Закрыть «Его вид вызывал благоговение...» 19 февраля - день памяти митрополита Антония (Мельникова) Марина Михайлова   Протоиерей Владимир Фоменко   01:22 18.02.2012 1388 Время на чтение 9 минут Четверть века минула с кончины митрополита Ленинг радского и Новгородского Антония (Мельникова; 1924-1986). Сменилась эпоха. Мало кто из нынешних прихожан петербургских храмов помнит владыку. Но те, кто хотя бы немного знаком с церковной историей, знают, что речь идет об авторитетнейшем архиерее. Наиболее искушенным известно его открытое письмо священнику Александру Меню, имеющее широкое хождение в интернете. И хотя авторство митрополита документально не доказано, публикаторы трудов владыки сочли возможным включить его в сборник сочинений как подлинное. Во всяком случае, по стилю и воззрениям богословская работа митрополита Антония «Из истории новгородской иконописи», где подробно рассматривается учение о Софии, Премудрости Божией, в разработке которого в свое время деятельное участие принимали философ Владимир Соловьев, священник Павел Флоренский, протоиерей Сергий Булгаков, близка к вышеназванному письму. Впрочем, это дело специалистов, и, надеемся, время расставит все по своим местам. В любом случае это письмо не только демонстрирует блестящую образованность автора-богослова, его острый ум, глубину аргументации и, конечно, верность святоотеческим традициям, но и дает великолепный (и, увы, редкий), столь необходимый всем пишущим пример уважительного, действительно христианского отношения к оппоненту. Несомненно, автор письма - лицо духовное, ведшее строгую внутреннюю жизнь. Учтем это. Историческая справка. Митрополит Антоний (Мельников) родился 19 февраля 1924 года в Москве . Церковное служение начал в 1944 году иподиаконом у Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (впоследствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси). В 1950 году окончил Московскую Духовную академию. В июле того же года в Троице-Сергиевой Лавре пострижен в монашество с наречением имени Антоний - в честь преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца.

http://ruskline.ru/analitika/2012/02/18/...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 10, 2009 год «ТАК ЖЕ НЕПРОСТО, КАК В СТРАНЕ…» За их воспоминаниями стоит не только история Санкт-ПетербургскихДуховных школ, но и история Русской Церкви и, беря шире, история нашейстраны последних 40 лет. В юбилейной теме номера мы постарались собратьвсех здравствующих ныне экс-ректоров СПбДА. Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман (ректор ЛДА с 1968 по 1970 гг.) Сегодня, по прошествии 40 лет, какими Вы запомнили наши Духовные школы конца 1960-х годов и что бы пожелали им в будущем? Спасибо, что обо мне вспомнили. С большой любовью и сердечнойтеплотой храню благодарную память о нашей Санкт-ПетербургскойДуховной академии и семинарии. Я был ее благодарным учеником,инспектором и ректором. Особенно памятно время правленияСанкт-Петербургской епархией незабвенного митрополита Никодима(Ротова). Вечная память этому светлому человеку и великому иерарху. Онумел дать нам надежду на лучшее будущее и ради него работал ивоспитывал нас всех: учащихся, учащих, начальствующих и служащих. СлаваБогу, что это все было. Это было великое счастье. Не сомневаюсь, чтонаша святая Школа под покровительством благоверного князя АлександраНевского, молитвами новомучеников и исповедников Российских останетсянавсегда такой замечательно прекрасной, какой мы ее любили и любим. Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил (и. о. ректора ЛДА с 1984 по 1986 гг.) Какие первоочередные задачи Вы ставили перед собой после десятилетнего ректорства владыки Кирилла? Решение Священного Синода о моем назначении исполняющим обязанностиректора Ленинградских Духовных школ для меня стало полнойнеожиданностью. Я был в то время секретарем Епархиального управления исекретарем митрополита Ленинградского и Новгородского Антония(Мельникова). До этого я несколько лет нес послушание в академии,преподавал, был благочинным академического храма — мы все трудились наблаго нашей Духовной школы под руководством архиепископа Кирилла.

http://old.aquaviva.ru/archive/2009/10/6...

