Ч. редки: резная каменная иконка предположительно из Новгорода, датируемая не ранее XV в. (собрание А. С. Уварова, ГИМ), с композицией «Гроб Господень» на одной стороне, с полуфигурой святителя с надписью:             - на другой, облачен в фелонь, с омофором, в левой руке - Евангелие, правой двуперстно благословляет; для облика Г. Ч. нетипична средней длины окладистая борода ( Николаева Т. В. Древнерус. мелкая пластика из камня, XI-XV вв. М., 1983. 160). Живописный образ Г. Ч. представлен на столбике царских врат (Москва, 2-я пол. XVI в. (ГТГ)) - прямолично, в рост, рядом с образом свт. Василия Великого. В греч. иконописном подлиннике нач. XVIII в.- «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота - облик святителя описан следующим образом: «Старец кудрявый, с короткою бородою» (Ч. 3. § 8. 17); в рус. традиции, согласно иконописным подлинникам XVIII в., он «сед, плешив, брада проста, подоле Николины (свт. Николая Мирликийского), риза кресты багор, испод вохра, амфор и Евангелие» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 49; то же см.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 193). В составленном В. Д. Фартусовым «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) о Г. Ч. сказано: «Типом славянин г. Неокесарии; великий старец, сед, с небольшой кругловатой бородой, почти средней величины; плешив; лицом худощав, но приятен, кроток и любвеобилен; одежда - фелонь и омофор. В руках посох, как у старика». В день памяти Г. Ч. вспоминается также явление Богоматери святителю, когда по Ее велению ап. Иоанн Богослов изложил Г. ч. краткий Символ веры. В своде чудотворных икон Божией Матери, собранном Е. Поселянином, под 17 нояб. приведены история Ее явления и текст Символа веры, однако прямого указания на существование иконы с таким сюжетом нет ( Поселянин. Богоматерь. С. 717-718). В ц. во имя свт. Григория Неокесарийского в Дербицах в Москве за правым клиросом находилась икона «Символ веры», а за левым - парная к ней икона «Отче наш» (обе - 1668-1669, ныне в ГРМ). В сборнике Поселянина упомянуто еще одно явление Богоматери со ссылкой на Г. Ч. как на рассказчика о чуде с блж. отроковицей Музой; повествование отнесено ко дню памяти святой - 16 мая (Там же. С. 281-282). Лит.: Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 76-77; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 488. С. 106; Ritter A. M.//LCI. Bd. 6. Sp. 453-454; Менолог. С. 193, 195, 198, 200, 201, 326; Этингоф О. Е. Византийские иконы VI-1-й пол. XIII в. в России. М., 2005. Кат. 15. С. 595-599. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая)

http://pravenc.ru/text/168083.html

XIX в., частное собрание, Екатеринбург) - преподобный показан в нетипичном для него варианте, с куколем на голове; борода средней длины (см.: Невьянского письма благая весть: Невьянская икона в церковных и частных собраниях. Екат., 2009. С. 141). Длиннобородым П. В. представлен на редкой в его иконографии житийной иконе (Палех (?), сер. XIX в. ЦМиАР). Средник, в котором преподобный изображен фронтально, в рост, держащим развернутый вверх свиток, окружают 16 клейм со следующими сюжетами: 1. Рождение; 2. Крещение; 3. Постриг; 4. Явление ангела П. В. и прп. Иоанну Колову; 5. Явление Иисуса Христа и ангела П. В.; 6. Видение П. В. небесных обителей; 7. Молитва П. В. с привязанными к колу волосами; 8. Явление Иисуса Христа П. В.; 9. Вразумление инока-еретика (П. В. показывает корзины с 3 ручками); 10. Видение ангельских полков; 11. Пророчество юноше; 12. Видение иноку ангела, стоящего у головы спящего П. В.; 13. Видение П. В. голубя после молитвы о согрешающем ученике; 14. Явление юноши с пищей по молитве П. В.; 15. Явление Иисуса Христа молящемуся П. В.; 16. П. В. обличает бесноватого прозорливца. Два заключительных клейма помещены на фоне в среднике: 17. Преставление П. В.; 18. Перенесение мощей П. В. и его сподвижника прп. Павла в Пелусийскую пуст. (см.: Комашко Н. И., Саенкова Е. М. Русская житийная икона. М., 2007. С. 202-203). Лит.: Древние иконы старообрядческого кафедрального Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 1956. С. 18-10. Табл. 30; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 416. С. 65. Примеч. 1; Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения, предметы церк. убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 2005. Кат. 7. С. 37; Τοτος Ν., Θουστρης Γ. Ευρετριον της μνημεακις ζωγραφικς του Αγου Ορους, 10ος -17ος αινας. Αθναι, 2010. Σ. 244, 347, 356. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/2578681.html

