Ночной легкий сон старца, вместе и с дневным отдохновением, в продолжение суток длился не более трех часов; но часто и самый ночной отдых прерываем был приходившими к нему по крайней нужде братиями. Пищу вкушал старец дважды в сутки – что Бог посылал. Выпивал иногда рюмку вина или стакан пива. Во время трапезования шла у него с учениками оживленная беседа. Допускались им скромные и незлобивые шутки и рассказы, которые имели у него духовную цель. Старец иногда рассказывал анекдоты из римской истории, которую знал хорошо из старинных переводов Тацита и других писателей. Одного из своих учеников, вышеупомянутого отца Антония (Бочкова), шутя называл последним римлянином; может быть, потому, что этот ученик выражал такое мнение, что мы переживаем последние времена монашества, падающего, по его словам, от тех же причин, которыми доведена была до падения и Римская империя: от роскоши, изнеженности и человекоугодия. Но сам старец был точно неприступный для мирского духа остров, мимо которого текли реки мира сего, не колебля его нисколько. Напротив, разбитые мирским волнением спасались от душевного потопления в его келье, как в надежной пристани. Одежду носил старец самую простую – мухояровый 60 подрясник, рясу и мантию. А у себя в келье принимал посетителей в простом белом холщовом, иногда очень заношенном, балахоне. При постоянном и многотрудном своем занятии с посетителями старец отец Леонид имел и посильное рукоделие: во время самого приема плел простые пояски, которые и раздавал некоторым из них на благословение. Когда же посетителей не было, он во время плетения поясков имел обыкновение напевать «Милость мира, Жертву хваления», известную в оптинском скиту под названием «Молдавской», или же тихо нашептывал Иисусову молитву. Когда жил в скиту, после обеда для моциона 61 рубил дрова и в то же время принимал братию и мирян, которые подходили к нему поодиночке и объясняли ему свои нужды. Но как и чему обучал старец-подвижник духовно относившихся к нему и в особенности ближайших своих учеников? Следуя заповеди апостола: Настой благовремение и безвременне, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением ( 2Тим.4:2 ), отец Леонид учил их словом, как понимать евангельское учение, как приводить его в исполнение и как врачевать им душевные немощи; учил и делом, что более действует на сердце человека и убеждает его; учил и собственным примером, или своей жизнью; и, таким образом, для всех, обращавшихся к нему за духовными советами и наставлениями, был, так сказать, живой книгой.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Корлива (Korliva N. Un témoin du plus ancien manuscrit cyrillique, I’Euchologe du kniaz Vladimir le Grand (f 1015)//Echos drient. 1930. 29. P. 346) цитирует описание рукописи Огиенко. В самой рукописи нет и следа этого (См. л. 17r-20r). 1485 Среди греческих источников, находящихся в кодексе Sabas 48 и некоторых позднейших рукописей у Трембеласа (Trempelas. P. 91). Ieratikon. Рим, 1950 указывает «Бог» вместо «Христос» (p. 270); Ieratikon. Афины, 1951 (p. 170) не имеет формулы вообще. Список XV в. Sinai 986 содержит почти ту же самую вариацию («Бог посреде нас») на причащении духовенства (Дмитриевский А. А. II, С. 613). Из славянских источников см.: Служебник Владимира Л. 21v); несколько рукописей славянской ВАС (Орлов. С. 161); Служебник. Львов, 1646. Л. 135r-v; Холмогорский чиновник (Голубцов А. П. Чиновники. С. 24); Единоверческий чиновник. Москва, 1910, Л. 54r. 1486 Vatican Slav. 9 (XII в.), Красносельцев Н. Ф. Сведения. C. 154; Служебники Антония Римлянина († 1147) и Варлаама Хутынского († 1192) (Синод. 342605 и 343604 в: Невоструев-Горский. Описание. III, i. С.3:6). Другие списки XIIXV вв. см.: Petrovskij А. Rédaction slave. P. 868, 905; Орлов. С. 161. 