Краснохолмская 1923(?)–03(16).04.1955: Сергий Кудрявцев Красноярская (обн.) 1922–1924: Назарий Андреев 10 .1922–1923: Александр (Зосима) Сидоровский 18(31).08.1923–20.09(03.10).1923: Александр Авдентов 02(15).07.1923–: Георгий Жук 1924–1925: Александр Авдеитов, паки 10(23).06.1925–1926: Александр Авдентов, в третий раз 1926–1928: 07(20).01.1928–: Иоанн Житов 1926–08(21).01.1931: Алексий Копытов 08(21).01.1931–1934: Пётр Добринский 10 .1934–: Александр Авдентов, в четвёртый раз 1935–09(22).01.1938: Александр Турский Красноярская и Енисейская 16 .01 (08.02).1913–25.07(07.08).1917: Никон Бессонов 1917–1917: Гавриил Воеводин, в. у. 1917–1917: Зосима Сидоровский, в. у. 1917–09(22).02.1918: Назарий Андреев, в. у. 09(22).02.1918–1922: Назарий Андреев 1919–1919: Зосима Сидоровский, в. y., паки 1922–1927: 05(18).10.1927–03(16).02.1928: Никон Дегтяренко 09 .1928–17(30).05.1931: Мелхиседек Паевский 1929–1930: Амфилохий Скворцов 29 .07(11.08).1931–11(24).06.1933: Павел Павловский 16(29).06.1933–20 04(03.05).1934: Антоний Миловидов 10(23).04.1934–1935: Феофан Еланский 27 .08(09.09).1935–19.03(01.04).1936: Серафим Зборовский 19 .03(01.04).1936–22.10(04.11).1937: Сергий Куминский, в. у. 1937–1942: 1942–1943: Лука Войно-Ясснецкин 1944–1947: Варфоломей Городцов, в. у. Кременецкая 21 .04(04.05).1913–1918: Дионисий Валединский 1918–1920: 20 .01(02.02).1920–1920: Амвросий Казанский 1920–14(27).02.1923: Дионисий Валединский, паки 11(24).08.1924–1926: Симон Ивановский 1926–1928: 21 .05(03.06).1928–1940: Алексий Громадский 1940–: Антоний Марценко – 1943: 1943–1945: Иов Кресович Кременчугская (обн.) 05 .1925–03.1926: Иоанн Славгородский 09 .1927–1934: Михаил Митрофанов 1928–1929: Даниил Громовенко Крестецкая 1920–1922: Серафим Велицкий Крестецкая (обн.) 01(14).09.1922–07(20).02.1923: Макарий Опоцкий Криворожская 25 .06(08.07).1928–05(18).09.1930: Порфирий Гулевич Криворожская (обн.) 06 .1925–08.1925: Михаил Митрофанов 1925–1930: 03 .1930–05.1932: Димитрий Михальчук Кронштадтская 08(21).09.1916–17(30).06.1917: Мелхиседек Паевский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Перу А. П. Лопухина принадлежит также большая статья «После присоединения Урмийской миссии: Католикос Востока и его народ» 156 , появившаяся на страницах «Христианского чтения» в том же 1898 г. Присоединение части сиро-персидских христиан к Русской Православной Церкви имело благотворное влияние на развитие интереса к истории Дохалкидонских Церквей в СПбДА. И заслуга в этом в большой степени принадлежала проф. В. В. Болотову . В связи с предполагаемым обучением православных сиро-персидских студентов в СПбДА В. В. Болотов поставил перед Советом Академии вопрос о приобретении для академической библиотеки древнесирийских произведений, напечатанных восточным (так называемым несторианским) шрифтом, и составил список необходимой литературы. В докладной записке в Совет СПбДА он, между прочим, писал: «Среди воссоединенных с Православной Церковью сирийцев заметно желание ввести у себя богослужение по православному русскому чину на новосирском языке. Очевидно, в лице наших слушателей мы имеем дело с будущими переводчиками наших богослужебных чинов на новосирский язык. Долг Академии – сколько возможно облегчить им этот предстоящий подвиг... Поэтому весьма желательно, чтобы наши слушатели в стенах Академии имели