Митрополит Иларион: В намеченные сроки Всеправославный Собор может состояться только в нарушение его регламента 13 июня, 2016. Редакция " Правмира " Собор должен созываться с согласия всех Поместных Церквей, поэтому единственным решением является перенос его сроков Сегодня в Москве состоялся брифинг по итогам экстренного заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, созванного в связи с подготовкой к Всеправославному Собору. Об итогах заседания Синода рассказал председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. Публикуем стенограмму брифинга. Митрополит Иларион: В последнее время главным вопросом на повестке дня Священного Синода Русской Православной Церкви был Всеправославный Собор, намеченный на острове Крит на 18-26 июня сего года. На протяжении 55 лет Русская Православная Церковь активно участвовала в подготовке Всеправославного Собора. Еще в 60-е годы, когда был создан обширный каталог тем для обсуждения на Всеправославном Соборе, Русская Православная Церковь все эти темы отработала. Подготовка велась на протяжении всего этого времени, но с большими перерывами, поэтому нельзя, конечно, говорить о том, что все 55 лет Православные Церкви готовили Всеправославный Собор – перерывы иногда были очень большие, десять и более лет. Подготовка к Собору интенсифицировалась в последние несколько лет, и в январе этого года на заседании собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей было принято решение о проведении Всеправославного Собора на острове Крит в указанные числа. Но Антиохийская Православная Церковь не подписала это решение. Таким образом, это решение не было бы всеправославным до тех пор, пока бы Антиохийская Церковь его не подписала. Тем не менее, была надежда на то, что это решение будет подписано. В последнее время в Поместных Православных Церквах очень усилилась критика в адрес Всеправославного Собора, отдельных его документов, а также процесса подготовки. В нашей Церкви критика звучала из уст мирян, отдельных представителей духовенства, епископата.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-v-n...

Документы Протокол заседания Священного Синода Грузинской Православной Церкви от 10 июня 2016 года 12.06.2016 21:39 10 июня 2016 года в Патриархии прошло очередное заседание Священного Синода Грузинской Православной Церкви. Председательствовал на заседании Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II. Секретарём заседания был избран митрополит Сенакский и Чкороцкуйский Шио (Муджири). Католикос-Патриарх Илия II в общих чертах обозрел сложившуюся в связи с проведением Великого и Святого собора ситуацию и затем передал слово представителю Грузинской Церкви в секретариате Великого и Святого собора митрополиту Горийскому и Атенскому Андрею (Гвазава). Митрополит Андрей изложил развитие событий после проведения заседания Священного синода Грузинской Церкви 25 мая с.г. и заявил: «Главной целью созыва будущего собора является демонстрация православного единства перед мировым сообществом и выражение единой позиции Православной Церкви по злободневным вопросам современности. Сегодня же мы с болью в сердце вынуждены сказать, что, исходя из сложившихся реалий, эта цель недостижима ввиду следующих обстоятельств: 1) Несмотря на неоднократные попытки, между Антиохийской и Иерусалимской Церквами по сей день не удалось восстановить евхаристическое общение, хотя надежда на его восстановление сохранялась до последнего времени; 2) Антиохийская Церковь, помимо вышеозначенных причин, ввиду существующих серьёзных проблем в отношении подлежащих рассмотрению вопросов, отказалась от участия в работе собора; 3) Антиохийская Церковь не поставила своей подписи под постановлением предстоятелей Церквей 2016 года, согласно которому было решено созвать Великий и Святой собор, определены дата и место его проведения, а также перечень вопросов, подлежащих рассмотрению. Она также не поставила свою подпись под регламентом работы Великого и Святого собора, ввиду чего этот документ нельзя считать утверждённым.   4) Болгарская Церковь отказалась от участия в соборе и представила свою позицию по ряду тем; 5) Также и Сербская Церковь считает проблематичным участие в соборе и просит перенести его в целях более тщательной подготовки;

