Закрыть itemscope itemtype="" > А в душе – улыбка Памяти сурового на вид архимандрита Антония (Гулиашвили) 11.02.2021 737 Время на чтение 13 минут Источник: Православие.Ru 9 февраля 2021 года в храме Святого Александра Невского в Тбилиси отпели любимого многими и у нас, в России, архимандрита Антония (Гулиашвили) . Для нас он был и остается не только носителем лучших традиций православной Грузии, но и наследником псково-печерских старцев, – 40 лет батюшка окормлялся у отца Иоанна (Крестьянкина). Новопреставленного вспоминает Иоанн Шевчук, послушник московского Сретенского монастыря, где часто гостил отец Антоний. Архимандрит Антоний (Гулиашвили) Доли секунд – и ты новый Я келейничал у отца Антония, когда он приезжал в Москву на лечение. Батюшка всегда был такой статный, что поначалу я даже несколько его побаивался. Он – важный, серьезный, а я скорее веселый человек. «Ну, – думаю, – услужили батюшке». Разве ж я знал, как мы потом и дурачиться будем… Он много потом и сам смешного рассказывал, да и не прочь был какой-нибудь семинарский анекдот послушать. Но все равно благоговение рядом с ним ты ощущал всегда. Батюшка и сам к тебе, даже мальчишке, был подчеркнуто уважителен, пусть и не без юмора. Помню, когда меня приняли послушником в обитель, и я вернулся к нему в наши больничные «казематы» (у него было какое-то такое восприятие) уже в подряснике, с монашеским поясом, он закидывал голову и с серьезным видом, вперяясь остановившимся взглядом, произносил: «О, Иван – пан». Я несколько бываю рассеян. Отец Антоний мне кричит: «Иван, Иван…». А меня нету, где-то в облаках витаю. Потом подхожу с таким видом, что по-прежнему «в непонятках». Другой бы отругал, – у человека в немощах, говорят, душа обнажается, всё его нутро, каков он есть, и часто начинают разматываться клубки страстей: гнев, раздражение, обидчивость, – а батюшка так смешливо улыбается: «Ох, Иван-Иван Рассеянный с улицы Бассейной», – возвращал меня батюшка на землю. А то иногда потом и ввернет при всех: «Вот этот рассеянный… Он меня терпеть не может», – а сам косится, смотрит на реакцию… У тебя душа полное обновление переживет за эти доли секунд. А он – уже улыбается.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/11/a_v_du...

Закрыть itemscope itemtype="" > Почему все Лавры на территории Украины – Успенские? 28.08.2020 2337 Время на чтение 3 минуты Источник: Православная жизнь Об особом почитании православными Пресвятой Богородицы – митрополит Антоний (Паканич). – Владыко, почему именно праздник Успения Пресвятой Богородицы – один из самых любимых, самых главных, ведь Богородица в этот день почила, этот день должен быть днем скорби? – Прежде всего, с точки зрения православной веры, не следует рассматривать смерть человека, а тем более – святых и Богородицы, как событие печальное. Святой апостол Павел воздыхал: «Желаю разрешиться и быть со Христом, ибо это несравненно лучше» (Флп. 1:23), потому что для истинного христианина целью его жизни является соединение со Христом в Его вечном Царстве. Таким образом, смерть – это не столько конец, завершение земной жизни, сколько рождение для жизни вечной, жизни со Христом, Который Своею смертью и Своим Воскресением победил нашу смертность. До Воскресения Спасителя смерть для человека была неким страшным исходом в шеол – мрачное, безрадостное место вдали от Бога, но благодаря Жертве Христовой смерть стала воссоединением человеческой души с ее Творцом. Кроме того, особое почитание праздника Успения связано еще и с тем, что, как сказано об этом в тропаре праздника, Пресвятая Богородица даже после своего Успения не оставляет наш мир, но еще больше молится о каждом из нас, непрестанно предстоя пред Престолом Своего Божественного Сына . – На территории Украины – три Лавры, и все они освящены в честь Успения Пресвятой Богородицы. Почему? – Колыбелью русского монашества является Святая Гора Афон, которую традиционно называют уделом Пресвятой Богородицы, ведь именно на Афоне подвизался основоположник отечественного монашества прп. Антоний Печерский. Преподобный Антоний и его ученики восприняли от Святой Горы не только монашеский устав, но и, прежде всего, особое почитание Пресвятой Девы – как помощницы в иноческих подвигах и трудах. Именно с этим связана распространенная традиция освящать Престолы монастырских храмов в честь Приснодевы Марии, и особенно – ее Успения.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/28/pochem...