— О возглавляемой Вами «Православной энциклопедии» писали много. Не могли бы Вы напомнить нашим читателям основные вехи реализации этого проекта? — Всё началось с издательства Валаамского монастыря, которое я возглавил в 1990 году по инициативе своего близкого друга игумена Андроника (Трубачева) — в то время он был только что назначен наместником этой обители. Надо сказать, что в мои планы это совершенно не входило: я собирался ехать в Германию работать с архивами Семена Людвиговича Франка, но о. Андроник настоял на том, чтобы я остался здесь. Мы сразу же решили, что будем издавать «серьезную» литературу, и уже в 1993 году, когда мы стали публиковать «Историю Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова), к нам появился интерес на самых разных уровнях. Наше издательство стало приносить доход. Мне хочется сказать добрые слова в адрес нынешнего наместника Валаамской обители — архимандрита (ныне епископа) Панкратия (Жердева): когда он сменил о. Андроника, он имел все основания упразднить самостоятельность издательства — ведь возрождавшийся монастырь очень нуждался в средствах, — но о. Панкратий сохранил наш автономный статус. Идея издания энциклопедии появилась в середине 90-х, и в 1996 году был создан Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», который возглавил Патриарх Алексий II. Сначала мы думали, что это справочное издание можно будет скомпилировать на основе трех источников — православной энциклопедии, издававшейся до революции под редакцией Лопухина и Глубоковского, материалов, собранных митрополитом Ленинградским Антонием (Мельниковым), и греческой православной энциклопедии. Однако вскоре стало ясно, что ни один из этих источников нам не подходит: энциклопедия Лопухина-Глубоковского устарела, материалы митр. Антония, к сожалению, были невысокого качества, а греческое издание оказалось слишком «национально ориентированным». И мы стали делать всё с нуля. Рубеж 1997-98 годов стал для «Православной энциклопедии» кризисным: спонсоры, обещавшие нас профинансировать, не выполни своих обязательств, все деньги, заработанные на продаже «Истории Русской Церкви», были потрачены на разработку методик и составление словника, и мы были готовы объявить о закрытии проекта. Но в марте 1998-го вышел указ Ельцина о нашей поддержке, и все изменилось.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201679...

Санкт-Петербург. Троицкая Александро-Невская лавра. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Церковь Святителя Николая Чудотворца Александро-Невской лавры В 1861 году в связи с нехваткой мест на кладбищах Лавры решено было отвести под захоронения место между Невой и оградой монастыря. Четкий регулярный план с разбивкой на разряды составил епархиальный архитектор Г. И. Карпов. С 1868 года кладбище именовалось Засоборным, а в 1877 году получило название Никольского по имени церкви Николая Чудотворца, построенной в 1868-1871 годах по проекту Г. И. Карпова на средства купца Н. И. Русанова. Среди погребенных на Никольском кладбище - писатели и артисты, военные деятели, журналисты, ученые. В начале XX века здесь похоронили первых русских авиаторов: С. И. Уточкина, Л. М. Мациевича, В. М. Абрамовича. На кладбище сохранилось много захоронений, связанных с историей Петербургской епархии и Русской Православной Церкви в целом. Особым почитанием пользуется часовня-склеп, где в 1904 году был похоронен петербургский затворник блаженный Матвей Татомир. Северо-западный участок кладбища, так называемая Братская площадка, с конца XIX века служил для погребения насельников Лавры и Петербургских митрополитов. Согласно опии 1909 года, на этом участке находилось 74 могилы насельников Лары, большая часть из них была утрачена. Сейчас на Братской площадке находится около 180-ти захоронений, большинство из них появилось в послереволюционное время. В 1932 году Никольскую церковь и кладбище закрыли. В середине 1930-х годов некоторые захоронения были перенесены в музейные некрополи, однако систематическое уничтожение памятников с целью добычи полированного камня привело к утрате сотен захоронений. В 1980-е года здание Никольской церкви было передано верующим, восстановлено и в 1985 году освящено. Мощи блаженного Матфея стараниями митрополита Ленинградского Антония (Мельникова) были в середине 1980-х гг. перенесены в алтарь Никольской кладбищенской церкви. сайт лавры За алтарём Свято-Троицкого собора находится небольшая калитка. Она ведёт на Никольское кладбище - самое молодое из трёх лаврских кладбищ. В 1861 году участок земли между монастырём и Невой был отведён под кладбище. По первоначальному плану здесь предполагалось разбить сад, но монастырь очень нуждался в месте для захоронений. Первое упоминание о его существовании относится к 1863 году, когда здесь похоронили вдову бывшего служителя Сергея Тимофеева. Пока на кладбище не была построена своя церковь, оно именовалось Засоборным. В 1869-71 годах возвели кладбищенскую Никольскую церковь, и к концу 1870-х за кладбищем утвердилось название " Никольское " .

