Пасхальное послание Всечестной пастве Красноярского края, Таймыра и Эвенкии//Возрожденная епархия: Ист.-публ. и лит.-худож. альманах. Вып. 1. — Красноярск: Медиа-центр «Православное слово Сибири», 2005. Под благодатным Покровом//Православное слово Сибири. 2002. 9-10. С. 3. Проф. Н.Н. Глубоковский и его труд «Благовестие св. ап. Павла по его происхождению и существу»: Дис. канд. богословия./Моск. духовн. акад. Загорск, 1972. [рукоп.]. Рождественское послание честным пастырям, братии и сестрам святых обителей. — Красноярск: Изд. центр «Красноярское Воскресение», 2002/2003. Рождественское послание Всечестной пастве Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. — Красноярск: Красноярское Воскресение: Пресс-служба Красноярск. епархии, 2003/2004. Рождественское послание Всечестной пастве Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. — Красноярск: Центр по изд. деятельности и спецпроектам Красноярской епархии, 2004/2005. Рождественское послание Всечестной пастве Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. — Красноярск: Красноярск. Воскресение: Центр по издательской деятельности и спецпроектам Красноярско-Енисейской епархии, 2005/2006. Святые Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий — исповедники Православия в Литве//Журнал Московской Патриархии. 1977. 3. С. 63-68. Слово, произнесенное в день празднования Радоницы 7/20 апреля 2004 г. в храме-часовне прп. Даниила Ачинского г. Красноярска.//Православное слово Сибири. 2004. 4. С. 3. Слово, произнесенное в день Попразднства Богоявления и Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Св.-Иоанно-Предтеченском храме г. Красноярска 20 января 2003 г.//Православное слово Сибири. 2003. 2. С. 3. Слово архипастыря//Православное слово. Красноярск: 2001. Авг.-сент. С. 3. Слово архипастыря, произнесенное 15 января с.г. в храме прп. Серафима Саровского в г. Зеленогорске//Православное слово Сибири. 2002. 2-3. С. 6-7. Слово архипастыря, произнесенное 8 января с.г. в Свято-Благовещенском монастыре г. Красноярска//Там же. 2002. 2-3. С. 5. Слово на открытии Красноярских краевых Рождественских чтений.//Рождественсике образовательные чтения в Красноярске: Выст. и докл. Красноярск: Б.и., 2003 г. С. 5-11.

http://patriarchia.ru/db/text/31240.html

Как мы увидели выше, Россия быстро стала привлекать церковных деятелей из Южной Европы, поскольку Восточная Римская (Византийская) империя со столицей в Константинополе пришла в упадок под давлением Запада (чьи войска разграбили ее в 1204 году), а затем и турок. Россия для них служила не только пристанищем, но и полем для миссионерской деятельности. Многие православные христиане с юга принесли богословские знания на эту землю, правители которой, особенно в последующие столетия, часто пытались вмешиваться в жизнь Церкви. С запада пришли: преподобный Моисей Угрин (+ 1043), венгр по происхождению, память 26 июля; преподобный Ефрем, Новоторжский чудотворец (+ 1053), брат преподобного Моисея, тоже родом из Венгрии, память 28 января и 11 июня; благоверный князь Мстислав Великий (в крещении Феодор, в Европе известен как Гаральд; + 1132), он был наполовину англичанином по матери Гите, дочери Гарольда II, последнего англосаксонского короля Англии, потерпевшего поражение в битве при Гастингсе от рук Вильгельма Нормандского, для дочери побеждённого короля было естественным искать убежище в православной стране после норманнского завоевания Англии, спонсированного Римским папой, память 15 апреля; преподобный Антоний Римлянин (+ 1147), еще один «духовный беженец» – на этот раз из Италии, вёл подвижническую жизнь в Новгороде, память 3 августа; преподобная Харитина, княжна Литовская (+ 1281), подвизавшаяся в Новгороде, память 5 октября; благоверный Довмонт (в Крещении Тимофей), князь Псковский (+ 1299), литовец по происхождению, память 20 мая; праведный Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый (+ 1303), немецкий купец, он стал православным монахом, а затем юродивым, память 8 июля; мученики Виленские Антоний, Иоанн и Евстафий (+ 1347), православные из Великого княжества Литовского, они были замучены своими соплеменниками-язычниками, память 14 апреля; блаженный Исидор Ростовский (+ 1474), родился в окрестностях Бранденбурга (Пруссия), принял Православие, взял на себя подвиг юродства и стал чудотворцем, память 14 мая; блаженный Иоанн Власатый, Христа ради Юродивый, Ростовский чудотворец (+ 1580), он был похоронен со своей латинской Псалтирью – единственным его «имуществом», возможно, он был поляком или немцем по происхождению, память 3 сентября.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/20/sv...

