Из этого, несомненно, следует, что приведённая запись одного списка одной позднейшей летописи есть или намеренный позднейший вымысел или ненамеренное позднейшее недоразумение. (За что говорят и её внутренние качества, ибо, во-первых, архиепископ Иоанн, т. е. собственно – Илия, в 1163г. ещё не был архиепископом; во-вторых она говорит о перенесении мощей неизвестно куда и зачем). С другой стороны как можно придумать побуждения для намеренного перенесения жизни святых из более раннего времени в более позднее, и не ясно ли, что заметка на Софийской рукописи, сделанная отдельно, принадлежит непосредственному или близкому современнику?– (Что ясно видно и из того, что он называет преподобного Сергия не преподобным, а просто старцем). Таким образом, должно быть признано за бесспорное, что основание Валаамского монастыря относится не ко времени Владимира и вообще до-монгольскому периоду, а к первой половине XIV века. Дымский Антониев, находящийся в 15 вёрстах от города Тихвина (Новгородской губернии), при деревне Дымях или Дымьях и озере Дымском, от которых получил название. Кто такой был и когда жил основатель монастыря преподобный Антоний Дымский, совершенно, ничего неизвестно. Какой-то литератор конца прошлого, а может быть и начала нынешнего века 1464 составил биографию Антония очень просто: из других нескольких Антониев области Новгородской он взял того, которого не оказывалось препятствий сделать Дымским, и из этого подходившего Антония и сделал своего Антония. Подходивший Антоний, взятый неизвестным литератором, был тот в теснейшем смысле Антоний Новгородский, который в миру назывался Добрыней Ядрейковичем и который после путешествия в Константинополь постригся в Хутынском монастыре и затем был Новгородским архиепископом (1211–1229, † 1232). Позднейшие редакции жития преподобного Варлаама Хутынского, в которых говорится об этом Антонии, делают его игуменом Хутынским после Варлаама (каковым он не был), но не знают и не говорят того, чтобы после Хутыни он был архиепископом Новгородским.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

    Анастасий струнницкий, 29 авг.     Анатолий затворник печерский, 31 окт.     Анатолий другой затворник печерский, 28 авг.     Ангелина бранкович, 10 декабря, 1 и 30 июля.     Ангеляр, 27 июля.     Андрей Боголюбский, вел. князь, 30 июня.     Андрей, инок Иоасаф, князь белозерский, 10 сент.     Андрей пр. тотем., 10 окт.     Андроник основатель московского Андроникова мон., 13 июня.     Анна, супруга в. к. Ярослава I, 4 окт.     Анна княжна, Янка, 3 ноября.     Антиохийской иконы Божией Матери, 28 мая.     Антоний марткопский, 19 янв.     Антоний дымский, 17 янв.     Антоний заоникиевский, 23 июня.     Антоний леохновский, 17 окт.     Антоний краснохолмский, 17 янв.     Антоний новгородский архиепископ, 10 февр.     Антоний новгородский другой, 3 авг.     Антоний черноозерский, 17 янв.     Аркадий новгородский епископ, 18 сент.     Антоний новоторжский преп., 11 июня.     Арматийской иконы Божией Матери, 17 авг.     Арсений новгородский, 12 июля.     Арсений печерский трудолюбивый, 28 авг.     Арчил царь груз, 21 июня.     Акила диакон печерский, 28 авг.     