В.Ф. Федоров, М.И. Шишова C. C. Верховской Православие и современность Православие есть христианство в его чистейшей форме. Католицизм прибавил к первоначальному христианскому учению многое, что ему по существу чуждо. Протестантизм отбросил многие драгоценные истины христианства. Одно Православие хранит и развивает апостольское христианство, ничего искусственно не прибавляя и не убавляя от него. Неповрежденная истина есть только в Православной церкви; это не голословное утверждение, но то, что можно показать и доказать. Однако состояние самой Православной церкви печально. Уже в древности торжество христианства над язычеством почти совпало с началом гибели Римской империи; варварство одолело на Западе древнюю культуру, погубило многие церкви, оторвало Запад от Востока. С VII до XV века медленно гибнет под ударами магометан и крестоносцев Византия. И греческие, и все Балканские Церкви едва в XIX освобождаются от турецкого ига, чтобы на наших глазах опять пережить великие бедствия. Русская церковь после двух веков относительного мира в течение пяти веков проходит через татарское иго и страшную борьбу с воинствующим польским католицизмом. Если история Русской церкви имела во все времена славные страницы, то всесторонний ее расцвет начинается только с конца XVIII века. XX век должен был бы стать эпохой величия и России, и Русского Православия, но случилось иначе. Ныне и Русская, и все Балканские Церкви находятся под коммунистическим игом. Православное население Турции было почти все изгнано 30 лет назад. Палестинская церковь подверглась бедствиям в последние годы. Александрийский и Антиохийский патриархаты крайне медленно выходят к новой жизни. Отраден факт появления Православной церкви почти во всех странах Америки и Азии, но при­чины этого факта большей частью печальны и, главное, эти новые церкви еще дезорганизованы и слабы... Одна Греческая церковь живет полной жизнью. В чем нуждается современное Православие? Самое существенное, нам кажется, можно свести к 5 пунктам. Прежде всего наша Церковь нуждается в свободе: в свободе от насилия и от мирского засилия.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Владимир Легойда: Мы не видим возможности считать это Всеправославным Собором 10 июня, 2016. Новостная служба Статус Всеправославного Собора при отсутствии трех Поместных Церквей для Русской Церкви неясен 10 июня. ПРАВМИР. В повестке Всеправославного Собора, который запланирован на вторую половину июня на Крите, нет многих актуальных тем, заявил представитель Русской Церкви Владимир Легойда. Статус Всеправославного Собора при отсутствии трех Поместных Церквей для Русской Церкви неясен, заявил в интервью «России 24» глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата Владимир Легойда. Ранее, напомним, Болгарская, Сербская и Антиохийская Церкви заявили о необходимости отложить Собор по причине нерешенности ряда вопросов. В пятницу также о своем намерении не принимать участие в Соборе на Крите 16-27 июня заявила Грузинская Православная Церковь. Вот что конкретно сказал Владимир Легойда. «Важно подчеркнуть, что мотивы, по которым сделала такое заявление Сербская Церковь, совпадают с заявлениями, которые мы слышали от других Поместных Церквей, и они указывают на то, что процесс подготовки к Собору не прошел через все стадии, чрезвычайно важные. Не решены те вопросы, которые должны были быть решены. Это связано с поправками к содержанию документов и с рядом других моментов. Русская Церковь изначально делала акцент на том, что подготовка должна быть чрезвычайно тщательной, скрупулезной и учитывать все озабоченности всех Церквей. К сожалению, по целому ряду причин, поскольку эти проблемы не сняты, мы слышим вот такие голоса. После того как Болгарская Церковь выступила с таким заявлением, Синод Русской Православной Церкви обратился к Патриарху Константинопольскому с предложением провести предсоборное всеправославное совещание, которое давало бы нам возможность внести необходимые поправки и развязать те узлы, которые сейчас завязаны. Но, к сожалению, на наше предложение, абсолютно реалистичное, совершенно четко позволявшее эти проблемы решить, мы не получили прямого ответа. А ответ, который был дан, демонстрирует совершенно иное понимание Константинополем сложившейся ситуации: никаких проблем нет, приезжайте, будем заседать.

http://pravmir.ru/vladimir-legoyda-myi-n...

