Не удалось извлечь искомое из базы (((

Зельзин. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:1878. Адрес: Брестская обл., Пружанский р-н, с. Зельзин Координаты: 52.903597, 24.700784 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первая церковь в д. Зельзин была построена в 1420-1430 гг. По преданию некая княгиня увязла в болоте и освободилась от смертельной опасности при помощи подоспевших на помощь охотников. На этом месте, по обету, она построила церковь. В конце XIX в., в новой Кресто- Воздвиженской церкви, как символ спасения княгини находился олений рог, случайно оказавшийся с охотниками. Из первой древней церкви в новую также перенесли особо почитаемую местными жителями икону Божией Матери и дубовый крест, который употреблялся в богослужении первым священником Чаплеевским. Ныне существующая Свято-Крестовоздвиженская церковь находится на западной окраине села на земле приходского кладбища. Построена она была в 1872 году из камня, накрыта белой жестью. Состоит из прямоугольного основного объема, вытянутого в поперечном направлении и апсиды. Основной объем накрыт двускатной крышей, увенчанной главкой. При входе к основному объему пристроен деревянный притвор, с северной стороны к апсиде - ризница. Размер храма без алтаря и притвора - 15 х 11 метров, высота — 5 метров. Отличительной чертой зельзинского храма является массивный каменный иконостас, оштукатуренный с двух сторон. В лицевом декоре иконостаса использованы фризы, утонченные пилястры, арочное обрамление царских врат и боковых дверей. Потолок плоский, подшивной. По оси церкви стоит сложенная из камня двухъярусная колокольня, нижний ярус которой является входными воротами на церковный погост. Храм - памятник эклектической архитектуры. В 1900 году на личные сбережения местного священника Антония Иоанновича Радкевича в северной части церковного двора была сооружена каменная часовня, освященная в честь святых виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Отец Антоний скончался 13 января 1901 года на 82-м году жизни, похоронен на церковном погосте. Рядом находится могила священника Кирилла Васильевича Турцевича.

http://sobory.ru/article/?object=27645

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " О мощах царственных мучеников 18.07.2018 Рубрика: Царь Метки: Царь-мученик Николай Ответ на письмо о екатеринбургских останках — Снова с исключительной остротой возникла в Церкви тема идентификации останков царственных страстотерпцев. И снова мнения разделяются. Новая Патриаршая комиссия по изучению результатов экспертизы, в состав которой входит много известных ученых-криминалистов, все более убеждается в подлинности останков. Их оппоненты, в основном из числа «ревнителей не по разуму», не соглашаются с ними. В качестве основного аргумента они заявляют о своем недоверии к тем, кого они считают духовными наследниками екатеринбургского злодеяния. Может быть, новой комиссии не следует настаивать на своем во избежание ненужного разделения Церкви? Слава Богу, святые страстотерпцы прославлены, и мы все можем молиться им. У нас есть их иконы, некоторые из них — даже чудотворные. А.С. Конюхов, г. Москва — Определение, являются ли эти останки подлинными — совсем не второстепенный вопрос. Святая Церковь свидетельствует, каким дивным чудом могут быть мощи умершего человека, мощи святого. Через них действует сила Христова Воскресения. Поколения русских людей в течение веков воспитывались на благоговейном почитании мощей святых, всегда связанном с рассказами о подвигах святых подвижников и мучеников. Жития святых и святыни были основанием народной нравственности и культуры. И одной из характерных особенностей русского православия всегда было паломничество к святым местам. Эти традиции живы и доныне. А когда мощи святых, таких, как, например, мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские или святой Феодосий Тотемский, или Иоасаф Белгородский были выставлены после революции в московских музеях, многие верующие приходили, чтобы поклониться им, а некоторые священники даже совершали перед ними молебны. Мы знаем также, что происходило при вскрытии святых мощей советской властью по всей нашей стране с октября 1918 г. по апрель 1922 г. После революции в течение трех лет были вскрыты, а вслед за этим часто конфискованы драгоценные останки целого ряда великих святых, которых знала русская земля. Известны случаи, когда красноармейцы вскрывали мощи святых и уничтожали их. И вместо них, чтобы дискредитировать Церковь в глазах народа, выставлялись восковые куклы на обозрение всем. В некоторых монастырях, зная об этих кощунствах, прятали мощи, подменяя их, чтобы спасти от поругания. Такие меры если не позволяли защитить верующих от глумления безбожников, то, по крайней мере, позволяли им не давать святыню псам. Большевикам надо было посеять сомнение в народе, соблазнить всех. Смотрите, мол, вот эксплуататоры народной доверчивости с целью наживы, которых надо убивать.

