А так как именно Миссия первоначально должна была заботиться о паломниках, для чего необходимо было улучшить быт последних, устраивая дома для размещения приезжающих, отец Антонин решил действовать самостоятельно, не дожидаясь синодальных постановлений, и начал приобретать в Палестине земли. Это поставило Миссию в довольно щекотливое положение относительно Консульства, так как последнее должно было следить за недвижимостью России на определенной территории. Ввиду этого Палестинская Комиссия решила использовать подобные разногласия и преобразовать Миссию в Настоятельство при Консульстве, и уже был готов указ Синода (что было выгодно Палестинской Комиссии, так как она получила бы все имущество Миссии), но граф Е. В. Путятин, хорошо относившийся к отцу Антонину, ходатайствовал перед императрицей Марией Александровной о недопущении закрытия Миссии, и государыня приостановила ход дела. Казалось, архимандрит Антонин одержал победу, но на самом деле травля его продолжилась. В числе зданий, составлявших русский поклоннический приют в Иерусалиме был и дом Миссии, постепенно перешедший в ведение Консульства, хотя для последнего и был отведен участок в центре Иерусалима. Посторонние лица, начавшие появляться в Миссии с переездом в здание Консульства стесняли поклоннический приют, превнося в него светский мир, чуждый понятиям и взглядам паломников. Отец Антонин возбудил ходатайство об избавлении Миссии от излишних элементов и о территориальном отделении Миссии от Консульства, что было позволено лишь в 1890 году указом Синода Архимандрит Антонин с радостью принял здание, переходившее под его начало, и – там многочисленные перестройки. превратившие дом в удобный приют для паломников и обитель для членов Миссии. Архимандрит Антонин. Портрет работы акад. Кошелева. Ок. 1890 г. Архимандрит Антонин. Портрет работы акад. Кошелева. Ок. 1890 г. Но недоброжелатели Начальника Миссии, обвинявшие его во многих грехах, стали действовать более изощренно: орудиями их стали А. Ушинский и Ю. Добрынин (псевдоним), писавшие памфлеты и гнусные романы про отца Антонина (например, «Пейс-Паша и его консорты».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Отец Антонин, видя опасность, исходящую от них, ратовал за необходимость налаживания постоянных сношений между Русской и Константинопольской Церквями, которую почувствовало и греческое духовенство. Архимандрит Антонин нередко выполнял поручения Синода, касающиеся этого вопроса, и свое назначение в Иерусалим воспринял как одно из таких поручений, выполнение которых длилось обычно не больше года. 11 сентября 1865 года отец Антонин прибыл в Иерусалим, где был торжественно встречен русскими членами Миссии и довольно прохладно – Патриархом Кириллом, так как последний ожидал письма Синода, которое не было ему передано по неизвестным причинам. Таким образом, новый Начальник сразу же столкнулся с неприятием его высшим греческим духовенством, а именно архимандрит Антонин должен был расследовать дело, связанное со скандалом вокруг имени архимандрита Леонида, чем он и занялся незамедлительно. Это дело положило начало его служению в качестве Начальника Миссии, ибо здесь он проявил свой дипломатический талант: завоевав расположение Патриарха, отец Антонин сумел выявить истинную причину скандала (а ею послужила личная неприязнь некоторых членов Миссии к архимандриту Леониду и использование этого консулом, который представлял события Иерусалимскому Патриарху, заведомо их искажая), сохраняя при этом хорошие отношения и с бывшим Начальником, которому приходилось указывать на некоторые ошибки. Личное обаяние и ум архимандрита Антонина сослужили ему хорошую службу, и он не стал очередной жертвой консульских интриг, не запутался (как того ожидали) в расследовании и, таким образом, довольно успешно начал свою деятельность в Иерусалиме. Святая Земля. Иерусалим. Начальник Руской Духовной миссии архимандрит Антонин (6), с двумя членами братии Миссии, оо. Виссарионом (7) и Вениамином (8), Генеральный Русский консул Ареньев (5), консул Михайлов (4) с супругой (3), г-жа София Домниковна Хитрово (1) и ее мать (2), – члены-учредители Императорского Православного Палестинского общества. 1892 г. Святая Земля.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТОНИН (КАПУСТИН) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архим. Антонин (Капустин) Архим. Антонин (Капустин) Весной 1863 г., получив отпуск, единственный раз за более чем 40-летнее пребывание на Востоке смог совершить поездку на родину; по пути в Батурино к родителям он посетил крупнейшие научные центры Европы и России ( Вена , Прага , Дрезден , Санкт-Петербург , Москва ) и книжные собрания крупнейших библиотек, познакомился с лучшими специалистами в области славяноведения и византинистики. В том же 1863 году по поручению Святейшего Синода исследовал на Афоне вопрос о подлинности Синайского кодекса Библии , подтвердив его древность, а в 1868 г. вел в Константинополе переговоры об окончательной передаче этой ценнейшей рукописи русскому правительству. В мае-июле 1865 г. он совершил поездку по балканским провинциям Османской империи ( Македония , Фессалия , Эпир ), собрав в путевых дневниках богатый археологический материал по церковной истории . В 1865 г. был назначен временно заведующим делами Русской духовной миссии в Иерусалиме , а 5 июня 1869 года был утвержден в должности ее начальника). Миссия, основанная в 1847 г., находилась в это время в сложных отношениях с Иерусалимским Патриархатом и представителями др. конфессий в Палестине, а также испытывала крайнее стеснение в денежных средствах, необходимых для ее работы. Архим. Антонин, благодаря тонкому пониманию политической и церковной ситуации на христианском Востоке, прекрасному знанию греческого и ряда восточных языков и дипломатическому таланту, сочетавшемуся с личным обаянием, сумел постепенно улучшить положение Русской миссии, укрепить ее авторитет в Палестине. Добившись более внимательного отношения к ней со стороны русского правительства и Святейшего Синода, ему удалось создать серьезную материальную базу для деятельности миссии в Палестине и значительно расширить существовавшую систему русского паломничества в Св. землю.

