О М. Г. достоверно известно немногое - в основном из 37-го письма Григория Акиндина (изд.: Hero. 1983. P. 130-140), датируемого промежутком между летом 1343 и весной 1344 г. (Ibid. P. 367-369). Акиндин сравнивает учение М. Г. с учением некоего Куры - лица, из др. источников неизвестного,- и говорит о тесной связи М. Г., свт. Григория Паламы , Куры и Давида (возможно, Давида Дисипата ). М. Г. был вынужден бежать из Фессалоники (вероятнее всего ок. 1343/44) по причине восстания зилотов и из-за своей симпатии к свт. Григорию Паламе и имп. Иоанну Кантакузину . Не позднее весны 1344 г. (скорее всего летом-осенью 1343) он прибыл на Хиос, где начал проповедовать учение свт. Григория Паламы и написал письмо патриарху Иоанну XIV Калеке против Акиндина. В ответ Иоанн XIV Калека в том же 1344 г. (не позднее июля) побуждал митрополита Хиоса принять меры против М. Г. до прибытия патриарха Игнатия II Антиохийского в столицу, т. е. до лета-осени 1344 г. (ν μν τιμιτατον γρμμα πρς τν Χον κατ τινος Μρκου τ το Παλαμ φρονοντος - Greg. Pal. Refutatio Ignatii Antiochensis. 12//ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 634.14-15; RegPatr, N 2246. Об этом послании упом. не только в письме патриарха Игнатия Антиохийского, цитируемого свт. Григорием Паламой, но и в письме Акиндина патриарху). Однако действия М. Г. были столь успешными, что жители Хиоса, по сведениям свт. Григория Паламы, объявили недействительным послание патриарха против М. Г. ( Greg. Pal. Refutatio Ignatii Antiochensis. 12//ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 634.17-19). В кон. 1346 - нач. 1347 г. М. Г. обратился к имп. Иоанну VI Кантакузину, побуждая его организовать репрессии против Акиндина и его сторонников. Во время пребывания в Великой Лавре в 1350 г. накануне Собора М. Г. написал «Агиоритский трактат» против антипаламитов. Лавре он передал ряд рукописей с сохранившимися вкладными записями. Помимо Paris. Coislin. 288, это: Paris. Coislin. 85 (копия «Ареопагитик» со схолиями Георгия Пахимера ); Marc. gr. II. 89 (1151) (сочинения Михаила Глики ); ГИМ. Син. греч. 439 ( Владимир (Филантропов). Описание. 425) (творения прп. Максима Исповедника , Евагрия Понтийского под именем Максима, Филофея Синайского, аввы Исаии).

http://pravenc.ru/text/2562250.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн Х и митрополит Волоколамский Антоний посетили Подворье Русской Церкви в Дамаске Служба коммуникации ОВЦС, 22.01.2023. 21 января Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Иоанн X и председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний посетили Подворье Русской Православной Церкви в Дамаске. В храме Подворья, освященном во имя священномученика Игнатия Богоносца, был отслужен молебен этому святому, на котором молились иерархи Антиохийского Патриархата епископы Дарайский Моисей, Сергиопольский Иоанн, Филадельфийский Арсений, Ларисский Моисей и Селевкийский Роман, члены делегации Русской Православной Церкви советник Патриарха Московского и всея Руси Кирилла протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Игорь Якимчук, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока архимандрит Филипп (Васильцев) и помощник председателя ОВЦС священник Александр Ершов, Чрезвычайный и Полномочный посол России в Сирии А.В. Ефимов, исполнительный директор Фонда поддержки христианской культуры и наследия Е.И. Скопенко. Приветствуя высоких гостей, архимандрит Филипп (Васильцев) выразил уверенность, что первый визит в Антиохийскую Церковь митрополита Антония как нового председателя ОВЦС, безусловно, укрепит отношения любви между двумя братскими Поместными Церквами. Он попросил Блаженнейшего Патриарха Иоанна всегда молиться о Святейшем Патриархе Кирилле, о митрополите Волоколамском Антонии, об общине храма и о всей Русской Православной Церкви. В своём слове председатель Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата подчеркнул значение храма Подворья Русской Православной Церкви в Дамаске, который, с одной стороны, является местом молитвы и духовного утешения для русскоязычных соотечественников в Дамаске, куда они могут прийти и помолиться на родном языке, с другой – служит созиданию особого духовного моста между двумя Церквами. Митрополит Антоний тепло поблагодарил Блаженнейшего Патриарха Иоанна за его внимание и попечение о Подворье, за неизменную поддержку Русской Православной Церкви, за твёрдое свидетельство об истине и о приверженности священным канонам, по которым на протяжении тысячелетий живет Православная Церковь.