http://moral.ru/relics/

В том и заключается отличие между верующими и неверующими: неверующий человек все приписывает воле случая и все доброе в своей жизни ставит себе самому в заслугу, а верующий понимает, что над всеми нами — Бог, Который о каждом из нас заботится, у Которого для каждого из нас есть свой план и Который не отступит от этого плана, даже если мы будем пытаться отступить от него. И в конечном итоге подлинная вера заключается в том, чтобы довериться Богу во всем, что с нами происходит, и от всего сердца говорить Богу словами молитвы Господней: " Да будет воля Твоя " , — потому что именно воля Божия есть та таинственная духовная сила, которую мы не всегда способны распознать, но наше сердце подсказывает нам, что ко спасению приведет нас именно эта сила, а не наша человеческая воля, которая столь часто уклоняется от добра. Каждый из нас  должен взглянуть на свою собственную жизнь. Мы не можем заглянуть в будущее, но в силах окинуть взглядом прошлое, оценить события своей жизни и понять, что ничего не бывает случайного, что все в жизни закономерно и что Господь ведет нас по жизни, спасая от гибели и вновь и вновь возвращая на пути спасения, когда мы уклоняемся на пути лукавства. Именно эта вера укрепляет нас на нашем жизненном пути и позволяет без страха и без опасения смотреть в будущее. Мы знаем: если Господь раньше нас вел, то будет вести и дальше, если Он раньше нас спасал, то будет делать это и в дальнейшем. Будем возгревать в себе веру в Бога, будем просить Господа и Его Пречистую Матерь и святых угодников Божиих, в числе которых — великие Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий, пребывающие здесь своими честными мощами, о том, чтобы нам всегда идти по пути ко спасению, не уклоняясь направо или налево.  Будем просить Господа, чтобы Он привел ко святой спасительной Православной вере и тех, кто ныне находится вне ее. Сделаем также и сами все возможное для того, чтобы эти люди пришли в храм Божий и вместе с нами разделили радость богообщения, участие в церковных Таинствах и причащении Святых Христовых Таин».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2218284...