1487 См. ИАК (LEW. P. 43, 11 ff); яковитская литургия (Ibid. P. 83, 22 ff); МАРК (Ibid. P. 123, 16 ff); коптская (Ibid. P. 162, 36 ff); эфиопская литургия (Ibid. P. 227, 10 ff). 1488 Муретов (К материалам. С. 98) приводит текст по списку XIV в. Петербург Акад. 526 с вариантами из рукописей XIV в. Синод. 345 (595), Казань 707 (1026), 712 (1023), 713 (1029), и Московского служебника 1602 г. Орлов (Литургия. С. 159) дает издание кодекса XVI в. София 603 с вариантами из списков София 520 (XIV в.), 526 (XIV в.), 530 (XV в.), 899 (XVII в.) и московских Служебников 1602 и 1653 годов издания. Петровский (Redaction slave. P. 884, 908, 928) также опирается на эти источники. Перевод на латинский выполнен на основе теста из Единоверческого чиновника (Служебник архиерейский. Москва, 1910. Л. 54v-55r). Невоструев-Горский (Описание.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Post introductionem... diaconus incenset circum altare, и sacerdotes incenset. Sacerdos lavet manus et dicat. Lavabo sanctitate vanus meas usque ad Benedicam te, Domine. 603 После входа... диакон кадит вокруг престола и священника кадит. Священник умывает руки и говорит: Умыю в неповинных до благословлю тя, Господи. Кодекс Sinai 961 (ВАС) поминает умывающих руки во множественном числе, 604 а пара евхологиев даже позволяет сделать это диакону. 605 Служебники Антония Римлянина († 1147) и Варлаама Хутынского († 1192) упоминают, что все сослужащие священники умывают руки после Великого входа на иерейской литургии. 606 Обычаи могут варьироваться, но древнейшее византийское свидетельство усваивает чин умовения лишь предстоятелю. Участие диакона в умовении, конечно, позднейшее новшество, если не уклонение нескольких списков от общей колеи. Место умовения рук в византийской литургии 1. Ранние источники Древнейший памятник с lavabo кодекс X в. Петербург 226 сообщает, что священник умывает руки во время пения Херувимской. Это могло происходить прежде, во время или после поставления даров, потому что пение перекрывает все эти последования. В X в. священник еще не принимал участия в перенесении даров и ждал в алтаре прибытия диаконов, как покажем в следующей главе. Пиромалов кодекс, Йоханнисбергская версия (ВАС, X в.) и грузинская ЗЛАТ XI в. согласны в помещении обряда умовения после поставления даров перед диалогом Orate fratres. Умовение следует за входом в кодексах XII века Oxford Bodleian Auct E.5.13 (f. 14v), Grottaferrata Γβ II (ЗЛАТ, f. 11r), 607 в архиерейском диатаксисе XIIXIII вв. British Museum Add. 34060, 608 в армянской версии ЗЛАТ того времени 609 и современной армянской литургии. 610 В некоторых евхологиях XI в., таких как Messina Gr. 160 611 и Grottaferrata Γβ XV (f. 2v), умовение находится перед молитвой «Никтоже достоин». Это лишь первые признаки увядания традиции. Все свидетельства до XII в. показывают исконное место обряда умовения рук после входа. 612 Сначала предстоятель, вероятно, умывал руки во время шествия. С дополнением других молитвословий к евхологию прежде и во время Великого входа, обряд lavabo находится там, где и всегда, а именно перед диалогом Orate fratres, но не позже прибытия шествия с дарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

