Речь имеет значение завещания, где апостол дает отчет о своей деятельности и выражает свою последнюю волю перед слушателями. Призывая в свидетели собравшихся к нему пресвитеров, он говорит о той неусыпной заботливости, с какою он старался передать им свое учение о Христе, как он учил их всенародно и по домам, не пропуская ничего полезного, говорит о напастях, испытанных им от наветов иудейских, и многих слезах, какими растворялось его служение. Затем он высказывает пред ними свои грустные предчувствия, с какими едет в Иерусалим, которые на пути его увеличиваются предсказаниями от Духа, о скорбях и узах, его ожидающих. Но он твердо идет навстречу опасности и с радостию готов встретить конец свой; для него его личная безопасность не имеет значения перед службою, принятою им от Господа. Сознавая, что в последний раз они видят лицо его, он, напомнив им, что он чист пред ними, ибо сказал им всю волю Божию, возбуждает их к бдительности над собою и над стадом, порученным им управлению Духом Святым, или над Церковью , приобретенною Кровью Христовой. Дорогое дело Церкви Божией, для которого он неустанно трудился, для которого терпел преследования, заключения и раны, занимает его душу, и он с болью сердца думает о его дальнейших судьбах, предвидя, что после его отшествия в среду верующих явятся лютые волки, расхищающие стадо, и из сонма избранных явятся люди, которые будут говорить развращенное и раздирать Церковь Божию. Поэтому он особенно советует им бодрствовать и быть мужественными, указывая на то, как сам он в течение трех лет трудился между ними, день и ночь не переставая учить со слезами каждого из них. Теперь же, уже лишаясь возможности лично наблюдать за их нравственным возрастанием, он поручает своих слушателей Богу и слову благодати Его, могущему назидать их более и дать им наследие со всеми святыми. Коснувшись нравственных отношений к своим слушателям, апостол напоминает им далее о внешнем своем поведении. Он смело выставляет на вид, что никому не был в тягость. Он ни от кого не требовал ни серебра, ни золота, ни одежды, но питался трудами рук своих, памятуя слова Господа, сказавшего, что блаженнее давать, нежели принимать. Указывая на свое поведение как на пример и образец для своих слушателей – пресвитеров, он напоминает им о существенной цене их поведения, которая состоит в том, чтобы поддерживать слабых. Увещания свои закончил апостол коленопреклоненною молитвою к Богу. Речь произвела потрясающее впечатление на всех присутствующих. По словам Деяний апостольских, «тогда немалый плач был у всех, и падая на выю Павла, целовали его, скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его» ( Деян.20:18–38 ). Речь эта по преимуществу служит выражением ораторского таланта апостола Павла и вместе с тем представляет образец трогательной и целесообразной прощальной речи. § 9. Характеристика речей апостола Павла

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его, но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем; я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий». Эта картина проповеднической деятельности и записанные евангелистами отрывки проповедей Иоанна Крестителя, несмотря на свою краткость, дают нам общее понятие о его проповеднических приемах. Так как главная цель его деятельности состоит в том, чтобы подготовить иудеев к принятию религии христианской, то и все его учение направлялось сообразно этой конечной цели. Он подготовлял к этой религии, убедительно доказывая необходимость всецелого преобразования религии и нравственности иудейской его времени и открыто и свободно объявляя Иисуса Христа как обетованного Мессию. Высота его личности придавала убедительность его проповеди, сопровождавшейся благословенными плодами. Сущность своего учения он излагал кратко, но выразительно. С особенною настойчивостью опровергал он тот предрассудок, по которому фарисействующие иудеи считали себя в праве надеяться на небесную милость Божию потому только, что они имели отцом своим Авраама. Он не только доказывал необходимость принятия своего учения и открытого признания его чрез крещение, но и силою настаивал на действенном улучшении их нравственного состояния и исправлении их жизни. При этом каждому сообразно его состоянию давал наставления, посредством которых он мог достигать этого улучшения. Он умел придавать особенный вес своему учению чрез удачное приближение к нему некоторых мест пророческих. Его речь, простая, краткая и ясная, пересыпанная приличными сравнениями, соединялась с авторитетом, силою и достоинством посланника Божия и усиливалась еще, видимо, выражавшимся строгим характером его поведения, напоминавшего жизнь древних пророков. § 2. Проповедь Иисуса Христа Цель Главная цель пророчески-учительской деятельности Христа Спасителя при совершенном упадке религиозной и нравственной жизни между иудеями состояла в том, чтобы научить их истинным понятиям о Боге и также чистому, простосердечному Его почитанию и действительной нелицемерной добродетели, в особенности же воспитать в них искреннюю любовь к ближнему и образовать из них таким образом истинных поклонников Божиих и сделать участниками будущего небесного блаженства. Препятствия к ее достижению

