Из этого, несомненно, следует, что приведённая запись одного списка одной позднейшей летописи есть или намеренный позднейший вымысел или ненамеренное позднейшее недоразумение. (За что говорят и её внутренние качества, ибо, во-первых, архиепископ Иоанн, т. е. собственно – Илия, в 1163г. ещё не был архиепископом; во-вторых она говорит о перенесении мощей неизвестно куда и зачем). С другой стороны как можно придумать побуждения для намеренного перенесения жизни святых из более раннего времени в более позднее, и не ясно ли, что заметка на Софийской рукописи, сделанная отдельно, принадлежит непосредственному или близкому современнику?– (Что ясно видно и из того, что он называет преподобного Сергия не преподобным, а просто старцем). Таким образом, должно быть признано за бесспорное, что основание Валаамского монастыря относится не ко времени Владимира и вообще до-монгольскому периоду, а к первой половине XIV века. Дымский Антониев, находящийся в 15 вёрстах от города Тихвина (Новгородской губернии), при деревне Дымях или Дымьях и озере Дымском, от которых получил название. Кто такой был и когда жил основатель монастыря преподобный Антоний Дымский, совершенно, ничего неизвестно. Какой-то литератор конца прошлого, а может быть и начала нынешнего века 1464 составил биографию Антония очень просто: из других нескольких Антониев области Новгородской он взял того, которого не оказывалось препятствий сделать Дымским, и из этого подходившего Антония и сделал своего Антония. Подходивший Антоний, взятый неизвестным литератором, был тот в теснейшем смысле Антоний Новгородский, который в миру назывался Добрыней Ядрейковичем и который после путешествия в Константинополь постригся в Хутынском монастыре и затем был Новгородским архиепископом (1211–1229, † 1232). Позднейшие редакции жития преподобного Варлаама Хутынского, в которых говорится об этом Антонии, делают его игуменом Хутынским после Варлаама (каковым он не был), но не знают и не говорят того, чтобы после Хутыни он был архиепископом Новгородским.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Полностью уничтоженным оказалось монастырское кладбище, на котором были похоронены многие иноки и настоятели монастыря, а также многие известные люди, такие, как князь Симеон Прозоровский, защищавший обитель от шведов; князь Иван Иванович Шуйский, принц Иоанн Антонович Ульрих, русский историк Я. И. Бередников, А. П. Римский-Корсаков, исследователь тихвинской старины И. П. Мордвинов. В 60-е годы началась реставрация монастыря, в ходе которой восстановлены многие здания. С1968 г в некоторых из них находится музей. Летом 1995 г. по благословению ныне покойного владыки Иоанна возобновил свою деятельность Тихвинский Богородицкий монастырь. Возглавил его наместник иеромонах Александр (Гордеев). Возродилась традиция главного монастырского праздника – в честь Тихвинской иконы Богоматери. Особенно большое стечение гостей и паломников на монастырском празднике отмечалось в 1998 г, когда Божественную литургию в Успенском соборе служил митрополит Петербургский и Ладожский Владимир. В сентябре 1999 г. монастырю вновь был присвоен почетный статус первоклассного, а настоятелем обители утвержден иеромонах Евфимий (Шашорин). Колесникова О. Дымский монастырь// 42 С. 302–303. Примерно в 20 км от Тихвина находится Антониев Дымский монастырь. Издревле у богомольцев, идущих на поклонение к чудотворной Тихвинской иконе, существовал обычай прежде заходить в Антониев монастырь. Существовала поговорка: «Кто у Антония не бывал, того Тихвинская Божия Мать не принимает». См. Житие преподобного Антония Дымского – Сост. Березина Л. Д. Возвращение святыни// 68 С. 60–61, 91. В 2003 году было принято решение о возвращении Тихвинской чудотворной иконы Божией Матери в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь ко дню празднования в 2004 году: годы разлуки святыни с той землей, где она явилась более шестисот лет назад, завершаются! Протоиерей Сергий Гарклавс, хранитель чудотворного образа, приезжал в Тихвинский монастырь 9 января 2004 года, чтобы согласовать порядок торжеств. 