От тех же друзей получена им «книжица Зеркало, достойная в свете произвестися» 497 . Кроме того, неоднократно в Москву посылались его просьбы: нет ли какой книжной новинки? Евангелия вечного Аввакумова нет ли? и, вообще, нет ли «подлинных сведений о раскольнических скитах и верах их» 498 . О вечном евангелии Аввакума владыка сообщает в «Розыске», что оно не получено, и потому ему неизвестно, что там пишет сатанин «ученик», – вероятно то же, что и в своих письмах к диакону Феодору 499 . Догадка святителя оправдалась. Эти письма и есть самое евангелие Аввакума. Димитрий обращался к московским друзьям, как к сотрудникам своим: он просит справиться в Московском Успенском соборе: «каковы кресты на сосудах пр. Антония Римлянина? Коими подобиями? Четвероконечием или осмоконечием? И какие титла: хартия ли изображена или дщица? От своих Димитрий ожидал беспристрастной критики «Розыска»: «благоволите с товарищи рассудить», каково написано то, что переслано к ним на рассмотрение? Цель «Розыска» – раскрыть пред глазами «препростого народа» все недостатки раскольнического учения, разбить все особенности старообрядческих верований. «Розыск» не имеет строгого единства, потому что в нем разбирается много сторон старообрядства. Тон его полемический – отрицательный. В первой части рассматриваются неправые верования, раскольническое учение автор выделил во вторую часть, а в третьей – изображается безнравственная жизнь раскольников. При таком делении книга отличается всесторонностью и крайнею дробностью исследования. По внешнему построению план книги очень широк, он охватывает и жизнь, и учение раскола. Язык книги так прост, что делает доступным пониманию простого народа самые отвлеченные понятия, как, например, вера. Но понятие о расколе страдает неопределенностью. Он рассматривается не при свете исторического возникновения и социального укрепления его, а поставлен перед лицом Евангельской истины. Явления старообрядства оказались идущими вразрез с православием , со здравым пониманием Евангелия, выражением слепого упорства и невежества.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«...Тогда всесильный Степан подъехал к ней на том самом камне, где он сидел на берегу, и причалил прямо к лодке княгини» 50 . «Степан Пермский плыл по Выми на камне. Через Иб плывет. В Усть-Выми остановился, здесь и построил церкви Степан Пермский. Он со Святым Духом плыл, на камень ведь так просто не сядешь...» 51 . «В Кошки по Выми Степан Пермский поднимался на камне. А потом он снова поплыл вверх по Выми на камне...» 52 . «Однажды Степан Пермский поплыл вниз по Выми на каменном плоту. Он плавал в верховья Выми народ крестить...» 53 . «Степан Великопермский плыл на каменном плоту, всех благословлял, чудь в христианство крестил... Вот он по Выми на большом камне плывёт. Мимо Лялей стал плыть. Степан дальше поплыл на камне, до Коряжмы плыли они с Ионой...» 54 . «...а по Емве на большом камне плывет Степан Пермский, прямо Княж погоста...» 55 . Цикл преданий о Стефане Пермском, представлен в виде путешествия святого «от низовьев Вычегды вверх по реке до Усть-Выми», а дальнейшие свои передвижения Стефан предпринимает уже из этого центра 56 . В ходе путешествия Стефана Пермская земля, «как бы приобретает другие очертания. Меняются названия местностей, устанавливаются новые топонимы и даже даются прозвища жителям некоторых деревень. Многие сюжеты преданий объясняют происхождение того или иного названия деревни, озера или места. По сути, в ходе этих путешествий создаётся новая мифологическая концепция этой земли» 57 . Соединение образа Стефана Пермского с мотивом плавания на камне в устных преданиях, зафиксированных на территории Коми края, довольно устойчиво. Мотив, «Стефан Пермский плывёт на камне против течения», отражён в предании, записанном в 2007 г. в селе Ыб Сыктывдинского района Республики Коми: «Наша чудь, – ничем не удивишь. Не удивились, когда Стефан Пермский приплыл на камне против течения. Твердолобая» 58 . Считается, что камень Стефана Пермского до сих пор лежит на берегу Выми у деревни Эжол 59 . О легендарной миссионерской деятельности Стефана в Пермском крае, свидетельствуют устные предания, повествующие о путешествии святителя на камне по реке Каме.