В сем году приступил я к исполнению задушевной мысли, питаемой мною с самого переселения в Вильно, именно: к прославлению драгоценной Виленской святыни, мощей святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Мученики сии пострадали пятьсот лет тому назад, признаны святыми Вселенской Церковью, и мощи их свидетельствованы по распоряжению Святейшего Синода в 1826 году преосвященными Черниговским и Минским. Было дело о торжественном открытии сих мощей, но не состоялось за воспоследованием тогда открытия мощей святителя Митрофана. Мощи святых Виленских мучеников находились издревле в подалтарном тёмном склепе большой церкви Свято-Духова монастыря. Вход в сей склеп был самый неудобный, через створчатые двери в полу перед самыми царскими вратами, по лестнице тесной, почти перпендикулярной, так что для желавших поклониться св. мощам сообщение было весьма затруднительное и неудобное для самого богослужения. Потому, прежде всего, устроил я, на свой счёт, прекрасный покатый и просторный вход в пещеру, с прекрасною железною дверью и железною по обеим сторонам решёткой. Вход этот начинается среди церкви, и двери в склеп пришлись с началом предалтарного возвышения, так что нет помешательства богослужению. Предписание Духову монастырю от 18 июня, – приложение Вместе с этою работою устроил я для себя в пещере каменный гроб, под ракой святых Виленских мучеников, и прикрыл его чугунною доской с надписью, что здесь покоится тело святителя Иосифа. К сему побуждён я был и желанием быть здесь погребённым, и каким то настроением духа, скорее приятным, нежели скорбным, о предстоящей мне скорой кончине. Предписание Духову монастырю от 2 июля, – приложение Устроив таким образом вход в пещеру, я обратил оную в церковь св. Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, признанных Вселенской Церковью; полагаю, что после сего будет уже излишнею формальность открытия самых мощей. Церковь вышла хорошенькая, сколько позволила местность. Образа для иконостаса писал академик Хруцкий, а самый иконостас чертил я, лёжа на диване, в течение десятидневного недуга от вывиха ноги. Следует заметить, что в таком же положении составлял я впоследствии план иконостаса Андреевской церкви – и оба вышли весьма удачно по применению к местности. Рапорт Св. Синоду от 26 октября – приложение и отношение от того же числа к графу Протасову в тетради, – приложение под