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Стараясь этим путем расширить рамки представлений своих единомышленников и выставляя им на вид из Ветхого Завета указания на Новый, наш проповедник не забывал напоминать им упорство и противление их предков воле Божией и пророкам Его. Говоря о Моисее, напоминает о том, что этого Моисея отринули евреи в Египте, когда он явился к ним по повелению Божию из земли Мадиамской, что его не послушали они, когда были около Синая, заставив Аарона сделать вместо Бога изваянного тельца и принести жертву делам рук человеческих, и приводит обличение евреев на это, высказанное от лица Божия в книге пророка. Речь Стефана текла сначала медленно и спокойно: он очень подробно начал обозревать пути промысла Божия в истории избранного народа от дней явления Бога Аврааму. Но это подробное и спокойное обозрение путей Божиих не доведено Стефаном до конца. Может быть, слушатели его, злобно настроенные против него, высказали нетерпение и как-нибудь заявили ему, чтобы он без дальнейших распространений переходил от лет древних ко временам новым при обозрении иудейской истории, приходили в большее и большее волнение при виде той неблагодумности, какой ознаменовали себя вожди израильского народа и сам народ. Только Стефан, дошедши до времени Соломона и приведши выражение Исаии о значении рукотворных храмов и о небе как жилище Божием, вдруг прерывает нить исторического рассказа и меняет прежний ровный и спокойный тон своей речи. Отсюда начинается вторая, нравоучительная часть его речи, в самом начале прерванная смертью проповедника. С сильным и жестоким словом обличения обращается он к своим слушателям, которое было естественным выводом предшествовавшего исторического обозрения судьбы израильского народа. «Жестоковыйные, – говорит он, – люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили» ( Деян.7:51–53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Укрепленные силою свыше, апостолы достигали своею проповедью необыкновенных успехов. Число верующих во Иисуса Христа в короткое время выросло до больших размеров. Апостолы вели свое дело с полным сознанием правоты его, они были вполне убеждены в истине проповедуемого ими учения. Убеждение это в особенности утвердилось в сердцах их после смерти и воскресения Христова, которые уничтожили в них всякие сомнения и колебания. Владея отчасти собственными счастливыми природными дарованиями, в особенности же укрепленные верою в высшую Божественную помощь, они продолжали дело своего Учителя и проповедовали Его простое, но полное силы учение с величайшим успехом. А их весьма ясные, понятные, безыскусственные, убедительные и трогательные наставления необходимо должны были возбуждать в сердцах их слушателей веру в истинность того, чему они учили. В проповедях апостольских, которые они говорили уже обращенным к вере во Христа, мы знаем только то, что апостолы в преподании религиозного учения наблюдали строгую постепенность: от более легкого восходили к труднейшему и предлагали сначала только истины самонужнейшие и необходимые. Апостол Павел говорит в Послании к Коринфянам: «Я говорил с вами, как с младенцами во Христе, я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах» (3:1–2). И в Послании к Евреям говорит: «Вас снова нужно учить первым началам слова Божия; и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец. Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла. Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещении, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном» ( Евр.5:11–14; 6:1–2 ). Из Посланий апостольских, равно как и из истории их проповеднической деятельности, можно заключить также, что апостолы преимущественно увещевали христиан к твердости в вере и нелицемерному упражнению в добродетели. В Деяниях апостольских об апостоле Павле рассказывается, что он, утверждая души учеников, то есть христиан, увещевал их пребывать в вере и поучал, что многими скорбями надлежит им войти в Царство Божие ( Деян.14:28 ). § 11. Проповедь и проповедники в богослужебных собраниях Апостольской Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Аминь. Речь в день празднования тысячелетия со дня блаженной кончины святого равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского, произнесенная после молебна на Ивановской площади в городе Казани, 6 апреля 1885 года. «Возведи окрест очи твои, Сионе»! До пришествия на землю Господа нашего Иисуса Христа один только Иерусалим, «град Сионский», с своим единственным тогда во всей вселенной храмом Богу истинному был городом святым, жилищем Божиим, и одни только Евреи, чада Авраамовы, как носители истинного Боговедения и Богопочтения, были народом избранным, достоянием Божиим, «чадами Сиона» и «семенем святым». С пришествием же Христовым, с установлением завета нового, Царство Божие распространилось по всей земле, открылось во всех концах вселенной. Из Иерусалима, как из центра, слово евангельское простерлось до конечных пределов земли, дошло и до язычников, которые, как не имевшие света истинного Боговедения, назывались дотоле народом, «седящим во тьме и сени смертней», но которые теперь, как просвещенные светом Христова учения, суть также «народ избранный, семя святое, семя Израилево». И «град святый» ныне уже не один только Иерусалим, а всякое место, всякий град и страна, где славится и призывается всесвятое имя Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и «храм Божий» ныне тоже не один на земле, а безчисленное множество: ими, можно сказать, усеяно все лицо земли, и «святое семя Израилево», достояние Божие, расширилось и разрослось теперь в народ великий и многочисленный, как песок морской, – народ христианский. «И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли» ( Деян. 1, 8 ), говорил Господь Своим ученикам, указывая на всемирное распространение проповеди евангельской. Но так как до пришествия Господня только один Иерусалим был городом святым и свет христианского учения оттуда распространился по вселенной, то он и называется в церковных песнопениях Сионом святым, материю церквей, Божиим жилищем: «Радуйся, Сионе святый, Мати церквей, Божие жилище» (Стихира Октоиха, гл. 8). Провидя духом такое всемирно-историческое значение Иерусалима и созерцая повсюдное распространение Царства Христова, Царства Божия на земле, один из величайших ветхозаветных пророков восторженно взывал: «Светися, светися, Иерусалиме, прииде бо твой свет и слава Господня на тебе возсия. Се, тьма покрыет землю, и мрак на языки, на тебе же явится Господь, и слава Его на тебе узрится. И пойдут царие светом твоим, и языцы светлостию твоею» ( Ис.60:1–3 ). А святый песнописец христианский, видя исполнение сего пророчества во всемирном торжестве христианского учения и повсюдном его распространении радостно воспел это торжество словами пророческой же песни: «возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь, се бо приидоша к тебе, яко богосветлая светила, от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

В основу и руководство моего с вами собеседования в настоящий высокоторжественный день я полагаю, возлюбленные братие, следующия слова апостола Павла: «прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте; ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:1–4 ). С таковым наставлением почти при самом конце своего апостольского поприща апостол Павел обращается к ученику своему Тимофею, которому он поручил управление Ефесскою Церковию. Это было время, когда насажденная руками святых апостолов в разных местах вселенной Церковь Христова должна была упрочивать свое существование и дальнейшее свое развитие как внутренним благоустройством, так и определением внешняго своего положения среди окружающей ее неблагоприятной обстановки. Это было время, когда «малое стадо» последователей Христовых должно было чувствовать себя в собственном смысле в положении «овец среди волков», стремившихся с свирепостию разогнать это мирное стадо и подвергавших его жестоким преследованиям. Враги его были многочисленны. Христиан ненавидели и гнали иудеи, преследовали и презирали язычники, и само правительство языческое начало обнаруживать в отношении к ним признаки неприязни и неблагорасположения. Между тем, для правильного устройства церковной жизни, для безпрепятственного исполнения религиозных потребностей, для обнаружения во всей полноте высоты христианской веры и благочестия, первенствующим христианам потребна была тихая и безмятежная жизнь. Желая процветания у них