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Калики перехожие. М., 1861. Вып. 3, ч. 1. С. 367−368. Г. Федотов считает, что в этом духовном стихе наблюдается явное отражение песни канона «На камени мя веры утверди» (Федотов Г.П. Стихи духовные: Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991. С. 35). Как рассказывается в апокрифе «Свиток Иерусалимский», заповеди Господа появились на земле «чудесным образом» – из камня, который упал на землю с неба: «А се писание Господа нашего Иисуса Христа пало с небеси во святом граде Иерусалима. Спаде с неба камень мал студень, а тяготы его никто же не может исповедати. И в том камени свиток, Богом написан» (Родовое собр. Рахмановых-Матевых-Палевых. Частная коллекция, д. Пучкома Удорского р-на Республики Коми, р. 26, л. 2−2 об. Текст «Свитка Иерусалимского» переписан в 1831 г. старообрядческим удорским книжником И.М. Матевым. 103 Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. СПб. 1898. Т. 8:1733−1734. С. 193: «О собрании сведений о часовнях, находящихся в Котелском погосте Копорского уезда, в которых совершаются крестьянами суеверные противные христианскому благочестию действия, мольбища и идолопоклонство». 104 Там же. С. 172: «Об учинении в деревне Лужици при народном собрании беспощадного плетьми наказания крестьянам той же деревни за совершаемые ими суеверные обряды, а детьми их жертвоприношения петухов дикому в реке камню». 105 РГБ, ф. 218, 515.3. «Былины» в стихах и прозе: материалы по фольклору Вельского района Архангельской области (по Устьянским волостям). Записи 1889−1939 гг. сельской учительницы Марии Ильиничны Шалауровой. 106 Там же. Бывальщина «Бабья гора», л. 5. Разбивка на строки в тексте сохраняется по оригиналу, пунктуация современная. Бывальщина «Бабья гора» (л. 232) имеет приписку: «Записано со слов моей няни, старушки Евдокии Романовны Кашиной – крестьянки Бестужевской Вельского у. Вологодской губ. 1890 г. Село Бестужево. Записывала ученица Мария Фёдорова». 108 ФА СыктГУ. Вельский р-н Архангельской обл.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2. Теперь же, овладев Иерусалимом, Ирод стал собирать все царские драгоценности. При этом он не стеснялся грабить лиц состоятельных. Набрав таким образом множество серебра и золота, он одарил всем этим Антония и его друзей. Вместе с тем он распорядился умертвить сорок пять главных приверженцев Антигона и велел поставить к городским воротам стражу с приказом следить за тем, чтобы из города не было унесено имущество казненных. При этом убитые подвергались тщательному обыску, и все серебро и золото, равно как все находившиеся при них драгоценности, передавались царю. Вообще творились всякие безобразия ввиду того, что царь отличался отчасти большою любостяжательностью, отчасти очень нуждался в деньгах, потому что ввиду субботнего года земля оставалась совершенно невозделанною. Именно теперь наступил субботний год, когда нам запрещено сеять. Между тем, взявший в плен Антигона и державший его в оковах, Антоний рассчитывал сохранить его для своего триумфа. Когда же он узнал, что народ волнуется и относится с расположением к Антигону, ненавидя Ирода, он решил отрубить Антигону голову в Антиохии, ибо иначе нельзя было никак успокоить иудеев. Подтверждение моим словам находится у каппадокийца Страбона, который говорит [по этому поводу] следующее: «Привезя иудея Антигона в Антиохию, Антоний отрубил ему там голову. Он был первым римлянином, который велел таким образом казнить царственное лицо; по его мнению, иначе нельзя было заставить иудеев признать вместо него