Антоний (Вадковский Александр Васильевич), митр.СПБ и Ладожский Родился 3 авг.1846 года в с.Ширингуши, Спасского уезда, Тамбовской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Тамбовском духовном училище, затем окончил Тамбовскую духовную семинарию и в 1870 г. – Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при Академии в качестве доцента по кафедре Пастырского богословия и Гомилетики. В то же время занимался описанием рукописей и старопечатных книг библиотеки Соловецкого монастыря. В 1871 г. получил степень магистра богословия. В 1874 – редактор академического журнала «Православный Собеседник»· В 1879 овдовел, а в 1882 потерял двоих детей. 4 мар. 1883 пострижен в монашество архиепископом Палладием – впоследствии митрополит С.-Петербургский и Ладожский. 6 марта – рукоположен во иеромонаха, а 14 ноября 1883 г. возведен в сан архимандрита и назначен управляющим Казанским Иоанно-Предтеченским монастырем. С 8 ноября 1884 – инспектор Казанской Духовной Академии. В 1885 перемещен на ту же должность сначала в Московскую, а затем в СПБ Духовную Академию. С 15 апр. 1887 – ректор СПБ Духовной Академии. 3 мая 1887 хиротонисан во еп. Выборгского, вик. СПб епархии. 24 окт. 1892 возведен в сан архиепископа и назначен Финляндским и Выборгским. В 1895 удостоен научной степени доктора Церковной Истории. С 1892 избран почетным членом Казанской, Московской и С.-Петербургской Академий. 14 мая 1896 года награжден панагией, украшенной драгоценными камнями. 25 дек.1898 года возведен в сан митрополита и назначен митрополитом СПБ и Ладожским и священно-архимандритом Свято­Троицкой Александро-Невской Лавры. 25 дек.1898 награжден белым клобуком и крестом из драгоценных камней. С 1898 – постоянный член Св.Синода. 6 мая 1900 награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре. 9 июня 1900 назначен первенствующим членом Свят. Синода. 22 апр.1906 избран членом Госуд.Совета. Скончался 2-го ноября 1912 года и погребен в Александро-Невской Лавре на братском кладбище, согласно выраженному им желанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОСЛОВСКИЙ Михаил Иванович (11.01.1844, с. Эксталь Тамбовского у. Тамбовской губ.- 4.07.1915, Казань), рус. правосл. богослов, библеист. Сын пономаря соборной церкви г. Шацка Тамбовской губ. Закончил Шацкое ДУ (1860), Тамбовскую ДС (1866) и КазДА (1870; однокурсник (13-й вып.) буд. митр. С.-Петербургского Антония (Вадковского) . После окончания ДС был назначен преподавателем словесности и избран помощником библиотекаря. За курсовое соч. «О вариантах в книгах Нового Завета, их происхождении, отношении к вопросу о целости священного текста и критических приемах, употребленных для утверждения общепринятого чтения» получил степень магистра богословия. После предоставления лекционной программы 2 нояб. 1871 г. был избран на должность доцента по кафедре Свящ. Писания НЗ, одновременно в 1884-1896 гг. преподавал нем. язык. В 1873 г. женился на дочери проф. Казанского имп. ун-та прот. М. М. Зефирова . С 1875 г. Б. входил в комиссию по описанию рукописей Соловецкой б-ки и составил реестр большинства библейских книг из 1-го отдела собрания. В дек. 1876 - февр. 1882 г. состоял членом комиссии КазДА по объяснению неудобопонятных слов и выражений в пророческих книгах Свящ. Писания ВЗ. С 29 янв. 1886 г. экстраординарный профессор. С 1891 г. вместе с прот. А. П. Владимирским занимался исправлением Синодального перевода Библии, однако поданные в Святейший Синод материалы (ок. 1 тыс. слов и выражений из НЗ, подлежащих исправлению) оказались невостребованными. В 1894 г. за соч. «Детство Господа нашего Иисуса Христа и Его Предтечи по Евангелиям свв. апп. Матфея и Луки» (Каз., 1893) Б. был удостоен степени д-ра богословия. Несмотря на сопротивление К. П. Победоносцева , находившего «не совсем удачным собственно название диссертации», после вмешательства архиеп. Финляндского Антония (Вадковского) 24 апр. 1894 г. был утвержден Святейшим Синодом в степени д-ра богословия. В 1896 г. за диссертацию получил полную премию митр. Макария (Булгакова). Я. А. Богородский назвал сочинение «выдающимся явлением в богословской литературе не только отечественной, но и всей западной» (Протоколы… 1896. С. 109). П. А. Юнгеров отметил, что Б. первым в рус. богословской традиции применил к евангельскому повествованию историко-экзегетический метод исследования.