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Знакомство Преосвященного Алексия с игуменьею Антониею началось с весьма памятного для него дня – 17 марта 1878 года, в каковой день он был посвящен в Алексеевском монастыре Преосвященным Амвросием в сан архимандрита. Внимательный прием, оказанный в этот день новопосвященному архимандриту игуменьею Антониею, сразу расположил его в пользу матушки и послужил началом их дружеских отношений, продолжавшихся до самой кончины Преосвященного. Во время своей службы в Москве он своим внимательно заботливым отношением к делам Алексеевского монастыря заменил для матушки Преосвященного Леонида. По переходе же в Вильну, он состоял с ней в постоянной переписке, сообщая ей сведения о своей жизни и деятельности на новом месте его служения. В день 25-летняго юбилее матушки он прислал ей следующее письмо: «Ваше Высокопреподобие, высокопреподобнейшая и достопочтеннейшая матушка игуменья! В день исполнившегося двадцати пятилетия Вашего игуменского подвига и послушания примите мое сердечное приветствие с сею милостью Божиею к Вам. Великий подвиг и только иноческого пребывания в обители в течение четверти столетия, – неизмеримо труднее подвиг управления обителью. И вот этот великий подвиг Господь помог Вам проходить в течение 25 лет! И как проходить! С какою пользою для вверенных Вам обителей! С каким назиданием для вверенных Вам душ подвижниц, Вами управляемых! С каким утешением для граждан первопрестольной столицы, притекающих в обитель Вашу наипаче в скорбные и трудные минуты жизни! Да будет же слава Богу, благодеющему Вам, о Вас! Да будет благословенно имя Господа, давшего Вам силу и крепость к вынесению высшего иноческого подвига в течение двадцати пяти лет! Да будет благословенна и раба Божия игуменья Антония, избран сосуд милости Божией! Да дарует ей Господь крепость и силу к вынесению подвига ее и в грядущая многая, многая лета! С особенным сердечным утешением приветствую Вас, Высокопреподобнейшая матушка, в великий день Ваш, потому что в особенности люблю обитель Вашу, в которой я сам получил жезл архимандричий 17 марта 1878 года и в которой бывал чаще, чем в какой либо другой обители Москвы. В знамение благословения Божия прошу Вас принять святую икону святых Виленских мучеников: Антония, Иоанна и Евстафия. Да будут они молитвенниками о Вас! Призывая на Вас и на святую обитель Вашу благословение и милость Его, с глубочайшим почитанием и совершеннейшею преданностью имею честь быть Вашего Высокопреподобия смиренным богомольцем. Алексий Архиепископ Литовский» 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Серафима Саровскаго (†1833) Германа Аляскинскаго (†1837) Даниила Ачинскаго, Сибирскаго (†1843) Варлаама, пустынника Чикойскаго, Сибирскаго († 1846) Макария миссионера Алтайскаго (†1847) Арефы Верхотурскаго, Сибирскаго (†1915) Преподобных жен и матерей Анны, княжны Киевския (†1112) Евфросинии игумении, Полоцкия (†1173) Евпраксии, княгини Псковския (†1243) Евфросинии, княжны Суждальския (†1250) Харитины, княжны Литовския (†1281) Параскевы, игумении Ржевския (до XVI) Софии, великия княгини Московския, Суждальския († 1542) Елены игумении, Московския (†1548) Иулиании девы, Ольшанския (†ок. 1550) Софии княжны, Слуцкия (†1612) и всех прочих преподобных отец и матерей, в подвизех постнических просиявших Святых и добропобедных мучеников Российских Феодора варяга и сына его Иоанна, Киевских (†983) Георгия отрока (†1015) Авраамия Болгарскаго, Владимирскаго (†1229) Меркурия Смоленскаго (†1238) Феодора философа, Камскаго (†1323) Антония, Иоанна и Евстафия Литовских (†1347) Иоанна Казанскаго (†1529) Стефана и Петра Казанских (†1552) Бориса, Иакова, Феодора, Сильвана, Феодора, Василия, Феодора, Димитрия, Михаила, Иоанна и Василия Казанских (XVI) Симеона, Киприана, Иосифа, Василия и иже с ними, Иргенских, Сибирских (сер. XVII) Павла Русскаго (†1683) Гавриила младенца, Белостокскаго (†1690) Павла Виленскаго (XVII) Евстафия отрока, Крымскаго (†1752) Пахомия Русскаго, Афонскаго (†1780) и всех прочих Российских мучеников и мучениц, за веру во Христа и благочестие страдания претерпевших Святых священномучеников Российских Кукши, просветителя вятичей, Киево-Печерскаго († после 1114) Митрофана архиепископа, Пахомия архимандрита, Даниила игумена и Феодосия игумена, Владимирских (†1238) Симеона, епископа Переяславскаго (†1239) Лукиана Киево-Печерскаго (†1243) Анфима, епископа Сарскаго Патрикия иерея, Владимирскаго (†1411) Герасима, епископа Великопермскаго (†1441) Питирима, епископа Великопермскаго (†1456) Исидора пресвитера и иже с ним седмидесяти двух святых мучеников, Юрьевских (†1472) Макария, митрополита Киевскаго и всея Руси и иже с ним (†1497)

http://pravoslavie.ru/2368.html

Вильнюс. Свято-Духовский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1597. Адрес: Литва, Вильнюс, ул. Аушрос-Варту 8-1 Координаты: 54.67545, 25.290914 Изменить описание Храмы монастыря: Церковь Сошествия Святого Духа Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Вильнюсский Свято-Духовский мужской монастырь учрежден при св. Духовской церкви в 1597 г. иноками православного Троицкого монастыря. Храм во имя Сошествия Святого духа - 1633 г. (Монастыри русской православной церкви М. 2001 г.). Согласно путеводителю Вильнюс и Тракай изд. Р. Пакниса, 2003 г. - ц. Св. Духа заложена в 1567 г. Единственный православный храм вильнюсского барокко. Сегодняшний вид после реконструкции 1873 г. Левый придел во имя свв. равноапп. царей Константина и Елены, внизу под главным алтарем -пещерный храм во имя Виленских мучеников свв. Антония, Иоанна и Евстафия, причисленных к лику святых в начале 15 в. Виленский Свято-Духов мужской монастырь формировался на рубеже XVI–XVII веков. После заключения Брестской Унии в 1596 году, существующий до того православный Виленский Свято-Троицкий мужской монастырь оказался под властью униатов-базилиан. Из обители стали изгонять братию, которая к 1609 году постепенно образовала новый монастырь при построенном в 1597 году Свято-Духовом храме. Сюда же были перенесены из отнятого униатами монастыря типография, училище и богадельня. Среди насельников новой Свято-Духовской обители были иноки и из других православных монастырей, захваченных униатами. Первым настоятелем монастыря был архимандрит Леонтий (Карпович), известный своим исповедническим подвигом: в 1610 году он был заточен в темницу. Монастырь первоначально был подчинен Константинопольскому Патриарху. Но с 1686 года – в юрисдикции Московского Патриарха. Главный Престол монастырского собора освящен в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Собор имеет два придела: правый – во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, левый – во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены. Внизу под главным алтарем собора – пещерный храм во имя святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, причисленных к лику святых в конце XIV столетия. В пещерном храме погребен митрополит Виленский и Литовский Иосиф (Семашко) (23 ноября 1868 года)