вновь провозглашенного царем Ирода, потому что даже пытки не могли побудить иудеев называть последнего царем. Так высоко было их мнение о прежнем царе. Антоний при этом полагал, что бесславная смерть царя заставит забыть иудеев о нем, а с другой стороны, ослабит ненависть их к Ироду». Таково свидетельство Страбона. Глава 2 1. Когда первосвященник Гиркан, находившийся в плену у парфян, узнал, что царская власть перешла к Ироду, он явился к последнему, бежав следующим образом из плена: Барцафарн и Пакор, военачальники парфянские, захватив в плен Гиркана, бывшего сперва первосвященником, а затем и царем, а также брата Ирода, Фазаеля, увели их к себе в страну парфянскую. Фазаель, не снесший позора быть в оковах и предпочитавший славную смерть какой-нибудь жалкой жизни, сам наложил на себя руки, как я рассказал уже выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Камень Антония Римлянина//Новгородский исторический сборник. Л., 1984. 2(12). С. 203–210).–Комментарии Р.А. Симонова и В.В. Милькова. 491 Правдивое отражение новгородских реалий. Князь Святослав Ольгович, сын Черниговского и Тмутараканского князя Олега Святославича (Гориславича), отец знаменитого Игоря – героя «Слова о полку Игореве», действительно княжил первый год в Новгороде в 1136 г., когда и было составлено «Учение о числах». Находился на престоле до 1138 г. Кирик проявил своеобразную дерзость, называя князя раньше архиепископа. Властные полномочия князей в это время были номинальными, а реальное управление вечевой республикой сосредоточивалось в руках архиепископа и боярства. Здесь автор заявляет о себе как о стороннике единодержавной формы правления.–Комментарии Р.А. Симонова и В.В. Милькова. 492 Нифонт –с 1130 по 1156 гг. занимал владычный престол в Новгороде. Добился прямого подчинения Новгородской церкви Константинополю, минуя зависимость от киевского митрополита (см.: Голубинский Е.Е. История русской церкви. М., 1901. Т. 2. 1-я пол. С. 310). Выступал против т. н. «русской партии», выдвинувшей автокефального митрополита Климента Смолятича (1147–1150 гг.) и едва ли не за эти заслуги получил от патриарха титул архиепископа. Д.С. Лихачев считает Нифонта первым архиепископом, находившимся в непосредственном подчинении Константинопольского патриарха (см.: Лихачев Д.С. «Софийский временник» и новгородский политический переворот 1137 г.//Исторические записки. М., 1948. Т. 25. С. 248). Нифонт был собеседником Кирика, к нему с острыми вопросами обращался пытливый антониевский ученый-монах. Содержание бесед отражено в «Вопрошании Кириковом, иже вопроси епископа Нифонта и иных».–Комментарии Р.А. Симонова и В.В. Милькова. Читать далее Источник: Кирик Новгородец и древнерусская культура : [Сборник : в 3 ч.]/М-во образования и науки РФ, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого», Ин-т философии Российской акад. наук ; [отв. ред. В.В. Мильков]. - Великий Новгород : Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2012-./Ч. 1. – 2012. – 248 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

+Taphou 334 Многочисленные рукописи XVIIXVIII вв. из издания Трембеласа. Славянские манускрипты XII век Синод. 342 (605) 1670 =Служебник Антония Римлянина (Орлов) Синод. 343 (604)=Служебник Варлаама Хутынского (Орлов) Петербург Акад. 518, (Муретов С. К материалам) XIII век Петербург Акад. 524, (ibid.) София 519, ВАС, (Орлов) XIIIXIV века София 525, ВАС, (ibid.) XIV век Петербург 274, (Муретов С. К материалам) Румянцев 399, (ibid.) Петербург Акад. 520, (ibid.) Петербург Акад. 522, (ibid.) Петербург Акад. 523, (ibid.) Петербург Акад. 526, (ibid.) Служебник Никона Радонежского=Троице-Сергиева Лавра III,8/M 8670, (ibid.), ныне в ГБЛ (РГБ) София 520, ВАС, (Орлов) София 521, ВАС, (ibid.) София 526, ВАС, (ibid.) Служебник Владимира Служебник Евфимия Тырновского в нескольких списках XIVXVI вв., ЗЛАТ, ВАС, диатаксис Филофея по версии Евфимия (Сырку П. К истории; Орлов) Синод. 