Но Евсевий уклонился от этой не особенно приятной для него чести. И в епископы антиохийские поставлен был один из предложенных императором (вероятно по указанию одного из Евсевиев) кандидатов – каппадокийский пресвитер Евфроний. Чрез полтора года он умер, и его место занял Флакилл, которому Евсевий кесарийский посвятил свои книги «о церковном богословии» и который присутствовал на тирском соборе 335 года. Кафедра антиохийская теперь на долгое время перешла в руки «ариан» (антиникейцев). Православные антиохийцы, конечно, ни Евфрония, ни Флакилла своими не признали, продолжая считать своим законным епископом св. Евстафия, и образовали «секту» евстафиан, строгих приверженцев Никейского символа, главою которых по смерти Евстафия 196 стал пресвитер Павлин 197 , рукоположенный потом Лукифером в епископы. Так возникла антиохийская схизма, корень которой, как оказывается, лежит дальше, чем эпоха низложения св. Евстафия: еще в самом начале арианского спора антиохийскую кафедру занимал недолгое время покровитель Ария Павлин и, конечно, оставил после себя группу последователей, которая и подняла голову, когда в императорской политике произошел поворот в пользу евсевиан. В этой группе, конечно, нашли себе точку опоры и епископы, собравшиеся в Антиохии для низложения св. Евстафия. Что же было в это время в Тире? С Зиноном старшим тирским мы после 325 года не встречаемся. К 332/3 году его несомненно уже не было в живых. В это время, года за три до тирского собора, епископом тирским был уже Павел 198 . То, что сообщает Афанасий в. об этом Павле, дает основание думат, что он не был из числа евсевиан, а был скорее единомышленником Афанасия в. Именно Павел тирский узнал Арсения ипсильского, относительно которого евсевиане (со слов Исхиры) распространили слух, будто Афанасий его убил; и Арсений сначала скрывался, а когда его нашли сначала в Египте, а потом, когда он опять скрылся, – в Тире, он не признавался, кто он, пока его не узнал и не уличил Павел тирский. Если бы Павел был из числа евсевиан, то он не стал бы действовать в пользу Афанасия в. А если так, то можно ли думать, как это неизбежно должны допускать защитники обычного предположения о времени кончины Павлина, что этот Павел поставлен был во епископы тирские на место Павлина, перешедшего в Антиохию на место низложенного св. Евстафия? В это время евсевиане были в полной силе. И, конечно, Павлин тирский, перебравшийся в Антиохию, и оба Евсевия не допустили бы, чтобы важная тирская кафедра досталась человеку не их партии, или из числа лиц сомнительных с их точки зрения. Другое дело, если Павел сделался тирским епископом раньше низложения св. Евстафия и был преемником Зинона, а не Павлина. В это время, под влиянием св. Евстафия, тирская кафедра могла достаться и самому убежденному никейцу. Следовательно, и это одинокое известие о Павле тирском не в пользу предположения, что преемником Евстафия в Антиохии был Павлин тирский.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