Ацкурской иконы Божией Матери, 15 авг.     Афанасий брестский муч., 5 сент.     Афанасий высоцкий, 12 сент.     Афанасий высоцкий другий, 12 сент.     Афанасий печерский затворник, 28 авг.     Афанасий череповский, 5 июля.     Афанасий ученик Александра свирского.     Барловской иконы Божией Матери, 23 дек.     Бидзин князь грузинский муч., 18 сент.     Благодатное небо — иконы Богоматери. Прилож. I. стран. 7.     Благоуханный цвет — иконы Божией Матери, 15 ноября.     Блаженное чрево — иконы Божией Матери, 26 дек.     Братской иконы Божией Матери, 26 дек.     Братской иконы Божией Матери, 10 мая.     Боян, князь болгарский, 28 мар.     Варлаам кавказский, 19 июля.     Варлаам шенкунский, 19 июня.     Варнава, основатель Варнавинской пустыни, 11 июня.     Варсонофий печерский преп., 28 авг.     Варсонофий тверский преп., 2 мар.     Василид пр., 18 апр.     Василий, мангазейский муч., 23 марта.     Василий мирожский, 4 мая.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Нельзя с уверенностью утверждать, что заложенная в 1185 г. церковь в честь свв. апп. Петра и Павла уже тогда была монастырской. В летописи сведений об этом нет. Приводимая автором дата не может быть верной, так как о поставлении (стало быть, деревянной) церкви в честь Рождества Христова летопись прямо сообщает под 1226 г. (Новгородская первая летопись. С. 65). Сведений о наличии при ней уже тогда монастыря нет. Различая Спасский Завеличский и Спасо-Мирожский монастыри во Пскове, высокопреосв. Макарий разделяет мнение еп. Амвросия, судя по всему ошибочное. Речь идет об одной и той же обители, основанной либо одновременно с каменной церковью св. Спаса в Мирожах в Завеличье (при епископе Новгородском Нифонте, т. е. до 1156 г.), либо несколько позже, но заведомо до 1188 г. (Новгородская первая летопись. С. 39). Нет надежных сведений о существовании в домонгольское время монастыря при храме св. Георгия в Ладоге. Прп. Антоний Дымский, основавший Антониев Дымский монастырь, не был учеником прп. Варлаама Хутынского. В данном случае владыка Макарий, следуя за составителем позднего жития прп. Антония Дымского, неверно отождествляет прп. Антония Дымского со свт. Антонием Новгородским (в миру Добрыней Ядрейковичем), действительно бывшим учеником прп. Варлаама Хутынского (Ключевский В. О. Древнерусские жития святых. С. 144, 349; Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1(2). С. 758–759). Нет никаких данных о существовании Антониева под Тихвином монастыря в домонгольское время. См. коммент. См. коммент. Эти установления, как видно из необходимости санкции великого князя, относятся уже ко времени после присоединения Новгорода к Московскому государству, т. е. к кон. XV или нач. XVI в. Такой вывод подтверждается и датировкой документа, приводимой у Герберштейна,— 7034, т. е. 1525/1526 сентябрьский год (Герберштейн С. Записки о Московии/Пер. с лат. и нем. А. И. Малеина и А. В. Назаренко; вступ. статья А. Л. Хорошкевич. М., 1988. С. 89). Вероятно, речь идет о документе, связанном с поставлением нового настоятеля после кончины в 1524 г. игумена Никифора. Надо полагать, Герберштейн принял имя Варлаама в названии монастыря за имя игумена, при котором была издана грамота.

