Приводя подобные распоряжения, мы должны указать как на замечательную особенность, ту черту в лице и действиях высокопр. Филарета, что ни в одном положительно документе не встретите вы той формы изложения и выражений, в какой любят многие из начальствующих давать свои письменные распоряжения, – т. е., в роде напр. следующих: «мною замечено, – мне стало известно, – до сведения моего дошло, и т. п., и затем начинается выставление на вид разных недостатков, неисправностей, опущений и пр., а наконец, излагаются положительные правила, наставления, внушения, требования»... А как много значит тот или другой образ, сейчас сказанных действий и отношений начальствующих не только для подчиненных, но и для сторонних, понятно всякому. В последнем разе всё как-то невольно ложится на сердце и тяжело отзывается, тогда как в первом чувствуется свободное призвание, расположение и стремление к тому, что внушается или предписывается. Отсюда же в последнем случае холодность или натянутость отношений между лицами начальствующими и подчиненными и взаимно между последними, – а в первом теплота и искренность чувств, взаимная любовь сыновность, братственность. А это всё в приложении к управлению свято-обительскому, к состоянию иночествующих, где нет других названий между лицами, как имя отца, чада, или брата, понятно, какую имеет особенную силу и степень влияния. Здесь, строго говоря, нет места для так называемой администрации, как и действительно никогда и не бывало её в древних св. обителях, подобно как и в святой Киево-Печерской Лавре. Свято-отеческие заповеди и наставления св. преподобных Отцов Антония и Феодосия и их достойных преемников по настоятельству составляли весь никогда неизменный и всегда полный по содержанию, значению и приложению к жизни и практике, кодекс, заключённый не в письменах, но запечатлённый на все времена и на все состояния последующих братий в духе и образе жизни, столь же неизменный и не стареющийся, сколько нетленны самые телеса, живших и скончавших по правилам его земное течение своё, св. Угодников Божиих. В рассматриваемых распоряжениях высокопр. Филарета мы и находим, во всей полноте, последование этому духу, как по содержанию самых предметов его распоряжений, так и по личному собственному его состоянию, чувству и характеру в отношении ко всем уставам и преданиям св. Киево-Печерской Лавры. Анализируя не с холодным вниманием рассудка, а слагая в сердце всё то, что содержится в его письменных распоряжениях, и как оно выражается, – как бы забываешь, что имеешь дело с документами XIX века, а скорее как бы вращаешь свитки времён Несторовских и ближайших, так и веет от них духом святоотечественности древней...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

В это время ситуация в западных епархиях Киевской митрополии, находившихся в пределах Речи Посполитой, стала крайне сложной. После того, как Киев и основные силы украинского казачества оказались за пределами Польского государства, их влияние на церковную жизнь западных православных епархий ослабло. Отношение католических властей Речи Посполитой к православному населению после казацких войн середины XVII в. стало еще более нетерпимым. Это привело в последней четверти XVII столетия к новым попыткам королевской администрации насадить унию среди подконтрольных ей православных русинов. Первоначально король Ян III Собесский (16741696 гг.) возлагал большие надежды на возобновление диалога между православными и униатами, однако переговорный процесс так и не принес ожидаемых результатов. Тогда король стал использовать другую тактику: на православные епископские кафедры он поставлял священнослужителей, склонных к переходу в католичество, намереваясь через них насадить унию " сверху " . Иосиф Шумлянский в 1677 г. тайно принял унию и принес присягу униатскому митрополиту