Во время войн России с литовско-польским государством происходило передвижение границ, в связи с чем менялся и состав епархий Киевской митрополии. В 1500 г. отделилась от последней Черниговская епархия и вскоре была закрыта. С 1563 по 1579 г. часть Полоцкой епархии, с Полоцком, находилась под властью московского митрополита. В состав митрополичьей кафедры входили земли образовавшия в XV и XVI вв. воеводства Виленское, Трокское, Ново-грудское и Киевское, Галичину (позднее имевшую отдельного епископа) и Подолье. Стольным городом митрополитов была Вильна, но они жили преимущественно в Новогрудке (Новгородке). Кафедральным собором в Вильне был собор Пречистые Богородицы, именовавшийся обыкновенно Пречистенским, основанный Ольгердом и освященный в 1348 г. святителем Алексием, тогда епископом Владимирским. В 1511 г. собор был полностью перестроен на средства кн. К. И. Острожского и освящен во имя Успения Пресвятые Богородицы. В нем погребены Ольгерд и супруга его Иулиания, в 1513 г. – вел. кн. Елена Иоанновна. Она завещала храму чудотворную икону Божией Матери Одигитрии. В Вильне тогда существовало 18–20 церквей. Из них наиболее известные: Пятницкая, основанная первой супругой Ольгерда Марией, княжной Витебской, по преданию на месте капища языческого божества литовцев Ракутиса. Это был первый христианский храм в столице Литвы. Николаевская, у которой были погребены свв. мученики Иоанн, Антоний и Евстафий. Храм этот существовал до 1481 г. Святые мощи перенесены были сначала в Троицкий, в половине XVII в. в Свято-Духовский мон. Никольская (Перенесенская) воздвигнута была в 1514 г. кн. К. И. Острожским в память победы, одержанной им над московским войском. В Вильне были монастыри: Троицкий, Георгиевский и Благовещенский. В Св.-Троицком м., в котором первую церковь воздвигла княгиня Мария, кн. К. И. Острожский в 1514 г. построил каменные храм и здания, вместо прежних деревянных. В обители сначала пребывала чудотворная икона Божией Матери Остробрамская, вывезенная Ольгердом в 1363 году из занятой им Корсуни-Херсонеса. Он передал ее княгине Иулиании. Впоследствии образ был перенесен в находившуюся вблизи монастыря часовню у Острого пли Русского конца города. В конце XV в., когда вокруг Вильны была воздвигнута каменная стена, при остром конце ея были устроены главные ворота в виде башни, с часовней внутри. Туда и была поставлена икона. Прежнее именование ея Корсунской стало забываться, и она стала называться Островратской, Островоротной. Когда русское название заменено было польским «Остра Брама», икона и получила нынешнее именование. В начале XVII в. вице- канцлер вел. княжества Литовского Степан Пац и виленские бургомистры Дубовичи построили при часовне католический монастырь и отдали его кармелитам. В 1829 г., когда лик иконы был прочищен и промыт, обнаружена была славянская хвалебная песнь «Честнейшую херувим».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Ростовский, Михаил Всеволодович , кн. Черниговский, и его боярин Феодор, Роман Ольгович , кн. Рязанский). Также среди М. почитаются рус. князья и княгини, убитые в XIII-XV вв. в результате политических интриг (прмц. Евпраксия , кнг. Псковская, кнг. мц. Иулиания Вяземская, Новоторжская), Литовские (Виленские) мученики, пострадавшие от язычников при Ольгерде в 1347 г. (см. ст. Антоний, Иоанн и Евстафий ), и Юрьевские (Ливонские) М. во главе со сщмч. Исидором, по преданию, убитые католиками в XV в. (см. ст. Исидор , сщмч., и 72 (73) мученика ). За проповедь христианства язычниками был убит сщмч. Кукша Киево-Печерский ( 1-я четв. XII в.). К М. причислены игум. Псково-Печерского мон-ря Корнилий и его ученик Вассиан (Муромцев) , убитые в 1570 г. царем Иоанном Грозным. Однако митр. Филипп II (Колычев) и Герман (Садырев-Полев) , архиеп. Казанский, также погибшие при Иоанне Грозном, были причислены к лику святителей. В Смутное время от польско-литов. отрядов пострадали насельники и насельницы ряда рус. мон-рей, напр., Анастасия , игум. угличского Богоявленского мон-ря, и с ней 35 монахинь ( 1609 (?)), а также патриарх Ермоген ( 1612), прмч. Галактион (Бельский) ( 1612); в 1648 г. во время борьбы с униатами был замучен прп. Афанасий (Филиппович) , игум. брестского мон-ря во имя прп. Симеона Столпника. В 1671 г. казаками Степана Разина был убит Иосиф , митр. Астраханский. М., пострадавшие в период советской власти, в РПЦ называются новомучениками. Мученичество монахов-августинцев Иоганна Эша и Генриха Доса. Рис. в кн.: Ludwig Nabus. Historien der Heyligen Außermölten Gottes-Zeugen, Bekennern und Martyrern. 1554. Tl. 2. S. 114 ff. Мученичество монахов-августинцев Иоганна Эша и Генриха Доса. Рис. в кн.: Ludwig Nabus. Historien der Heyligen Außermölten Gottes-Zeugen, Bekennern und Martyrern. 1554. Tl. 2. S. 114 ff. На лат. Западе в средние века почитались миссионеры, погибшие во время проповеди язычникам, напр., святые Бонифаций , Адальберт Пражский и Бруно Кверфуртский , В захваченной мусульманами Испании пострадали Кордовские мученики (IX-X вв.).