12 января 2004 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с американской делегацией во главе с хранителем иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Влияние местного предания обнаружилось на позднейших редакциях внесением в житие чудес святого, совершенных при жизни. Под действием того же источника эти редакции переделали известия о другом сверстнике Варлаама, Антонис, бывшем потом архиепископом в Новгороде. В разборе древнего жития было замечено, что на отношениях этого Антония к Варлааму позднейшее предание основало круг легенд, развивавшийся одновременно с литературной обработкой жития, но независимо от нее. Эти легенды представляют два варианта сказания об Антоние. По одному из них Антоний был новгородским владыкою еще при жизни Варлаама: так говорят повести об избавлении Варлаамом от низвержения в Волхов преступника и о пророчестве Варлаама, предсказавшего снег и мороз в Петров пост. Происхождение анахронизма в этих преданиях объясняется известием одною из них, что по смерти Варлаама архиеп. Антоний установил крестный ход в Хутынский монастырь из Новгорода в пятницу первой недели Петрова поста 185 . На другом варианте построено позднейшее житие Антония Дыме кого: здесь рассказывается, что Антоний, новгородец родом, постригся у Варлаама, ходил по его поручению в Царьград, по смерти Варлаама был игуменом его монастыря, а потом ушел оттуда и основал свой монастырь на озере Дымском, никогда не бывав новгородским владыкою 186 . Историческую основу этих сказаний легко восстановить по летописи и древнему житию Варлаама последнее говорит, что, после того как сверстник Варлаама Антоний пришел из Царьграда, блаженный пред смертью вручил ему свой монастырь, а первая замечает в рассказе об избрании Антония на новгородскую кафедру в 1211 году, что он, в мире Добрыня, сын воеводы Ядрея, прежде того вернулся из Царьграда и постригся на Хутыне. Поясняя краткое и не совсем ясное известие древнего жития, позднейшие редакции создают из него сказание о пророчестве Варлаама, за несколько минут до кончины провидевшего приезд Антония из Царьграда в монастырскую пристань (на Волхове) и вручившего ему игуменство в своем монастыре; Пахомий прибавляет к этому, что игумен Антоний окончил заложенную Варлаамом каменную церковь в обители и утвердил в последней устав ее основателя. Но летопись, говоря об Антоние, не называет его игуменом Хутынским; с другой стороны, слова, с которыми в древнем житии Варлаам обращается к Антонию: «Ныне предаю ти его (монастырь) тобе, ты же снабди и добре» – не значат непременно, что Антоний стал игуменом после Варлаама; может быть, последний только поручил обитель заботам знатного брата, подобно тому как сам долго руководил братией, не будучи игуменом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В середине XVII века началось каменное строительство церквей монастыря. Трагический в истории русского монашества нового времени 1764 год, когда на месте монастыря была устроена приходская община, ненадолго прервал течение иноческого подвига в стенах древней обители: уже в конце того же столетия монастырь возобновился. На протяжении всего XIX века обитель посещали толпы паломников, в одном 1864 году их было более 25 тысяч… Могла ли в течение стольких веков обитель, удаленная от больших городов, обитель, связанная с почитанием мифического лица и легендарного персонажа, как это считалось в научной литературе еще совсем недавно, процветать, возобновляться каждый раз после очередного исторического удара и привлекать к себе толпы паломников со всей Руси? Кажется, ответ очевиден. Образ преподобного Антония явственно рисуется в дымчатом небосводе над контурами монастырских зданий, ведь именно его отеческое предстательство сделало возможным это многовековое молитвенное стояние его монастыря. Так дым, окутавший «Онтониев погост» и храмовые здания древнего монастыря, понемногу рассеивается, и истина предстает перед читателями древнего Жития в своей святой простоте.  Один из важнейших тезисов священника Димитрия Пономарева, автора монографии «Житие Антония Дымского как достоверный исторический источник»: дата смерти преподобного Варлаама Хутынского в 1193 году, вошедшая в ряд редакций его Жития и некоторые летописи, недостоверна, и кончину учителя и духовного наставника Антония следует относить к 1243 году. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексей 30 января 2021, 13:34 Честно говоря, в описании жития прп. Антония есть одна деталь, которая смущает - это поездка в Константинополь. Ведь на тот момент он был столицей отнюдь не Византии, а т.н. Латинской империи. Может быть, преподобный был в Никее, а не в Царьграде? Так или иначе - преподобный Антоние, моли Бога о нас! евгений 7 июля 2020, 16:55 Спасибо,автору! Прекрасная статья.Не помню где,давно читал,что прп. Антоний Дымский,будучи в Константинополе,часто молился во Влахернской Церкви перед образом Богородицы. И потом,вервнувшись и обосновавшись у озера,он продолжал обращать молитвенный взор к той Влахернской иконе Божией Матери,и в какой то момент икона эта из Влахернской Церкви исчезла и явилась пред Антонием.Это и была Тихвинская икона.Вот такая легенда. Я верю.Отче Антоние,моли Бога о нас,грешных,да помилует нас Господь наш Иисус Христос+++++++++