http://pravenc.ru/text/149569.html

Зачеренье. Серафимо-Антониевский мужской скит Александро-Невской лавры. Церковь Серафима Саровского. Серафимовская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Серафима Саровского Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1905 и 1909. Год утраты:1944 (боевые действия) Архитектор:Л.П. Шишко Адрес: Ленинградская область, Лужский район, хутор Зачеренье Координаты: 58.830274, 30.056965 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Зачеренье (урочище) – церковь во имя Св. прп. Серафима Саровского Серафимо-Антониевского скита Александро-Невской лавры, каменная, 1905–1908 гг., арх. Л.П. Шишко, закрыта в 1923 г., не сохранилась. На современных картах района топоним Зачеренье присутствует как название урочища к западу от Перечиц, за р. Черной. В конце XVIII в. где-то здесь была д. Зачеренье (то есть «за рекой Черной»), принадлежавшая Елизавете Абрамовне Пушкиной, урожденной Ганнибал. К югу от урочища, на территории бывшего пионерского, ныне детского оздоровительного лагеря «Морская волна», по дороге Жельцы – Торковичи, можно найти остатки многочисленных фундаментов. Это все, что осталось от бывшей красоты этого места. В середине XIX в. здесь была довольно скромная мыза. Она когда-то входила в обширное перечицкое имение Оболенских. В 1876 г. зачеренскую мызу покупает некая Ольга Васильевна Мейскер, которая позже присоединяет к ней выкупленную у В.А. Оболенского мельницу на р. Черной, ныне восстановленную из руин и приспособленную под гостевой дом. Через 20 лет у мызы «Зачеренье» появляется новый владелец – выходец из немцев, потомственный почетный гражданин Вильгельм Штраус, к тому времени уже владевший соседним участком зачеренской пустоши, покрытым сосновым лесом и лишь в небольшой доле использующимся под сенокос. В 1910 г. пустошь и мыза Зачеренье с постройками и мельницей приобретаются Александро-Невской лаврой, чтобы устроить здесь дачу-скит для правящего архиерея столичной епархии, каким в то время был митрополит Антоний (Вадковский).

