317 Theoph.326, 20–23; об освобождении заключенных в «крепости забвения» знает Моисей Каганкатваци (стр. 114). 319 Tabari.361–382; Anon. Guidi. 25, 2–5; Моисей Каганкатваци. гл. 13. 114–117. Очень подробный рассказ о низвержении Хосрова см. Nöldeke, Tabari, 361–383. Он разукрашен длинной вставкой речи Адар-Гушнаспа Хосрову с изобличением его в разных неправдах и обидах, какие он причинял подданным и своим сыновьям. В длинной ответной речи Хосров дает по пунктам отчет о состоянии государства и казны с весьма интересными подробностями, характеризующими как состояние Персии в то время, так и идеал восточного деспота. 326 Chron. Pasch.736, 22–23. – περ τπου[που μλλει γενεσ]ϑαι ειρνη κα... οαν τησιν χετε... ημς. Дополнения принадлежат Болотову. Виз. Врем. XIV, 77 прим. 1. 330 Сведение о том, что Ираклий направился из Ганзака в Армению, сохранил автор повествования о мученической кончине Анастасия Перса (22 декабря 622 года), свидетелем которой он был. К армии Ираклия он присоединился в Дастагерде и с нею совершил путь в Армению, откуда затем и прибыл в свой монастырь в Палестине. – Acta mart. Anast. Persae. ed. Usener. 12, b. 1. 333 Agap. Menb. Patr. Or. VII, 465 (205). Интересно отметить, что Агапий ведет Ираклия из Ганзака не в Феодосиополь, а в селение Фомакин, место остановки Ноева ковчега. 335 См. Адонц . Армения в эпоху Юстиниана. Петербург, 1908; Джавахов. Государственный строй древней Грузии и древней Армении, П-брг. 1905. 337 Nöldeke, Tabari. 386. – Хосров и Широе запрашивали по всем важным вопросам мнение Шахрбараза, а знать, выдвинувшая Ардашира, обошлась без него. 338 По догадке Nöldeke , смерть Широе последовала 15 сентября 628 г. Tabari . 385, п. 6. Новооткрытый источник, Антиох Стратиг , подтвердил эту догадку, стр. 64, 23. 344 N ö ldeke , Tabari,300–303. – Та же версия с некоторыми отступлениями в подробностях сохранена у Агапия Маббугского, пер. Васильева, 461–462 (201–202). Измену Шахрбараза Агапий относит ко времени до сношений Ираклия с хазарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

514 См.: М. Н. Сперанский. . Южно-славянские и русские тексты легенды строительства церкви Св. Софии в Царьграде. — Сборник в честь на Васил Н. Златарски. София, 1925, с. 41—422; В. Д. Смирнов . Турецкие легенды о Святой Софии. СПб., 1898. 515 A. Heisenberg . Die Apostelkirche in Konstantinopel. Leipzig, 1908. 516 O. Dalton . East Christian Art, pp. 77—78. 517 Ch. Diehl . Raverme. Paris, 1907, p. 8, 132. 518 См. статью на эту тему В. Н. Бенешевича: Sur la date de la mosaique de la Transfiguration au Mont Sinai. — Byzantion, vol. I, 1924, pp. 145—172. 519 См.: Ch. Diehl . Manuel d " art byzantin, vol. I, pp. 230—277. 520 Себеос . История императора Иракла. Перевод с армянского К. Пат-канова. СПб., 1862, с. 129. 521 A. Pernine . L " imperatore Eracleo. Firenze, 1905, p. 44; H. Gregoire . An Armenian Dynasty on the Byzantine Throne. — Armenian Quarterly, vol. 1. 1946, pp. 4—21. Он называет весь период с 582 до 713 гг. первой армянской эрой в византийской истории (р. 8). 522 Е. W. В. Brooks . Who was Constantine Pogonatus? — Byzantinische Zeitschrift, Bd. XVII, 1908. SS. 460—462. 523 Не настолько, чтобы воспрепятствовать ему говорить. 524 J. В. Bury. A History of the Later Roman Empire... London 1889 vol. II, p. 354. 525 De expeditione persica, vv. 90—91. 526 G. Ostrogorski . Geschichte des byzantinischen Staates. Munchen, 1940, S. 96. 527 Антиох Стратиг . Взятие Иерусалима персами в 614 г. Перевод с грузинского Н. Я. Марра. СПб., 1909; английский перевод — F. С. Со-певеаге в журнале English Historical Review, vol. XXV, 1910, p. 506. См. также: P. Peeters . La prise de Jerusalem par les perses. — MUSJ, vol. IX, 1923. 528 Н. П. Кондаков . Археологическое путешествие по Сирии и Палестине СПб., 1904, с. 173—174. 529 Возможно, аварское вторжение имело место в 617 году. См. N. Baynes . The Date of the Avar Surprise. — Byzantinische Zeitschrift, Bd. XXI, 1912, SS. 110—128. 530 Хронология Исидора неточна, lsidori Hlspalensis Chronica Majora (PL, t. LXXXIII, col. 1056) — пятый год царствования. Ed. Th. Mommsen. Monumenta Germaniae Historica. Auctorum Antiquissimorum, XI, Chronica Minora, II, p. 479 — шестнадцатый год царствования.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3438...