http://drevo-info.ru/articles/26725.html

Приход был достаточно большим — примерно 850 дворов. Отец архим. Антонина прожил долгую жизнь и умер в 1865 г. — как раз в том году уже почти 50-летний о. Антонин поселился в Иерусалиме. После его смерти, по словам о. Антонина, у семьи «остался только деревянный дом на пригорке с рябинным садиком и огородом при нём, и положительно ничего более». Андрей Капустин начал своё образование дома и в храме. Читать он учился по Псалтири под руководством своего отца. А уже в девятилетнем возрасте уехал из дома учиться в Далматовское духовное училище. Оно открылось в 1714 году при Далматовском монастыре на берегу реки Исети и было первым училищем в Зауралье, устроенном для детей священнослужителей. В разные годы здесь учились А. Ф. Мерзляков — поэт и профессор Московского университета, изобретатель радио А. С. Попов, основатель Томского университета В. М. Флоринский и другие выдающиеся люди.  После поступления в училище Капустин домой уже не вернулся. Пятилетний курс училища он называл невесёлым для себя временем. Наука ему не давалась, и в классе он числился на одном из последних мест. Хотя уже тогда в маленьком школьнике начал зарождаться интерес к Востоку, «наука, вооружённая “лозой” и “без обеда”, постоянно искала закрыть [Византию] от воображения, представляя ему вместо светлого видения мрачный урок, урок и больше ничего» (Антонин Капустин, архим. Поездка в Румелию. С. 17—18). Впрочем, именно Далматовскому монастырю Капустин перед смертью завещал свой золотой наперсный крест, выданный ему по императорскому указу, богато декорированный, с изображением короны Российской империи. Крест, который он носил по торжественным случаям в течение многих лет. После училища Андрей Капустин поступил в Пермскую семинарию, где оставался пять лет, до 1836 г. А в 19-летнем возрасте он навсегда покинул уральские края и переехал далеко на юг, в Екатеринослав (нынешний Днепр), где его дядя — брат отца — стал ректором семинарии и взял на себе заботу о племяннике, а также связанные с его образованием расходы. Здесь же Капустин впервые начал преподавать: семинаристом он был назначен учителем греческого языка для младших курсов с жалованьем в 100 рублей ассигнациями в год.

