…Все еще дыша ненавистью к благочестию, Константин надругался над святыми назарейскими схимниками. Так, устроив конские состязания, он приказал некоторых из них выпустить на середину театра и каждому вести за руку женщину – монахиню. Зрители бросали им всевозможные оскорбления, плевали в них, как это обычно делает беспорядочная чернь. Так дважды прошли они тот беззаконный, постыдный путь 75 . После этого Константин по ложному доносу подвел некоторых мужей, занимавших значительные должности, под тяжелейшее обвинение в том, будто они пытались отнять у него власть. Среди них был Антиох, доставлявший царю донесения об общественных делах (придворные называют эту должность логофетом дрома) 76 , Феофилакт, патрикий и стратиг, и еще несколько царских щитоносцев и телохранителей, кроме них и другие. В скором времени, устроив те же состязания, царь повелел вывести на ристалище закованных в цепи, а на другой день осудил на смерть братьев Константина и Стратегиона; он приказал отсечь им головы в так называемом городском Кинигии 77 , а у других вырвать глаза. Днем позже царь взял клятву с некоторых родственников Константина, патриарха Византия, в том, что они придумают против него обвинение, и во всеуслышание уличил, будто от него слышали обо всех замыслах Антиоха и Феофилакта. И тотчас отправил Константина в Иерию – так назывался царский дворец, расположенный напротив Византия, к юго–востоку; патриархом же он назначил евнуха Никиту, пресвитера церкви святых Апостолов. Все это происходило в августе месяце четвертого индиктиона. Через некоторое время царь посылает за Константином, и его приносят на закрытых носилках в храм. Вместе с тем к нему присылают одного из царских нотариев, доставившего письменное обвинение против него. Это обвинение нотарий зачитывает вслух перед собравшимся там народом, при каждом пункте обвинения ударяя Константина по голове. И, подняв его на амвон, бьют розгами, а новый патриарх перед алтарем читает эти обвинения. А на следующий день, устроив обычное конское состязание, царь приказывает ему сесть на осла, привязать седло задом наперед и так влачить его под ругань и плевки всего народа. А вскоре после этого царь повелел отсечь Константину голову в городском Кинигии и пронести ее поднятой вверх в так называемом Милии; тело же его приказал тащить на тростниковых веревках по главной улице города и бросить в рвы, называемые Пелагийскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

509       Ипполит. Толкование Песни песней: Груз. текст по рукописи X в./Пер. с арм. Н. Марра. СПб., 1901. (Тексты и разыскания армяно-грузинской филологии, 3). 510       Материалы экспедиции в большинстве своем были утрачены в 1917–1918 гг., поэтому анийские публикации Марра получили значение первоисточника. Многие работы Марра, посвященные средневековому Ани, сохраняют свое научное значение по сей день (О раскопках и работах в Ани летом 1906 г.//Тексты и разыскания по армяно-грузинской филологии. Т. Х. СПб., 1907; Ани. Ер., 1939; Ани: Книжная история города и раскопки на месте городища. М.; Л., 1934). 511       Вишáпы – мифические существа, распространенные в мифологиях стран Армянского нагорья и Передней Азии. Каменные статуи вишапов достигали пяти метров в высоту и имели форму рыб или, реже, растянутой на кольях шкуры быка. Их датируют доурартским временем (по крайней мере, начало I тыс. и даже II тыс. до н.э). Н.Я. Марр вместе с Я.И. Смирновым стали в 1909 г. первооткрывателями вишапов для науки. 512       Н.Я. Марр был энергичным и талантливым организатором науки. Когда в начале XX в. его усилия, направленные на основание университета на Кавказе, оказались безуспешными, он сконцентрировал свое внимание на создании научно-исследовательских центров – Анийского музея древностей, Кавказского историко-археологического института, Института языка и мышления. 513       См.: Миханкова В.А. Николай Яковлевич Марр: Очерк его жизни и научной деятельности. 3-е изд. M.; J1., 1949; Абаев В.И. Н.