http://sobory.ru/article/?object=05278

Санкт-Петербург. Церковь Спаса Преображения (единоверческая). Никольская единоверческая церковь Карта и ближайшие объекты В 1819 году император Александр I дал разрешение на постройку на углу Кузнечного переулка и Грязной улицы, недалеко от Владимирской церкви и Кузнечного рынка, единоверческого храма. Постройка по проекту мастера классицизма Авраама Ивановича Мельникова была начата в августе 1820 г. и завершилась в 1827 году. Церковь была поставлена на возвышенную площадку - стилобат; перед ней была устроена площадь, с которой на стилобат вела широкая каменная лестница. В церкви было устроено пять престолов. Главный алтарь был освящен во имя Преображения Господня 14 июня 1831 года, правый придел - во имя Тихвинской иконы Божией Матери - 7 августа 1827 года, левый - во имя Святителя Николая Чудотворца - 24 июля 1828 года. На хорах церкви, под главным сводом, был устроен придел во имя Сошествия Святого Духа, освященный 27 мая 1828 года, а под юго-западным куполом - придел, освященный в честь святого Антония Великого 15 января 1866 года. В 1832 году в ограде церкви возвели две часовни в память избавления от холеры. Внушительное, крестообразное в плане здание церкви расчленено карнизом на два яруса. К нижнему ярусу примыкает портик с шестью дорическими колоннами, верхний ярус оформлен четырьмя угловыми башнями, связанными друг с другом открытой колоннадой. Здание завершалось большим центральным куполом на четырехгранном основании и четырьмя малыми, увенчанными восьмиконечными крестами. Храм был устроен по образцу древних русских церквей. В нем было много старинных икон, среди них иконы новгородского и псковского письма в золотых и серебряных ризах, пожертвованных прихожанами; находились там и древние святые антиминсы и Евангелия, печатанные при патриархах Филарете и Иосифе, и богослужебные печатные книги XVI - XVII веков. Богослужение в храме совершалось с соблюдением обрядов, существовавших в России до патриарха Тихона. Вскоре после постройки новый храм стал не менее известной единоверческой церковью, чем Миловская церковь на Захарьевской улице. Вплоть до 1917 года эти два храма оставались главными единоверческими церквями Санкт-Петербурга.

http://sobory.ru/article/?object=01575

Сегодня мы отмечаем славный юбилей – 325-летие Московской духовной академии. За три с четвертью века её бытия в её истории можно указать ряд событий, которые можно отнести, как это принято говорить сейчас, к числу знаковых. И среди них несомненно особое место занимает возвращение возрожденной Московской духовной академии в её исторические здания в Троице-Сергиевой Лавре, совершившееся осенью 1948 года. В связи с этим любопытно отметить тот факт, что на протяжении всей своей истории наша Alma mater всегда была связана с различными иноческими обителями. Так в 1685 году братья Иоанникий и Софроний Лихуды начали преподавание своим первым ученикам в кельях древнего Богоявленского монастыря в Китай-городе, основанного в 1296 году святым благоверным князем Даниилом Московским. В 1687 году Славяно-греко-латинская академия обосновалась в специально устроенных зданиях Заиконоспасского монастыря на Никольской улице, где пребывала (уже под именем Спасских школ) до наполеоновского нашествия. В 1814 году академия, реформированная в соответствии с требованиями времени, была переведена в Троице-Сергиеву Лавру, где пребывала на протяжении последующих ста с небольшим лет. Даже когда наша Alma mater после официального прекращения своей деятельности в 1919 году, по выражению епископа Вениамина (Милова) (в то время иеромонаха), окончившего курс академии в 1922 году, «доживая последние дни, ютилась в разных местах города» (Москвы), занятия со студентами нелегально действовавшей академии проводились в подсобных помещениях Высоко-Петровского монастыря . А возрождение Московских духовных школ в годы Великой Отечественной войны началось в помещениях закрытого к тому времени Московского Новодевичьего монастыря. О возвращении же академии «к Троице», под покров Божией Матери и преподобного аввы Сергия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I – выпускник Московской духовной академии 1904 года, мечтал с самого момента возрождения Московских духовных школ и делал для этого всё возможное. В своей статье «Святейший патриарх Алексий и Московские духовные школы» протоиерей Вадим Смирнов (ныне – игумен Никон), в прошлом – многолетний преподаватель МДА и С, приводит следующее свидетельство покойного митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова): «Мне довелось с первых дней учиться в возрожденной школе. Я хорошо помню день 14 июня в Москве; в стенах Новодевичьего монастыря Московский Первосвятитель Митрополит Алексий служил молебен перед началом занятий. Патриарший Местоблюститель благословил Московскую Духовную школу образом " Явления Божией Матери Преподобному Сергию " и сказал: " Я верю, что молитвами Божией Матери и предстательством Преподобного Сергия Московская Духовная академия возвратится в своё историческое место – в стены Лавры и будет продолжать славную традицию прежней Академии " . И вот сегодня мы видим исполнение пророческих слов нашего Святейшего Патриарха» .