В декабре 1723 года через коллегию иностранных дел были получены и ответные грамоты Патриархов о признании святейшего Синода 637 . Два Патриарха, Константинопольский Иеремия и Антиохийский Афанасий, на отдельных хартиях, но совершенно согласно во всем, кроме подписи, писали, что каждый из них «по благодати и власти всесвятого животворящего и священно–начальствующего Духа», «утверждает, закрепляет и объявляет» 638 «учрежденный в российском государстве государем императором Петром» Синод «своим во Христе братом святым и священным Синодом». Синод «имеет право совершать и установлять то же, что и четыре апостольских святейших патриарших престола». В заключение своих грамот Патриархи напоминали о сохранении церковных обычаев и правил и добавляли, что в таком случае Синод «пребудет непоколебимым во веки» 639 . В особой грамоте на имя Синода Константинопольский Патриарх писал, что Патриарх Александрийский «отошел в вечные обители» и преемник ему еще не избран, а Патриарх Иерусалимский «заболел и лежит на одре», почему от него и нет грамоты. Патриарх прибавлял, что на его личной заботе лежит получить утверждение и от других Патриархов, если бы таковое понадобилось. Но довольно и этого, заканчивал Патриарх 640 . Через три дня Антиохийский Патриарх Афанасий, обращаясь к Синоду с просьбою о содействии к восстановлению утраченной жалованной грамоты Антиохийскому Патриарху Макарию царя Алексея Михайловича, замечал: «по утверждению всесвятейшего нашего собрата, вселенского Патриарха, согласно утвердили мы и отныне впредь признаем вас о Христе братиею» 641 . XX 21 апреля 1721 года Синод снесся с сенатом о присылке в Синод одного экземпляра духовного регламента «с подписью царского величества» 642 . После некоторого замешательства, из которого видно, что сенату, по крайней мере его канцелярии, не было в точности известно, где в то время хранились подлинные экземпляры регламента 643 , сенат, 2 июня, определил один экземпляр отослать в Синод, а другой оставить в сенате 644 . В Синод был прислан тот экземпляр духовного регламента, который оставался в Петербурге и не был подписан представителями епархиального духовенства 645 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Вместо того, чтобы иметь дело с историческими свидетельствами, критик, пренебрежительно отвернувшись даже от тех свидетельств, которые хоть сколько-нибудь могли бы придать внешней благовидности для его воззрения (как, сейчас указанные, свидетельства) задрапировывается в философский плащ и прямо и безбоязненно рассекает гордиев узел при помощи «различных комбинаций». К прискорбию критика, не только нельзя доказать фактически, что арианство возникло, как дальнейший, но прямой вывод из александрийско-оригеновских начал, но и найдется не мало фактов, говорящих против его теории. Не перечисляя всего, скажем лишь немногое. Отцы церкви, например, Афанасий, вопреки арианам, которые, вероятно, в видах смущения православных почитателей Оригена , называли Оригена своим споспешником, ясно доказывал, что с большим правом православные должны считать Оригена своим учителем, а, отнюдь, не ариане. Неужели – спросим критика – такой ученый богослов, как Афанасий, житель Александрии, знакомый, без сомнения, лично с самим Арием, ошибался, не признавая Оригена единомышленником ариан? Или, неужели, допустим, что Афанасий, обманывая себя, обманывал и других? Это мнение тем беспристрастнее, что Афанасий не был поклонником Оригеновской системы. Последовательнейшие из ариан, ни во что ставили, как Климента, так и Оригена . Сократ замечает об Аэцие, что он Климента и Оригена совсем не знал (II, 35), т. е. пренебрежительно относился к Клименту и Оригену , этим столпам александрийской школы. Мыслимо ли это, если допустим, что арианство стояло в теснейших связях с александрийской школой, как думает о. Иванцов? В этом случае, Аэций смотрел, также, на Оригена, как и вся антиохийская школа (о чем скажем впоследствии), из которой, по нашему мнению, выродился арианизм. С другой стороны, есть ли хоть один факт, который бы свидетельствовал, что ариане пренебрежительно относились к Лукиану, главе антиохийской школы, учителю Ария? Нет. Достойно замечания то обстоятельство, что в древней Церкви, на взгляд некоторых, представлялось совсем невозможным делом, – быть, в одно и то же время, и почитателем Оригена, и приверженцем арианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В 325 г. 633 Цифра это весьма неопределенная и спорная. Источники называют от 250 до 320 участников собора. Подробнее см. Караташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994. С. 31-32. 634 Маркелл Анкирский - епископ Анкиры (Галатия), соратник Афанасия Александрийского. Активный борец против арианства, Маркелл в начале 30-х гг. IV в. написал большой трактат в опровержение этой ереси, но в нем высказал ряд новаторских идей, за которые подвергся осуждению в 336 г. и был лишен кафедры. Подробнее см.: Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Т. IV. М., 1994. С. 122-131; Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994. С. 52-56. Фотин Сирмийский - епископ Сирмия (Нижняя Паннония). До получения сана епископа был диаконом у Маркелла Анкирского. Следуя идеям своего наставника, Фотин огрубил и исказил их, что позволило противникам Маркелла приписать ему мысли его ученика. Учение Фотина было неоднократно осуждено церковью (см. прим. 635). 635 Маркелл был осужден решениями Константинопольского собора 336 г., Филиппопольского - 343 г., Римского - 380 г. и Константинопольского (II Вселенского) - 381 г. Фотин был осужден решениями Антиохийского собора 344 г., Миланскими - 345 и 347 гг., Сирмийским - 351 г. и Константинопольским (II Вселенским) - 381 г. 636 Согласно данным В.В. Болотова (Указ. соч. T.IV. С. 46-47) и А.В. Карташева (Указ. соч. С. 48-49) осуждение Афанасия произошло на Тирском соборе 335 г. 637 Точнее, в Сердику, город во Фракии. 638 Автор имеет в виду решения двух Миланских соборов - 345 и 347 гг. 639 См. прим. 391. 640 Валент Мурсийский (Нижняя Паннония) и Урзакий Сингидунский (Верхняя Мезия) - ученики Ария, впервые появляются во время работы Тирского собора 335 г., в ходе которого поддержали осуждение Афанасия. Решением " западной " части Сердикского собора 342-343 г. оба епископа объявлялись еретиками и предавались анафеме. Однако под давлением императора это решение не было реализовано. Более того, в 351 г. Валент и Урзакий сумели обрести благосклонность Констанция II и потому стали оказывать большое влияиние на религиозную ситуацию в государстве. Именно им император поручает ведение Миланского собора 355 г., главная цель которого заключалась в осуждении Афанасия и они же активно " проталкивали " , так называемую, 4-ю Сирмийскую (полуарианскую) формулу веры в западной части (г. Ариминиуме) " Вселенского " собора 359 г. (См. прим. 416). После смерти императора Констанция в 361 г. оба епископа сходят с церковно-исторической сцены. 641