возможность упрочить и усовершенствовать свои познания в древнесирийском языке» 157 . Вскоре после отъезда делегации во главе с архиепископом Мар Ионой в Урмию (Персия) выехала русская духовная миссия, которая фактически совершала присоединение сиро-персидских христианских общин. В связи с расширением деятельности духовной миссии в Урмии ее начальник архимандрит Сергий ходатайствовал об увеличении наличного состава миссии и о назначении туда иеромонаха с академическим образованием. От СПбДА членом Урмийской миссии в 1913 г. был избран иеродиакон Антоний (Марценко), студент IV курса, изъявивший желание по окончании обучения отправиться в Урмию 158 . В дальнейшем, вплоть до начала первой мировой войны, деятельность Урмийской миссии продолжала успешно развиваться. Так, в 1912 г. один православный студент – выходец из Урмии, прослушав курс богословских наук в СПбДА, был рукоположен во диакона по возвращении на родину 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Марценко Александр Францевич; 12.03.1887, Одесса - 18.12.1954), архиеп. Тульский и Белёвский. В 1910 г. окончил Одесскую ДС, в 1914 г.- СПбДА с ученой степенью канд. богословия. 20 июля 1912 г. пострижен в монашество с именем А. в Калуге еп. Калужским и Боровским Георгием (Ярошевским) ; 21 июля им же рукоположен во иеродиакона, 6 дек. 1913 г. еп. Ямбургским Анастасием (Александровым) рукоположен во иеромонаха. С февр. 1914 г. А. служил в рус. Урмийской миссии в Персии. По возвращении в 1915 г. в Россию в связи с началом первой мировой войны короткое время был насельником Глинской пуст . С 19 сент. 1915 г. преподавал в Ставропольской ДС и служил благочинным мон-рей Ставропольской епархии. В марте 1919 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем пинского Братского в честь Богоявления Господня муж. мон-ря . В мае того же года Временным высшим церковным управлением юго-востока России назначен полковым священником и благочинным кавалерийского корпуса. В 1920 г. А. эмигрировал в Сербию, в июле 1922 г. переехал в Польшу и был назначен настоятелем Александра Невского кафедрального собора в Варшаве и председателем Варшавской духовной консистории. В окт. того же года определен администратором Виленской епархии, председателем Виленской духовной консистории и настоятелем виленского Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря . 9 февр. 1923 г. Синодом Польской Православной Церкви с согласия польск. правительства А. был назначен епископом Люблинским, викарием Варшавско-Холмской епархии. 25 февр. 1923 г. в Александро-Невском соборе Варшавы состоялась хиротония А., к-рую возглавил архиеп. Волынский и Кременецкий Дионисий (Валединский) . А. приветствовал неканоническое провозглашение 1 нояб. 1924 г. Патриархом К-польским Григорием VII автокефалии Польской Православной Церкви. В 1924 г. А. был назначен ректором Виленской ДС, а в 1926 г.- ректором Волынской ДС, но в нояб. 1926 г. освобожден от этой должности за сопротивление полонизации правосл. духовных школ. В 1928 г. уволен на покой с проживанием в Мелецком мон-ре Варшавско-Холмской епархии. В марте 1930 г. назначен епископом Камень-Каширским, викарием Пинско-Полесской епархии. В марте 1931 г. принес присягу о лояльности Польскому гос-ву. С апр. 1934 по сент. 1937 г. управлял Гродненской епархией, с сент. 1937 г. вновь епископ Камень-Каширский.

