Современные летописи раскола. в. I, стр. 208: «У нас есть, слава Богу, пастыри, – можем обойтись из чистого источника; но там (т. е. в Белой Кринице) оказалась помойная яма – из нее пусть пьют враги Божии (письмо из Москвы, подписано И. П. Б-в; что значит Иван Петр. Бутиков, один из видных и богатых старообрядцев-австрийцев). Некоторые австрийцы возражают, что помойная яма у неокружников. На это следует указать слова известного австр. начетчика и деятеля M. И. Бриллиантова: «Предки наши и предки именуемых неокружников были одни и те же» (см. «Шувойская беседа», стр. 364). Обыкновенно старообрядцы австрийцы, когда им приходятся не по вкусу такие выражения самих же их одноверцев, стараются подорвать достоверность подобных свидетельств и говорят, что-де это ваш Субботин напечатал. Но в книге «Щит веры», изданной старообрядцами австрийцами в 1905 г. в Вене, замечается: «в Белокриницкой митрополии были украдены из архива все акты и бумаги, касающиеся деяний митроп. Кирилла и всех русских архиереев, а также и бывшего неокружнического епископа Антония второго. По истечения некоторых лет известный деятель против старообрядчества профессор Московской Дух. Академии H. И. Субботин отпечатал в летописях раскола и в Братском слове все копии с украденных бумаг» (стр. 73–74). Это же подтверждает и известный начетчик-писатель Ф. Мельников в своей брошюрке «Испытание и победа церкви Христовой». 3) Единоверие учреждено для дураков и оно ни что иное, как лохань – см. «Современные известия» 1885 г. 198; – у Зеленкова «Выписки»., ч. 1, 2 половина стр. 128. Разбор: Это возражение не заслуживает внимания по своей мелочности, потому что о ком угодно можно подобрать подобных выражений; но этим ничего не докажешь. Кроме того слова взяты из газеты, как и помечено у Зеленкова в скобках (газета) И принадлежат неизвестному лицу: «Года два тому назад, сколько могу припомнить, кажется в декабре месяце, случилось быть в Мурашкине (торговое село Нижегор. губ.) миссионеру Нижегородского братства св. Креста.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

конф., 18-20 нояб. 2003 г. Вел. Новг., 2003. С. 233-237; Кривова Н. А. Сопротивление против изъятия церк. ценностей в 1922 г.//ЕжБК, 1992-1996. М., 1996. С. 365-372; она же. Власть и Церковь в 1922-1925 гг.: Политбюро и ГПУ в борьбе за церк. ценности и полит. подчинение духовенства. М., 1997; Макарий. История РЦ. Кн. 6, 7; Секретарь Л. А. К истории трех утраченных новгородских мон-рей: Николаевского Мостищского, Николаевского Верендовского, Спасского Верендовского//Новгород и Новгородская земля: История и археология. Новг., 1996. Вып. 10. С. 216-225; она же. Мон-ри Вел. Новгорода и окрестностей. М., 2011; она же. Новгородская ДС: История в лицах. Вел. Новг., 2014; Селин А. А. Ивангородская дорога. СПб., 1996; он же. Ист. география Новгородской земли XVI-XVII вв.: Новгородский и Ладожский уезды. СПб., 2003; он же. Русско-шведская граница (1617-1700 гг.): Формирование, функционирование, наследие: Ист. очерки. СПб., 2016; Где Св. София, там и Новгород. СПб., 19982; Из очерков митр. Антония (Мельникова): Митр. Никодим и Новгород//София. 1998. 4. С. 4-6; Казем-Бек А. Л. Жизнеописание свят. патр. Московского и всея Руси Алексия I//БТ. 1998. Сб. 34. С. 13-185; Савинова И. Д. Лихолетье: Новгородская епархия и сов. власть, 1917-1991. Новг., 1998; Успенский Б. А. Царь и патриарх: Харизма власти в России: (Визант. модель и ее рус. переосмысление). М., 1998. С. 276-303; Гиппиус А. А. К характеристике новгородского владычного летописания XII-XIV вв.//Вел. Новгород в истории средневек. Европы: К 70-летию В. Л. Янина. М., 1999. С. 345-364; он же. Новгородская владычная летопись XII-XIV вв. и ее авторы: (История и структура текста в лингвист. освещении)//Лингвист. источниковедение и история рус. яз., 2004-2005. М., 2006. С. 114-251; он же. Архиеп. Антоний, новгородское летописание и культ Св. Софии//Хорошие дни: Памяти А. С. Хорошева. СПб., 2009. С. 181-198; Флоря Б. Н. К изучению церк. устава Всеволода//Россия в ср. века и новое время: Сб. ст. к 70-летию Л. В. Милова. М., 1999. С. 83-96; Шкаровский М.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