Издано в пользу сего скита. . СЕРАЙ Русский новый общежительный скит, Св. Апостола Андрея Первозванного и Антония Великого , на Афоне. Земной удел Царицы Небесной, отдаленная от нас Русских Св. гора  Афонская, к которой и теперь, со всех краев нашего отечества, несутся на крыльях чистой веры, ведомые Христу молитвы к Матери Света, – с древних времен не прерывал духовного общения с Россиею. Оно заключалось и в молитвенных посещениях Св. горы Русскими поклонниками, и в теплоте молитв о своей родине наших соотчичей, подвизавшихся и подвизающихся доныне, под кровом Пресвятой Девы, на самом Афоне. Великий первоначальник Русского монашества, Св. Антоний Печерский, для благочестивых подвигов в России, созревал там, на горе Самарской близ Есфигменской обители. Там, в недавно отстроенной во имя его церкви, досель благолепно чествуется память его. Туда, к одному из Игуменов Есфигмена, Феоктисту (около 973 г.) пришел смиренный Антоний и с его благословения поселился, на расстоянии одного поприща от сей обители, в тесной пещерке, едва вмещавшей одного человека. От Есфигменской обители его времён остается только обломок алтарной стены, а от пещерки его часть разрушенного свода; но над пыльною грудою её камней  и ныне, через девять веков, ощущается веяние особенного благовония, неувядаемое свидетельство благодатного жительства его и угодных Богу молений! И ныне чудодействует там святое имя Антония, с истинною верою призываемое. Из этой пещерки было вынесено с Афона монашеское жительство в Россию, куда Св. Антоний дважды ходил и отколь возвращался, по причине смут, колебавших тогда наше отечество. Вот первое нерушимое кольцо нашей духовной связи со Св. горою. После сего одиночного великого подвижничества, Афон представляет свидетельства и братского жития многих Русских. Ещё во время крестовых походов, Руссами основан был на Св. горе монастырь Ксилурги, по указу Греческого Царя Алексия Комнина, отданный в исключительное владение Русских и с тех пор всегда слывший нашим. Но эта колыбель Русского иночества на Афоне, именуемая теперь скитом «Богородица», недавно перешла в собственность Болгар; она в зависимости от Руссика, в который переселилось в последствии братство Ксилурги; однако и здесь, под низкими сводами храма Успения, всё ещё раздаются звуки наречия Славянского.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Киево-Печерский патерик: У истоков русского монашества Интервью с М. Е.Башлыковой, сотрудником музея им. Андрея Рублева – Марина Евгеньевна, расскажите, пожалуйста, о выставке, которая сейчас проходит в Рублевском музее, о ее целях и задачах, какие на ней представлены экспонаты. – Выставка «Киево-Печерский патерик: У истоков современного монашества», проходящая в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева с 30 августа, посвящена 600-летию древнейшего списка Киево-Печерского патерика (1406) Арсеньевской редакции, составленной Тверским архиепископом Арсением. Киево-Печерский патерик как целостное произведение сложился в конце XIII – начале XIV века на основании произведений XI–XII веков: летописных статей, посланий Владимирского епископа Симона и печерского инока Поликарпа и позднейших добавлений. В выставке также принимают участие Государственная Третьяковская галерея, Государственный Исторический музей, Российская государственная библиотека, Государственный литературный музей, музеи Владимира, Егорьевска, Серпухова, Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, музей при храме святителя Митрофана Воронежского и частные коллекционеры Москвы. Киево-Печерский патерик повествует о возникновении Киево-Печерского монастыря – первого известного по названию монастыря Древней Руси, о святых иноках первых веков его истории. Основатели монастыря, преподобные Антоний и Феодосий Печерские, являются и основателями русского монашества. Преподобный Антоний был славянином, уроженцем города Любеча, который принял постриг на Афоне и долгое время подвизался там (вероятно, в монастыре Есфигмен). Потом по благословению игумена обители он вернулся на Русь. Игумен отпустил его на родину со словами: «Иди воспять в Россию, да тамо от тебя мнози будут черноризцы». И действительно, преподобный Антоний становится основателем русского монашества. Он приносит на Русь афонскую монашескую традицию. Связь с Афоном всегда очень сильно ощущалась в Киево-Печерском монастыре. Другая значимая связь – с Константинополем – ведет начало от основания Успенской печерской церкви и от введения в монастыре преподобным Феодосием, учеником преподобного Антония, Студийского устава, принесенного из Константинополя.