http://sobory.ru/article/?object=00993

Великий князь уступил требованию язычников, но сначала решил казнить одного святого Антония, надеясь, что святой Иоанн снова отречется от Христианства. Всю ночь перед казнью провел святой Антоний в молитве, благодаря Бога за ниспосланный ему мученический венец и прося Его укрепить брата в ожидаемых им тяжких испытаниях. Он предвидел скорую кончину святого Иоанна и советовал ему не отступать от веры и безбоязненно переносить страдания. Утром 14 апреля 1347 года оба святых мученика причастились Святых Тайн, затем святого Антония повели на казнь. Язычники повесили его на дубе. Святой же Иоанн по-прежнему был тверд и непреклонен в христианской вере, по-прежнему продолжал проповедовать народу, стекавшемуся к темнице. Обозленные язычники зверски расправились с ним. 24 апреля 1347 года они сначала удавили его, затем мертвого повесили на том же дубе, как и предсказывал перед смертью святой Антоний. Тела святых мучеников были с честью погребены верующими христианами в храме во имя святителя Николая Чудотворца . Мученическая смерть святых Антония и Иоанна принесла благодатный духовный плод. Родственник святых братьев Круглец, так же придворный князя Ольгерда, потрясенный стойкостью мучеников, принял святое крещение от священника Нестора с именем Евстафий . 13 декабря 1347 года он также пострадал за Христа. На том месте, где раньше рос дуб, попечением второй жены кн. Ольгерда княгини Иулиании был воздвигнут храм во Имя Пресвятой Троицы. Во время перенесения тел святых страстотерпцев в этот храм были обретены нетленными их мощи, от которых совершались чудеса и исцеления. По просьбе православных литовцев святитель Алексий , митрополит Московский (+1378), обратился к Константинопольскому патриарху Филофею (1354-1355, 1362-1376) с тем, чтобы он благословил причислить мучеников к лику святых. О том, что патриарх очень скоро исполнил эту просьбу, говорит тот факт, что уже в 1364 году он прислал преподобному Сергию Радонежскому (+1392) крест с мощами святых Антония, Иоанна и Евстафия.