Евсевий с Харадампом, 31 мая. Евсевий муч. с Неставом, 19 сент. Евсевий пр., 24 сент. Евсевий , пресв., 7 окт. Евсевий диакон муч., 19 окт. Евсевий монах муч. в Тивериополе, 28 нояб. Евсевиот муч., 27 мая. Евсевия с Дорофеем и Кириакою, 26 июля. Евстафий , патриарх констант., 31 мая. Евстафий , священномуч., 7 июля. Евстафий , муч. во Фракии, 20 авг. Евстафий , монах римский, 25 сент. Евстафий , муч. римский, 27 и 28 сент. Евстафий муч., 24 окт. Евстратий муч., 13 июня. Евсузий , 24 дек. Евтихиан муч. со Стратигием, 19 авг. Евтихиан муч., 2 сент. Евтихий муч., 2 сент. Евтихий муч. с Фессалоникою, 19 дек. Евтихия , дочь ап. Филиппа, 4 сент. Евтропий , 19 февр. Евтропия с Леонидом, 25 июня. Евфрасий , еп. ионопольский, 17 июля. Евфрасия или Евфросиния 8 и 14 мар. Евфродисий муч., 31 янв. Евфросиния муч., 25 июня. Евфросин пр., 23 февр. Евфросин муч., 6 марта. Евфалия , 6 мая. Евфасия муч., 12 янв. Евфимиан муч., 23 нояб. Евфимий новый, 4 янв. Евфимий , болгар. патриарх 14 века, без числа. Евфимий серб., без числа. Евфимий , игумен ватопедский, 4 янв. Евфимий муч., 1814 г., 22 мар. Евфимий , пр. чудотворец, 1 апр. Евфимий муч., 1814 г., 1 мая и 21 мар. Евфимий новый, основатель иверского монастыря на Афоне, 13 мая. Евфимий , патр. констант., 5 авг. Евфимий с Неофитом дохиарские, 9 нояб. Ефмимия муч. с Хрисанфом, 4 янв. Евфимия близ Неория, 16 мая. Евфимия с Христофором, 19 и 22 нояб. Еглон пр., 16 авг. Езекия царь, 28 авг. Елеазар муч., 1 авг. Елеазар , сын Аарона, 2 сент. Еиевферий , 1 апр. Еиевферий перс муч., 13 апр. Елевферий , патриарх антиох., с 1012 г., без числа. Елевферия собор близ Ксиролофа, 21 июля. Елен , еп. тарсийский, 23 нояб. Елладий пр., 9 нояб. Елисаветы и Захарии собор, 24 июня. Елисавета , 18 дек. Елиссея пророка пренес. мощей, 20 июня. Емилиан св. отец, 18 янв. Емилиан , 16 мар. Емилиан с Терентием и Викентием, 11 дек. Емилия , бабка Василия, без числа. Еммануил или Мануил муч., 20 мар. Еннафа муч. с Феклою и Марфою, 9 июня. Енос праотец, 1 мар. Енох праотец 1 мар.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АТТАЛИАТ МИХАИЛ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 3 , С. 679 опубликовано: 26 февраля 2009г. АТТАЛИАТ МИХАИЛ - см. Михаил Атталиат , визант. историк. Рубрики: История. Исторические науки Ключевые слова: Историки византийские Атталиат Михаил - см. Михаил Атталиат, византийский историк См.также: АГАФИЙ СХОЛАСТИК (Миринейский) (между 530 и 536 - между 579 и 583), визант. историк и поэт АНТИОХ СТРАТИГИЙ (VII в.), мон. лавры Саввы Освященного ВИКТОР ТУННУНСКИЙ († ок. 567), еп. г. Туннуна (Тоннена) в Проконсульской Африке, лат. хронист ГЕНЕСИЙ условное наименование автора «Истории царей» - произведения, сохранившегося в одной рукописи XI в. б-ки Лейпцигского ун-та Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/76780.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Саввы Освященного лавра» найдены статьи: АНТИОХ СТРАТИГИЙ (VII в.), мон. лавры Саввы Освященного ИОАНН МИНЧХИ груз. гимнограф и мелург (X в.), подвизался в груз. общинах лавры прп. Саввы Освященного и Екатерины вмц. мон-ря на Синае Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Саввы ...