http://bogoslov.ru/article/1259980

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Персоналии (в алфавите имен) Архиереи Алексий I (Симанский), патр. – см. также ИУ. 962. Игнатия (Петровская) , мон. О Святейшем патриархе Алексии I/Публ.: А. Л. Беглов//АиО. 2000. 1(23). С. 128–146. 963. Казем-Бек А. Л. Жизнеописание Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия I//БТ. 1998. Сб. 34. С. 13–185. 964. Комаров К. М. К 120-летию со дня рождения Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия I//БТ. 1998. Сб. 34. С. 11–12. 965. Платон (Игумнов) , архим. Посещение Святейшим патриархом Алексием I Святой Земли в мае 1945 г.//БТ. 1999. Сб. 35. С. 59–63. 966. Пятилетие интронизации Святейшего Алексия (Симанского), патриарха Московского и всея Руси (4 февр. 1945 г.)//ВРЗЕПЭ. 1950. 1. С. 7–10. 967. Святейший патриарх Алексий I и восстановление Свято-Троицкой Сергиевой лавры/Московская прихожанка//АиО. 1999. 4(22). С. 193–206. Алексий II (Ридигер), патр. – см. также ИУ. 968. Алексий II (Ридигер), патр. Московский и всея Руси. Ответное слово... [на Обращение президента РАН акад. Ю. С. Осипова перед вручением диплома почетного профессора РАН]//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). 969. Осипов Ю. С. Обращение президента РАН акад. Ю. С. Осипова к Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию II перед вручением диплома почетного профессора РАН//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 22. 970. Платэ Н. А. Слово перед вручением диплома почетного профессора РАН Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию II//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 19–21. 971. Уржумцев П. В. Пребывание Святейшего патриарха Алексия II в Святой Земле//БТ. 1999. Сб. 35. С. 9–18. 972. Цыпин В. , прот. Алексий II, патриарх Московский и всея Руси: (По страницам «Православной энциклопедии»)//ИВ. 2000. Вып. 3–4(7–8). С. 19–35. Андроник (Никольский), архиеп., сщмч. – см. 813 973. Памяти высокопреосвященного митр. Ленинградского и Новгородского Антония [Мельникова] (1924–1986)//БТ. 1987. Сб. 28. С. 5. Афанасий (Сахаров), еп., священноисповедник – см. ИУ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Представитель ОВЦС принял участие в круглом столе на тему государственно-религиозных отношений в Общественной палате РФ Служба коммуникации ОВЦС, 04.03.2024. 4 марта 2024 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол «Государственно-религиозное взаимодействие в период СВО: актуальные вопросы, проблемы, задачи». Мероприятие было организовано Комиссией Общественной палаты по межнациональным, межрелигиозным отношениям и миграции, Российской ассоциацией религиозной свободы (РАРС), Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Среди участников мероприятия были: председатель Комиссии ОП РФ по межнациональным, межрелигиозным отношениям и миграции В. Ю. Зорин; заместитель директора Института этнологии, председатель РАРС С.А. Мельников; руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега); начальствующий епископ Российского объединенного союза христиан веры евангельской С.В. Ряховский; полномочный представитель Буддийской традиционной сангхи России в Москве Дид Хамбо лама Даши-нима Содномдоржиев; председатель Комитета Государственной думы Российской Федерации по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений О.В. Тимофеева; заместитель руководителя Департамента национальной политики и межрегиональных связей Москвы, начальник Управления по связям с религиозными объединениями К.Л. Блаженов; руководитель Управления по работе с государственными структурами Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ П.В. Лебедев; председатель московской мусульманской общины «Наследие ислама» (в составе Духовного собрания мусульман России) М.М. Багдалов, а также представители других религиозных общин, экспертного и академического сообщества, общественных и правозащитных организаций. По благословению председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Антония в круглом столе принял участие секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям, исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России священник Илия Кашицын.

