Амвросий Подобедов 1799–1818. Архп. до 1801. Михаил Десницкий 1818–1821. Серафим Глаголевский 1821–1843. Антоний Рафальский 1843–1848. Никанор Клементьевский 1848–1856. Григорий Постников 1856–1860. Исидор Никольский 1860–1892. С.-Петербургские и Ладожские: Палладий Раев 1892–1898. Антоний Вадковский 1898. Нарвское викариатство, учр. в 1887 г. Епископы (в С.-Петербурге): Владимир Шимкович 1887–1890. Никандр Молчанов 1891–1895. Иоанн Кратиров 1895–1899. Никон Софийский 1899–1901. Иннокентий Беляев 1901–1903. Антонин Грановский 1903–1908. Никакдр Феноменов 1908. Ямбургское викариатство, учр. в. 1897 г. Епископы: Вениамин Муратовский 1897–1898. Борис Плотников 1899–1901. Сергий Страгородский 1901–1905. Сергий Тихомиров 1905–1908. Феофан Быстров 1909–1910. Георгий Ярошевский 1910. Гдовское викариатство, учр. в 1892 г. 47 Епископы (в С.-Петербурге) Николай Налимов 1892–1893. Назарий Кириллов 1893–1897. Вениамин Мураховский 1898–1901. Константин Булычев 1901–1904. Кирилл Смирнов 1904–1909. Вениамин Казанский 1910. Кронштадтское викариат., учр. в 1907 г. Епископы: Владимир Путята 1907 – 1911. Саратовская, учр. в 1828 г. Кафедра в Саратове Епископы Саратовские и Царицынские: Моисей Богданов-Платонов (Антипов) 1828–1832. Иаков Вечерков 1832–1847. Афанасий Дроздов 1847–1856. Иоанникий Горский 1856–1860. Евфимий Беликов 1860–1863. Иоанникий Руднев 1864–1873. Тихон Покровский 1873–1882. Павел Вильчанский 1882–1889. Авраамий Летницкий 1889–1893. Николай Налимов 1893–1899. Иоанн Кратиров 1899–1903. Гермоген Долгапев 1903. Вольское викариатство 48 . Епископы: Антоний Шокотов 1850. Никон Софийский 1898–1899. Гермоген Долганев 1900–1903. Палладий Добронравов 1903–1908. Досифей Протопопов 1909. Симбирская, учр. в 1832 г. Кафедра в Симбирске Епископы и Архиепископы Симбирские и Сызранские: Анатолий Максимович 1832–1842. Архп. Феодотий Озеров 1842–1858. Архп. с 1856. Евгений Сахаров-Платонов 1858–1874. Феоктист Попов 1874–1882. Варсонофий Охотин 1882–1895. Никандр Молчанов 1895–1904. Гурий Буртасовский 1904–1907.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

с 28.01.1840 по 17.01.1843 архиеп. Варшавский и Новогеоргиевский Никанор (Клеметьевский) архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский с 17.01.1843 по 4.11.1848 одновременно управлял архиеп. Новгородский и Санкт-Петербургский Арсений II (Москвин) архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский с 6.11.1848 по 1.07.1860 одновременно управлял митр. Киевский и Галицкий Антоний (Павлинский) епископ, бывший еп. Нижегородский и Арзамасский с 29.08.1860 архиепископ с 8.04.1862 по 17.06.1866 архиеп. Владимирский и Суздальский Агафангел (Соловьев) епископ, бывший еп. Вятский и Слободской с 17.06.1866 архиепископ с 31.03.1868 †8.03.1876 Димитрий (Муретов) архиепископ, бывший архиеп. Ярославский и Ростовский с 26.04.1876 по 20.02.1882 архиеп. Херсонский и Одесский (повторно) Тихон (Покровский) архиепископ, бывший еп. Саратовский и Царицынский с 6.03.1882 †16.04.1885 Палладий (Ганкевич) архиепископ, бывший еп. Тамбовский и Шацкий с 12.02.1885 по 25.11.1889 на покое: † 13.01.1893 Модест (Стрельбицкий) епископ, бывший еп. Нижегородский и Арзамасский, с 25.11.1889 архиепископ с 15.05.1892 †13.04.1902 Викарии Волынской епархии Варшавский епископ Викариатство учреждено 22 апреля 1834 года Кафедра в Варшаве Антоний (Рафальский) епископ, рукоположен с 8.07.1834 по 5.10.1840 архиеп. Варшавский и Новогеоргиевский Острожские епископы Викариатство учреждено 1 октября 1840 года Кафедра в Остроге а в 1873 году перенесена в Кременец Анатолий (Мартыновский) епископ, бывший еп. Екатеринбургский, викарий Пермской епархии с 10.06.1841 по 22.11.1844 еп. Могилевский и Мстиславский Иерофей (Лобачевский) епископ, рукоположен с 25.03.1845 †17.04.1871 Иустин (Охотин) епископ, рукоположен и Ахтырский с 5.08.1871 по 13.04.1879 еп. Харьковский Виталий (Гречулевич) епископ, рукоположен и Мстиславский с 13.05.1879 по 6.10.1882 еп. Могилевский Израиль (Никулицкий) епископ, бывший еп. Новомиргородский, викарий Херсонской епархии с 8.01.1883 по 25.10.1883 еп. Вологодский и Великоустюжский †23.04.1894 Александр (Закке-Заккис) епископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В Л. е. в 1996 г. был создан Сретенский женский мон-рь в с. Михновка Камень-Каширского р-на. В 1997 г. открыт Крестовоздвиженский муж. мон-рь в с. Ст. Чарторийск Маневичского р-на. В 2006 г. основан Троицкий жен. мон-рь в с. Староселье Маневичского р-на. Построено много новых храмов. На территории Л. е. сохраняется простивостояние с филаретовским расколом. В 2014 г. сторонники УПЦ КП захватили храмы в селах Печихвосты, Стрельча и Угринов Гороховского р-на, в последнем селе храм был занят силой во время богослужения. Духовное образование Волынская ДС была основана 14 мая 1796 г. Потребность в духовной школе была обусловлена массовым возвращением униат. приходов в правосл. Церковь после присоединения Волыни к Российской империи. Ректором семинарии стал Житомирский еп. Варлаам (Шишацкий) . Для того чтобы быстрее решить вопрос с замещением приходских вакансий, в 1798 г. при семинарии была открыта «русская школа» - пастырские курсы. Первый выпуск 20 кандидатов в священный сан состоялся в 1801 г. Лучших студентов отправляли за казенный счет учиться в КДА. Одним из таких студентов был буд. митр. Антоний (Рафальский) , к-рый перевелся в Волынскую ДС из василианского уч-ща. В 1796-1821 гг. семинария располагалась при Преображенском муж. мон-ре в Остроге, после уничтожения обители вслед. сильного пожара была переведена в мест. Аннополь Острожского у. В 1835-1902 гг. семинария находилась при бывш. лицее Чацкого в Кременце. В 1902 г. Волынская ДС была переведена в Житомир, ее опекали владыки Евлогий (Георгиевский) и Антоний (Храповицкий) . В Волынской ДС до 1917 г. учились более 50 епископов, среди выпускников семинарии были священномученики: митр. Анатолий (Грисюк) , архиеп. Александр (Петровский) , еп. Амвросий (Гудко) , протопр. Александр Хотовицкий и др. После прихода большевиков у семинарии в 1919 г. конфисковали здания и земельные владения, созданная вместо семинарии Житомирская духовная школа была окончательно закрыта в 1921 г. В межвоенный период в Кременце, отошедшем Польше, на базе эвакуированной Холмской ДС в 1921 г. была организована семинария для Кременецкой епархии, считавшая себя преемницей дореволюционной Волынской ДС.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

На таковый предмет избирая для помещения своего Николаевский Бабаевский монастырь, состоящий в Костромской Епархии, осмеливаюсь обратиться к Вашему Высокопреосвященству с покорнейшею просьбою: Благоволите, Высокопреосвященнейший Владыко, снисходя к крайне расстроенному моему состоянию, исходатайствовать откуда следует разрешение об увольнении меня от занимаемых мною должностей Благочинного и Настоятеля и о дозволении поместиться как больничному в Николаевский Бабаевский монастырь Костромской епархии. Во удостоверение же действительности моего болезненного состояния и что точно прописываемая мною мера есть для меня необходима, прилагаю при сем на благорассмотрение Вашего Высокопреосвященства подлинное Свидетельство пользовавшего меня Стрелинского Дворцового ведомства медико-хирурга коллежского асессора Бутузова, утвержденное Лейб-медиком действительным статским советником Арендом, данное мне сего года марта 17 дня. Вашего Высокопреосвященства покорнейший слуга Архимандрит Игнатий. Апреля 1 дня 1847 года Антоний (Г. А Рафальский; 1789–1848) – с 1843 г. Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Митрополит Антоний уже с первого дня своего заступления в должность был настроен недоброжелательно по отношению к архимандриту Игнатию Брянчанинову . Недруги постарались довести до его сведения последствия «Барантова дела» 46 в превратном виде и уверить, что запрещение выездов Архимандрита из Сергиевой пустыни действует поныне. Сложившиеся обстоятельства тогда разрешились только после доклада о них Санкт-Петербургского военного генерал-губернатора А. А. Кавелина Государю Императору. Однако «зависть работала» над тем, чтобы обострить неприязнь Митрополита, которому и так не нравилось стремление Настоятеля Сергиевой пустыни к более самостоятельной деятельности по собственным убеждениям. По инициативе Митрополита Антония Святейшим Синодом было составлено предложение о переводе архимандрита Игнатия настоятелем же в Соловецкий монастырь, чтобы под видом повышения удалить его подальше от столицы и от благодетельного участия в нем Государя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Жития святителя Антония на земле было 74 года. Воронежской паствой “Великий архиерей” управлял 20 лет, 10 месяцев и 29 дней, во всем являя образ доброго пастыря, духоносного наставника и милостивого отца. Проститься с почитаемым архипастырем явились жители не только Воронежа, но и других городов и весей со всей России, ибо слава о нем разошлась далеко за пределы его епархии. Панихиды по святителю Антонию были отслужены по всей России: в Санкт-Петербурге заупокойное богослужение возглавил первенствующий член Священного Синода митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Антоний (Рафальский). В первопрестольном граде Москве Божественную литургию и панихиду совершил святитель Филарет (Дроздов). 27 декабря 1846 года после заупокойной Литургии архипастырь был погребен в Благовещенском соборе Митрофанова монастыря в склепе возле усыпальницы святителя Митрофана. Согласно просьбе самого богоносного Владыки, над местом его погребения была положена скромная чугунная плита. Смиренный архипастырь завещал похоронить себя в монашеском одеянии, без дорогих архиерейских украшений, устроив могилу при самом входе в церковь, с западной стороны, не устанавливая вовсе никакого памятника: “Да вси приходящие попирают меня ногами своими”… Сразу по кончине архиепископа Антония, Господь стал являть у могилы угодника Божия чудесные знамения. Помня о цельбоносных молитвах святителя Антония, многие страждущие начали служить здесь панихиды и свидетельствовали о получении исцелений. В 1874 году в Митрофанов монастырь пришли две женщины и попросили иеромонаха Флорентия отслужить панихиду по Преосвященном Антонии. Во время панихиды женщины так плакали, что иеромонах после спросил их: “Зачем вы плакали? Разве вам знаком был Преосвященный?”. Одна из посетительниц отвечала: “Нет, он нам незнаком. Но вот эта моя дочь (пожилая женщина указала на младшую) совершенно ослепла, а Преосвященный Антоний исцелил ее. Он явился ей в сонном видении, и, укорив ее за неисполненное раньше повеление обратиться к его ходатайству, указал — как бы ткнул в глаза. И после этого она стала видеть”.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

В своей картотеке я собрал сведения о 30 архиереях XIX в. (это только часть всех), начинавших свое служение Церкви в качестве приходских священников. Назову здесь лишь некоторые имена: Амвросий Ключарев, архиепископ Харьковский (1882–1901), известный также как выдающийся проповедник; Анастасий Добрадин, архиепископ Воронежский (1890–1906); Антоний Вадковский, митрополит Петербургский (1898–1912); Антоний Рафальский, митрополит Петербургский (1843–1848); Герасим Добросердов, епископ Астраханский (1878–1888), известный аскетическим духом своих проповедей и сочинений; Гурий Охотин, архиепископ Новгородский (1900–1912); Димитрий Самбикин, архиепископ Казанский (1905–1908); Дионисий Хитров, архиепископ Уфимский (1888–1896), миссионерствовавший с большим успехом, «либеральный архиерей», популярный у приходского духовенства своими заботами о нуждах батюшек в отдаленных епархиях; Иннокентий Вениаминов, митрополит Московский (1868–1879), выдающийся