Я. Марр (1864–1934): К 25-летию со дня смерти//Вопр. языкознания. 1960. 1; Тройский И.М. Сравнительно-исторические исследования//Теор. проблемы советск. языкознания. M., 1968; Гухман М.М. Типологические исследования//Там же. 514       См., в частности: Мнимое географическое название Еротастак в Истории Агафангела//Зап.-вост. отделения Имп. Рус. археол. об-ва. Τ. IX. СПб., 1894; Крещение армян, грузин, абхазов и аланов святым Григорием (арабская версия)//Там же. Τ. XVI. Вып. II, III. СПб., 1905 (рец.: Харлампович Κ. II Христ. чтение. 1907. 1); Описание старинных армянских рукописей и печатных книг из архива армяно-католической церкви св. Николая в Каменце-Подольском//Отчет Имп. Публичной б-ки за 1891 год. СПб., 1894; Грамматика древнеармянского языка. Этимология. СПб., 1903; по поводу армянской халкидонитской литературы см.: Антиох Стратиг. Пленение Иерусалима в 614 г./Груз. текст иссл., пер., изд. и арабск. извлечение приложил Н. Марр. СПб., 1909; Аркаун: монгольское название христиан в связи с вопросом об армянах-халкидонитах//Виз. временник. 1906. Τ. XII; Кавказский культурный мир и Армения//ЖМНП. 1915. Т. LVII; Армянская культура: Ее корни и доисторические связи по данным языкознания. Ер., 1990; К вопросу о задачах арменоведения//Марр Н.Я. Избр. работы. Τ. I. Этапы развития яфетической теории. Л., 1933; Книжные легенды об основании Куара в Армении и Киева на Руси//Там же. Τ. V. Этно- и глоттогония Восточной Европы. M.; J1., 1935; и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Имп. Ираклий после возвращения, будучи удовлетворен восстановлением Иерусалима, утверждает Модеста патриархом Святого rpaдa (Flusin 1992. Т. II. Р. 17), хотя вернуть былое величие разрушенным постройкам и восстановить в полной мере богослужение при Святом Гробе он был не в состоянии. Другая сторона деятельности Модеста была связана с тенденцией монахов покидать пустыни и скрываться в городах и их окрестностях (см. PG 89,1425А). Монастырь Хозива после колебаний был занят вновь, как это видно из текста жития (гл. 35), – игумен, возвратившийся из Аравии с несколькими монахами, поселился в гостинице монастыря в Иерихоне, и только по настоянию братии возвратился в монастырь. В случае же оставления монахами обители монастырская жизнь в ней часто уже не восстанавливалась. Модест пытался противостоять этой тенденции, заботясь о том, чтобы часть монахов вернулась в пустыню. Определенных результатов он достиг: Большая лавра, а также и другие монастыри стали вновь обитаемы. Модест, по слухам, скончался от яда 17 декабря 630 г. Место Иерусалимского патриарха оставалось вакантным до избрания св. Софрония в 634 г. (Антиох Стратиг 1909. С. 66.3–5; Flusin 1992. Т. И. Р. 141–142; 176). Память «Модеста, воссоздавшего Иерусалим» празднуется Иерусалимской церковью в вербную пятницу, вместе с Иоанном Muлocmubым (Garimme 1958. Р. 186–187), а согласно палестино-грузинскому календарю – 17 и 18 дekaбpя (Garimme 1958. Р. 110–111). 18 . ...отрекшись от врага, и всякого служения ему, и всей гордыне его, и всех дел его – Чин отречения ( πταξις) от диавола и сочетания ( σνταξις) Христу, включающий эту формулу, содержится уже в древнейшем евхологии Барберини (Barberini Sancti Marci), отражающем константинопольскую доиконоборческую практику. В этот евхологий он списан в Италии с подлинника времен св. патр. Германа (около 730 г.). Вот текст этого чина: «После «Аминь», соблечену и отрешену [без обуви] крещаемому, обращает его [, если взрослый он,] священник на запад, горе руци имуща и глаголет трижды: «Отрицаюсь сатаны, и всех дел его, и всего служения ему, и всех ангелов его, и всей гордыни его " » (Арранц 1979.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

