Таких монахов в Москве в 1845 году было до сорока. В том же году, 23-го декабря, на освящении вновь устроенной богатой моленной за Москвой-рекой, в доме Досужева, находилось одиннадцать монахов и в числе их схимник Иринарх. Двадцать лет тому назад при моленной Саввы Борисова, Андреяна Маркова и Николая Осипова монахи жили постоянно, а при других моленных лишь временно. «Дело департамента общих дел министерства внутренних дел» 1823 года, «Следственное дело о действиях Авфония Кочуева и других раскольников», произведенное по высочайшему повелению в особой следственной комиссии 1854 и 1855 годов, находится в архиве министерства внутренних дел. «Дело святейшего синода 1823 г. о Рогожском кладбище». Тайники были в обителях Пульхерии и Александры, подле Александриной обители и в общественном саду. «Записки о Рогожском кладбище» протопопа Арсеньева. В «деле о возвращении имущества Татьяне Васильевой» 9-го марта 1839 г., (в архиве московского генерал-губернатора), есть указание Васильевой московской полиции на потаенные места, но они не были освидетельствованы. В 1845 году Василий Иванов имел 50 т. р. капитала. Тит Софронов 10 т. р., Евсей Мартынов 5 т. р. и кроме того дома на кладбище. Та же «Записка о поповских очередях», составленная в 1845 г. «Русский Вестник» 1864 г. «Записки В. А. Сапелкина», стр. 217. Грамота митрополита Антония 14 марта 1576 года иеродьякону Стахею (19 лет бывшему белым дьяконом Степаном Еремеевым, рукоположенному митрополитом Макарием и постриженному в Кирилловом Белозерском монастыре) о дозволении ему перейти в ростовскую епархию. Грамота с печатью и собственноручною подписью Антония, и на обороте подписи ростовских владык: Ионы и Давида. Другая грамота храмозданная, по какой церкви — неизвестно, ибо верх утрачен, данная патриархом Филаретом 10-го марта 1632 года. Третья грамота патриарха Иоасафа I, данная 16-го марта 1639 года, об утверждении дьячка Леонтия Федорова, рукоположенного крутицким владыкою, в сане иерея и о назначении его к церкви в Костромской уезд.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМФИЛОХИЙ (Журавлёв Афанасий Семенович; 2-я пол. XIX в.- после 1933), еп. Пермский и Тобольский старообрядческой Церкви ( белокриницкой иерархии ). В сане иеродиакона служил у Пермского старообрядческого еп. Антония (Поромова) , был уполномоченным представителем еп. Антония на старообрядческом соборе в дек. 1903 г. (см. Соборы старообрядческие ). А. был строителем и первым настоятелем Ново-Архангельского скита (ок. 120 км от Томска). После кончины еп. Евлогия (Алгазина) 23 сент. 1916 г. А. был хиротонисан во епископа Уральского и Оренбургского. В 1918 г. в Уральске выпустил брошюру, направленную против советской власти. Во время гражданской войны скрывался от большевиков в Сибири. В 1921 г. под его руководством, при поддержке Томского старообрядческого еп. Тихона (Сухова) , в Ново-Архангельском скиту была организована подпольная типография, где печатались антисоветские листовки, автором к-рых, по-видимому, был Ф. Е. Мельников , также принимавший участие в устройстве типографии. В 1930 г. решением свердловского епархиального совета старообрядцев Белокриницкой иерархии А. был избран епископом Пермским и Тобольским. В 1933 г. арестован. Возможно, в 1938 г. А. вместе с еп. Тихоном был утоплен в Амуре, в 18 км от г. Свободного. Арх.: ГААОСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 39903. Л. 52-53, 57 и др. Лит.: Долотов А. Церковь и сектантство в Сибири. Новосиб., 1930. С. 65-68; Вургафт, Ушаков. Старообрядчество. С. 22-23, 283; В[алерий] Н[ехотин]. Новые книги//Церковь: Старообрядческий церк.-обществ. журнал. 2000. 3. С. 92. С. А. Белобородов Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ (Поромов Афанасий Григорьевич; 1855-1918), еп. Пермский и Тобольский старообрядцев Белокриницкой иерархии ГЕРОНТИЙ (Лакомкин Григорий Иванович; 1872 - 1951), еп. Ярославский и Костромской Русской правосл. старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) АЛИМПИЙ (Гусев Александр Капитонович; род. в 1929), митр. Московский и всея Руси старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии АНДРЕЕВ Матвей (кон. XVII-1-я пол. XVIII вв.), старообрядец-поповец, автор полемических " бесед " и посланий против федосеевцев

