Тульск. губ.”, 1864 г., прибавл., 4; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1848 г. 84 (пожертв. дерев. дом с пристр. и усадеб. мест. для подворья); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 795, 6; “Сборн. госуд. грам. и договор.”, IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содержании архиереев). 182. Духов – Братский , мужской, 1-го класса, в губ. гор. Вильне. Когда Троицкий м-рь в 1609 г. был насильственно передан в руки базилиан, православные жители Вильны обратили все усилия на поддержание единственной их церкви св. Духа, построенной незадолго до этого времени, после пожара. Туда пореселились изгнанные иноки Троицкие и перенесли вместе с собою все заведения: богадельню, училище, типографию и самое братство. Для большей твердости м-рь был поставлен под непосредственное ведение патриархов Вселенских. В 1647 г. старший игумен м-ря Иосиф Тризна посвящен в архимандриты Киево-печер. лавры. Во время занятия Вильны русскими войсками, в 1655–1661 г., православные, пользуясь покровительством воеводы кн. Шаховского, вынесли из Троицкого м-ря мощи св. муч. Антония, Иоанна и Евстафия и положили в подъалтарной пещере, бывшей тогда тесным склепом. В 1797 г. по возвращении от Польши западных областей, м-рь причислен ко 2-му классу; в 1833 г. возведен на степень 1-го класса с присвоением настоятелю м-ря в чине священослужения некоторые отличия, по примеру знатнейших м-рей в России. В 1845 г. оставлен в 1-м классе с назначением преосвящ. Литовского священно-архимандритом. В 1874 г. к м-рю приписаны здания, земли и угодья упраздненного Борунского м-ря. В пещерной церкви во имя св. Виленских Мучеников, устроенной под церковью св. Духа в 1851 г., покоятся открыто с 1826 г. мощи св. Антония, Иоанна и Евстафия, память коих чтится 14 апреля; тут же погребен митроп. Литовский Иосиф Семашко , поборник православия в западном крае и виновник воссоединения отпавших от православия униатов. Флегонт Смирнов, “Свято-Духов. м-рь, историч. опис.”, Вильна, 1888 г., с 3 рисунк.; “Духов монастырь, в Запад. Русском месяцесл. на 1865 г.”, 68–70, взято из «Русской Вильны» автора путеш.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

III. Стольких великих благ удостоены мы туне чрез дарование нам Св. Церковью св. имени христианского, чрез введение нас дверью св. Крещения в благодатное царство Христово! Благословен Господь, воссиявший нам свет веры и благочестия! Благословен Господь, утвердивший благодатное Царство Свое в отечестве нашем и запечатлевший нас святым именем сынов Божиих и наследников Царствия Своего от самой колыбели! (Прот. Г. Дьяченко). Четырнадцатый день Поучение 1-е. Свв. мученики литовские: Иоанн, Антоний и Евстафий (Об отречении от Христа) I. Npu литовском князе Ольгерде, ревностном язычнике, двое литовских юношей, братья Нежила и Круглец, приняли христианство и названы Иоанном и Антонием. Ольгерд, узнавши, что они христиане, стал отвлекать их от веры, но, видя их твердость, заключил в темницу. Старший брат Иоанн, из страха мучений, отрекся от Христа. Ольгерд, думая, что и другой брат последует примеру старшего, велел возвратить обоих на прежние должности. Иоанн наружно исполнял языческие обряды, но, оставаясь втайне христианином, просил Бога простить ему грех лицемерия. Антоний часто уговаривал брата оставить такой образ действий и открыто объявить себя христианином. Ольгерд, узнав, что Антоний оставался верным Христу, вновь заключил его в темницу, а Иоанна оставил при себе. Но Иоанн не имел спокойствия. Христиане видели в нем отступника, язычники презирали его за малодушие. Мучимый совестью, он пришел к христианскому священнику Нестору, искренно сознался в своем лицемерии и просил примирить его с братом. Когда Нестор передал это Антонию, тот сказал: «я не могу иметь ничего общего с братом, пока он не исповедует явно своей веры. Если он искренно кается, пусть объявит, что он христианин». Слова эти