Киприану Жоховскому (возглавлял униатскую Киевскую митрополию в 1674-1693 гг.). На Мстиславскую кафедру король провел другого тайного приверженца униатства Слуцкого архимандрита Феодосия Василевича. Перемышльским епископом в 1679 г. с подачи Шумлянского был назначен также готовый к соединению с Римом Иннокентий Винницкий (племянник Антония Винницкого). В 1681 г. Шумлянский и Винницкий подтвердили свою присягу на верность Риму в присутствии папского нунция и униатского митрополита. В Левобережной части Малороссии в это время церковной жизнью продолжал управлять архиепископ Черниговский Лазарь. Официально он числился в юрисдикции Константинопольского Патриархата, но в то же время ему приходилось участвовать в событиях, которые все более свидетельствовали и возрастании влияния Московской Патриархии на дела Киевской митрополии. В частности, это наглядно проявилось в 1683 г., когда на место почившего Иннокентия Гизеля необходимо было избрать нового архимандрита Киево-Печерской Лавры, имевшей ставропигию и подчинявшейся непосредственно Патриарху Константинопольскому. Гетман Самойлович в связи с этим обратился в Москву за разрешением избрать нового настоятеля Лавры. В Киеве без сношения с Константинополем решено было поставить на Печерскую архимандрию Варлаама Ясинского. Однако претензии на Лавру неожиданно предъявил и Иосиф Шумлянский. В такой ситуации Варлаам, обращавшийся в Стамбул к Патриарху и не получивший ответа по причине войны между Россией и Турцией, был вынужден искать подтверждения своих прав на Лавру в Москве. Патриарх Московский и всея Руси Иоаким утвердил Варлаама на Печерской архимандрии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/420/...

Потом появилась моя расстроенная Judith, которой Владыка дозвонился по телефону. Она рассказала, что в справочной аэропорта ей неверно сообщили время прилета самолета, и она приехала встретить меня на час позже, наверное, как раз тогда, когда я ушла в метро. Я надеюсь, она поняла мою радость и простила мои слова о том, как замечательно, что она приехала слишком поздно… В тот день, прощаясь, Владыка благословил меня с пожеланием доброго пребывания в Англии. А на следующий день, 23 июля, я пришла на литургию. Знала, что это день Ангела Владыки Антония (память преподобного Антония Печерского). Была удивлена, что на службе было мало людей. В России обычно именины архиереев отмечаются пышно. Здесь же даже не пропели «многая лета». Оказалось, Владыка не разрешал. В лучшем случае дозволялось пожелать «многие дни…». После литургии состоялось небольшое чаепитие, на котором присутствовало человек пятнадцать. Люди подходили к Владыке, поздравляли. Он благодарил и тут же переводил тему разговора на проблемы этих людей. Подошла поздравить и я. Он улыбнулся радостно и сказал заранее: «Только не желайте мне долгих лет жизни». Я спросила осторожно: «А Сил пожелать можно?». Взгляд его стал серьезным. – «Сил можно». Потом произнес слова апостола Павла, которые позже не раз слышала от него: «Жизнь для меня Христос, а смерть – приобретение».   Через три недели, перед моим отъездом в Москву, Владыка разрешил прийти для беседы. Вначале я задавала какие-то личные вопросы. Затем вдруг спросила, не согласится ли он на съемку цикла проповедей для российского телевидения. По правде говоря, получилось это у меня как-то спонтанно. После его ответов на некоторые мои вопросы возникло горячее желание, чтобы многие люди в России знали о Владыке, слышали его… Спрашивала его с большим сомнением, зная, что в то время он не раз категорически отказывался от каких-либо съемок фильма о нем. Переспросив меня и получив подтверждение, что фильм не о нем, а будет составлен из его бесед, он положительно отнесся к идее подобного цикла и предложил мне составить план действий.

http://pravmir.ru/olga-klodt-o-semkah-be...

