Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОВЕЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Волынской и Житомирской епархии (см. Луцкая и Волынская епархия ), существовало с 9 дек. 1941 по авг. 1942 г., названо по г. Ковелю (ныне Волынской обл., Украина). По решению священноначалия РПЦ от 28 окт. 1940 г. в Ковель из Камня-Каширского была перенесена резиденция Антония (Марценко) , еп. Камень-Каширского, 1-го викария Волынско-Луцкой епархии (титул архиерея был сохранен). Еп. Антоний переехал в Ковель в кон. 1940 г. 28 марта следующего года он был возведен в сан архиепископа, возглавляемое им Камень-Каширское викариатство Волынско-Луцкой епархии получило статус полусамостоятельного, архиерей подчинялся экзарху зап. областей Украины и Белоруссии Волынско-Луцкому митр. Николаю (Ярушевичу) . Архиеп. Антоний управлял приходами Ковеля и прилегающих районов Волынского Полесья. После оккупации Волыни нем. войсками здесь распространился автокефалистский раскол. Сторонников укр. автокефалии в Ковельском окр. в дек. 1941 г. возглавили приходские священники Иоанн Губа и Владимир Вишневский, организовавшие «Ковельскую украинскую церковную раду». Впосл. они вошли в созданную еп. Поликарпом (Сикорским) при поддержке Варшавского митр. Дионисия (Валединского) раскольническую Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ), учрежденную на соборе духовенства в Пинске в февр. 1942 г. Представители укр. националистически настроенного духовенства, которое выступало за переход в юрисдикцию Поликарпа (Сикорского) и Дионисия (Валединского), сначала объединились вокруг Камень-Каширского еп. Антония (Марценко), объявившего себя в авг. 1941 г. по согласованию с Поликарпом (Сикорским) самостоятельным архиепископом Камень-Каширским и Полесским. Антоний попытался распространить свою юрисдикцию также на Ковель, но в главном храме города - Воскресенском соборе местное духовенство во главе с архим. Иоанном (Лавриненко) его не приняло, епископ уехал из Ковеля в Камень-Каширский, где жил при Ильинском соборе. Антоний признал самочинное провозглашение Поликарпом (Сикорским) себя в авг. 1941 г. «архиепископом Луцким и Ковельским», уступив ему приходы Ковеля. Вскоре еп. Антоний отказался от поддержки Поликарпа и 18 авг. 1941 г. принял участие в совещании православных епископов в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавре , на котором было решено сохранять связь с Московским Патриархатом и передать временное исполнение обязанностей экзарха Украины Волынскому и Житомирскому митр. Алексию (Громадскому) .

http://pravenc.ru/text/1841606.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАМЕНЬ-КАШИРСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Полесской и Пинской епархии Польской Церкви (1930-1940), Волынской и Луцкой епархии РПЦ (1940-1941), Волынской и Кременецкой епархии автономной УПЦ (1941-1942). К.-К. в. было образовано решением Синода Польской автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ) 31 мая 1930 г. для урегулирования канонического статуса пребывавшего на покое в милецком во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре (в с. Мильцы совр. Волынской обл., Украина) бывш. Люблинского еп. Антония (Марценко) . Будучи викарием Варшавской епархии и ректором Волынской ДС, еп. Антоний 27 нояб. 1926 г. ушел в отставку из-за несогласия с навязываемой властями полонизацией духовной школы (согласно офиц. версии, епископ отбыл на лечение «в связи с ухудшением состояния психического здоровья»). Под нажимом министра исповеданий Варшавский и всея Польши митр. Дионисий (Валединский) 28 февр. 1928 г. почислил еп. Антония на покой в Милецкий мон-рь в Ковельском повете Волынского воеводства. Решением Синода ПАПЦ от 2 нояб. 1927 г. Камень-Каширский повет был передан из Волынской епархии в Пинско-Полесскую епархию, к-рую тогда возглавлял архиеп. Александр (Иноземцев) . Тем же решением в Полесскую епархию был передан Милецкий мон-рь в Ковельском повете, находившийся на рубеже с Камень-Каширским поветом Полесского воеводства. 30 мая 1928 г. архиеп. Александр назначил Антония наместником Милецкого мон-ря. Конфликты в обители, спровоцированные еп. Антонием, а также его попытки применять епископскую власть в округе привели к освобождению его от управления мон-рем 24 мая 1929 г. В нач. 1930 г. еп. Антоний обратился к архиеп. Александру с покаянным письмом, в к-ром обещал полное повиновение. В ответном письме архиеп. Александр выразил желание иметь его своим викарным епископом с точно обозначенными правами и обязанностями. Решением Синода ПАПЦ от 31 мая 1930 г. в составе Полесской епархии было учреждено К.-К. в. во главе с еп.