он совершил с митр. Антонием литургию в ц. во имя ап. Филиппа. Летом 1984 г., к празднованию 1125-летия Новгорода, был отменен 25-летний запрет на колокольный звон. 29 июля 1986 г. митр. Антония сменил митр. Алексий (с 7 июня 1990 патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) ). А. К. Г., Б. Н. Ковалёв, Э. П. Р. Н. и С. е. в кон. 80-х гг. XX в.- 2018 г. Во 2-й пол. 80-х гг. XX в. произошли заметные перемены в отношениях между гос-вом и Церковью. В 1988 г. в Новгороде прошли торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси; они были совмещены с торжествами по случаю Дня славянской письменности и культуры. В том же году местные власти по просьбе митр. Алексия передали Церкви Николо-Вяжищский мон-рь (5 июня 1989 возобновлен как женский). В числе первых верующим были возвращены Казанская ц. в Чудове (1988) и закрытая в 1961 г. ц. во имя вмч. Феодора Стратилата в дер. Верёхново (1989). Последняя была освящена на Пасху 1991 г. благочинным Старорусского окр. архим. Агафангелом (Догадиным; 1936-1999). В мае 1990 г. 2-м действующим храмом Новгорода стал Покровский собор Зверина мон-ря. После кончины патриарха Московского и всея Руси Пимена (3 мая 1990) Поместный Собор Русской Православной Церкви 7-8 июня 1990 г. избрал на Патриарший престол митр. Ленинградского и Новгородского Алексия. С 30 июня по 2 июля того же года состоялся визит патриарха Алексия в Новгород. Первосвятитель возглавил богослужения в Евфимиевской ц. Вяжищского мон-ря, в ц. во имя ап. Филиппа, посетил Покровский собор, осмотрел еще не возвращенный Церкви Юрьев мон-рь, провел пресс-конференцию и встречу с местными властями. Патриарх передал Вяжищскому мон-рю богослужебное Евангелие, принадлежавшее Ленинградскому и Новгородскому митр. Антонию (Мельникову). Синодальным постановлением от 20 июля 1990 г. была возобновлена самостоятельная Н. и С. е., на Новгородскую кафедру назначен Ташкентский еп. Лев (Церпицкий; ныне митрополит). 17 авг. он прибыл из Ташкента на Новгородскую землю, 1-я встреча епископа с духовенством и паствой состоялась в ц.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Исеть в 12 в. от села. Местность вокруг села обнажена от лесов неумеренною и безвременною их вырубкою населением, открыта зимним буранам и знойным лучам летнего солнца, и в гигиеническом отношении неблагоприятна. Почва земли – с северо-восточной стороны села чернозёмная, а с юго-западной – суглинок, в общем – плодородная, требующая удобрения. Наименование села Кисловским, по объяснению его летописца, произошло от прозвания «кислыми» первоначальных заселителей занимаемой селом местности. Время первоначального образования Кисловского прихода точно неизвестно, но следует признать его существующим более 150 лет, так как первый храм в нём был построен, по сказанию летописи, в 1746 году. Первоначальное, коренное население Кисловского прихода составляли какие–то инородцы, с которыми впоследствии и постепенно смешались переселенцы из великороссийских губерний, и образовали нынешнее его население, состоящее из государственных крестьян, православных, числом: 1 800 м. п. и 1 709 ж. п. Главным занятием прихожан служит хлебопашество, а побочными – заработки в г. Екатеринбурге, заводах и приисках, перевозка товаров из Екатеринбурга в Ирбит, Ишим и Петро-Павловск и обратно во время существующих там ярмарок. В состав настоящего прихода Кисловского входят, кроме села, две деревни: Кунгурская – смежная с селом, и Соколова – в 1½ в. от него. Устроенный, по свидетельству церковной летописи, тщанием прихожан в 1716 году, с благословения Митрополита Тобольского Антония, во имя св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла, первый приходский в селе Кисловском храм был зданием деревянный. Нынешний в с. Кисловском, уже второй по времени, храм во имя тех же св. Апостолов, каменный, устроен в 1832 г., тоже тщанием прихожан, при деятельном участии в качестве строителя его местного крестьянина Моисея Тихонова Мельникова, пожертвовавшего на созидание храма всё своё немалое состояние. Освящён храм по благословению Преосв. Аркадия, Епископа Пермского, в 1846 г. и сначала был с одним (тёплым) приделом – во имя Сретения Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