http://pravenc.ru/text/114626.html

В 1829 г. по велению Николая I собор был разобран, а над гробами погребенных в нем князей и архипастырей нижегородских устроены были навесы. В 1830 г., в день Сошествия Святого Духа, был заложен новый собор; закладку фундамента освятил епископ Афанасий (Протопопов). Построен собор был к осени 1834 г. и освящен 17 сентября 1834 г. уже епископом Амвросием (Моревым). Третий собор стоял точно на месте второго, построенного великим кн. Константином Васильевичем. По плану архитектора А.И. Мельникова, в его основании был удлиненный четырехугольник, длиной по 20, шириной по 13 сажен, высотой до крыши 10 сажен, до крестов – 22 сажени и 1 аршин; пятиглавый (средняя глава большая, четыре поменьше). Первоначально, при освящении собора в 1834 г., в нем был только один престол – в честь Преображения Господня. Это был средний, главный алтарь (Образ Спаса Нерукотворного, в серебряной позлащенной ризе, устроенной купцом Н.А. Акифьевым, хранился у первой от алтаря правой колонны в украшенном резьбой и золотом киоте). На правой стороне главного алтаря, в воспоминание стоявшего рядом Скорбященского собора, устроен был придельный алтарь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» и освящен в 1857 г. (Около левой колонны алтаря в киоте хранилась чудотворная икона «Всех Скорбящих радость»). На левой стороне главного алтаря усердием Нижегородского купца В.К. Мичурина был устроен алтарь в честь Великого князя Георгия Всеволодовича, освященный 3 февраля 1863 г. На правой стороне собора находился памятник над местом погребения последнего Католикоса Грузинского Антония II. У северной стороны собора в 70-х годах XIX в. над могилой К. Минина была возведена часовня. Гробница К. Минина находилась в нижнем, т.н. усыпальническом храме, как и могила Католикоса грузинского Антония II, и могилы великих князей (по правой стороне) и архипастырей Нижегородских (по левой стороне). В 1850-х гг. в усыпальнице были устроены алтари: средний - в честь иконы Божией Матери Казанской (сопутствовавший Нижегородскому ополчению 1612 г.), правый св. влмч. Дмитрия Солунского (в честь военачальника Ополчения Дмитрия Михайловича Пожарского), левый – святым бессребреникам Козьме и Дамиану (в память гражданина К. Минина).

http://sobory.ru/article/?object=24304

Ага,матчасть бы вам не помешало подучить. Критикует А.Осипов одно и тут же пропагандирует из этих проповедников другое. Или что,это не считается? Нельзя быть наполовину " беременной " . 9. ... Митр.Иларион,он и есть митр.Иларион. Не зря его пиарят на типа госканалах,толерастненько ведь всё так. А на " спасе " вовсю пиарят ещё одного экумениста кроме Меня,это митр.Антония Сурожского... И тоже с подачи митр.Илариона. И всему этому помогает " великий богослов " А.И.Осипов. Вот так и разрушается Вера. Православная изнутри. МОДЕРАТОР: Послушайте, monarhist, А.И.Осипов - как бы кто к нему не относился - всегда выступает с критикой богословских и мировоззренческих идей прот.А.Меня и митр.Антония. Учите матчасть. 8. И что еще очень печально ? Очень ?! Предлагается для канонизация личность , мягко скажем крайне спорная и вредная. А вот целый пласт настоящих чистых мучеников и исповедников Российских 20 века -- не предлагается ! Отвергается ! Таких примеров --масса ! Вот это очень печально и печально и обидно ! 7. Апостасия Если Александра Меня канонизируют, то следующим в очереди на канонизацию окажется митрополит-экуменист Никодим (Ротов), умерший у ног римского папы. Православные, хотите ли вы посещать храмы, где будут " иконы " с " ликами " данных деятелей? Как верно заметил один из предыдущих комментаторов, это провокация, направленная на раскол Церкви и смущение верующих. И боюсь, что по грехам нашим, Господь вполне может попустить это непотребство... 6. Святой --Мученик Мень может стать знаменем новой иудео-православной церкви в России. В Сергиевом Посаде, в сердцевине российского православия, в патриаршей ставропигии, прямо на пероне , на железн. воказле висят давно уже портреты Меня как знамени т.н. общества " Дубрава " Что это за общество ? Чем занимается ? Каковы его цели ? Забретший в эту " Дубраву " не окажется ли в чащах новой иудео-православной церкви ?! Мень был евреем, как писал о нем митрополит Антоний (Мельников) тайным иудаистом-сионистом, и приверженцем создания иудео-православной церкви в России.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/16/vo...