http://pravenc.ru/text/1470107.html

Ранее архимандрит, настоятель Мелецкого монастыря. Хиротонисан в Почаевской Лавре. В докладе протоиерея Троицкой церкви г. Горького A. А. Архангельского Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию (Симанскому) о посещении Крыма после его освобождения и о церковной жизни в епархии о епископе Серафиме говорится следующее: «Этот епископ приехал откуда-то из Украины, объявил себя епископом Мелитопольским-Таврическим и по распоряжению немецких властей начал управлять всеми крымскими церквами. Хиротонисан он в 1942 г. украинскими автономистами (имена не удалось установить). Епископ Серафим Кушнерук состоял в оппозиции с Сергием, патриархом Московским, он не поминал его за Богослужением и запрещал поминать его всему духовенству Крыма. Получив хиротонию от митрополита Алексия (Громадского), Серафим по приезде в Крым порвал с ним и объявил себя автономным епископом. Однако я установил, что он имел определенные связи с Берлинским митрополитом Серафимом и, как мне кажется, после своей эвакуации отправился со своими единомышленниками в Берлин». Далее говорится о поминовении «имени Адольфа Гитлера», о молениях «за победу немецкого оружия», о хищениях и пр. (см. Свет радости в мире печали. Митрополит Алмаатинский и Казахстанский Иосиф. б/г. б/м. С. 77) Насколько подобная информация достоверна, ныне судить нет возможности. Сведения о епископе Серафиме (Кушнеруке) весьма скудны. Местопребывание его в 1943 г. в Мелитополе, а не в Николаеве или Херсоне, безусловно. Митрополит Иосиф (Чернов) в своих следственных показания упоминает о епископе Серафиме, с которым он виделся в Мелитополе в сентябре 1943 г., но ни о какой его «личной автономии» не свидетельствует, а говорит о его конфликте с гестапо. Митрополит Иосиф также говорит о том, что в Николаеве, куда он вскоре прибыл, действовал архиепископ Антоний (очевидно, Антоний [Марценко]), которым также были недовольны в оккупационной администрации. Вероятно, епископ Серафим все же был в Мелитополе по направлению митрополита Антония (Громадского) и никакой собственной автономии в Крыму не устанавливал.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Николай (Кутепов), митр. Нижегородский и Арзамасский. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Николай (Кутепов), митр. Нижегородский и Арзамасский. Фотография. 90-е гг. ХХ в. (Кутепов Николай Васильевич; 4.10.1924, хутор Кутепово Богородицкого у. Тульской губ.- 21.06.2001, Н. Новгород), митр. Нижегородский и Арзамасский. Из крестьянской семьи. В апр. 1930 г. родителей раскулачили и выселили из родного хутора. После этого семья переселилась в Тулу. С раннего детства Коля Кутепов ходил с родителями в храм, отличался благочестием, проявлял интерес к вере. Его младшая сестра впосл. вспоминала: «Он словно родился со своей церковностью, не играл в обычные детские игры, а всё церкви строил из кубиков, щепочек и песка». Большое значение в духовном воспитании буд. митрополита сыграли 2 его тети, сестры матери, монахини тульского Успенского мон-ря, проживавшие после закрытия обители вместе с семьей Кутеповых. Николай Кутепов учился в тульской школе 25, к-рую окончил в июне 1942 г. В авг. того же года был призван на военную службу и направлен в Тульское пулеметное уч-ще, а с окт. воевал рядовым на Юго-Западном фронте. Участвовал в Сталинградской битве, был наводчиком противотанкового ружья. В кон. дек. 1942 г., во время боев под г. Миллерово Ростовской обл., был тяжело ранен, а также получил обморожение ступней (ему частично ампутировали обе стопы). Был комиссован из армии и после пребывания в госпитале вернулся в июне 1943 г. в Тулу. В сент. 1944 г. поступил в Тульский механический ин-т. С кон. того же года и до июля 1946 г. являлся иподиаконом Тульского архиеп. Виталия (Введенского) . С окт. 1946 г. секретарь и келейник Тульского архиеп. Антония (Марценко) . В 1947 г. ушел с 3-го курса Тульского механического ин-та. В 1950 г. поступил на 3-й курс Московской ДС. Во время учебы в семинарии Николай Кутепов решал для себя принципиальный вопрос о дальнейшей жизни - вступить в брак или принять монашество. За советом он ездил к проживавшему в Козельске одному из последних оптинских старцев - иеросхим. Мелетию (Бармину), к-рый благословил его на постриг.