http://bogoslov.ru/article/6174044

Справедливость требует сказать, что о. Антонин в деле о «неустройствах в Иерусалимской духовной миссии» обнаружил заметное колебание, которое митрополит Филарет предусматривал еще пред отправлением его в Палестину. «Если послан будет в Иерусалим архимандрит Антонин, то с каким поручением? спрашивал московский владыка. Если в качестве посредника или при­мирителя, то можно ли ожидать успеха? Действуя скромно и мирно, решится ли он притом сказать некоторые твердые слова патриарху, чтобы разрешить его предубеждения против архимандрита Леонида, и консулу, чтобы изъяснить ему неправильность принятия доносов, переданных от него, и следствия? Будет ли иметь довольно силы, чтобы сделать послушными возмутившихся монахов, трудно ре­шиться утверждать сие» 72 . Отправленный из Константино­поля с целью заменить в Иерусалиме своего предшествен­ника архимандрита Леонида, о. Антонин не имел, по слабости человеческой, достаточно мужества, чтобы на дело посмотреть беспристрастно и указать прямо и реши­тельно и патриарху Иерусалимскому и русскому консулу их неправильный образ действия но отношению к о. архи­мандриту Леониду. В шестой статье своего донесения о. Антонин между прочим «соглашается быть настоятелем миссии» 73 , к чему, по словам митрополита Филарета, «не имел для себя затруднений ни со стороны консула, ни со стороны патриарха» 74 , т. е., иначе говоря, угодил и тем и другим. И за эту дань слабости человеческой горько пришлось поплатиться о. Антонину в последствии. В донесении о. Антонина однако же вполне правильно указана была причина происшедших беспорядков. «С пе­редачею в хозяйство консульства всех русских заведений в Иерусалиме, писал в Св. Синод о. Антонин, миссия, считавшаяся если не собственницею, то распорядительницею всего, что было наше здесь, вдруг увидела себя без собственности, без права, без власти, без силы, даже без совещательного голоса в устройстве наших дел палестинских. Такой переворот во взаимных отношениях двух ведомств естественным образом должен был возбуждать в одной стороне жаление об утраченном значении, а в другой некоторую долю надмения им.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Неуспехи в училище остались в прошлом, и семинарию Капустин закончил как один из лучших учеников. Именно поэтому он смог поступить в Киевскую духовную академию, в которой учился в 1839–1843 годах. Академию он кончил со степенью магистра богословия и был при ней оставлен как бакалавр по немецкому, а затем и греческому языку. А в ноябре 1845 года Андрей Капустин принял монашеский постриг в Киевских пещерах с именем Антонин и в том же месяце был рукоположён в диаконы и священники. Так он вступил на путь монашеского и священнического служения. Постриг и рукоположение совершил Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров), недавно прославленный в лике святых.  Интересно, что о. Антонин принял постриг и был рукоположён в 28 лет — достаточно поздно, если учесть, что с девятилетнего возраста он жил при духовных школах. Возможно, это было связано с тем, что он долго не мог определиться с выбором пути: брак или монашество. Иногда даже говорят, что монахом он стал случайно . Вообще-то Капустин решил жениться. В Умани жила девушка, которую он полюбил и за которой начал ухаживать. Но один из его ближайших друзей тоже влюбился в неё. Этому-то другу девушка и отдала предпочтение. Вернее, предложения, сделанные одновременно обоими молодыми друзьями, девушка передала на суд своего отца… Это событие о. Антонин потом вспоминал как решающее в своей судьбе. А возможно, девушка и её отец почувствовали, что сердце молодого преподавателя духовной академии уже полностью занято христианским Востоком, наукой и Византией. Об этом этапе жизни Капустина хорошо написал о. Киприан (Керн), возможно, прошедший сходный путь к монашеству: «Поворот духовной жизни может иногда сопровождаться надломом. Часто в подобных случаях появляются уклон в мрачное обличение всего живого и счастливого. Личная неудача, не дай Бог, может повести к озлобленности, иной раз искусно маскируемой личиной аскетизма. Кроме этого, не меньшей опасностью грозило бы старание заглушить в себе чувство, испугаться его и возненавидеть. Но рано или поздно всё равно оно бы потом снова вырвалось наружу и, кто знает, в каких ещё проявлениях. Сердце должно было бы понять, что чувство это не было греховным и не стало им в силу одного того, что он решил идти другим путём. Не нужно было мудрому сердцу начать лгать себе и гнушаться хорошего и чистого чувства своего. Не искоренить в себе чувство к любимой девушке и не возгнушаться его, а одухотворить его было позвано сердце. И сердце его поняло всё это, и потому-то и легче стало Андрею Ивановичу, и без терзаний и мучений вспоминал он потом всё это…