Потом, если верить раскольническим сказаниям, был он полковником и даже генералом. Из какой фамилии был Афиноген — не знаем, но что он был дворянского происхождения, это положительно верно, иначе он не мог бы поступить в королевскую службу и так скоро сделаться капитаном, а может быть, и генералом. В Польше это было невозможно. Вероятно, в архиве московской синодальной конторы или в Новом Иерусалиме сохранилось какое-нибудь дело о расхищении ключарем Амвросием монастырского имущества и об его побеге. В нем, конечно, есть известие и о том, из какой фамилии происходил этот ловкий авантюрист. В Воронке, Ардоне, Святской, Радуле, Млинке, Митьковке, Шеламе, Чуровичах, Деменке и Тимошкином-Перевозе. Тут были только часовни. Церкви были в Климовой, Зыбковой, Злынке, Клинцах, Лужках, Еленке и Добрянке. [Анну Леопольдовну в народе звали больше Анной Карловной.] Ныне упразднен. В нем две запечатанные церкви, моленная и келья — все деревянное, ветхое. У Андрея Иоаннова Журавлева, стр. 287–290. Андрей Иоаннович Журавлев. «Историческое известие о раскольниках», стр. 280–285. Последование исповеди архиерейской, по уставу, несколько отлично от исповеди священнической. Преосвященный Макарий в своей «Истории русского раскола» (стр. 309) говорит, что Антония, митрополита сибирского, не бывало. Напротив, в XVIII ст. было два Антония, митрополита сибирских. Один, по фамилии Стаховский, из архимандритов Новгород-Северского Спасского монастыря, рукоположен в сан архиепископа черниговского в 1713 году; в 1720 он переведен был в Тобольск, где и был, именуясь «сибирским и тобольским» митрополитом, до 27 марта 1740 г., когда скончался. Другой, по фамилии Нарожницкий, из наместников Троицко-Сергиевской лавры посвящен в митрополиты сибирские 26-го сентября 1742 года и скончался в Тобольске 9 октября 1748 года. Афиноген говорил, конечно, о Нарожницком (см. преосвященного Амвросия «Историю российской иерархии», т. I, стр. 111, 112). [В то время никто не знал, где содержится бывший император Иоанн и мать его Анна Леопольдовна. Место заключения их сохранялось в глубочайшей тайне. Вообще же полагали, что они в Сибири. Поэтому и Афиноген, рассказывая вымышленную им историю, говорит тоже о Сибири. Притом же принцессы Анны в то время уже не было в живых. Она скончалась в Холмогорах 7-го марта 1746 года; тело ее привезено в Петербург и похоронено публично в Александро-Невской лавре со всеми должными почестями.]

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Достойно самого пристального внимания то незаметное на первый взгляд обстоятельство, что польское правительство Пилсудского, со всем рвением взявшееся по указке Ватикана и иезуитов, окопавшихся в Польше, за окатоличивание русского населения и отторжение его от единства с Московским Патриархом, остановило своё благосклонное внимание на православном русском иерархе-эмигранте, проживавшем в... Италии! Ближайший сподвижник архиепископа Георгия [Ярошевского] по полонизации и окатоличиванию Русской Церкви в Польше, а затем и его преемник по Варшавской кафедре, митрополит (впоследствии) Дионисий [Валединский] также, в своё время был овеян воздухом и солнцем Италии, в бытность настоятелем русской посольской церкви в Риме. Отсюда даже не политик способен сделать не лишённое вероятности предположение о том, что выбор польского правительства, павший на этих двух русских иерархов как на лиц, наиболее желательных на Варшавской кафедре, был далеко не случайным... Особая настороженность Святейшего Патриарха Тихона в вопросе о так называемой «автокефалии Польской Церкви» имела, по-видимому, достаточно веские основания, бывшие, к сожалению, не всегда достаточно ясными для его окружения. Дальнейшее бытие нашей Церкви в этой стране вполне подтвердило и объяснило всю двусмысленность поведения и действования этих иерархов, а также сдержанность Патриарха, проявленную по отношению к ним, а с другой стороны, всю ожесточённую агрессивность воинствующего католицизма, проявившуюся в его самой неистовой польской интерпретации. Схема злостраданий Русской Церкви в Польше весьма убедительно и с достаточной обстоятельностью изложена в упомянутой выше книге А. Попова «Гонение на Православие и русских в Польше в 20 веке»(Белград, 1937). (Отметим кстати, что в магистерском труде архимандрита Антония Мельникова, посвящённом истории Жировицкого монастыря, дата указа Святейшего Патриарха Тихона о поручении временного управления бывшей Варшавской епархией Преосвященному Георгию Ярошевскому , с назначением его Патриаршим Экзархом в Польше, – приводится иная: не 28 сентября/11 октября, как следовало бы, a 27 сентября/10 октября 1921 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