http://mospat.ru/ru/news/89971/

Том I Церковные делегации на юбилейных торжествах русской православной церкви В праздновании в Москве 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви принимали участие, по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, следующие церковные делегации от Автокефальных Православных Церквей: От Константинопольской Церкви : Экзарх Константинопольского (Вселенского) Патриарха по Европе Митрополит Фиатирский Германос, Митрополит Родосский Тимофей и Протопресвитер Константин Маройтакис. От Антиохийской Церкви : Митрополит Эмесский Александр, Митрополит Ливанский Илия и Архимандрит Василий. Александрийская Церковь поручила представительство от своего имени на торжествах и на Совещании Антиохийской делегации. От Грузинской Церкви : Святейший Католикос-Патриарх Каллистрат, Митрополит Урбнисийский Мелхиседек, Митрополит Кутаисский и Гаенатский Ефрем, протеиереи А. Савчук и X. Дегдариани, протодиакон А. Ахобадзе. От Сербской Церкви: Святейший Патриарх Гавриил, Митрополит Скоплянский Иосиф, Епископ Браничевский Вениамин, д-р Павел Дрецуна, г. Душан Дожич. От Румынской Церкви : Святейший Патриарх Юстиниан, Архиепископ Крайовский Фирмилиан, Епископ Клужский Николай, Епископ Бузеуский Антим, декан Богословского факультета Бухарестского университета профессор-протоиерей П. Винтилеску, протоиерей Симеон Няга, г. Овидиу Марина. От Болгарской Церкви: Блаженнейший Экзарх Болгарский, Митрополит Софийский Стефан, Митрополит Пловдивский Кирилл, Митрополит Сливенский Никодим, Архимандрит Мефодии, протоиерей В. Шпиллер, священник К. Димитров. От Греческой Церкви: Митрополит Филиппийский и Неапольский (Коваллы) Хризостом и Архимандрит Дамаскин. От Албанской Церкви: Епископ Корчинский Паисии, священники Яни Ристо и Лазарь Коном и, г. Алекс Любанииг. Нико Чани, генеральный секретарь Синода. От Польской Церкви: Архиепископ Белостокский и Вельский Тимофей, Епископ Вроцлавский Михаил, Архипресвитер И. Коваленко, протоиереи Е. Наумов и А. Калинович. На церковные торжества также прибыли Представители Московской Патриархии за границей :

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. Управление: а) на севере § 1. Начало патриаршества в Москве При благочестивом Царе Феодоре, с 1588 г. начался новый период Церкви русской, новый по внешнему благолепию церковной власти. Это период патриаршества, продолжавшийся до 1720 г. 1 . Русское благочестие еще с половины 16 столетия начало называть первого Святителя России Святейшим, отличала особенным уважением, как предстоятеля обширной и счастливой Церкви. Почему-то естественно, что Благочестивый Царь Феодор, услаждавший душу свою только делами набожности, благочинием церковных обрядов, желал почтить Митрополита всей России саном Патриарха. – К тому же надежда найти в Русском Патриархе защиту православию, угнетенному на востоке игом мусульманства, а с запада теснимому папизмом, также располагала желать сана Патриаршего для Русского Митрополита. Между тем Господь творил свое. Он готовил в русском Патриархе защиту России на близкое время скорбей, которых еще не видели люди. И Он-то незримо устроял обстоятельства, так что Патриаршество русское явилось как бы по внезапному стечению случаев 2 . В 1586 г. прибыл в Москву антиохийский Патриарх Иоаким. Он прибыл для своих нужд, для милостыни в пользу своей Церкви. Благочестивый Царь Феодор вступил в совещание о своей нужде, какую ощущало благочестие его. Он предложил боярской думе о древнем и новом образе поставления Митрополита и показывал, что Митрополиту всей России недостает только имени Патриарха, а между тем сей сан служил бы украшением православию и православной Церкви. Боярин Борис Годунов послан советоваться о том с антиохийским святителем. Иоаким, соглашаясь с мыслями благочестивого Царя, говорил: «дело сие подлежит суду собора», и обещал предложить его собору Патриархов. Вследствие такого ответа и согласно с отзывом русского собора отправлены были нарочные в Константинополь с грамотами Царя и собора 3 . На следующий год получен был ответ из Царяграда, что Патриархи цареградский и антиохийский согласны с желанием Царя и что они посылали за александрийским и иерусалимским для совещания и решения соборного, положив отправить в Россию Патриарха иерусалимского. Последнее решение изменилось опять неожиданно. Нужды Церкви цареградской потребовали, чтобы отправился в Россию не четвертый, а первенствующий между Патриархами, Патриарх цареградский.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Церкви сирского языка в Персии. Персидские (халдейские) христиане (поздние несториане) А.В.Карташев. Вселенские соборы//Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор. (оглавление) Никогда сами себя они не называли несторианами. Несторий к ним прямого отношения не имел и, вообще, сам никаких еретических церквей не устраивал. Название «несториане» к персидской, или халдейской, церкви приложено извне православными греками и монофизитами. Удобной национальной базой для отделения от греко-кафолической церкви еретических церквей сирского языка явилась Персия. Просветительным центром для этой сирской церкви служила пограничная Эдесская школа. Характерно письмо профессора этой школы Ивы к Марису, епископу Ардаширскому, т.е. епископу столицы Персии — Селевкии Ктезифона на нижнем течении Тигра (ныне Багдад). Сочувствие персидских сиро-христиан антиохийской христологии (а не александрийской — Кирилловой) по их эдесскому воспитанию понятно. Вследствие страшных гонений на христиан со стороны персидского правительства, в них видели духовных изменников в пользу греков: персидские христиане раньше всяких богословских споров и ересей сочли нужным, для самосохранения, сбросить с себя зависимость от греческого антиохийского патриарха. Персидские христиане на соборе 410 г. объявили свою автокефалию под главенством своего католикоса. Значит, это было за два десятилетия до того, как стала известна и заклеймена отлучением ересь, окрещенная несторианством. Местный собор 423 г. в Селевкии Ктезифоне, удаляясь от Антиохии, запретил всякие апелляции к своему бывшему главе, антиохийскому патриарху. Таким образом, учинена, как и армянами, эта сирская автокефалия самовольным, т.е. неканоническим, путем. Уже после III Ефесского собора персидская церковь соборно признала и объявила в духе антиохийского богословия догмат ο полноте двух природ во Христе.