http://sobory.ru/article/?object=40613

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИН (Грановский Александр Андреевич; 21.11.1865, с. Хоришки Кобелякского у. Полтавской губ.- 14.01.1927, Москва), бывш. еп. Владикавказский и Моздокский, деятель обновленческого раскола (см. Обновленчество ). Род. в семье диакона, окончил Полтавскую ДС, в 1891 г.- КДА со степенью канд. богословия, магистранта. Во время учебы особое внимание уделял изучению древних языков (знал древнеевр., древнеараб.). 22 февр. 1890 г. принял монашеский постриг, 17 июня 1890 г. рукоположен во иеромонаха. По окончании академии 16 авг. 1890 г. был оставлен при ней помощником инспектора. В 1892 г. назначен смотрителем московского Донского ДУ, в 1893 г.- Киево-Подольского ДУ, в 1895 г.- инспектором Тульской ДС, в 1897 г. переведен преподавателем в Холмскую ДС. В 1898 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Благовещенской ДС. В 1899 г., согласно собственному прошению, переведен на должность старшего члена в С.-Петербургский духовно-цензурный комитет. Причину частых должностных перемещений биографы А. объясняют его несдержанным характером и эксцентричным поведением, приводившим к конфликтам с духовным, а в бытность А. ректором ДС в г. Благовещенске и с гражданским начальством. Перевод в С.-Петербург связан с покровительством А. митр. С.-Петербургского Антония (Вадковского) , ценившего его дарования и ученость. 18 февр. 1902 г. советом КДА А. был удостоен степени магистра богословия за соч. «Книга пророка Варуха: Репродукция» (СПб., 1902). Эта работа может быть поставлена в один ряд с трудами нем. гебраистов XIX в. Х. Плеснера, Э. Френкеля, В. Хербста и Кнейдера, предпринимавших попытки реконструировать утраченный евр. текст книги Варуха , опираясь на греч. и сир. переводы ( Септуагинту и Пешито ). 2 марта 1903 г. А. был хиротонисан во епископа Нарвского, 3-го викария С.-Петербургской епархии, с 1904 г. 2-й, с 1905 г. 1-й викарий С.-Петербургской епархии. Принимал участие в проходивших в С.-Петербурге в 1901-1903 гг. Религиозно-философских собраниях , где сблизился с В. В. Розановым . В 1905 г. состоял членом Комиссии по выработке правил о свободе печати. 8 февр. 1908 г. уволен на покой, согласно прошению, «по болезни». Подлинной причиной увольнения А. явилось вызвавшее недовольство имп. двора непроизнесение А. на богослужениях при поминовении государя титула «самодержавнейший» в связи, как объяснял А., с установлением в России после манифеста 17 окт. 1905 г. «конституционного строя». Поводом к увольнению явились также публикации в газ. «Новое время» статей А., в к-рых сочетание законодательной, исполнительной и судебной властей в гос-ве он уподоблял Св. Троице, что было расценено почти как ересь.

http://pravenc.ru/text/116144.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ (Прозоровский Дмитрий Дмитриевич; 9.08.1870, слобода Сок-Кармала Бугурусланского у. Самарской губ., ныне с. Северное Оренбургской обл.- 23-25.10.1937, Томск), архиеп. Ростовский-на-Дону. Из многодетной семьи священника. Детство прошло в бедности, рано лишился отца. Окончил Симбирское ДУ (1880) и Самарскую ДС (1891). Был определен на должность псаломщика при храме с. Кротовка Самарского у. с исполнением должности учителя церковноприходской школы. В 1892 г., после женитьбы рукоположен во иерея к той же церкви. Вскоре овдовел и в 1894 г. поступил в СПбДА. В период обучения в академии принял монашеский постриг с именем Дионисий. В 1898 г. окончил СПбДА со степенью канд. богословия. Определен в Рижскую ДС преподавателем Свящ. Писания. В 1900 г. по подозрению в сочувствии свободомыслию среди учеников переведен инспектором в Благовещенскую ДС. 26 нояб. 1901 г. возведен в сан архимандрита, назначен ректором Благовещенской ДС. Входил в «миссионерский кружок» Приамурского и Благовещенского еп. Никодима (Бокова) , участвовал вместе с ним в диспутах с представителями сектантов; редактор «Благовещенских ЕВ» (1904). В 1905 г. в связи с напряженными отношениями губернатора и еп. Никодима Д. как сторонник архиерея был удален из Благовещенска и определен на службу при Святейшем Синоде с проживанием в Александро-Невской лавре. Служил под началом С.-Петербургского и Ладожского митр. Антония (Вадковского) , к-рый возглавлял движение по возрождению в Церкви соборности и восстановлению Патриаршества. Принял активное участие в протесте духовенства против нападок со стороны крайне правых политических сил на митр. Антония. Дионисий (Прозоровский), еп. Петровский. Фотография. 1912 г. (ГРИА) Дионисий (Прозоровский), еп. Петровский. Фотография. 1912 г. (ГРИА) В кон. 1906 г. назначен на должность настоятеля астраханского во имя Иоанна Предтечи муж. мон-ря . В янв. 1907 г. по поручению Астраханского и Енотаевского архиеп.