496. К критике свидетельства Иосифа Флавия о Христе. М.Д. Муретов. 1903, III, 9, 77–87. 497. Ветхозаветный профетизм, как основная, типическая черта библейской истории Израиля. Пробная лекция. А.И. Покровский. 1908, I, 4, 764–793. 498. Библейский профетизм и языческая мантика. А.И. Покровский. 1909, III, 9, 146–165; 10, 213–228. 499. Сокровища ветхозаветного храма. (Библейско-историческая справка). Д.И. Введенский. 1911, III, 11, 462–477. 500. Речь пред защитою магистерской диссертации: «История Иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903». Иером. Иосиф. 1903, III, 10, 298–304. 501. Магистерский диспут и.д. доцента Академии Иеромонаха Иосифа. (История Иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия. Свито-Троицкая Сергиева Лавра, 1903). 1903, III, 10, 305–330. 502. Антиох Стратиг. Пленение Иерусалима Персами в 614 г. Грузинский текст исследовал, издал, перевел и арабское извлечение приложил Н. Марр. (Тексты и разыскания по Армяно-Грузинской филологии. Кимга IX. Спб., 1909). С.Л. Авалиани. 1909, III, 11, 498–502. 15. Общая Церковная История 503. О нашем символе веры . (Рассмотрение и решение ученым протестантом одного важного в истории православия вопроса, с присовокуплением нового пересмотра того же вопроса). (Prof. W. Schmidt. Zur Echtheitsfrage des Nicaeno-Constantinopolitanum. Neue Kirchliche Zeitschrift 1899, Heft 12). А.П. Лебедев. 1902, I, 1, 40–66; 2, 266–298. 504. Несправедливая укоризна. Письмо в редакцию (по поводу статьи проф. А.П. Лебедева . О нашем символе веры ). Еп. Аксайский Иоанн. 1902, I, 3, 638–640. —45— 505. Старокатолическое общество в Праге. (Письмо в редакцию). Диакон А. Вознесенский. 1902, I, 2, 348–365. 506. Страстная Седмица и Светлое Воскресение в Риме (Из «Поездки в Рим»). В.А. Соколов. 1902, I, 3, 458–507. 507. Поездка в Рим. В.А. Соколов. 1902, I, 4, 693–722; II, 5, 87–111. 508. Из церковной жизни православных славян. Г.А. Воскресенский : а) Болгария. 1902, I, 3, 562–595; 1903, II, 5, 151–177. б) Королевство Сербия. Старая Сербия и Македония. Черногория. Митрополия Карловицкая. 1902, II, 7–8, 535–566.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

VII век принес христианам Палестины невиданные ранее бедствия. В ходе продолжительной византийско-персид. войны (602-628) персы на нек-рое время овладели большими территориями на Ближ. Востоке (Сирией, Палестиной, Египтом, частью М. Азии). В кон. 613 г. персид. армия полководца Шахрбараза, продвигаясь из Сирии на юг, овладела Кесарией Палестинской и рядом др. приморских портов. В нач. весны 614 г. Шахрбараз подошел к Иерусалиму и предложил жителям сдать город. Горожане во главе с патриархом Захарией согласились при условии сохранения их жизни и имущества, и в Иерусалим был введен персид. гарнизон. Однако затем последовали восстание части населения и резня персов. 15 апр. город был осажден персами и вскоре взят штурмом; население подверглось избиению. Большинство оставшихся в живых, в т. ч. патриарх Захария, были уведены в плен и расселены в Персидской Месопотамии; храм Гроба Господня был сожжен; мн. храмы и святыни сильно пострадали и впосл. более не восстанавливались. В Персию, ко двору шаха Хосрова II, были отправлены сокровища и церковные реликвии, в т. ч. Животворящее Древо Креста Господня ( Антиох Стратиг. 1909; Chron. Pasch. P. 704-705; Antonius Chozibita. 1888. P. 129-130; Себеос. 1862. С. 91; Chron Edess. P. 21-23; Theoph. Chron. P. 300-301). Две христ. реликвии, Св. копье и Св. губка, были вывезены из Иерусалима в К-поль и положены в соборе Св. Софии (Chron. Pasch. P. 705). Вместе с Иерусалимом были разорены все мон-ри. Насельники большинства монастырей в окрестностях Иерусалима бежали в Заиорданье и Сиро-Аравийскую пустыню. Те, кому не удалось спастись в пустыне, погибли; их тела лежали непогребенными долгое время. Оставшаяся братия лавры св. Саввы 2 года жила в мон-ре аввы Афанасия и опасалась возвращаться в свою обитель. Братия мон-ря Хозива во главе с игум. Дорофеем жила в странноприимном доме в Иерихоне, в то время как прп. Георгий Хозевит переселился в Иерусалим, хотя затем воссоединился с братией и решил вернуться в лавру ( Antonius Chozibita. 1888. Р. 129-134; Antiochus Sabbaita. Epistola ad Eustathium//PG. 89. Col. 1424-1425; Читти. 2007. С. 254-255).