Закрыть itemscope itemtype="" > Константинополю не удалось поставить под свой контроль Чехословацкую Церковь Комментарий к избранию Предстоятеля Православной Церкви Чешских земель и Словакии Ростислава (Гонта) 13.02.2014 2269 Время на чтение 8 минут На фоне бурных событий на Украине , перипетий, связанных с подготовкой и проведением Сочинской Олимпиады, как-то незаметно прошла информация о важном событии в православном мире - 9 февраля в Александро-Невском соборе словацкого городка Прешов состоялась интронизация нового Предстоятеля Православной Церкви Чешских земель и Словакии митрополита Ростислава (Гонта) . Этим событием, будем надеяться, закончится длившаяся несколько последних лет острейшая борьба между Константинополем и Москвой за влияние в этой части православного мира. Внимательным наблюдателям бросилось в глаза, что интронизация Предстоятеля Чехословацкой Церкви прошла очень скромно. Достаточно внушительная делегация прибыла только от Русской Православной Церкви во главе с председателем ОВЦС митрополитом Волоколамским Иларионом (Алфеевым). Кроме наших на торжествах присутствовали также высокопоставленные (на уровне архиерея) представители Антиохийского Патриархата, Польской Православной Церкви и Православной Церкви Америки. Видимо в качестве неформального гостя присутствовал представитель Элладской Православной Церкви архимандрит Тимофей. И всё! Ни одна другая Православная Церковь на торжества по интронизации Предстоятеля братской Церкви своих представителей не прислала, - ни греки, ни сербы, ни болгары, ни румыны, ни грузины. Это ярче всего отражает ту острейшую борьбу, которая велась в последние годы за право возглавить Чехословацкую Церковь. На Русской народной линии мы старались подробно освещать события в Чехословацкой Церкви и вокруг неё, перипетии борьбы, которая проходила после отставки с поста Предстоятеля в апреле 2013 года митрополита Христофора (Пулеца). Старались освещать подробно, насколько позволяла степень нашей осведомленности в подоплеке событий. Не все нам было понятно по ходу дела. Теперь, когда, наконец, эта эпопея завершилась, мы получили дополнительные сведения от осведомленных источников из Чехии и Словакии. И многое стало на свои места.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/02/13/ko...

— Могут ли прихожане московских храмов принять каким-либо образом участие в помощи сирийским христианам? — Помочь можно молитвой, другая помощь — материальная — возможна с благословения Святейшего Патриарха Кирилла. — Церковь в России не гонима, и нам трудно представить себе на практике подвиг исповедничества. Как сохранить веру в благополучные времена? По Вашему ощущению, религиозны ли люди в Москве? — Церковь в России перестала быть гонимой совсем недавно, и для многих подвиг исповедничества — это не слова из учебника истории. В России религиозность очень связана с патриотизмом, через который многие укрепляют свою веру. Москвичи любят Церковь, и надо только нам, духовенству, быть добрым примером для мирян, привлекая их в Церковь любовью и заботой. — Как Вы собирали общину в вашем храме? Кто в нее входит? — Я с радостью вспоминаю тех бабушек, которые были моей первой общиной в Москве, которые хранили православную веру. Низкий поклон им. Потом моя паства обогатилась теми, кто крестился и венчался у нас на подворье, потому что тут они могли не бояться преследований (мы не спрашивали паспорт, как тогда было положено, и таким образом их данные не попадали в соответствующие органы). Несмотря на то, что многие уехали из центра города, они сами и теперь уже их дети и внуки приезжают в наш храм на праздники и на воскресные службы. — При советской власти Антиохийское подворье действительно было местом настоящего тайного паломничества: только там человек мог креститься или венчаться без «регистрации». Какой была жизнь прихода в то время? — К нам часто приезжали гости — христиане из других стран: Ближнего Востока, Европы, Америки — которые могли общаться в стенах подворья с прихожанами. Это были интересные и полезные встречи, приоткрывавшие железный занавес. Гости везли с собой книги: Библию, молитвословы, богословские сочинения, которые мы раздавали на приходе. Тогда у нас существовал единственный в Москве детский хор, была открыта первая воскресная школа. С советских времен на подворье существует традиция благотворительных обедов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2896885...