http://pravoslavie.ru/110268.html

Много у нас числилось монастырей, но что это были за монастыри? В большей части из них жило по два, по три, по пяти и до десяти иноков; в других — от десяти до двадцати , а таких, в которых число братий простиралось от 20 до 50, мы можем указать едва десять . Таких же, где число это восходило выше 50, нам известно еще менее. И именно: в Боровском Пафнутиевом при жизни основателя находилось до 95 иноков; в Иосифовом Волоколамском — иногда 100, а иногда 130; в Данииловом Переяславском — от 55 до 70; в Болдином Герасимовом при жизни основателя — до 140; в Александро-Свирском — от 59 до 86; в Антониевом Дымском — до 55; в Корнилиевом Комельском — до 90 и в Антониевом Сийском — до 73 . Не знаем, насколько справедливы свидетельства иностранцев о Троице-Сергиевой лавре, будто в 1-й четверти XVI в. в ней находилось 300 иноков, а под конец настоящего периода даже до 700, кроме слуг . Но в монастыре Кирилло-Белозерском, одном из самых главных и богатейших наших монастырей того времени, число братий едва ли не ограничивалось иногда лишь несколькими десятками . Потому-то многие монастыри вследствие своей малолюдности и скудости во всем не в состоянии были существовать самостоятельно, а считались только приписными к другим монастырям, б?ольшим, от которых получали и настоятелей и нередко самые средства к жизни, а некоторые иногда доходили до совершенного упадка . Значит, при множестве монастырей нельзя сказать, чтобы у нас было тогда слишком много и монахов. Вместо четырехсот тогдашних обителей их оказалось бы, может быть, сорок или пятьдесят, если бы все их жильцы были соединены в такие общежительные обители, какие существуют ныне, в сто, двести, триста человек и более. К сожалению, общежитие как-то мало прививалось в наших монастырях. Когда преподобный Иосиф Волоколамский (в 1478 г.) обходил эти монастыри, то заметил, что даже лучшие из них, основанные преподобным Сергием Радонежским и его учениками на правилах общежительных, уже клонились «к лаврскому обычаю», т. е. обычаю, по которому каждый инок живет особо, сам собою.