419 Верный своему характеру, Жигарев ни в чем не сознавался (Допросы его см. у И. П. Липранди, в «Чтениях в Императорском обществе истории и древностей Российских»). За упорное несознание он приговорен бых к ссылке. А В. В. Борисов, избег неприятностей изъявлением желания присоединиться к церкви. Присоединение его, хотя и вынужденное обстоятельствами, было тем не менее искреннее: как человек умный, начитанный и религиозный, он и прежде хорошо понимал неправду раскола, сходился более с такими из старообрядцев, которые беспристрастно рассуждали о церкви. По присоединении, как великий любитель и знаток церковного пения, он усердно посещал торжественные архиерейские, соборные и монастырские службы. Большим приятелем его был известный игумен Парфений, к которому в Гуслицкий монастырь он не редко ездил. Долгое время он жил у А. И. Хлудова в должности заведующего его знаменитою библиотекою. Тогда, по просьбе А. И. Хлудова, он составил свое описание путешествия в Белую-Криницу и передал его вам для исправления и издания. Тогда же, в доме А. И. Хлудова, часто беседовал с ним П. И. Мельников, значительно воспользовавшийся, как мы уже говорили, его рассказами о раскольнических скитах для своих повестей „В лесах“ и „В горах“. Он напечатал потом в одной газете небольшую, но довольно интересную статью под заглавием: „Мои воспоминания из жизни в расколе“ (Отд. изд. 1891 г.). Скончался в 1897 г. в преклонных летах (Род. в 1821 г.). 420 Письмо Слезкина в Браилов, – того самого, что присутствовал на совещании некрасовцев и упоминается в их письме к Гусеву («Переписка раскольнических деятелей». вып. I, М., 1887, стр. 172). Справедливость известия об этом Рогожском соборе подтвердил нам В. В. Борисов, лично присутствовавший при отречении. Собор происходил в малой, Никольской часовне Рогожского Кладбища, что ныне единоверческая церковь . 422 В Биография Антония Шутова, сочиненной Швецовым, говорится, что когда Антоний в 1852 г. прибыл в Москву, то слухи о обливанстве Амвросия были распространены не только по Москве, но и по всем прочим христианским (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

В ноябре у нас производилась реставрация настенной росписи в Свято - Троицком соборе. Руководит работами Лидия Александровна. В конце ноября посетил в г. Борисове матушку Стефаниду Ивановну. Ей 80 лет. Отец Владимир Захарич привез ей огромный торт. Вместе с ним были на кладбище, посетили могилку протоиерея Иоанна Голуба. По пути в Борисов побывал в Минске с визитом вежливости у архиепископа Антония (Мельникова). Он принимал очень гостеприимно, показывал свою библиотеку и огромное количество всяких сувениров, привезенных им из заграничных поездок. Он спросил меня, какие я знаю языки, и узнав, что знаю немецкий, сказал: " Хотите, я помогу вам перейти на служение в Берлин? " Я ответил, что мне туда не очень хочется, привык к Саратову, да и никто меня не назначит в Берлин, потому что я — " невыездной " . 1972 г. 6 января . Рождественский Сочельник. Причастников за обедней было около 100 человек. Вечером за всенощной наградил о. Василия Байчика митрой. Было очень трогательно. 7 января . Рождество Христово. Служба прошла торжественно и радостно. О. Василий служил в митре. В 15 часов в епархиальном управлении состоялся прием по случаю праздника. Сегодня пришли 142 телеграммы и письма. 10 января . Служил обедню в Троицком соборе. Освятил 20 антиминсов. Сегодня исполнилось 7 лет моего архиерейства. 16 февраля . Приехал из Москвы художник Сергий Иванович Никифоров. Договаривались с ним о росписи Покровской церкви в Энгельсе. 31 марта . В райисполком вызвали о. Петра Борковского, о. Николая Земцова и о. Бориса Лаврушина, поставили им на вид, что они на дому совершали соборование. Звонил в райисполком и доказывал, что таинство соборования совершается над умирающими, то есть над такими людьми, которые никак не могут прийти или приехать в церковь. Договорились, что если одновременно с соборованием священник исповедует и причащает больного, тогда можно и соборование совершить. Глупый компромисс, но выход из положения. 20 апреля мне в Саратов позвонил волгоградский уполномоченный М. Прудникович и потребовал, чтобы священник Тищенко был немедленно удален из г. Котельниково за " нарушение " законодательства о культах. Сегодня же саратовский уполномоченный И.И. Спиридонов отнял регистрационные справки у о. Николая Земцова и о. Петра Борковского. Звонил ему, упрашивал изменить его решение, но он остался непоколебим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2221...