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Антиохийский епископ: несмотря на гонения, христиане остаются в Сирии О гонениях на христиан на Ближнем Востоке,о судьбах похищенных людей и находящихся под угрозой монастырей, об отношениях с Русской православной церковью и об отношении Антиохийской церкви к ситуации на Украине рассказал в интервью РИА Новости епископ Забаданский Константин (Кайял). 3 августа, 2015 О гонениях на христиан на Ближнем Востоке,о судьбах похищенных людей и находящихся под угрозой монастырей, об отношениях с Русской православной церковью и об отношении Антиохийской церкви к ситуации на Украине рассказал в интервью РИА Новости епископ Забаданский Константин (Кайял). Христиане Ближнего Востока, живущие в условиях непрекращающейся войны и всевозрастающих гонений, не оставляют надежды на мир в регионе. О современном положении православных жителей Сирии, о судьбах похищенных людей и находящихся под угрозой монастырей, об отношениях с Русской православной церковью, о ситуации на Украине и о других актуальных вызовах для христианства рассказал в интервью РИА Новости викарий патриарха Антиохийского и всего Востока, наместник Ильинского монастыря в Швайе (Ливан) – епископ Забаданский Константин (Кайял), возглавивший делегацию Антиохийской православной церкви на торжествах в Москве в честь 1000-летия преставления святого князя Владимира — Как вы можете охарактеризовать положение христиан на Ближнем Востоке сейчас, особенно на территории Сирии? — Положение ужаснейшее. У меня такое ощущение, будто мы живем во времена первых гонений на христиан. Нас убивают, как скот! Нас режут, как скот! Но, как говорил святитель Иоанн Златоуст, церковь всегда побеждает в гонениях. Слава Богу, несмотря на гонения, христиане остаются в регионе. В церковь приходит много людей, они просят Бога и Матерь Божию, чтобы они защитили их. То, что сейчас происходит, не является чем-то необычным для церкви: каждая из поместных церквей в свое время проходила через гонения. Я хотел бы просить и Русскую церковь, и христиан всего мира молиться о нас, чтобы нам сберечь свою веру.

http://pravmir.ru/antiohiyskiy-episkop-n...

Московский и Сирийский патриархи обсудили вопросы защиты христиан на Ближнем Востоке 26 января, 2014. Новостная служба Русская Православная Церковь прилагает усилия для поддержки сирийских христиан 26 января. ПРАВМИР. На встрече Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Блаженнейшим Патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном X наряду с темами межправославного сотрудничества поднимались вопросы, связанные с защитой христиан на Ближнем Востоке и, в частности, в Сирии. 25 января 2014 года в Патриаршей и Синодальной резиденции Данилова монастыря прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Блаженнейшим Патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном X, совершающим мирный визит в Русскую Православную Церковь, сообщает Патриархия.ru . Наряду с темами межправославного сотрудничества поднимались вопросы, связанные с защитой христиан на Ближнем Востоке и, в частности, в Сирии. «Вы, конечно, знаете об усилиях, которые прилагает Русская Православная Церковь, чтобы поддержать страждущих братьев в Сирии. Очень важным, поворотным моментом во всей нашей работе по оказанию поддержке сирийскому народу было Обращение в адрес Президента В. В. Путина глав и представителей Православных Церквей, которые посетили Москву в связи с 1025-летием Крещения Руси», — засвидетельствовал Его Святейшество. Он упомянул о том, что в свое время обращался также к Президенту США Бараку Обаме и от его имени получил ответ государственного секретаря США Джона Керри. «Меня обрадовал факт, что в этом ответном послании содержалась констатация того, что США стремится разрешить существующий конфликт мирным путем, — констатировал Святейший Владыка. — Я ранее просил также господина Обаму употребить усилия по выяснению судьбы двух похищенных иерархов, один из которых является Вашим родным братом». «На многих международных площадках мы заявляем позицию в отношении ситуации в Сирии, связанную в первую очередь со страданиями христианского и не только христианского населения, — подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. — Но особо волнует нас тот факт, что в результате существующего конфликта христиане покидают эту страну и вообще Ближний Восток».

http://pravmir.ru/moskovskij-i-sirijskij...

