И как прежде Господь, тяжкими ударами поразив фараона, чудесно сохранил Сару для супруга,  так и Феописту он сохранил ее мужу нетронутой и не узнавшей беззаконного смешения, покарав варвара смертью. Когда этот злодей, как он того заслуживал, умер, Феописта безопасно могла оставаться там, куда он ее увез. Но это было еще скрыто от Евстафия, чтобы вперед он получил иное, малое утешение. Но смотри, что будет дальше. Во времена те варварское племя, среди которого жила Феописта, нарушило союз с римлянами, напало на их землю и, захватив богатую добычу,  без урона возвратилось назад. Случившееся внушило великую тревогу тому, кто владел тогда скипетром Римской державы. Решив защитить римлян, он вспомнил тут о человеке, который мог достойно вести войну. Это был Евстафий. И вот, не медля, Траян, ибо Траян правил тогда Римской державой, посылает на его розыски. Он велел искать Евстафия во всякой земле и во всяком городе, а нашедшим была назначена немалая награда. Многие для этого рассеялись по всем углам земли. Два мужа, они звались Акакий и Антиох, которые были слугами Евстафию, пока он был стратигом, и несли воинскую службу, и лучше других знали этого мужа, совершив долгий путь, с помощью Божией, приходят в деревню, где Евстафий питался от трудов рук своих, исполняя всякую сельскую работу. Когда они к нему приблизились, ни по одной черте не могли узнать его, ибо облик Евстафия изменили постоянные горести и из-за великого того страдания поступь его была неверной, а лицо печальным. Простота и бедность его одежды тоже не позволили им узнать этого мужа, среди многих знаменитого и не имеющего себе равных. Евстафий, хотя и не узнанный, узнал пришедших. Когда он увидел известных ему людей, сердце у него сильно забилось, и снова он вспомнил прошлое, и улегшееся уже страдание оживилось. Однако стойкий этот муж овладел собой, скрепив сердце, терпел и молчал, чтобы оказаться победителем не только врагов, но и своих страстей. Акакий и Антиох еще не слышали его голоса и только спрашивали всех, не видел ли кто-нибудь из них такого человека, всячески стараясь найти Евстафия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

(VI-VII вв.), прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов , в подвиге просиявших; пам. греч. 24 дек.), писатель. Род. в с. Медосага (близ Анкиры, Галатия). Принял постриг в Атталинском мон-ре в Анкире, затем перешел в лавру прп. Саввы Освященного близ Иерусалима, где и подвизался до своей кончины. Как и др. савваитский монах, Антиох Стратигий , прп. А. был свидетелем персид. вторжения в Палестину (614), но гипотеза об их тождестве не получила признания. По просьбе игумена Атталинского мон-ря Евстафия А. составил «Пандект Священного Писания» (Πανδκτης τς γας γραφς). Этот справочник был предназначен для монахов, лишившихся в результате нашествия персов возможности пользоваться монастырской б-кой. Он включает 130 глав, каждая из к-рых представляет собой тематическую подборку выдержек из Свящ. Писания, перемежающихся со святоотеческими поучениями и молитвами (напр., о Царствии Небесном, о молитве, о посте и т. д.). В составе «Пандекта» до наст. времени дошли фрагменты утраченных сочинений древних отцов Церкви ( Поликарпа Смирнского, Климента Римского ). В X в. труд А. был переведен в Болгарии на старослав. язык. На Руси (в меньшей степени у юж. славян) он был весьма популярен (древнейший список: ГИМ. Воскр. 30, XI в.; значительная часть текста входит в сб. кон. XII - нач. XIII в.- РГБ. Троиц. 12; старшие серб. списки 1-й пол. XIV в.: Хиландарь, 475; Вена, Нац. б-ка. Slav. 12; списки XV-XVI вв. многочисленны). Многие поучения из него попали в состав Пролога , молитва из гл. 19 вошла в чин повечерия («                      »), молитвы из гл. 84 и 85 - в число молитв, читаемых после кафизм (3-я и 12-я) Псалтири. На основе «Пандекта» А. составлено послание «Некоего отца к духовному сыну» Иакова Черноризца ростовскому кн. Димитрию Борисовичу (XIII в.). Гл. «О пьянстве» оказала значительное влияние на многочисленные древнерус. поучения. А. приписывается также вечерняя молитва «      ». В ряде греч. синаксарей под 24 дек. отмечена память А.: ГИМ. Син. греч. 354. Л. 177, 1295 г. ( Владимир (Филантропов). Описание. С. 531).