http://sedmitza.ru/lib/text/435278/

IX. Халкидонский четвертый вселенский собор – Определение образа воззрений „левых и правых» собора Халкидонского: одни отвращаются собора разбойничьего, другие сочувствуют ему, одни стоят за унию, другие сторонятся ее – одни признают символ константииопольский, другие не принимают его, – одни держатся учения о двух природах во Христе, другие отрицают. – Сближение “правых”, за исключением египтян, с “левыми”. – Дог-матическая деятельность собора: предложение составить „вероопределение” – неодинаковое отношение членов собора к предложению; торжественное признание символа константинопольского равным по важности с никейским; – чтение послания Кирилла, содержащего униальное исповедание Иоанна антиохийского, и других святоотеческих писаний, сходных с ним по содержанию; – споры о догматическом послании Льва к Флавиану, кто и почему спорили. – Составление „вероопределения” хадкидонского, – споры при этом, – подробное исследование о воззрениях лиц споривших, их направлениях, наклонностях и целях, – содержание вероопределения, – сходство его по букве и духу с исповеданием Иоанна автиохийского и лишь по духу с посланием Льва. – Провозглашение вероопределения Приносим величайшую благодарность Спасителю всех Христу за то, что, уничтожив разномыслие многих заблуждающихся касательно веры, все мы единодушно соединились в одно и то же исповедание. Маркиан. Халкидонский вселенский собор начался разделением; в продолжение деятельностн его также не раз возникали важные разногласия, но кончается он согласием и единодушием, которые выразились в непререкаемом принятии догматического определения, составленного на этом соборе. Рассмотрим по порядку деяния халкидонского собора, имеющие догматическое значение. Таких деяний четыре: первое и второе, четвертое и пятое. Изучение первого деяния показывает, что собор открылся явным разделением на две половины. Внешним знаком такого разделения было то, что одна часть отцов заняла левую сторону храма, в котором заседал собор, а другая – правую сторону того же храма. Левую сторону заняли римские легаты, епископы округа константинопольского, антиохийского и всех округов азиатских. Правую же сторону заняли епископы египетские, палестинские, иллирийские. Во главе первых стоял патриарх константинопольски Анатолий, во главе вторых – уже известный нам Диоскор, патриарх александрийский 819 . Партию Анатолия константинопольского составляли епископы всех тех округов церковных, которые в эпоху никейскую и несто- рианскую соединены были единством стремлений: новость для этой партии составлял один Рим, который доселе не сходился с этой партией. Партию Диоскора александрийского составляли епископы тех округов, которые с давних пор и неизменно становились под главенство александрийской церкви. Здесь мы, значит, встречаемся с таким же почти группированием в составе партий, с каким мы встречались уже не раз, а очень часто.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Антиохийский Патриархат: Если согласие между Церквами не может быть достигнуто до начала Собора, его следует перенести 7 июня, 2016. Новостная служба Полный текст заявления Секретариата Священного Антиохийского Синода 7 июня. ПРАВМИР. Секретариат Священного Антиохийского Синода выступил с заявлением, в котором изложил свою позицию в связи с проведением Всеправославного Собора. Публикуем полный текст заявления. Заявление Секретариата Священного Антиохийского Синода Священный Синод Антиохийской Православной Церкви провел 6 июня 2016 года заседание под председательством Блаженнейшего Патриарха Иоанна X и изучил позиции автокефальных Православных Церквей, относящиеся к Святому и Великому Всеправославному Собору (далее упоминается как «Великий Собор»), и занял соответствующую позицию, принимая во внимание решение Священного Синода Вселенского Патриархата 31 мая 2016 о «создании комитета из представителей обеих ПатриархатовАнтиохийского и Иерусалимского, – координируемого Вселенским Патриархатом после Святого и Великого Собора». После рассмотрения позиций автокефальных Православных Церквей отцы Антиохийского Синода убедились: 1. что позиции ряда Церквей по большинству из вопросов, перечисленных в повестке Великого Собора, до сих пор расходятся, и что ряд Церквей отвергает некоторые документы, которые представлены на Великий Собор в их нынешней форме; они отметили это ясно и четко в решениях, принимаемых их Священными Синодами; 2. что ряд Церквей имеет существенные оговорки в отношении организационных аспектов Великого Собора, а также его финансовых затрат, и способа применения тех соглашений, которые были достигнуты Предстоятелями Православных Церквей в Шамбези в 2016 году; 3. что Болгарская Церковь приняла 1 июня 2016 года синодальное решение, в котором перечислила свои возражения и попросила его Всесвятейшество Вселенского Патриарха отложить созыв Великого Собора, пока подготовительные работы к нему активно продолжаются, в противном случае она воздерживается от участия в нем;