http://sedmitza.ru/lib/text/435993/

Перевод: С юности своей, преподобные отцы Андроник и Савва, в пустынь вселились Сергия великого, его житию последовав, плоды смирения и послушания вы возрастили, потому удостоившись быть строителями и начальниками устроенного по обету монастыря святителя Алексия, с ним же испросите у Христа Бога верующим людям здоровье и спасение, и душам нашим великую милость. Андронику, Савве и Александру Московским, Даниилу Черному, Андрею Рублеву, глас 2 Плоды добродетелей на земли принесше,/преподобнии отцы,/в Небесных чертозех ныне благоухаете, яко райстии цвети,/и лицем к лицу зрите Пресвятую Троицу,//Юже дерзновенно молите//спастися душам нашим. Перевод: Плоды добродетелей принеся на земле, преподобные отцы, в Небесных чертогах сейчас благоухаете, как райские цветы, и лицом к лицу созерцаете Пресвятую Троицу, Ее же с дерзновением молите о спасении наших душ. Антонию Великому , глас 4 Ревнителя Илию нравы подражая,/Крестителю правыми стезями последуя,/отче Антоние ,/пустыни был еси житель,/и вселенную утвердил еси молитвами твоими./Темже моли Христа Бога,//спастися душам нашим. Перевод: Ревнителю Илии нравом подражая, за Крестителем прямыми путями следуя, отче Антоний, ты сделался обитателем пустыни и вселенную утвердил молитвами твоими. Потому ходатайствуй пред Христом Богом о спасении душ наших. Антонию Дымскому, глас 4 Добродетелей ревнителю,/пустынный житель,/подвижник веры Христа Бога нашего,/пощением и труды умертвивый плотская вожделения,/тезоимените великому Антонию,/егоже житию поревновал еси/и во егоже имя Божественный храм воздвигл еси,/купно с ним, преподобне Антоние, моли Спасителя всех,/да и нас сотворит победители плотских похотей/и храмы Духа Святаго,//по велицей Его милости. Перевод: Добродетелей ревнитель, пустынный житель, подвижник веры во Христа Бога нашего, пощением и трудами умертвивший плотские вожделения, одноименный с  Антонием Великим , его житию ты подражал и в его же имя воздвиг Божественный храм, вместе с ним, преподобный Антоний, моли Спасителя всех, да и нас сделает победителями плотских похотей и храмами Святого Духа по великой Его милости.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pre...

Царствующий град сей, ко святым стопам твоим поверженный, сохрани, и от прилучающихся козней лукавых врага спасения нашего огради: воздвигни твои преподобные руце уо Господу за царя нашего, да тихое и безмолвное житие поживем в веце сем до часа, воньже имать призвати нас Владыка Господь, наш Судия нелицеприятный. Ты же, о всехвальный апостоле, не отвержи вопля нашего и стенаний к тебе, но заступи нас пред Христом твоим Учителем, да непрестанно славим Его милосердие к нам, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Тропарь, глас 4 Рима не оставль, к нам пришел еси честными веригами, яже носил еси, апостолов первопрестольниче: имже верою покланяющеся, молимся: твоими к Богу молитвами даруй нам велию милость. Иануариа 17 и иуниа 24. Молитва преподобному Антонию Дымскому. Из службы со акафистом О пастырю добрый, наставниче наш и святыя сея обители Дымския начальниче, преподобне отче Антоние! Яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу и ко Пречистей Его Матери, буди о нас недостойных, во святей твоей обители живущих, и о всех с верою к раце мощей твоих отвсюду притекающих, молитвенник теплый, заступая нас от всяких бед и напастей, да твоими молитвами невредими от враг видимых и невидимых пребудем. Моли милосердие Божие, да спасет нас от прегрешений наших, имиже весть судьбами. Моли благость Его, еже милостивно обители сей и всему мipy потребная подавати, церквам мир низпослати и расточенныя во едино собрати, державу же благочестивейшаго императора нашего Николая Александровича в мире и тишине сохранити, и всякому верному в доме и на пути и повсюду дни благи и безмятежны даровати, жизнь нашу умирити, и вся люди помиловати, якоже убо зде предстоящыя, тако и благословною виною отшедшыя отцы и братию нашу, и спасти душы нашя, да непрестанно славим, хвалим, поем и величаем пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Тропарь, глас 4 Добродетелей ревнителю, пустынный жителю, подвижниче веры Христа Бога нашего, пощением и труды умертвивый плотская вожделения, тезоимените Великому Антонию, егоже житию поревновал еси и во егоже имя божественный храм воздвигл еси! Купно с ним преподобне Антоние, моли Спасителя всех, да и нас сотворит победители потских похотей и храмы Духа Святаго, по велицей Его милости. Иануариа 18. Молитва святителем Афанасию и Кириллу, архиепископам Александрийским, чтомая в Новгородском Мало-Кириллове монастыре О всесвятии отцы Афанасие и Кирилле, теплии наши заступницы, ересей потребителие, благочестия защитители, недужным врачеве, в бедах помощницы и всем притекающым ко святым мощем вашым теплии предстателие! Помозите нам грешным в сем житии, и умолите Господа Бога даровати нам грехов оставление и Царствия Небеснаго наследие, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и ваше милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Тропарь, глас 3