http://pravenc.ru/text/115742.html

Местные же арабские племена, до сих пор связанные с византийской властью договоренностями, почувствовав ее ослабление и наступивший хаос, стали нападать на жителей этой богатой византийской провинции, начались грабежи. Арабы грабили и монастыри, в том числе захватили и Лавру святого Саввы: «В Великую Лавру преподобного Саввы мародеры ворвались за неделю до падения Иерусалима. Иноков, не пожелавших покинуть обитель (таких было сорок четыре), мучили в течение многих дней, пытаясь выведать, где хранятся сокровища, после чего убили всех до единого» . Об этих трагических событиях рассказывается в послании преп. Антиоха к Евстафию, игумену Атталинского монастыря в Анкире, земляку преп. Антиоха («Послание Антиоха, монаха Лавры святого Саввы, Евстафию, игумену Атталинского монастыря города Анкиры в Галатии, от тамошних святых отцов»). Преп. Антиох сообщает, что остальная братия во главе с игуменом Никомедом успела покинуть монастырь и скрыться в Аравии (то есть на территории за Иорданом). Некоторые монахи, как, например, Стратигий, укрылись в Иерусалиме и стали свидетелями и участниками последовавшей катастрофы . Какое-то время спустя братия Лавры святого Саввы, спасшаяся бегством от захватчиков и грабителей в Аравию, вернулась в монастырь и, увидев убитых собратий, с великим плачем и почестями погребла их . В конце апреля – в мае 614 года началась трехнедельная осада Иерусалима, закончившаяся падением города, несмотря на героическое сопротивление его защитников. Иерусалим подвергся чудовищному трехдневному разграблению и разрушению. Разные источники называют разное количество убитых – от 34 тысяч до 90 тысяч. При этом в жестокости местные иудеи превзошли захватчиков. «Иерусалимские евреи были на стороне персов и при взятии ими города принимали деятельное участие в избиении христиан», – пишет А. А. Васильев . Шахрвараз оставшимся в живых жителям города обещал жизнь, но иудеи собрали большую сумму денег (каждый вложил по своему достатку) и на них выкупали пленных византийцев и убивали их . Около 35 тысяч пленников, включая Иерусалимского патриарха свт. Захарию, были собраны на Елеонской горе, а затем через Дамаск отправлены в Персию. Персы завладели и величайшей святыней христианского мира – Крестом Господним. Его также вывезли в Персию. Было разрушено около трехсот монастырей и церковных строений, среди которых храм Воскресения Христова (храм Гроба Господня), построенный святым императором Константином и святой императрицей Еленой, церковь святого Стефана и др. Управление тем, что осталось от Иерусалима, персы на некоторое время вверили иудеям .

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

после возвращения Животворящего Древа Креста в Иерусалим имп. Ираклий назначил новым патриархом Модеста, бывш. игумена мон-ря Феодосия. Те же сведения подтверждает синайский Палестино-груз. календарь, где сказано, что архиеп. Иерусалимский З. умер в плену у персов. Его память значится под 31 янв. и под 28 окт. Издатель календаря Ж. Гаритт полагал, что 1-й дате соответствует день кончины, а 2-й, возможно,- возвращение мощей З. и их захоронение в Иерусалиме. В Грузинской Минее из собрания Дамбартон-Окс (Вашингтон) память З. значится под 21 февр., однако в этой Минее сохранились элементы визант. (к-польской) литургической традиции. В визант. синаксарях память З. без сказания отмечается 21 февр. С. Евстратиадис, сохраняя традиц. дату 21 февр., упоминает также известный ему канонарь Иерусалимской Церкви, где память З. находится под 31 янв. и 28 окт., как и в Палестинско-груз. календаре. Т. о., 31 янв. и 28 окт. можно считать датами памяти З. видимо, изначально принятыми Иерусалимской Церковью, в то время как память 21 февр.- традиция, возникшая в К-поле. Болландисты поместили заимствованную из визант. синаксарей память З. в «Деяниях святых» (ActaSS. Febr. T. 3. P. 247), однако его почитание на Западе не распространилось. Ист.: SynCP. Col. 481. Chron. Pasch. P. 699, 704; Себеос, еп. История императора Иракла/Пер. с арм.: К. Патканьян. СПб., 1862. С. 90-91; Theoph. Chron. P. 296, 298-299, 300-302, 306, 312, 317, 327-329, 332; Антиох Стратиг. Пленение Иерусалима персами в 614 г./Пер. с груз.: Н. Марр. СПб., 1909; Antiochus. La prise de Jérusalem par les Perses en 614/Ed. P. Peeters// Peeters P. Recherches d " histoire et de philologie orientale. Brux., 1951. T. 1. P. 58-116; Idem/Ed. G. Garitte. Louvaine, 1960. 2 vol. in 1 (CSCO; 203. Iber.; 12); Ménée géorgien de Dumbarton Oaks//Le Muséon. 1964. Vol. 77. P. 56; Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 20-21, 146-147, 369-370. Лит.: Sauget J.-M. Zaccaria de Gerusaleme//BiblSS. Vol. 12. Col. 1451-1453; Fedalto. Hierarchia. P. 1001; Кулаковский. История. Т. 3. С. 35-37. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)

