В июне 1900 года первое место среди российских иерархов занял высокопреосвященный Антоний. Митрополит Антоний Вадковский – сын священника тамбовской епархии, высшее богословское образование получил в казанской духовной академии, в которой, по окончании курса, остался доцентом по кафедре пастырского богословия и гомилетики. Вскоре женившись, молодой доцент зажил счастливою профессорской жизнью, в счастливой, нежно любимой и любящей семье. Но жизнь счастливая продолжалась недолго. В 1879 году умерла жена, а через три года пришлось схоронить и обоих детей, умерших от дифтерита. Чрез год после этого, 4 марта 1883 года, принято было монашество. Академия встретила пострижение своего сотоварища с особенно искренним чувством и с высокими надеждами. Академический журнал «Православный Собеседник» писал: «веруем, что идеал монашества найдет в новопостриженном художественное воплощение с своими лучшими и светлыми сторонами». В этих словах чувствовалось отношение к совершившемуся пострижению, как к явлению, выходящему из ряда других. И, действительно, прошло едва пятнадцать лет, и высочайший рескрипт 25 декабря 1898 года призвал преосвященного Антония на петербургскую митрополию, а чрез полтора года, 9 июня 1900 года, владыка назначен первенствующим членом синода. Прежнее служение – профессором, инспектором и ректором академии, затем с 1892 года архиепископом небольшой финляндской епархии с присутствованием в синоде, давшее владыке твердую научную и административную основу и избавившее его от поглощения тиною канцеляризма в необозримом море десятков тысяч консисторских бумаг, наконец, главное направление владыки, его уважение к науке, широкая христианская терпимость, обнаруженные в его речах, получивших широкое распространение и известность, все это ставило назначение высокопреосвященного Антония на пост первоиерарха российской Церкви в совершенно исключительные условия. Назначение его вызвало, не совсем, правда, определенные, но всеобщие ожидания и надежды. Но деятельность владыки принадлежит уже новому веку. В городах в последние годы стал устанавливаться обычай среди верующих встречать новый год в церкви, причем и обычное новогоднее молебствие совершается уже в полночь. В Петербурге в газетах не раз высказывалось желание общества, чтобы все церкви, по крайней мере приходские, были открыты для встречи нового года, но покойный митрополит Палладий предоставил этот вопрос усмотрению настоятелей церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Дело в том, что я говорил уже, что с 1881 года Толстой отказывается от авторского гонорара за свои произведения. Это, между прочим, очень примечательный факт: Толстой был единственным писателем в мире, который не брал денег за свои работы. И при подготовке романа «Воскресение», который опубликован был в 1899 году, он этому правилу изменил, он решил этот гонорар получить. Причем, каким был этот гонорар, вы можете себе представить, зная масштаб Толстого. Небольшая иллюстрация: когда одно американское издательство получило информацию о том, что Толстой готовит новый роман, Лев Николаевич получил из Америки письмо, в котором сказано, что если он на листочке, на половине листочка изложит краткое содержание этого нового романа, то он немедленно получит чек на четыре тысячи рублей, а если он содержание романа изложит более подробно на трех листочках – его план и какую-то аннотацию, то он получит чек на десять тысяч рублей сразу с обязательством, что этот роман будет опубликован в Америке. Вы можете себе это представить? И представляете ли вы, что такое десять тысяч рублей в 1899 году? Это, вообще говоря, небольшое состояние. Такова была его власть над людьми, что ему достаточно было написать полстраницы – и ему присылали чек на четыре тысячи. Роман «Воскресение» играет очень большую роль в финальной стадии подготовки отлучения Толстого, но есть еще одно обстоятельство – это появление новой молодой плеяды архиереев, то есть появление тех священнослужителей, которые оказались готовы взять на себя ответственность за этот акт. О некоторых из них я в следующий раз расскажу. В первую очередь я просто назову два имени – это будущий митрополит Антоний Храповицкий и первенствующий член Синода митрополит Антоний Вадковский. Я стараюсь не отягощать вас ни датами, ни именами, чтобы каша не возникла в голове. Эти люди сыграли колоссальную роль в подготовке акта 1901 года. И очень значительную роль сыграл обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев. Это вообще отдельная невероятно интересная история – история взаимоотношений Толстого с Победоносцевым.

http://pravmir.ru/lev-tolstoy-i-tserkov-...

