XIII. Печерская лавра Я возвратился опять в лавру, чтобы уже более не оставлять ее до самого отъезда, и часы, свободные от богослужения, посвящал внимательному ее осмотру. По истине, на ней и доселе пребывает обетованное преподобному ся основателю благословение святые горы Афонския, и, как выразился блаженный ее летописец, так и сбылось: «что многие монастыри от князей и от богатства поставлены; по не таковы они, каковы поставленные слезами и лощением, молитвою и бдением. Антоний не имел ни злата, ни сребра, но все стяжал слезами и лощением.» И так, вот в какую великолепную обитель обратилась двухсаженная пещера, где спасался на Берестове благочестивый пресвитер Иларион, будущий Митрополит всея Руси, и вот, что произвел преемник его убогой пещеры, когда с простою верою он в иен помолился: «Господи! утверди меня в месте сем, и да будет на нем благословение святые горы и моего игумена, меня постригшего.» Прошло несколько лет, и прославился Антоний в Русской земле; он начал принимать и приходившую к нему братию, совокупил их двенадцать в пещере, ископанной с церковью и кельями, и, передав им благословение, первое от Бога, второе же от святые горы, поставил им игумена, а сам жил особо. Еще немного, и уже тесны стали подземная церковь и горняя; Антоний посылает сказать Великому Князю: «Княже мой, се Бог умножил братию, а место сие мало: если бы ты нам дал гору, что над пещерою,» и радостно уступает гору сию Нзяслав: воздвигается церковь великая с кельями и оградою вокруг, оттоле прозвался Печерским монастырь, а прежде сего жили чернецы в пещере. С такою евангельскою простотою описывает начало лавры один из первых ее постриженников: невольное благоговение проникает в сердце, когда вспомнишь, что возникло из сего убогого, но святого начала! Какой обильный свет пролился на всю Россию из мрака пещерного сей обители, которая, но словам Патерика, как море, не могла держать в себе ничего гнилого, и уже в течение первых двух веков поставила до пятидесяти епископов из среды своих смиренных братий на святительские кафедры! Так велика была святость места, что самые епископы готовы были изменить славу своего высокого сана на смиренное послушание игумену лавры, предпочитая день единый в дому Божия Матери тысячам на своих кафедрах: они даже завидовали участи нищих, валявшихся во прахе пред вратами обители: князья же, великие и удельные, ничего не предпринимали без благословения ее игумена и без молитвы над мощами основателя и пред чудотворною иконою Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Печерская лавра Я возвратился опять в лавру, что бы уже более не оставлять ее до самого отъезда, и часы, свободные от Богослужения, посвящать внимательному ее осмотру. По истине, на ней и доселе пребывает обетованное Преподобному ее основателю благословенье Святой горы Афонской, и как выразился Блаженный ее летописец, так и сбылось: «Многие монастыри, от князей и от богатства поставлены, но не таковы они, каковы поставленные слезами и пощением, молитвою и бдением. Антоний не имел ни злата, ни сребра, но все стяжал слезами и пощением». Итак, вот в какую великолепную обитель обратилась двухсаженная пещера, где спасался на Берестове благочестивый пресвитер Иларион, будущий Митрополит всея Руси, и вот что произвел преемник его убогой пещеры, когда с простою верою он в ней помолился: «Господи, утверди меня в месте сем, и да будет на нем благословение Святой Горы и моего игумена, меня постригшего». Прошло несколько лет, и прославился Антоний в Русской земле; он начал принимать и приходившую к нему братию, совокупил их двенадцать в пещере ископанной с церковию и келлиями, и передав им благословение, первое от Бога, второе же от Святой Горы, поставил им гумена, а сам жил особно. Очень скоро тесными стали подземная церковь и горняя; Антоний посылает сказать Великому князю: «Княже мой, се Бог умножил братию, а место сие мало. Если бы ты нам дал гору, что над пещерою», – и радостно уступает гору сию Изяслав. Воздвигается церковь великая, с келлиями и оградою вокруг, оттоле прозвался Печерским монастырь, а прежде сего жили чернецы в пещере. С такою евангельскою простотою описывает начало лавры один из первых ее постриженников; невольное благоговение проникает в сердце, когда вспомнишь, что возникло из сего убогого, но святого начала! Какой обильный свет пролился на всю Россию из мрака пещерного сей обители, которая, по словам Патерика, как море, не могла держать в себе ничего гнилого; уже в течение первых двух веков поставила она до пятидесяти епископов из среды своих смиренных братий на святительские кафедры. Так велика была святость места, что самые епископы готовы были сменять славу своего высокого сана на смиренное послушание игумену лавры, предпочитая день единый в дому Божией Матери тысячам на своих кафедрах; они даже завидовали участи нищих, валявшихся во прахе пред вратами обители. Князья же, Великие и удельные, ничего не предпринимали без благословения ее игумена и без молитвы над мощами основателя и пред чудотворною иконою Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Разделы портала «Азбука веры» Богословие в тестах Популярное Сейчас в разделе 70  чел. Всего просмотров 15 млн. Всего записей 345 Подписка на рассылку ©2024 Богословие в тестах к содержанию Тест: Преподобный Антоний Киево-Печерский 1. Что из перечисленного сделал при жизни прп. Антоний Киево-Печерский? 1 Построил каменный Успенский собор Киево-Печерского монастыря 2 Выкопал первую пещеру под Киевом для монашеских подвигов 3 Принял первых насельников будущего Киево-Печерского монастыря 4 Ввёл Студийский устав в Киево-Печерском монастыре Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Житие преподобного Антония Печерского Комментарий: Преподобный Антоний начал... Тест на проверку ударений в словах 1. Воставше от сна, припадаем Ти, Блаже. 1 припадаем 2 припадаем Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Молитвы утренние. Комментарий: Тропари Троичные: ... Воставше от сна, припадаем Ти, Блаже, и ангельскую песнь вопием Ти, Сильне: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас ... Ответить Пройти весь тест 2. Тока слез моих не отвратися,... Тест: Как это называется в Церкви? 1. Участие Бога в нашей жизни. 1 Синергия 2 Помысел 3 Промысл 4 Промысел Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Промысл Божий. Комментарий: Промысл Божий – непрестанное проявление в мире всеблагой, всепремудрой и всемогущей воли Божией, действие Божие, направленное на сохранение и развитие мира, все обращающее ко благу, направляющее к вечному спасению человечество в... Тест: Страстотерпцы Борис и Глеб 1. Расположите по старшинству имена братьев-владимировичей, о которых повествует история гибели страстотерпцев Бориса и Глеба. 1 2 3 4 5 Глеб Святослав Святополк Ярослав Борис Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем. Правильный ответ: null Верно! Материалы для изучения: Соловьёв С.М.... Тест: Пословицы и поговорки Вставьте пропущенные слова в популярные русские пословицы и поговорки. 1. Согрешающих видим, о ... Бог весть. 1 праведниках 2 кающихся 3 грешащих 4 молящихся Правильный ответ: Верно! Комментарий: Согрешающих видим, о кающихся Бог весть. Ответить Пройти весь тест 2. ... любезны доводят до бездны. 1 Друзья 2 Грехи 3 Дела Правильный ответ: Верно!...

