Не на мученическую смерть указываю я здесь, Православные Христиане. Церковь Святая не требует от нас ныне сей жертвы. Тем не менее, однако же предстоит много заботливости и испытаний для добрых чад её, в пределах здешней паствы. Тем не менее необходимы нам твердость и упование на Господа, в сих испытаниях и искушениях ... Позвольте, Православные, не раскрывать ныне язв наших, и не помрачать ими светлого нашего торжества. Обратим лучше радостные взоры, радостные надежды ко Святым Мученикам Антонию, Иоанну и Евстафию. Вознесём к ним теплые молитвы: да в искушениях и испытаниях наших будут они нам помощники и заступники; да укажут нам добрый путь. И если не сподобимся, подобно им, пресветлой мученической смерти; если не можем быть уверены, что нас, подобно им, избрал Господь и приял и сотворит память нашу в род и род: то постараемся, по крайней мере, жить, как истинные сыны Церкви Православной, чтобы нам сподобиться блаженной кончины, не без сладостного упования, что и нас не отвергнет Господь в неизреченной своей благости, и что Церковь Святая почтит память нашу признательной молитвой. Святые Мученики Антоний, Иоанн и Евстафий, сподобившиеся почить нетленными мощами во граде сем! Будьте щитом Веры Православной в здешней стране, против враждующих на неё. Будьте руководителями и покровителями добрым сынам Церкви Православной. Да совокупятся они вокруг вас верным стадом, и к стаду сему да обратятся все отщетившиеся от него некогда, попущением неисповедимого Промысла! И да, при имени святом вашем, все и навсегда, из глубины сердец взывают: блаженны, их же избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род. Аминь. Известие о переложении в новую раку мощей Святых Виленских Мучеников Антония, Иоанна и Ефстафия 16 В 14-й день Апреля месяца, совершилось в Вильно торжество, перенесшее нас мыслью за триста лет назад; когда город сей был преимущественно Православным, и в нем было более тридцати Православных храмов Божиих, – мы говорим о переложении мощей Святых Виленских Мучеников Антония, Иоанна и Евстафия в новую раку.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

10 По определению Собора от 7 декабря 1917 г. «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете», правление делами Российской Православной Церкви «принадлежит Всероссийскому Патриарху совместно со Священным Синодом и Высшим Церковным Советом», «Священный Синод состоит из Председателя-Патриарха и двенадцати членов: Киевского митрополита, как постоянного члена, шести иерархов, избираемых Поместным Собором на три года, и пяти иерархов вызываемых в особо установленном порядке по очереди на один год». «В состав Высшего Церковного Совета входят: Патриарх-Председатель и пятнадцать членов: три иерарха из Состава Священного Синода, по его избранию, и по избранию Всероссийского Поместного Собора: один монах из монастырских иноков, пять клириков и шесть мирян». «Вместе с избранием членов Священного Синода и Высшего Церковного Совета Всероссийский Церковный Собор избирает и их заместителей» (См.: Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание Определений и Постановлений: В 4 вып.: Прил. к “Деяниям» 2-е. М.: Собор. Совет, 1918 [Репринт: М., 1994]. С. 7–11). 11 По завещательному распоряжению Святейшего Патриарха Тихона от 7 января 1925 г. митрополит Кирилл (Смирнов) был назначен первым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола, митрополит Агафангел (Преображенский) – вторым. В апреле 1925 г. митрополит Кирилл находился в ссылке в Зырянском крае (Коми (Зырян) АО), а митрополит Агафангел – в Нарымском крае (Томская губ.). 15 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов/Из поучений аввы Агафона. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Репринт. М., 1993. С. 33. 17 Виленские мученикиАнтоний, Иоанн и Евстафий, убитые в городе Вильно в 1347 г. при правлении Великого князя Литовского Ольгерда. Через 27 лет после кончины Виленские мученики по инициативе Патриарха Константинопольского Филофея были причислены к лику святых. На месте казни мучеников была построена деревянная церковь во имя Пресвятой Троицы, в которую и поместили их тела. В XVI в. их мощи были перенесены в Свято-Духов монастырь в Вильно и помещены в предалтарной пещере; в 1826 г. они были открыты для поклонения. В 1915 г., при наступлении немцев в ходе Первой мировой войны, мощи Виленских мучеников при участии архиепископа Литовского и Виленского Тихона были перевезены в Москву, в Донской монастырь. Там их застала Октябрьская революция, и святые мощи опять стали жертвой гонений на христианство . Мощи были «арестованы» и в 1920 г. помещены в музей атеизма. 