http://pravenc.ru/text/182667.html

30 . Анонимная сирийская хроника о времени Сасанидов: Пер. Н. В. Пигулевской//ТИВ. – 1939. – Т 7. – С. 57–78. 31 . Анонимный географический трактат «Полное описание вселенной и народов»: Пер. и примеч. С. В. Поляковой и И. В. Феленковской//ВВ. – 1956. – Т. 8. – С. 277–305. 32 . Антиох Стратиг. Пленение Иерусалима персами в 614 г.: Грузин. текст исслед., изд., пер. и арабск. Извлечю прил. Н. Я. Марр//Тексты и разыскания по армяно-грузинской филологии. – 1909. – Кн. 9. – IV, 82, 67, 66 с. 33 . Антихристианский трактат Георгия Гемиста Плифона «Законы»/Пер. и предисл. И. П. Медведева//Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. – Л.: Наука, 1971. – С. 171–241. 34 . Антология письменных источников//Сорочан С. Б. Византийский Херсон (вторая половина VI – первая половина Х вв.). Очерки истории и культуры/Отв. ред. Г Ю. Ивакин. – Харьков: Майдан, 2005. – Ч. 2. – С. 1232–1584. 35 . Антология письменных источников по истории Крыма VI-XII вв.//Могаричев Ю. М. Византийский Крым (Крым в VI – XII вв.). Учебное пособие. – Симферополь, Ната, 2008. – С. 66–181. 36 . Арефа Кесарийский . Памфлет против Льва Хиросфакта (отрывок)//Музыкальная эстетика... – М., 1965. 37 . Армянские хронисты о падении Константинополя. Пред. и подгот. текста А. С. Анасяна, пер. с древнеарм. С. С. Аревшатяна//ВВ. – 1953. – Т. 7. – С. 385–466. 38 . Арсений, епископ. Житие и подвиги св. Феодоры Солунской. – Юрьев, 1899. – 67 с. 39 . Арсений, епископ. Похвальное слово Георгия Кипрского епископу Евфимию Мадитскому//Чтения в Московском обществе любителей духовного просвещения. – М.; Сергиев Посад: Извеков, 1889. – 3. – С. 5–68. 40 . Арсений, епископ. Похвальное слово св. Фотию Фессалийскому. – Новгород, 1897. 41 . Арутюнова-Фиданян В. А. «Повествование о делах армянских» (VII в.): источник и время. – М.: Индрик, 2004. – 272 с. 42 . Архимандрит Антонин. Древние акты Константинопольского патриархата, относящиеся к Новороссийскому краю//Записки Одесского общества истории и древностей. – 1867. – Т. 6. – С. 445–473.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