Новорусский, родом новгородец, 3-й по списку), оставленный при академии даже профессорским стипендиатом, 426 попался в террористическом акте, в выступлении перед Аничковским дворцом с самодельными бомбами. Он оказался, по слухам, даже одним из коноводов этого террористического акта. Сосланный в Шлиссельбургскую крепость, много лет он в ней сидел, в недавнее же время выпущен на свободу и, по слухам, взят на поруки одним из Преосвященных. Этот несчастный студент памятен мне, между прочим, по следующему случаю. Перед наступлением последнего выпускного экзамена по моему предмету он вдруг обращается ко мне с просьбой, не могу ли я допустить его до экзамена по догматическому богословию ранее дня, назначенного для других его товарищей, отдельно от них. Эта совершенно необычная просьба (обыкновенно просили об отсрочке) весьма меня удивила. С разрешения ректора он был допущен до экзамена и отвечал на все вопросы прекрасно, чем еще более меня удивил. Когда он был взят под стражу, тогда стало понятно, почему он спешил со сдачей экзаменов, желая, очевидно, поскорее быть свободным, чтобы предаться преступной своей деятельности. Эта весьма печальная история не имела, однако, ощутительных последствий для академического начальства и, в частности, для инспектора, вероятно, потому, что разыгралась в конце лета или в начале осени, когда виновник ее был уже окончившим академический курс и не находился в числе студентов, числясь профессорским стипендиатом. Нечего и говорить о том, как тяжело отозвалась она на самочувствии всей академии. Преосв. Антоний (Вадковский) , ректор академии (1887–1892). Сделавшись преемником Преосв. Арсения по ректуре, Преосв. Антоний остался таким же дружественным со своими сослуживцами, весьма симпатичным, благородным по характеру, каким он был как инспектор. В нем не было и тени неестественности или деланной важности. Всю свою службу проведший в академической среде, он высоко ставил интересы академической науки и был широких взглядов, очень напоминая в этом отношении И.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Выбор и расположение материала имеет, без сомнения, важное значение для истории проповедничества. Она не может ограничиться только скудным и бесполезным повествованием о беспрестанных исканиях, каким подвергалась внешняя сторона христианской проповеди, более всего она должна изучать содержание проповеди во всем его объеме. Характеризуя отдельных церковных проповедников известного времени, она вместе с тем следит общий дух и господствующее направление века. Изображая разнообразные перемены, какие претерпевала христианская проповедь , она не только указывает причины этих перемен, но и те следствия, какие они влекли за собою, и то влияние, какое оказывала господствующая метода на нравы народа вообще и на судьбы Церкви. Таким образом, история проповедничества от изучения частностей выходит к целому, исследует разнообразные, часто неуловимые и тайные нити, от которых зависит развитие христианского красноречия, и потом уже подходит к обработке найденного материала прагматически. В предлагаемых чтениях, впрочем, мы, где можем, будем давать сначала общую характеристику известного периода и затем уже будем переходить к обрисовке обстоятельств отдельных проповедников. Содержание общей характеристики будут составлять следующие пункты: 1 . Изображение общих религиозных и церковных, внутренних и внешних обстоятельств, под влиянием которых находилось и развивалось христианское красноречие. 2 . Предметы проповеди , а также и форма ее. Характеристику отдельных проповедников будут составлять: 1 . Изложение обстоятельств их жизни и образования, их экзегетические, догматические и нравственные правила, насколько все это вместе относится к их проповедям. 2 . Обзор известных проповедей рассматриваемого проповедника и критика их подлинности, когда это нужно и полезно. 3 . Определение гомилетически-художественного достоинства их проповедей. 4 . Избранные отрывки из проповедей как подтверждение отдельных частей характеристики. При определении гомилетически-художественных достоинств проповеди может служить следующее руководительное начало: истинное христианское содержание, соединенное с изящною и приличною формою. Содержание, конечно, важнее формы, но одно без другого недостаточны. Произведения, в которых форма составляет главное – произведения искусственные, недостойные проповеди как возвещения божественной истины. Христиански чистое и достойное содержание без приличной формы говорит о недостаточно благоговейном отношении к высоте этого содержания. Достоинство совершеннейшего христианского красноречия поэтому должно быть приписываемо тем проповедям, которые соединяют в себе оба эти качества – чистоту веры с достойною формой.