Дело о прославлении делится на два вопроса: на канонизацию, или причисление праведников к лику святых и на открытие св. мощей. Во многих случаях оно останавливалось на первом вопросе и открытия мощей не происходило. Такое прославление называется – под спудом, когда останки никем не осмотренные остаются в земле. Таких святых в русской церкви больше, чем извлеченных из земли. В числе их много основателей монастырей. Что главным основанием по прославлению праведников... всегда чудеса, происходившие при их гробах, можно доказать фактами: св. Владимир был причислен к лику св. позже его потомков, благов. кн. Бориса и Глеба и др., потому что долго не проявлялось чудес; Антоний Печерский канонизирован позже его ученика Феодосия. По свидетельству церковной истории, всегда встречались нетленные тела, но за отсутствием чудес их не признавали за мощи. В 1479 г. было так обретено тело митрополита Филиппа I; в 1546 обрели шесть нетленных тел в Павло-Обнорском монастыре; в 1596 г. при обретении мощей свят. Гурия и Варсонофия Казанских было найдено два нетленных тела монахов; до сих пор в Киево-Печерской лавре открыто почивающий скончавшийся в 1770 г. митрополит Тобольский Павел и в г. Слуцке стоит открытый гроб вел. кн. Софии Юрьевны. Весьма ясным примером того, что дух, власть при освидетельствовании останков праведников... иметь тления тела, служит недавнее открытие мощей свят. Феодосия Черниговского (истлела только одна пятка). Сохранились в нетлении более или менее тела: м. Иоанна в Москве, Свят. Гурий Казанский, бл. Вл. Кн. Глеб – во Владимире, бл. св. Кн. Феодор, Давид и Константин – Ярославские, Свят. Иннокентий Иркутский, Дмитрий Ростовский , Феодосий Черниговский, Иоасаф Белогородский, Арсений Тверской, патриарх Афанасий в Дубенском монастыре; преподобные: Симеон Верхотурский, Варлаам Теакурский, мученики Антоний, Иоанн и ЕвстафийВиленские, великомученица Варвара в Киеве и несколько преподобных в Киевских пещерах. В большинстве св. мощи состоят из нетленных костей. Кости грешных людей чернеют, распространяют зловоние, истлевают, а кости святых остаются цельными, приобретают и иногда источают миро.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В нижнем ярусе часовни было семь икон большого размера (почти во всю вышину яруса), написанных петербургским художником академиком В.В. Васильевым на цинковых досках по золотому насыпанному фону. Иконы были расположены следующим образом: прямо напротив входа – Спаситель, по правую сторону – святой Александр Невский, святой Николай Чудотворец и святые Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий. По левую сторону – святой Архистратиг Михаил, святой Георгий Победоносец и святые мученики Борис и Глеб. Перед иконами висели лампады из позолоченной бронзы в виде зданий старинных церквей и башен. http://www.vilnius.skynet.lt/hramy Часовня во имя святого Александра Невского в Вильне, построенная в память русских воинов, погибших во время Польского восстания 1863 года. Располагалась в небольшом сквере на Георгиевском проспекте (ныне проспект Гедимина) напротив зданий тогдашнего Реального училища и еврейского Учительского института (ныне площадь Винцо Кудиркос в Вильнюсе). Заложена 22 октября 1863 года в присутствии виленского генерал-губернатора М. Н. Муравьёва. Автор проекта часовни архитектор профессор Императорской Академии художеств А. И. Резанов. Сооружалась под руководством виленского архитектора Н. М. Чагина на добровольные пожертвования разных городских обществ Северо-Западного края. 30 августа 1865 года часовня была освящена при генерал-губернаторе К. П. фон Кауфмане. В 1918 году часовню разрушили революционно настроенные рабочие. В 1928 году были убраны остатки фундамента часовни и на её месте был устроен бассейн фонтана, который, однако, не был пущен. После Второй мировой войны в 1945 году на этом месте был похоронен генерал И. Д. Черняховский, на могиле которого в 1950 году был установлен памятник работы скульптора Н. В. Томского (демонтирован в 1993 году). В 1992 году, хотя Черняховский предотвратил передачу Вильнюса и Виленского края Польше Армией Крайовой, против чего в 1944 году не возражал нуждавшийся в голосах польских избирателей Франклин Рузвельт, литовские власти считали его захоронение объектом коммунистической пропаганды, и прах дважды Героя Советского Союза Черняховского был перезахоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Издание " Западная Русь " опубликовало список 436 солдат и офицеров русской армии, восстанавливавших порядок и законность в Северо-Западном крае Российской империи (ныне территории Белоруссии и Литвы) в период польского мятежа 1863 - 1864 гг.