таковой жизни «во всяком благочестии и чистоте» и стремление к ней поставляя средоточием своего наставления, апостол указывает своему ученику и средство, следуя которому он мог привести вверенную ему Церковь к указанной цели. Что же это за средство? Борьба со врагом? Непримиримая вражда и ненависть к нему?... Нет! Этому не мог учить ревностный апостол Господа, сказавшого всем Своим последователям: «любите врагов ваших, добро творите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас...» Апостол и указывает такое средство, в котором в наибольшей степени обнаруживается эта всеобъемлющая любовь христианская. Средство это – молитва за всех, даже и за неверных, и за врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Ваше Императорское Величество! Светлый праздник Рождества Христова всегда уносит мысль нашу к началу христианства, к тем святым воспоминаниям, которыя соединяются с обстоятельствами Рождения Господа нашего. Живо предносятся пред нами Вифлеемская звезда и пещера, Иосиф и Мария, волхвы и пастыри, Богомладенец Иисус и ангелы, ппоющие и славословящие рождение Его сею священной песнью: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. В течение веков эта умилительная песнь ангельская с священным благоговейным трепетом повторяется миллионами уст христианских, как колыбельная песнь христианская, успокоивающая, нежная, сердцу драгоценная. В мире человеческом продолжают жить распри, вражда, убийства, кровопролития, которые то стихают, то усиливаются, как разрушительный ураган. А священная песнь ангельская о мире не перестает раздаваться при всех разнообразных направлениях жизни человеческой, постоянно всем напоминая, что не в распрях Господь, не во вражде Господь, но в мире Господь, в кротости и смирении. Было некогда великое нечестие во Израиле. Горько жаловался на беззакония людские пред Лицем Господа пророк Илия: возревновал я о Господе Саваофе, говорил он, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечем; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее. И сказал Господь: выйди и стань на горе пред Лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и сильная буря, горы раздирающая, и скалы разрушающая, но не в буре Господь; после бури землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь ( 3Цар. 19:10–11 ). Итак, в веянии тихого ветра Господь, в мире Господь. А где Господь, там свет, жизнь и всякая радость. Поэтому и песнь ангельская о мире, как драгоценное сокровище, с светлым чувством всегда нами воспринимается. Ныне, в сии светлые праздничные дни, благоволите, Ваше Императорское Величество, принять наше почтительнейшее Вам приветствие с светлым праздником Рождества Христова и наши молитвенные Вам пожелания мира и радостей, ангелами возвещаемых. Да благословит и да хранит Господь Вас и всю Семью Вашу в мире и здравии на многия лета!

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Вы, которые день бедствия считаете далёким и приближаете торжество насилия… нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада... пьёте из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями... За то ныне пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных» ( Втор. 32:35 ; Ос. 7:13; 8:4 ; Ам. 6:3–7 ). «И подобно тому, как сбылось всё это, так сбудется и последнее Его предсказание, и тогда, без сомнения, они покорятся Ему; но это нисколько не послужит им в оправдание, так же как и всем, которые будут раскаиваться тогда в виду разрушения их государства» (Иоанн Златоуст, свт. Беседа 74. Ч. 3). 91 ...по приговору законного суда... – Например, митр. Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) учил, что Христос признавал смертную казнь, а заповедь «не убий» относится не к убийствам, совершаемым правительством, а лишь к убийствам «незаконным» (Наша жизнь. 1906. 5 мая. 437. С. 4). 92 Начётчик – грамотей, промышляющий по деревням обученьем грамоте (Даль); у старообрядцев – человек, хорошо знающий Святое Писание. 94 Отойди, сатана вовсе! – «Ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи»... ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жёрнов на шею и потопили его во глубине морской... Горе тому человеку, которым Сын Человеческий предаётся: лучше было бы этому человеку не родиться» ( Мф. 4:10; 16:23; 18:6; 26:24 ). 