13 июля 1946 г. они вернулись в Виленский Свято-Духов монастырь, где и находятся в настоящий момент, дата их возвращения – 13 июля – с тех пор ежегодно отмечается в этом монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Великий князь уступил требованию язычников, но сначала решил казнить одного святого Антония, надеясь, что святой Иоанн снова отречется от Христианства. Всю ночь перед казнью провел святой Антоний в молитве, благодаря Бога за ниспосланный ему мученический венец и прося Его укрепить брата в ожидаемых им тяжких испытаниях. Он предвидел скорую кончину святого Иоанна и советовал ему не отступать от веры и безбоязненно переносить страдания. Утром 14 апреля 1347 года оба святых мученика причастились Святых Тайн, затем святого Антония повели на казнь. Язычники повесили его на дубе. Святой же Иоанн по-прежнему был тверд и непреклонен в христианской вере, по-прежнему продолжал проповедовать народу, стекавшемуся к темнице. Обозленные язычники зверски расправились с ним. 24 апреля 1347 года они сначала удавили его, затем мертвого повесили на том же дубе, как и предсказывал перед смертью святой Антоний. Тела святых мучеников были с честью погребены верующими христианами в храме во имя святителя Николая Чудотворца . Мученическая смерть святых Антония и Иоанна принесла благодатный духовный плод. Родственник святых братьев Круглец, так же придворный князя Ольгерда, потрясенный стойкостью мучеников, принял святое крещение от священника Нестора с именем Евстафий . 13 декабря 1347 года он также пострадал за Христа. На том месте, где раньше рос дуб, попечением второй жены кн. Ольгерда княгини Иулиании был воздвигнут храм во Имя Пресвятой Троицы. Во время перенесения тел святых страстотерпцев в этот храм были обретены нетленными их мощи, от которых совершались чудеса и исцеления. По просьбе православных литовцев святитель Алексий , митрополит Московский (+1378), обратился к Константинопольскому патриарху Филофею (1354-1355, 1362-1376) с тем, чтобы он благословил причислить мучеников к лику святых. О том, что патриарх очень скоро исполнил эту просьбу, говорит тот факт, что уже в 1364 году он прислал преподобному Сергию Радонежскому (+1392) крест с мощами святых Антония, Иоанна и Евстафия.

http://drevo-info.ru/articles/15120.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Остробрамская (Виленская) из книги Е. Поселянина Кто бывал в старой Вильне и стоял в часовне Острых ворот перед чудотворным ликом Остробрамской иконы, тот не забудет никогда ее чудного выражения. Икона, называвшаяся прежде по месту происхождения Корсунской, а по содержанию — Благовещенской, изображает собой Богоматерь со сложенными на груди руками и склоненной главой, словно Она погружена в созерцание дивной тайны. Нам, православным, икона говорит о тяжком прошлом православия в этом крае. Она — древняя наша православная святыня, а между тем находится сейчас в католических руках. Икона эта привезена в Вильну из Крыма, именно — из Херсонеса или Корсун, великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем (1345—1377 гг.), подарившим эту святыню своей супруге, которая, в свою очередь, принесла ее в дар Свято-Троицкой обители, возникшей в Вильне на том месте, где пострадали от литовских язычников придворные бояре Ольгерда — Антоний, Иоанн и Евстафий. Окрестная местность заселялась исключительно православными и получила название Острого или Русского конца. В 1431 году икона находилась уже в часовне над Острыми воротами (по-польски «Остра Брама»), и ей праздновали 14 апреля — день памяти мучеников литовских. В апреле 1498 года при личном участии великого князя и его двора произошла закладка новой стены и ворот с большой башней в Остром конце, которые получили название «Острых ворот». Когда башня была кончена, икону поставили с южной ее стороны в киоте и приделали особый ход в виде лестниц. При короле Сигизмунде Казимировиче, в начале XVI века, православная церковь в Литве особенно благоденствовала. В это время стараниями незабвенного поборника православия князя Константина Острожского в Вильне в Троицком монастыре воздвигнут был каменный храм. Но церковь православная начинала уже слабеть. Часовня, в которой находилась Остробрамская икона, пустела, и жители Вильны направлялись к другой иконе — Одигитрии, привезенной в Вильну в 1495 году из Москвы.