http://sedmitza.ru/lib/text/435852/

П. собр. р. лет. 3. 17 Ист. росс. иерарх. 4. 310 П. собр. р. лет. 3. 12, 19; 4. 10 Ист. росс. иерарх. 4. 123; 5. 69 Об одном из этих Спасских монастырей упоминается в летописи (3. 19 П. собр. р. лет. 3. 20, 24, 25; 4. 17 Ист. росс. иерарх. 4. 136 Там же. 4. 71 Преподобный Антоний Дымский сделался игуменом Хутыня монастыря еще в 1193 г.; следовательно, мог основать свой Дымский монастырь в начале или, по крайней мере, в первое четыредесятилетие XIII в. О преподобном Герасиме рукоп. библ. СПб. Д. Акад. 270. Т. 2. Ст. 12 Карамз. 3. Прим. 186 Савваитов. Опис. устюжск. монаст. С. 34–40. СПб., 1848 Пергам. рукоп. Москов. Синод. библ. 320 . На обороте последнего листа рукописи находятся следующие приписки: «В лето 6678 постави Илия архиепископ и брат его Гаврил монастыр святыя Богородица Благовещение, а в лето 87 камену церковь постависта». Потом записаны годы смерти архиепископов Илии и Гавриила и заключено так: «Господи, молитвами рожьшия Тя и преподобною отцю нашею Иоанна и Григория и архангела Твоего Гаврила схрани, присещая, дом сий до сконьцания веку и нам даруй спасение обрести. Аминь». Эти приписки писаны рукою не тою, какою писана вся рукопись, но также очень древнею и дают основание заключать, что рукопись принадлежала некогда новгородскому Богородичному монастырю, хотя, быть может, первоначально и не для него была списана (снес.: этой «Истор.» Т. 1. Прим. 104 ). Herberstein. Rerum Moscovit. Comment. P. 20. Ed. Startschevsky П. собр. р. лет. 3. 42, 47 Комментарии «Архимандрит печерьский игумен» Поликарп встречал вместе с митрополитом в Киеве кн. Романа Ростиславича, вокняжение которого ошибочно помещено в Ипатьевской летописи под 1174 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 568); правильная дата — 1171 г. (Бережков Н. Г. Хронология. С. 188–189). В связи с чем печерский игумен возводится в сан архимандрита? А. Поппэ (Митрополиты Киевские. С. 199–200) видит в титуле архимандрита патриаршее пожалование, которое доставил новый Киевский митр. Михаил летом 1171 г. Согласно другому мнению, учреждение архимандритии в Печерском монастыре явилось инициативой княжеской власти (Щапов Я. Н. Государство и Церковь. С. 159–160).

http://sedmitza.ru/lib/text/435834/

Телефон: +7 (813 64) 4 45 30 , факс 4 45 44 Подробнее... Троицкий Антониево-Дымский мужской монастырь [ править править код ] Основан монастырь был преподобным Антонием Дымским в начале XIII столетия, (примерно в 1205 году). Официально это произошло несколько позже, когда Великий князь Александр Ярославич Невский пожаловал грамоту на его учреждение, в связи со своим чудесным исцелением по молитвам преподобного Антония. Преобщившись Святых Христовых тайн преподобный Антоний, Дымский чудотворец, преставился 24 июня 1224 года. Тело его было положено в устоенной им церкви Как добраться: Монастырь расположен в 15 км к юго-востоку от Тихвина и 20 километрах от Бокситогорска, на возвышенности близ Дымского озера. Из Санкт-Петербурга можно добраться автобусом с автовокзала на набережной Обводного канала в направлении на Бокситогорск или Пикалево, ост. " Галичино " , затем 3 км пешком. Адрес: Россия, 187613, Ленинградская обл., Бокситогорский р-н, Большедворское с/п, п. Красный Броневик, п/о Галично Телефон: 8 (921) 098 97 47 Подробнее... Троицкий Линтульский женский монастырь [ править править код ] В 1894 году в загородной усадьбе обер-гофмаршала Д. А. Шепелева, приобретённой тайным советником Ф. П. Нероновым, началось обустройство первой в Выбогской и Финляндской епархии женской православной обители, которая получила статус общины 10 августа 1896 года, а 19 августа 1905 года — статус монастыря. В 1917 году, после обретения Великим княжеством Финляндским независимости, монастырь оказался на территории Финляндии. В 1939 году в период советско-финской войны и эвакуации населения Финской Карелии, монахини покинули обитель на Карельском перешейке, переселившись в местечко Палокки и основав новый Линтульский монастырь в Восточной Финляндии, близ Ново-Валаамского мужского монастыря. Проезд: Проезд на общественном транпорте, автобусы 407, 410, 554 до Огоньков. Адрес: Ленинградская область, Выборгский район, пос. Огоньки. Подробнее... Пятогорский Богородицкий женский монастырь (Курковицы) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Ленинградская_...