миссионер, прославившийся своей деятельностью в Сибири; Иоанн Кратиров, епископ Саратовский (1899–1903), непопулярный в архиерейских кругах, он проявлял явную оппозицию «синодальному духу» и был уволен на покой († 1909); Лаврентий Некрасов, епископ Тульский (1904–1908); Никандр Молчанов, архиепископ Литовский (1904–1910); Николай Заркевич, викарный епископ Херсонской епархии (1884/85), известный публичными докладами и печатными работами, направленными против позитивизма; Стефан Архангельский, архиепископ Курский (1911–1914), сторонник «реформ», особенно реформ духовных школ и приходской жизни, автор нескольких значительных трудов в области христианского нравственного богословия; Виссарион Нечаев, епископ Костромской (1891–1903), он 34 года служил приходским священником в Москве, основал журнал «Душеполезное чтение» (1860); Виталий Грегулевич, епископ Могилевский (1881–1885), очень талантливый человек, в бытность приходским священником в Петербурге в начале 60-х гг. он снискал широкую популярность своими проповедями и публичными докладами, особенно в рабочей среде и у интеллигенции; в 1860 г. Виталий основал журнал «Странник», который в то время, когда он был его издателем (1860–1869), стоял на высоком уровне; будучи викарным епископом Волынской епархии (1879–1881) и епископом Могилевским, он проявил себя как поборник народного образования: в своей епархии он создал 268 приходских школ; Владимир Богоявленский, митрополит Московский (1898–1912), Петербургский (1912–1915) и Киевский (1915–1918), известный борьбой против Распутина.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

2020 Следующая строка вычеркнута: Моск Каз собора прот Сергий Алексеев Владимирский. 12 [Прот. С. А. Владимирский (ок. 1796–1849) – 16-й магистр II курса МДА (1820); автор трех отдельно изданных церковных «слов» и «бесед» (М., 1840–1844); практически исключительно занимался пастырской и приходской деятельностью. Тесть архиеп. Амвросия (Ключарева) .] 2021 Архим. Агапит (в миру Петр Иванович Введенский; 1800–1877) – духовный писатель, автор «Жития прп. Иосифа Волоколамского». 2023 Прот. П. М. Терновский-Платонов (1798–1874) – 1-й магистр V курса МДА (1826); оставлен преподавателем греческого языка; участвовал в переводе Библии на русский язык, предпринятой Российским библейским обществом вместе с Г. П. Павским и митр. Филаретом (Дроздовым) ; с 1823 г. – член Академической конференции МДА; с 1827 г. – преподаватель богословия, церковной истории, а затем и философии, психологии и логики Московского университета; автор официального учебника «Богословие догматическое» (М., 1838; 3-е изд., пересм. и доп.: 1844). 2024 Прот. П. П. Ключарев-Платонов (1798–1860) – духовный писатель, выпускник Вифанской ДС (1818), 2-й магистр III курса МДА. (1822), с 1852 г. бакалавр гражданской истории в Академии; был протоиереем церкви Вмч. Никиты в Басманной. 2025 Протопр. Д. М. Новский (1799–1879) – 4-й магистр IV курса МДА (1824); оставлен преподавать логику и психологию; в 1843 г. возведен митр. Филаретом (Дроздовым) в протопресвитеры Большого Успенского собора Кремля, член Московской конторы Св. Синода. Дед лингвиста Д. Н. Ушакова. 2026 Далее вычеркнуто: Высокопреосв Антоний, митроп Новгор и С.-Петерб . 17 Следующая строка (о митр. Антонии) вписана поверх зачеркнутого. Митр. Антоний (в миру Григорий Антонович Рафальский; 1789–1848) – начав обучение в униатском училище при Верховском монастыре, был переведен в православную Волынскую ДС, а по ее окончании оставлен в ней учителем; миссионер (обращал католиков и иудеев); в 1831 г. принял монашество по личной просьбе имп. Александра I, после чего был назначен первым наместником Почаевской лавры по передаче ее в православную юрисдикцию после разгрома Польского восстания; с 1834 г. – первый православный епископ в Варшаве; с 1843 г. по личному настоянию Николая I – митр. С.-Петербургский.]