были переданы Иоанну, и он, оставшись однажды наедине с Ольгердом, сказал, что он христианин, а потом открыл то же и пред целым собранием язычников. Ольгерд предал его мучениям, а потом заключил в темницу. Здесь братья встретились и примирились. Ольгерд осудил их на казнь и наперед приказал казнить Антония, думая, что казнь брата заставит Иоанна отречься от Христа. Антоний, ожидая казни, провел всю ночь в молитве и убеждал брата твердо хранить веру. 14 апреля 1347 г. Антоний был повешен на высоком дубе. После этого язычники стали убеждать Иоанна отречься от Христа, но, когда он остался тверд в вере, его повесили на том же дереве, на котором скончался брат его. Вскоре здесь же мученически скончался и Евстафий, слуга Ольгерда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В такой благоприятной атмосфере неким сербом было написано славянское житие литовских мучеников. Как уже отмечалось, в конце повествования неизвестный автор напоминает читателю, что мученическая кончина Антония, Иоанна и Евстафия ознаменовала прекращение гонений на христиан в Литве, и что Ольгерд одобрил строительство храма в их честь. Более того, характерная деталь, присутствующая только в оригинальном сербском тексте, видимо, указывает на личное знакомство автора с жизнью Литовского двора: он сообщает, что «новокрещенные сыновья тирана Ольгерда вместе с некоторыми верными тайно взяли чтимые мощи Евстафия и вынесли их». 106 Эта подробность о «новокрещенных» сыновьях Ольгерда свидетельствует о том, что автор не хочет вызвать у своих читателей антилитовских чувств, но скорее питает надежду на христианское будущее этой страны. Для установления личности автора одной этой детали, безусловно, недостаточно, но она указывает на ту среду, в которой было написано славянское житие и где зародилась и осуществилась инициатива перенесения мощей в Константинополь (1374 г.). В 1373 г. посланник патриарха Филофея, болгарский монах Киприан, посетил Литву и быстро нашел общий язык с Великим князем относительно будущего Церкви на литовской земле. В конце того же года между Московским и Тверским князьями, которые боролись за господство над Великим княжеством Владимирским, установились мирные отношения, а военная конфронтация между Ольгердом и Дмитрием Московским завершилась подписанием мирного договора. Тот же монах Киприан принимал участие в дипломатических событиях того времени, о чем свидетельствует его присутствие вместе с промосковским митрополитомАлексием на хиротонии нового епископа мятежной Твери Евфимия (9гомарта 1374 г.) и на княжеской встрече в Переславле в 1375 г. 107 После возвращения в Константинополь в том же году Киприан был возведен патриархом Филофеем в сан митрополита «Киевского, Российского и Литовского» с правом унаследовать престол после кончины Алексия. Это означало, что Константинополь одобрил церковный и политический союз между Москвой и Литвой: только так можно было обеспечить единство Киевской митрополии под административной и канонической юрисдикцией Византии, а также гарантировать справедливое отношение к православному населению не только Москвы, но и Литвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Боголепа. Евфимия. Геронтия. Феодосия. Дионисия. архиепископа Пимина 1203 . Иоакима. Германа. Герасима. Пимина. Иова 1204 . Феодорита. Дементия. Васиана. Сергия. Иосафа. Венедикта. Дионисия. Геронтия. Сергия. Досифея. Иова. Селивестра. Иакова. Авраамия. Корнилия. Сергия. Васиана. Иосафа. Сергия. Иону. Нифонта. Кирила. Афанасия. Дионисия. Илию. Аврама. Иринарха. Лаврентия. Вениамина. Иакова. Леонида. Феодорита. Кирила. Ефросина. Варсонофия. Тихона. Григория. Арсения. Никиту. Никодима. Тихона. игумена Кирила 1205 . Киприана. Исаию. Евстафия. Калистрата. Гурия. Артемия. Серапиона. Ельферия. Кирила. Макария. Феодосия. Феодора. Романа. Иону Шереметев 1206 . Симеона. Галасию. Гурия. Иону. Нектария. Сергия. Дамиана. Иону. Памфилия. Филиппа. Варлама. Иосафа. Мисаила. Афанасия. Касиана. Авраамия. Корнилия. Иринарха. Паисею. Мисаила. Давида. Иова. (1300) Козму. Зосиму. Иону. Антония. Матфея. Иону. Деомида. Венедикта. Конона. Иону. Харитона. Никона. Германа. Лаврентия. Симона. Алексея Ферапонта. Варлама. Сергия. Симеона. Селивестра. Нектария. Митрофана. Григория. Никандра. Конана. Севастиана. Порфирия. Васяна. марка. Ананию. Саву. Тихона. Андреана. Елисея. Иова. Гурия. Иоакима. Трифона. Иова. Андреана. Иону. Никона. Варлама. Арсения. Касиана. Мокия. Анфима. Тихона. Константина. Зосиму. Пимина. Антония. Павла. Порфирия. Дионисия. Леонида. Ефросина. Варлама. Тихона. Зиновия. Арсения. Касиана. князя инока Дионисия. Михаила. Феоктиста. Васяна. Иону. Иова. Васяна. матфея. Полиекта. Паисею. Гурия. Иону. Корнилию. Иоакима. Филиппа. Дионисия. Иосафа Хабаров 1207 . Трифона. Иова. Елисея. Макария. Фому. Аггея. Иоанна. Илию. Никандра. Никодима. Серапиона. Герасима. Иосифа. Варсонофия. Варсонофия. Кирила. Гурия. Еустафия. Ерофея. Игнатия. (1400) Афонасия. Нила. Давида. Иова. Сергия. Тихона. Досифея. Никона. Иоаникия. Ермогена. Филарета. Петра. Ананию. Александра. Порфирия. Еуфимия. Тарасия. Паисею. Антония. Паисею. Серапиона. Исаию. Емельяна. Андреана. Сергия. Иова князь Иван Шуйской 1208 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Первой супругой Ольгерда была княжна Мария Витебская, православная; ей приписывается построение в Вильне древней церкви Св. Параскевы. «Ради жены», еще при жизни отца, Ольгерд крестился и дозволил построить в Витебске две православные церкви. Дети их были православные. Но, вступив на престол, он решил опереться на язычников и сам стал таковым. Духовником Марии был священник Нестор. Он обратил в Православие, в числе других литовцев, двух знатных придворных, любимцев Ольгерда Кумеца и Нежило, родных братьев. Христианские их имена были Иоанн и Антоний. Они перестали приносить жертвы огню «Зничу» в капище Перкуна. Это озлобило языческих жрецов. Не было уже в живых кн. Марии. Ольгерд, считаясь со значением жрецов, велел бросить братьев в темницу. Год томились они там, но оставались твердыми в исповедании веры. Затем старший брат, Иоанн, поколебался и отрекся от христианства. Ольгерд освободил обоих братьев. Антоний продолжал утверждать верность христианству. Его вновь заточили и жестоко мучили. Смиренное спокойствие, с каким он переносил страдания, сила веры его возбудили такое удивление в народе, что толпы спешили к темнице повидать подвижника. Вернулась совесть к Иоанну. Он заявил Ольгерду: «Государь! Открыто сознаюсь, что я опять христианин – делай со мною, что хочешь, но более не изменю я святой вере». Его вернули в темницу. К их тюрьме началось еще большее паломничество, многие тайно принимали христианство. Испуганные жрецы решили покончить с ними. После сильных пыток братья были повешены на дубе, стоявшем на горе в конце города. 14 апр. 1347 г. умерщвлен был Антоний, 24 апр. Иоанн. Рассчитывая поколебать его, страдальца, мучили дольше. Их родственник, Круглец, тоже придворный, пораженный верой мучеников, крестился с именем Евстафия, и мужественно исповедовал христианство. Он был подвергнут страшным мукам. В конце концов ему переломали ноги, отрезали нос и уши, содрали с головы кожу. 13 дек. его повесили. На крови Св. муч. Иоанна, Антония и Евстафия созидалась православная церковь в Литве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Амфилохия глушицкого (вместо 12 окт.), 12 Неониллы (вместо 28 окт.), 15 успение Иустина царя и Феодоры (вместо 14 ноября), 16 св. Епифания, ученика Андрея, 23 муч. Максима (неизвестен), ноября 9 успение Евфимия, епископа новгородского, 10 пр. Феогноста, 17 св. Николая, еп. солунского (М. Гр. 29 ноября), 19 св. Агафоника, 26 Иулиана еп., 28 св. Феоктисты (вместо 9 ноября), декабря 3 пр. Неофита, 8 муч. Фоки, января 5 св. Евфимия новгородского, 9 пренесение мощей Ионы, архиеп. новгородского, 12 св. Силуана, 15 преставление Петра царевича ростовского. 