http://pravenc.ru/text/2564422.html

Вы слышали, Православные, с какой признательностью Церковь помянула ныне всех о православии подвизавшихся словесы, писании, учении, страдании, и богоугодным житием. Вы слышали, с каким доброжелательством приветствовала она ныне всех православных Христиан, право содержащих спасительную Веру и повинующихся Христовой Церкви. Постараемся же быть достойными этой признательности, любви и попечения о нас Церкви Православной, и пред Святыми Иконами, предлагаемыми Ею ныне к поклонению, дадим священный обет: быть верными и покорными детьми Её, исполнять святые веления Её, не нарушать в ней мира и тишины, стараться о достоинстве и преуспеянии Её, и вместе с ней прославим Всевышнего, толико благодеющего Ей и нам детям Её! Слава Тебе Богу, Благодетелю нашему во веки веков! Аминь. VIII слово произнесенное в 14 день Апреля 1851 года, по освящении Пещерной церкви во имя Святых Мучеников Антона, Иоанна и Ефстафия, в Виленском Святодуховом первоклассном монастыре. Возвеличите Господа со мною и вознесем его Его вкупе Ncaл. XXXIII. 4 . И ещё, Православные Христиане, сподобил нас Господь устроить новый храм молитвы, новое прибежище в скорбях и немощах наших. Минуло уже пятьсот лет, когда пострадали в Вильно позорной смертью за Веру Христову Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий. Церковь Православная давно уже сопричислила их к сонму Угодников Божиих; празднует память их в нынешний день, и в сей же день читает нам назидательные их житие. Между тем драгоценные мощи сих первых Мучеников в литовском крае покоились безгласно под алтарем церкви Святого Духа, в которой стоим мы ныне на молитве. Может быть, церковь сия, из многочисленных православных храмов, бывших некогда в Вильно, одна с обителью своей устояла в Православии, потому единственно, что основана самым делом на Святых Мученицех. Не без особого промысла Божия, Мощи сии сокрыты были столь долгое время под спудом от взоров жителей здешней страны. Не без особой цели, явились они светло тогда именно, когда Православие воскресло в Литве и её некогда престольном граде Вильно, когда чада Православной Церкви, столь долго ей чуждые, возвратились на лоно Её.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Св. игуменья Афанасия († 860 г.) завещала пред смертью кормить нищих в память ее 40 дней. Когда же сестры не исполнили ее завещания, то она в сопровождении двух ангелов явилась некоторым из них и сказала: «для чего преступили вы заповедь мою? да будет всем известно, что творимые до 40 дней за душу умершего милостыня и питания алчущих умилостивляют Бога. Если грешны души усопших, то через сие приемлют от Господа отпущение грехов; если праведны, благотворительность за них служит ко спасению благотворителям». Отсюда ясно, насколько древний обычай поминовения усопших молитвой и благотворениями в течение так наз. сорокоуста, что наши сектанты легкомысленно называют выдумкой духовенства. 13. Свм. Артемона, пресв. лаодикийского; м. Крискента и Кирополита; мц. Фомаиды. 14. Св. Мартина исповедника, папы римского, мчч. Антония, Иоанна и Евстафия, муч. Ардалиона, 1000 муч. и Азата скопца. Виленские муч. Антоний, Иоанн и Евстафий служили при дворе Литовского князя Ольгерда. Сделавшись христианами, они, вопреки языческому обычаю, не стали стричь волос на бороде и на голове. Узнав по этому признаку, что они – христиане, Ольгерд хотел принудить их к отречению от Христа и велел им остричь волосы на голове и бороде: но мученики не согласились на это и «тако пострадаша» (в 1347 г.), очевидно, не за бороду, как думают раскольники, а за Христа. Правда, в стихирах все они восхваляются, как пострадавшие за бороду, но у Евстафия не было еще (по молодости) и бороды, как это видно из изображения на его иконе. 15. Св. апп. (от 70-ти): Аристарха. Пуда и Трофима: муч. Саввы готфск.; мц. Василиссы и Анастасии; вел. кн. Мстислава Феодора; м: Сухия и 6 месукевийцев (груз. ц.). 16. Мч. Агапии, Хионии, Ирины; мч. Леонида и с ним: Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры, Ирины, п. княг. Феодоры–Вассы; ик. Б. М. Ильинской-Черниговской и Тамбовской. 17. Свм. Симеона, еп. персидск.; мч. Авделая, Алании, Усфазана, Фусика, Азата; мц. Аскитреи; п. Акакия, еп. мелит., Агапита, папы рим. мч. Адриана; пр. Зосимы солов.; обр. мощ. преп. Александра свирск.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Митрополит Макарий канонизировал 39 новых святых Русской Церкви на этих двух соборах (из них 30 – к общерусскому почитанию, а 9 – к местному). Большинство этих святых было уже известно православным верующим, они давно почитались на Руси как местночтимые. Среди новоканонизированных святых были, например, св. благоверные князья Всеволод Псковский, Александр Невский и Михаил Тверской, св. митрополит Московский Иона, святители Новгородские Никита и Нифонт, св. Стефан Пермский, препп. Зосима и Савватий Соловецкие, Михаил Клопский, Никон Радонежский, Дионисий Глушицкий, Савва Сторожевский, святые мученики Виленские Антоний, Иоанн и Евстафий и целый ряд других великих подвижников. Эти канонизационные Соборы имели огромное положительное значение для жизни Церкви, народа и государства. Помимо того мистического момента, который содержит каждая канонизация, Соборы 1547 и 1549 гг., безусловно, способствовали росту благочестия, оживлению церковной жизни, оздоровлению духовности русского народа. Бесспорно, в соборных инициативах митрополита Макария, в его программе оживления церковной жизни сказалась личная святость Московского митрополита. Но преодолеть реалии времени наметившегося духовного упадка Руси было уже невозможно даже при всей удивительной активности великого святителя. И все же разносторонняя деятельность митрополита поражает. Макарий ревнует о возрождении соборного начала в церковной жизни. Макарьевские Соборы собирались регулярно – практически через каждые два года, а то и чаще. Митрополит стремится к соблюдению канонических норм. Даже в более ранние и более духовно здоровые периоды церковной истории Руси мы не видим такой регулярности в направлении реализации принципа соборности. Интересно также отметить, что по времени проведения канонизационные Макарьевские Соборы 1547 и 1549 годов совпадают со столетним юбилеем автокефалии Русской Православной Церкви. И хотя тогда на Руси специальные юбилеи еще не были приняты, обширные канонизации как бы подводили итог столетнему независимому бытию Московской митрополии.