Не скрываем, что прежде приходилось нам говорить с уважением и сочувствием о некоторых лицах, принадлежавших к старообрядчеству, как напр. о Ксеносе, которого и теперь каждый раз вспоминаем с живым чувством сострадания к нему, так печально кончившему свою жизнь, даже о Кононе, который при всех его религиозных заблуждениях невольно привлекал к себе наше сочувствие своим кротким нравом, смирением и разумностью, особенно о старообрядцах, готовившихся присоединиться и вскоре потом присоединившихся к церкви, каковы напр. о. Онуфрий, и сам приснопамятный о. архимандрит Павел, с которыми только начались тогда наши близкие отношения; но и тогда мы с такой же, как ныне, даже с большей энергией клеймили ложь раскола и поборников этой лжи – Кирилла, Софрония, Антония Шутова, Прокопа Лаврентьева и многих им подобных. А теперь, г-да старообрядцы, где у вас Ксеносы, где люди, подобные даже Конону, к которым можно было бы иметь уважение и относиться с сочувствием? Их место занимают теперь Швецовы и Перетрухины, Брилиантовы и Мельниковы, люди открытым лицом проповедующие ложь, нагло ругающие церковь , для распространения раскола и ради своих личных интересов готовые на все беззаконное и преступное, или же тупоумные Савватии и безнравственные Силуаны... Какое и кому могут они внушить уважение и сочувствие? II вот вам еще доказательство, что наши отношения к расколу нимало не изменились: разве 25 лет тому назад ваш знаменитый Аркадий Славский, в своих известных письмах, не выступал против нас с такими же точно жалобами, вопияниями и чуть не проклятиями за гонение на раскол, с какими явился теперь ваш апологет из выкрещенных жидов? Заметьте притом, что мы всегда отличали, и отличаем, раскол в существе его, равно как присяжных его защитников и распространителей, начиная с Швецова и кончая Карловичем, также его представителей в роде Савватия и Силуана,– отличали, и отличаем, от жалких и невинных жертв раскола, от религиозного, но темного народа, доверчиво слушающего лукавых раскольнических учителей, смущаемого и развращаемого ими: со всем негодованием восставая против первых, мы всегда с любовью и состраданием относились и доселе относимся к последним, – к этим не сознающим всей гибельности своего положения, бедным жертвам раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Мы не кончили прошлый раз нашу речь о новой раскольнической заграничной газете, – обещали поговорить о напечатанном в ней письме Силуана, которое носит ясные следы происхождения не от малограмотного раскольнического лжеепископа, а от всей компании нынешних раскольнических литераторов, с Брилиантовым и Мельниковым во главе. В письме этом употребляются такие литературные приемы и обороты, о каких Силуан, конечно, и понятия не имеет, делаются ссылки на такие книги, каких он, разумеется, и не читывал. Письмо почему-то писано к «господину Алимпию, епископу Тульчинскому», тогда как всего приличнее и нужнее было бы обратиться с ним к Анастасию Измаильскому, который именно писал к Силуану обличительное послание за потворство распространению татарских трупов под именем мощей св. мучеников. А между тем об Анастасии и его послании Силуан хранит полное молчание... Впрочем письмо Силуана так любопытно, что мы не прочь привести его вполне. Начинается оно таким сказанием: «Получив сведение от одного моего знакомого москвича, что одна из столичных газет, антихристиански (!) относясь к святым мощам мучеников, обретенных на Кавказе в архиепископство блаженныя памяти архиепископа Антония Московского, напечатала глубокооскорбляющую христианское чувство статью. Статья эта, как пишет мне мой знакомый москвич, не только упрекает старообрядчество в ошибке обретения упомянутых св. мощей мучеников, пострадавших за Христа, подобно тому, как например, сама господствующая церковь по ошибке почитала, поклонялась и лобызала слоновую кость вместо главы св. мученика Христофора (читай указ Синода от 25 января 1723 г., напечатанный в приложении книги Н. Каптерева : «Характер отношения России к православному востоку» 12) 3 , но кощунственно обвиняет его в заведомо ложном принятии их. Понимая цель уличной газеты, и понимая то возмущение, которое могло появиться у людей мало знакомых с делом обретения св. мощей мучеников, празднество которым установлено церковью 29-го сентября (смотри житие их в Прологе) я решился описать все то, что мне известно по этому делу и этим самым поделиться и с вашим преосвященством».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010