http://pravenc.ru/text/115978.html

Глава Нижегородской митрополии поблагодарил всех, кто принял участие в создании памятника и отметил, что он был установлен в рамках мероприятий по подготовке к празднованию 800-летия Нижнего Новгорода и 300-летия Нижегородской духовной семинарии, которые будут отмечаться в 2021 году. Затем со словом к участникам мероприятия обратился глава Ставропольской митрополии. Он, еще будучи иеромонахом, клириком Нижегородской епархии, вместе с митрополитом Николаем стоял у истоков возрождения духовных школ на Нижегородской земле и стал первым ректором возрожденной в 1995 году духовной семинарии. «Я приехал издалека, но мое сердце когда-то навсегда осталось здесь, на Нижегородской земле, — сказал митрополит Кирилл. — Тут моим духовным наставником и, можно сказать, настоящим отцом стал владыка Николай (Кутепов). Но настоящий отец — это не тот, кто всегда гладит по головке. Нет, он и ласков, и строг. Таким был и митрополит Николай. И его строгость происходила от любви к человеку, она опиралась на мудрость и жизненный опыт. Я счастлив был служить с ним. И сейчас в своем архипастырском служении стараюсь использовать его опыт, то, что когда-то смог получить от него». Митрополит Кирилл отметил и заслуги владыки Николая в деле возрождения приходов. Их число за время его служения выросло с 45 до 450. Затем митрополит Георгий успешно продолжил этот труд. По окончании церемонии в Нижегородской духовной семинарии состоялся вечер памяти митрополита Николая. Участники праздничного мероприятия посмотрели фильм, рассказывающий об одной странице жизни приснопамятного владыки — его безграничной любви и преданности духовному наставнику — архиепископу Тульскому и Белевскому Антонию (Марценко), который в советское время был репрессирован и умер в лагере. Перед гостями вечера выступил семинарский хор под управлением регента Натальи Мякининой. Прозвучали казачьи песни, песни времен Первой мировой и Великой Отечественной войн. Своими воспоминаниями о владыке Николае поделился митрополит Кирилл. Архиерей рассказал и о начале возрождения Нижегородской духовной семинарии. В завершение выступления владыка исполнил вместе с семинаристами песню архидиакона Романа Тамберга «Русь называют святою». Архипастырь поблагодарил всех, кто причастен к созданию памятника и проведению торжеств в честь митрополита Николая (Кутепова), и особо — митрополита Георгия за большую работу по увековечиванию его памяти.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5433304...

Гонения на церковь продолжались всё советское время и сколько еще неканонизированных святых сокрыто до поры – знает только Господь. К примеру, в 1954 году в Тайшете умирал владыка Антоний (Марценко), осужденный в 1952-м «за измену Родине». Колыма как ИТЛ и каторга уже перестала действовать, а владык по прежнему ссылали на Север. Об одном из известных богоборцев, активном деятеле богоборческой эпохи 1960-70-х годов в СССР , сейчас мало вспоминают. Это – советский чиновник, глава Совета по делам религий В.А.Куроедов, имя которого может быть нарицательным. В интернете вы не найдёте о нем почти ничего, кроме скудной справки. К примеру, нет фотографии его могилы на Троекуровском кладбище, вы ничего не узнаете о его семье. Но мрачная память о нём в статьях и книгах представителей Церкви жива. Любое исследование духовной истории ХХ века не может обойти эту богоборческую фигуру, так же как и Троцкого, Свердлова с Лениным. Вот, могила Бронштейна-Троцкого известна, мы все видели, как на её фоне гордо фотографируется А.Чубайс. А могилы Куроедова нет, хотя на ее фоне тоже могли бы сфотографироваться очень многие из современных чиновников при власти. «Благодарные потомки» не поблагодарят Куроедова. За путь к национальной катастрофе не благодарят. Куроедов был назначен председателем Совета по делам РПЦ при Совете министров в хрущевские времена, в 1961 году, и быстро положил начало антицерковной реформе, осуществляемой «руками Церкви». Пока граждане СССР радовались первому полету человека в космос, по Матери-Церкви наносились сокрушительные удары. Вступив в должность, Куроедов начал осуществлять реформу в духе «чья власть, того и церковь». Смысл её – подчинить земную структуру Церкви безбожному государству и законодательству, низвергнув каноническое право и отобрав все движимое и недвижимое имущество, доходы и административную власть в приходах; заставить более эффективно работать по международной линии для победы соцлагеря над капитализмом. Церковь сначала должна была стать «красной», а потом исчезнуть совсем. Для этого нужно было тайно поставить во главе епархий и приходов советских чиновников.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/08/o_...