XVI в.). В изображениях 2-го типа - Г. в хитоне и гиматии (цветовая гамма одежд непостоянна), с руном в одной руке и свернутым или развернутым свитком - в другой (надпись представляет вариации на тему из Суд 6. 37-38). Этот вариант имеет более широкое распространение и известен как в отдельных миниатюрах, иллюстрирующих сюжет «Чудо с руном» (напр., миниатюра из Киевской Псалтири к Пс 71. 6 - РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 96 об.), так и на иконах в пророческих рядах высоких иконостасов на Руси (из Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря, 1425-1427, из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, 1497, КБМЗ - по пояс; из Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в., ГММК, из главного иконостаса Софийского собора в Новгороде, XVI в., НГОМЗ - в рост). Возникший в визант. иконописи в XII в. тип изображения Богоматери с пророками на полях получил широкое распространение в палеологовскую эпоху, развившись в сложные иконографические программы с ветхозаветными символами Богоматери. Среди пророков был и образ Г., ростовой или поясной. Самый ранний пример - икона «Богоматерь на троне с пророками и святыми» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, XII в.; из поздних примеров - икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (XVI в., ГРМ). Законченная схема сюжета «Похвала Богоматери» в монументальной живописи впервые представлена в росписи притвора ц. Богородицы Левишки в Призрене (Сербия), 1310-1313 гг. Образ Г. присутствует и на греч. иконе «Похвала Богоматери» из Успенского собора Московского Кремля (посл. треть XIV в., ГММК). В монументальной живописи Г. иногда представлен в группе пророков, традиц. изображаемых в куполе храма (ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге, ок. 1167). Образ Г. встречается в памятниках прикладного искусства, напр. на окладах Евангелий (Евангелие 1577 г., ВГИАХМЗ) и на резных панагиях (круглый складной костяной панагиар из Софии Новгородской, сер. XVI в., НГОМЗ). Лит.: Ерминия ДФ. С. 83; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 212, 228, 245; Sachs S.//LCI. Bd. 2. Sp. 125-126. И. А. Журавлёва Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) ГАД 7-й сын ветхозаветного патриарха Иакова от Зелфы, служанки его жены Лии, и родоначальник одноименного колена (память в Соборе святых праотец и в Соборе святых отец) ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя МОИСЕЙ прав. (пам. 4 сент. и в Соборе Синайских преподобных), ветхозаветный пророк, законодатель и вождь евр. народа НОЙ прав., ветхозаветный патриарх; согласно христ. и иудейской традиции - праотец, родоначальник (через сыновей Сима, Хама, Иафета) послепотопного человечества