Совещание глав и представителей автокефальных Православных Церквей 1948 года ЖМП 7 июль 2018 /  6 июля 2018 г. 13:15 Нельзя отпугивать Церковь от государства О совещании глав и представителей автокефальных Православных Церквей 1948 года 70 лет назад произошло знаменательное событие в истории вселенского Православия. В июле 1948 года Русская Церковь праздновала 500-летие своей автокефалии, и в программу юбилейных торжеств было включено проведение Совещания глав и представителей Поместных Православных Церквей. Путь к нему открыт был после победоносного завершения Великой Отечественной войны. Заметные перемены к лучшему в положении Православной Церкви, имевшие место начиная с 1943 года, когда после встречи трех митрополитов в Кремле с Иосифом Сталиным на Архиерейском Соборе был избран Святейший Патриарх Сергий, преодоление внутренних расколов способствовали росту авторитета Русской Церкви в православном мире. Московская Пат­риархия тогда предприняла шаги к консолидации вселенского Православия, к преодолению осложнений во взаимоотношениях между Поместными Церквами. В этой связи достаточно упомянуть хотя бы наше успешное посредничество в нормализации статуса Болгарской Церкви, которая три четверти века находилась под отлучением со стороны Константинопольской Патриархии. Впервые на Ближний Восток В этом контексте особое значение имела поездка делегации Русской Церкви во главе со Святейшим Патриархом Алексием I по странам Ближнего Востока: 22 мая 1945 года впервые за всю историю России Патриарх Московский отправился в паломничество на Святую землю. Среди лиц, сопровождавших Патриарха в этой поездке, были митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич), архиепископ Тульский Виталий (Введенский), протопресвитер Николай Колчицкий. Пат­риарх Алексий поклонился святыням Иерусалима и его окрестностей, побывал на Масличной горе в Гефсимании. Из Палестины русская церковная делегация направилась на Кипр, где состоялась первая встреча Святейшего Патриарха Алексия с Пат­риархом Александрийским Христо­фором. Во время поездки по Ближнему Востоку Патриарх Алексий посетил Александрию, Бейрут и Дамаск, побеседовал с Патриархом Антиохийским Александром III, выпускником Киевской духовной академии, прекрасно знавшим русский язык. После поездки Алексия I и возглавляемой им паломнической делегации на Ближний Восток у Русской Православной Церкви установились особенно теплые и братские отношения с Антиохийским Патриархатом. Из Сирии Патриарх Алексий I возвратился в Москву, а сопровождавший его митрополит Николай вместе с протопресвитером Николаем Колчицким отправились в Англию.

http://e-vestnik.ru/analytics/70_let_sov...

Митрополит Иларион: Апостолы и ныне являются нашими учителями, нашими небесными заступниками 13 июля, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Церковь заповедует нам всегда обращаться к апостольским посланиям, и не только слышать их в храме, но и дома обращаться к этой части Нового Завета. 12 июля 2014 года, в праздник святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион возглавил Божественную литургию на московском Подворье Сербской Православной Церкви – Петропавловском храме на Яузе. Затем председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион обратился к присутствующим, — сообщает Служба коммуникации ОВЦС : «Ваше Преосвященство, дорогой владыка Антоний! Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка митрополит Нифон! Дорогие отцы, братья и сестры! Хочу передать всем вам благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по поручению которого я сегодня совершил Божественную литургию здесь, в  храме святых апостолов Петра и Павла, который является Подворьем Сербской Православной Церкви. Праздник первоверховных апостолов Петра и Павла – торжество всей Православной Церкви. И неслучайно ему предшествует пост, который начинается через неделю после Пятидесятницы, а заканчивается сегодня, в этот торжественный день. Установив сей постный период, Церковь особым образом почтила тех, кто вместе с остальными апостолами потрудился для того, чтобы продолжить на земле дело Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, пошел вслед за Христом и претерпел мученическую кончину. По свидетельству слова Божия, все апостолы занимают особое место в Церкви, но только Петра и Павла Церковь и святые отцы называют первоверховными, ибо Петр является недвижимым камнем в основании Церкви, а Павел – движущей силой; апостол Петр возглавлял проповедь христианства среди иудеев, а Павел – среди язычников. День памяти святых первоверховных апостолов является особым праздником для Антиохийской Православной Церкви. И Петр, и Павел посещали священные пределы Антиохии и являются основателями этой Церкви. Поэтому я особенно рад сегодня Вашему присутствию здесь, дорогой владыка Нифон, и пользуюсь возможностью еще раз поздравить Вас с возведением в сан митрополита, что является красноречивым свидетельством для всего православного мира о том, что Вас любят и почитают не только в Русской Православной Церкви, с которой Вы сроднились за долгие годы служения, но и в родной для Вас основанной святыми апостолами Антиохийской Православной Церкви, которую Вы на протяжении уже нескольких десятилетий достойно представляете здесь, в граде Москве, и во всем мире.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-apo...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Игумен Феофилакт (Моисеев). Святитель Иов. 2. Избрание, интронизация К оглавлению Русская Церковь на исходе своего 600-летнего исторического бытия продолжала оставаться Митрополией и все еще сохраняла зависимость от Греческой Церкви. Однако положение православных Патриархатов на Востоке, находившихся под властью магометан, к XVI в. было настолько бесправным и бедственным, что они вынуждены были обращаться за милостыней к процветавшей Русской Церкви . Это вносило дисгармонию в церковную иерархию православного мира. Кроме того, Русская Церковь была тем единственным оплотом Православия, который реально мог противостоять проискам папизма, ставшим особенно изощренными на Востоке в XVI в. . Таким образом, Промысл Божий направлял исторические пути России к неизбежному учреждению в ней Патриаршества. Мысль о патриаршем образе церковного управления была выражена царем Феодором Иоанновичем в разговоре с Антиохийским Патриархом Иоакимом, прибывшим в Москву за милостыней в 1586 г. Патриарх Иоаким положительно воспринял это сообщение и обещал посоветоваться с другими патриархами . Через год в Москве пребывал некто «гречанин Миколай», который подтвердил, что дело об установлении Патриаршества на Руси готовится к обсуждению между Цареградским, Антиохийским, Иерусалимским и Александрийским патриархами . Осуществление этого мероприятия было ускорено следующими обстоятельствами. В Константинополе при содействии султана был низвержен Патриарх Феолипт и возведен на престол Иеремия II, освобожденный из заточения. Ужаснувшись бедственному и безвыходному положению до основания разграбленной Церкви, Патриарх был вынужден обратиться за помощью в Москву . Повествуя о возведении Митрополита Иова в сан Патриарха, следует отметить, что все факты, связанные с приездом Патриарха Иеремии в Москву, переговоры Бориса Годунова с ним, процедура наречения и посвящения русского Патриарха интерпретируются как церковными, так и светскими историками неоднозначно: одни усматривали в этих фактах некорректное поведение русского правительства, диктовавшего будто бы свои требования восточным церковным иерархам ; другие, напротив, не находили в них ничего, что не отвечало бы церковным канонам или не соответствовало границам гражданских законов .