В нач. июля 1941 г. Владимир-Волынский еп. Поликарп (Сикорский) признал власть митр. Дионисия. Заняв ставшую вакантной после отъезда архиеп. Николая (Ярушевича) Луцкую кафедру, Поликарп 10 июля 1941 г. издал воззвание, в котором объявил себя единственным правящим епископом на территории всего бывш. Волынского воеводства (несмотря на то что на Волыни был другой, старший по хиротонии архиерей - еп. Камень-Каширский и 1-й викарий Волынской епархии Антоний (Марценко)) и сообщил, что в связи с арестом архиеп. Алексия (Громадского) принимает на себя руководство церковной жизнью в бывш. Ровенском, Дубенском и Кременецком повятах. Еп. Поликарп потребовал восстановить распределение приходов по благочиниям в том виде, в каком оно существовало в бывшей Польше, выдвинул требование, чтобы единственным богослужебным языком для всех приходов Волыни был украинский. 3 авг. 1941 г. еп. Поликарп опубликовал открытое письмо архиеп. Алексию, в котором предлагал выйти из юрисдикции Московской Патриархии и присоединиться к Варшавской митрополии. Вернувшись в Кременец, архиеп. Алексий (Громадский) осудил самочиние еп. Поликарпа и вмешательство митр. Дионисия в жизнь Волынской епархии. В письме митр. Дионисию от 2 авг. 1941 г. архиеп. Алексий заявил о нежелании подчиняться Варшавской митрополии. Об этом архиеп. Алексий в тот же день написал Холмско-Подляшскому архиеп. Илариону (Огиенко). С аналогичным заявлением Кременецкий архиерей выступил на следующий день на встрече в Кременце с делегатом от петлюровского правительства в Варшаве Ю. Муликом-Луциком, представлявшим митр. Дионисия (Валединского). Архиеп. Алексий (Громадский) созвал 18 авг. 1941 г. архиерейский Собор в Почаеве («Областной Собор епископов православной Церкви на Украине»), который провозгласил автономный статус правосл. Церкви на Украине в юрисдикции Московской Патриархии; архиеп. Алексий, как старейший по хиротонии архиерей Украины, получил права обл. митрополита. Деянием 1 Собора архиеп. Алексию (Громадскому) был возвращен титул «архиепископ Волынский и Кременецкий» с правом управления православными приходами на территории всего бывш.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

В нояб. 1939 г. семинария была закрыта советскими властями, некоторые преподаватели подверглись репрессиям. В 1922-1939 гг. ДС в Кременце окончило свыше 400 чел., среди них - и. о. предстоятеля Польской Церкви архиеп. Георгий (Коренистов) , архиепископы Иов (Кресович) , Пантелеимон (Рудык), Киприан (Борисевич) (РПЦЗ), еп. Панкратий (Кашперук) и др. К. е. в 1939-1941 гг. 17 сент. 1939 г. советские войска вошли на территорию Волынского воеводства. К. е. утратила связь с Варшавским митр. Дионисием (Валединским), оказавшись на территории Украинской ССР, где тогда не было ни одного действующего архиерея. Указом Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) от 17 окт. 1939 г. экзархом зап. областей Белоруссии и Украины был назначен еп. Пантелеимон (Рожновский), вернувшийся в нач. окт. 1939 г. на Пинскую кафедру и поселившийся в Жировицком монастыре. Он вел переговоры с архиеп. Алексием (Громадским) и другими архиереями присоединенных областей о вхождении в РПЦ. 25 июня 1940 г. архиеп. Алексий вместе с еп. Антонием (Марценко) в числе первых среди западноукр. архиереев встретился с митр. Сергием в Москве, где официально присоединился к Русской Церкви, подписав декларацию с раскаянием в своей принадлежности к польск. автокефалии. 