http://azbyka.ru/test/page/7

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в Киево-Печерской лавре на встрече с архиереями, духовенством, монашествующими, мирянами, преподавателями и студентами Киевской духовной академии 29 июля 2009 г. 23:01 29 июля 2009 года в Трапезном храме Успенской Киево-Печерской лавры состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с архиереями, духовенством, монашествующими, мирянами, преподавателями и студентами Киевской духовной академии и православной интеллигенцией. Ректор Киевской духовной академии архиепископ Бориспольский Антоний открыл встречу сообщением о присуждении Предстоятелю Русской Православной Церкви степени доктора богословия Киевской духовной академии. Он рассказал о вкладе Святейшего Патриарха Кирилла в развитие богословской науки, подчеркнув значительность этого вклада, перечислил его книги и публикации. Владыка Антоний также огласил диплом о присуждении Предстоятелю Русской Православной Церкви степени доктора богословия: «Во внимание к выдающимся трудам в области богословия, а также в знак глубочайшего уважения к Первосвятительскому служению во благо святой Православной Церкви Ученый совет Киевской духовной академии данным дипломом имеет честь засвидетельствовать присвоение Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу ученой степени доктора богословия. Заседание Ученого совета от 10 июня 2009 года. Постановление Ученого совета Киевской духовной академии утверждено Его Блаженством Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром». После вручения знаков и диплома о присвоении степени доктора богословия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил перед собравшимися. Я с глубокой благодарностью принял знаки и диплом доктора богословия прославленной Киевской духовной академии. Для меня академическая среда является родной. Десять лет я был ректором Ленинградской духовной академии, преподавал, занимался научной работой и, вспоминая свой жизненный путь, могу сказать, что это были самые счастливые годы моей жизни. Церковно-академическая среда обладает совершенно уникальными характеристиками, которые способны воздействовать на формирование человеческой личности так, как, может быть, ни одна другая среда.

http://patriarchia.ru/db/text/707274.htm...