http://sobory.ru/article/?object=35517

– Определение, являются ли эти останки подлинными – совсем не второстепенный вопрос. Святая Церковь свидетельствует, каким дивным чудом могут быть мощи умершего человека, мощи святого. Через них действует сила Христова Воскресения. Поколения русских людей в течение веков воспитывались на благоговейном почитании мощей святых, всегда связанном с рассказами о подвигах святых подвижников и мучеников. Жития святых и святыни были основанием народной нравственности и культуры. И одной из характерных особенностей русского православия всегда было паломничество к святым местам. Эти традиции живы и доныне. А когда мощи святых, таких, как, например, мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские или святой Феодосий Тотемский, или Иоасаф Белгородский были выставлены после революции в московских музеях, многие верующие приходили, чтобы поклониться им, а некоторые священники даже совершали перед ними молебны. Мы знаем также, что происходило при вскрытии святых мощей советской властью по всей нашей стране с октября 1918 г. по апрель 1922 г. После революции в течение трёх лет были вскрыты, а вслед за этим часто конфискованы драгоценные останки целого ряда великих святых, которых знала русская земля. Известны случаи, когда красноармейцы вскрывали мощи святых и уничтожали их. И вместо них, чтобы дискредитировать Церковь в глазах народа, выставлялись восковые куклы на обозрение всем. В некоторых монастырях, зная об этих кощунствах, прятали мощи, подменяя их, чтобы спасти от поругания. Такие меры если не позволяли защитить верующих от глумления безбожников, то, по крайней мере, позволяли им не давать святыню псам. Большевикам надо было посеять сомнение в народе, соблазнить всех. Смотрите, мол, вот эксплуататоры народной доверчивости с целью наживы, которых надо убивать. Неудивительно поэтому, что в 90-е годы прошлого века, когда «екатеринбургские останки» были объявлены принадлежащими царской семье и захоронены в Петропавловском соборе, многие православные христиане не согласились признать эти останки святыми мощами, считая, что наследники прежних разорителей святынь пытаются совершить тот же обман. Разве их отношение к Церкви не отмечено отсутствием чувства святого, презрения к народному благочестию? Кто тогда, после революции, были инициаторами кампании, на каком уровне – народный комиссариат по делам юстиции, 8-е отделение которого было специально создано для ликвидации, как это официально называлось, аппарата Церкви, ЧК или Совет народных комиссаров. Ни одно важное решение не могло быть принято без санкции членов Политбюро во главе с Ленины м. Кроме того, организация этой кампании по всей стране требовала тесного сотрудничества ЧК и Красной Армии.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/04/ch...