http://pravoslavie.ru/591.html

Пещерный свет Русь крестил равноапостольный князь Владимир, а наставниками славян в православии стали монахи Киево-Печерского монастыря. Святость печерских иноков стала для русских людей благодатным примером — следовать узким путем ко спасению. 16 мая, 2012 Русь крестил равноапостольный князь Владимир, а наставниками славян в православии стали монахи Киево-Печерского монастыря. Святость печерских иноков стала для русских людей благодатным примером — следовать узким путем ко спасению. 10 сентября, Собор преподобных отцов Киево-Печерских Русь крестил равноапостольный князь Владимир, но первыми наставниками славян в православии стали монахи Киево-Печерского монастыря. Только несколько десятков лет прошло с того времени, как христианство стало государственной религией Руси, и народная жизнь еще далеко не пропиталась Евангелием. Святость печерских иноков стала для русских людей благодатным примером, вдохновлявшим следовать узким путем ко спасению. Это была программа, которую наши предки претворяли в жизнь на протяжении последующих столетий. Первым печерским монахом был преподобный Антоний. Он мог бы спасать душу в тиши Афона, где принял постриг, или в провинциальном украинском городе Любече, откуда был родом, но, исполняя завет афонского игумена, приехал на Русь и обосновался в Киеве, чтобы «многие (от него) стали черноризцами». В 1052 году преподобный поселился в пещере недалеко от Днепра. Место было тихое, но не особенно уединенное — рядом село Берестово, ближайший пригород Киева. Антоний и не стремился к полному безлюдью. Но не стремился он и к удобствам столичной жизни. В Киеве уже были благоустроенные и благолепные монастыри, однако, обойдя все, Антоний «не возлюбил» их. Имея опыт строгой монашеской жизни на Афоне, он не мог принять спокойную и безбедную обстановку киевских обителей, содержавшихся на деньги князей или купцов. «Много ведь монастырей цесарями, и боярами, и богачами поставлено, но не такие они, как те, которые поставлены слезами, постом, молитвою, бдением», — напишет впоследствии монах-летописец.