http://bogoslov.ru/article/6174044

Отца Антонина иногда упрекают в том, что он посещал молитвенные собрания инославных (католиков, протестантов, армян, коптов) и даже иноверцев (иудеев). Но отец Варнава уверен, что отцу Антонину это не могло нанести вреда, потому что православная вера определяла всю его жизнь. Но как тогда быть с тем, что отец Антонин приобретал участки с христианскими святынями (например, с Мамврийским дубом) часто вопреки благословению Синода? Более того, Синод даже издал указ4, запрещающий ему покупать эти участки на Святой земле. Но очевидно, что в исторической перспективе архимандрит Антонин оказался прав. «Следует помнить в этом случае, что церковное послушание не тождественно армейской дисциплине, а ставит во главу угла истину, — поясняет отец Варнава. — И в духовном облике отца Антонина есть многое, чему мы можем поучиться и чему должны подражать, если желаем стать настоящими христианами. Однако для прославления, как мы понимаем, всего этого недостаточно. Нужна воля Божия, знамение того, что отец Антонин угодил Богу. Как правило, таковыми знамениями служат чудеса, совершающиеся через посредство подвижника благочестия. Это с одной стороны. А с другой — требуется почитание церковным народом. Можем ли мы сегодня сказать, что имеется то и другое?» Фото автора Примечания 1 Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). Гл. 8: Иерусалимские годы (1865–1894). URL: http://palomnic.org/rdm/k/10/(дата обращения: 27.07.2017). Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Гл. 3: Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская духовная миссия под его управлением. URL: http://www.rusdm.ru/history.php?item=12 (дата обращения: 27.07.2017). 2 URL: dalmate.ru/muzej.html (дата обращения: 27.07.2017). 3 См.: URL: agioi-zaural.ru/images/Issledovanij/2016.pdf (дата обращения: 27.07.2017). 4 Указ 2596 от 21 декабря 1872 г. (Архив РДМ. Дело 1700). Может ли возрождение памяти об отце Антонине привести современного человека к вере? 

http://e-vestnik.ru/reports/baturino_rod...