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Словом, оказалось необходимым ввести в коридоры лавры солдат и только тогда монахи, смирясь и быстро перейдя от дерзости и наглости к малодушию и трусости, стали целовать руки у членов комиссии. 102 Но еще опаснее было движение за стенами монастыря, куда собрались толпы крестьян-униатов, которым внушено было неблагонамеренными, что теперь для них закроют лаврские церкви. Здесь-то Антоний обнаружил свой практический ум, деятельность, изворотливость и сметливость и по его убеждению крестьяне-униаты, из которых состоял приход лавры, согласились, почти без сопротивления и без всякого шума, принять православие. Все попытки монахов скрыть имущество лаврское, или возмутить крестьян, были вовремя открываемы Антонием, и из первого, как мы увидим ниже, им удалось утаить только некоторые вещи. Бойкий протопоп очаровал Войцеховича, который, по возвращении в Петербург, отрекомендовал его отличнейшим образом. Не скроем, впрочем, слуха, довольно распространенного в то время на Волыни и дошедшего даже до столицы, будто Рафальский имел счастье понравиться Войцеховичу особенно тем, что не мешал ему распоряжаться сокровищами лавры по своему усмотрению и что оба они не совсем были чисты в приеме её драгоценностей. Позволительно думать, что это была клевета, порожденная недоброжелательством, злобою и завистью, но только в Петербурге некоторые из духовных почти вслух говорили о бывшем протоиерее следующие фразы: «И видно, что сам обворовал Почаевскую-то лавру, потому что так усердно защищает воров». Это относилось к тому времени, когда Антоний, уже митрополит с.-петербургский, покрыл и оставил без наказания консисторского секретаря Лисенко, укравшего казенную сумму, и приказал членам консистории внести её. Как бы то ни было, но со времени отнятия Почаевской лавры у унии, взошла звезда Антония. Синод, предписав Волынскому архиерею представить кандидатов в наместники этой лавры, велел предложить вдовому Рафальскому, не согласится ли он поступить в монашество и занять сказанное место. Неохотно и с большим неудовольствием сделал Амвросий это предложение нелюбимому им протоиерею и столько же обрадовался, как и удивился, когда последний отвечал решительным отказом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пронского, наследниками которых были Лещинские. После брестской унии 1596 года Яблочинский монастырь был главною опорою и приютом православия для всех окрестных православных жителей. Когда же настоятель монастыря уклонился в унию, то граф Александр Лещинский позаботился передать монастырь в ведение луцкого православнаого епископа Гедеона Четвертого, по грамоте от 27 октября 1670 года. Яблочинский монастырь был защищаем Императрицей Елизаветой Петровной. Екатерина II оградила его особливым пунктом (8) вечного трактата. В 1712 году Яблочинский монастырь перешел в ведение киевского митрополита, а в 1796 году, с отделением Холма к Австрии, был подчинен буковинскому епископу, а потом минскому. В 1828 г. 4 октября в настоятели Подвальной церкви и благочинным 6 церквей, назначен кандидат богословия Киевской академии Феофил Новицкий, с жалованьем от правительства в 600 руб. Во всех приходах считалось тогда прихожан 1170 душ. В конце 1827 г., и в начале 1828 г. была производима ревизия сих церквей через протопресвитера Московского собора Иакова Димитриева, результатом которой было составление положения греко-российской церкви в Царстве Польском, с разделением дел церковных от гражданских, в чем немало потрудился д.