http://pravicon.com/info-1353

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Если об архипастырской активности Феодорита или Романа практически ничего не известно, то о деятельности свт. Киприана как Литовского митрополита сохранился ряд важных свидетельств. Так, при участии Киприана в начале его правления (1374-1375) была осуществлена в К-поле канонизация Виленских мучеников - литов. бояр, казненных Ольгердом в 1347 г. за их переход в Православие (см. Антоний, Иоанн и Евстафий ). Мученики, очевидно, должны были стать патронами Литовской кафедры, а сам этот акт должен был способствовать переходу в Православие язычников-литовцев. В своем послании преподобным Сергию Радонежскому и Феодору Симоновскому (1378) Киприан писал, что «мнозе от не видящих Бога... к православной вере святым крещением пришли» (РИБ. Т. 6. 20. Стб. 182). В том же послании содержится ряд других важных сведений о деятельности митр. Киприана. Так, оказывается, что Владимиро-Волынская епархия «колько лет стояла... без владыки, запустошала». Киприан поставил епископа и «места исправил» (Там же. Стб. 183). Это свидетельство глубины расстройства церковной жизни на землях Л. м. и того, что Галицкий митр. Антоний, получивший под свою власть Владимиро-Волынскую епархию, плохо боролся с нестроениями в ее жизни. О нестроениях говорит и замечание Киприана по поводу того, что от митрополии «давно отпал Новый городок Литовский», являвшийся первоначально резиденцией Литовских митрополитов. Киприан исправил положение, вернул митрополии ее села и десятину. В Киеве он добивался возвращения «софийских» сел, захваченных князьями и боярами. Есть основание полагать, что при участии митр. Киприана в эти годы имело место составление документов, оформивших отношения церковных кафедр на территории Л. м. со светской властью. Сохранился текст т. н. грамоты кн. Льва Даниловича 1301 г., выданной якобы Галицкой митрополии с признанием ее прав на земельные владения, «десятины» «с перевозов и з мыт», на власть над церковными людьми и суд по семейным делам (Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. М., 1976.