Будучи архиепископом, Антоний обращал особое внимание на миссионерскую деятельность среди иноверцев и раскольников. Преосвященный всеми зависящими от него мерами настаивал на усилении преподавания миссионерских наук. Он упорядочил преподавание миссионерских дисциплин в Казанской Духовной Академии и Духовной семинарии и покровительствовал благосостоянию и развитию Казанской крещено-татарской центральной школы, в которой обучались татары, принявшие крещение. Владыка Атоний также всячески содействовал изучению приходскими священниками инородческих языков, особенно татарского языка, и с этой целью для поощрения ревностным в деле миссионерства священникам исходатайствовал у Синода значительные добавочные к их казенному жалованию оклады. И наконец, он обосновал несколько мужских и женских монастырей и всячески содействовал учреждению братства святого Гурия, которое было создано для просвещения инородцев и вразумления заблуждающихся. Скончался архиепископ Антоний 8 ноября 1879 года. Из ученых трудов архиепископа Антония наиболее известным является его учебный курс «Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви», за который в 1848 году ему была присвоена ученая степень доктора богословия. Но, пожалуй, самым главным его трудом, и теперь уже известным, можно считать, «Сказание о жизни и подвигах старца Киево-Печерской Лавры иеросхимонаха Парфения», написанное им по поручению и под руководством митрополита Филарета, в 1856 году, через год после кончины преподобного Парфения. Это первое и единственное жизнеописание стало «Житием» святого преподобного Парфения. «К самому принятию монашества в 1840 году будущий архиепископ Антоний готовился под главным непосредственным руководством отца Парфения и при самом пострижении имел его духовным врсприемным отцом и духовником до самой кончины последнего. – Правда, эти последние отношения, то есть восприемнические при пострижении и духовнические, как видно из самого жизнеописания, имели к отцу Парфению и многие другие из ученых монашествующих, как бы по заведенному уже порядку; но что между отцом Парфением и сыном духовным Антонием существовали эти отношения в ином, особенном виде и духе, достаточно прочитать само жизнеописание. – Сама долговременность общения Антония с бывшим в живых отцом исросхимонахом Парфением, в течение более пятнадцати лет, давала ему всю доступность и возможность быть не праздным зрителем и слушателем всего лично виденного и слышанного.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Митрополит Сурожский Антоний «Это не торжество православных над другими людьми» – митрополит Антоний Сурожский Мы празднуем сегодня день Торжества Православия над неправдой, над ересями, над лжеучениями. Но мы не празднуем торжество православных над другими людьми... Митрополит Антоний Сурожский. Три проповеди на Преображение Бывает, что человек, которого мы знали близко, который казался знаком нам, знаем нам до самых глубин, вдруг предстанет перед нами, каким мы никогда его не видели, никогда не чуяли. Когда чаша гнева и страдания переливается… Митрополит Антоний о войнах Часто думается: что мы можем сделать? Сердце разрывается любовью к одним и сочувствием к другим: что мы можем сделать, когда мы бессильны, безмолвны, бесправны? Отцы Киево-Печерской Лавры Подвиг Антония Печерского был не только суров, но, видимо, и мрачен; но он оправдывается тем просвещением души, которое сделало святого Антония учителем Феодосия. Митрополит Антоний Сурожский. О войне Я призываю всех вас, перед лицом всего того, что сейчас совершается в мире, снова посмотреть на то, каково же наше стояние христианское, где наше место на этом разрыве ткани, где льется кровь, слезы, ужас, — и понять, что наше место на кресте, а не только у креста. Что читать на выходных: лучшие материалы недели (9-13 июня) Владыка Антоний Сурожский, отказница, ставшая монахиней, инвалидная коляска под водой и... коты в материалах наших порталов [+ Видео] Но живет во мне Христос… Мы знаем, что бывает с нами, когда мы кого-нибудь так полюбим, что никогда в течение всей нашей жизни не можем потерять сознание этой любви и мысли об этом человеке. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/mitropolit-surozhs...