Поэтому отцу Антонину, твердо решившему заняться расширением владений Миссии, приходилось рассчитывать только на помощь паломников и собственные скудные средства (помимо прочего, Консульство запрещало устанавливать кружки для сбора пожертвований на содержание Миссии). Немалую трудность представляло для отца Антонина и турецкое законодательство, разрешавшее приобретать земли только частным лицам и только подданным Порты. Но эту трудность помог преодолеть верный помощник Начальника и драгоман Миссии Я. Е. Халеби, на имя которого и приобретались все земли. Отец Антонин прекрасно понимал, что инославная пропаганда отчасти сильна и своими владениями, поэтому Начальнику Миссии представлялось необходимым бороться с этим явлением его же оружием. Дуб Мамврийский, около которого Святая Троица явилась Аврааму в виде Трех Странников (Быт. Х1И,18, XVIII, 1–5), находился в самом центре мусульманского фанатизма – в Хевроне. Владел им некий Ибрагим Шаллуди, дороживший своей собственностью отнюдь не из религиозных соображений: если христиане и добирались до Дуба, то Шаллуди продавал им листья, веточки и сучки, получая тем самым некоторый доход. Но, тщательно все разведав, отец Антонин пришел к выводу, что Ибрагим может согласиться продать святыню. И, зимой 1868 года, драгоман Миссии Халеби, снабженный отцом Антонином деньгами, отправился в Хеврон под видом купца из Алепо. Дело в том, что среди местного населения бытовало поверье, что ислам погибнет, как только в Хевроне зазвучит колокольный звон, поэтому возможность купить Дуб от лица Миссии была полностью исключена. После долгих и томительных переговоров, немалых «бакшишей», столь необходимых в той среде, Шаллуди продал участок Халеби: официальная цена равнялась 143 наполеондрам (хотя на деле Халеби заплатил около 200). 1 октября 1868 года отец Антонин уже имел на руках документ, составленный по всем турецким законам на имя его верного Халеби, который отныне являлся владельцем Дуба с прилегающим к нему участком. «Торжеству и радости не было конца», – пишет отец Антонин.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Выпили по чарке иродовки (о водке) Страсть к игре в переименования распространяется на географические и топографические реалии. Антонин придумывает названия иерусалимским кварталам: Жидополь (о строящемся еврейском квартале Мишкенот Шеананим) Хождение с компанией на Сион, в Армянь-город (об Армянском квартале Старого города) При первом же чтении бросается в глаза обилие используемых в дневнике иноязычных, преимущественно греческих, слов и фраз. Когда заходит речь о сюжетах, связанных с монастырскими библиотеками, в записях Антонина буквально гимзят (его, пермское, словечко, значащее примерно ‘кишат’) такие, иногда даже необязательные грецизмы, как калогиры (‘честные старцы’), геронды (‘старцы новопостриженных иноков’), филлады (‘книжки, брошюры’), не говоря уже об известных и в самой Греции лишь книжникам-археографам аколуфиях (‘службах’), анфологиях (‘цветниках’), панигириках (‘торжественниках’) или кириакодромах (‘сборниках воскресных поучений’) 1424 . Перефразируя самого Антонина, мы слышим в дневнике «поминутно менявшуюся речь русскую, греческую и арабскую, русскую на греческий лад, русскую на арабский лад и, наконец, какую-то смешанную из всех трех речей» 1425 . По справедливости следовало бы добавить речь латинскую, немецкую и французскую, русскую на латинский лад, русскую на французский лад и т. п. Любопытно, что некоторые из употребляемых Антонином греческих слов, фразеологизмов, поговорок не известны сегодня ни носителям языка, ни словарям. Похоже, в ряде случаев Антонин и на греческом материале не мог воздержаться от излюбленного своего словотворчества. Современники, видимо, сознавали и ценили недюжинные филологические способности и пристрастия Антонина, проявлявшиеся не только в полушутливых контекстах дневника, но и в собственно научных публикациях. 9 июля 1870 г. Антонин получает письмо от своего предшественника на посту начальника РДМ, архимандрита Леонида (Кавелина) , тогда уже «Новоиерусалимского», «зовущего меня на покой в Москву в сотрудники Капитону Ивановичу » – знаменитому соавтору «Описания славянских рукописей Синодального собрания».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Афонские встречи Петра Севастьянова: ученые архимандриты П.Успенский и А.Капустин - 1 часть  Афонские встречи Петра Севастьянова: ученые архимандриты  П.Успенский и А.Капустин     Публикуем фрагмент статьи из журнала " Странник " с небольшими изменениями и дополнениями. - Афон     С о.Антонином Петра Севастьянова с вязывали добрые, даже дружеские отношения, преисполненные взаимного уважения, доверия и благодарности за поддержку в трудных ситуациях. В отличие от П.Успенского, архимандрит Антонин не был честолюбив и не ревновал к чужим успехам. Общительный, красивый, не чуждый самоиронии и юмора и в то же время деликатный, он достаточно легко находил общий язык в прямом и переносном смысле даже с такими непростыми собеседниками, как важничающие, но невежественные афонские «воротилы» - словечко из лексикона о.Антонина и Севастьянова.   Надо заметить, что все трое ученых, проведя много времени среди духовенства восточных монастырей, были невысокого мнения о нестяжательстве и благочестии их руководящей верхушки. О Капустине в дореволюционных справочниках и тем более советских энциклопедиях сведений обнаружить не удалось, и собирать их пришлось по крупицам. Андрей Иванович Капустин (1817-1894) - церковный деятель, археолог, востоковед, знаток древних языков. Так же, как Севастьянов и П.Успенский, он был членом Императорского археологического общества, возглавляемого великим князем Константином Николаевичем. Капустин был выходцем из рода потомственных священников российской северной глубинки (в одном из писем он пошутил по поводу своего «сибирского благодушия»). Существовала легенда о неудачной любви молодого человека, заставившей его после окончания Киевской духовной академии в середине 1840-х гг. принять монашество под именем Антонин. С 1850 по 1860 г. он служил в Греции в качестве архимандрита русской посольской церкви в Афинах. По-видимому, именно в Афинах, у посланника Озерова, произошло знакомство Петра Севастьянова и о.Антонина. Общий интерес к археологии их моментально сблизил, и тогда же возникла идея совместной поездки на Афон. Первое письмо священника Севастьянову на Афон датировано 15 июля 1858 г. Автор письма просил извинения за то, что не смог сдержать слова и приехать на Святую гору: «Господин посланник не давал паспорт в чужое государство, не снесясь предварительно с Министерством». Не сумел он также найти ни требуемые химикаты, ни фотографов, желающих выехать на Афон для работы с Севастьяновым. Сам о.Антонин тоже увлекся фотографией. В письме он делился опытом использования бумажных негативов и приложил свой снимок с мраморного барельефа «Грехопадение Адама».

http://isihazm.ru/?id=384&iid=2898

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010