http://pravenc.ru/text/161851.html

Примечания: 1 Высоцкий С.А. Светские фрески Софийского собора в Киеве. К., 1989. С. 45–46, 78–79, 91–97, 101–102. 2 Хорошев А.С. Указ. соч. С. 85–88; Поппе А.В. Владимир Святой: у истоков церковного прославления//Византинороссика: Труды Санкт-Петербургского общества византино-славянских исследований. СПб., 2000. Т. 2. С. 9–55. 3 Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 104; Гусев. 1921. Табл. VI. 4 Царевская Т.Ю. Новые данные о составе росписей церкви Николы на Липне//ДРИ. Русь. Византия. Балканы. XIII век. СПб., 1997. С. 421, 426, 429–430; она же. Княжеская тематика. С. 605–620. 5 Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи.  Опыт историко-художественной классификации: В 2 т. М., 1963. Т. II. Кат. 153; Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. М., 1982. Кат. 4. 6 Преображенский А.С. Иконография Владимира Святославича//Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 8. С. 705–718. 7 Память и похвала князю русскому Владимиру//БЛДР. Т. 1. СПб., 1997. С. 316–327. 8 Срезневский И.И. Мусин-Пушкинский сборник 1414 г. в копии начала XIX в.//Записки императорской Академии наук. СПб., 1893. Т. 72. Прил. 5. С. 17–31. 9 Лазарев В.Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., 1977. Табл. XXII об. 10 Маясова Н.А. Древнерусское шитье. М., 1971. Табл. 5, 6. 11 Там же. С. 19–20. Ил. 26; Маясова Н.А. Памятник шитья московской великокняжеской светлицы XV в.//ГММК. Материалы и исследования. Вып. III: Искусство Москвы периода формирования Русского централизованного государства. М., 1980. С. 56–75. Табл. 3. 12 Смирнова Э.С. Роспись подпружных арок собора Ферапонтова монастыря. Состав фигур и замысел//Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало XVI века: К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. М., 2005. С. 219–228. 13 Преображенский А.С. Иконография Владимира. С. 705–718.

http://e-vestnik.ru/analytics/svyatoy_ko...

1985. С. 67); писал иконы в ц. прп. Иоасафа, царевича Индийского, в Измайлове ( Токмаков. 1889. С. 21-22); «починивал в соборную церковь Преображения Господня, что на дворце, иконы местныя, деисусы, северную и южную двери» (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 16. 26079). На рубеже 1688 и 1689 гг. З. «погорел и разорился без остатку»; на восстановление из Оружейной палаты ему было выдано 10 р. (Там же. 26441). В 1691 г. З. написал диаконские врата для Высокопетровского мон-ря; в 1697 г.- для придела св. Иоанна Предтечи в ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в имении Узкое писал иконы, к-рые сохранялись там вплоть до нач. XX в. ( Гурьянов. 1904); в 1698 г. для деисусного ряда Спасо-Преображенской ц. в Вязёмах исполнил икону апостолов Петра и Павла ( Шереметев. 1916). Последней известной работой З. в 1700 г. стала сохранившаяся до настоящего времени 2-сторонняя икона «Спас на престоле, с припадающим митр. Киприаном» с изображением на обороте Голгофского креста (ГММК). Образ кон. XIV - нач. XV в. был поновлен З. (икона, согласно сведениям реставрации 1980 г., была полностью переписана, расчищена), о чем сообщала надпись: «...поновлен сей святый чудотворный образ Спасителев греческаго письма во вторые изографом Георгием Терентьевым сыном Зиновьевым» (цит. по: РИБ. М., 1876. Т. 3. С. 587). Последние упоминания о З. датированы 1701 и 1702 гг. в связи с его поручительством об иконописцах Оружейной палаты (РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 1029. Л. 123 об., 156; Ед. хр. 1031. Л. 332 об.). Ист.: Забелин И. Е. Мат-лы для истории рус. иконописи//ВОИДР. 1850. Кн. 7. С. 100, 102, 109; он же. Перечень иконописных и живописных работ московских дворцовых и городовых мастеров XVII ст.//Рус. худож. архив. СПб., 1894. Вып. 2. С. 115, 122; Гурьянов В. П. Лицевые святцы XVII в. Никольского Единоверческого мон-ря в Москве. М., 1904; Успенский А. И. Царские иконописцы. Т. 2. С. 81-85; Шереметев П. С. Вязёмы. Пг., 1916. С. 49, 193, 198. Лит.: Токмаков И. Ф. Сборник мат-лов для VIII Археол. съезда в Москве. М., 1889. Вып. 2: Моск. губерния и ее святыни: История, археология, статистика; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 381-384; Брюсова В. Г. Рус. живопись XVII в. М., 1984. С. 49, 54; Налетов А. Г. К истории создания иконостаса нового собора Донского мон-ря//ВМУ: Ист. 1985. 2. С. 66-67; 1000-летие рус. худож. культуры: [Кат. выст.]. 1988. Кат. 151, 152; Гладкая М. С. Иконостас собора Рождества Богородицы в г. Суздале. Владимир, 1996. С. 5, 19, 22-27, 29, 31-34, 57, 62, 108, 121, 138; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 229-234 [Библиогр.]. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/199835.html