Православие есть христианство в его чистейшей форме. Католицизм прибавил к первоначальному христианскому учению многое, что ему по существу чуждо. Протестантизм отбросил многие драгоценные истины христианства. Одно Православие хранит и развивает апостольское христианство, ничего искусственно не прибавляя и не убавляя от него. Неповреждённая истина есть только в Православной Церкви; это не голословное утверждение, но то, что можно показать и доказать. Однако состояние самой Православной Церкви печально. Уже в древности торжество христианства над язычеством почти совпало с началом гибели Римской Империи; варварство одолело на Западе древнюю культуру, погубило многие церкви, оторвало Запад от Востока. С VII до века медленно гибнет под ударами магометян и крестоносцев Византия. И греческие, и все Балканские Церкви в XIX веке едва освобождаются от турецкого ига, чтобы на наших глазах опять пережить великие бедствия. Русская Церковь после двух столетий относительного мира в течение пяти веков претерпевает татарское иго и страшную борьбу с воинствующим польским католицизмом. Если история Русской Церкви имела славные страницы во все времена, то всесторонний её расцвет начинается только с конца XVIII века. XX век должен был бы стать эпохой величия и России, и Русского Православия, но случилось иначе. Ныне и Русская, и все Балканские Церкви находятся под коммунистическим игом. Почти всё православное население Турции было изгнано 30 лет назад. Палестинская Церковь подверглась бедствиям в последние годы. Александрийский и Антиохийский патриархаты крайне медленно выходят к новой жизни. Отраден факт появления Православной Церкви почти во всех странах Америки и Азии, но причины этого факта по большей части печальны, и, главное, эти новые церкви ещё дезорганизованы и слабы... Одна Греческая Церковь живет полной жизнью. В чём нуждается современное Православие? Самое существенное, нам кажется, можно свести к пяти пунктам. Прежде всего, наша Церковь нуждается в свободе: в свободе от насилия и от мирского засилия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