http://sedmitza.ru/lib/text/436290/

Кроме викарных Игнатия, епископа Брестского, и Иосифа, епископа Ковенского, на погребение прибыли: Михаил и Антоний, бывшие архиепископы Минские и из С.-Петербурга, – присутствовавший в Св. Синоде, Макарий, архиепископ Харьковский, обер-прокурор Св. Синода, граф Толстой, а также Александр, епископ Минский. В речи, произнесенной 28-го ноября протоиереем П. Левицким у гроба митрополита Иосифа, сделано было сопоставление деятельности усопшего Литовского и почившего год тому назад Московского святителя Филарета. По словам проповедника, „это были два столпа и светильника православия, почти одновременно воздвигнутые Промыслом Божиим, один поставленный на востоке православной Руси, чтобы утверждать там по преимуществу веру Христову и проливать свет Христов, а другой – на западе ее, чтобы возжечь угасающий светильник среди омраченного запада и утвердить здесь ту же веру Христову». При последнем прощании с почившим 29-го ноября, „не без удивления было замечено всеми, «пишет один очевидец, „что, несмотря на семидневное пребывание останков покойного в теплых комнатах его покоев, в более прохладной домовой его церкви и, наконец, в соборе, – тело его нисколько не подвергалось влиянию разлагающей стихии: спокойный лик великого архипастыря изображал его как бы уснувшим. В массах людей, приходивших в последние дни поклониться усопшему, невольно вырывались восклицания о нетленности». Гроб с останками святителя был внесен в Духов монастырь, в пещерную церковь , и опущен в небольшой склеп под ракою святых Виленских мучеников. На том месте, где поставлен гроб, положена чугунная доска с надписью: „Помяни, Господи, во царствии Твоемъ раба Твоего, святителя Иосифа». „Святые Виленские мученики, Антоние, Иоанне и Евстафие, молите Бога о мне. 1850 год». Доска с обозначением этого года была приготовлена, по распоряжению архипастыря, еще в 1850-м году. Вследствие ходатайства епархиальных преосвященных, Св. Синод, в начале 1870-го года, воздавая должную честь незабвенным заслугам святителя Иосифа на пользу православной церкви и отечества, постановил, чтобы в день его кончины, 23 ноября, во всех церквах Северо- и Юго-Западного края совершалась заупокойная о нем служба.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010