http://pravenc.ru/text/293788.html

Раскопки дома римского времени (Археологический музей Воль) В нач. весны 614 г., в ходе продолжительной византийско-персид. войны (602-628), персид. армия полководца Шахрбараза подошла к И. При известии о приближении персов мн. жители сельской местности укрылись в окруженном мощными стенами И. Оставшись без помощи разбитой визант. армии, жители не имели надежды отстоять И. и согласились сдать город персам при условии сохранения их жизни и имущества. Договор с Шахрбаразом заключил патриарх Захария Иерусалимский. В город был введен персид. гарнизон. Однако часть населения И. была настроена к персам враждебно, обвиняла патриарха Захарию в измене, и вскоре в И. произошло восстание, в ходе к-рого персид. отряд был перебит, а патриарх Захария, видимо под угрозой расправы, прервал отношения с персами. Во время восстания была вырезана иудейская община города, приветствовавшая установление власти персов. 15 апр. город был осажден персами и 5 мая взят штурмом. Персы и поддерживавшие их иудеи в течение 3 дней избивали христ. население и грабили город. В источниках приводится различное число людей, погибших от рук завоевателей: 17 тыс. чел. по Себеосу ( Себеос, еп. История имп. Иракла. Гл. 24/Изд.: К. П. Патканов. СПб., 1862), от 37 до 66 тыс. чел. по явно преувеличенным данным Антиоха Стратига ( Антиох Стратиг. Пленение Иерусалима/Изд.: Н. Я. Марр. СПб., 1909. С. 58-63). Многие из оставшихся в живых, в т. ч. патриарх Захария, были уведены в плен и расселены в персидской Месопотамии. Храм Гроба Господня был сожжен, мн. храмы и святыни сильно пострадали и впосл. более не восстанавливались, сокровища и церковные реликвии, в т. ч. Животворящее Древо Креста Господня, были отправлены ко двору шаха Хосрова II (Там же; Chron. Pasch. P. 704-705; Antonius Chozibita. Vita S. Georgii Chozibitae/Ed. C. Houze//AnBoll. 1888. Т. 7. P. 129-130; Себеос. 1862. Гл. 29; Chron. Edess.; Theoph. Chron. P. 300-301). Две христ. реликвии, Св. копье и Св. губка, были вывезены из Иерусалима в К-поль и положены в соборе Св. Софии (Chron. Pasch. P. 705).

http://pravenc.ru/text/293782.html

Я же прославил Бога за то, что женщины одолевают и попирают врага. Сказал старец о душе, желающей покаяться. В некоем городе, – говорит, – была одна красивая блудница, и было у нее много друзей. Один вельможа, придя к ней, сказал: «Обещай мне отныне быть целомудренной, и я возьму тебя в жены». И она обещала. И взяв ее, он отвел ее в свой дом. А друзья ее искали ее и говорили: «Такой-то вельможа взял ее в свой дом. Итак, если мы войдем к нему через парадный вход, и он узнает об этом, то накажет нас. Но лучше давайте пойдем на задворки дома, и посвистим ей, а она, узнав звук свиста, спустится к нам, и мы окажемся невиновными». И вот она, услышав свист, заткнула уши, и убежала во внутренние покои, и затворила двери. Старец же говорил, что блудница – это душа, а друзья ее – страсти и люди, а подзывающие ее свистом – это лукавые бесы; душа же всегда прибегает ко Господу. Использованная литература Du Cange Ch.  Glossarium ad scriptores mediae et infimae graecitatis. Vratislavae, 1898. Lampe G. W. H. (ed.).  A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1961. Liddell-Scott  =A Greek-English Lexicon/Compil. by H. Liddell and R. Scott, rev. and augm. by H. Jones. Oxford, 1996. Sophocles E. A.  Greek Lexicon of the Roman and Byzantine Periods. New-York, 1957. Suidas.  Lexicon/Ed. A. Adler. Leipzig, 1928–1935. Thesaurus Graecae Linguae/Ed. B. Hase, G. Dindorf, L. Dindorf. Paris, 1831–1865. Du Cange Ch.  Glossarium ad scriptores mediae et infimae Latinitatis. Niort, 1883–1887. Niermeier J. F.  Mediae Latinitatis Lexikon Minus. Leiden, 1976. Антиох Стратиг.  