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Речь Его то принимала нежный тон Отца и любвеобильного учителя, то дышала строгим величием с сильными движениями сурового нравообличения. Он не стеснял Себя никакою определенною и точною нормою и не говорил длинных методических проповедей, но только краткие, задушевные и вдохновленные речи и лишь изредка, в чрезвычайных случаях, говорил нечто вроде долгих речей. Оттого Его речи в синагоге, храме и при разных обстоятельствах, проповедь нагорная и прощальная речь – в своем внешнем построении и форме заметно отличаются между собою. Между ними особенно отличается превосходная во всех отношениях речь прощальная. Желание приготовить Своих ближайших учеников к их будущей деятельности и ожидающей их судьбе, проникающая ее любовь и нежное чувство, наконец, заключающая и горячая молитва – все это делает из нее образец безыскусственного, поучительного и нежно-трогательного красноречия. § 5. Проповедничество святых апостолов Все, что мы знаем о проповедничестве святых апостолов, мы почерпаем из правдивой и поучительной истории Деяний апостольских, написанных евангелистом Лукою, а также из Посланий, написанных самими апостолами проповедниками. Существенная задача их проповеди состояла в том, чтобы распространить веру в Господа Иисуса Христа как в стране иудейской, так и в других, между иудеями и язычниками. По примеру своего Божественного Учителя они вели свои собеседования в храме иерусалимском и в синагоге разных мест ( ), а также иногда по особым побуждениям в публичных местах ( Деян.4:8; 14:6; 7:21; 16:13; 17:22; 21:14 ) и в частных домах, в особенности уже при организованных христианских общинах ( Деян.10:34; 20:7; 24:10; 25:2 ). В Деяниях апостольских из произнесенных таким образом в разных местах и по различным побуждениям речей записано несколько, принадлежащих апостолам Петру и Павлу, речь архидиакона и первомученика Стефана и речь апостола Иакова на Соборе Иерусалимском. Эти апостольские речи составляют единственный исторический памятник их устной проповеди о Христе. Послания апостольские не могут служить таким памятником, потому что в них нет существенного элемента проповеди, который можно назвать моментом непосредственности, нет живого взаимодействия между проповедником и слушателями.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Существенное отличие наставлений Спасителя всегда вообще составляет их практический характер. В Своих наставлениях Спаситель стремился не к тому только, чтобы просветить ум, но преимущественно очистить сердце. Сообразно этому всякое учение веры, какое только предлагал Христос, Он представлял большею частью с практической стороны, направляя его к утверждению добродетели. Эта Его метода – предлагать истины нравственные – в особенности была удобна в том отношении, что производила быстрое и неизгладимое впечатление в сердцах Его слушателей. Он учил нравственности применительно к человеку вообще и ближе всего к своим современникам и разным классам своих слушателей. Важнейшие наставления и обязанности Он умел преподать совершенно применительно к обыкновенному человеческому пониманию, пользуясь в то же время для Своей цели естественными чувствами и наклонностями Своих слушателей. Нередко Он, раскрывая какую-нибудь обязанность, для большей наглядности прибегал к понятному для всех рассказу, чтобы заставить почувствовать все ее достоинство и силу обязанности ( Мф.23 ; Лк.10:29 и д., 15:2 и д., 16:1 и д., 21:1–4). Большей же частью Он ссылался на прямые предписания, указывая на пример Бога и Свой собственный законодательный взгляд как идеал нравственного совершенства ( Мф.5:19 и д., 15:3 и д., 22:37–40, Лк.6:27–36 ). Иногда употреблял Он также чувственные побудительные мотивы, так как имел дело с людьми чувственными и старался поощрять их, представляя им всегда в этой жизни исполнение их желаний и склонностей и указывая на великие воздаяния в вечности, упорных же из них страшил временными и преимущественно вечными наказаниями и таким образом потрясал их дух ( Лк.6:36–38; 14:14 , Ин.3:18; 19:36 , Мф.23:13–15; 23:33–38; 7:19, 21–23; 18:34:35 ). Притчи Особенная сила речей Иисуса Христа состояла в сообразном и уместном употреблении притчевых рассказов и примеров. Цель их была различна. То хотел Он истины, которым учил, чрез конкретные представления сделать понятными, то некоторые предметы учения, которые в полной их ясности еще не могли быть пригодны, предлагал под покровом притчи.