http://sedmitza.ru/lib/text/439782/

В разгар революции Поместный Собор Российской Православной Церкви принял постановление о восстановлении Патриаршества, и уже на следующий день, 5 (18) ноября, митрополит Московский и Коломенский Тихон был избран и наречен Патриархом Московским и всея России. 4(17) ноября 1917 года, в разгар революции, Поместный Собор Российской Православной Церкви принял постановление о восстановлении Патриаршества, и уже на следующий день, 5 (18) ноября, митрополит Московский и Коломенский Тихон был избран и наречен Патриархом Московским и всея России, а 21 ноября (4 декабря) состоялось его настолование (интронизация). Это великое и радостное событие осветило последовавшие долгие десятилетия невиданных гонений на Веру и Церковь. Событие это имело значение не только для Русской Церкви, но и для Вселенского Православия. Господь Иисус Христос изначально устанавливает иерархический принцип церковной жизни. «Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы» (Ин. 20, 21), — говорит Он апостолам. Первоначально во главе отдельных местных Церквей стояли иерархические лица, которые правили или соборно («пророки и учители» Антиохийской Церкви — Деян. 13, 1; пресвитеры или блюстители Эфесской Церкви — Деян. 20, 17, 28), или единолично, как епископы, о которых говорят Пастырские послания (1 Тим. 3, 1-7; Тит. 1, 5-9). Эти иерархи были «Ангелами» (Откр. 2, 1 и др.) отдельных, местных Церквей. Над ними возвышались Апостолы, которые как Первоиерархи имели «попечение о всех Церквах» (2 Кор. 11, 28). Когда с окончанием века Апостольского прекратилось первоиераршеское служение Апостолов, на какое-то время Вселенская Церковь стала «конфедерацией равноправных величин» (В. В. Болотов) — многочисленных местных Церквей во главе с Епископами, выражаясь современным языком — епархий. Конкретные исторические свидетельства показывают, что те «конфедеративность» и равноправие, о которых говорит Болотов, были чисто формальными, были отсутствием формально установленной власти одних кафедр над другими. Фактического равенства не было, наверное, никогда, поскольку слишком различались своим удельным весом города, в которых утверждались епископские кафедры. Например, послания сщмч. Игнатия Богоносца свидетельствуют об огромном, вселенском духовно-моральном авторитете Антиохийской Церкви, которую он возглавлял.

http://pravmir.ru/patriarshestvo-v-russk...

