Я никогда не был ни шовинистом, ни автокефалистом, ни тем более карьеристом. Я стал на путь Собора киевских епископов 1922 г. исключительно из желания удержать родной украинский народ от большого греха и в этом, благодарение Богу, преуспел. Излагать все дело на бумаге я не могу... И Вы, Владыко, это понимаете. И вот я, 78-летний старик, полубольной, решаюсь ехать к Вам в Москву, чтобы у ног Его Блаженства сложить свои старые и новые ошибки и испросить себе у него прощения».    Но в Москву митрополит Феофил не выехал. 12 ноября он был арестован НКВД и скончался в заключении 20 января 1944 г. Патриарх Сергий, получив информацию о деятельности лжемитрополита Феофила во время оккупации Украины, утвердил постановление 13 епископов Украинского экзархата от 25 декабря 1924 г. о лишении Феофила Булдовского и его сторонников-лубенцев архиерейского сана и отлучении их от Церкви. Феофил был единственный епископ-автокефалист, который не захотел эвакуироваться при отступлении немцев. Все остальные бежали вначале в Галицию или на Волынь, а оттуда в Варшаву, и наконец, в Германию, оказавшись после ее капитуляции в западных зонах. Вместе с ними эвакуировалась и часть клириков; многие из оставшихся на Украине священников-автокефалистов были арестованы.    При отступлении немцев из епископата Автономной Церкви эвакуировалась только часть архиереев, но глава Автономной Церкви архиепископ Дамаскин (Малюта) при эвакуации из Каменец-Подольского был захвачен советскими военными властями, арестован и отправлен в сибирский лагерь, где скончался. За пределами Украины и впоследствии в эмиграции оказались архиепископ Днепропетровский Димитрий (Маган), епископы Житомирский Леонтий (Филиппович), Львовский Пантелеимон (Рудык), управлявший с 1941 по 1943 г. Киевской епархией, а также Ровенский Феодор (Рафальский). В эмиграции архиепископ Димитрий вошел в юрисдикцию Карловацкого Синода; владыка Пантелеимон (Рудык) в 1959 г. в сане архиепископа был принят в общение с Московской Патриархией и скончался в 1968 г. архиепископом Эдмонтонским и Канадским. Архиепископ Николаевский Антоний (Марценко) и епископ Ростовский Николай (Амасийский) бежали в Румынию. Епископ Николай скончался там в 1945 г., а владыка Антоний переехал из Румынии в Карловы-Вары, вошел в юрисдикцию Польской Церкви, потом в 1946 г. был принят в общение Московским Патриархом и получил назначение на Орловскую кафедру.    Большинство епископов и почти все духовенство Автономной Церкви при бегстве немцев с Украины остались на Родине. Многие из священнослужителей были арестованы НКВД по подозрению в сотрудничестве с оккупантами, которое, как правило, выражалось только в том, что священники открывали храмы и совершали богослужения по разрешению немецких властей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XXXIII. Епархия Волынская Волынская епархия учреждена в 1795 г. викарной Минской, а в 1799 г. местной. Шестнадцатая из третьеклассных. Епископы Волынские и Житомирские 1. Варлаам Шишацкий хирот. 3 июня 1795 из архим. Дятловицкого монастыря; с 16 окт. 1799 местный, а 29 дек. 1805 перев. в Могилев. 2. Даниил Наттон-Михайловский (Мирдамский) хирот. 2 февр. 1806 из архим. Каменецкого Троицкого монастыря, а 6 июля 1813 перев. в Могилев. 3. Стефан Романовский 14 сент. 1813 хирот. из архим. Каменецкого Троицкого монастыря, а 24 нояб. 1828 перев. в Вологду. 4. Амвросий Морев 1 дек 1828 перев. из Оренбурга, а 1 февр. 1832 – в Нижний-Новгород. 