http://pravenc.ru/text/Николай ...

Отзыв митр. Виссариона неблагоприятно отразился на дальнейшем развитии церковной жизни. Теперь передавать церковно-славянские богослужения по румынскому радио стали гораздо реже, появились и другие ограничения для русскоязычного духовенства. После трехмесячной деятельности на посту руководителя Миссии архим. Антим в феврале 1944 г. был хиротонисан в Бухаресте во епископа Измаильского и Транснистрийского (выбран на эту кафедру 14 января 1944 г.). [ix] Так как руководство Транснистрии прочно находилось в руках Миссии, с самого начала удалось избежать церковных расколов, подобных существовавшим в рейхскомиссариате «Украина». Митр. Виссарион внутренне ориентировался на «тихоновское» направление в Русской Церкви; обновленцев, самосвятов и автокефалистов принимал в клир только после их перерукоположения. Упоминавшийся ранее Владыка автономной Украинской Церкви архиепископ Херсонский и Николаевский Антоний (Марценко) при посредничестве митрополита Виссариона сообщил Патриарху Никодиму о самосвятстве и нарушении церковных канонов украинскими автокефалистами. В ответном письме Румынский Патриарх выразил желание «придти на помощь Православной Церкви и иерархам возможно скорее, сожалея о состоянии Церкви в епархиях Украины». Во время пребывания Владыки Антония в Одессе летом 1943 г. ему предложили перерукоположить несколько прибывших в область самосвятских священников, чем, по утверждению архиепископа, «было положено начало ликвидации самосвятщины в Транснистрии». Через Патриарха Никодима архиеп. Антоний проинформировал о самосвятах Первоиерарха Православной Церкви в Польском Генерал-губернаторстве митр. Дионисия (Валединского), но ответа не получил. [x] На рубеже 1943/1944 гг. в Транснистрии появились представители автокефальной Украинской Церкви. Шесть священников из занятых советской армией областей приехали в Одессу, установили связь с Миссией и намеревались проводить в греческой церкви богослужения на украинском языке. Но Румынская Духовная Миссия не приняла их в свои ряды. Им пришлось уехать в Болгарию. Тогда же в Одессу прибыл с женой и детьми епископ автокефальной Украинской Церкви Михаил Хороший, однако Миссия не признала его даже священнослужителем и переслала прошение «Владыки» Патриарху Никодиму на отзыв архиеп. Антонию (Марценко), который, естественно, отреагировал на него негативно. [xi]