Екатерины о народе»: святая со свитком в руке в молении Спасителю, за фигурой великомученицы - палач, вынимающий меч из ножен; иногда рядом изображается колесо и крепостные сооружения, воспроизводящие, как считается, стены монастыря вмц. Екатерины на Синае или города Александрии, где святая пострадала. По предположению Меняйло, на формирование этой иконографии оказало влияние почитание Е. как заступницы «при исходе души»: согласно тексту Жития, перед казнью она молила Господа простить все грехи тем, кто помянет ее перед смертью. Лит. основой этого сюжета послужил текст Жития, известный на Руси по сборнику Миней Четьих, составленному митр. Макарием в сер. XVI в. По мнению Меняйло, это подтверждается рядом фактов: на иконах, представляющих Е. в молении, нередко воспроизводился схожий по смыслу текст; вел. кн. Василий III перед кончиной велел принести образ Е., что, по описанию «Книги степенной царского родословия», может быть истолковано как моление об отпущении грехов (ПСРЛ. М., 2000. Т. 6. С. 273). В ц. во имя вмц. Екатерины, существовавшей в великокняжеском дворце в Кремле, вел. княгини и царицы получали разрешительную молитву после родов и причащались во время постов. На формирование этой иконографии также повлияли иконы «Моление Богоматери о народе» московского извода. Житие вмц. Екатерины. Створки складня-кузова. Посл. треть XVII в. (старообрядческий Покровский собор на Рогожскм кладбище, Москва Житие вмц. Екатерины. Створки складня-кузова. Посл. треть XVII в. (старообрядческий Покровский собор на Рогожскм кладбище, Москва Варианты композиции «Моление вмц. Екатерины перед Спасителем» встречаются в шитье и в иконописи (в XVI в. преимущественно в памятниках Вел. Новгорода и Пскова); среди наиболее ранних: «Усекновение главы вмц. Екатерины, с житием» (30-40-е гг. XVI в., Вел. Новгород, собрание М. А. Елизаветина); шитая пелена с клеймами жития из Хутынского мон-ря (1-я треть XVI в., НГОМЗ); икона 1-й четв. XVI в. (Москва, ГТГ - Антонова, Мнева. Кат. 411); икона 1-й пол.- сер.

http://pravenc.ru/text/189599.html

2002. С. 84. Ил. 70). Икона «Спас Нерукотворный с предстоящими святыми» (1645, с дополнениями XVIII и XIX вв., ГМЗРК; Вахрина В. И. 2006. С. 250-253. Кат. 70), согласно подписи на нижнем поле, была создана при Ростовском митр. Варлааме и по его благословению поставлена «над вратами града» (очевидно, в башне над воротами Петровского въезда земляной крепости), а в 1743 г. по благословению митр. сщмч. Арсения (Мацеевича) перенесена в ростовскую ц. Всех святых; вероятно, тогда на иконе были дописаны во 2-м ряду Ростовские чудотворцы. Образ Л. расположен во 2-м ряду слева, правой рукой святитель поддерживает Евангелие, левая, с раскрытой ладонью, обращена к иконе Спасителя. В верхней части иконы «Воскресение Христово - Сошествие во ад» (1729, ГМЗРК; Вахрина В. И. 1998. С. 100) в молитвенном обращении к Св. Троице (новозаветной) написаны избранные святые; среди Ростовских чудотворцев (в центре верхнего левого ряда) представлен Л. Образ Л. широко распространен на аналойных иконах-таблетках. Сер. XV в. датируется образ святого, находящийся рядом со святителями Петром и Алексием на обороте тверской иконы «Святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов». Написание рус. святых на обороте таблетки с изображением Вселенских святителей соответствует иконографической программе, характерной для времени правления митр. Ионы Московского (СПГИАХМЗ; Евсеева. 2013. С. 135-138. Кат. 11б. С. 475-477. Табл. 71). На обороте иконы «Вход Господень в Иерусалим» 1495 г. представлены свт. Петр, Л. и прп. Феодосий Печерский (ГТГ; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 164. 115; Евсеева. 2013. С. 487. Кат. 23б. Табл. 103), на обороте иконы «Усекновение главы Иоанна Предтечи» 1520-1530 гг.- прп. Кирилл Белозерский, Л., преподобные Онуфрий Великий и Петр Афонский (ИркОХМ; Евсеева. 2013. С. 386-388. Табл. 145), а на обороте иконы «Вход Господень в Иерусалим» 2-й пол. XVI в. из собора Рождества Богородицы в Суздале (?) - свт. Петр, Л., прп. Феодосий Печерский (ГВСМЗ; Иконы Владимира и Суздаля.