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

ность, захудалость, как μοχθος напряжение, усилие, труд, беда, горе, несчастье. Понятие о злобе народа, совершенно вопреки смыслу употребленных слов, внесено произвольно не понимавшими уже правила позднейшими толкователями или переводчиком, как результат запретного и позднее ожившегося мнения. «Народ не принимает присланного ему со стороны епископа, следовательно он злой, злобный народ». Но правило говорит только о неспособности, невежестве, изнуренности народа. Далее в правиле тот же народ называется νυπτακτος. Но это значит прежде всего «неподчиненный», «непоборенный», не признающий зависимости, подчиненности, неупорядоченный и только может истолковываться в смысле непокорности или упорства. Клир сего народа подвергается по правилу отлучению за то, что не был руководителем, воспитателем παιδευται сего неупорядоченного или не признающего в такой степени зависимости и подчиненности народа. Но если этот непокоренный, не признающий подчиненности или неупорядоченный народ не принимает посланного к нему епископа, то почему же подвергается столь суровой ответственности клир, имевший и имеющий дело с тем же признающим зависимости, непокорным и неупорядоченным народом? Всё это ряд загадок, для которых мы попытаемся дать некоторое решение. 36 правило апостольское воспроизводит содержание двух правил Антиохийского собора, а именно 16 и 17-го, при чем во второй своей половине представляет мотивировку этого последнего. Учеными исследованиями неоднократно было указываемо, что в состав сборника апостольских правил включены сокращенные пересказы постановлений некоторых соборов в том числе и Антиохийского собора 342 г. Итак, мы можем сказать, что прототипом означенного выше апостольского правила послужило 16 и 17 правило Антиохийского собора, содержание которых оно передает. Вникая в содержание этих правил, мы не можем не заметить, что они во второй половине апостольского и в 17 Антиохийском представляют совершенно канонические выводы из совершенно неканонических премисс, или предположений, что легко объясняется особенностями арианского собора, низложившего Афанасия, пославшего в Александрию чуждого

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В период династии Айюбидов в обстановке борьбы мусульман с крестоносцами возросло военное значение Б. С кон. XI до сер. XIII в. городские укрепления неоднократно перестраивались. На базе рим. театра, обнесенного рвом и стеной с башнями, была создана цитадель - один из главных военных памятников мусульм. мира. После монг. осады 1261 г. цитадель восстановили и расширили, для чего был разобран на стройматериал огромный рим. ипподром. В мамлюкскую и османскую эпохи упадок и уменьшение населения в Б. продолжались. По данным османской переписи 1569 г., в городе насчитывалось 109 мусульм. и 23 христ. семейства. В XVI в. Б. утратила статус столицы Хаурана. Из-за натиска бедуинских племен маршрут хаджа в XVII в. сместился на запад от Б., туда, где впосл. прошла Хиджазская железная дорога. Османские власти до кон. XIX в. почти не контролировали Хауран. Христ. присутствие сохранялось в Б. и после араб. завоевания. Известен ряд сиро-яковитских епископов города VIII-X вв., после X в. яковитская община угасает. Правосл. митрополиты Б. (полный титул «митрополит Бострийский, пречестный, и экзарх Каменистой Аравии») упоминаются в XII, XIV, XV вв. и позже; предположительно выходцем из Хаурана был Антиохийский Патриарх Пахомий II (1412). Митрополиты Хаурана Афанасий и Косма Даббас последовательно занимали кафедру Антиохийского Патриарха в 1612-1619 и 1619-1627 гг. (см. статьи Афанасий II Даббас , Кирилл IV ). В связи с сокращением христ. населения Хаурана правосл. кафедра Б. в сер. XVIII в. была упразднена. Мелькитские униатские патриархи с 1763 г. время от времени ставили титулярных митрополитов Б. Непосредственно на территории Хаурана униатская иерархия была учреждена в 1836 г. В 1908 г. правосл. Антиохийский Патриарх тоже восстановил Хауранскую епархию. Согласно тур. статистике 1914 г., в Б. и ближайшей округе проживало 22,5 тыс. мусульман, 3 тыс. православных и ок. 600 униатов. В XX в. в Б. проводились масштабные археологические исследования. Она представляет собой один из крупнейших культурно-исторических памятников Ближ. Востока. Православные епископы Б.:

http://pravenc.ru/text/153251.html

Β этой-то среде и сложилась христология, не терпевшая никакого аполлинаризма и никаких его подобий. Христология по существу православная и по своим целям, и по субъективному пониманию ее творцов, да и по способу выражений. Но, конечно, как и всякое богословие, она не в силах адекватно выразить тайну догмата и без труда доступна критике ее слабых сторон. Праотец этой христологии — Диодор Тарсский, один из столпов новоникейского православия, рекомендованных II Вселенским собором как «правило веры,» a отец этой христологии — его ученик Феодор Мопсуестийский, скончавшийся почти накануне Ефесского собора (428 г.). Ни христология Афанасия, ни новоникейцев не давала антиохийцам безупречного образца для построения. Кроме указанных специфически местных мотивов для богословия антиохийцев формулировка его диктовалась им преобладающим философским авторитетом в их школе — Аристотелем. По их терминологии, понятия «сущность,» «природа» — ουσια, φυσις — суть неживые абстракции. Лишь в момент ипостазирования общая «природа» становится частной, конкретной вещью. Ипостась, υποστασις, есть живая, воплощенная природа, φυσις. Ипостась придает живому существу единичную индивидуальность, лицо, a вещи — ее отдельную реальность. Понятия влекут одно другое и почти взаимно заменены в речи. Таким образом, в живой действительности « не дано природы неипостасной .» Если во Христе две природы, то две и ипостаси, т.е. два полных лица , Божеское и человеческое, соединенных, однако, по преданию веры, благодатно и таинственно в одно лицо . Такова схема антиохийская. Триадологическое богословие каппадокийцев уже установило к тому времени нормативность разделения терминов «усиа — фисис,» с одной стороны, и «ипостасис» — с другой. Но в христологии царило еще старое безразличное употребление двух терминов, ведущее свое начало от Никейского символа, где усиа и ипостасис отождествляются, и от писаний Афанасия Великого. Из этого отождествления могло быть сделано двоякое употребление. Одно нами указано y антиохийцев (две «природы»=две «ипостаси»). Совершенно обратное ему сделала, как увидим, Александрийская школа.

http://sedmitza.ru/lib/text/435140/

118 Место приват-доцента в Университете получено А. И. Пападопуло Керамевсом при участии Палестинского Общества. 119 К полному нашему удовольствию мы получили приятное известие, что это описание греческих рукописей Императорской публичной библиотеки приобретено Дирекцией библиотеки от наследников А. И. Пападопуло-Керамевса за 300 руб. Приобретение – весьма ценное и за небольшую сумму и дай Бог чтобы оно увидело к радости ученых свет в самом ближайшем будущем. 121 Считаем не лишним напомнить, что в минуты финансовых затруднений А. И. Пападопуло-Керамевс дважды продавал книги из своейбиблиотеки – в Палестинское Общество и в Библиотеку Академии наук. Последней им между прочим был продан полный экземпляр византийского журнала «Πανδρα» весьма богатый документальными данными по истории Византии. В нынешней библиотеке Афанасия Ивановича экземпляр этого журнала – неполный. 122 По слухам, однако, известно, что обращения наследницы с предложением этой библиотеки заграничным известным книгопродавцам потерпели неудачу и, таким образом, снова зарождается надежда, что эта ценная библиотека покойного Афанасия Ивановича сделается достоянием нашей Императорской Публичной библиотеки при условии, конечно, если Государственная Дума отпустит из Государственного казначейства предложенные наследнице 15 тыс. руб. 124 Сведения об этой фамилии сообщает Г. А. Муркос в предисловии к 5-му выпуску своего труда «Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII в. описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским». М 1900 С VII–IX. 125 Оригинал этот сгорел во время пожара бывшего во время известного избиения христиан в Дамаске в 1860 г. 126 Греческим языком Г.А. Муркос владел прекрасно изучив его в Афинах где жил его покойный отец в течении семи лет. 127 «Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII в.». Вып. V Предисловие С IX. 129 О. Петр еще раз покидал свою Деикаловку на пять лет будучи назначен протоиереем собора в уездном городе Зенькове и уездным благочиннымкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