Пленение Иерусалима персами в 614 г./Изд. Н. Марр. СПб., 1909. (Тексты и разыскания по грузинской филологии. Кн. IX) [греч. текст: PG 86/2, 3236–3268. Лат. перевод груз, версии см.: Garitte 1960] Афанасий 1903  =Житие преподобного отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах//Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великаго , архиепископа Александрийскаго. Т. Ш. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1903. С. 178–250 [греч. текст: PG 26, 835–976]. Василий Великий 1901  =Творения иже во святых отца нашего Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийския. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. V.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Brother Mark, A Perfect Qur’an, 1999 Catholic Encyclopaedia, New York, 1911 Ein früher Koranpalimpsest aus San " á (DAM 01 –27.1). Teil III: Ein nicht – «utmanischer Koran» in: Markus Groß/Karl-Heinz Ohlig (Hg.), Die Entstehung einer Weltreligion I. Von der koranischen Bewegung zum Frühislam, INARAH Schriften zur frühen Islamgeschichte und zum Koran, Band 5, Berlin/Tübingen 2010 George Ricker Berry, The Interlinear literal Translation of the Greek New Testament. 1897 J.D. Douglas, The New Greek-English Interlinear New Testament. Wheaton, Illinois: Tyndale House Publishers, 1990 Jeffery, A. Materials for the History of the Text of the Qur " an. AMS Press, New York, United States of America. 1975 Majumdar, R. C.: «Evolution of Religio-Philosophic Culture in India», in: Radhakrishnan (CHI, 1956) Maloney, George A. Hymns of Divine Love. Dimension Books,1976 Martin Lings and Yasin Hamid Safadi, The Qur’an, 1976 Novum testamentum graece. Deutsche biblegesellschaft, Stuttgart 1898 Salmon V., The Fourth Gospel. A History of the Textual Tradition, Collegeville (Minn.), 1976 Аверкий (Таушев) , архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954 Анафема, или Торжество Православия, совершаемое ежегодно в первый воскресный день великого поста. (Три письма к другу). Составил Быстротоков А.А.. – СПб., 1863. Архимандрит Киприан (Керн) . О часе смертном. М., 1990 Анналы. Малые произведения. Научно-изд. центр «Ладомир», М., 1993 Антиох Стратиг. Пленение Иерусалима персами в 614 г. СПб., 1909 Б. Мецгер. Текстология Нового Завета. – М.: ББИ, 1999 Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник/Автор-сост. профессор В.Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005 Белоусов Л.В. Основы общей эмбриологии. М.: «Наука». 2005 Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994 Блаженный Феофилакт Болгарский . Благовестник, или Толкование блаженного Феофилакта Болгарского на святое Евангелие. T.1. Лепта-Пресс, 2005

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Дед его крестился ради карьеры, и стал доверенным лицом папы Льва IX (в честь которого и получил имя), а после – Григория VII. Отец будущего папы, Пьерлеоне (Пьетро, сын Льва) имел уже славу богатейшего олигарха Рима. Ему принадлежал замок у театра Марцелла (Teatro di Marcello), замок Св. Ангела (который подарил ему Урбан II), остров на Тибре, где располагалась главная резиденция рода, а также огромный комплекс строений на западных склонах Капитолия, и многочисленные склады, лавки и магазины Двух своих сыновей Пьерлеоне подготовил для светской и духовной карьеры. Первый сын пытался получить должность префекта Рима, но проиграл. Второй же, с детства вращаясь в кардинальских кругах, не подвёл. Пьетро обучался в Париже у Абеляра, позднее, по проекции отца был возведён папой Пасхалием II в ранг кардинала-диакона, исполнял должность папского легата во Франции и Англии. Папский престол Пьетро Перлеоне получил путем фактического захвата власти. За день до этого конкурирующая партия кардиналов, опасающаяся еврея на папском престоле, уже избрала папу Иннокентия II. Таким образом, восьмилетний понтификат этого «рыкающего льва иудейского», по выражению