Предисловие Задача настоящего очерка состоит в изображении современного состояния православной Антиохийской церкви во всем, по возможности, многоразличном течении внешней и внутренней ее жизни. Поводом для нашей работы послужило недавнее пребывание в России Его Блаженства, Блаженнейшего Григория IV, патриарха Антиохийского, а внутреннее для нее основание заключается в отсутствии на русском языке полного и законченного обозрения современного положения православной церкви в Сирии, потребность в котором обусловливается и научными соображениями. Центр тяжести нашего очерка заключается, в характеристике управления в пределах Антиохийской церкви, – которая предложена по руководству, главным образом, действующего «Устава православного Антиохийского патриархата», окончательно редактированного 31 мая 1906 года: ни в русской, ни в иностранной специальной литературе этот «Устав» еще не служил предметом научного анализа. Другие же стороны нашего предмета раскрыты с прямым назначением дать по возможности полное его освещение. В виду того, что не только в русской, но и в иностранной литературе нет аналогичного опыта в постановке и решении нашего сложного вопроса, настоящий очерк современного состояния Антиохийской церкви, как кажется, не будет бесполезным для интересующихся положением православия на Ближнем Востоке. Антиохийская церковь – очерк современного ее состояния В области церковных отношений между Россией и православным Востоком текущий год ознаменован важным н редким событием. 20 февраля 1913 года в Россию прибыл из далекой Сирии Его Блаженство, Блаженнейший Григорий I40;, патриарх Антиохии и всего Востока, для принесения поздравлений Государю Императору по поводу исполнившегося трехсотлетия царствования Дома Романовых и для упрочения церковных отношений между нашим отечеством и православной Сирией. Более двухсот лет православный русский народ не лицезрел ни одного из предстоятелей автокефальных церквей православного Востока, а русская иерархия не входила в непосредственное с ними общение на территории обширной и могущественной нашей родины.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/a...

В тосте, произнесенном в четверг вечером накануне открытия Святого и Великого собора, Вселенский Патриарх Варфоломей Константинопольский – первый среди равных епископов Православной Церкви – выразил сочувствие Антиохийской Церкви, страдающей от воинствующего исламизма. Он выразил огорчение в связи с «острыми и сложными проблемами, с которыми сталкиваются братья-предстоятели поместных Православных Церквей в плане нетерпимости и религиозного фанатизма, – в первую очередь древний Антиохийский патриархат и к наш возлюбленный предстоятель, Патриарх Иоанн Антиохийский». Однако когда Его Всесвятейшество поднимал свой бокал, эти слова могли быть восприняты как  горькая чаша Антиохийской Церковью, отсутствия которой на соборе Варфоломей мог бы не допустить. Более того, присутствие Антиохии могло бы стать ключевым моментом в том, чтобы собор стал выражением единства и братства вселенского православия – на которое так надеялся Вселенский Патриарх и которое представляется все менее достижимым. Святой и Великий собор Православной Церкви, проходящий в эти дни на Крите, готовился около пяти десятилетий. Вопреки тому, что пишут СМИ, Православная Церковь неоднократно собиралась на такие соборы в период после VIII и даже XI века, хотя некоторые и считают, что конец соборной эпохи ознаменовался Седьмым вселенским собором (787) или Великой схизмой (1054). Еще одно отступление от правды, неоднократно повторявшееся в заявлениях и докладах (в особенности – официальных представителей Вселенского патриархата) заключается в том, что решение о созыве собора было принято единодушно и подписано всеми четырнадцатью общепризнанными автокефальными Православными Церквами. Это не соответствует истине: Антиохия никогда не подписывала документы, относящиеся к созыву собора. Почему Антиохия отсутствует? И каковы будут последствия ее отсутствия для Православных Церквей? Чтобы понять, почему Антиохия никогда не ставила вою подпись «за собор», нужно провести различие между ее возражениями и другими возражениями, которые появились в последнее время. Некоторые соборные документы содержат фразы или темы, которые стали объектом критики. Именно по этой причине две Церкви – Болгарская и Грузинская – приняли решение не присутствовать на соборе. А поскольку настоящего православного консенсуса уже не получалось, от участия также отказалась Русская Церковь.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010