Житие иже во святых Преподобного и Богоносного отца нашего Алексия Голосеевского, старца и подвижника Киево-Печерской Лавры Источник Скачать epub pdf 1. Благочестивая юность Преподобный Алексий, в мире Владимир Шепелев, происходил из дворянской семьи г. Киева. Отец его, Иоанн Иоаннович Шепелев, в чине капитана служил в Киевском арсенале. По условиям того времени дети дворян обязаны были получать образование в военных школах и после этого проходить службу в офицерском звании. Но Господь Своего избранника чудесным образом отклонил от светской офицерской жизни и направил в монастырь. Мать о. Алексия, Мария Кузьминична Шепелева, будучи благочестивой женщиной, присутствовала 7-го августа 1832 года при открытии мощей святителя Воронежского Митрофана. Архипастырем Воронежской Церкви был тогда Архиепископ Антоний (Смирницкий) , хорошо знавший по Киеву Марию Кузьминичну Шепелеву. (Архиепископ Антоний был наместником Киево-Печерской Лавры с 1825 г.) Когда Мария Кузьминична представлялась Владыке Антонию, то он во время разговора с нею, между прочим, сказал ей: «У тебя родится сын калека, но не скорби об этом: он будет Божиим слугою». Мария Кузьминична недоумевала. Предсказание, однако, святителя Божия сбылось. Через семь с лишним лет после разговора Марии Кузьминичны с Архиеп. Антонием, 14 апреля 1840 г., в первый день св. Пасхи, у Иоанна Иоанновича и Марии Кузьминичны родился мальчик, которого при крещении назвали Владимиром – в честь благоверного князя Владимира Киевского. (Таинство крещения над Владимиром было совершено в Киевском Николаевском Военном Соборе 20-го апреля того же года свящ. Илиею Мандровским с диаконом Иоакимом Бринзиным и псаломщиком Стефаном Машкевичем. Восприемниками были Киевский комендант генерал-лейтенант А. Л. Пенхеровский и дочь статского советника Е. Ф. Лопухина .) Новорожденный Владимир действительно оказался калекой: он был совершенно немой. Немота Владимира наводила печаль на семью Шепелевых, и родные его тяготились недостатком ребёнка. Одна мать чувствовала в немоте сына особое действие Промысла Божия. (Отец Владимира умер, когда ему было всего три года.) Она подолгу молилась и старалась воспитать в своём дитяти христианские чувства. Особенно она старалась научить своего сына милосердию. Мария Кузьминична водила своего Володю даже по тюрьмам и здесь раздавала милостыню заключённым.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Киево-Печерская лавра Вид на Дальние пещеры с запада. На переднем плане колокольня, построенная в 1754-1761 г.г. лаврским крепостным С. Ковниром. Фото И.Г. Егудина. Вид из комплекта открыток киевского издательства «Мистецтво», 1964 г. Елена Григорьева 1 июня 1964 Карта и ближайшие объекты В старорусской летописи " Повесть временных лет " есть датированное 1051 г. упоминание про его основание монахами поблизости Киева. Первым насельником обители был Антоний (в миру Антипа) из города Любеча, что поблизости Чернигова. Он принял постриг в Есфигменском монастыре на Афоне (Греция). Придя в Киев, Антоний поселился в пещере, выкопанной ранее Илларионом (священником Спасской церкви, что стояла в близлежащем княжеском селе Берестово), который в 1051 г. был назначен киевским митрополитом. О подвижнической жизни Антония узнали люди и приходили к нему за благословением, приносили необходимое для жизни, а некотрые просились в его пещеру на поселение. Вскоре вокруг Антония сплотились 12 единомышленников, которые расширили пещеры, обустроили кельи и построили в одной из них храм. При преподобном Феодосии подземная обитель уже не стала вмещать братию, и тогда появились первые надземные постройки - церковь Божией Матери Рождества и кельи. Позднее, когда