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-chi...

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой построена в 1891-1893, сейчас имеет статус подворья Антониево-Дымского монастыря. Престольные праздники: 14 октября, Покров Пресвятой Богородицы; 1 января, день памяти свмч. Вонифатия; 13 августа, день памяти сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского а также Всех Святых (Неделя первая по Пятидесятнице). Содержание История [ править править код ] Возведена в псевдорусском стиле по проекту епархиального архитектора Н. Н. Никонова. Храм был заложен 10 июня 1890 года; строился с 1891—1893 год для Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, созданного для развития сети церковно-приходских школ и поддержания традиции церковного пения. Основатель и первый священник Покровской церкви на Боровой улице — Сергей Николаевич Слепян. Церковь имеет два престола: святого мученика Вонифатия внизу и главный престол Покрова Пресвятой Богородицы, вверху. Нижний храм святого мученика Вонифатия был освящён 12 октября 1893 года, епископом Нарвским Никандром (Молчановым). Верхний храм был освящён 9 марта 1897 года, митрополитом Палладием (Раевым). Рядом с церковью был выстроен дом епархиального братства церкви Покрова Пресвятой Богородицы. В верхней церкви епископом Гдовским Вениамином 8 июня 1913 года был освящён придел во имя Всех Святых. Две церкви, верхняя и нижняя, одновременно вмещали около 1500 человек. Храм был выстроен в стиле, подражающем русской церковной архитектуре XVII века; отделка интерьеров церкви и вся утварь были выполнены по эскизам Н. Н. Никонова. На отделке храма работали суздальские мастера. Иконостас верхнего храма был собран из цветной майолики, изготовленной на фабрике М. С. Кузнецова; из майолики были сделаны и киоты. Достопримечательностью церкви была колокольня, которую венчал не совсем обычный, сильно вытянутый вверх шатер, эффектно сочетавшийся с пятиглавием основного четверика церкви и двумя луковичными главами над её приделами. С 1901 года храм был приходским. В храмах, согласно изначально заявленной традиции поддержания древнего церковного пения, пели лучшие церковные и народные хоры Петербурга. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой в начале XX века

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Покров...