79 ...молишися всесилному Богу... видти мя тлесн. – См. л. 266об. в первом письме митрополита Афанасия к патриарху Никону . Гршнича лица непросвщена ниже могут иныхь просвщати... – Ср.: 1Кор. 14:19 . В темниц бх, и приидосте ко Мн – Мф. 25:36 . Л. 79об. Болше сея любве никтоже имать... елика Азъ заповдаю вамь – Ин. 15:13–14 . ...болше сея любве нсть... аще совершиши и. – Парафраза евангельского высказывания ( Ин. 15:13–14 ), процитированного автором ранее. Л. 80 Поминайте слово, еже Азъ рхъ вамь... аще слово Мое соблюдоша, и ваше соблюдутъ. – Ин. 15:20 . Зане и Христось пострада по насъ, намъ оставль образъ, да послдуемъ стопамъ Его... – 1Петр 2:21 . Христу, убо пострадавшу за ны плотию, и вы в ту же мысль вооружитеся. – 1Пет. 4:1 . Л. 80–80 об. Терпнием да течем на предлежащий намъ подвигъ... одесную пре//стола Божия сде. – Евр. 12:1–2 . Тм же благоволю в немощехь, в досаждениихъ, в бдахъ, во изгнаниихъ, в тснотахь по Христ. – 2Кор. 12:10 . Блажени бо, – рече, – изгнани правды ради, яко тх есть Царство Небесное. – Мф. 5:10 . Блажени есте, егда поносятъ и ижденутъ вы... яко мзда ваша многа есть на небесхъ. – Мф. 5:11–12 . Л. 81 ...терпния бо имаши потребу... егоже обща Богъ любящимъ Его. – Ср.: Иак. 1:12 . ...правды не любятъ... – См. л. 266об. в первом письме митрополита Афанасия к патриарху Никону . Тако бо и прежде вась изгнаша пророки. – Мф. 5:12 . ...овыхъ в Сибирь сослаша, овых не вси куды сослаша... – См. л. 266об. в первом письме митрополита Афанасия к патриарху Никону . Не скорби, брате, благое творя... – Ср.: Гал. 6:9 . ...насъ ради умучиша и заточиша... всякими нуждами. – О людях, пострадавших за него, патриарх Никон позже вспоминал и в своих посланиях ко вселенским патриархам в 1665–1666 гг. Так, в «перехваченных» грамотах патриархам константинопольскому Дионисию, иерусалимскому Нектарию, цареградскому Парфению, александрийскому Паисию, антиохийскому Макарию он писал: «И иже прежде помянутый добрый оный человк, ему же имя Никита, иже прежде б болярин, царским гнвом обнажен всего жития своего и заточен в дальния страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Афанасия. Фактически рассматриваемое произведение представляет не символ, а только объяснение его, – но положенный в основу его символ текстуально вошел в объяснение, и его можно выделить. Получаемый таким образом символ не тождествен ни с одним из древних вероизложений; следовательно, он составлен самим автором объяснения, и во всяком случае последний принадлежит тому же богословскому направлению, которое нашло выражение в этом символе. Здесь прежде всего ставится вопрос, вероятно ли, чтобы св. Афанасий, неутомимый борец за Никейский символ, мог допустить составление собственного или же пользование таким символом, который значительно отличается от Никейского символа. В символе «Изложение веры» находим γννητος   (1.1) , тогда как св. Афанасий в I слове «Против ариан» (cap. 30) и «Об определениях Никейского собора» (cap. 28) решительно полемизирует против этого термина. Еще поразительнее изложение второго члена: в то время как в Никейском символе и в большинстве современных исповеданий он излагается так: «и во единого Господа Иисуса Христа... рожденного» и т. д. (без Λγος),   здесь Λγος   ставится на первом месте («И во единого [Единородного] 1139  Слово, Премудрость, Сына» и т. д.), и имя «Иисус Христос» в символе совершенно отсутствует 1140  и поставлено только во второй половине главы, но не для обозначения единого Господа, как обычно у св. Афанасия, но как имя человека, которого восприяло Слово. Не будем касаться других подробностей, заметим только, что в богословии как символа, так и изъяснения его находят явные черты антиохийского направления. Если к тому же принять во внимание еще отмечаемую наличность, хотя и небольшой, разницы в языке и стиле «Изложения веры» по сравнению с подлинными произведениями св. Афанасия, то понятно будет, почему теперь считают необходимым помещать «Изложение веры» по меньшей мере среди dubia св. Афанасия. Произведение направлено против ариан и савеллиан. Время происхождения его не может быть точно установлено. Употребление выражения μοιος τω Πατρι   [подобный Отцу] (cap.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010