5. Иннокентий Сельнокринов 10 февр. 1832 перев. из Курска; с 25 дек. 1833 архиепископ; 28 янв. 1840 перев. в Орёл. 6. Никанор Клементьевский , архиепископ, 28 янв. 1840 перев. из Минска; 17 янв. 1843 перев. в Варшаву, с управлением и сей епархией, а 4 нояб. 1848 перев. в Новгород митрополитом. 7. Арсений Москвин , архиепископ, 6 нояб. 1848 перев. из Каменец-Подольска в Варшаву, с управлением и сей епархией. Викарии Волынские «Епископы Варшавские» 1. Антоний Рафальский хирот. 8 июля 1834 из наместников Почаевских, а 5 окт. 1840 сделан местным и архиереем Варшавским и Новогеоргиевским; 17 янв. 1843 перев. в С.-Петербургские митрополиты. 2. Никанор Клементьевский в янв. 1843 перев. с Волыни «архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский.» «Епископы Острожские» 1. Анатолий Мартыновский 10 июня 1841 перев. из викариев Пермских, а 22 нояб. 1844 перев. в Могилев. 2. Иерофей Лобачевский 25 мар. 1845 хирот. из архим. Дерманского монастыря; † 17 апр. 1871. 3. Иустин Охотин 6 авг. 1871 хирот. из архим. Ростовского Богоявленского монастыря. 17 июля 1860 Волынскую епархию повелело отделить от Варшавской и избрать особого епископа. Антоний Павлинский 29 августа 1860 перев. из Нижнего-Новгорода; с 20 апр. 1862 архиепископ, а 17 июня 1866 перев. в Владимир на Клязме. Агафангел Соловьев 17 июня 1866 перев. из Вятки; с 31 мар. 1868 архиепископ. Читать далее Источник: Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви/Составил из достоверных источников Павел Строев… СПб., 1877. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в видении услышал голос свт. Митрофана: «Епископство есть сораспятие Христу на кресте, а с креста не сходят, но им возносятся или снимаются». 28 окт. 1841 г. в помощь А. было учреждено Острогожское вик-ство в Воронежской епархии, епископом Острогожским назначен Иринарх (Попов) . В последний год своей жизни, будучи больным, А. освятил 2 храма, находившиеся в 200 км от Воронежа: в Дивногорском мон-ре - во имя Рождества Иоанна Предтечи и Преображенский в хуторе Гнилом Острогожского у., действующие в наст. время. Накануне кончины А. продолжал посещать богослужения, молился в алтаре, занимался епархиальными делами. 17 дек. 1846 г. вечером исповедовался, 18 дек. приобщился Святых Таин, но прийти в храм уже не смог. 19 дек. все дела по управлению епархией А. передал своему викарию, еп. Острогожскому Елпидифору (Бенедиктову) . Ночь на 20 дек. провел в молитве, утром соборовался, распорядился раздать щедрую милостыню нищим и отослать почтой денежные пособия нуждающимся. Подписал последнее письмо на имя императора, а также продиктовал «Духовное завещание своей пастве», к-рое, оставшись без его подписи, не получило офиц. статуса. 20 дек. в полдень, благословив присутствующих, по окончании чтения отходной А. тихо скончался. Первую панихиду по А. совершил еп. Елпидифор (Бенедиктов) в сослужении с духовенством Воронежской епархии. В С.-Петербурге заупокойное богослужение возглавил митр. Новгородский и С.-Петербургский Антоний (Рафальский) , в Москве - свт. Филарет (Дроздов) , панихиды по А. служились по всей России. А. был погребен 27 дек. 1846 г. в Благовещенском соборе Митрофанова мон-ря, в склепе, близ усыпальницы свт. Митрофана, над местом погребения была положена чугунная плита. А. завещал похоронить себя в схимническом облачении при самом входе в церковь (вне ее) с зап. стороны, не ставя никакого памятника, «да вся приходящая попирают меня ногами». В 1914 г. трудами архим. Александра (Кременецкого) и А. А. Полянского на пожертвования почитателей А. над могилой была устроена часовня-усыпальница и мраморное надгробие, учреждено целодневное служение панихид.