С точки зрения православных обычаев, борода — деталь образа Божия. Бритье бороды (брадобритие) - по православному учению один из серьезных грехов. В Православии оно всегда было законопреступным, т.е. нарушающим Закон Божий и установления Церкви. Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете (Левит, 19:27; 2-я Царств, 10:1; 1-я Паралипоменон, 19:4); запрещено оно и правилами VI Вселенского собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион), и многими святоотеческими писаниями (творения святого Епифания Кипрского, святого Кирила Александрийского, блаженного Феодорита, святого Исидора Пилусиота). Осуждение брадобритию также содержится в греческих книгах (творения Никона Черныя Горы, сл. 37; Номоканон, пр. 174). Святые отцы считают, что бреющий бороду выражает недовольство своим внешним обликом, который дан ему от Творца, пытается «редактировать» Божественные установления. О том же правило 96 собора в Трулле Полатнем «об остризании брад». Постановления святых Апостол: «Не должно также и на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригожим для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога, создавшаго тебя по образу своему». В городе Вильно (ныне Вильнюс) языческими воинами в 1347 году были замучены три православных христианина Антоний, Иоанн и Евстафий за отказ подвергнуться брадобритию. Мучевший их князь Ольгерд после многих истязаний предложил им лишь одно, чтобы они сбрили свои бороды и если они это сделают, то он отпустит их. Но мученики не согласились и были повешены на дубе. Церковь причислила виленских (или литовских) мучеников к лику святых Божиих угодников, считая, что они пострадали за Самого Христа и за веру Православную. Память их совершается 27 апреля н.с. Во время Великой схизмы в 1054 г. патриарх константинопольский Михаил Керулларий в послании к патриарху антиохийскому Петру обвинял латинян между другими ересями и в том, что они " остризают браду " . То же обвинение подтверждает русский преподобный отец Феодосий Печерский в «Слове о вере христианской и латинской».

http://ruskline.ru/news_rl/2017/05/13/so...

Пролог Дабы отвратить от пиршественных столов язычества души святых мучеников, терзаемых голодом, вера обращает нечестивую пищу в хищных птиц (которые набрасываются на самих пирующих), а подвижников, отведённых к столам, приготовленным для священного поста, укрепляет хлебом духовным. Акт первый Сцена 1. Ольгерд после поражения своего войска и пленения его брата Кейстута крестоносцами, намереваясь умилостивить богов принесением в жертву христианской крови, приказывает троих из знатных пленников подвергнуть воинской казни при входе в капище. Однако с удивлением увидев, что те не могут быть умерщвлены никаким видом оружия, просит жреца, чтобы тот вопросил богов об угодном им способе казни рыцарей. Сцена 2. Посреди языческого жертвоприношения является у алтаря призрак смерти, приглашающий трёх неизвестных к столу. Жрец истолковывает видение в том смысле, что поскольку крестоносцы частым разорением полей много раз вызывали в Литве голод и гибель множества людей, пленных следует сначала наказать длительным лишением пищи, а затем пригласить на роскошную трапезу, чтобы они расстались с жизнью из-за невоздержанного обжорства. Сцена 3. Следуя совету богов, Ольгерд отправляет пленных в тюрьму, дабы мучить их голодом, а сам приказывает устроить большой пир и одновременно возвещает через глашатая, что подвергнет смерти через повешение всякого, кто осмелится дать пленникам пищу, либо не придёт на княжеский пир в объявленный день. Сцена 4. Повергнутые в страх княжеским указом Иоанн, Антоний и Евстафий, а особенно тем, что для пира назначен был день, в который христианская вера запрещает вкушать мясо, идут за советом к своему духовному отцу священнику Несторию. Помогая Несторию петь в церкви хвалы Богу, они видят явившиеся в воздухе слова 68-го псалма " трапеза… в петлю " (Пс 68. 23). И когда истолковывает Несторий это Небесное знамение о столе князя-язычника, поставленном в качестве петли для христианской веры и благочестия, побуждаются они к твёрдому соблюдению православного поста.