1 дек. 1939 г. по инициативе архиеп. Алексия был образован Синод епископов зап. областей Украины и Белоруссии, к-рый в дек. 1939 г. принял решение о возвращении в К. е. Ковельского и Любомльского повятов, включил в К. е. ранее подчинявшиеся Варшавской митрополии 8 приходов Вост. Галичины и Почаевскую лавру со скитами. В нояб. 1939 г. советские власти закрыли все духовные школы и общественно-церковные организации: братства, приюты и богадельни. Прекратили существование духовная консистория и семинария. Некоторые священнослужители (в первую очередь эмигрировавшие в 20-30-х гг. XX в. из СССР, а также причастные к политической деятельности в революционный период и в годы гражданской войны) подверглись репрессиям и ссылке. Часть административных и епархиальных зданий Кременецкого монастыря была отобрана для хозяйственных нужд, архиерей и священники обложены высокими налогами.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

1922 г. Подготовка к автокефалии, введение григорианского календаря в богослужение и другие события 1922-1923 гг. волновали паству и духовенство Виленской епархии. 20 окт. 1922 г. был уволен с должности ректора Литовской ДС противник автокефалии В. В. Богданович , тогда же был закрыт ж. «Литовские ЕВ», редактором к-рого был Богданович. В 1923 г. за критику действий митр. Георгия (Ярошевского) из Польши выслали преподавателя Виленской ДС В. К. Недельского, соратника Богдановича. Незадолго до этого, 3 янв. 1923 г., митр. Георгий написал в Мин-во вероисповеданий и просвещения Польши письмо, где жаловался, что Богданович и сенатор Н. С. Серебренников ездят с антипольск. агитацией не только по Виленскому воеводству, но и по Волынскому и что в финансовом плане они «зависимы от большевиков» (ГА Брестской обл. Ф. Р-1. Оп. 10. Д. 2791. Л. 5). Православное население перестало посещать храмы в те дни, когда совершались праздничные богослужения по новому стилю. В связи с этим польск. Мин-во исповеданий и народного просвещения 30 мая 1924 г. издало указ об обязательности принятия правосл. населением «нового счисления времени»; над клириками, отказавшимися служить по новому стилю, было установлено наблюдение. Во избежание народных волнений на заседании польск. Синода в Почаеве 16 авг. 1924 г. было решено разрешить богослужение как по старому, так и по новому стилю. В Польше стремились устранить любые напоминания о литов. прошлом Виленского края. Восстановленный со временем Литовский епархиальный совет был переименован в Виленский. Возобновившая свою деятельность в Вильно Литовская ДС (размещалась в одном из корпусов упраздненного виленского Свято-Троицкого мон-ря) была переименована в Виленскую. Ректорами Виленской ДС являлись: архим. Филипп (Морозов; 1922-1924), еп. Антоний (Марценко ; 1924-1925), прот. Николай Тучемский (1926-1939). В 1926 г. в Виленской ДС обучались 163 студента, из них 118 были из Виленской епархии. Виленскую ДС в межвоенный период окончили митр. Василий (Дорошкевич) , митр. Леонтий (Бондарь) , архиеп. Вениамин (Новицкий) , архиеп. Викторин (Беляев) , архиеп. Константин (Хомич) , сщмч. Серафим (Шахмуть) , прот. Николай Демьянович, протопр. Виталий Боровой , проф. МДА Д. П. Огицкий. В Вильно имелось жен. ДУ, впосл. преобразованное в жен. гимназию. Православие в Литовской Республике в 1923-1939 гг.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

II. Гончаров Леонид. Кирилленко Василий. 25.Рошиор Феодор. Смолянский Ипполит. Соколов Аркадий. Канорский Александр. Черниченко Леонид. 30. Корнийчук Евгений. Ластовецкий Феодор. Щефирцы Михаил. Соколов Николай. Лопатинский Леонид. 35. Караманов Матфей. Витвицкий Алексей. Георгиев Афанасий (иностр.). 1909 Окончившие курс семинарии в 6-м основном классе. I. Иванов Виктор. Куницкий Максимилиан. Соколов Григорий. Григорьев Андрей. 5. Котов Димитрий. Пашин Никон. Блаженов Владимир. Катков Григорий. Иваницкий Сергий. 10. Иванов Феофан. Цивилин Евгений. Кондратович Анатолий. Бекетовский Серафим. Мойсеенко Иван. 15.