http://pravenc.ru/text/116018.html

1. Карталинская (епархия экзарха) (1811 г., кафедра в Тифлисе). 2. Имеретинская (1821 г., кафедра в Кутаиси). 3. Сухумская (1885 г.). 4. Бакинская (1907 г.). VII. АРХИЕРЕИ ВАЖНЕЙШИХ ЕПАРХИЙ а) митрополиты Новгородские (с 1721 г. первенствующие в Синоде) 1. Иов (1697—1716 гг.). 2. Феодосий (Яновский) (1721—1725 гг.) (архиепископ). 3. Феофан (Прокопович) (1725—1736 гг.) (архиепископ). 4. Амвросий (Юшкевич) (1737—1745 гг.) (архиепископ). 5. Стефан (Калиновский) (1745—1753 гг.) (архиепископ). 6. Димитрий (Сеченов) (1757—1767) (с 1757 по 1762 годы – архиепископ, с 1762 года – митрополит). 7. Гавриил (Петров) (1775—1800) (с 1775 по 1783 годы – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1783 по 1799 годы – митрополит Новгородский иПетербургский, с 1799 по 1800 годы – митрополит Новгородский) (с 1775 по 1898 гг. епархия Новгородская соединена с Петербургской, с короткими перерывами). б) митрополиты Петербургские (первенствующие в Синоде с 1775 года) 1. Никодим (Сребницкий) (1742—1745) (архиепископ). 2. Феодосий (Янковский) (1745—1750) (архиепископ). 3. Сильвестр (Кулябка) (1750—1761) (архиепископ). 4. Вениамин (Пуцек-Григорович) (1761—1762) (архиепископ). 5. Гавриил (Кременецкий) (1762—1770) (архиепископ). 6. Гавриил (Петров) (1770—1799) (с 1770 г. по 1775 годы – архиепископ Петербургский, 1775—1783 годы – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1783 года– митрополит). 7. Амвросий (Подобедов) (1799—1818), (1799—1800 годы – архиепископ Петербургский, 1800—1801 годы – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1801 года –митрополит). 8. Михаил (Десницкий) (1818—1821). 9. Серафим (Глаголевский) (1821—1843). 10. Антоний (Рафальский) (1843—1848). 11. Никанор (Клементьевский) (1848—1856). 12. Григорий (Постников) (1856—1860). 13. Исидор (Никольский) (1860—1892). 14. Палладий (Раев) (1892—1898). 15. Антоний (Вадковский) (1898—1912). 16. Владимир (Богоявленский) (1912—1915) (с 1914 года – митрополит Петроградский). 17. Питирим (Окнов) (1915—1917) (Петроградский). 18. Вениамин (Казанский) (1917—1922) (Петроградский). в) митрополиты Московские

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

с 4.12.1803 по 26.03.1818 митр. Новгородский и Олонецкий Михаил (Десницкий) митрополит, бывший архиеп. Черниговский и Нежинский с 26.03.1818 по 25.06.1818 переименован митр. Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Новгородская, Санкт-Петербургская, Эстляндская и Финляндская С 25 июня 1818 года Михаил (Десницкий) митрополит, бывший митр. Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский с 25.06.1818 † 24.03.1821 Дамаскин (Россов) епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии в 1821 временно управлял с 6.11.1821 еп. Тульский и Белевский Серафим (Глаголевский) митрополит, бывший митр. Московский и Коломенский с 19.06.1821 †17.01.1843 Антоний (Рафальский) митрополит, бывший архиеп. Варшавский и Новогеоргиевский с 17.01.1843 по 4.11.1848 на покое; † 16.11.1848 Никанор (Клементьевский) митрополит, бывший архиеп. Варшавский и Новогеоргиевский, с 20.11.1848 117.09.1856 Григорий (Постников) митрополит, бывший митр. Казанский и Свияжский с 1.10.1856 † 17.06.1860 Исидор (Никольский) митрополит, бывший митр. Киевский и Галицкий с 1.07.1860 по 21.06.1865 переименован митр. Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский Новгородская, Санкт-Петербургская и Финляндская С 21 июня 1865 года Исидор (Никольский митрополит, бывший митр. Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский с 21.06.1865 †7.09.1892 Санкт-Петербургская и Ладожская С 18 октября 1892 года Палладий (Раев) митрополит, бывший архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии с 18.10.1892 †05.12.1998 Викарии Санкт-Петербургской епархии Ревельские епископы С 5 августа 1817 года Филарет (Дроздов) епископ, свт., рукоположен с 5.08.1817 по 15.03.1819 архиеп. Тверской и Кашинский Владимир (Ужинский) епископ, рукоположен с 11.05.1819 по 12.04.1822 еп. Курский и Белгородский Григорий (Постников) епископ, рукоположен с 7.05.1822 по 4.01.1825 (1826) еп. Калужский и Боровский Никанор (Клементьевский) епископ, рукоположен с 28.03.1826 по 26.08.1831 еп. Калужский и Боровский Смарагд (Крыжановский) епископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Биографы митрополита Антония 1-го указывают в его жизни видимые предуказания Божия Промысла на высокое церковное служение владыки, выпавшее ему к концу его дней. Митрополит Антоний 1-й был сын священника церкви села Гнуйны или Нуйны, Волынской епархии, Ковельскаго уезда, в мире Григорий Антонович Рафальский. Родился 19-го февраля 1789-го года. В простоте деревенской обстановки глубокого Полесья, при трудовой жизни священнической семьи, младенца часто приносили с отцом в церковь и он почивал «у самого подножия престола», когда отец совершал священнослужение. Когда он подрос, отец отдал его, за отсутствием на Волыни православных духовных училищ, в униатское, базилианское, при Верховском Монастыре. Но вскоре на Волыни была открыта Духовная Семинария и он перешел в нее. Окончив курс с блестящим успехом, он был назначен в Киевскую Академию, но, заболев, не мог отправиться в Киев и остался учителем в Семинарии. Стремление к знанио у него сохранилось на всю жизнь в самой высокой степени. Оп продолжал изучать Богословие, историю, литературу, классиков и, по воспоминаниям одного из близких к нему лиц, услышав о какой-нибудь хорошей книге, он не упускал случая достать ее и прочесть. Тотчас по окончании курса в 1809-м году, он женился, принял священство и был определен к соборной Преображенской церкви в город Острог. В 1815-м году оставил учительство, но остался экономом Семинарии. Был назначен благочинным. В первые годы священства получил протоиерейство. Будучи кафедральным протоиереем, он поддерживал постоянные живые связи со своими бывшими учениками, ставшими воспитанниками Киевской Академии, и по переписке с ними и их лекциям как бы проходил академический курс. Судьба дала ему случай проявить и свою распорядительнность, и хозяйственные способности при охранении в 1812-м году казенного имущества во время нашествии Наполеона и при возобновлена монументального Острожского Монастыря, остававшегося после иезуитов в развалинах. Кротким обхождением и особенно увлекательным словом он расположил к себе римско-католиков и униатов и некоторые из них перешли в Православие. Острожский протоиерей приобрел уже прочную известность на Волыни, но оставаться в Волынских краях ему оставалось недолго. В 1821-м году скончалась его жена.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Затем он посетил Тулу, Задонск, Воронеж, Курск и Киев, приведший его в неописанный восторг, как своими древними святынями, так и господством здесь русского и православного начала. В Житомире и в Почаевской лавре Иосиф служил обедню. На пути Иосиф наиболее останавливался и показывался народу в тех пунктах, где были воссоединенные церкви. Со стороны православных иерархов он везде встречал самый радушный прием, а десятки тысяч богомольцев у русских святынь с благоговением добивались счастья получить благословение у знаменитого иерарха-воссоединителя. В начале июля с Иосифом встретился в Брест-Литовске Антоний (Рафальский) архиепископ Варшавский, с которым он имел совещания об общих делах. Возвратившись в Жировицы 8 июля, Иосиф нашел здесь множество священников и большую часть благочинных, прибывших сюда по делам службы. Некоторые из прибывших духовных словесно, а многие письменно, через своих благочинных, стали постепенно изъявлять желание отрастить бороду и носить рясу. Но Иосиф дозволил в этом году только 40 священникам отрастить бороды и 80 – надеть рясы, объявив, впрочем, что от вновь рукополагаемых священников он будет требовать обязательно носить рясу. Некоторых почтенных духовных Иосиф сам располагал к ношению рясы, как, например, Бульковского священника и духовника Павловича, представлявшегося Иосифу во время обозрения епархии в коротком сюртуке. По словам Иосифа, этот достойный духовник напоминал своим видом «скорее мастерового или лакея, чем православного священнослужителя». 