http://drevo-info.ru/articles/3746.html

Отец Нестор обратил несколько придворных литовцев-язычников в православие. Среди них были два брата из местной знати – Нежило и Кумец, названные во святом Крещении Антонием и Иоанном. После смерти супруги, Ольгерд, под давлением литовских языческих жрецов, имевших большое влияние на народ, отказался от христианства и вновь стал поклоняться идолам. Святые Антоний и Иоанн продолжали соблюдать все христианские обычаи, в частности не ели скоромной пищи в постные дни. Жрецам не трудно было обнаружить, что братья исповедуют Христову веру. Они стали требовать, чтобы великий князь Литовский наказал святых Антония и Иоанна. Ольгерд боялся, что если он не накажет своих слуг, то может лишиться престола. Он стал уговаривать Антония и Иоанна отказаться от христианства или хотя бы внешне показать себя язычниками – принять в постный день мясную пищу. Братья не изменили своей вере и отказались нарушить предписания Церкви. Тогда раздраженный князь приказал бросить их в темницу. Целый год томились братья в неволе. Младший из братьев, святой Антоний, мужественно и терпеливо переносил страдания, а старший, Иоанн, не выдержал испытаний. Он стал ослабевать физически и духовно. Втайне от брата Иоанн объявил Ольгерду, что готов подчиниться его воле, лишь бы ему возвратили свободу. Обрадованный отступничеством узника, князь освободил не только Иоанна, но и святого Антония, назначив их видными сановниками при дворе. Иоанн, хотя внешне и исполнял языческие обряды и обычаи, но в сердце своем оставался христианином. Святой Антоний же всем своим образом жизни открыто исповедовал Православие. Брата своего укорял за малодушие и трусость, призывал его покаяться и уговаривал, не страшась мучений, вновь открыто исповедовать Имя Христово. Однажды к княжескому столу, куда были приглашены и святые братья, было подано мясное блюдо. Иоанн, хотя был постный день, из боязни мучений не решился отвергнуть скоромную пищу и ел ее вместе со всеми. Антоний же, открыто исповедуя себя христианином, отказался от мяса.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глубоко чувствуя эти обстоятельства, благоговея к святыне, Богом нам сохранённой, я предположил под-алтарный склеп или пещеру, где почивают мощи святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия обратить в церковь , устройством иконостаса по приложенному здесь проекту под 2, и церковь эту посвятить имени сих угодников Божиих. Я знаю, сколь здешние Православные признательны за облегчение им входа в склеп святых мучеников; устройство здесь церкви удовлетворит вполне их благочестивые желания. Засим покорнейше прошу разрешения Св. Правительствующего Синода на устройство иконостаса и алтаря по приложенному плану, а тем самым на обращение под-алтарного склепа в церковь во имя святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Что касается средств на устройство церкви, то таковые имеются в сумме, пожертвованной на сей предмет почётным гражданином города Иркутска Ефимом Кузнецовым. 76. Тетрадь с собственноручною перепиской его высокопреосвященства с 7 марта 1850 года по 1 августа 1852 года Св. Синоду, 7 марта 1850 года 772. При новом образовании Литовской епархии, среди чуждых неприязненных элементов, при переведении епархиального начальства в город Вильно, для устройства всего и поддержания устроенного в должном порядке нужны были особенные усилия не только в начальнике епархии, но и в его сотрудниках. Бог благословил меня достойными сотрудниками. К числу самых полезных, самых способных и ревностных, принадлежит кафедральный Виленский протоиерей Виктор Гомолицкий. Кроме должности протоиерейской и члена консистории, на него возлагались и возлагаются разные сторонние обязанности, по местным обстоятельствам весьма тягостные. Обязанности сии пояснены в прилагаемом при сем послужном списке протоиерея Гомолицкого, и он их исполнял и исполняет безмездно к пользе службы, с полным самоотвержением и даже заметною потерею здоровья. Из уважения к сему, долгом поставляю просить покорнейше предстательства Святейшего Правительствующего Синода о награждении кафедрального протоиерея Виктора Гомолицкого орденом св. Анны второй степени, для поощрения его к дальнейшему усердному служению на здешнем трудном поприще.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

наиболее активно развивается в епархиях РПЦ на Украине, в Белоруссии и Литве. На Украине Б. п. стали форпостом борьбы с расколом, католич. и униатским прозелитизмом. Одновременно они заняли жесткую позицию по отношению к гос. церковной политике, направленной на ущемление прав УПЦ МП и создание автокефальной УПЦ. В 1992 г. возник Союз православных братств Украины (с 1996 Всеукраинское православное братство УПЦ МП), объединивший ок. 40 братств. Союз издает «Вестник Союза православных братств Украины». В Белорусском Экзархате к 1995 г. действовало 14 Б. п. и 10 сестричеств, к 1 янв. 2003 г.- 27 Б. п. и 61 сестричество, крупнейшими являются братства во имя мучеников Антония, Иоанна и Евстафия и Михаило-Архангельское (созданы в 1992). В белорус. братствах активно участвует молодежь, стали традиционными слеты правосл. молодежи (последний состоялся 29 июля - 1 авг. 2002 в Столбцовском р-не Минской обл.). В кон. 2002 г. в Минске при Экзархате учреждено Братство церковных звонарей. Осенью 1995 г. по инициативе представителей правосл. приходов Литовской епархии и по благословению архиеп. (впосл. митр.) Виленского Хризостома (Мартишкина) в Вильнюсе было создано Православное братство Литвы, к-рое поставило своей целью служение правосл. людям, живущим в Литве. Братство активно работает с детьми и молодежью, для к-рых с 1996 г. ежегодно устраиваются летние лагеря. В праздник перенесения мощей мучеников Антония, Иоанна и Евстафия в вильнюсский в честь сошествия Св. Духа на апостолов мужской монастырь (26 июля) при участии братства организуется крестный ход по маршруту Каунас-Вевис-Тракай-Вильнюс. Лит.: Машанов М. А. Обзор деятельности братства св. Гурия за 25 лет его существования, 1867-1892. Каз., 1892; Папков А. А. Церковные братства: Кр. стат. очерк о положении церк. братств к нач. 1893 г. СПб., 1893; Первое десятилетие Прибалтийского правосл. братства с 22 сент. 1882 г. по 22 сент. 1892 г.: Кр. обзор. СПб., 1893; Цветков П. Братство прп. Сергия для вспомоществования нуждающимся студентам и воспитанникам МДА в первое 25-летие (1880-1905).