http://pravenc.ru/text/2463459.html

XVII в., ГТГ), Смоленской иконы Божией Матери с избранными святыми на полях (3-я четв. XVII в., ГИМ) из Новодевичьего мон-ря в Москве. Ист.: Жития прп. Авраамия Смоленского и службы ему/Пригот. С. П. Розанов. СПб., 1912; Калайдович К. Памятники российской словесности XII в. М., 1821. XII; [Сухомлинов М. И. ] Рукописи графа А. С. Уварова. СПб., 1858. [Ч. 2]. XVIII. (Памятники словесности; 1); Франко У. Anokpiфu i легенди з украïнських pykonicub. Льbib, 1906. Т. 4. С. 136-213 [изд. различных редакций Слова о небесных силах, которое К. Ф. Калайдович приписывал Кириллу Туровскому, а С. П. Шевырев - А. С.]. Лит.: Мурзакевич Н. А. История губернского города Смоленска. Смоленск, 1804. С. 198-201; Шевырев С. П. Заметка о слове Авраамия Смоленского//ИОРЯС. 1859-1860. Т. 8. С. 326-330; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 425-426; Зверинский. Т. 2. С. 318. 1154; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 253; Редков Н. Н. Прп. Авраамий Смоленский и его житие, составленное учеником его Ефремом//Смоленская старина. 1909. Вып. 1/1 (отд. отт.: Смоленск, 1909); Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. 717; Рыбаков Б. А. Смоленская надпись XIII в. о «врагах-игуменах»//Сов. Арх. 1964. 2. С. 179-187; Янин В. Л. К хронологии новгородского летописания первой трети XIII в.//Новгородский ист. сб. Л., 1984. Вып. 2 (12). С. 88-89; Буланин Д. М. Ефрем//СККДР. Вып. 1. С. 126-128 [библиогр.]; Подскальски Г. Церковь и богословская литература в Киевской Руси (988-1237). СПб., 1996. С. 175-178, 231-236, 385-387 [библиогр.]; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 38. А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) АДРИАН УГЛИЧСКИЙ († после 1504), прп. (пам. 26 авг., в субботу сырную, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/62958.html