http://pravenc.ru/text/2110579.html

Преосвященный Макарий отвечает на приведенные соображения такими доводами: «В акафисте прославляется преподобный Антоний как покровитель Новгородской семинарии, каковым он действительно есть и почитается; потому что семинария находится к нему в особенном отношении как помещающаяся в стенах обители с 1740 года, как воспитавшая между многими знаменитыми лицами и прославленного Церковью святителя Тихона, который был из числа 200 учеников, на первый раз собранных в семинарию архиепископом Амвросием (Юшкевичем), покоющимся в обители. По сим обстоятельствам преподобный Антоний Римлянин может быть прославляем в акафисте и в отношении к семинарии так же, как в состав других акафистов входят частные черты угодников, ограничивающиеся известной местностью; иначе с одними общими изображениями нельзя будет отличить один акафист от другого». Преосвященный – автор – все же признал нужным в кондаке опустить вышеприведенное выражение, а в икосе исправить таким образом: «Радуйся, воспитавший в обители твоей многия подражатели; радуйся, просветивший в ней учением Христовым ищущих света». По поводу слов (в конд. 11) «прокаженныя очищая» преосвященный Серафим возражает: «В описании чудес преподобного повествуется об исцелении имевших на руках и на ногах язвы, но об очищении прокаженных не говорится. Да и болезнь сия не северного климата». Преосвященный Макарий отвечает на возражение: «Прокаженными могут назваться на церковном языке страждущие от гнилых язв, а таковые были в числе исцеленных молитвами преподобного Антония (Житие 1862 года, с. 29)». Слова «прокаженныя очищая» в кондаке 11 автор опустил. Переписанный в исправленном виде акафист прп. Антонию Римлянину Святейшим Синодом 20 декабря 1867/15 января 1868 года был разрешен к напечатанию для церковного употребления 189 . 45 Акафист [свв.] мученикам Виленским Антонию, Иоанну и Евстафию 16 февраля 1868 года за 1090 обратился в Святейший Правительствующий Синод преосвященный Иосиф, митрополит Литовский и Виленский, с представлением такого содержания: «Ко мне неоднократно поступали заявления желания, как от духовных, так и от светских лиц, иметь особенную службу Виленским мученикам свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Один есть Бог, Бог христианский, который создал небо, землю и все, что в них. Бог, которому служат греки», – так он сказал, братие, потому, что сам принял веру Христову в Греции, которая была тогда ближайшая и наиболее известная Руси страна христианская. Озлобленные смелым ответом Феодора, язычники подрубили сени его дома и под развалинами убиты отец Феодор и сын Иоанн. Это было в Киеве на том месте, где стоит теперь церковь Десятинная, построенная св. Владимиром. Он помнил св. мучеников Феодора и Иоанна. Слова Феодора, видно, дошли до его ушей и были одним из первых лучей света, разогнавшего в нем тьму языческую. Так и у нас кровь мучеников была семенем новых христиан. Скоро после св. Владимира явились у нас и другие мученики, напр., сыновья его св. Борис и Глеб, скончавшиеся за 850 лет до нашего времени. Потом, чрез два с лишним века, когда землею русскою овладели неверные татары, то русским христианам нередко приходилось твердо исповедать пред ними свою веру и страдать за нее. Так напр., пострадал св. Михаил, квязь черниговский, и боярин его Феодор. Когда потом Западная Русь подпала власть языческой Литвы, укрепившейся в Вильне, то явились и тут из самых даже литовцев, принявших русское христианство , смелые исповедники его и мученики таковы, напр., Виленские св. мученики Иоанн, Антоний и Евстафий. Как назидательно было бы вам, братие, прочитать и узнать от читавших жития и страдания как названных здесь, так и других мучеников родной нашей церкви! Даст Бог, я и сам когда-либо раскажу их вам. Теперь же попрошу вас, братие, по крайней мере, помнить, что и русская земля в разных концах своих освящена кровию мученическою, хотя и не в таком обилии, как, напр., земля греческая, где изначала и сотни лет лилась кровь христианская. Были и у нас, хотя немногочисленные, но по истине доблестные мученики, доказавшие, что и русские христиане умели стоять и умирать за веру, когда то было нужно. Теперь, братие, не преследуют нас за веру Христову. Вера сия защищенная, как бы отвоевавная мучениками, господствует в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Но после 1386 года невозможно стало поминать