Семенов Андрей. Машкевич Георгий. Тимотиевич Сергий. Щефирцы Владимир. Березский Анастасий. II. 20. Ниценко Георгий. Брижицкий Петр. Шпаковский Михаил. Синицкий Пётр. Тутевич Николай. 25. Гришин Прокопий. Гончар Димитрий. Диаковский Михаил. Яновский Василий. Абрамов Стефан. Окончившие курс семинарии в С-м параллельном классе. I. Голоносов Павел. Щербаков Михаил. Калиничук Савва. Карев Александр. 5. Статкевич Александр. Синькевич Алексей. Афендик Михаил. Подольский Сергий. Котов Петр. 10. Синькевич Николай. Куницкий Симеон. Львовский Димитрий. II. Машкевич Феодор. Гончар Савва. 15. Бокий Василий. Галабутский Павел. Бычковский Василий. Харитонов Николай. Стаматьев Иван. 20. Кедрович Стефан. Кузьмин Григорий. Семилет Григорий. Бахман Константин. Белов Петр. 25. Щукин Александр. Боярский Андрей. Парабин Исидор. Иностранцы: Колев Николай. Саман Илия. 1910 Фон-Зорг Александр. Нагнойный Димитрий. Закрицкий Леонид. Авраменко Михаил. 5. Замиховский Илья. Лисневский Валериан. Борисенко Алексей. Селецкий Димитрий. Новицкий Владимир. 10. Горянов Иван. Витвицкий Леонтий. Лисинский Антоний. Лешок Иосиф. Марценко Александр. II. 15. Гончар Авксентий. Хращевский Николай. Нестеровский Григорий. Ластовецкий Иван. Иваницкий Григорий. 20. Станкевич Феодор. Дьяконов Иван. Луговенко Георгий. Иваницкий Александр. Михов Николай. 25.Шокотко Алексий. Вдовиченко Илья. Жолобенко Леонид. Цветаев Владимир. Калиничук Феодор. 30. Паскарь Афанасий. 1911

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15 апреля  1941 года был хиротонисан во епископа Пинского и Полесского , викария Волынской епархии с местожительством в Почаевской лавре . Хиротонию в кафедральном соборе г. Луцка совершали: митр. Киевский Николай (Ярушевич) , епископ Антоний (Марценко) и епископ Поликарп (Сикорский) . 22 июня 1941 года началась оккупация Украины немецкими захватчиками. Епископ Вениамин остался в оккупации и вошел в состав автономной  Украинской Православной Церкви  (УПЦ), номинально имевшей связь с Московской Патриархией, выступал против автокефалистских и националистических тенденций, поддерживаемых фашистским командованием. Был секретарем на состоявшемся в Почаевской лавре 18 августа 1941 года Соборе епископов, определившем статус автономной УПЦ. 4 августа 1942 года назначен епископом Полтавским и Лубенским . Благодаря его усилиям был восстановлен Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь , открыты несколько десятков приходов. По Православной энциклопедии, в сентябре 1943 года еп. Вениамин был принудительно эвакуирован немцами в Германию, но бежал, спрыгнув с поезда, и добрался до Почаевской лавры . Есть немного другая интерпретация этих событий: При приближении советских войск о. Иоанн (Селецкий) вместе с епископом Вениамином и тремя духовными дочерьми покинули Полтаву, зная, что им неминуемо грозят сталинские лагеря, и на открытой платформе товарного поезда эвакуировались на Запад. Немецкий военный поезд шел без остановок в Германию. По мере приближения к границе о.Иоанн и епископ Вениамин все больше ощущали, что не могут уехать из России. Когда поезд приближался к г. Почаеву, они оба, не сговариваясь, встали на колени и стали умолять Бога о том, чтобы им остаться в Почаеве. Это было удивительное зрелище: полным ходом идет военный состав, а на открытой платформе молятся на коленях епископ и игумен. Бог услышал их молитву, поезд стал тормозить. Тогда женщины стали сбрасывать чемоданы на насыпь, затем все спрыгнули с поезда на ходу, после чего поезд, не останавливаясь, стал набирать скорость и ушел в Германию .

http://drevo-info.ru/articles/12302.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010