протоиерей Василий Заев Скачать epub pdf 9. Кипрская Православная Церковь 9.1. Краткий очерк истории Кипрской Православной Церкви 9.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви на Кипре Кипр находится на пересечении основных торговых путей и в зоне политических интересов многих государств. Это определило сложную и подчас трагическую судьбу киприотов и их Церкви. По свидетельству Деяний Апостольских, написанных евангелистом Лукой, ученики Христовы с самого начала оказались на Кипре ( Деян. 8:18 ). Во время первого миссионерского путешествия апостол Павел в 45 г. вместе с Варнавой, который был уроженцем Кипра, обошли с проповедью весь Кипр и обратили в новую веру римского правителя острова – проконсула Сергия Павла ( Деян. 13 ). Таким образом, Кипр стал первой провинцией Римской империи, где у власти стоял правитель-христианин. Апостол Варнава вместе со своим племянником Марком в 50 г. вернулся на Кипр. Во время его проповеди в Саламинской синагоге в 57 г. кипрские иудеи схватили и побили Варнаву камнями. Тело его было взято апостолом Марком и похоронено западнее Саламина. Первым епископом на Кипре был ученик Господа Иисуса Христа Лазарь, брат Марфы и Марии, которого Господь воскресил из мертвых, рукоположенный во епископа своими соотечественниками-апостолами. Его мощи, погребенные в городе Ларнака, были обретены в 1973 г. Полная христианизация населения острова относится к началу V в. Центром церковной жизни острова со времен св. Константина Великого был Саламин (Констанция). Уже в начальный период своей истории Церковь прославилась выдающимися архипастырями и богословами. Достаточно вспомнить святого Спиридона Тримифунтского (IV в.), святителя Епифания Кипрского (IV в.), деятельно боровшегося с ересями своего времени, и святителя Григория (VIII в.), противостоявшего иконоборческой ереси. Уже в I Вселенском соборе участвовали три кипрских епископа: Кирилл Пафский, Геласий Саламинский и Спиридон Тримифунтский. А в деяниях собора, бывшего в Сердике (343), значатся подписи 12 епископов с о. Кипр. Около 400 г. епископов было уже 15. Кипрские епископы активно участвовали в деяниях II, III и последующих Вселенских соборов. Особенно деятельное участие проявила Кипрская Церковь в защите иконопочитания во время иконоборческой ереси. В церковном отношении Кипрская Церковь подчинялась Антиохийскому Патриарху, несмотря на древность своего происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Владислав Цыпин. История Русской Церкви VII. Русская Православная Церковь в послевоенные годы К оглавлению Поместный Собор открылся 31 января 1945 года в храме Воскресения в Сокольниках. В деяниях Собора участвовало 47 епископов, и среди них митрополиты: Алексий, Николай, Иоанн, Вениамин (Федченков) - митрополит Северной Америки и Аляски, 87 клириков, 38 мирян. Собор 1945 года далеко превзошел Собор 1917 - 1918 годов по авторитетности и числу гостей от братских Православных Церквей. На Собор в Москву пожаловали: Александрийский Патриарх Христофор, Антиохийский Патриарх Александр III, Грузинский Католикос-Патриарх Каллистрат, представители Вселенского Патриарха - митрополит Фиатирский Германос, Иерусалимского - митрополит Севастийский Афинагор; делегация Сербской Церкви во главе с митрополитом Скоплянским Иосифом, делегация Румынской Церкви во главе с епископом Аржешским Иосифом. После торжественного молебна Собор открыл его Председатель -Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Алексий. «По величию собрания и по составу собравшихся, - сказал он, - это поистине Вселенский Собор, ибо здесь, можно сказать, вся Православная Святая Соборная Апостольская Церковь. Но мы смиренно ограничиваем свои полномочия и будем обсуждать и решать дела лишь своей Русской Православной Церкви». Главными задачами Собора Местоблюститель назвал утверждение «Положения об управлении Русской Православной Церковью» и избрание Патриарха. С приветствиями к членам Собора обратились Патриарх-Католикос Каллистрат, почетные гости из-за рубежа. С докладом о патриотической деятельности Церкви во время Великой Отечественной войны выступил митрополит Алексий. Доклад архиепископа Псковского Григория (Чукова) был посвящен проекту «Положения об управлении Русской Православной Церковью», основные идеи которого сформулировал блаженнопочивший Патриарх Сергий. В прениях по докладу выступили епископ Кировоградский Сергий (Ларин), ректор Богословского Института - профессор протоиерей Т.Д.Попов, профессор Г. П. Георгиевский.

http://sedmitza.ru/lib/text/440007/

Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Предстоятелем Антиохийской Православной Церкви 29 января 2019 года  29 января 2019 года в Патриаршей резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре в Москве прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Блаженнейшим Патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном X и членами сопровождающей его делегации. В составе делегации — представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси  митрополит Филиппопольский Нифон , митрополит Аккарский Василий, митрополит Буэнос-Айресский и всей Аргентины Иаков, личный секретарь Блаженнейшего Патриарха Иоанна Х архимандрит Парфений (Ал-Лати), сотрудник Антиохийской Патриархии диакон Мелетий Шаттахи, а также представитель молодежного движения  Антиохийской Православной Церкви  Раймонд Ризк, Хассан Рише, Жорж Гандур. Со стороны Русской Православной Церкви во встрече участвовали председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион ,  архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока  игумен Арсений (Соколов) , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук. «Сердечно приветствую Вас в стенах Данилова монастыря и благодарю за то, что Вы присоединились ко всем нам в связи с празднованием 10-й годовщины моего пребывания на Московском Патриаршем престоле, — сказал Святейший Патриарх Кирилл, обращаясь к Предстоятелю Антиохийской Православной Церкви. — Всякий раз, когда Предстоятели Церквей встречаются, у них есть возможность вместе помолиться, совершить Божественную литургию и поговорить о том, что волнует наши Церкви, что является важным для всего вселенского Православия». Его Святейшество особо подчеркнул высокий уровень двусторонних отношений между Антиохийской и Русской Православными Церквами, имеющих уже долгую историю. «Но сегодня наши отношения имеют, я думаю, особое значение. Мы знаем, что Антиохийская Церковь переживает нелегкие времена, особенно в связи с ситуацией, которая сложилась в Сирии, — продолжил Святейший Владыка. — И Русская Церковь сегодня тоже проходит через скорбные испытания, которые связаны с ситуацией на Украине. Согласно слову Священного Писания, " страдает ли один член, страдают с ним все члены " (1Кор 12:26), и в Церкви Христовой, если одна Церковь переживает непростые жизненные обстоятельства, то ей призваны сострадать все члены, вся полнота Православия», — подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

http://foto.patriarchia.ru/news/vstrecha...