текст по рукописи X в., пер. с арм./Исслед., пер., изд.: Н. Я. Марр. СПб., 1901. (ТРАГФ; Кн. 3); Древнегруз. одописцы XII в.: Певец Давида Строителя. Певец Тамары. Слог одописцев. Абдулмессия/Груз. текст исслед., изд., словарь: Н. Я. Марр. СПб., 1902. (ТРАГФ; Кн. 4); [ Василий Великий, еп. Кесарийский]. Физиолог: Армяно-груз. извод/Груз. и арм. тексты, исслед., изд., пер.: Н. Я. Марр. СПб., 1904. (ТРАГФ; Кн. 6); Крещение армян, грузин, абхазов и аланов св. Григорием: Араб. версия//ЗВОРАО. 1905. Т. 16. С. 63-211; Деяния 3 святых близнецов-мучеников Спевсипа, Еласипа и Меласипа//Там же. 1907. Т. 17. С. 285-344; Антиох Стратиг. Пленение Иерусалима персами в 614 г./Груз. текст исслед., изд., пер., арабское извлечение приложил: Н. Я. Марр. СПб., 1909. (ТРАГФ; Кн. 9. 5); Вступительные и заключительные строфы «Витязя в барсовой шкуре» Шоты из Рустава/Груз. текст, рус. пер. и пояснения с этюдом «Культ женщины и рыцарство в поэме»: Н. Я. Марр. СПб., 1910. (ТРАГФ; Кн. 12. 5); Георгий Мерчул. Житие св. Григория Хандзтийского/Груз. текст, введ., изд., пер. с Дневником поездки в Шавшию и Кларджию. СПб., 1911. (ТРАГФ; Кн. 7); Синодик Крестового мон-ря в Иерусалиме: Груз. текст с 16 палеогр. рисунками. СПб., 1914 (на груз. яз.); Le Synaxaire géorgien/Réd. de l " Union arm.-géorg. d " après le Manuscrit du couvent Iviron du Mont Athos: N. Marr. Р., 1926. (PO; Vol. 19. Fasc. 5). Соч.: Описание персид. рукописного Четвероевангелия//ЗВОРАО. 1889. Т. 3. Вып. 4. С. 377-381; Из летней поездки в Армению: Заметки и извлеч. из арм. рукописей//Там же. 1891. Т. 5. С. 211-241; 1892. Т. 6. С. 135-228; Список рукописей Севанского мон-ря: Из летней (1890 г.) поездки в Армению. М., 1892; Древнеарм. хрестоматия с арм.-рус. словарем для начинающих. СПб., 1893; Новые материалы по арм. эпиграфике: Ани, Аламн, Мрен, Багаран, Еровандакерт, В. Талын//ЗВОРАО. 1893. Т. 8. С. 69-103; Раскопки в [Карсской обл.] Эриванской губ.//Отчеты археол. комиссии за 1892 г. СПб., 1894. С. 75-86; Хитон Господень в книжных легендах армян, грузин и сирийцев//Сб.

http://pravenc.ru/text/2562396.html

Ближайшим последствием утверждения персов в восточных областях империи было обострение исконной вражды между туземным христианским населением и многочисленным по всем городам востока иудейством. Христиане видели в персах национального врага, а иудеи ждали от персов избавления от того гнета, который они терпели в империи, а потому ревностно поддерживали их. Слухи о предательстве иудеев и их заговоре против христиан вызывали репрессии со стороны христиан, и беспорядки на этой почве обошли все города востока. В силу особого склада городской жизни эти беспорядки получали вид борьбы димов. Михаил Сириец, черпавший свои сведения из современных событиям источников, занес в свою летопись под 607 (918) годом такое свидетельство: «голубые и зеленые начали междоусобную войну», «города подверглись опустошению». 45 Эти бесчинства вызвали репрессии со стороны правительства. Дело было поручено Вонозу и магистру армии Востока Коттоне. С особенной жестокостью они расправились в Антиохии и Лаодикее, о чем сохранил скорбные сетования Антиох Стратиг в своей повести «Пленение Иерусалима». 46 Другой близкий по времени свидетель, Иоанн Никиуский, который также с ужасом говорит о злодействах Воноза, выставляет их в другом свете, а именно: придает им характер экзекуции за нарушение клиром монофизитской церкви в Антиохии запрета Фоки собираться для избрания епископов. Солдаты врывались в церкви и производили жестокую бойню христиан. 47 Третий современный свидетель, новокрещенец Яков, придает жестокому кровопролитию, происходившему в Антиохии, вид междоусобной войны димов, которую поддерживали и разжигали иудеи из ненависти к христианам. Яков свидетельствует о самом себе, что он нарочно отправился в Антиохию и, притворяясь венетом и благожелателем императора, всячески вредил прасинам, называя их изменниками. 48 Таким образом, кровавые события, обошедшие Сирию и простершиеся, по свидетельству Иоанна Никиуского, до Палестины, имели своим последствием вящее ухудшение в чувствах населения Сирии к чужому и враждебному по вероисповеданию константинопольскому правительству. Иудеи, за бедствия которых оказал возмездие император, почувствовали себя в Антиохии достаточно сильными, чтобы в 610 год устроить избиение христиан. Погибло много знатных антиохийцев вместе с ними престарелый патриарх Анастасий, труп которого подвергся издевательству и глумлению и был сожжен на главной площади города. Весть об этом бунте пришла в Константинополь в сентябре, и он, вопреки сообщению Феофана, остался неотомщенным. 49