Но вы не ограничивались этим только; вы и выходя из храмов следовали за мною, любили окружать меня, желая общения со мною; – и я, если не устранялся сего общения ни в своём, ни в ваших домах, то опять в силу той же живой духовной связи между Пастырем и пасомыми, дабы дать каждому посильное или назидание, или утешение, и вообще удовлетворение по потребности души его» 306 . Действительно, выслушавши эти слова, в которых вместе с задушевностью выражается столь глубокий истинно святительский взгляд на значение священнослужений в деле живого духовно-благодатного общения между Пастырем и пасомыми, – только и можно верно понять и беспристрастно оценить все те стороны и качества, до частнейших особенностей, которые всегда виделись и чувствовались при священнослужениях преосв. Антония и производили на всех столь назидательное и умилительное действие. Так, выходя из этого именно взгляда и обращаясь к той, особенно выдававшейся стороне в священнослужении преосв. Антония, что он с первых же пор ввёл в нём многое по подобно Киево-Лаврскому, – всякий поймёт, что это нововведение не было вроде только внешних показных особенностей или личного подражания, которые бывают, как говорится иногда ни к месту, ни к лицу. Напротив, если как сказано в приведённых прежде словах речи преосв. Антоний «святолепным чином святительского своего служения преображал и самый храм в небеси подобное, святилище Киево-Печерское, – то очевидно, какое значение имели здесь и все указываемые Киево-Печерские церковно-служебные порядки. В самом деле, когда известно, как для всего Православного Русского народа, и заочно по одному чутью, представляется и чувствуется вся благолепность чина и образа Киево-Лаврского служения, – а с другой стороны, когда несомненно, что сам преосв. Антоний, ещё со студенчества своего, настолько был проникнут и пропитан духом и характером Киево-Лаврского Богослужения, что по чувству особенного благоговения и ревности составил и издал впоследствии описание знаменательных великих дней сего Богослужения, – то, что естественнее и соответственнее могло быть, когда в его служениях действительно отражались сколько внешние особенности по подобию Киево-Лаврскому, столько же внутреннее личное его и настроение.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Со своей же стороны мы, насколько с возможно глубоким вниманием и всесердечным сочувствием, изучили и усвоили все биографические данные в отношении и к этим самым авторским трудам в Бозе почившего, считаем долгом, по всему праву и достоинству, указать на ту, как замечательнейшую до редкостности, сторону, которая так живо отражается не только в совпадении, но во взаимном всецелом проникновении данных и биографических и библиографических. Сказать прямее и яснее, – эта редкостная замечательность состоит именно в том, что в каком порядке постепенно слагалась вся, так сказать, лествица жизни в Бозе почившего по ступеням возрастания и восхождения его нравственно-духовного, и по периодам его житейского и служебного состояния, – в таком же порядке и постепенности являлись и его авторские труды. Для наглядной по возможности и всякому действительности, этой указываемой, стороны мы представим подробную перечень всех авторских трудов преосв. Антония по ступеням сказанной лествицы в самой строгой параллели с самым течением его жизни. I. От самого раннего детства своего, под особенным живым примером и влиянием своего дяди, малютка Яша, как видели читающие, любил особенно посещать церковное Богослужение и, по званию посошника при том же дяде своём – как Архиерее, естественно, возлюбил это Богослужение во всём благолепном виде и чине, включая сюда и самоё пение, – чем по преимуществу отличаются священнослужения Архиерейские. И вот самый первый труд его, под новым свежим впечатлением для него при частых посещениях Богослужений св. Киево-Печерской Лавры, отличающихся особенною благолепностью и стройностью своего чина, – самый первый, говорим, труд преосв. Антония, хотя и совместный с другим лицом – его сотоварищем, был именно тот, какой читающие видели в «Описании великих дней Богослужения, в Киево-Печерской Лавре». II. С того же самого раннего детства, под теми же влияниями воспитания, любил преосв. Антоний сначала слушать рассказы из уст своего дяди, а потом и читать жития св. Угодников, так что впоследствии и своему брату младшему Сергию давал прямой совет и как бы завет упражняться в этом же чтении, – а наконец, и во время ещё студенчества своего в Академии он, хотя бывший ещё юным черемненьким панычем, любил иметь частое общение с живыми иночествующими старцами и в Лавре и в Голосеевой пустыни: – отсюда является второй его авторский труд – «Описание жизни Киево-Печерского старца – Иеросхимонаха Парфения».