московского князя прежде короля Ягайло, не нанеся тем самым последнему оскорбления. И нельзя же было поминать Ягайло — католика — как «благочестивейшего» и «благовернейшего» самодержца. С другой стороны, планы соединения церквей, которые вынашивал Киприан, могли быть скомпрометированы нарочитым и, следовательно, злонамеренным опущением имени Ягайло. Поэтому не последовательнее ли было установить менее спорное поминание православного константинопольского императора, — номинальное вселенское первенство которого признавали и латиняне, как отмечал патриарх Антоний, — и таким образом продемонстрировать независимость митрополита от «местных» князей и его надежду на грядущий триумф православия на вселенском соборе, который созовут в России или Литве под председательством императора «Нового Рима»? Религиозно–политическая идеология, которую Киприан старался выразить, установив поминание императоров в России, наглядно воспроизведена в необычном иконографическом памятнике: «большом саккосе» митрополита Фотия, преемника Киприана (1408–1431 гг.). В центре этого замечательного произведения русско–византийской вышивки изображено Сошествие Христа во ад, и по одну сторону от него, в полный рост, император Иоанн VIII Палеолог (1425–1448 гг.) и его первая жена Анна, дочь Василия Дмитриевича, а по другую — великий князь Василий Дмитриевич (1389–1425) и его жена Софья, дочь Витовта.   Композиция ставит ударение на узы родства, связывающие Палеологов с княжескими династиями Москвы и Литвы и возникшие благодаря браку Иоанна VIII и Анны (1414 г.), при этом подчеркивается верховное и вселенское значение Византийской империи. Более того, значение этого главенства для местных русских интересов подчеркнуто совершенно неожиданным изображением трех святых, помещенным между фигурами Василия и его дочери Анны. Это трое святых «виленских мучеников»: Антоний, Иоанн и Евстафий, казненные Ольгердом в 1347 году и канонизированные патриархом Филофеем в 1374–ом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

В июле 1946 года мощи виленских мучеников были возвращены Церкви по ходатайству патриарха Алексия I . Неск. дней они находились в Патриаршем Богоявленском соборе, 26 июля святые мощи были доставлены самолетом из Москвы в Вильнюс, в этот день празднуется новое обретение мощей Виленских мучеников. До середины 1997 года мощи находились в пещерной церкви во имя Виленских мучеников Свято-Духовского храма, затем по благословению митр. Виленского и Литовского Хризостома (Мартишкина) были перенесены в сам храм. В 1998 году над мощами Антония, Иоанна и Евстафия соорудили новую раку. Молитвы Тропарь, глас 4 Иже земных чести и славы отвергшеся доблии и честнии страдальцы, веры ради крепко и мужественно муки претерпесте, на смерть себе вдавше за Живот всех Владыку. Темже и Христос преславно, столпом облачным с небесе вас озари и, почестьми и венцы от Престола Славы венча, со Ангелы Тому предстояще, молите спастися душам нашим. Кондак, глас 3 Отеческую прелесть оставльше святии, приведостеся Христови, всем души усердием стасте мужемудренно до смерти, темже и взясте, победы почесть воистинну, о всех Владыку нашего непрестанно моляще. Источники Существуют проложное и пространное жития мучеников, служба (автор - некий Димитрий) и похвальное Слово (автор - ритор Великой церкви Михаил Вальсамон; греч. текст сохранился в рукописи XV в. Ватопедского монастыря на Афоне), написанные первоначально на греч. языке в связи с канонизацией мучеников в 1374 г. Греч. оригиналы проложного и пространного житий неизвестны, славянский переводы (в списках начиная с XV в.) сохранились в двух редакциях: южнославянской, более близкой к греч. оригиналу и восточнославянской, переработанной и сокращенной. Служба известна только в славянском переводе в двух редакциях - краткой (в списках XV в.) и пространной (в списках XVI-XVII вв. и в печатных Минеях). Наиболее ранний список славянского текста пространного жития (в южнославянской редакции) и службы - БАН Литвы. Ф. 19. 174. Житие мучеников в списке нач. XVI в. из Супрасльского монастыря (БАН Литвы. Ф. 19. 98) предварено синаксарными стихами. Известен также славянский перевод похвального Слова Вальсамона в двух молдавских рукописях: БАН Румынии. Слав. 164, 1438 г. и Библиотека Святейшего Синода (БСС) Румынии. III. 26, XVI в.

http://drevo-info.ru/articles/15120.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010