186 Обозрев Литовскую семинарию, высокопреосвященный нашел ее в образцовом состоянии, как по успехам в науках семинаристов, и особенно в церковном пении, так и по их поведению и религиозно-патриотическому настроению. 30 августа архиепископ, по Высочайшему повелению, освятил в городе Брест-Литовске новый кадетский корпус и при нем церковь и произнес при этом случае весьма назидательное слово, конечно, на русском языке, хотя ему ранее давали понять, что присланный для открытия корпуса генерал Ростовцев желает, чтобы архиепископ произнес не свое слово, а речь, приготовленную самим генералом Ростовцевым. Не усомнился ли последний в основательном знании Иосифом русского языка, как еще недавно сомневался в этом попечитель Виленского учебного округа Грубер, который однажды в разговоре, с обер-прокурором Святейшего Синода Протасовым, сообщил ему о распространенной в Вильне молве, будто Иосифу пишут проповеди другие, а не он сам. «О, большие ж у вас в Вильне дураки, отвечал граф, когда в три года не успели узнать этого человека»! Об этом разговоре с Протасовым передавал сам Грубер архиепископу Иосифу. 187

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

188 Обращаем внимание читателей на эти слова Макария и вот почему. По нашему мнению, они указывают на то, что при исполнении петербургской программы по догматическому богословию он имел в виду и соображался (не более) с программою киевскою. Видно, что по киевской программе, которую, как увидим, Макарий принял и в основание своего догматического сборника, трактат о таинствах находился во второй половине программы, тогда как в Петербургской Академии он был прочитан в первый учебный год курса и, следовательно состоял в начале программы. 191 См. послужной список м. Макария в брошюре: «Кончина в погребение высокопреосвященнейшего Макария, митрополита московского и коломенского». Москва. 1882 г. стр. 22–23. 196 См. Христ. Чт. 1842 г. ч. IV отд. IX стр. 262– 275 ср. Слова в Речи Макария, митрополита московского, произнесённые в 1841–1868 г., в Киеве в Петербурге, в Тамбовской в Харьковской епархиях, изд. 2, СПБ. 1891, стр. 13–20. Проповедь эта в свое время была напечатана, кроме того, и отдельными оттисками (См. Церк. Вестн. 1883 г. 8). 197 См. Церк. Вестн. 1843 г. 9. С.-Петербургским митрополитом в это время был преосв. Антоний (Рафальский 1843–1848 г. См. о нем у архим. Сергия. Филарет Амфитеатров , митрополит Киевский и его время. Казань, 1888 т. m.III стр. 528–529). Кстати заметим здесь, что г. Кипарисов В. (См. его сочинение: «Митрополит московский Макарий Булгаков , как проповедник»). Сергиев Посад. 1893 г., стр. 24, прим. 43), как на причину, почему проповедь Макария на Благовещение 1843 года нигде не была напечатана автором, указывает на возможную слабость её, обусловленную, в свою очередь, будто бы поспешностью, с какою Макарий работал тогда над всеми своими сочинениями. Но едва ли можно согласиться вполне с таким объяснением. Хотя, правда, сам Макарий, по естественному чувству скромности, и жаловался на незрелость двоих тогдашних трудов, однако же решительно нельзя допустить, чтобы он мог отнестись легко и равнодушно к составлению проповеди, которую должен к был произнести в присутствии митр. Антония, тогда только что вступившего на Петербургскую кафедру. Это совершенно не согласуется с характером Макария. Не вернее ли будет предположение, что личный элемент проповеди (разумеем обращение проповедника по адресу м. Антония), произнесенной Макарием в день Благовещения 1843 года, был причиною, почему проповедь его не могла быть напечатана сначала на страницах «Христианского Чтения», где тогда печатались статьи с большим разбором, а потом и в сборнике проповедей Макария изданном в 1847 году?

