./Гос. Третьяковская галерея. М., 1956. Вып. 1.С. 21–43. Антонова 1957 – Антонова В. И. Московская икона начала XIV в. из Киева и «Повесть о Николе Зарайском»//ТОДРЛ. 1957. Т. 13. С. 357–392. Антонова 1960 – Антонова В. И. Иконографический тип Перивлепты и русские иконы Богоматери в XIV веке/Из истории русского и западноевропейского искусства. М., I960. С 103–117. Антонова 1966 – Антонова А И. Новый памятник художественного шитья XVI века/Культура Древней Руси: Сб. в честь H. Н. Воронина. М., 1966. С. 26–29. АнтоноваАнтонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., Антонова 19б7 – Антонова В. И. Московский иконник Посник Дермин//Культура и искусство Древней Руси: Сб., посвященный М. К Картеру. М.; Л., 1967. С. 144–152. Антонова, Мнева 1963 – Антонова В. И, Мнева//. Е. Каталог древнерусской иконописи [ГТГ]. М., 1963. Т. 1,2. Антушев 1885 – Антушев Н. Историческое описание Московского Новодевичьего монастыря. М., 1885. Арсений, иером. 1910 – Арсений, иеромонах Сударь 1511 года из Патриаршей ризницы//ЧОЛДП. 1910, февраль. С. 155–158. Бадяева 1973 – Бадаева Т. А. О внутреннем убранстве памятников древнерусского зодчества XV века//Проблемы истории СССР. М., 1973. Вып. 3. С. 415–429. Бадяева 1974 (1) – Бадяева Т. А. Ткани и лицевое шитье в убранстве древнерусского храма XV века/Проблемы истории СССР. М, 1974. Вып. 4. С. 56–75. Бадяева 1974 (2) – Бадяева Т.Н. Декоративные принципы древнерусского шитья XV столетия. Дис... канд... искусств. М., 1974.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Михаил Иванович (? - после 1917), иконописец, реставратор, один из основоположников нового стилистического направления в рус. иконописи посл. четв. XIX - нач. XX в. Род. и учился в слободе Мстёре Вязниковского у. Владимирской губ., происходил из старообрядческой среды. Переехал в Москву до 1876 г. Тесно и постоянно сотрудничал с иконописцем О. С. Чириковым и его сыновьями. Наиболее раннее известное произведение мастера - Корсунская икона Божией Матери, 1875 г. (ГРМ), с надписью на обороте, выполненная для московского купца, коллекционера Н. М. Постникова, очевидно, еще до переезда Д. в Москву. В 1876 г. в Москве Д. с Чириковым поновили икону Божией Матери «Неопалимая Купина» (1714), к-рая была приобретена у них саратовским купцом Д. Н. Спириным (в наст. время - в Саратовском гос. художественном музее им. А. Н. Радищева). В 1884 г. Постников «выменял» у них Смоленскую икону Божией Матери нач. XVII в. строгановского мастера (ГТГ - Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 349-350. 832). После чудесного спасения имп. Александра III и представителей царской семьи 17 окт. 1888 г. Д. вместе с Н. Тюлиным написал в память этого события икону «Избранные святые» (ГРМ - Религиозный Петербург. 2004. С. 487. Ил. 37). Блгв. кн. Мстислав Владимирович. Икона. 1892 г. Иконописец М. И. Дикарёв (ГЭ) Блгв. кн. Мстислав Владимирович. Икона. 1892 г. Иконописец М. И. Дикарёв (ГЭ) С 80-х гг. XIX в. до 1903 г. Д. с Чириковым работали над серией икон-святцев (т. н. годовая минея, включавшая более 350 образов, в наст. время - в ГЭ, ГРМ и ГМИР) для домовой ц. Введения во храм Пресв. Богородицы великокняжеского Мраморного дворца в С.-Петербурге. В составе этой наиболее значительной группы произведений Д.- иконы-пядницы «Прп. Антоний Печерский» (ГЭ), «Блгв. кн. Василий Ярославский» (ГМИР), «Прп. Тит» (1891, ГРМ), «Блгв. кн. Мстислав Владимирович» (1892, ГЭ), «Прп. Михей Радонежский» (1893, ГРМ), «Свт. Михаил, митр. Киевский» (ГЭ), «Свт. Иона, митр. Московский» (ГРМ), «Прп. Арсений Комельский» (ГРМ) и др. (подписи мастера, как правило, помещены на нижнем поле слева, возле лузги). За эту работу Д. получил звание поставщика двора вел. кн. Сергея Александровича.

