Для выяснения юридически зафиксированных прав и обязанностей митрополитов в работе привлекаются апостольские правила и каноны Вселенских соборов IV-VIII веков. Специфический же статус русской митрополии в составе константинопольского патриархата отражен в толкованиях византийских иерархов XII века: Аристина, Зонары и Вальсамона 81 . В определении правового поля митрополита значительную роль играет еще такой источник, как Номоканон патриарха Фотия 82 . В нем была сделана попытка разграничить сферы церковной и светской юрисдикции, и он в какой-то степени являлся аналогом при составлении законов в Древней Руси. Важным источником являются «Записи о поставле-нии русских епископов...», найденные В. В. Регелем и описанные В. Г. Василевским 83 , и «Опись имущества митрополита XIV века», найденная В. Н. Бенеше-вичем 84 . В. Г. Василевский 85 и М. Д. Приселков 86 , проанализировавшие этинаходки, пришли к выводу, что оба документа принадлежат канцелярии митрополита Феогноста и относятся к его поездкам на Волынь. А Б. Л. Фонкич с помощью палеографического анализа подтвердил связь между источниками 87 . Данные документы могут помочь в освещении канонической деятельности русского митрополита, в частности дают представление о порядке поставления в XIV веке епископов. Сведения о политической обстановке и положении церкви в Малой Руси дают и польские источники. Самым интересным из них является хроника подкан-цлера короля Казимира Великого Яна из Чарнкова 88 , тем более что начальная часть хроники – периода с 1340 по 1370 год – сохранилась практически в первоначальном виде. Хотя сам автор находился далеко от Малой Руси, он, по занимаемому положению, несомненно, должен был владеть немалой информацией. Правда, хроника писалась с позиции официальных польских кругов и не лишена тенденциозности. Так, неудачу польского войска в походе на Малую Русь в 1340 году Ян объясняет исключительно помощью русским со стороны татар, совершенно игнорируя сопротивление местного православного населения. Кроме хроники Яна наиболее приближенными к исследуемым событиям источниками являются польские ежегодники (рочники или анналы) 89 , которые велись при монастырях. Несмотря на то, что большинство их сообщений носило местный характер, они иногда включали сведения и о других землях, в частности о Малой Руси. Это ежегодники конца XIV – начала XV века: Малопольский и Траски 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

214    Ахайя — историческая область на севере п-ова Пелопоннес. В римскую эпоху — название всей Греции как римской провинции. 215    Амфитрита — в греческой мифологии богиня моря, супруга Посейдона. 216    Децим Юний Торкват Силан, консул 53 г., приходился Августу, как сообщает Тацит («Анналы», XV, 35), праправнуком; покончил с собой в 64 г., будучи обвинен в заговоре. 217    Помпей (106—48 до н.э.) — выдающийся государственный деятель и полководец, противник Цезаря. В 67 г. получил для борьбы с пиратами чрезвычайные полномочия: право распоряжаться государственной казной, доходами провинций, назначать наместников и проч. 218    Пусть сапожник судит не выше сапога (лат.) 219    Гистрион — актер, комедиант. Эдип — в греческой мифологии сын фиванского царя Лая. Дельфийский оракул предсказал ему, что он убьет своего отца и женится на собственной матери Иокасте. История Эдипа была популярным сюжетом греческой трагедии. 220    По сообщению Платона (Федон, 117, н.э.), Сократ, по приговору суда принявший в тюрьме яд, встретил смерть с исключительным самообладанием. 221    Этот цирк, построенный, по преданию, еще Тарквинием Гордым, был расположен между Палатином и Авентином. 222    Соляная дорога шла на северо-восток, к берегу Адриатического моря. Параллельная ей Номентанская дорога, проходя через небольшой город Номента (в 30 км от Рима), вскоре соединялась с Соляной. 223    В греческой мифологии Орест — сын ахейского царя Агамемнона и Клитемнестры. После того как Агамемнон был убит Клитемнестрой, Орест получил от оракула приказ отомстить за отца и убил свою мать. За это его преследуют богини мести Эринии (которым тождественны римские Фурии). 224    Беневент — город в области Самний, в 40 км к востоку от Капуи. 225    Т.е. Кастора и Поллукса. 226    Осирис — египетский бог производительных сил природы, царь загробного мира. Ваал — божество семитского происхождения; чаще всего почитался как бог плодородия и бог солнца. 227    Леканий и Лициний — консулы 64 г. Гай Леканий Басс и Марк Лициний Красс Фруги.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=783...