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

п. Совместно с этим в 1774 году устроена, или точнее, переделана (noviter exlructa) в Лавре на самой окраине Почаевской горы, по южную сторону, теперешняя пещерная церковь с искусно оставленною в оной пещерою Преподобного Иова. С дозволения тогдашнего униатского луцкого Епископа Феодосия Рудпицкого церковь эта была освящена в 1786 году местными супериором Лавры Иеронимом Братковским, одновременно с большой Успенской церковью, и вследствие особенного памятного обстоятельства в Лавре посвящена во имя св. Великомученицы Варвары. 639 Тогда же, по всей вероятности, перенесены сюда и нетленные останки преподобного Иова, и поставлены под навесом природной пещерной скалы, где и поныне почивают. В таком положении, между прочим, находились дела, когда в октябре 1831 года, по Высочайшему повелению Императора Николая Павловича, базилиане были удалены из Почаева, и обитель почаевская снова возвращена в ведение православной церкви, как искони законная святыня и несомненное ее достояние. 640 Вместе с этим, снова возвращены были православной церкви и нетленные мощи преподобного Иова. В том же 1831 году, по описи составленной православными приемщиками Лавры, в числе которых участвовал, между прочим, и известный кременецкий протоиерей Григорий Рафальский (в последствии Высокопреосвященный Антоний, Митрополит С.-Петербургский и Новгородский), под заглавием: «церкви», в 2-м значится: « церковь пещерная алтарем на восток во имя св. Великомученницы Варвары, занимающая пространство под галереею в длину на 87, а в ширину на 10 локтей, – с резным, местами позолоченным иконостасом, и с большим на север отверстием, ведущим в пространную пещеру в скале, где в гробнице за стеклом почивают мощи преподобного Иова, игумена почаевского». 2 . В тоже время, обер-прокурор Св. Синода, князь Мещерский, особой бумагой просил Преосвященного Епископа Волынского Амвросия, в ведение которого поступила теперь Лавра Почаевская, «войти в соображение, по местным обстоятельствам, о гробнице иеромонаха, известного под наименованием Железо, и представить об этом свое суждение Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Антоний (Рафальскй) епископ Варшавский, а потом митрополит Новгородский, † 1848 г. Ходатайствует о построении церкви и о назначении причта для единоверцев Сувалкской губернии. Арбенев , генерал. Назначается прокурором Московской Синодальной конторы. Арсений (Москвин) епископ Тамбовский, а впоследствии митрополит Киевский, † 1876 г. Представляет проект часовен-палаток в деревнях, отстоящих далеко от церквей; замечание владыки Филарета о сем проекте. Ахматов , Алексей Петрович, ген.-адьют. обер-прокурор Свят. Синода, † 1870 г. М. Филарет просит его ускорить разрешение построить колокольню при Софийской церкви; препровождает М. Филарету проект устава Мариинского человеколюбивого общества; письмо с замечаниями М. Филарета на сей проект; письмо М. Филарета с замечаниями об отзыве преосвящ. Леонтия о рукописи иером. Парфения «Возражение против защитников раскола»; письмо к М. Филарету об укреплении за Московским Новодевичьим монастырем земли и дома Горлицыных; ответ владыки о сем деле; письмо М. Филарета о назначении А. Гренкова бакалавром Казанской духовной академии и Арбенева прокурором Московской Синодальной конторы; письмо М. Филарета о споре Успенской церкви с Козакевич о ее доме; препровожд. М. Филарету депеши посланника о запрещении кн. Кузою совершать Богослужение на греческом языке в церквах Молдавии и о притязаниях Молдавского правительства на имения греческих монастырей в Молдавии; письмо М. Филарета о сем; письмо владыки об утверждении в степени доктора богословия о. В. Гетэ; поздравляется владыкою с праздником Рождества Христова в 1863 г.; два письма святителя к мнениям о сношениях с американским пастором Юнгом; поздравляет М. Филарета с праздником Св. Пасхи в 1864 г. от имени Государя, Государыни и своего; письмо владыки к замечаниям о письмах и статьях протерся Е. И. Попова ; письмо к нему М. Филарета об упразднении в Москве Успенской церкви. Афанасий (Протопопов) епископ Чигиринский, потом архиепископ Тобольский, † 1842 г. Доносит о распространении сводных браков между раскольниками Тобольской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010