http://pravmir.ru/peshhernyj-svet/

поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев " Подвижничество " , " аскетизм " и " дисциплина " в трудах митрополита Антония Доклад на 2 – ой международной конференции, посвященной осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского Дорогие друзья. Наверняка, все здесь присутствующие знают, а некоторые, возможно, лично слышали беседы митрополита Антония о подвижничестве, опубликованные во втором томе его трудов. Я дам оттуда несколько высказываний владыки, которые показывают суть аскетизма в его понимании, а потом остановлюсь на тех примерах, на которых можно судить о разных формах подвижничества в современном мире. При этом мне хотелось бы показать примеры аскетики не только из опыта святых, но и из жизни тех людей, с которыми встречался митрополит Антоний. Мне кажется, что такой подход лучше передаст те мысли, которые владыка вкладывал в понятие подвижничества. Для начала укажем на одну проблему понимания аскетизма в современном мире. Многие христиане полагают, что аскетика проявляется только в круглосуточной молитве в ночах без сна и в круглогодичном посте. Как говорил сам владыка Антоний, такое понимание подвижничества приводит к мысли о том, " как будто великие подвижники прошлого совершали эти физические подвиги ради того, чтобы показать, как мало они нуждаются в земном для того, чтобы жить " . Такой взгляд на аскетизм часто сознательно усваивается человеком, который только что пришел в церковь, и в его голове появляется миф о том, что его повседневная жизнь, работа, отношения с людьми – это как бы помеха на пути ко Христу, а настоящее христианство кончилось в эпоху Вселенских соборов или на святителе Игнатии Брянчанинове. В результате человек часто не может себе представить, что его обычные дела и есть прекрасный повод для подвижничества, ждя спасения души. Митрополит Антоний дает такое определение аскетизма: " Любое дело в жизни предполагает обучение, усилие, постоянство и подвижническую установку, такую установку, которая ограничивает нашу свободу действий, или мыслей, или чувств, чтобы мы вырастали в меру своего призвания " . Такое понимание подвижничества не слишком характерно для современного церковного сознания в России, но оно было распространено в русской святости. Русский подвижник – очень активный человек – он основывает обители, помогает вдовам и сиротам, посещает заключенных, беседует с княжеской властью и своим личным примером показывает тот евангельский идеал, к которому следует стремиться. Достаточно открыть жития Феодосия Печерского или Сергия Радонежского, чтобы увидеть, насколько они устремлены к цели, как они преодолевают препятствия и не опускают руки. Преподобный Сергий, будучи игуменом, строит келию за решето гнилого хлеба, а не только молится и ждет, когда Бог пошлет ему пропитания, и не предъявляет Ему претензий, за возникшие трудности.

http://religare.ru/2_68115.html

Прп. Феодосий родился в городе Васильеве (Василькове) в Киевском княжестве, где отец его был тиуном (судьей). Умер он в Курске, куда перешел на службу. Тогда юный сын его, с детства богобоязненный и начитанный в Священном Писании, весь отдался заботе о спасении своей души: он стал одеваться бедно, избегать развлечений и особенно любил печь просфоры для Божественной литургии, — пшеницу он покупал сам и сам молол ее. Мать мешала ему, как могла, и не раз его била. Тогда он тайно ушел в другой город и поселился у одного священника, но мать нашла его и заставила вернуться. Не удаласьему и попытка уйти со странниками в Святую Землю. Раз градоначальник, любивший его, позвал его на званый обед. Когда отрок переодевался, мать обнаружила, что он носит железный пояс, врезавшийся в его тело. Она избила его и заставила снять пояс. Однако же этот случай не нарушил его душевного мира. Наконец евангельские слова, услышанные им в церкви: «Аще кто не оставит отца или матере и в след Мене не идет, тот несть Мене достоин» (Мф. 10, 37) и «Мати Моя и братия Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8, 21), заставили его окончательно порвать с миром. Он пошел в Киев к прп. Антонию, отшельнику Печерскому (память его 10 июля), и со слезами умолял его принять. Преподобный сказал: «Отрок, ты видишь, как мрачна и темна эта пещера, ты не выдержишь здешних неудобств». Юноша отвечал: «Бог привел меня в твою пещеру, ясно предуказывая, что мне должно спастись через тебя!» Тогда прп. Антоний принял его и приказал прп. Никону (память его 23 марта) его постричь. Это было в 1032 г. Прп. Феодосию было тогда 23 года. Но мать и здесь нашла его. Только повинуясь воле прп. Антония, сын вышел к ней, но сказал твердо, что если она хочет хоть изредка видеть его, то должна постричься в местном женском монастыре. Мать уступила. Прп. Антоний сам наставлял ее к иноческой жизни. И через несколько лет она мирно скончалась. При игумене Варлааме, когда прп. Антоний уже затворился в дальней пещере, а прп. Никон ушел в Тмутаракань, прп. Феодосий был рукоположен в иеромонаха, а когда прп. Варлаам (память его 19 нояб.) был назначен настоятелем Свято-Димитриевского монастыря, прп. Феодосий заместил его. В пещерном монастыре было лишь 12 братии, но на горе невдалеке от пещеры он создал обитель с небольшой церковью Успения Пресвятой Богородицы, и число братий в ней дошло до 100 человек. Прп. Феодосий ввел в ней Студийский устав и строго следил за исполнением его. Он постоянно посещал прп. Антония, который не переставал руководить им и всем монастырем.