http://pravenc.ru/text/172018.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЕСЯТИННЫЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился в Новгороде, на Софийской стороне, в Людине конце на Десятине (ныне Десятинная ул.). Название происходит от слова «десятина». Время основания монастыря неизвестно, впервые он упоминается под 1327 г., когда Новгородский свт. Моисей построил «в Десятине» деревянную ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (НПЛ. С. 98). Согласно Краткому летописцу Новгородских архиереев, свт. Моисей «украси» храм «и иконами, и книгами» (Новгородские летописи. 1879. С. 136). Вероятно, строительство Д. м. осуществлялось из казны Новгородского архиерейского дома или на принадлежащей ему земле. Об этом свидетельствует также существование в XV в. в мон-ре владычных келий (НПЛ. C. 98; ПСРЛ. Т. 16. Стб. 218-219). Не случайно Летопись Авраамки 2-й пол. XV в., основываясь на легендах, приписывает учреждение Д. м. первому Новгородскому еп. св. Иоакиму Корсунянину в 998 г., тем самым желая подчеркнуть древность монастыря и связь с домом Св. Софии (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 40). Десятинный в честь Рождества Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Десятинный в честь Рождества Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Архим. Макарий (Миролюбов) бездоказательно считал, что Д. м. мог быть основан в XIII в. кнг. Феодосией Мстиславовной, матерью св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского ( Макарий (Миролюбов). 1860. С. 211). Косвенным свидетельством возможного более раннего, чем 1327 г., основания мон-ря является икона «Успение Божией Матери» (нач. XIII в.; ГТГ), происходящая из Д. м. (см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 73-75). Однако икона могла оказаться в Д. м. после упразднения соседнего Варварина монастыря, основанного в XII в., или Софийского собора. Предание, отразившееся в Сказании о чудотворной иконе Божией Матери «Знамение» , связывает само место основания мон-ря с событиями 1169/70 г., когда суздальское войско во главе с блгв. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским осадило Новгород. Икону новгородцы поместили на крепостную стену Окольного города. Произошла битва суздальцев с новгородцами. Новгородцы победили суздальцев благодаря заступничеству Богоматери.

http://pravenc.ru/text/171770.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРПОВЫ (Поповы), Феодор и Иван, кормовые иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля. Сыновья Карпа Трофимова, свящ. ц. святых Космы и Дамиана в Ярославле. Феодор (род. в 1639), впервые упоминается в переписной книге Ярославля 1646 г. ( Брюсова. 1984. С. 318). Вместе с братом Иваном и сыновьями отмечен также в переписных книгах 1669 г.: «Во дворе Федор Карпов з братом иконописцы, у Федора детей сын Федор 5 лет, Леонтей 4 лет, бою бердыш» (ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. 355. Л. 303) - и 1671 г. (РГАДА. Ф. 210. Д. 13. Л. 52). Единородный сыне. Икона. После 1668 г. Иконописцы Феодор и Иван Карповы (?). (ГТГ) Единородный сыне. Икона. После 1668 г. Иконописцы Феодор и Иван Карповы (?). (ГТГ) Отец ярославского знаменщика Федора Федорова. Его имя встречается в документах архива Оружейной палаты 1660-1679 гг., он часто вызывался из Ярославля в Москву для иконописных дел. В 1660 и 1666 гг. он участвовал в росписи Архангельского собора Московского Кремля (Там же. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 6. 6867), в документах значится в 3-й статье. В 1661 г. работал в Кремле «в набережном терему, у государевых знамен и в Золотой палате» (Там же. 7588), в июне того же года был «у государева дворцового успенского и у черниговских иконописного починочного дела» (Там же. 7715). В 1665 г. продолжил работу в Золотой палате. В 1666 г. «был у стенного письма» в Новодевичьем мон-ре, в дворцовой ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя и «у починки» зап. дверей Успенского собора в Московском Кремле. В документах иконописец значится уже во 2-й статье. По мнению В. Г. Брюсовой, наиболее характерным сохранившимся произведением братьев Карповых является иконостас Преображенского собора Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале (1666, ЦМиАР), хотя она и отмечает, что в его создании участвовали и др. ярославские иконописцы ( Брюсова. 1984. С. 121). В 1668 г. вместе с братом Иваном Феодор писал иконы для ц. свт. Григория Неокесарийского на Полянке в Москве (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 9. 11829). К. приписывается икона «Единородный Сыне», к-рая находилась на правом клиросе придела свт. Тихона Амафунтского этой церкви (ныне в ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Т. 2. С. 434-435).