http://pravenc.ru/text/178402.html

поиск:   разделы   рассылка Александр Журавский Во имя правды и достоинства Церкви Вышло в свет уникальное исследование о митрополите Казанском Кирилле (Смирнове) Источник:  Православие.Ru От автора В постсоветский период развития отечественной исторической и агиографической науки деятельность многих выдающихся иерархов Русской Церкви XX века стала предметом исследования светских и церковных историков. Были изданы сборники статей, писем, поучений, богословских работ известных церковных деятелей. И только о митрополите Казанском Кирилле (Смирнове), авторитетнейшем иерархе Русской Церкви новейшего ее периода, – прославленном в 2000 г. в лике новомучеников Российских, – до сих пор не было ни одного серьезного исследования. Между тем деятельность митрополита Кирилла в разные периоды его церковного служения была многообразна и плодотворна. Так, например, следует чрезвычайно высоко оценить влияние владыки Кирилла на распространение и укоренение Православия среди персидских сирохалдеев в период 1902 – 1904 годов, когда он (в сане архимандрита) являлся начальником Урмийской Духовной Миссии. Существенна роль митрополита Кирилла в подготовке и проведении канонизации святителя Питирима Тамбовского, значителен его вклад в формирование многих важнейших решений Поместного Собора 1917 – 1918 годов. О достойном и самоотверженном его пастырском служении в Петербургской епархии, а затем архипастырском служении на Тамбовской кафедре (1910 – 1917) единодушно отзывались представители самых разных церковно-общественных сил: от митрополита Антония (Вадковского) до митрополита Антония (Храповицкого), от провинциального сельского священника – до протопресвитера Георгия Шавельского, известного своим критическим отношением к русскому епископату; от простого прихожанина – до представителя либеральной прессы. Удивительно, но даже дореволюционная деятельность свяшенномученика Кирилла не стала предметом исторического или агиографического исследования, хотя большинство публикаций и документов были исследователям вполне доступны.

http://religare.ru/2_9430.html

прот. Владимир Сорокин Предисловие протоиерея Владимира Сорокина На страницах церковной печати в свое время широко и разносторонне освещалась архипастырская и ученая деятельность выдающегося иерарха Русской Православной Церкви – Высокопреосвященного Антония (Вадковского) (3.VIII.1846 – 2.XI.1912), митрополита С.-Петербургского и Ладожского 1 . Однако не все периоды его многогранной деятельности получили свое полное освещение. В частности, далеко не все было опубликовано из того, что относится к периоду жизни Владыки митрополита, когда он был преподавателем, доцентом и профессором кафедры гомилетики в Казанской Духовной Академии (1870–1885). Судя по тому, как он дорожил памятью о годах, проведенных в Духовной школе, с какой любовью он вспоминал там свои занятия, с уверенностью можно сказать, что это были для него годы кропотливого труда, богословского обогащения и творческого вдохновения. Вот что говорит об этом сам Владыка: «Здесь в Академии положено начало моей духовной самодеятельности; здесь же я получил зачатки той нравственной устойчивости, которая поддерживала меня во всех моих несчастьях; здесь же сложился окончательно мой внутренний человек с известным складом миросозерцания, с известным воззрением на задачи и цель человеческой жизни. Академия, духовная мать моя, научила меня находить для себя во всех превратностях жизни точку опоры в той области, которая не знает ни смерти, ни разрушения, ни уничтожения: в области духа» (Православная Богословская энциклопедия. Т. 1. Пг., 1900, кол. 894). По словам коллег и сослуживцев, из Казанской Духовной Академии Владыка Антоний вынес «добрую, ничем не запятнанную репутацию, природное расположение и приобретенный навык к труду, горячее (хотя и раненое) сердце (здесь скоропостижно скончалась его супруга, а вскоре после этого и двое детей. – В. С.), сострадание к несчастьям людским, сознание высоты пастырского служения и знание духовных нужд пасомых, почерпнутые из обильного материала наук, над которыми он работал, покорность воле Божией и твердую веру в Промысл Божий, непостижимыми путями устрояющий жизнь человека» (Проф. Я. А. Богородский . Митрополит Антоний (Вадковский) в казанский период его жизни и деятельности. Казань, 1913, с. 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