http://bogoslov.ru/article/656598

На праздничном вечере хор нижегородской православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского исполнил духовные песнопения. Свое творчество показали и другие нижегородские исполнители. 4 октября исполнилось 98 лет со дня рождения приснопамятного митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова). Митрополит Николай (до 1991 года — архиепископ) возглавлял Горьковскую, а затем Нижегородскую епархию почти четверть века — с 1977 по 2001 год. Будущий владыка родился 4 октября 1924 года на хуторе Кутепове Большекалмыковского сельсовета Болоховского района Тульской области в семье крестьянина-однодворца, позже раскулаченного. Две тетки Николая Кутепова были монахинями в Тульском Успенском монастыре. По окончании средней школы в Туле в 1942 году будущий владыка прошел обучение в Тульском оружейно-пулеметном училище, откуда в октябре того же года был отправлен на фронт. Воевал рядовым под Сталинградом. В одном из боев получил два пулевых ранения, был контужен, обморозил ноги. В госпитале ему ампутировали трети обеих ступней. В 1946 году Николай Кутепов стал вторым иподиаконом и секретарем архиепископа Тульского и Белевского Антония (Марценко), в 1952 году окончил Московскую духовную семинарию , в 1958 году — Ленинградскую духовную академию . 25 декабря 1959 года он принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре . Приснопамятный владыка был пострижен в монашество с именем Николай в честь одного из 40 мучеников Севастийских. 10 сентября 1961 года за Литургией в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры архимандрит Николай был хиротонисан во епископа Мукачевского и Ужгородского. Владыка нес епископское служение на нескольких кафедрах. В 1963-69 годах он епископ Омский и Тюменский, с 1969 по 1970 год — епископ Ростовский и Новочеркасский, в 1970-1975 годах возглавлял Владимирскую кафедру , с 1975 по 1977 год был архиепископом Калужским и Боровским. 1 июля 1977 года владыка вступил в управление Горьковской епархией. 9 сентября 1972 года епископ Николай был возведен в сан архиепископа, 25 февраля 1991 года — в сан митрополита.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Служение епископа Иосифа (Чернова) на Херсонщине С марта по июнь 1943 года в Каховке служил епископ Таганрогский Иосиф (Чернов; впоследствии митрополит Алма-Атинский и Казахстанский). В феврале 1943 года таганрогская комендатура (Таганрог входил в зону армейской оккупации) обязала его выехать из Таганрога в Мелитополь. В Мелитополе у владыки не было возможности служить. Кроме того, он опасался, что тайная полиция потребует от него проводить пропагандистскую работу, а потому решил нелегально отправиться в Каховку. Право служения в Каховке епископу Иосифу предоставил епископ Мелитопольский Серафим (Кушнерук), за что последнего вызывали в полицию. Вместе с владыкой Иосифом в Каховку приехали два послушника — Александр Бухало (Бухалов) и Сергий Петров (впоследствии митрополит Одесский и Херсонский). Сергия оккупационые власти занесли в списки для отправки в Германию, но епископ Иосиф объявил властям, что его иподиакон пострижен в монахи и рукоположен в иеродиаконы 11 . Многие каховчане узнавали у прозорливого владыки Иосифа о будущем своих мужей и детей, которые воевали на фронте. По словам прихожан Покровского храма, его проповеди были особенные, они отличались поэтичностью и образностью 12 . По пути из Мелитополя через Каховку, Херсон и Николаев в Умань епископ Иосиф был задержан штадткомиссаром в Николаеве. Немец потребовал заменить архиепископа Антония (Марценко), который «не справляется с работой». Епископ Иосиф, сославшись на церковные каноны, ответил отказом. Он возносил за богослужениями имя митрополита Сергия (Страгородского) 13 . За отказ молиться о победе немецкого воинства и поминовение митрополита Сергия владыку неоднократно арестовывало гестапо. В 1944 году его арестовали органы госбезопасности СССР, а в 1945 году он был приговорен к 10 годам лишения свободы. Украинская Автокефальная Православная Церковь на Херсонщине От УАПЦ в Николаев 12 мая 1942 года (первоначально управление находилось в Кировограде) назначили кировоградского епископа Михаила (Хорошего), в Мелитополь — епископа Сергия (Охотенко) 14 . В Александрштадтском округе к июлю 1942 года было зарегистрировано шесть священников УАПЦ 15 . Двое из них значатся в списках духовенства Херсонской области за 1944–1947 годы. Только эти священники имели право совершать богослужения и требы в пределах своих приходов. Священники других округов-гебитов (областей) к проведению богослужений не допускались, причем службы разрешалось проводить только на украинском языке 16 .