монастырская жизнь была перенесена из пещер на поверхность, в подземных лабиринтах начали хоронить усопших насельников монастыря. Захоронения в пещерах проводились более семи столетий. Именно от пещер происходит название монастыря - Печерский. Как большой и влиятельнейший православный мужской монастырь, он с домонгольских времён получил статус Лавры. Лаврой обычно называют крупные общежительные монастыри, которые напоминают своими размерами и постройками небольшие городки, имеющие свои улицы («лавра» с греческого языка буквально означает «улица»). И жизнь в этих монашеских городках подчинена четким законам и порядкам, без которых невозможна полноценная монастырская жизнь. 1073 год стал знаменательным для Печерского монастыря: по благословению преподобных Антония и Феодосия было начато строительство дивного храма Успения Богородицы, а в 1089 году в праздник Успения " Небеси подобная церковь " была освящена со многими сопутствующими знамениями и чудесами.

http://sobory.ru/article/?object=00330

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава II. КиевопеЧерский монастырь и другие обители К оглавлению С возведением пресвитера Илариона на престол митрополии Киевской Собором русских иерархов преподобный летописец соединяет по времени основание Киево-Печерского монастыря. И если первое событие было весьма важно по своему внутреннему смыслу, то последнее еще более важно по своему обширному влиянию на судьбу нашей Церкви, особенно в рассматриваемый нами период. В эти первые сто лет своего существования Киево-Печерская обитель постоянно занимала самое главное место в ряду всех прочих чередовавшихся событий русской церковной истории и находилась в самом цветущем состоянии: почти все великие подвижники, которых жития составляют Киево-Печерский Патерик, жили и действовали именно в то достопамятное время. В истории Киево-Печерского монастыря до избрания Климента Смолятича на престол митрополии русской можно различать три частнейшие отдела: первый, когда монастырь основан,— время до игуменства преподобного Феодосия (1057) ; второй, когда монастырь сделан общежительным и получил внутреннее благоустройство,— время игуменства преподобного Феодосия (1057–1074); третий, когда монастырь благоукрасился и достиг внешнего процветания,— время после игуменства преподобного Феодосия (1074–1145) . I Начало Киево-Печерскому монастырю положил преподобный Антоний. Он родился в городе Любече (местечке нынешней Черниговской губернии) и в крещении получил имя Антипы . С юных лет исполненный страха Божия, Антипа почувствовал в себе желание уединенной жизни и, по внушению свыше, решился идти на Афон, который славился уже тогда на всем Востоке святостию своих отшельников и служил как бы средоточием и рассадником православного монашества. Обходя монастыри Святой горы и видя равноангельский образ жизни подвижников, Антипа еще более воспламенялся желанием поревновать этому чудному житию и в одной из тамошних обителей молил игумена возложить на него иноческий образ. Игумен, как бы провидя будущие добродетели и назначение просителя, согласился, постриг его и дал ему имя Антония — отца иночествующих. По примеру большей части тогдашних черноризцев афонских Антоний избрал для себя образ жизни отшельнической, и неподалеку от одного монастыря афонского, Есфигмена, в котором будто бы он и принял пострижение, доселе показывают пещеру вместе с церковию, где начал свои подвиги первоначальник иноков русских . Успехи его в духовной жизни, постоянно возраставшие, радовали всех. Тогда игумен, постригший его, сказал ему: «Антоний! Иди опять в Россию, и да будет тебе благословение от Святой горы, ибо многие черноризцы от тебя имеют произойти».