Сквозь лет завесу Преподобный Антоний Дымский Дымская обитель вполне устроилась еще при жизни ее основателя и после его смерти в 1273 году продолжила свое существование в веках русской истории. Этот многовековой путь Антониева монастыря с рачительным старанием отразил в Житии ее основателя агиограф. Так, рождение преподобного происходит в дни княжения в Новгороде Мстислава Удатного, благословенную грамоту на устроение обители вручает Антонию внук Мстислава Александр Невский, с которым преподобный познакомился, вероятно, на похоронах своего учителя Варлаама, а первое обретение его мощей происходит в годы правления Димитрия Донского, именно тогда была и местная канонизация Антония, возможно, создается первое житие. Описывая трагические события Смутного времени, агиограф горько сетует на низложение крамольниками Василия Шуйского, которое и привело к пагубному безвластию и навлекло бесчисленные беды на жителей Московского царства: «Бысть же и второе святая сия обитель в смутное время в России озлобляема… егда по крамолех низложен бысть Василий Иоаннович, шведы же, овладев Новгородом, многие монастыри и церкви разграбиша и опустошиша». Свидетельства Антониева Жития дополняют исторические документы. Так, писцовая книга Обонежской пятины 1496 года повествует об «Онтоньевском погосте в Дымском великаго князя деревни», в отказной книге 1573 года уже упоминаются крестьяне Дымского монастыря, а писцовая книга подьячего Семена Кузьмина за 1583 год рассказывает о погосте с деревянной церковью преподобного Антония и трапезной церковью Иоанна Предтечи, тринадцати кельях и деревянной ограде, за которой располагались конюшня и коровник. Обитель пережила разорение в 1408 году, во время похода Едыгея, когда пострадали и многие другие монастыри Московского царства. В те дни, когда преподобный Никон Радонежский вместе с Троицкой братией укрывался в дремучих ярославских лесах, иноки Антониевской обители спасали святыни монастыря в водах Дымского озера, погружая на его дно знаменитую железную шапку, которую когда-то освятил своим подвигом преподобный. Во времена Смуты благоустроенный Дымский монастырь приютил в своих стенах иноков Валаамского монастыря, изгнанных с места своего подвига иноверными интервентами.

http://pravoslavie.ru/110268.html

Андрей Рублев , прп., иконописец, ученик прп. Сергия Радонежского (4/17 июля) Андрей Смоленский , Переяславский, блгв. князь (23 мая/5 июня [Ростов.]; 27 октября/9 ноября) Андрей Стратилат , Таврийский, мч. (19 августа/1 сентября) Андрей Тотемский , Христа ради юродивый (10/23 октября) Андроник Антиохийский , Египетский, прп. (9/22 октября) Андроник Московский , прп., игумен, ученик прп. Сергия Радонежского (13/26 июня) Андроник Тарсийский , мч. (12/25 октября) Андроник , ап. от 70-ти, еп. Паннонийский (4/17 января ап.]; 17/30 мая; 30 июля/12 августа) Анемподист Персидский , мч. (2/15 ноября) Аникита Никомидийский , мч. (12/25 августа) Анисия Солунская (Фессалоникийская), мц. (30 декабря/12 января) Анна (в иночестве Евфросиния) Кашинская , Тверская, блгв. княгиня, схимонахиня (12/25 июня; 2/15 октября; 21 июля/3 августа) Анна Новгородская , княгиня, прп. (10/23 февраля) Анна Пророчица , дочь Фануилова, прав. (3/16 февраля; 28 августа/10 сентября) Анна , прав., мать Пресвятой Богородицы (25 июля/7 августа; 9/22 сентября; 9/22 декабря) Антипа Пергамский , еп., сщмч. (11/24 апреля) Антипатр Кизический , мч. (29 апреля/12 мая) Антоний Великий , Египетский, прп., основатель пустынножительства (17/30 января) Антоний Виленский (Литовский), мч. (14/27 апреля) Антоний Дымский , прп. (17/30 января; 24 июня/7 июля) Антоний Новгородский , еп. (26 