21 Ивана и Феодосия, февраля 6 св. праведного Илии, Христа ради юродивого нового чудотворца, 7 Евстафия, Зинона, Киприана, 15 затмение 6984 года, 21 Иакова железноборовского (11 апр.), 22 Иулиании, 27 Семиона, 28 Симона, марта 2 Авраамия, игумена Всемилостивого Спаса, 3 Севастиана, 10 Марка мниха (вместо 5 апр.), 17 Дионисия мученика, 18 Даниила, оболганного блудом, 19 Викентия вологодского, 23 пр. Евсевия, 29 Анакия в летвице (вместо 7 июля и 29 ноября), 30 Саввы еп., 31 св. Анны, апреля 15 Зосимы и Савватия (вместо 17), 19 обретение мощей Иоакима опочского, 20 Стахия, 27 св. Моисея, мая 13 св. Стефана, еп. сурожского (15дек.), 15 пр. Онуфрия псковского (12 июня), 17 ап. Кодрата, 19 Панкратията вроменийского (9 июля), 22 св. Афанасия, 25 Короната, июня 6 муч. Тимофея, 7 Ионы, еп. пермского, 10 обретение телеси царя Ивана, Никиты, еп. новгород. 11 ап. Тита (25 авг.), муч. Василия, 13 муч. Евстратия, 19 муч. Пелагии, 22 обретение мощей пр. Михаила клопского, июля 3 Лупиана, Никифора, 14 Евстафия, 16 Саввы стромынского, 17 Ефрема перевомск. (16 мая), 29 Рождество Николы мирликийского. Многие из означенных памятей не известны или в неканонизованных.     Святцы московской синодальной библиотеки 878, XVII в. (ибо есть в них память Димитрия царевича) с историческими сведениями, много сходствуют с 54. Имеют следующие особенности: 10 окт. св. жен Анны и Елисаветы (вместо 9), 7 ноября муч. Антония (вместо 9), 9 ноября муч. Иоанна (неизвестен), янв.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Глава XII. Кипр Ж. Димитриана. О. Кипр известен был в старое время, преимущественно в IV в., значительным количеством святых и достопочтенных мужей: св. Тихоном в Амафунте, еп. Филоном в Карпасии, мощами св. Лазаря Четверодневного в Китии, св. Спиридоном в Тримифунте, св. Трифиллием в Левкудии, агиографом св. Иоанна Милостивого, Леонтием, в Неаполе, св. Софронием в Константии, наконец св. Димитрианом в Хитриде. Житие Кипрского (Хитридского) епископа Димитриана 544 сохранилось в синайской рукописи 789, XII в., где оно занимает последнюю тетрадь, писанную другою рукою. Первый издатель жития г. H. Grégoire, прославившийся дурным знанием греческой палеографии, относил и эту тетрадь к XII в., но проф. Лейпцигского университета Gregory относит её по письму к более позднему времени, и мы склонны более доверять последнему ученому. А в таком случае пришитая тетрадь представляет вероятно значительно позднейшую обработку жития, может быть и написанную в позднее время. Рассмотрим однако сначала общее содержание памятника. Δημητριανς родился в местечке Συκας, не далеко от кипрского города Χυτρδων, 545 «в начале царствования христоненавистного царя Феофила» (ок. 832 г.). Пятнадцати лет (ок. 847 г.) он вступил в брак с девушкою, которая прожила с мужем только три месяца 546 и умерла. Димитриан, через год своего вдовства (в 848 г.), удалился на высокую гору, где стоял монастырь св. Антония с небольшим числом иноков, но совершенных мужей, и поселился здесь. Хитридский епископ Евстафий, узнав о добродетельном житии его, рукоположил его во священника и назначил экономом своей епископии. Новая служба Димитриану однако не понравилась, и он отпросился у Евстафия снова в Антониев монастырь. Здесь он был выбран игуменом. Спустя некоторое время Евстафий был переведен на митрополичью кафедру г. Саламина. Тогда он вспомнил о Димитриане, которого хотел видеть своим преемником в Хитриде. Избегая этого бремени, Димитриан скрылся в северной части горы у одного своего друга, Павла, поселившись на морском берегу. Когда посланцы Евстафия стали пытать (!?) Павла, он открыл им местопребывание «покойного» Димитриана. Последний был приведен к Евстафию и должен был (ок. 887 г.) принять епископство в Хитриде, где ранее епископствовали Папп и Афанасий чудотворцы. Димитриан правил престолом 25 лет (887–912). Конец его правления ознаменовался вторжением на остров арабов, 547 которые грабили Хитриду и увели пленных. В глубокой старости Димитриан сопровождал свою паству в «вавилонский» (Багдадский) плен и там выпросил у халифа свободу своим землякам. Скончался он 6 ноября (ок. 912 года). Из чудес святого видно, что у Димитриана был в услужении воловий пастух Македоний.