15 Иудеев, которых положил не удостоивать погребения, а выбрасывать вместе с детьми их хищным птицам и зверям, сделаю всех равными Афинянам; 15 иудеев же, ихже хотех ниже погребение сподобите, но птицем зверем на растерзание предати со младенцы, всех их равных афинеом сотворю: 16 святый храм, который прежде ограбил, украшу отличнейшими дарами, священные сосуды возвращу все, и еще в большем количестве, и необходимые для жертв издержки буду производить из моих доходов; 16 храм же святый, егоже прежде ограбих, предобрыми дары украшу, и священныя сосуды много болше вся воздам, и подобающая к жертвам иждивению от своих доходов подам: 17 сверх того, сам сделаюсь Иудеем и, проходя по всякому обитаемому месту, буду возвещать силу Божию " . 17 к сим же и иудеанином быти, и всякое место обитаемо проходити, и проповедати Божию державу имам. 18 Но когда боли нисколько не умалялись, ибо пришел уже на него праведный суд Божий, он, отчаиваясь в себе, написал к Иудеям письмо, имевшее значение мольбы, следующего содержания: 18 Но никакоже престающым болезнем, найде бо нань праведный Божий суд, о себе отчаявся, писа ко иудеом ниженаписанное послание, моления чин имущее, содержащее же сия: 19 " Царь и военачальник Антиох добрым Иудеям-гражданам - много радоваться и здравствовать и благоденствовать. 19 предобрым гражданом иудеом зело радоватися и здравствовати и благоденствовати, царь антиох и стратиг: 20 Если вы здравствуете с детьми вашими и дела ваши идут по вашему желанию, то я воздаю Богу величайшую благодарность, возлагая надежду на небо. 20 аще здравствуете и чада, и (имения) вашя но мысли вам суть, благодарю убо Богу великим благодарением, на небо упование имея: 21 Я же лежу в болезни и с любовью воспоминаю о вашей почтительности и благорасположении ко мне. Возвращаясь из пределов Персии и подвергшись тяжкой болезни, я за нужное почел позаботиться об общей безопасности всех. 21 аз же в немощи лежащь, вашу честь и благоприятство воспоминах любезно: возвращаяся от персидских мест и впад в болызнь тяжку, нужно возмнех попечение возимети о общем всех утверждении:

http://drevo-info.ru/articles/11061.html

13. Вернулся тогда из плена и юноша Василий. Пленен он был при императоре Льве и Михаиле Аморийце 1010 , а вернулся при императоре Феофиле, когда ему было 25 лет 1011 . Возвратившись же в свою землю, он поступил на службу к стратигу Македонии по прозвищу Цандз, но, не получив от него никакой платы, пришел в Город, к Золотым воротам. Войдя, он, уставший от путешествия (а было воскресенье, и солнце клонилось к закату), прилег в галерее Святого Диомида, ведь тогда эта церковь была соборной 1012 , и был в ней пономарь по имени Николай. 14. В эту ночь божественный голос позвал пономаря: «Встань, введи в храм императора». Тот, поднявшись, не нашел никого, кроме этого самого Василия, лежащего как нищий, и, вернувшись, упал на свою постель. И вот снова второй раз пришел к нему такой же голос. Он, выйдя, осмотревшись и никого не найдя, вернулся, закрыл ворота и лег. И тотчас некто ткнул его мечом в бок со словами: «Это и есть император!» Тогда, быстро выйдя в трепете и найдя Василия с сумой и посохом, он ввел его внутрь церкви. На второй день, отправившись с ним в баню, он переодел его и, придя в церковь , устроил братотворение, и они радовались друг с другом. 15. А у этого Николая был брат врач, который служил у Феофилицы. Придя по случаю к своему брату, врач увидел Василия и, поразившись его росту и отваге, спросил брата, откуда он. А тот рассказал ему обо всём и попросил хранить тайну. Когда врач сидел за столом с Феофилицей, и тот рассуждал про себя: «Не могу я найти подходящего человека для своих коней», врач встал и сказал своему господину об отваге Василия и то, что «он такой, какого ты желаешь и ищешь». Тогда тот, послав, быстро призвал его. И вот, увидев, что у него кудри и большая голова, он прозвал его Кефала 1013 и поручил ему ухаживать за своими конями. Таким вот образом, как было сказано, по этой самой причине он и передал его императору Михаилу. Досюда о возрастании Василия. 