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Наиболее значительным событием стало возвращение по инициативе И. 21 марта 630 г. в Иерусалим Животворящего Древа Креста Господня. Св. Крест был похищен персами во время погрома Св. земли в 614 г. и до конца войны находился в сокровищнице Хосрова II. В нач. 630 г. он был передан византийцам по договору с Шахрбаразом. Вместе со святыней И., окруженный свитой, совершил паломническую поездку в Иерусалим, где было организовано шествие по городу во вновь освященный храм Гроба Господня. И. вошел через Золотые ворота в Иерусалим, неся реликвию в руках, и поместил ее на Голгофе ( Georgius Pisida. In restitutionem Sancti Crucis/Ed. Pertusi. 1959. P. 225-230; Антиох Стратиг. 1909. С. 65; Себеос. 1862. Гл. 29. С. 111-112; Hrabanus Maurus//PL. 110. Col. 133-134; Niceph. Const. Brev. hist. 17, 18; Theoph. Chron. Р. 328; Suda. Vol. 2. P. 582). Святыня была оставлена в Иерусалиме как главная реликвия христ. ойкумены, но в 636 г. из-за угрозы нападения арабов была отправлена ко двору И. и привезена им в К-поль ( Себеос. 1862. Гл. 30. С. 118; Theoph. Chron. P. 337). В Иерусалиме И. также встретился с местоблюстителем Патриаршего престола Модестом, который тогда же был поставлен в патриархи († 17 дек. 630/1). Модесту предоставили значительные средства на восстановление св. мест, хотя из-за начавшихся вскоре араб. завоеваний Св. земля так и не смогла достичь прежнего благосостояния. В это же время из Персии в Кесарию Палестинскую были перенесены мощи св. Анастасия Персиянина , казненного во время войны в персид. плену. Вероятно, это лишь одно из мн. подобных мероприятий, организованных И., о к-ром в источниках сохранились сведения. Ок. 638 г., во время арабских завоеваний, мощи св. Анастасия были перенесены в К-поль, и в дальнейшем его почитание было связано именно с визант. столицей ( Flusin. 1992). Большинство мероприятий, проводимых И. в 628-633 гг., были рассчитаны на длительный мирный период развития Византии, но ситуация на Ближ. Востоке и в империи резко изменилась с началом араб.