110       См. «Богословские академические чтения» преосв. Иоанна епископа Смоленского. 2 издание Общ. распространения религиозно-нравственного просвещения в духе правосл. церкви. СПб. 1906, вып. 1, с. 25–26. 111       Однако известны случаи раздвоения сознания, когда человек сознает себя двумя различными личностями именно одновременно; см. «Воспоминания о Вс. Мих Гаршине» В. А. Фаусека (П. С. Соч. В. М. Гаршина, издание А.Ф. Маркса, кн. 1, с. 42). Прим. ред. лекций. 112       На это В.А. Мельников в своих замечаниях на доклад автора указал: 1) что раздвоение сознания имеет место не только в болезнях психики человека, но и во время совершения подвига, вдохновения и, вероятно, пророчествования; 2) что едва ли основательно считать состояние болезни вообще низшим, ибо «сила моя в немощи совершается» ( 2Кор. 12 ,), а также пример апостола Павла, болящего глазами, (см брошюру «Христианское содружество молодежи во второй год своего существования и деятельности». СПб. 1906, с. 23). Наконец, в биологии патологические и тератологические явления не раз служили для лучшего и правильного уразумения нормальных; например, махровые цветы для морфологии нормальных цветов. Прим. ред. лекций. 113 См. Полное собрание сочинений еп. Антония. Казань. 1900, т. II «Нравственная идее догмата Пресвятой Троицы». § 3. Евангельское подобие Божеского триединства, с. 14–18. 114       В книге профессора И.И. Лапшина «Проблема чужого Я» (СПб, Сенатская типография. 1910) на с. 112–113 излагается учение Пьера Леру о соотношении между отдельным человеком и «человечеством», находящееся в его сочинении «De I’Humanite». Пьер Леру считает мистически связанными человека (отдельного) и все «человечество» (прошедшее, бывшее, настоящее и будущее) и видит в последнем не отвлеченное только понятие нашего ума, а реальное существо в смысле логического реализма. Он говорит: «Человечество есть идеальное существо, состоящее из множества реальных существ, которые сами суть человечество в зародыше, человечество в виртуальном состоянии. И обратно – человек есть реальное существо, в котором живет в виртуальном состоянии идеальное существо, именуемое человечеством. Человек есть человечество в реальном частичном проявлении. Существует взаимопроникновение между частным существом – человеком и общим существом – человечеством. Жизнь есть результат этого взаимопроникновения». Таким образом, по учению Пьера Леру, поясняет профессор И.И. Лапшин, «все человечество (все люди, все человеки) связано (ы) общим мистическим началом. Однако это начало не исключает сохраняемости отдельных индивидуумов; оно не есть единый всесоздающий и всепоглощающий мировой дух, по отношению к которому отдельные люди суть лишь преходящие модусы его обнаружения. Человек бессмертен. Он после смерти будет жить в других, формах, в других воплощениях». Не есть ли это учение Пьера Леру то же, что и догматическое учение церкви о воскресении мертвых, (их тел, их плоти), выраженное только иными словами, иными терминами, чем церковное?