октября/8 ноября) Антоний Печерский , прп., Первоначальник, основатель Киево-Печерской лавры, в Ближних (Антониевых) пещерах (10/23 июля; 2/15 сентября; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Антоний Римлянин , Новгородский чудотворец, прп. (3/16 августа) Антоний Сийский , иеромонах (7/20 декабря) Антонин Ефесский , отрок (4/17 августа; 22 октября/4 ноября) Антонин Маккавей , мч. (1/14 августа) Анфим Никомидийский , еп., сщмч. (3/16 сентября) Апеллий (Апеллес), ап. от 70-ти, еп. Ираклийский (Фракийский) (4/17 января ап.]; 31 октября/13 ноября) Апфия (Аппия) Колосская , равноап., мц. (22 ноября/5 декабря; 19 февраля/4 марта) Арефа Негранский , градоправитель, мч. (24 октября/6 ноября)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Св. преп. Антоний Дымский По житию преп. Варлаама Хутынского, близкий к кончине своей преп. Варлаам сказал ученикам своим: «блюстителем вашим по душе и телу назначаю вам игумена Антония, который возвратился из Царяграда и св. мест и в этот самый час уже не далёк от нас». Вслед за тем сказал, что Антоний уже в монастыре, и святой с радостью вручил вошедшему Антонию своё стадо. Это было в 1192 году 197 . Не известно, как долго оставался настоятелем Хутынской обители посетитель св. мест; но в 1230 году уже и другой игумен Хутынский Арсений переведён был на игуменство в Юрьев монастырь 198 . Преподобный Антоний, отказавшись от управления Хутынской обителью, на берегу озера Дымского, что в 15 вёрстах от города Тихвина, основал свой монастырь 199 . С давнего времени преп. Антоний на иконах держит хартию со словами: «се удалихся, бегая, водворихся в пустыни». Ещё и ныне обитель его окружена лесами. Площадь, на которой стоит она, поднята как холм над окрестностью; при подошве её тихое, тёмное озеро, а кругом, в необозримую даль, идут леса, ныне по местам исчезающее. Над ракой преподобного лежит железная шляпа его. В ней 15 фунтов веса; широкие поля её прибиты к тулье толстыми гвоздями; шляпки гвоздей, рубцы окраин, должны были врезываться в покровы головные, останавливаясь только на твёрдых черепных костях, а тяжесть шляпы усиливала боль язв. Так приобретал покой и радости вечной жизни подвижник Божий преп. Антоний, кроме Дымской пустынной обители, основал ещё Вырдомскую пустынь. Достигнув 67 лет в трудах и подвигах, блаженный Антоний мирно почил 24 июня 1224 г. 200 . Мощи преподобного обретены нетленными в 1330 году, и с того времени прославленные чудесами стояли открыто в храме обители. В 1409 г., по слуху о приближении полчищ свирепого Едигея, св. мощи сокрыты были в земле; сосуды, колокола, шляпа препод. опущены были в Дымское озеро; татары сожгли обитель. Мощи преподобного, со времени Едигея, остаются под спудом. В 1585 г. в октябре и ноябре, когда в Антониевой обители укрывались и Валаамские иноки, выгнанные лютеранами Шведами из Валаама, преподобный два раза спас свою обитель от пожара, благовременно пробуждая настоятеля Симеона от сна. В 1744 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Преподобный Антоний Дымский Слова стихотворения Г.Р. Державина, в котором лирический герой, слушая звуки арфы, предается воспоминаниям о родной Казани, со временем станут крылатым выражением. Что кроется за ярким образом? Дым, скрывающий истинные очертания предметов и заволакивающий лица людей, стесняющий дыхание и разъедающий глаза. Но и он – символ родного очага – вселяет в душу усталого путника радость, потому что именно в любви к отеческим гробам «обретает пищу» человеческое сердце. Вот почему кажется отнюдь не случайным то, что монастырь, основанный в XIII веке учеником преподобного Варлаама Хутынского Антонием в 