http://mospat.ru/ru/news/91478/

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви 22 февраля в зале собора Владимирской иконы Божией Матери состоялся вечер памяти митрополита Антония (Мельникова). Поводом для встречи стала публикация воспоминаний протоиерея Владимира Фоменко «Владыка Антоний (Мельников), митрополит Ленинградский и Новгородский», которые были изданы в рамках сборника, подготовленного коллективом кафедры истории русской и западноевропейской культуры Исторического факультета СПбГУ («Русская история и культура: Статьи. Воспоминания. Эссе. Под редакцией доктора филологических наук проф. Ю.К. Руденко. СПб: Наука, 2007). Владыка Антоний возглавлял Ленинградскую и Новгородскую митрополию с 1980 по 1986 годы. Видный богослов, историк, писатель и поэт, ценитель изящных искусств, известный коллекционер древностей, знаток древних и новых языков, он по праву заслужил славу одного из самых интеллигентных архиереев Русской Православной Церкви. Почтить память митрополита Антония и поделиться своими воспоминаниями о нем пришли клирики и миряне, лично знавшие владыку, а также ученые - исследователи его трудов. По признанию отца Владимира Фоменко, в прошлом - келейника митрополита Антония, владыка на фоне тогдашних архиереев «выделялся своим величественным, светлым, необыкновенно одухотворенным обликом». Он подчеркнул, что роль митрополита Антония в истории Русской Церкви до сих пор не оценена по достоинству: «Владыка был одним из тех, кто еще в начале восьмидесятых годов начал подготовку празднования тысячелетия Крещения Руси». Гелиан Прохоров, служивший алтарником при митрополите Антонии, ныне - доктор филологических наук, главный научный сотрудник Пушкинского Дома, отметил, что владыка одним из первых архиереев в Русской Церкви стал налаживать контакты между церковной и светской наукой. Именно ему принадлежал замысел ныне широко известной «Православной энциклопедии».

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/4/46...

Воронеж. Покровский Девичий монастырь. Церковь Всех Печерских святых. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Женский монастырь, получивший имя по главной церкви Покрова Пресвятой Богородицы, основан был в Воронеже в 1623 году. Главный храм монастыря во имя Преображения Господня построен в 1788-1799 гг., был холодным и не отапливался. Посему в 1832-1835 гг. была построена зимняя теплая церковь, которая примыкала к дому игуменьи. При строительстве она носила имя преподобных Антония и Феодосия Печерских, но затем получила имя Всех святых Печерских, среди православных звалась просто Печерской. Проект храма - крупного петербургского архитектора Авраама Ивановича Мельникова (1784-1854). Сам мастер, конечно же, в Воронеж не приезжал, его замысел был реализован местными строителями. При управлении игуменьи Смарагды в 1838 году в Печерской церкви устроили придел во имя святителя Митрофана Воронежского, а в 1842 году - во имя Великомученицы Варвары. Творению Авраама Мельникова на удивление не везло: церковь чуть ли не каждое десятилетие перестраивалась, расширялась и обрастала пристройками. Впоследствии храм стал трапезным. В Печерской церкви имелось немало драгоценных реликвий. Особенно выделялась Казанская икона Богородицы «старинной живописи». Ее оклад по ценности не имел себе равных в Воронеже: в венец Богоматери были вделаны большой бриллиантовый перстень с гиацинтом в середине, вокруг шли еще двадцать два бриллианта средней величины и два кольца с восемью алмазами. Икона перешла к монастырю по духовному завещанию вдовы надворного советника Марии Михайловны Борисовой в 1887 году. В южную стену церкви была вмонтирована гробничка с частицами мощей 55 святых. В 1920-e годы монастырь, как и многие другие обители, подвергся притеснениям со стороны органов советской власти. В 1922 году последовало массовое изъятие ценностей, на практике принявшая форму ограбления монастыря. Осенью 1924 года у сестер была отобрана и закрыта Печерская церковь. 8 сентября 1928 года в Воронежской газете “Коммуна” была опубликована статья “Новодевицкий монастырь — под рабочие квартиры. Церковь — под клуб”. Что вскоре и было исполнено. В храме разместился клуб имени Калинина. Эта же газета через короткое время писала: «Войдя в него, не верится, что здесь когда-то была церковь. Вместо икон по стенам висят портреты вождей, а высоко-высоко, под самым куполом, где стоял крест, теперь ярко горит красная пятиконечная звезда...» Сейчас остатки храма превращены в жилой дом.

http://sobory.ru/article/?object=20728

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010