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Валдай. Церковь иконы Божией Матери " Живоносный Источник " . Живоносовская церковь /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1693 году, 11 апреля (ст. ст.) пожар истребил большую часть села Валдая, переименованного, по воле царя Алексея Михайловича, в Богородицыно. Во время этого пожара сгорела и приходская Троицкая церковь с приделами. Так как на постройку нового храма лес изготовлен не был, прихожане просили настоятеля Иверского монастыря, архимандрита Антония исходатайствовать разрешение церковной власти на пристройку алтаря к вышеозначенной часовне и освящение церкви во имя Живоносного Источника Божией Матери. Благословенная грамота от митрополита Новгородского и Великолукского Корнилия была получена 3 августа 1693 г. К концу года церковь была готова и 26 декабря 1693 г. освящена настоятелем Иверского монастыря архимандритом Антонием. Алтарь, как и сама часовня, были построены из соснового леса, который, по преданию, был срублен в верховьях ручья Язынца, в урочище, называемом Борки близ Валдая, где ныне находится городское кладбище. Церковь была одноглавой и представляла собой самобытный храм зодчества русского севера XVII века. В XIX веке храм был обшит досками и выкрашен, а крыша его покрыта листовым железом. В два часа ночи 9 июня 1882 года вблизи этого храма на Посадской улице в надворной постройке Мельниковой вспыхнул пожар. По причине скученности построек огонь быстро объял восемь дворов, и так как храм находился поблизости от одного из пылавших домов, то огонь быстро перешел и на эту древнюю церковь, которая сгорела до основания. Антиминс и иконы иконостаса были спасены. Храмовая икона Живоносного Источника Божией Матери кисти художника XVII века, одетая в серебряную ризу, была поставлена в Троицком соборе, в приделе во имя св. великомученицы Параскевы. 17 лет на месте храма, построенного стрельцами в XVII в. и сгоревшего в 1882 г., было пепелище. На нем за это время выросли деревья и кустарник, огражденные низким забором, поставленным по периметру бывшей церкви. А ключ с целебной водой, бивший в этом месте, так и нес свои воды в Валдайское озеро. Люди по прежнему ходили сюда как к святому источнику и в месте выхода ключа из земли поставили колодец, который, кроме всего прочего, отмечал местоположение алтаря церкви Живоносного Источника. Храма, казалось бы, не было и, одновременно, он незримо существовал. Были даже обозначены его границы.

http://sobory.ru/article/?object=37509

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН († 2 дек. 1589, Трифонов Печенгский мон-рь), прмч. (пам. 2 дек. , 15 дек. - в Соборе Кольских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Печенгский. Основными источниками сведений о святом являются монастырское предание и Житие прп. Трифона Печенгского, в к-ром повествуется о разорении Печенгского в честь Преображения Господня муж. мон-ря в дек. 1589 г. финнами из Эстерботнии (земли к востоку от Ботнического зал.) - подданными швед. короля. Захватчики «в первых сожгоша храм Успения Пречистыя Богородицы, что преподобного (Трифона.- и. М.) над мощами, иероинока праведного Иону и служебника умучиша». Имя «служебника» - Г.- сохранилось в монастырском предании, к-рое в кон. XIX в. было подтверждено находкой в Норвежском гос. архиве поименного списка убиенной братии Печенгского мон-ря. Этот список, составленный дат. сборщиком податей, к-рый побывал на пепелище вскоре после трагедии, содержит имя мон. Германа (muncke Giermand). 90-летний сщмч. Иона Печенгский и старец-мон. Г. служили в Успенской ц., в пустыни у Трифонова ручья, куда прп. Трифон «часто отхождах на богомыслие и молчание». По монастырскому преданию, Г. был рясофорным монахом и в церкви нес послушание причетника и пономаря. Когда на рассвете 2 дек. 1589 г. враги напали на Успенскую пуст., сщмч. Иона совершал Божественную литургию, он вышел из алтаря с чашей и был убит на солее. Г. спускался с колокольни и там принял мученическую кончину. Оба мученика были похоронены подле могилы прп. Трифона. Местная канонизация Г., вероятно, была совершена в XVII в., т. к. имя его было включено в «Описание о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). После воздвижения над могилами в 1708 г. ц. Сретения Господня, ставшей приходской для правосл. лопарей (Трифонов мон-рь в кон. XVI в. был перенесен в Колу), в ней были установлены раки над могилами святых. Рака Г. находилась слева от алтаря. Впосл. почитание Г. как местночтимого святого прекратилось, но память его продолжали отмечать усердным служением панихид. Канонизация преподобномученика подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было восстановлено в 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) .