15 поприщах от Тихвина, получил название «монастырь Онтония на Дымех», а сам Антоний стал именоваться Дымским: действительно, история самой обители и память о ее преподобном основателе словно окутана туманной пеленой и дымкой забвения, свидетельства его Жития долгое время признавались недостоверными, а сам Антоний считался лицом чуть ли не мифическим, легендарным. И несмотря на это, уже в середине 1990-х годов, после установки в водах Дымского озера поклонного креста напротив того места, где, по преданию, молился преподобный, память о подвижнике былых времен стала возрождаться в сердцах окрестных жителей, а тропа к водам святого озера ширилась день ото дня. «Всего себя Богу посвятив» Исторический Антоний родился в 1206 году в Великом Новгороде. Единственное, что известно о родителях Антония (мирское имя преподобного, надо полагать, не сохранилось) из Жития, – это то, что они были благочестивыми христианами и сына воспитывали «в добре наказании», то есть буквально так, как посоветует это делать Сильвестр, автор знаменитого «Домостроя». Юность Антоний проводил в Новгороде, усердно посещая храмы и удаляясь от шумных компаний своих ровесников. Во время богослужения молодой прихожанин становился в сторонке в одном из приделов, избегая бесед даже с благочестивыми молитвенниками: разговор с Богом не требовал свидетелей, а в душе юноши не находилось места для повседневной шелухи.

http://pravoslavie.ru/110268.html

Святая праведная дева Гликерия Новгородская была дочерью Пантелеимона, старосты улицы Легощей в Новгороде. Скончалась она около 1522 года. Нетленные мощи ее, по свидетельству второй Новгородской летописи, обретены 14 июля 1572 года близ каменной церкви в честь святых Флора и Лавра. Архиепископ Новгородский Леонид с собором духовенства предал их торжественному погребению в этом храме. В тот же день получил исцеление при гробе праведницы четырехлетний сын подьячего Богдана Суворова. Святая дева Гликерия изображена на старинном образе Новгородских чудотворцев. На этой иконе вверху изображена Святая София — Ипостасная Премудрость Божия, с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечею. В первом ряду изображены святители: Никита, Нифонт, Иоанн, Евфимий, Иона, Моисей, Серапион, Григорий, Феоктист, Лука; во втором ряду святители: Иоаким, Симеон, Мартирий, Василий, Антоний; преподобные — Варлаам Хутынский, Савва Вишерский, Михаил Клопский, Александр Свирский; в третьем ряду преподобные: Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие, Нил Столбенский, Арсений Коневский, Никодим Кожеезерский, Ефрем Новоторжский, Антоний Римлянин, Антоний Сийский; в четвертом ряду преподобные: Антоний Леохновский, Ефрем Перекомский, Варлаам Шенкурский, Сергий и Герман Валаамские, Евфросин Синоезерский, святой князь Владимир, святая княгиня Анна, блаженные Феодор, Христа ради юродивый, и Николай Кочанов; в пятом ряду святые Арсений Новгородский, Афанасий Череповецкий, Корнилий Палеостровский, Антоний Дымский, Ксенофонт Робейский, Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий Алфановы; в шестом ряду изображены лики святых: Мартирий Зеленецкий, Феофил и Иаков Омучские, Кирилл Челмский, князь Феодор, князь Мстислав, Иоанн и Лонгин Яренгские, Диодор Юрьегорский, Елеазар Анзерский, Макарий Оредский, Артемий Веркольский, Иаков и Иоанн Менюжские и праведная Гликерия. Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий Глушицкие, преподобные Преподобный Амфилохий Глушицкий был сподвижником и преемником в игуменстве преподобного Дионисия Глушицкого († 1437; память 1/14 июня), основателя Глушицкой обители.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010