После возвращения Спасо-Иаковлевского мон-ря РПЦ в 1992 г. была написана икона, предназначенная для места захоронения И. около юж. стены Иаковлевского храма (иконописец З. И. Боровских) - святитель в архиерейской шапке, с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке. В обители находятся икона «Собор Ростовских святых» (1993, иконописец Боровских), единоличная икона И. в молении (вполоборота влево, на фоне холмистой местности и храмов мон-ря) в местном ряду иконостаса Иаковлевского храма (2007, иконописец А. Федотов, иконописная мастерская г. Пушкин). Сень над местом погребения И. вырезана худож. А. Ю. Пигарёвым (1998). Образы И. в иконописи нач. XXI в. продолжают традиции его иконографии. Лит.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 29, 51-53. 371, 397, 399; Виденеева А. Е. Серебряная гробница св. Иакова Ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря//«Минувших дней связующая нить…»: 5-е Тихомировские краевед. чт.: Тез. Ярославль, 1995. С. 22-24; Вахрина В. И. Иконы с датами, подписями, надписями из собр. Ростовского музея//СРМ. 1998. Вып. 9. С. 100, 110; она же. Икона ростовских святителей Леонтия, Исаии, Игнатия: К истории иконографии ростовских святых//ИХМ. 2001. Вып. 5. С. 111-126; она же. Спасо-Иаковлевский Димитриев мон-рь. М., 20022; она же. Иконы Ростова Великого. М., 2003, 20062. С. 250-253, 352-357, 416-417; Иконография ростовских святых: Кат. выст./Сост.: А. Г. Мельник. Ростов, 1998. С. 35, 49, 51, 53, 59; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 444-447, 460-461; Т. 2. С. 115, 390-391; Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 230-239; Никитина Т. Л. Ц. Воскресения в Ростове Великом. М., 2002. С. 71, 74; она же. Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом. М., 2002. С. 72, 77; она же. Ц. Иоанна Богослова в Ростове Великом. М., 2002. С. 67, 70; она же. Система росписи Троицкого (Зачатия св. Анны) собора ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря//СРМ. 2003. Вып. 14. С. 224-244; она же. Надгробный комплекс свт. Иакова Ростовского//СРМ. 2006. Вып. 16. С. 335-344; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 285-287, 294-297, 324, 326-327; Алитова Р. Ф., Никитина Т. Л. Церк. стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда: XVIII - нач. XX в.: Кат. М., 2008. С. 574.

http://pravenc.ru/text/200159.html

144 ГРМ, инв. ДРТ-233. Под 1555 г. он значится по Вкладной книге Кирилло-Белозерского монастыря 1602, л. 8 об. (см. о нем: Лебедева 1956. С. 54–56). 145 Покров «Авраамий Ростовский» (Ростово-Ярославский музей, инв. 921/849) в начале XIX в. был набит на южные двери иконостаса ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря. В 1980 г. реставрирован (см. о нем: Сиякин 1988. С. 160–161, кат. 331, ил. с. 161. Автор, на наш взгляд, не вполне правомерно сравнивает его с покровом «Никита Переславский»). О покрове «Леонтий Ростовский» (тот же музей, инв. 922/752) см.: Пуцко 1980/1981. С. 58–60, рис. 5. 148 Переславский музей, инв. 1687. Возможно, вклад хоругви был связан с рождением у Марии Темрюковны в 1563 г. сына Василия (род. 21 марта, ум. 3 мая). 152 Стороны хоругви разъединены. Новгородский музей, инв. 6145/1987 и 6146/1988 (см.: Свирин 1963. С. 122–124; Маясова 1971 (1). С. 30–31, ил. 50; Маясова 1971 (3). С. 121–122). 154 Хранится в Покровском соборе старообрядческого Рогожского кладбища (см.: Борин 1915. С. 70; Маясова 1971 (3). С. 20–121). 163 См. иконы дионисиевского чина из Ферапонтова монастыря (Антонова, Мнева 1963. Т. 1, ил. 217). Иконографический тип преподобного Зосимы похож на святого Власия на иконе XV в. из Петрозаводского музея (см.: Смирнова 1964. С. 110, рис. 56). Примечательно, что другие произведения, выполненные в это время в Новодевичьем монастыре, имеют совершенно иной характер, нежели упомянутые покровы (см.: Маясова 1973 (2). С. 137–147). 164 У царицы Ирины Федоровны в июне 1592 г. родился единственный ребенок – дочь Феодосия, но в начале декабря 1593 г. она умерла. 168 Сергиево-Посадский музей, инв. 401 (см.: Там же. С. 130). На покрове нет вкладной надписи. Монастырское предание относит его к вкладу 1610 г. царя Василия Шуйского. Однако по характеру шитья покров следует считать работой царской мастерской 1580-х гг. 169 Новгородский музей, инв. 1620 (см.: Маясова 1960 (1). С. 63–64; а также: Маясова 1976. С. 40–41, ил. 1). 170 Музей «Покровский собор», ими. (см.: Маясова 1976. С. 45–46, ИЛ.3:4). О «двойном покрове», вложенном в Троице-Сергиев монастырь царем Федором Ивановичем в 1592 г., но выполненном при участии мастериц Евфросинии в 1569 г., см. выше.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010