Его Святейшеству сослужили:  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , Патриарший наместник  Московской епархии ;  митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир ;  митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , глава  Среднеазиатского митрополичьего округа ;  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на  Б. Ордынке;  митрополит Филиппопольский Нифон , представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси; митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн ( Болгарская Православная Церковь ); митрополит Тамассосский и Оринийский Исаия ( Кипрская Православная Церковь );  митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  архиепископ Верейский Евгений , председатель  Учебного комитета  Русской Православной Церкви, ректор  Московской духовной академии ;  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник  Троице-Сергиевой лавры ;  архиепископ Магаданский и Синегорский Иоанн ; епископ Бачский Ириней ( Сербская Православная Церковь );  епископ Моравичский Антоний , представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Львовский и Галицкий Филарет ;  епископ Богородский Антоний , руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; заместители председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата  протоиерей Николай Балашов  и  архимандрит Филарет (Булеков) ;  архимандрит Филипп (Васильцев) , настоятель подворья Московского Патриархата в Софии;  архимандрит Феоктист (Димитров) , представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси;  архимандрит Серафим (Шемятовский) , представитель  Православной Церкви Чешских земель и Словакии ; священник Димитрий Сафонов, секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межрелигиозным отношениям; духовенство.

http://patriarchia.ru/db/text/4571693.ht...

Московское Патриаршество 1589-1700 К оглавлению Первый Патриарх святой Иов (1589—1605) и святой Патриарх Ермоген (1606—1612) Спадением Константинополя в 1453 г. духовной преемницей его стала Москва. Русское государство, окончательно сбросившее с себя татарское иго в 1480 г., укрепило свое могущество покорением Казанского (1552 г.) и Астраханского ханств (1556 г.) и Астраханского ханств (1556 г.) и присоединением к России Сибирского (с 1581 г.) ханства, возникших после распада Золотой Орды (1504 г.). Росту и усилению Русского государства содействовала Русская Православная Церковь. Русская Православная Церковь в XVI в. была самой большой и единственной из всех Православных Церквей, независимой от иноверной власти. «Русский Митрополит, по власти и значению в своей Церкви, вполне равнялся Патриархам и даже превосходил их: ему недоставало только Патриаршего имени» (101, с. 7). Последним (перед учреждением Патриаршества на Руси) Митрополитом Московским был святитель Иов (с 1587 г.). В 1589 г. в жизни Русской Православной Церкви произошло важное событие — учреждение Московского Патриаршего престола. В 1586 г. в Москву прибыл Патриарх Антиохийский Иоаким, что дало возможность Московскому правительству вступить с ним в переговоры об учреждении патриаршества в России. Патриарх Иоаким обещал по возвращении на Восток ходатайствовать об этом перед другими Патриархами. В 1588 г. в Москву прибыл Патриарх Константинопольский Иеремия, но полномочий от дру гих Патриархов на поставление русского Патриарха он не имел. Переговоры об учреждении патриаршества на Руси были возобновлены, и вскоре Патриарх Иеремия не только согласился на учреждение патриаршества в России, но и выразил желание остаться Патриархом на Руси. Но Русская Церковь имела своего кандидата — Митрополита Московского Иова. Московское правительство, желая отклонить намерение Патриарха Иеремии остаться на Руси и не вызывать в то же время его недовольства, предложило ему Патриаршую кафедру не в Москве, а во Владимире. Патриарх Иеремия от этого категорически отказался: «Мне во Владимире быть невозможно, потому что Патриархи бывают при государе всегда» (101, с. 24).

http://sedmitza.ru/lib/text/436360/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010