  разделы   рассылка  распечатать Алексей Макаркин Церковь должна напоминать политикам о нравственности Источник:  Интерфакс-Религия Своим мнением о том, что является существенным в рождественском интервью патриарха Кирилла, какую роль Церковь может сыграть в нынешних политических процессах в России, в интервью " Интерфакс-Религия " поделился заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Что Вам больше всего запомнилось в рождественском интервью патриарха Кирилла? Какие моменты показались наиболее значимыми с общественной точки зрения? – Особенно значимым мне показалось то, что патриарх не занял позицию ни одной из сторон, которые появились в ходе декабрьских митингов, дискуссий, которые активно велись в Интернете. В интервью прослеживается стремление Церкви встать над конфликтом – что отнюдь не означает занять полностью отстраненную позицию от общественности. Церковь существует в обществе, это было всегда. Она стремилась выполнять умиротворяющую функцию на разных этапах российской истории. Когда-то это не удавалось, например, в 1993 году политики оказались слишком непримиримыми, чтобы церковное посредничество было эффективным. Но, по крайней мере, такое стремление присутствовало. В своем интервью патриарх как предстоятель Церкви как общественно значимый деятель выступил за диалог общества и власти, за то, чтобы, как он говорит, " протесты, правильным образом выраженные, приводили к коррекции политического курса " и чтобы " власть воспринимала сигналы извне " . Я думаю, что это важно и справедливо. С одной стороны, как выразился Святейший, Россия исчерпала лимит на революцию. Хотя я с этой формулировкой не совсем согласен. Не думаю, что вообще в какой-то стране есть лимит на революции. Революция – это всегда потрясение, это слом человеческой сути и желательно ее вообще избежать. С другой стороны, я бы обратил внимание на важные слова патриарха, которые формально относятся не к нашему времени, а к совершенно другому историческому периоду – началу ХХ века. Речь об инициативе графа Витте по " использованию системы православных приходов для реформирования России " и о том, как эта инициатива была поддержана священноначалием в лице тогдашнего Петербургского митрополита Антония (Вадковского), а впоследствии сорвана наиболее реакционными государственными кругами. Этот пример показывает: ответственность за волнения в обществе несут не только безалаберные революционеры, но и власть, которая несвоевременно, неадекватно реагирует на запросы людей, не готова сформулировать идею.