его врага, Бернарда Клервоского, вылились в очередной раскол папства, хаос, и новую череду «антипап». Пьерлеоне обвиняли в бесконечных подкупах римской знати, ограблении римских церквей, раздаче христианских богатств евреям, симонии и аморальном поведении. Впрочем, мнения, как всегда, разделялись на антисемитов и тех, кому папа щедро платил. Но, так или иначе, пророчество Павла и позиция Бл. Августина защитили евреев. Просвещенная Римская церковь пользовалась услугами еврейских финансистов, и всегда вставала на защиту евреев от традиционных стихийных народных выражений «любви». См. Б. Деревенский, «Книга об Антихристе» Антиох Стратиг сообщает в своем в «Пленении Иерусалима»: «недобрые иудеи обрадовались, увидев, что христиане отданы в руки врагов, и задумали злую мысль, так как значение их у персов было велико за их предательство.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/06/chelov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОДЕСТ Свт. Модест, патриарх Иерусалимский. Роспись в парекклисионе ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Свт. Модест, патриарх Иерусалимский. Роспись в парекклисионе ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. [Греч. Μδεστος] († 18.12. 630/1), свт. (пам. 18 дек.), патриарх Иерусалимский (не ранее 21 марта 630). Сведения о деятельности М. в период персид. оккупации Палестины (614-630) сохранились в неск. визант. источниках нач. IX в. («Краткая история» свт. Никифора I , патриарха К-польского, «Хронография» прп. Феофана Исповедника ) и в сочинениях современника М. Антиоха Стратигия , насельника лавры прп. Саввы Освященного: в послании к мон. Евстафию, а также в «Повествовании о взятии Иерусалима персами», сохранившемся в груз. переводе. Еще одним греч. источником является Похвальное слово прмч. Анастасию Персиянину (BHG, N 86), авторство которого приписывалось Георгию Писиде († между 631 и 634) или свт. Софронию I , патриарху Иерусалимскому († 638). Кроме того, важными источниками сведений являются армянские («История императора Ираклия» еп. Себеоса (VII в.), «История рода Арцруни» Товмы Арцруни (IX-X вв.)) и арабские («Хроника» Евтихия († 940), патриарха Александрийского) исторические сочинения. К моменту персид. вторжения в Палестину М. был настоятелем киновии св. Феодосия в Иудейской пустыне. Как свидетельствует мон. Антиох Стратигий, в результате разрушения персами лавры прп. Саввы Освященного было убито 44 насельника. М. захоронил их и вновь собрал скрывавшуюся в пустыне братию. После взятия Иерусалима персид. военачальником Шахрбаразом (май 614) и пленения патриарха свт. Захарии М. стал «блюстителем Апостольского престола» (φλαξ το αποστολικο θρνου - Vita sancti Anastasii//PG. 92. Col. 1688) и восстановил многие церкви Иерусалима, разграбленные персами при участии местных иудеев (Epistula Antiochi monachi//PG. 89. Col. 1425-1428). В частности, в 615 г. под рук. М. были восстановлены мартирий и ротонда Воскресения Христова (см. в ст. Гроба Господня (Воскресения Христова) храм в Иерусалиме ). М. также заново отстроил храм Вознесения Господня на Елеонской горе . По всей видимости, это стало возможным уже после 622 г., когда на фоне первых военных успехов имп. Ираклия (610-641) в ходе большого Восточного похода (622-628) шаханшах Хосров II (590-628) был вынужден перейти к политике относительной терпимости в отношении правосл. Церкви ( Sauget. 1967). На деятельность по восстановлению церквей, а также для широкой благотворительности, адресованной палестинским христианам, М. получал средства от свт. Иоанна V (III) Милостивого , патриарха Александрийского (610-619/20), а позднее и от имп. Ираклия, к-рый передавал на нужды Иерусалимской Церкви налоги, собираемые с Дамаска.

http://pravenc.ru/text/2563916.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010