т.с. Новосильцев. Это положение было утверждено Государем Императором 25 января 1829 г. Учреждение в Варшаве архиерейской кафедры было мыслью генерал-фельдмаршала Паскевича. Высочайшее утверждение штатов совершилось 22 апреля 1834 г. Первым епископом в качестве викария волынского, назначен был наместник Почаевской лавры Антоний Рафальский, прибывший в Варшаву 8 октября 1834 года. Он некогда учился в базилианской школе. Будучи приходским священником в Остроге и экономом Волынской семинарии, он многих обратил в православие. Он участвовал при приеме от базилиан Почаевской лавры. После посвящения Антоний представлялся Государю Императору, который ему сказал: «Вы превзошли все похвалы и мои ожидания», а митрополит Серафим дал ему свой жезл и митру, как бы в предзнаменование его в митрополиты гор.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

4. Амвросий (Юшкевич) 1740–1745 (архиепископ). 5. Стефан (Калиновский) 1745–1753 (архиепископ). 6. Димитрий (Сеченов) 1757–1767 (1757–1762 гг. – архиепископ, с 1762 г. – митрополит). 7. Гавриил (Петров) 1775–1800 (1775–1783 гг. – архиепископ Петербургский и Новгородский, 1783–1799 гг. – митрополит Петербургский и Новгородский, 1799–1800 гг. – митрополит Новгородский; в 1775–1891 гг. епархия Новгородская соединена с Петербургской, с короткими перерывами). б) митрополиты Петербургские (первенствующие в Синоде с 1775 г.) 1. Никодим (Сребницкий) 1742–1745 (епископ). 2. Феодосий (Яновский) 1745–1750 (архиепископ). 3. Сильвестр (Кулябка) 1750–1761 (архиепископ). 4. Вениамин (Пуцек-Григорович) 1761–1762 (архиепископ). 5. Гавриил (Кременецкий) 1762–1770 (архиепископ). 6. Гавриил (Петров) 1770–1799 (1770–1775 гг. – архиепископ Петербургский, 1775–1783 гг. – архиепископ Петербургский и Новгородский, с 1783 г. – митрополит). 7. Амвросий (Подобедов) 1799–1818, (1799–1800 гг. – архиепископ Петербургский, 1800–1801 гг. – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1801 г. – митрополит). 8. Михаил (Десницкий) 1818–1821. 9. Серафим (Глаголевский) 1821–1843. 10. Антоний (Рафальский) 1843–1848. 11. Никанор (Клементьевский) 1848–1856. 12. Григорий (Постников) 1856–1860. 13. Исидор (Никольский) 1860–1892. 14. Палладий (Раев) 1892–1898. 15. Антоний (Вадковский) 1898–1912 (первенствующий в Синоде с 1900 г.). 16. Священномученик Владимир (Богоявленский) 1912–1915 (с 1914 г. – митрополит Петроградский). 17. Питирим (Окнов) 1915–1917 (Петроградский). 18. Святой Вениамин (Казанский) 1917–1922 (Петроградский). 19. Иосиф (Петровых) 1926–1927 (Петроградский). 20. Святой Серафим (Чичагов) 1928–1933 (Ленинградский). 21. Алексий (Симанский) 1933–1945 (Ленинградский). 22. Григорий (Чуков) 1945–1955 (Ленинградский). 23. Елевферий (Воронцов) 1955–1959 (Ленинградский). 24. Питирим (Свиридов) 1959–1960 (Ленинградский). 25. Гурий (Егоров) 1960–1961 (Ленинградский). 26. Пимен (Извеков) 1961–1963 (Ленинградский).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010