http://e-vestnik.ru/history/voyna_na_her...

Антонием (Марценко). Викарию было запрещено совершать богослужения за пределами Милецкого монастыря, а также входить в переписку со священниками и благочинными Камень-Каширского повета. По решению Синода ПАПЦ от 17 нояб. 1930 г. имя еп. Антония возносилось в храмах г. Камень-Каширский (ныне Волынской обл.), где архиерей получил право священнодействовать, его кафедрой стал городской Ильинский собор. В документах за 1931 г. еп. Антоний упоминается как настоятель Милецкого монастыря, наместником к-рого тогда был игумен Иосиф (Забарчий); братия насчитывала 14 чел. (ГА Волынской обл. Ф. 46. Оп. 6. Д. 459. Л. 51-69). Обязанностью викария Полесской епархии был надзор за преподаванием Закона Божия в школах в Камень-Каширском повете Полесского воеводства. Ассимиляционная политика властей Полесского воеводства приводила к постоянным перемещениям духовенства на приходах. Один из ближайших соратников еп. Антония - настоятель Ильинского собора прот. Андрей Пинькевич, в нач. апр. 1934 г. по требованию полесского воеводы был уволен, его заменил ставленник властей прот. Иоанн Бекиш. В нач. 1934 г. Камень-Каширский епископ выступил одним из претендентов на Волынскую кафедру после решения Варшавского митр. Дионисия отказаться от временного управления Волынской епархией. После перевода на Волынь архиеп. Алексия (Громадского) и освобождения Гродненской кафедры по решению Синода ПАПЦ еп. Антоний с 29 марта 1934 по 5 дек. 1936 г., живя в Гродно, управлял Гродненско-Новогрудской епархией (см. Гродненская и Волковысская епархия ) с сохранением титула «епископ Камень-Каширский». В нач. 1937 г. еп. Антоний вернулся в Камень-Каширский, 3 марта того же года Синод Польской Церкви лишил Антония кафедры и почислил на покой с назначением ему местопребывания в Милецком мон-ре, где епископ краткое время числился настоятелем. В 1938 г. при неясных обстоятельствах архиерей был восстановлен на Камень-Каширской кафедре. После вхождения западноукр. земель в СССР еп. Антоний 25 июня 1940 г. был воссоединен с РПЦ Волынским и Луцким архиеп.