http://pravmir.ru/antiohiyskiy-patriarha...

Ассамблея православных епископов Франции начала серию визитов к предстоятелям Поместных Церквей Коммюнике Ассамблеи православных епископов Франции С 19 по 22 ноября 2004 года делегация от Ассамблеи православных епископов Франции (АПЕФ) (1) находилась с визитом в Константинопольском Патриархате и была принята Патриархом Варфоломеем. Таким образом православные епископы Франции положили начало запланированной по решению Ассамблеи серии визитов к предстоятелям различных Православных Церквей. По окончанию встречи Патриарх Варфоломей совместно с АПЕФ составили официальное коммюнике ( см. ниже ). Следующий визит православные епископы Франции планируют нанести в январе будущего года главе Антиохийской Православной Церкви, Блаженнейшему Патриарху Игнатию. Точная дата визита будет впоследствии сообщена информационным центром при АПЕФ. В ходе визита к Патриарху Варфоломею запланированное вначале посещение Антиохийской Патриархии было отложено по непредвиденным обстоятельствам, связанным с расписанием работы Ассамблеи. Православные епископы Франции рады предстоящей возможности побеседовать с Патриархом Игнатием о положении православной Церкви во Франции, более детально ознакомить его с работой АПЕФ, а также принять к сведению его размышления и рекомендации на этот счет. Париж, 23 ноября 2004 г.   Коммюнике Константинопольского Патриархата и Ассамблеи православных епископов Франции 19-22 ноября 2004 года Патриарх Варфоломей принимал с визитом членов делегации от Ассамблеи православных епископов Франции (АПЕФ). Отправясь на встречу с патриархом Константинопольским, православные епископы Франции положили начало запланированной ими серии визитов к предстоятелям различных Поместных Православных Церквей. В делегацию вошли митрополит Эммануил — президент АПЕФ, митрополит Иосиф (митрополия Западной и Южной Европы Румынской Православной Церкви), архиепископ Гавриил (экзархат Константинопольского Патриархата для приходов русской традиции в Западной Европе), епископ Лука (Западноевропейская епархия Сербской Православной Церкви), главы комиссий при АПЕФ — о.