http://pravenc.ru/text/164725.html

Перу В. К. принадлежит послание Тверскому еп. св. Феодору II (Доброму) о рае, помещенное под 1347 г. в ряде летописных сводов. До В. К. дошли сведения о спорах в Твери: существует ли еще «земной» рай, созданный для Адама и Евы, или же, как полагал свт. Феодор, «земной» рай погиб и есть только рай «мысленный». В. К. был не согласен с т. зр. Тверского епископа. Для доказательства своего мнения Новгородский архиерей приводит как лит. свидетельства (преимущественно из апокрифов - «Еноха книги» , «Хождения Агапия в рай», «Слова о Макарии Римском»), так и показания «видоков» (очевидцев) - новгородских моряков, обнаруживших в «Дышучем море» (Баренцевом м.) место загробных мучений, а затем якобы достигших «земного» рая, к-рый они описывали как высокую гору с изображением на ней Деисуса. М. Н. Сперанский высказал предположение о принадлежности перу В. К. «Сказания о святых местах, о Костянтинограде» (ок. 1323). Согласно церковному преданию, В. К. занимался иконописанием. Ему приписывают образ святых князей Бориса и Глеба из храма, посвященного князьям-мученикам, в Детинце (впосл. находилась в ц. Покрова в Детинце) и икону Благовещения из Благовещенской ц. на Городище. Начало местного почитания В. К. относится к сер. XV в.: в 1439 г., после обретения нетленных мощей архиеп. Иоанна в притворе Софийского собора, архиеп. св. Евфимий II (Вяжицкий) установил на 4 окт. празднование всем новгородским князьям и святителям, погребенным в соборе. Почитание В. К. не выходило за пределы Новгородской епархии. Канонизация В. К. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было установлено 10 июля 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) . Соч.: ПСРЛ. Т. 6. СПб., 1853. Приб. С. 87-89; Т. 7. СПб., 1856. С. 212-214; Николаева Т. В. Прикладное искусство Моск. Руси. М., 1976. С. 62; БЛДР. СПб., 1999. Т. 6: XIV - сер. XV в. С. 42-49. Ист.:ПСРЛ. Т. 3. М., 2000. С. 99, 343-344, 359; Т. 4. Вып. 1. С. 263-265; Т. 6. Вып. 1. М., 2000. Стб. 404; ГВНиП. 41; Псковские летописи. М.; Л., 1941. Вып. 1; М., 1955. Вып. 2 (по указ.); РИБ. Т. 6. СПб., 19082. 7. Стб. 436, 442-444 (Доп.).

http://pravenc.ru/text/Василий ...