344 (601)=Служебник митрополита Киприана, (ЗЛАТ: Невоструев- Горский. III, 1; диатаксис Филофея по версии Киприана: Красносельцев Н. Ф. Материалы) Синод. 345 (598), (Муретов С. К материалам; Невоструев-Горский. III, 1) Типогр. библ. 127, (Муретов С. К материалам) Vatican Slav. 9, свиток, (Horbatsch; Красносельцев Н. Ф. Сведения) XIVXV века Типогр. библ. 40, 42, ВАС, (Орлов) XV век Типогр. библ. 43, ВАС, (ibid.) Петербург 1117, ВАС, (ibid.) София 528, 529, 530. 531, 532, 534, 539, ВАС, (ibid.) Петербург Акад. 532, 566, (Муретов С. К материалам) Vatican Slav. 14, ЗЛАТ, ВАС, диатаксис Филофея, (Horbatsch; Красносельцев Н. Ф. Сведения) XVXVI века Vatican Slav. 10, песнопения и припевы литургии (ibid.) София 555, 573, ВАС, (Орлов) XVI век София 586, 603, 617, 875, ВАС, (ibid.) Синод. 366 (680), чиновник, (Архиерейский служебник (Единоверческий чиновник). Москва, 1910; Невоструев-Горский. III, 1) XVIXVII века Синод. 367 (909), чиновник (ibid.) XVII век Синод. 368 (670), чиновник, (Невоструев-Горский. III.1) +Sinai 15, до 1627 г. Список Нижегородской семинарии 3604, 1682–1684 гг., чиновник (Голубцов А. П. Чиновники)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Одним из видов истинной любви к себе служит попечение о чести. Если самоубийца нарушает долг любви к себе, то, очевидно, он является нарушителем долга истинной чести. По-видимому, это – парадокс. Кому же неизвестно, как много бывает самоубийств для сохранения чести? Их было особенно много в Римской империи. Animam praeferre pudori – для римлянина было позором. Приведем здесь два-три случая. Лукреция, супруга Тарквиния Коллатина, красивая женщина, была изнасилована сыном Тарквиния Гордого, который проник ночью в ее спальню и грозил убить её в случае сопротивления. Открывши на другой день отцу и мужу о своем изнасиловании и прося их отмстить за себя, она сама себя лишила жизни. Клеопатра, фаворитка Марка-Антония, после битвы при Акцие, хотела соблазнить своей красотой победителя Октавиана. Но это ей не удалось. Тогда она, не желая служить украшением триумфальной колесницы победителя, избрала такой род смерти: одевшись в богатое дорогое платье, она после роскошного ужина легла на пышное ложе, приставила к груди ядовитую змею и умерла в страшных мучениях. Катон Младший, последователь стоической философии, после проигранного его другом Помпеем сражения при Фарсале, не желая сдаваться Цезарю и пережить конец республики, дал всем, желавшим удалиться от него средства на дорогу, спокойно пообедал, читал после обеда Платонова «Федона» и затем заснул до полуночи. Проснувшись, он приказал посмотреть, все ли корабли с отъезжавшими удалились, и вонзил себе меч в грудь. Окровавленный, он упал и при падении уронил стол. На шум сбежались его люди и перевязали ему рану; но он сорвал повязку и истек кровью. Язычники–римляне восхищались подобными случаями, видя в них выражение внутреннего достоинства и сильного характера. Подобные случаи бывают и в наше время. Супруга, оклеветанная злой молвой в неверности своему мужу, лишает себя жизни, – общественное мнение говорит, что это она сделала для сохранения своей чести. Лишает себя обойденный по службе или совсем удаленный от должности чиновник, – общественное мнение и этот поступок называет честным. Но так ли действительно нужно смотреть на приведенные и подобные им случаи с христианской точки зрения?

http://azbyka.ru/otechnik/6/o-samoubijst...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010