http://pravenc.ru/text/1681153.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРОЗДИН Семен (Семейка), иконописец кон. XVI - нач. XVII в., известен как мастер миниатюрного письма «строгановского» стиля. Работал по заказу Строгановых, преимущественно Никиты Григорьевича. В 1601 г. для Благовещенского собора в Сольвычегодске им были написаны иконы «Святые Косма и Дамиан» и «Рождество свт. Николая с житием» (обе в ГТГ). Имя Б. упомянуто также в надписях на обороте целого ряда небольших икон, хранящихся в музейных и частных собраниях («Седьмой вселенский собор в Никее», «Летопреложение», «Зачатие св. Иоанна Предтечи», «Рождество св. Иоанна Предтечи», «Сретение Владимирской иконы Богоматери», «Неделя о расслабленном», «Богоматерь Боголюбская с ростовскими святителями», «Семь отроков Эфесских» (все в ГРМ); «Симеон Богоприимец» (СИХМ); «Неделя о самарянине» (Гос. музей изобразительных искусств Грузии. Тбилиси). Все они происходят из собрания семьи Строгановых и, по-видимому, первоначально находились в Благовещенском соборе в Сольвычегодске, куда были вложены заказчиками. Несмотря на отсутствие документов, нек-рые исследователи предполагают, что Б. был царским мастером; Е. В. Логвиновым было высказано предположение о его идентификации с др. строгановским мастером Семеном Хромым . Лит.: Ровинский. Обозрение иконописания. С. 28-29; Лихачев Н. П. Материалы для истории рус. иконописания. СПб., 1906. Т. 2. Таб. 257, 479; 273, 503; Сычев Н. Выставка произведений искусства «Строгановской школы». Пг., 1923; Каргер М. К. Материалы для словаря рус. иконописцев//Мат-лы по рус. искусству. Л., 1928. С. 115-116; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 305, 306; Гра Е. А. Иконопись сольвычегодских «иконных горниц» Строгановых: По мат-лам сов. музеев//Музей. М., 1983. [Вып.] 4. С. 54; Искусство строгановских мастеров в собр. ГРМ: Кат. выст. Л., 1987. С. 18-19, 91-92; Искусство строгановских мастеров: Реставрация. Исслед. Пробл.: Кат. выст./Сост. Е. В. Логвинов. М., 1991. С. 20, 24-26; Подписные и датированные иконы из колл. Пермской худож. галереи: Кат. выст. Пермь, 1993. С. 20; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произведениях из собр. ГРМ. СПб., 1995. Кат. 92, 103. Н. И. Комашко Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ (XI-XIII вв.?), иконописец, прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 8 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)

http://pravenc.ru/text/153229.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛЬИН Андрей († 1677, Москва), жалованный иконописец Оружейной палаты. Первое упоминание о нем содержится в документах архива Оружейной палаты в связи с созданием лицевой кн. «Житие Иоасафа Царевича» (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 5. 5868 (56)). До перевода из кормовых в жалованные иконописцы И. принимал участие в целом ряде работ в Московском Кремле: был у стенной росписи «в комнате у государя» и в Архангельском соборе (1660), в Архангельском и Успенском соборах (1666); писал иконы для иконостаса ц. прмц. Евдокии во дворце (1664) и др. Указом государя от 26 нояб. 1667 г. И. «велено быть в Оружейной палате... из кормовых в жалованных иконописцах... для того, что в Оружейной палате жалованных иконописцев немного» ( Успенский. 