http://pravoslavie.ru/11985.html

В разгар революции Поместный Собор Российской Православной Церкви принял постановление о восстановлении Патриаршества, и уже на следующий день, 5 (18) ноября, митрополит Московский и Коломенский Тихон был избран и наречен Патриархом Московским и всея России. 4(17) ноября 1917 года, в разгар революции, Поместный Собор Российской Православной Церкви принял постановление о восстановлении Патриаршества, и уже на следующий день, 5 (18) ноября, митрополит Московский и Коломенский Тихон был избран и наречен Патриархом Московским и всея России, а 21 ноября (4 декабря) состоялось его настолование (интронизация). Это великое и радостное событие осветило последовавшие долгие десятилетия невиданных гонений на Веру и Церковь. Событие это имело значение не только для Русской Церкви, но и для Вселенского Православия. Господь Иисус Христос изначально устанавливает иерархический принцип церковной жизни. «Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы» (Ин. 20, 21), — говорит Он апостолам. Первоначально во главе отдельных местных Церквей стояли иерархические лица, которые правили или соборно («пророки и учители» Антиохийской Церкви — Деян. 13, 1; пресвитеры или блюстители Эфесской Церкви — Деян. 20, 17, 28), или единолично, как епископы, о которых говорят Пастырские послания (1 Тим. 3, 1-7; Тит. 1, 5-9). Эти иерархи были «Ангелами» (Откр. 2, 1 и др.) отдельных, местных Церквей. Над ними возвышались Апостолы, которые как Первоиерархи имели «попечение о всех Церквах» (2 Кор. 11, 28). Когда с окончанием века Апостольского прекратилось первоиераршеское служение Апостолов, на какое-то время Вселенская Церковь стала «конфедерацией равноправных величин» (В. В. Болотов) — многочисленных местных Церквей во главе с Епископами, выражаясь современным языком — епархий. Конкретные исторические свидетельства показывают, что те «конфедеративность» и равноправие, о которых говорит Болотов, были чисто формальными, были отсутствием формально установленной власти одних кафедр над другими. Фактического равенства не было, наверное, никогда, поскольку слишком различались своим удельным весом города, в которых утверждались епископские кафедры. Например, послания сщмч. Игнатия Богоносца свидетельствуют об огромном, вселенском духовно-моральном авторитете Антиохийской Церкви, которую он возглавлял.

http://pravmir.ru/patriarshestvo-v-russk...

Документы Обращение Патриархов Антиохийского Иоанна Х и Сиро-яковитского Ефрема по случаю двухлетней годовщины похищения митрополитов Павла и Иоанна из сирийского Алеппо, о судьбе которых до сих пор ничего не известно 24.04.2015 16:48 Ныне Павел и Иоанн на суде. Апостолы Павел и Иоанн встали перед судьёй в начале христианской истории. И теперь другие последователи Христа стоят на судилище на том же самом месте, не смотря на его иное географическое название. Это редкий суд не только на Востоке, но в нашем современном мире; и реакция на него будет не только от людей, живущих на земле, но само Небо принимает участие в их судьбе, и победа будет только у Великого Бога, суд которого – суд правды – будет последний суд в этой проблеме. Заключённые ныне они не имеют возможности произнести слово в свою защиту, но мы знаем их слова, написанные в их душе, засвидетельствованные их жизнью и звучащие в пустыне этого мира. Народ Алеппо, братья в Слове! мы сеяли в Вас зерно Правды, мученичества и служения, и оно ныне проросло. Мы гордимся плодами, которые вы взрастили, мы в восторге от вашей твёрдости, мы уважаем ваше терпение ибо вы «наша надежда, радость и венец похвалы» (1 Фес. 2:19). Братья в вере! Мы проходим испытание нашей веры, благовествуя и служа руками, сердцем и совестью. Мы живём сегодня на земле, чтобы иметь жизнь вечную. Человек имеет право верить в Бога Правды и служить согласно этой вере его близким. Мы верим в человека, и это стимулирует нас на служение ему, где бы мы ни были. Мы держимся этого убеждения, защищая достоинство человека, полагая, что человек достоин любой нашей жертвы в мире, где человеческая жизнь обесценена и выставлена на современный рынок. Братья в надеже! Помните, что нам предстоит суд «за чаяние воскресения мертвых». (Деян. 23:6) – как сказал апостол Павел. И мы повторяем это сегодня. Нападают на нас и думают, что наше будущее у них в руках, не ведая, что Господь, сотворивший небо и землю, сотворил настоящее и будущее, чтобы мы прошли расстояние между ними в духе веры, в надежде на исполнение Его обетования и достигли того, что Он нам уготовал. Эта жизнь – преходящая, а та – вечная. Мы всей душой уповаем на то, что вы будете держаться этой надежды перед лицом смерти, уничтожающей ваши тела, но не могущей уничтожить ваши души. Наша надежа – Воскресение Христово, поправшее смерть.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010