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Ориген обладал всеми теми свойствами, которые составляют неотъемлемую принадлежность всякого замечательного оратора. Дикция ясная и легкая, богатое воображение, сила внутреннего убеждения, проникающая прямо в сердце, увлекательное воодушевление, иногда довольно продолжительное, но без резких перерывов и промежутков, – все соединялось в Оригене , чтобы сделать его проповеди увлекательными и интересными. Поэтому не трудно объяснить и представить себе необыкновенно живое впечатление, которое производил он на своих слушателей. Будучи мирянином, он не проповедовал в Александрии, и александрийский епископ Димитрий никогда не позволял ему восходить на церковную кафедру, даже и после посвящения его в сан пресвитера. Епископы же палестинские согласились, как мы видели, возложить на знаменитого Оригена бремя назидания и научения верующих в церковных собраниях. Получивши сан священства, Ориген и после изгнания своего из Александрии не переставал предаваться служению проповеди до самого конца своей жизни. Всюду, куда он прибывал, в Кесарии, в Иерусалиме, везде епископы обращались к нему с просьбою изъяснять Святое Писание народу; и он выполнял возложенную на него задачу с полным успехом, которого всегда можно было ожидать от его всеобъемлющего и огромного таланта. В третьей своей беседе на книгу Левит, произнесенной после 245 года, он говорит о своих проповеднических трудах, как служении, проходимом им уже очень давно. В самом деле в это время он мог считать уже более двадцати лет своей проповеднической деятельности. И однако же он, по свидетельству Евсевия, дозволил скорописцам записывать его проповеди уже тогда, когда ему было шестьдесят лет (VI, 36); не будь в нем этой скромности, не чуждой и некоторого рода благоразумия, нам не пришлось бы сожалеть о потере большой части его гомилий. Количество же их должно быть весьма велико, так как Ориген импровизировал весьма часто; этому обстоятельству удивляться вовсе не следует, так как он, по свидетельству св. Памфила, проповедовал почти каждый день, следовательно, для письменного составления проповедей у него не могло быть достаточно времени. Сто восемьдесят шесть гомилий, оставшихся нам от него, могут поэтому дать весьма неполное представление о его проповедническом служении. Блаженный Иероним в свое время читал более тысячи его проповеднических произведений; это было еще в V веке, но и эта цифра намного должна была бы увеличиться, если бы сюда включить все те проповеди, которые никогда не были записаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

В этих случаях Спаситель и Сам для Себя доставлял исполненный глубокого смысла материал для дальнейших рассуждений, и Своих слушателей подготовлял к тому, чтобы они в будущем самые эти предметы легче и скорее восприняли как истину ( Мф.11:16,17,22 и д., Лк.16:19 и д., Ин.10:1 и д., Мф.13 ). Главным же образом Он употреблял притчи при научении нравственным истинам. Вследствие этого слушатели Его сами имели возможность наглядно судить и определять свойства обязанностей, их достоинство и обязательность для себя. Этим путем Иисус Христос старался привести их в такое состояние, чтобы ум их сильнее мог воздействовать на волю и сердце ( Мф.18:23 и д., Лк.10:30 и д., 15:4 и д., 8 и д., 11 и д., 18:1 ид.). Все притчи отличаются необыкновенною простотою, ясностью и наглядностью, так что подобия и заключающиеся в них нравоучения или сами собою бросаются в глаза, или достаточно могут быть объяснены только в нескольких словах. Впрочем, они имели совершенно местный характер, сообразный с родом жизни, нравами и обычаями и гражданским устройством иудейского народа тогдашнего времени. Спаситель брал образы из путешествий, от земледелия и виноделия, от рыбной ловли, от брачного пиршества и других предметов из общественной и домашней жизни, а также из истории иудейского народа, и потому притчи Его каждый раз наисовершеннейшим образом сообразны были со своею целью. § 4. Внешняя форма речей Христа Как в отношении содержания и передачи религиозных истин речи Христа Спасителя отличаются неподражаемой общедоступностью, простотою, энергией и разнообразием, так и в отношении внешней формы все эти свойства присущи Его речам. Он не прибегал к пустому блеску красноречия и суетной декламации, но употреблял обыкновенные тогда и общепонятные слова и выражения и при том говорил всегда легко и непринужденно. Образные выражения и метафоры Он употреблял нередко, чтобы придать своим рассказам больше жизни и выразительности, но употреблял только такие, которые тогда были обычны и всем понятны. Иногда Он давал Своим речам высший полет и допускал в них некоторую неясность, когда того требовали особенные цели, – большею же частью говорил Он с величайшим снисхождением.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