http://religare.ru/2_91957.html

А.В. Берташ Скачать epub pdf Вокруг судьбы гробницы св. Иоанна Кронштадтского в храме-крипте Иоанновского монастыря в Санкт-Петербурге сложилось множество преданий. Мнение о том, что мощей в усыпальнице нет, господствует в Русской Православной Церкви Заграницей. Похожее писал в 1966 г. атеист-кощунник Н. Юдин, излагая почти через 40 лет события 1920-х гг. Однако в обоих случаях не было приведено никаких документальных подтверждений. Иное предание, со ссылками, в числе прочих, на воспоминания Н. Д. Жевахова и монахини Вероники (Врасской-Котляревской), приводит М. В. Шкаровский в своей фундаментальной монографии об истории монастыря. По сообщению Т. И. Орнатской, оно бытовало и среди родственников Кронштадтского пастыря. Представляется, что рассматриваемые ниже документы подтверждают истинность свидетельства о том, что мощи св. Иоанна во все лихолетье почивали на месте его первоначального упокоения и являлись залогом нынешнего возрождения Иоанновской обители. Настоящая работа затрагивает период 1923–1926 гг. и основана на трех группах источников: архивных делах из ЦГА С.-Петербурга (фонды Ленгубисполкома, ф. 1000, секретный отдел; Ленгорисполкома, ф. 7384, церковный стол; Отдела управления Петрогубисполкома, ф. 1001; Исполкома Петроградского райсовета, ф. 151) – ранее известных (1923 г.) и, прежде всего, сравнительно недавно рассекреченных (1926 г.), а также на газетах того времени. Важность вопроса заставляет вновь вернуться к нему и после выхода в свет книги М. В. Шкаровского и рассмотреть подробнее судьбу мощей св. прав. Иоанна Кронштадтского . Как известно, о. Иоанн еще в 1904 г. через ходатайство к митрополиту Антонию (Вадковскому) получил разрешение быть погребенным в крипте Свято-Иоанновского монастыря – в порядке исключения из существовавшего законодательства. 23 декабря 1908 г. Кронштадтский пастырь нашел упокоение перед правым клиросом церкви-усыпальницы во имя святых пророка Илии и Царицы Феодоры. Над его могилой, находившейся, что важно отметить, на очень небольшой глубине, была положена массивная мраморная плита с изображением Креста, Св. Евангелия и резной митры из мрамора. В 1911 г. на гробнице был помещен образ прп. Иоанна Рыльского работы академика живописи Н. П. Шаховского. Перед ним горела неугасимая лампада. Могила пользовалась всеобщим почитанием – у нее молились члены Царствующего Дома, более восьмидесяти архиереев (только в 1909 г.), многие тысячи богомольцев со всех концов России. Кроме того, у мощей о. Иоанна происходили исцеления (в 1909 г. отмечено 12 исцелений).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 5 Священномученик Александр (Трапицын) В 1920 году архиепископ Тихон (Василевский) отправляется на место своего нового назначения – в Воронежскую епархию. Позже он вернулся на Симбирскую кафедру, только уже в качестве обновленческого митрополита. Между тем архиепископ Вениамин, который все еще числился Симбирским преосвященным, по благословению Патриарха Тихона был назначен архиепископом Рязанским и Зарайским. На Симбирскую викарную Алатырскую кафедру был назначен епископ Гурий (Степанов). Епископ Гурий был выпускником Казанской духовной академии, доктором церковной истории, специалистом по буддизму. Он стал последним ректором Казанской академии. На Алатырской кафедре он пребывал около полугода. После чего начались постоянные переезды, аресты. В 1925 году он проходил по одному делу вместе с митрополитом Петром (Полянским). В 1926–1928 годах был в заключении на Соловках. Расстрелян в Новосибирске в 1937 году. В сентябре, после отъезда епископа Гурия, на Симбирскую кафедру был назначен архиепископ Вологодский и Тотемский Александр (Трапицын). Архиепископ Александр (в миру Александр Иванович Трапицын) родился 29 августа 1862 года. В 1888 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен надзирателем в Вятское духовное училище. Через год, 26 февраля 1889 года, рукоположен в сан священника, служил в Вятской Всехсвятской церкви . В марте 1892 года у отца Александра родился сын, а в июле у него умерла супруга . С 1897 года служил инспектором Вятской духовной семинарии. В 1900 году принял монашество, а уже в 1901 году иеромонах Александр был возведен в сан архимандрита и определен ректором Калужской духовной семинарии. 12 декабря 1904 года в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры архимандрит Александр хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. Его хиротонию совершили митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), митрополит Московский Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский Флавиан (Городецкий) и другие архиереи.

http://pravoslavie.ru/31261.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010