16. Император же, введя Василия, сказал своей матери с радостью: «Ступай, посмотри, мать, какого молодца я нынче заполучил». Она же, выйдя и увидев его, повернулась и сказала своему сыну: «Это, сын мой, тот, кому предстоит уничтожить наш род». Но он нисколько не поверил своей матери, сказавшей такое, и даже не стал слушать ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Античные колонны и архитравы, львы, орлы и кентавры в украшавшей стены лепнине (теперь фрагменты ее расставлены в качестве экспонатов по аллеям), вперемежку с традиционными иудаистическими символами: семисвечником, виноградной гроздью, колесницей с Ковчегом Завета, – типичная картина эллинистического, греко-восточного синтеза. Он отразился и в Евангелиях, написанных по- гречески и пронизанных «арамеизмами» – узнаваемыми приметами живого арамейского языка Спасителя и его апостолов. В 1968 г. с ювелирной точностью, чтобы не повредить памятника, археологами было заложено шесть стратиграфических траншей внутри и вне синагоги. Оказалось, что она построена на высоком искусственном цоколе. Пропорционально уклону местности глубина фундамента варьируется от 1 до 4 м. Найденные монеты и фрагменты керамики заставляют датировать здание второй половиной IV в. – временем Юлиана Отступника, поощрявшего, в пику христианам, иудейское культовое строительство. Школа (бет-мидраш), занимающая восточную часть комплекса, была пристроена в начале V в. Внутри две колоннады – нижняя коринфского, верхняя дорического ордера. Двери главного входа обращены, по традиции, к Иерусалиму – в данном случае прямо на озеро. Можно представить себе, как великолепно смотрелось здание с озера – возвышавшееся над грудой темных домиков, блистающее белизной, – когда возвращались домой с уловом капернаумские рыбаки. И среди них Симон, сын Ионин, брат Андрея Первозванного (впоследствии Петр – «Камень»). Он жил с семьей (женой и тещей) в таком же, как у всех, маленьком доме неподалеку от синагоги. ...В один из первых своих дней в Капернауме, в субботу, Иисус вошел в синагогу и учил. И дивились Его ученики, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники ( Мк. 1, 21–22 ). Но был в синагоге человек, одержимый нечистым духом. Услышав голос Христа и узнавая в нем Сына Божия, бес, мучивший человека, вскричал: «Оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий!» Но Спаситель запретил ему, сказав: «Замолчи и выйди из него!»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Античные колонны и архитравы, львы, орлы и кентавры в украшавшей стены лепнине (теперь фрагменты ее расставлены в качестве экспонатов по аллеям), вперемежку с традиционными иудаистическими символами: семисвечником, виноградной гроздью, колесницей с Ковчегом Завета, – типичная картина эллинистического, греко-восточного синтеза. Он отразился и в Евангелиях, написанных по-гречески и пронизанных «арамеизмами» – узнаваемыми приметами живого арамейского языка Спасителя и Его апостолов. В 1968 г. с ювелирной точностью, чтобы не повредить памятника археологами, было заложено шесть стратиграфических траншей внутри и вне синагоги. Оказалось, что она построена на высоком искусственном цоколе. Пропорционально уклону местности глубина фундамента варьируется от 1 до 4 