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Князь Ольгерд В пьесе обозначены и другие темы, характерные для литовской истории и фольклора: крестоносцы сознательно уничтожают посевы, что приводит к массовой гибели мирного населения от голода; боги и люди требуют отмщения; пленных врагов приносят в жертву идолам; никто не узнает Кейстута, переодетого в орденский белый плащ с черным крестом. Сцена обретения Антонием, Иоанном и Евстафием частиц мощей святых также отражает события XIII-XIV веков: среди военных трофеев, захваченных крестоносцами в Святой Земле и Византии, особую ценность представляли чудотворные реликвии и святыни Православной Церкви. История Православия в Литве является неотделимой частью истории Русской Православной Церкви. Обличая насилие и нетерпимость, злодеяния Тевтонского ордена и языческие суеверия, Церковь устами благоверного князя Александра Невского учила, что «не в силе Бог, а в правде». О духовной связи виленских мучеников со Святой Русью свидетельствует тот факт, что в 1364 году Константинопольский Патриарх Филофей прислал преподобному Сергию Радонежскому крест с мощами святых Антония, Иоанна и Евстафия. Древнейшее изображение литовских святых вышито на большом саккосе Московского Митрополита Фотия (1414–1417) между державными парами Византийской империи и Великого княжества Московского. В 1915–1946 годах честные мощи Небесных покровителей Литвы пребывали в Москве. Ниже впервые на русском языке публикуется текст драмы «Священный пост». Особая благодарность Инге Дейдюле, Литва, за помощь в подготовке публикации. Священный пост на языческом пиру, перенесенный святыми мучениками Иоанном, Антонием и Евстафием вплоть до скончания жизни за столами после трехдневного пощения, поставлено на сцене светлейшей, славной и великолепной молодёжью Виленской Академии " Общества Иисуса " в год Господа 1732-й Краткое содержание Святые мученики Иоанн, Антоний и Евстафий, дружинники Ольгерда, Великого Князя Литовского, благородные литовцы, за усердие к вере христианской, а именно потому, что отказались в установленные дни вкушать запретную пищу, по приказу Ольгерда были казнены через повешение в Вильно, в год 1328 по Р.Х. Там же были и похоронены в храме Святой Троицы греко-русского обряда (Священник Альберт Коялович, " Сборник сведений касательно положения Церкви в Великом Княжестве Литовском " ).

http://pravoslavie.ru/185.html

   О жизни и трудах святогорца Никодима см. Душеполезн. Чтен. 1865 г. ч. III.    Неверно исправитель 17 ноября Максима патриарха, вместо бывшего в 431—434 годах, ищет в лице патриархов позднейших 1206 и 1450 годов.    Второе полугодие, вероятно, и не выходило в виду неисправностей, оказавшихся в первом.    Мы сравнивали для сего древний славянский стишной пролог 1429 и 1469 г. в троицко-лаврской библиотеке и греческий в минеях константинопольского издания1843 г. и Никодимов.    Сего рода сказания из рукописного стишного в печатный пролог перешедшие суть следующие: 7 сент. Стефана папы римского (есть в греч. рукоп. 390 1295 г.), 9 о вселен. соборе в Ефесе (нет и в 1295 г.). 