http://pravenc.ru/text/1470107.html

Владыка Георгий также отметил, что в этот день исполнилось 20 лет со дня кончины митрополита Николая (Кутепова) — архипастыря, 24 года управлявшего Нижегородской епархией. Митрополит Георгий напомнил о нелегком жизненном пути приснопамятного владыки: он прошел сквозь бои Великой Отечественной войны, получил ранение, стал инвалидом в совсем юном возрасте, и всю жизнь фронтовые раны давали знать о себе. «Причем мало кто догадывался об этом, — подчеркнул глава Нижегородской митрополии , — и прихожане, и духовенство помнят митрополита Николая жизнерадостным, твердым в слове и в деле, ревностным архипастырем. Он стоял у истоков возрождения духовной жизни на Нижегородской земле. При нем открыли двери семинария и духовной училище в Выксе, женское епархиальное училище, вновь началось монашеское делание в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре и других святых обителях. Семена веры, которые посеял в сердцах людей владыка Николай, дали хорошие всходы и по сей день приносят большие добрые плоды». По окончании Литургии в усыпальнице приснопамятного владыки, расположенной у Спасского Староярмарочного собора, митрополит Георгий совершил литию по почившему архипастырю. Участники богослужения возложили к могиле цветы. Митрополит Николай (до 1991 года – архиепископ) возглавлял Горьковскую, затем Нижегородскую епархию с 1977 по 2001 год. Будущий митрополит родился 4 октября 1924 года на хуторе Кутепове Большекалмыковского сельсовета Болоховского района Тульской области в семье крестьянина-однодворца, позже раскулаченного. Две тети Николая Кутепова были монахинями в Тульском Успенском монастыре. По окончании средней школы в Туле в 1942 году прошел обучение в Тульском оружейно-пулеметном училище, откуда в октябре того же года был отправлен на фронт, воевал рядовым под Сталинградом. В одном из боев получил два пулевых ранения, был контужен, обморозил ноги; в госпитале ему ампутировали трети обеих ступней. В 1946 году стал вторым иподиаконом и секретарем архиепископа Тульского и Белевского Антония (Марценко), в 1952 году окончил Московскую духовную семинарию , в 1958 году — Ленинградскую духовную академию . 25 декабря 1959 года принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре с именем Николай в честь одного из 40 мучеников Севастийских.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5823053...

Затем участники презентации ответили на вопросы собравшихся. Николай Кутепов родился 4 октября 1924 года на хуторе Кутепове Большекалмыковского сельсовета Болоховского района Тульской области в семье крестьянина-однодворца, позже раскулаченного. Две тети Николая были монахинями в Тульском Успенском монастыре. По окончании средней школы в Туле в 1942 году будущий митрополит Николай прошел обучение в Тульском оружейно-пулеметном училище, откуда в октябре того же года был отправлен на фронт. Воевал рядовым под Сталинградом. В одном из боев получил два пулевых ранения, был контужен, обморозил ноги. В госпитале ему ампутировали трети обеих ступней. В 1946 году Николай Кутепов стал вторым иподиаконом и секретарем архиепископа Тульского и Белевского Антония (Марценко), в 1952 году окончил Московскую духовную семинарию , в 1958 году — Ленинградскую духовную академию . 25 декабря 1959 года он принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре . Приснопоминаемый владыка был пострижен в монашество с именем Николай в честь одного из 40 Севастийских мучеников. 10 сентября 1961 года за Литургией в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры архимандрит Николай был хиротонисан во епископа Мукачевского и Ужгородского. Он нес епископское служение на нескольких кафедрах: в 1963-69 годах — епископ Омский и Тюменский, с 1969 по 1970 год — епископ Ростовский и Новочеркасский, в 1970- 1975 годах возглавлял Владимирскую кафедру, с 1975 по 1977 год был архиепископом Калужским и Боровским, 1 июля 1977 года вступил в управление Горьковской епархией. 9 сентября 1972 года епископ Николай был возведен в сан архиепископа, 25 февраля 1991 года — в сан митрополита. На Нижегородской земле архипастырь стоял у истоков возрождения духовной жизни после эпохи богоборчества. Митрополит Николай вошел в историю как архиерей, при котором прибыли в Четвертый удел Божией Матери вновь обретенные мощи преподобного Серафима Саровского и был возобновлен Дивеевский монастырь, проведены масштабные торжества в Арзамасе в честь 1000-летия Крещения Руси. При нем возрождались приходы, вставали из руин храмы. В 1977 году в епархии было 43 прихода, в 2001 году — 376. Митрополит Николай стоял у истоков возрождения духовного образования на Нижегородчине. По его благословению открылись Нижегородская духовная семинария, женское епархиальное училище, духовное училище в Выксе, появилась система воскресных школ.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010