К лету 1958 года была завершена обработка " Каталога " , и началась его перепечатка в шести книгах. К концу того же года работа была представлена в Совет Московской духовной академии (МДА) на соискание ученой степени кандидата богословия. В феврале 1959 года святитель вручил Патриарху " Каталог " и " Альбом русских архиереев " . 12 марта 1960 года Святейший патриарх Алексий утвердил постановление Совета МДА о присвоении архиепископу Мануилу ученой степени кандидата богословия. В первые годы пребывания на покое (с 1965 года) святитель основной свой досуг посвятил разработке магистерской диссертации на тему " Русские Православные иерархи периода 1893-1965 гг. " , а также продолжил начатую ранее работу по сбору биографических сведений о русских архиереях периода от Крещения Руси. Весь собранный митрополитом Мануилом материал о русских иерархах периода от Крещения Руси до 1892 года, уже после кончины святителя был обработан его ближайшим помощником епископом Иоанном (Снычевым, †1995), впоследствии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским. К концу 1966 года святитель закончил свой труд и в начале 1967 года подал его в Совет МДА на соискание степени магистра богословия. Совет академии принял работу маститого иерарха и назначил рецензентов - профессоров: И. Н. Шабатина и В. И. Талызина и архиепископа Минского и Белорусского Антония (Мельникова ; † 1986). Ввиду кончины профессора Талызина В. И. († 1967) рецензентом был назначен доцент МДА Нелюбов Б. А. Все рецензенты предоставили свои положительные отзывы в Совет академии. К сожалению, владыка не дожил до присвоения ему ученой степени. 12 августа 1968 года маститый иерарх скончался в Куйбышеве и был погребен в притворе Покровского кафедрального собора. Каталог митрополита Мануила издается впервые. Первая часть каталога, которая охватывает период с 992 по 1892 гг. существовала только в рукописи (машинопись), подготовленной в нескольких экземплярах в Куйбышеве в 1971 г. Вторая часть каталога (1893-1965 гг.) издавалась в Эрлангене (Германия) в 1979-1988 гг. в шести частях. Указанное издание представляет собой копию рукописи митрополита Мануила, с сохранением всех использованных в тексте многочисленных сокращений и без учета необходимых дополнений и уточнений на основе последних данных.

http://pravoslavie.ru/sretmon/izdatel/rp...

323 А в XIX в. существовало среди нижегородцев о предание гибели их города и кончине мира, связанное с рекой Почайной, протекавшей через Почайнинский овраг. См.: Мельников (Печерский) П. И. Полное собрание сочинений. Т. 7. СПб., 1909. С. 53:Дорожные записки. 324 Озерницкая Л. С. Из воспоминаний о еп. Варнаве. С. 5. Автор ошиблась в дате этих предсказаний, что исправлено нами как по косвенным данным, имеющимся в ее же воспоминаниях, так по рассказу инокини Серафимы (Ловзанской). 325 Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ Советской России (1917–1921 гг.). М., 1975. С. 64. 330 Валентинов Д. Д. Черная книга («Штурм небес»). Париж,1925. С. 248–249. (Немецкое и английское издания вышли в 1924 г.) Архиепископа автор называл «криминальный Евдоким». 331 Член Синода, архиепископ Новгородский Арсений (Стадийкий) в своем дневнике 1914 года охарактеризовал личность Евдокима, который одно время служил под его началом. Владыка Арсений видел главную причину успешной карьеры Евдокима в покровительстве обер-прокурора Синода Саблера В. К. и влиятельного члена архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого) . Но эта поддержка являлась, несомненно, лишь красноречивой деталью той системы, которая продвигала в аппарат церковной власти столь темных личностей, как Евдоким. «Евдокима я знаю давно... Человек, несомненно, способный; но, по природе своей, лживый и неустойчивый в своих воззрениях. На первых порах он может подкупить своей обходительностью, но при более близком знакомстве лживость его натуры скоро обнаруживается... Время ректорства его в академии было... одним недоразумением и окончилось скандалом, так как он был удален из академии после ревизии... Настаивал на скорейшем его уходе и митрополит Владимир, который не мог выносить его за лживость... Едва-едва дали ему Тульское викариатство. Здесь он тоже стал чудить, так что преосвященный Тульский Парфений неоднократно просил Синод взять от него викария, который «невозможно» себя ведет». После этого Евдокима и назначили с повышением на американскую кафедру. (ГАРФ, Ф. 550. Д. 518. Л. 6–7 об., 25 об. См.: Голубцов С. ,протод. Московское духовенство в преддверии и начале гонений. 1917–1922 гг. М., 1999. С. 9.)

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010