http://sedmitza.ru/lib/text/435810/

Блаженные святые Отцы наши, которые в русской земле просияли, Антоний и Феодосий Печерские, и Сергий, и Кирилл, и Димитрий, и Дионисий, и Авраамий, и Павел, и другие ученики их, имели крепкий смысл и совершенную любовь к Богу и к ближнему. И как блаженный Антоний и Пахомий и прочие, которые в прежние годы были иноками, сохранившими все заповеди Божии, так и в нашей стране блаженные Антоний и Феодосий, и Сергий, и Варлаам, и Кирилл, и другие, о которых уже упомянули, святые Отцы все заповеди Божии соблюдали и Святого Духа благодати сподобились и показывают чудеса и исцеления, которые сотворили и ныне еще творят, потому что добродетельно и богоугодно пожили и живших с ними тому же учили и наставляли. Тот, кто хочет узнать о них верное и справедливое, да прочтет и решит разумно, как они бедственно и многотрудно жили и какую благодать от Владыки Христа сподобились принять, потому что узнал я от Божественных Писаний, от книги, называемой Патерик Печерский, о святом Антонии и Феодосии и о других святых, которые были в Печерском монастыре, что в одно время было тридцать чудотворцев и настоящих святых, которые могли бесов изгонять и болезни исцелять, и многие чудеса и знамения творить. Даже если прочитаем и все Божественные Писания, то не найдем ни в каком монастыре в одно и то же время столько чудотворцев, столько и таких удивительных чудес и знамений, как в этой Божественной церкви, и о тех святых и преподобных отцах, которые в монастыре этом были, и как постились, и мучения, и подвиги, и христоподобные страдания имели. Но не только тогда и в то время, но и прежде того и потом видели, как проходила их подвижническая и тяжкая, и трудная жизнь; а какое они имели попечение о монастырском благочинии и благочестии и силе, что они тогда творили, — никто ныне не может показать словом или делом. Никогда монастырь не был открыт, но всегда закрыт, и сторожа всегда стояли у ворот, так что самому державному и христолюбивому великому князю Изяславу, сыну Ярославову, внуку блаженного и издавна знаменитого и славного Владимира, не давали войти без благословения настоятеля.