98 Штунда безбожная! – Штундизм [нем. Stunde час; время для изучения Библии ] – разновидность протестантизма, «русский баптизм». Возник среди крестьян Херсонской губ. в 1860-х, распространению способствовал нравственный образ жизни адептов. В 1894 Комитет министров признал его сектою, особенно вредною в церковном и общественно-государственном отношениях. «Несколько русских рабочих у немецких колонистов поняли, что немцы живут богаче русских. Случившиеся тут пасторы разъяснили что вера другая. Вот и соединились кучки русских тёмных людей, стали слушать, как толкуют Евангелие, стали сами читать и толковать всяк на свой страх и на свою совесть» (Достоевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Дрогнули небо и ад, солнце и земля. «Бе же час яко шестый», повествуют евангелисты, «и тма бысть по всей земли до часа девятого. И померче солнце, и завеса церковная раздрася на двое с вышняго края до нижняго; и земля потрясеся; и камение распадеся; и гроби отверзошася; и многа телеса усопших святых восташа» ( Лк.23:44–45 ; Мф.27:51–52 ). И только такия страшныя знамения неба и земли остановили, наконец, все неистовства грубой толпы, и зрители необыкновенного события, молча, в великом смущении, стали расходиться по домам. «И вси пришедшии народи на позор сей, видяще бывающая, биюще перси своя, возвращахуся» ( Лк.23:48 ). А сотник и бывшая с ним стража исповедали в распятом Праведнике Сына Божия ( Мф.27:54 ). Оставим и мы, братие, место зрителей на Голгофе и поразмыслим о совершившейся здесь тайне. Господь не произнес на кресте ни одного слова осуждения на Своих мучителей, а, напротив, молился за них, потому что Он пришел в мир не затем, чтобы судить людей, но затем, чтобы спасти их ( Ин.3:17 ). Он есть жизнь ( Ин.11:25 ), и веруюший в Него не погибнет, но также имеет жизнь вечную ( Ин.3:16 ), потому что получает во Христе Иисусе закон духа жизни, освобождающий его от закона духа и смерти. Христос умер на кресте не за Себя, но за нас; греховное начало нашей падшей природы, наш ветхий человек был с Ним распят и был виною Его смерти. Но Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над Ним власти. Следовательно, смерть и в смерти царствовавший грех побеждены Христом, и потому уже не имеют более власти, и не над Ним только одним, но и над нами, верующими в Него, ибо и мы спогребаемся Ему крещением в смерть, чтобы, умерши со Христом для греха, с Ним и жить для Бога (Рим:5–8). В этом-то освобождении от власти греха и смерти и в примирении с Богом и состоит тайна искупления нашего, совершившагося на Голгофе. Христос Сам воскрес и для нас Он есть «воскрешение и живот» ( Ин.11:25 ), Христос жив и не умирает более, значит, испразднен последний враг – смерть ( 1Кор.15:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Какие же это «дела Божия?» По отношению к евангельскому слепцу эти дела Божии обнаружились чудесным дарованием ему зрения. " Мне», говорил Господь Своим ученикам, «должно делать дела Пославшого Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру». «Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам. Он пошел и умылся, и пришел зрячим» ( Ин.9:4–7 ). Такая чудодейственная помощь слепорожденному могла быть оказана только «Господом небесе и земли», всемогущим Творцем всей видимой и невидимой твари, Который не только силен брением даровать зрение слепцу, но из сего же брения изначала образовал и весь телесный состав человека. Мы, братие, которые призываемся в делах любви и милосердия и во всем христианском нашем поведении вообще подражать Господу нашему, конечно, ни для одного из нынешних слепцов не можем сделать того, что чудодейственно сотворил Господь упоминаемому в Евангелии слепорожденному. Божеское свойственно только Богу. Мы же всякое доброе дело можем совершать только в размерах сил человеческих. Если мы не можем дать слепым зрения в собственном смысле, то, во всяком случае, можем облегчить их горькое положение, можем даже сделать им и нечто подобное дарованию зрения, «да явятся на них» чрез нас «дела Божия». Все наши добрыя дела, делаемыя нами для ближних наших во имя Господа нашего Иисуса Христа и в подражание Ему, суть выражения дел Божиих и служат к славе Божией, как говорит Сам Господь: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» ( Мф.5:16 ). Чтобы оказаться нам подражателями милосердия Господа в отношении к несчастным слепцам и сделать для них существенное добро, для этого не требуется от нас никаких особенных трудов и усилий. Нам нужно иметь только отзывчивость на добрый и истинно-христианский призыв к этому делу, предлагаемый нам со стороны. В настоящую именно неделю о слепом, по воле высшого церковного и гражданского начальства, мы и приглашаемся, братие, к посильным денежным пожертвованиям в пользу Попечительства для призрения слепых.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010