http://pravenc.ru/text/673855.html

Н 1661). В нач. XIV в. было создано Мученичество св. Николая Двали (Hieros. Patr. 24-25), содержащее рассказ о совр. автору нек-рых иерусалимских деятелях периода господства Египта в Сирии и Палестине, а также Мученичество св. Луки Иерусалимского (Мухаисдзе), настоятеля Крестового мон-ря в период перестройки его в мечеть. В XVI в. в Крестовом мон-ре подвизались Беена Чолокашвили, Зосим Кумурдоели, Барнаба Тбилели, Власи Урбнели, поновлявшие древние метафрастические жития, тексты Миней, Триодей, Синаксарей и др. богослужебных книг и сумевшие спасти их от гибели. В XVIII в. в связи с переходом груз. мон-рей в юрисдикцию Иерусалимского Патриархата число груз. монахов и паломников уменьшилось, начался спад деятельности лит. школы. В мон-ре Палавра во имя св. Харитона (греч. παλια λυρα - Древняя лавра; в 10-12 км от Иерусалима) работали Иоанн Сапарели, Павел, Стефан и Тевдоре Палаврельцы, Григол Харитонцминдели. В 968 г. Иоанн Сапарели переписал соч. Георгия I, патриарха Александрийского (619-630), Житие свт. Иоанна Златоуста (Кекел. H 2124). Каллиграф Павел создал агиографический сборник (Sinait. iber. 11, IX/X-XI вв.). В XI в. Григол составил сборник речей свт. Иоанна Златоуста, прп. Ефрема Сирина и др. (Кекел. H 1662). С мон-рем Голгофа связана деятельность Иоанна Голгофского, Микаела, Нистереона и Квирике Агдгомели (XI в.), Иоанна Вардзиели, Махаребела Агдгомели (XIV в.), Иосеба (Хунгусдзе) и др. Лит. работа велась также в груз. палестинских мон-рях святых Василия, Феодора, Николая, Самуила, в Гефсимании, в жен. мон-рях в Каппате, Дертаве, Дертепе, Шихане (ущелье р. Арнон, совр. Эль-Мауджиб, Иордания). Ист.: Иона [Гедеванашвили], митр. Руиси. Странствование. Тифлис, 1852; Цагарели А. Памятники груз. старины в Святой Земле и на Синае//ППС. 1888. Т. 4. Вып. 1. С. 159-163; Марр Н. Антиох Стратиг: Пленение Иерусалима персами в 614 г.//ТРАГФ. 1909. Т. 4; он же. Синодик Крестового мон-ря в Иерусалиме. СПб., 1914; он же. Краткое описание груз. рукописей греч. Патриаршего книгохранилища/Ред.: Е.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Butler C. The Lausiac History of Palladius I – II. Cambrige, 1898–1904. (Texts and studies, V – VI). Clugnet L.  Vie et recits de l " abbe Daniel de Scete (texte grec)/ROC 5 (1900). P. 49–73, 251–271, 370–391. Clugnet L.  Vie et recits de l " abbe Daniel de Scetiote. Paris, 1901. De S. Joanne Chuzibita, Conf. Pont . Caesarea in Palestina//AS, Oct. XII. P. 577–592. De Vogüe 1994  =Quatres ermites egyptiens d " apres les fragments coptes de l " Histoire Lausiaque/Pres, par G. Bunge. Trad, par A. de Vogüe. Begrolleen-Mauges, 1994. (Spiritualite orientale, 60) [см.: Amelineau De Historia Lausiaca... ]. Evagre le Pontique.  Scholies aux Proverbs/Ed. P. Gehin. Paris, 1987. (SC 340). Flusin B., Paramelle J.  De syncletica in deserto Iordanis//An. Boll. 100 (1982). P. 291–317. Flusin B.  Saint Anastase le Perse et l " histoire de la Palestine au debut du VII siede. Т. I, II. Paris, 1992. (Le Monde Byzantin) [рус. пер.: Житие и страдания святаго священно мученика и чудотворца отца нашего Анастасия Перса...]. Garitte 1958  =Le Calendrier Palestino-Georgien du Sinaiticus 34 (X-e siede)/Ed., trad, et commente par G. Garitte. Bruxelles, 1958. (SH 30). Garitte 1960  =La prise de Jerusalem par les Perses en 614/Ed. et trad. G. Garitte//CSCO 203 (Iber. 12). Louvain, 1960 [см.: Антиох Стратиг...]. Garitte 1980  =«Histoires edifiantes» georgiennes/Ed. G. Garitte//Garitte G. Scripta disiecta 1941–1977. Т. II. Louvain, 1980. P. 561–568. (Publications de l " Institut Orientaliste de Louvain)=Byzantion 36 (1966). P. 396–423. Guy, Flusin 1993 , cm.: Apophthegmata Patrum, Collectio systeMatica. Jean Cassien. Institutions cenobitiques/Nexte latin revue, intod. trad, et notes par J.-C. Guy. Paris, 1965. (SC 109). Kyrillos von Skythopolis  /Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen  Literatur. Ed. E. Schwarz . Leipzig, 1929. Lackner W.  Zwei Membra disiecta aus dem Pratum Spirituale des Ioannes Moschos//An. Boll. 100 (1982). P. 341–350. Lipomanus A.  Sanctorum priscorum patrum vitae. I-V. Venetiis, 1551–1556.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010