23 муч. Иранды, октября 7 мучч. Сергия и Вакха, 10 пр. Феофила (оно 2 окт. 1295 г.), 12 Космы, еп. маюмского (в слав. прологе 1429 оно 15 янв.), 15 мучч. Сарвила и Вевеи, ноября 23 Григория, еп. акрагантийского, 24 муч. Екатерины, муч. Меркурия (в 1429 нояб. 26; о Меркурии тоже в печат. греч. минее 1870 г.), 28 Стефава нового, декабря 24 муч. Евгении (в греч. минее писано стихами), 26 муч. Евареста, янв. 18 пр. Маркиана кирского (есть в печ. греч. минее 1818 г.), 20 мучч. Евгения, Кандида и других, 23 6 вселенского собора, 25 Григория Богослова, 26 пр. Ксенофонта, 27 пренесение мощей Иоанна Златоустого, 30 пр. Зинона, 9 марта 40 мучч. (сокращено сказание греческих миней), 12 пр. Феофана сигрианского, 13 перенесение мощей патриарха Никифора (сокращено сказание греческих миней), 29 Марка арефусийского, Евстафия вифинийского, Иоанна в студенце, мая 22 муч. Василиска, 24 пр. Симеона дивногорца (сокращено в слав.), 29 первого вселенского собора, июня 8 о Феодоре стратилате, июля 13 пр. Стефана Саваита, 17 муч. Марины, 30 Иоанна воина.    См. очерк библиогр. Ундольского. 1871 г. У нас есть дополнения.    Правосл. Обозр. 1864 г. Ч. 3. стр. 39.    Они следующие: 3 декаб. пр. Саввы сторожевского, 7 дек. пр. Антония сибского, 21 дек. св. Петра митрополита московского, 10 янв. пр. Павла комельского, 11 янв. пр. Михаила клопского, 31 янв. Никиты, еп. новгородского, марта 2 св. Арсения тверского, 11 марта св. Евфимия, еп. новгородского, 17 марта пр. Макария колязинского, апр. 17 св. Зосимы соловецкого, марта 26 св. Стефана пермского, марта 28 св. Кирилла, еп. туровского, мая 7 пр. Антония печерского, мая 14 св. Исидора твердислова, 15 мая Исаии, еп. ростовского, пр. Евфросина псковского, св. Димитрия царевича, 20 мая первое перенесение мощей св. Бориса и Глеба, мая 25 св. Георгия нового, июня 3 Иоанна белогородского, 9 июня пр. Кирилла белозерского, июня 25 свв. Петра и Февронии — князей муромских, июня 12 свв. мучч. Феодора и Иоанна варягов, июля 25 пр. Макария желтоводского, авг. 24 св. Петра митрополита.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

18–20. Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий 103 (по народным Литовским именам: Кумец, Нежило и Круглец), пострадавшие за христианскую веру при Ольгерде в 1347-м году. Составитель так называемой Густинской летописи, которая оканчивается 1597-м и по времени составления относится к первой половине XVII столетия, Сильвестр Коссов в своем Noльckoм Pamericon’e, напечатанном в 1635-м году и униатский писатель Ян Дубович в coчuhehuu: Hierarehia abo oZwierchnosci w cerki bozej, напечатанном в 1644-м году, утверждают, что празднование мученикам установил св. митрополит Алексий 104 , причем первый говорит, что митрополит сделал это с благословения патриарха Филофея, а последний назначает временем установления 1364-й год 105 . Очень может быть, что указанные свидетели говорят и совершенную правду, но так как они суть очень поздние свидетели, то и нельзя положиться на них с полною уверенностью. Несомненно, что почитание памяти мучеников в Вильне, здешними христианами, началось с самого времени их страдания, ибо, по свидетельству их жития, спустя немногие после него годы и еще при самом Ольгерде († 1377) и с его дозволения христиане построили на месте страдания церковь великую, в которой положили некую часть от мощей святых мучеников, погребенных у Виленской церкви св. Николая (построили церковь в честь св. Троицы, при которой образовался потом известный Виленский Троицкий монастырь. Что касается до Ольгерда, то, осудив на смерть Антония, Иоанна и Евстафия, как своих придворных, которые не хотели держаться одной с ним языческой веры и соблюдать языческих обычаев, вообще он отличался совершенной терпимостью к христианству, имев двух, одну за другою, жен христианок, дозволив крестить в христианство своих сыновей и наконец сам умерши христианином и даже монахом-схимником). А относительно установления празднования мученикам как святым можем сказать, что имена их стоят в месяцесловах некоторых богослужебных книг XV века 106 . Память празднуется 14-го Апреля, которое не составляет дня страдания ни одного из мучеников (пострадавших: Антоний 14-го Января, Иоанн 23-го Апреля, Евстафий 13-го Декабря), и относится к какому-либо событию из истории их мощей или же есть простая, происшедшая вследствие чего-либо, ошибка 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010