В июне 1900 года первое место среди российских иерархов занял высокопреосвященный Антоний. Митрополит Антоний Вадковский – сын священника тамбовской епархии, высшее богословское образование получил в Казанской духовной академии, в которой, по окончании курса, остался доцентом по кафедре пастырского богословия и гомилетики. Вскоре женившись, молодой доцент зажил счастливой профессорской жизнью, в счастливой, нежно любимой и любящей семье. Но жизнь счастливая продолжалась недолго. В 1879 году умерла жена, а через три года пришлось схоронить и обоих детей, умерших от дифтерита. Через год после этого, 4 марта 1883 года, принято было монашество. Академия встретила пострижение своего сотоварища с особенно искренним чувством и с высокими надеждами. Академический журнал «Православный Собеседник» писал: «веруем, что идеал монашества найдёт в новопостриженном художественное воплощение со своими лучшими и светлыми сторонами». В этих словах чувствовалось отношение к совершившемуся пострижению, как к явлению, выходящему из ряда других. И, действительно, прошло едва пятнадцать лет, и высочайший рескрипт 25 декабря 1898 года призвал преосвященного Антония на петербургскую митрополию, а через полтора года, 9 июня 1900 года, владыка назначен первенствующим членом синода. Прежнее служение – профессором, инспектором и ректором академии, затем с 1892 года архиепископом небольшой финляндской епархии: с присутствованием в синоде, давшее владыке твёрдую научную и административную основу и избавившее его от поглощения тиной канцеляризма в необозримом море десятков тысяч консисторских бумаг, наконец, главное – направление владыки, его уважение к науке, широкая христианская терпимость, обнаруженная в его речах, получивших широкое распространение и известность, – всё это ставило назначение высокопреосвященного Антония на пост первоиерарха российской Церкви в совершенно исключительные условия. Назначение его вызвало, не совсем, правда, определённые, но всеобщие ожидания и надежды. Но деятельность владыки принадлежит уже новому веку. В городах в последние годы стал устанавливаться обычай среди верующих встречать новый год в церкви, причём и обычное новогоднее молебствие совершается уже в полночь. В Петербурге в газетах не раз высказывалось желание общества, чтобы все церкви, по крайней мере, приходские, были открыты для встречи нового года, но покойный митрополит Палладий предоставил этот вопрос усмотрению настоятелей церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

5 . Комната с гобеленами: Английская готическая проза/Пер. с англ. и фр.; Комментарии Н.А. Соловьевой. М.: Правда, 1991. 560 с.: ил. Д.А. Карпук. «Начальник благостный, великодушный, деликатный, добрый-предобрый…» к 100-летию со дня кончины митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского). В 2012 г. исполнилось 100 лет со дня кончины митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) . Доклад, основанный на материалах церковной периодической печати за 1912 г., посвящен почившему архипастырю. Представлен краткий анализ всех выявленных в церковной периодике статей, слов, поучений, некрологов и т.п. Выявленные материалы позволяют говорить о том, что деятельность и сама личность митрополита Антония в целом вызывала одобрение в церковной среде. Особый интерес в церковном обществе вызвало завещание, также вкратце рассмотренное в данной статье, столичного архиерея и первенствующего члена Св. Синода. Ключевые слова: митрополит Антоний (Вадковский) , церковная периодическая печать, Санкт-Петербургская духовная академия, архиепископ Антоний (Храповицкий) , митрополит Палладий (Раев) , «Церковный вестник», Святейший Правительствующий Синод. „The kind generous delicate and very good superior...“ For 100 years from the day of the demise of mitropolitan of Saint-Petersbourg and Ladoga Anthony. D. A. Karpuk It is 100 years from the day of the demise of mitropolitan of Saint-Petersbourg and Ladoga Anthony. The rapport founded on the materials of the ecclesiastical periodics during the period of 1912 year is dedicated the departed archpastor. A brief analisis of all the found articles in the church periodics, of the sermons, the preachings, necrologues etc. The found materials allow to define the fact that the activity and the person of mitropolitan Anthony in general causes the approuvement in the church environement. The testement of the bishop of the capital of Russia and the primior member of the Synodos that is regarded in this article causes an espesial interest.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010