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Этим заканчиваем мы весь изложенный отдел об отношениях высокопр. Филарета ко всем учебным заведениям и духовным, и светским, и военным, и женским. Следующий отдел будет об управлении его св. Киево-Печерскою Лаврою. 47 См. в Историческом описании Киево-Софийского училища, напечатанном в Киевских Епархиальных Ведомостях в 1868 г. 48 Именно в изложении служения высокопр. Филарета и в Калужской и Казанской Епархиях, о чём знают читающие. 49 Выписка эта истребована была из Киевского Попечительства бывшим тогда викарием Киевским, преосв. Антонием, (покойным архиепископом Казанским), собиравшим тогда разные биографические сведения о высокопр. Филарете, которые и переданы им нам все для составления настоящего жизнеописания. 50 У нас сохранилось черновое приложение о сем Киевскому Попечительству, писанное под диктовку высокопр. Филарета рукою бывшего тогда Ректора Киевской Акад. Архим. Антония. 53 Последние строки были приписаны собственною рукою в нашей рукописи покойным Владыкою Антонием с приказанием внести их в подлиннике. Авт. 54 Очень подробный очерк этого училища напечатан в Киев. Епархиальных Ведомостях 1868 г. Мы будем заимствовать сведения из этого очерка, восполняя своими данными. 55 Эти строки – начиная со слов «пришлось и приходится до днесь вносить своего рода контрибуцию»..., – приписаны были тоже высокопр. Антонием. – Авт. 58 Разумеем покойного Владыку Антония (Архиеп. Казанского), который был живым участником в рассматриваемом деле, так как он был начальником и устроителем этого училища – Софийского. 61 Все это имеет здесь, то особенное значение, как мы заметили выше, что в действиях, эконома выражались не иное что, как интриги и неприязни на каковые действия и поступки у подобных лиц, едва ли не в большинстве, имеется какая-то особенная способность и призвание, происходящие из их, большею частью, грубого невежества и надменности, или из мнимой и вообще не уместной ревности о сохранении интересов своего приставничества. Каково же видеть и, так или иначе, выносит эту черную сторону подобных действий, одно проявление которых, при глазах самих же главных начальников-архипастырей, даже и со стороны смотрящих, приводят, в скорбное смущение, а для других может представляться чем-то, отзывающимся не в пользу и самих последних... Но, конечно, в отношении собственно к высокопр. Филарету всякому благомыслящему понятно, что здесь с его стороны была видна лишь новая высокая черта христианского благодушия, не останавливавшегося ни пред какими препятствиями в исполнении благих желаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

125–174. Более сказал Евгений о архимандритов» (гл. IX; ср. стр. 119–125, по др., и совершенно вновь повел речь «О Патерике печерском» (гл. XVІ). Словом, Евгениевское «Описание лавры» много подробнее и обстоятельнее предшествующего, служившего ему пособием, и после него историку знаменитой киевской обители нет никакой нужды обращайся за справками к «Краткому историческому описанию» ее 1791, 1795, 1805 и 1817 годов. Что касается другого пособия, бывшего под руками у нашего автора, Тератургима Аф. Кальнофойского, то в некоторых случаях 399 сам же Евгений отсылает к нему своего читателя. В отношении к этому пособию он, нужно заметить, был не особенно разборчив и потому вслед за ним делал некоторые ошибки (стр. 40 и 99), исправленные впоследствии Закревским. 