Преподобный Антоний Дымский Слова стихотворения Г.Р. Державина, в котором лирический герой, слушая звуки арфы, предается воспоминаниям о родной Казани, со временем станут крылатым выражением. Что кроется за ярким образом? Дым, скрывающий истинные очертания предметов и заволакивающий лица людей, стесняющий дыхание и разъедающий глаза. Но и он – символ родного очага – вселяет в душу усталого путника радость, потому что именно в любви к отеческим гробам «обретает пищу» человеческое сердце. Вот почему кажется отнюдь не случайным то, что монастырь, основанный в XIII веке учеником преподобного Варлаама Хутынского Антонием в 15 поприщах от Тихвина, получил название «монастырь Онтония на Дымех», а сам Антоний стал именоваться Дымским: действительно, история самой обители и память о ее преподобном основателе словно окутана туманной пеленой и дымкой забвения, свидетельства его Жития долгое время признавались недостоверными, а сам Антоний считался лицом чуть ли не мифическим, легендарным. И несмотря на это, уже в середине 1990-х годов, после установки в водах Дымского озера поклонного креста напротив того места, где, по преданию, молился преподобный, память о подвижнике былых времен стала возрождаться в сердцах окрестных жителей, а тропа к водам святого озера ширилась день ото дня. «Всего себя Богу посвятив» Исторический Антоний родился в 1206 году в Великом Новгороде. Единственное, что известно о родителях Антония (мирское имя преподобного, надо полагать, не сохранилось) из Жития, – это то, что они были благочестивыми христианами и сына воспитывали «в добре наказании», то есть буквально так, как посоветует это делать Сильвестр, автор знаменитого «Домостроя». Юность Антоний проводил в Новгороде, усердно посещая храмы и удаляясь от шумных компаний своих ровесников. Во время богослужения молодой прихожанин становился в сторонке в одном из приделов, избегая бесед даже с благочестивыми молитвенниками: разговор с Богом не требовал свидетелей, а в душе юноши не находилось места для повседневной шелухи.

http://pravoslavie.ru/110268.html

Если признать, что она находилась в глубоком сне, то тогда тело не подверглось бы разложению и, без сомнения, ее родственники и многочисленная свита заметили бы, что оно не издает трупного запаха, и не дозволили бы погребения без выяснения причин. Если при вскрытии гробницы останки ее были найдены в странном положении (разметаны), то можно предположить и то, что живущие в монастыре когда-то постарались тайно вскрыть гробницы с целью найти драгоценные вещи, так как ходил слух, что Анна и Фотий были похоронены с драгоценными вещами, и останки не могли уже привести в обычный порядок. Зато на стр. 10 автор прямо заявляет, что ошибочно было уничтожать позднейшие пристройки к Георг[иевскому] собору и удалять внутреннее убранство, как ампирный иконостас, уникальные чугунные плитки пола (из которых на литейном заводе отливали кухонные плиты). Все это было сделано по рекомендации и по указанию Каргера 793 , чем обесценены многие истор[ические] церковные памятники Новгорода и уничтожены классич[еские] произведения 18 века и 19 века. Д. 61. Лист без номера. Ксерокопия подлинника. Автограф. 788 Преподобный Константин и сподвижник его Косма были учениками преподобного Варлаама Хутынского и его преемника преподобного Антония Дымского. Около 1220 г., оставив Хутынскую обитель, они удалились на пустынный полуостров, расположенный в 3 верстах от города Старая Русса, и со временем основали там монастырь во имя свт. Николая, настоятелем которого препо­добный Константин был до самой кончины († ок. 1240). Мощи покоились под папертью Николаев­ской церкви, построенной в 1820 г. на месте погребения святых. День памяти: 29 июля ст. ст. 790 Возможно, имеется в виду: Никитина Ю. И. Антониев собор – архитектурный памятник XII века. Новгород., 1963 г. 791 См.: Семенов А. История Новгородского Юрьевского монастыря и его архитектурный ан­самбль. Новгород, 1959. 793 Каргер Михаил Константинович (1903–1976), специалист по славяно-русской археологии и истории древнерусской культуры и искусства, доктор исторических наук. С 1949 г. Профессор Ленинградского университета, с 1963 г. заведующий Ленинградским отделением института архе­ологии АН СССР. Руководитель археологических и реставрационных работ в Новгороде, Киеве, Переяславле-Хмельницком, Галиче, Владимире-Волынском, Полоцке, Турове, Изяславле и дру­гих городах.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010