http://pravmir.ru/otvet-nedoverchivyim/

Владыка Антоний — о выборах Киевского митрополита в условиях войны О предстоящем Соборе епископов Украинской Церкви 9 августа, 2014 О предстоящем Соборе епископов Украинской Церкви Все меньше времени остается до начала работы Собора епископов, который изберет нового Предстоятеля Украинской Православной Церкви вместо почившего митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана). Как идет подготовка к Собору? Как на нее влияют военные действия и политическая ситуация в Украине? Рассказывает об этом Управляющий делами УПЦ митрополит АНТОНИЙ (ПАКАНИЧ). — Владыка, до проведения Собора епископов, на котором ожидается избрание нового Киевского митрополита, осталось несколько дней. Как идет подготовка к Собору? — По распоряжению Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры митрополита Онуфрия создана комиссия по подготовке и проведению Собора. Сейчас члены комиссии активно трудятся. Идет подготовка помещений, обсуждаются различные технические вопросы, разрабатывается проект регламента Собора. Как говорится, работа кипит. — Где будет проходить Собор? — Соборные заседания состоятся в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры. — Будут ли допущены на Собор представители СМИ? — По сложившейся практике, в начале Собора будет вестись протокольная съемка представителями наших церковных средств массовой информации. Затем Собор будет работать в закрытом режиме. По окончании Собора в Успенском соборе Лавры состоится молебен, на котором уже будут присутствовать представители аккредитованных СМИ. После молебна запланирован подход к прессе новоизбранного Предстоятеля. — Сейчас, когда, как Вы сказали, «кипит работа», у многих возникает вопрос: оказывают ли влияние на подготовку Собора государственные органы? Или какие-нибудь политические силы? — Нет. Никакого влияния на работу подготовительной комиссии государство не оказывает. Да и вообще, я могу сказать, что какого-то давления на Церковь со стороны государственных чиновников или политических сил мы сегодня не ощущаем. Понятно, что проведение Собора в Киеве в нынешней ситуации требует взаимодействия, например, с органами внутренних дел. Нам необходимо обеспечить безопасность участников Собора, создать условия для спокойной и конструктивной работы. Поэтому мы обращались с соответствующими просьбами в Министерство внутренних дел.

http://pravmir.ru/vladyika-antoniy-o-vyi...

Дорога для каждого православного христианина память о первых насадителях и устроителях монашества в России – преподобных Антонии и Феодосии. Дорога и поучительна, ибо не словом только учили они, но и делом: вся жизнь святых мужей этих наполнена примерами истинного благочестия, смирения, кротости, трудолюбия, незлобия, любви христианской, и каждый найдет себе хороший урок и полезный совет на страницах равноангельского жития этих «светильников, во свете православной веры показавших нам свет добрых дел». Преподобный Антоний родился в городе Любече, в княжение Равноапостольного Владимира, вскоре после введения христианства на Руси. Еще в ранней молодости в нем проявилось желание вступить в монашество, и с этою целию он отправился в Грецию и посетил святую гору Афонскую. Увидев здесь высокий образ жизни святых отцов, Антоний окончательно утвердился в своем намерении, и упросил игумена одного из афонских монастырей постричь его в иноческий чин. С любовию исполнял вновь постриженный инок возложенные на него послушания, стараясь во всем подражать строгой жизни опытных подвижников афонских, и скоро сам стал служить примером для всей братии. Но не здесь угодно было Господу прославить своего угодника. Спустя некоторое время, игумен получил от Бога повеление отпустить Антония в Россию, что он немедленно и исполнил. Получив от игумена благословение св. горы Афонской, преп. Антоний направился в родную страну и пришел в Киев. Здесь он обошел все монастыри, которые тогда уже начали созидаться греческими монахами, прибывшими в Киев для крещения Руси, но эти монастыри не имели еще совершенного устройства и устава общежития, подобно монастырям афонским, а потому ни один из них не понравился преподобному Антонию, искавшему безмолвия и строгого иноческого жития. Тогда, ведомый Духом Святым, он отошел на холм за селом Берестовым (близ Киева) и здесь нашел небольшую пещеру, выкопанную некогда варягами. Уединенное местоположение, густые леса, покрывавшие весь холм, совершенное безмолвие, царствовавшее вокруг этого леса, готовая пещера для пустынных подвигов привлекли внимание Антония к этому уединенному жилищу, в котором он хотел остаться до конца дней своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010