http://pravenc.ru/text/153359.html

Достойно примечания то обстоятельство, что после кончины святых, никто из преступников, осужденных на смерть, не был повешен на дереве том, ни похоронен около него (так как Бог прославляет всегда Своих мучеников). Хотя это место и было предназначено для казни и все осужденные на казнь умирали там, однако, после страдания и смерти святых, на том месте не был казнен ни один преступник. По прошествии нескольких лет, когда в том городе умножилось число христиан и святая вера со дня на день росла и крепла, верующие собрались вместе и, придя к князю, просили его отдать в их распоряжение то место, где приняли блаженную кончину три упомянутых святых мученика. Князь, по устроению Божию, согласился на просьбы христиан и отдал им просимое место. Христиане, срубив дерево то, построили на его месте Церковь во имя Пресвятой Троицы, в честь и славу Отца и Сына и Святого Духа 2552 , причем поставили святой престол на том самом месте, где раньше росло дерево. В эту церковь и были внесены мощи святых мучеников Христовых – Антония, Иоанна и Евстафия, для прославления Бога, в Троице Святой славимого, Коему подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и во веки веков. Аминь. 2545 Город Вильна основан в XII в., а по другим известием, даже в X в. Но исторически известным он становится только в нач. XIV в. (ок. 1323 г.), как столица великого князя литовского и русского Гедимина. В настоащее время Вильна представляет из себя большой со стотысячным населением губернский город, принадлежащий России. 2546 Поклонение огню, вообще распространенное в древности, имело место и в языческой Литве. Оно состояло собственно в поклонении богу огня, грома и молнии – Перуну, в честь которого в Вильне был выстроен в 1285 г. довольно обширный храм. 2548 Ольгерд, князь литовский, правил с 1341 г. по 1377 г. Незадолго до вступления на княжение, Ольгерд принял христианство, но сделал это из житейских расчетов, желая завладеть княжеством Витебским, принадлежавшим русской княжне Марии Ярославне, на которой Ольгерд и женился с этою целью. Когда умерла его супруга – христианка (это было около 1346 г.), Ольгерд оставил христианство и снова стал язычником.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Митрополит Волоколамский Иларион и архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий совершили в Вильнюсе Божественную литургию 14 мая 2012 г. 11:30 Вечером 12 мая 2012 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прибыл в Вильнюс. В аэропорту иерарха встречали архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий и посол Российской Федерации в Литве В.В. Чхиквадзе. В воскресенье 13 мая в соборе вильнюсского Свято-Духова монастыря митрополит Иларион и архиепископ Иннокентий совершили Божественную литургию в сослужении братии обители. За богослужением молился глава дипломатического представительства России в Литовской Республике. По окончании Литургии иерархи сугубо молились у мощей мучеников Виленских. Затем на амвоне архиепископ Иннокентий обратился со словами приветствия к митрополиту Волоколамскому Илариону и подчеркнул особое значение для владыки Виленской и Литовской епархии , где он подвизался в качестве насельника Свято-Духова монастыря.  Констатировав, что годы его служения там пришлись на трудное и судьбоносное для епархии время, выступавший отметил, что владыка Иларион, в ту пору клирик Виленской епархии, твердо поддержал позицию правящего архиерея митрополита Хризостома . «Уже в свои молодые годы Вы проявили свои незаурядные качества: твердость в вере и мужество. Люди с теплотой и любовью вспоминают о Вас в тех местах, где Вы несли служение», — сказал архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий. В качестве памятного дара он преподнес председателю ОВЦС икону Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. В ответном слове председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион сказал: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка архиепископ Иннокентий! Дорогие отцы, дорогие братья и сестры! С чувством глубокого внутреннего волнения переступил я порог этого святого храма, с которым связаны очень многие воспоминания моей жизни. Четверть века назад на этом амвоне я лежал пред постригавшим меня наместником монастыря, ныне уже покойным архимандритом Никитой, и принял здесь монашеский постриг. Возле этого святого престола блаженной памяти архиепископ Викторин, тоже уже четверть века назад, рукополагал меня в диаконский сан. Здесь, в Свято-Духовом монастыре у мощей святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия совершал я первые свои Литургии и в сане диаконском, и в сане священническом.

http://patriarchia.ru/db/text/2218200.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010