1910. С. 129). Из распоряжения 1668 г. Богдана Хитрово о назначении жалованья И. «против иконописца» Ивана Леонтьева следует, что И. писал «мелкия лица воображение святых икон» и получал ок. 12 р. и по 15 четвертей ржи и овса (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 9. 11232 (415)). В 1668-1669 гг. была создана еще одна сохранившаяся подписная икона работы И. из цикла миней на 5 досках, изначально принадлежавших имп. Петру I (т. н. Каппониановы образа),- минея на март, апр. и май, ныне находящаяся в Музеях Ватикана. В 1670 г. И. писал икону мц. Марфы Персидской - соименной святой вел. кнж. Марфы Алексеевны (Там же. 12830 (516)), а в 1672 г.- Иверскую икону Божией Матери в хоромы к царевнам. В 1673 г. вместе с ведущими иконописцами Оружейной палаты - Симоном Ушаковым , Георгием Зиновьевым , Никитой Павловцем , Федором Козловым и Иваном Филатьевым - писал иконы для праздничного ряда ц. Покрова Пресв. Богородицы в вотчине Хитрово с. Братцеве (ныне в черте Москвы; сохр. подписная икона «Сретение», ныне в ГИМ). В дек. 1674 г. вместе с Рожковым, Зубовым и Зиновьевым писал «к празднику к Богоявленьеву дню на Ердань на забранные углы апостолов... на цках с оба лица» (Там же. Ч. 11. Т. 1. 15312). В мае 1676 г. вместе с Никифором Бовыкиным писал икону «Страшный Суд» «к государевым царевнам большим и меньшим» (Там же. Ч. 11а. Т. 2. 15946). В том же году И. заболел и вскоре умер. Лит.: Некрасов И. К рус. иконографии: О некоторых произведениях рус. иконописи, находящихся в Зап. Европе//Древности: Археол. вестн. МАО. М., 1887. С. 161-164; Успенский А. И. Очерки по истории рус. искусства. М., 1910. Т. 1; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 877; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 299-300. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/389447.html

Среди поясных икон выделяется композиция, в к-рой из символических изображений сохранены главные: гора, радуга и лествица. На мафории, чаще всего «облачном», помещены изображения солнца (на челе Богоматери) и луны (на Ее правом плече). Популярность такого иконографического варианта могла быть связана с прославленной в 1635 г. чудотворной Молченской иконой Божией Матери (см. Иверская икона Божией Матери ) из Молченской Софрониевой пуст. близ Путивля. Среди образов подобного извода - иконы из ГИМ, 80-е гг. XVII в., из коллекции И. В. Арсеньева, сер. XVII в. (Иконы из частных собраний: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст. М., 2004. Кат. 91), икона из собрания И. С. Остроухова (ГТГ) (опубл.: Муратов П. П. Древнерус. иконопись в собр. И. С. Остроухова. М., 1914. Рис. на с. 23), XV в. (датировка приведена по: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. Кат. 312 и нуждается в пересмотре). Более поздние памятники, как правило, повторяли найденные в XVII в. решения. Лит.: Поселянин. Богоматерь. С. 598-600; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 439, 522; Искусство строгановских мастеров: Кат. выст. М., 1991. Кат. 9, 10, 17; Маркус С. В. Икона «Богоматерь Гора Нерукосечная» XVI в.//Коломенское: Мат-лы и исслед. М., 1991. Вып. 2. С. 67-73; Полякова О. А. Гос. музей-заповедник «Коломенское»: Шедевры рус. иконописи XVI-XIX вв. М., 1999. Кат. 1; Сарабьянов В. Д. Символико-аллегорические иконы Благовещенского собора и их влияние на искусство XVI в.//Благовещенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1999. С. 188; София Премудрость Божия: Выст. рус. иконописи XIII-XIX вв. из собр. музеев России. М., 2000. Кат. 44, 137; Сохраненные святыни Соловецкого мон-ря: Кат. выст. М., 2001. Кат. 24; Борисова Т. С. Псалтирь прп. Зосимы, Соловецкого чудотворца//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 2003. Вып. 17: Сохраненные святыни Соловецкого мон-ря. С. 156-159; Сорокатый В. М. Новгородские иконописцы соловецкого игум. Филиппа//Искусство Др. Руси и Византии: Итоги исслед. 2002 г. М., 2003. С. 44; Искусство строгановских вотчин XVI-XVII вв.: По мат-лам реставрационных работ ВХНРЦ: Кат.-альбом/Сост.: М. С. Трубачева. М., 2003. Кат. 15, 16, 72; Описи Соловецкого мон-ря XVI в./Сост.: З. В. Дмитриева, Е. В. Крушельницкая, М. И. Мильчик. СПб., 2003. С. 29, 40, 56-57, 82, 119, 180; Хетагуров А. Созданье гения: Икона «Богоматерь Гора Нерукосечная»//Мир музея. 2004. 1. С. 30-35. Д. С. Головкова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/166171.html

XVII в.; кон. XVII - нач. XVIII в.; обе в ГТГ - Антонова, Мнева. Каталог. С. 445, 453), дополненную клеймами чудес на полях (икона 1675 г., ЦМиАР - София Премудрость Божия. 2000. Кат. 79). Сохранившиеся иконы 2-й пол. XVII-XVIII в. свидетельствуют об одновременном существовании 2 изводов: Богородица с Младенцем на руках восседает в драгоценном фиале в виде потира, возвышающемся из водоема на фоне традиц. для русской иконы пейзажа в виде горок с лещадками (иконы: из ЦМиАР; 1-й трети XVIII в., РГИАХМЗ); Богородица с Младенцем (благословляет обеими ручками) представлена на престоле под сводами белокаменного храма у самого источника вод (иконы: кон. XVII - нач. XVIII в., ГТГ; кон. XVII - нач. XVIII в., НХМ - Православная икона. С. 167-168; нач. XVIII в., ЯИАМЗ - Похвала Богоматери. Кат. 15), как вариант этого типа - изображение Богородицы не на престоле, а на облаках, сходящих в воды купели (икона посл. трети XVIII в., ГВСМЗ - Иконы Владимира и Суздаля. Кат. 111). По сторонам Богородицы - 2 ангела на облаках. Вокруг водоема, имеющего, как правило, форму квадрифолия,- фигуры людей (цариц и царей, архиереев, монашествующих, простого люда), черпающих и пьющих воду из источника; их изображения связаны со Сказанием, иногда дополнены комментирующими надписями в картушах. Чудеса в клеймах в основном следуют варианту, предложенному в сб. «Небо Новое», чаще их 16 - по числу описанных, однако чудеса могут идти в разной последовательности, дробиться на несколько клейм, количество которых может достигать 25 (икона из РГИАХМЗ). Как правило, чудеса даны в следующем порядке (по иконе из ЦМиАР): обретение имп. Львом I источника; исцеление слепого водой из источника; построение имп. Львом I храма у источника; исцеление имп. Юстиниана; исцеление царицы Елены от бесплодия; обновление храма имп. Василием I Македонянином, чудеса от источника; исцеление от бесплодия царицы Зои; воскрешение жителя Фессалоники; Богоматерь спасает людей во время разрушения храма; исцеление бесноватых и спасение от темницы водой от источника; исцеление имп.

http://pravenc.ru/text/182259.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010