400 Кое-какие и под час очень важные ошибки преосв. историк делал и при пользовании первоисточниками, и первее всего грамотами. Так, он принял за подлинным грамоты Андрея 10. Боголюбского 1159 г. и константинопольского патриарха Максима 1481 г. и часто ссылался на них, особенно на первую. 401 Между тем это позднейшая фальсификация. 402 В вопросе о начале Печерского монастыря м. Евгений вовсе не разобрался, приведя лишь кучу разноречивых свидетельств о двукратном путешествии преп. Антония на Афон и год его смерти (стр. 4 и 6). Причина этого, впрочем, не в нем самом, а в известных ему позднейших списках Патерика, «во многом (между собою) разноречивых» (стр. 128), в его печатных редакциях (славянской и польской), в летописях, Синопсисе и др. источниках. Поставленный вопрос легко бы разрешился, если бы пр. Евгению были доступны древнейшие рукописные Патерики, из которых на один (XIV ст.) он сам указывает (по слухам, конечно; стр. 123) и в которых нет ни слова о первом путешествии Антония на св. гору при кн. Владимире, равно не говорится и о сорокалетнем житии его в пещере, а лишь только о многолетием. Самое рассуждение м. Евгения «О Патерике печерском» (гл. XVI), удовлетворительное в свою пору, перестало уже быть таковым с 1888 г., когда на страницах мартовского «Журнала Министерства Народного Просвещения» появилось исследование о том же предмете А.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Печерская похвало и наше утешение. Молитва 1-я О, Пресвятая и Пренепорочная Дево Богородице, наша Печерская похвало и украшение, покрове и заступление, истинная Владычице избраннаго удела Твоего; приими нас, недостойных рабов Твоих, убогое моление с верою и любовию приносящих пред чудным образом Твоим; да посетиши милостивно греховное житие наше, просвещающе его светом покаяния, осени нас, обремененных скорбьми многими, Твоею небесною радостию, и сподоби нас присно славити Тя в мире и благочестии во обители Печерстей, и зде без порока прешедше путь жития нашего, помощию Твоею достигнем вечнаго веселия во светлостех святых и Богоносных отец наших Антония и Феодосия и всех преподобных Печерских, и едиными усты и сердцы воспоем Тя и Предвечнаго Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Всеблагим, Животворящим и Единосущным Его Духом во веки веков. Аминь. Молитва 2-я О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Пречистая Приснодево Богородице Марие! Припадаем и покланяемся Тебе пред святою и чудотворною иконою Твоею, юже от лет древних чудесы многими и исцеленьми прославити благоизволила еси. Смиренно молимся Тебе, Благой и Милосердой Заступнице нашей: предстательством угодников Твоих, преподобных Антония и  Феодосия Печерских , вонми гласу грешных молений наших, не презри воздыханий от души, виждь скорби и беды нас обышедшии, и яко любвеобильная воистину Мати потщися на помощь нам безпомощным, унылым, во многая и тяжкия грехи впадшим и присно прогневляющим Господа и Создателя нашего, Егоже умоли, Предстательнице наша, да не погубит нас со беззаконии нашими, да явит нам человеколюбивую Свою милость. Испроси, Владычице, у благости Его всем православным христианом здравие и душевное спасение, благочестное и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дождие благовременныя, и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша; болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози; споспеши всем нам носити иго Христово в терпении и смиренномудрии, и сподоби нас благочестно житие земное скончати, христианскую же непостыдную кончину получити и Небесное Царствие унаследити. О, Царице Всепетая, Мати Божия Всеблагая! Простри Богоноснии руце Твои к возлюбленному Сыну Твоему и Богу нашему, умоли Его спасти и избавити от погибели вечныя всех иноков обители Твоея Печерския. Якоже древле на горе Печерстей милость являла еси, Владычице, сице и ныне яви, Богородице, Твоя щедроты над обителию Твоею и над нами недостойными чады Твоими; да и зде в земном странствовании нашем, и по кончине живота нашего будем прославлять Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына, и Единосущнаго и Святаго Его Духа, и Твое милостивное предстательство во веки веков. Аминь. Рекомендуем молитвы

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010