http://pravoslavie.ru/185.html

Сцена 4. Иоанн не отстаёт от спешащих ко двору князя друзей, опасаясь, что они будут преданы Кейстутом и повешены за нарушение эдикта. Зная усердие Кейстута в служении идолам и его коварный нрав, Иоанн понимает, что пищей, втайне доставленной крестоносцам, и золотой цепью - неким прообразом повешения - уже накрыт им " стол в петлю " . Однако Антоний и Евстафий, истолковавшие это шейное украшение согласно девизу крестоносцев " То, что связывает шеи, да принесёт лавры разуму " как обещание воинских чинов и победных лавров, уговаривают его оставить страх и пойти ко двору. Между тем, встретившийся им на пороге Доларх, осведомившись о причине их спешки, ложно заявляет, что князь занят важными делами, и не даёт до особого указания свободного доступа к нему. Сцена 5. В надежде на награду и на милость обоих князей Доларх входит к Ольгерду как вестник удачи. Однако князь, упорствующий в своём заблуждении и всё ещё пылающий гневом, при первом же упоминании о заточённом по ошибке Кейстуте, сделанном без всякого очевидного доказательства, приказывает Доларху, как рассказчику якобы нелепой истории, удалиться из дворца в изгнание. Чтобы заполучить товарищей по несчастному жребию, и храня в сердце глубокую обиду, Доларх советует Иоанну, Антонию и Евстафию немедленно отправляться во дворец, так как теперь, дескать, настало самое удобное время доложить о Кейстуте. Сам же тайком следует за ними, намереваясь чужой бедой смягчить собственную обиду. Сцена 6. Ольгерд сперва с негодованием отвергает рассказ Иоанна, Антония и Евстафия о судьбе Кейстута. Но затем, когда они по порядку и разумно излагают все обстоятельства бегства во вражеской одежде и заключения в тюрьму по ошибке, и подтверждают рассказанное золотой цепью, которую Кейстут вручил им, Ольгерд, заподозрив в их словах правду, идёт в темницу, узнаёт там с огромной радостью брата Кейстута и, покуда готовится пир, отведя его в отдельное помещение, потчует лёгкой закуской. Иоанна же, Антония и Евстафия за эту оказанную его брату услугу по настоянию Кейстута награждает высшими военными чинами, а также и Доларха, мучимого завистью, восстанавливает при дворе и возвращает свои милости, препоручив ему распоряжаться пиром.

http://pravoslavie.ru/185.html

В 1932 г. были вскрыты и осквернены погребения на территории мон-ря, останки сожжены. В 1-й пол. марта 1943 г. при отступлении нем. войска взорвали Троицкий собор, Введенскую ц., 2-й этаж трапезной палаты, колокольню. В 50-х гг. в сохранившихся зданиях разместились учреждения совхоза «Ставково», сыроваренный завод, почта. 14 мая 1990 г. в Тихоновском храме Г. Б. м. состоялось первое богослужение. 31 янв. 1991 г. решением Свящ. Синода мон-рь был возобновлен, настоятелем назначен игум. (с 1997 архим.) Антоний (Мезенцев). В мае 1993 г. Г. Б. м. посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . 4 дек. 1997 г., в день праздника Введения во храм Пресв. Богородицы, митр. Смоленский Кирилл (Гундяев) освятил восстановленную трапезную палату и Введенский храм, в к-ром совершаются регулярные богослужения. В 1999-2001 гг. храм и палаты были расписаны, в бывш. приделе свт. Митрофана устроена ризница. Отреставрирована Тихоновская ц., просфорня, восстановлены дом настоятеля (1993), ограда с 4 башнями (1993), дом, в к-ром жил Барановский, построены деревянная часовня на монастырском кладбище, кирпичный келейный и казначейский корпуса. В 2000 г. был расчищен от руин юж. придел взорванного Троицкого собора, в 2005 г. началось его восстановление. Обретенные под руинами собора в июле 2001 г. мощи прп. Герасима находятся в деревянной раке во Введенской ц., у юж. стены. Одновременно были обретены мощи прп. Аркадия Дорогобужского . Среди др. святынь Г. Б. м.- 2 ковчега с частицами мощей ап. Луки , святителей Никифора I К-польского, Николая Чудотворца, Игнатия , еп. Ростовского, Питирима , еп. Тамбовского, Феофана Затворника , сщмч. Ермолая , вмч. Меркурия Кесарийского, Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия , Иоанна Воина , преподобных Ефрема Сирина , Сергия Радонежского , Оптинских старцев, сохранившийся образ прп. Герасима Болдинского и свт. Николая Чудотворца, к-рые держат Казанскую икону Божией Матери (2-я пол. XIX в.), иконы с частицами мощей вмч. Пантелеимона , Димитрия Солунского , прп. Нила Столобенского , Лаврентия Черниговского , святых Космы и Дамиана . На территории мон-ря находятся захоронения князей А. Н., И. Н., Н. В., Н. Н. и Е. А. Долгоруковых, участников войны 1812 г. семьи Вистицких. Г. Б. м. имеет подворья в г. Сафонове с Владимирским храмом и Дорогобуже с Казанским храмом.

http://pravenc.ru/text/Герасимов ...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010