http://sedmitza.ru/lib/text/437144/

святитель Антоний (Смирницкий) (29.10.1773–20.12.1846) Нравственно-аскетические труды Слова Аудиокниги святитель Антоний (Смирницкий) Архиепископ, много потрудившийся на благо Воронежской епархии. Способствовал канонизации святителей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского. В миру Смирницкий Авраамий Гаврилович, родился в селе Повстино Пирятинского уезда Полтавской губернии в день преподобного Авраамия Ростовского (в крещении получил его святое имя) и был старшим сыном в многодетной семье протоиерея. Его отец по окончании Киевской духовной академии вначале учительствовал на дому, а по принятии сана пятьдесят лет верой и правдой служил Церкви, став примером для своего старшего сына. В детстве Авраамий учился грамоте по Часослову и Псалтири, читал и пел на клиросе, помогая отцу как псаломщик, тогда же проявилось его усердие к молитве и богослужению. Однажды чудом Господь сохранил отроку жизнь, когда тот по дороге в храм упал в прорубь. В 1783 году Авраамий поступил в Киевское духовное училище, где за смиренный и тихий характер получил фамилию Смирницкий. Хорошо подготовленный дома, он учился примерно, поэтому после окончания училища поступил в Киевскую духовную академию. По окончании с отличием, одним из лучших студентов богословского курса академии, в августе 1796 года Авраамий поступил послушником в Киево-Печерскую Лавру, «желая учиться у тех учителей, которые почивают в пещерах». Авраамий ежедневно молился за ранней литургией в Лавре, избегал студенческих увеселений. Предполагающийся брак Авраамия не был благословлен митрополитом Киевским и Галицким Самуилом (Миславским; † 1796): «Смирницкому другие пути назначены». 21 февраля 1797 года митрополитом Киевским и Галицким Иерофеем (Малицким; † 1799) он был пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Антония Печерского, 12 апреля 1797 года тем же Преосвященным рукоположен в сан иеродиакона. Заведовал библиотекой, в качестве послушания читал собственные проповеди, впоследствии был известен как блестящий проповедник.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Smirni...

Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий ЖМП 3 март 2022 /  22 марта 2022 г. 13:00 Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний: «Возделывая ниву Господню» СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВЛАДИМИР (БОГОЯВЛЕНСКИЙ), МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ГАЛИЦКИЙ: ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И МУЧЕНИЧЕСКИЙ ПОДВИГ 1 Священномученика Владимира Киевского иногда называют первомучеником ХХ века. Подобно тому как в 988 году при святом равноапостольном князе Владимире вера Христова из Киева распространилась по всей Руси, так и в 1918 году с убийства митрополита Владимира Киевского начался смиренный и в то же время торжественный путь мученичества и исповедничества за веру Христову в ХХ веке. В этом году исполняется 30 лет со дня прославления митрополита Владимира в лике священномучеников и обретения его мощей в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. О жизни и подвиге святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Бориспольский и Броварской Антоний .  PDF-bepcuя. Начало жизненного пути и учеба в Киевской духовной академии Будущий иерарх родился 2 (14) января 1848 года в семье священника села Малая Моршевка Моршанского уезда Тамбовской губернии 2 . Никифор Сергеевич Богоявленский, отец будущего митрополита, был настоятелем местной Никольской церкви. В крещении младенца нарекли Василием.  Мальчику было всего восемь лет, когда его отец умер. Через год после этого, в 1858 году, Василий поступил в Первое Тамбовское духовное училище, которое окончил в числе лучших выпускников, и в 1864 году был без экзаменов принят в Тамбовскую духовную семинарию. В 1870 году Василий Богоявленский окончил ее четвертым по разрядному списку, что дало ему возможность поступить в Киевскую духовную академию. Стремясь как можно лучше подготовиться к пастырскому служению, Богоявленский избрал для обучения церковно-практическое отделение, на котором преподавались пастырское богословие, гомилетика и история проповедничества, церковная археология и литургика, церковное право, теория словесности и история русской литературы с обзором важнейших произведений иностранных авторов, а также русский, славянский, латинский и немецкий языки 3 .

http://e-vestnik.ru/church/mitropolit_bo...

Т.Р. Руди Пустынножители древней Руси (из истории агиографической топики) 1562 Т.Р. Руди Монашеские жития занимают особое место в агиографической традиции Древней Руси. Более двух третей всех почитаемых русских подвижников составляют преподобные 1563 . Неудивительно, поэтому, что именно в иноческих житиях сформировалась самая, пожалуй, разработанная литературная топика 1564 . Целью настоящего сообщения является анализ одного из мотивов древнерусских житий преподобных, а именно, мотива пустынножительства, который реализуется в жизнеописаниях святых монахов в совокупности различных литературных топосов 1565 . Пустынножительство (или отшельничество, анахоретство) – одна из трёх основных форм монашеского жизнеустройства, которая исторически предшествовала двум другим – общежительству (или киновии) и скитничеству, из-за его промежуточного положения именуемому также «средним», или по слову Иоанна Лествичника , «царским» путём 1566 . То обстоятельство, что уединённое жительство вдали от мира было исходной формой монашеской жизни, нашло отражение в языке. Собственно, сами термины «монашество», «монах», «монастырь» восходят к греческим μονζειν (быть одному, жить уединённо), μοναχς, μοναστς (живущий уединённо), μοναστριον (уединённое жилище) 1567 . Пустынножительство Древней Руси, ведущее своё начало от одного из основателей русского монашества, Антония Печерского, получило в течение последующих веков довольно широкое распространение (особенно на Русском Севере) и просуществовало в различных формах до самого конца Средневековья. Преподобный Антоний 1568 , уроженец города Любеча, по сведениям его Жития, принял постриг на Афоне 1569 , после чего, вернувшись в Киев в начале 50-х гг. XI в., поселился уединённо в пещере на берегу Днепра. Отшельническая жизнь Антония, с одной стороны, стала истоком русского пустынножительства, с другой – послужила началом русского монашества в целом. Когда через некоторое время вместе с Антонием поселились Никон Великий и Феодосий Печерский , будущий основатель русской киновии, это дало начало первому на Руси монастырю, Киево-Печерскому 1570 . Антоний и Феодосий Печерские , таким образом, представляют на русской почве две основные линии древнего монашества. Они продолжили дело своих великих предшественников, которым символическим образом оказались тезоимённы – отшельник Антоний Печерский последовал в своём подвижничестве основателю пустынного монашества Антонию Великому , а первый русский игумен Феодосий Печерский уподобился отцу палестинского общежительного монашества Феодосию Великому 1571 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010