метров. Найденные монеты и фрагменты керамики заставляют датировать здание второй половиной IV в. – временем Юлиана Отступника, поощрявшего, «в пику» христианам, иудейское культовое строительство. Школа (бет-мидраш), занимающая восточную часть комплекса, была пристроена в начале V в. Внутри две колоннады – нижняя коринфского, верхняя дорического ордера. Двери главного входа обращены по традиции к Иерусалиму – в данном случае, прямо на озеро. Можно представить себе, как великолепно смотрелась она с озера – возвышавшаяся над грудой темных домиков, блистающая белизной, – когда возвращались домой с уловом капернаумские рыбаки. И среди них Симон, сын Ионин, брат Андрея Первозванного (впоследствии Петр – «Камень»). Он жил с семьей (женой и тещей) в таком же, как у всех, маленьком доме, неподалеку от синагоги. ...В один из первых Своих дней в Капернауме, в субботу, Иисус «вошел в синагогу и учил. И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Но Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?» ( Мк. 1:21–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Дело в том, что в самом Израиле в последнее время всё чаще стали звучать идеи переоценки библейской истории. Так, историки из Тель-Авивского университета, именуемые минималистами, заявили изумлённой общественности, что, оказывается, Объединённого израильского царства Давида и Соломона в природе никогда не существовало, что это всего лишь «историософская выдумка», не подтверждённая никакими доказательствами! Участвуя в археологических работах на самом, кажется, масштабном в Израиле раскопе Ханион Гивати, я обращал внимание на то, что здесь, в Иерусалиме, среди стратиграфических слоёв нет ничего, что бы нам могло сообщить о временах монархов Давида и Соломона. Этого культурного слоя просто нет: он «сбрит» более поздними постройками. Есть Иерусалим более ранний, есть более поздний, а вот культурный слой X века до Р. Х. просто отсутствует. И вот когда в июне 2001 года мир облетело сообщение, что в распоряжение учёных попал уникальный памятник с надписью, выполненной на древнееврейском языке финикийскими буквами, — это было чудом! Ведь текст эпиграфического памятника сообщал о проведении реставрационных работ в Иерусалимском Храме при царе Иоасе! Сам царь Иоас, согласно библейскому контексту, был сыном иудейского царя Охозии, царствовавшего в Иудее с 840 по 801 год до Р. Х. Стела царя Иоаса В стеле царя Иоаса, которая приковала внимание всего научного мира, речь также шла о реконструкционных работах, которые должны были обновить Иерусалимский Храм. В чём заключалась уникальность памятника, упоминавшего царя Иоаса? Текст новообретённой стелы фактически дублировал Священное Писание. «Я, Иоас, сын Охозии, царь земли Иудиной, когда исполнена была клятва каждого на земле отмерить щедро серебра в священный дар... Я восстановил строение и исправил повреждения в Храме и на стенах вокруг» — гласил текст стелы царя Иоаса. В 12-й главе 4-й книги Царств в действительно описывается сбор средств, инициированный царём Иоасом: И сказал Иоас священникам: всё серебро посвящаемое, которое приносят в дом Господень, серебро от приходящих, серебро вносимое за каждую душу по оценке, всё серебро, сколько кому приходит на сердце принести в дом Господень, пусть берут священники себе, каждый от своего знакомого, и пусть исправляют они повреждённое в Храме, везде, где найдётся повреждение (4 Цар. 12, 4–5).

http://pravoslavie.ru/71531.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010