Др. историческое сочинение - «Деяния имп. Фридриха I Барбароссы» (Gesta Friderici) - О. Ф. не успел завершить. К июню 1157 г. он закончил 1-ю книгу и часть 2-й книги. По поручению императора в марте-июне 1160 г. труд был доведен до конца Рахевином (ок. 1120-1170/77), писцом, капелланом и нотарием О. Ф. Сохранилось 3 рукописи XII в. из Юж. Германии; рубежом XII и XIII вв. датируется копия с экземпляра, сделанного Рахевином для имп. Фридриха Барбароссы (Paris. lat. 18408). Однако в дальнейшем это сочинение оставалось малоизвестным: от XV-XVI вв. осталось лишь 9 неполных списков «Деяний...» ( Wattenbach, Schmale. 1976. S. 56). Работая над этим произведением, О. Ф. опирался на 7-ю книгу своей «Хроники...», посвященную событиям от времени начала борьбы за инвеституру до 1146 г., а также на документальные источники и дипломатическую переписку. Рахевин, завершивший это сочинение, привлекал законодательные документы, письма и грамоты. Основную информацию оба хрониста черпали из устных свидетельств современников и собственных наблюдений. Сведения о жизни и деятельности О. Ф. приводит Рахевин. Среди др. источников, позволяющих реконструировать биографию О. Ф.,- Анналы мон-ря Клостернойбург, нем. и франц. хроники, королевские и имп. дипломы сер. XII в., а также переписка Вибальда из Ставло († 1158), одного из наиболее влиятельных придворных 1-го герм. короля из династии Штауфенов - Конрада III (антикороль в 1127-1135, рим. король в 1138-1152). Жизнь Семья О. Ф. принадлежала к высшей южногерм. знати. Его отец - Леопольд III Святой, маркграф Австрии (1095-1136), происходил из древнего рода Бабенбергов. Мать - Агнесса († 1143), дочь имп. Генриха IV (1084-1105), в 1-м браке была замужем за Фридрихом I, герцогом Швабии (1079-1105). Т. о., по материнской линии О. Ф. приходился имп. Генриху IV внуком, его наследнику кор. Генриху V (1098-1125, правил самостоятельно с 1106, император с 1111) - племянником, кор. Конраду III - родным братом, а имп. Фридриху I Барбароссе - дядей. Братья О. Ф. занимали важнейшие посты в империи: Леопольд IV († 1143) был маркграфом Австрийским (с 1136) и герцогом Баварским (с 1139), Генрих II († 1177) - маркграфом (с 1141, с 1156 герцог) Австрийским и герцогом Баварским (1141-1156), во 2-м браке (с 1148/49) был женат на Феодоре († 1184), племяннице визант. имп. Мануила I Комнина (1143-1180). Третий брат О. Ф.- Конрад († 1168) был епископом Пассау (1148-1164) и архиепископом Зальцбурга (1164-1168).

http://pravenc.ru/text/2581747.html

Стесихор (ок. 630—550 д. X.) — греческий мелический поэт, живший на Сицилии. От его стихов дошли незначительные фрагменты 249 Вергилий Георгики III 113—114 (перев. С. Шервинского). 250 «Гефест, отвергнутый Афродитой, воспылал страстью к Афине и погнался за ней, а она стала от него убегать Когда хромой Гефест с трудом догнал ее, то попытался овладеть ею. Целомудренная дева Афина не допустила его до себя, и тот пролил семя на ногу богини. С отвращением Афина шерстью вытерла это семя и бросила на землю, а после того, как она убежала, из этого брошенного в землю семени родился Эрихтоний» (Аполлодор. Библиотека III 14:6). 251 В Иеронимовой Хронике под 1569 д. X. (р. 40 Helm) изобретателем колесницы назван Трохил, но под 1471 (р. 46) это изобретение приписано Эрихтонию (то же: Георгий Синкелл. Хронография, р. 184:21 Mossham–mer). Гигин (Об астрологии II 13) называет изобретателя колесницы Ор–силохом (ср. Плиний Ст. VII § 202). 252 Рому л после смерти был обожествлен и почитался под именем Кви–рина (Quirmus), которое Тертуллиан, очевидно, толкует как Currmus (от currus, «колесница»). 253 Диссигнатор—устроитель общественных игр, похорон и т. п. 254 Гаруспик — жрец, гадатель по внутренностям жертвенных животных. 255 Ср. похожий цензорский эдикт против риторских школ (Светоний. О грамматиках и риторах 25; Геллий XV 11). 256 О постройке Помпеем первого каменного театра в Риме см. Плутарх. Помпеи 40:9; 42:9; 52: 5.  Театр был освящен в 55 д. X. и вмещал 40 тыс. зрителей. 257 См. прим. 48 к трактату «Об идолопоклонстве». 258 Платок в правой руке претора, который он бросал на землю, подавая сигнал к старту (см. Светоний. Нерон 22; Марциал XII 29:9; Ювенал XI 191; Дион Кассий LIX 7; Квинтилиан I 5:57). 259 Речь идет о происходившем из города Ателлы простонародном италийском фарсе, отличавшемся непристойными остротами и вульгарным языком (Teuffel, S. 13). Ателланы вызывали негодование не только у христиан, но и у официальных блюстителей старо–римской нравственности. В 23 г. сенат по предложению императора Тиберия запретил эти зрелища за «бездумную развлекательность и безнравственность» (Тацит. Анналы IV 14:3). 260

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

2 . Корнелий Тацит. Анналы. Книга XV. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1340780976 3 . Письма Плиния Младшего: Книги I–X. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://krotov.info/acts/02/01/pliniy3.html Раздел II. Научные статьи и доклады преподавателей семинарии Основные задачи духовной школы Протоиерей Сергий Дергалев , кандидат философских наук, проректор по учебной работе, заведующий кафедрой библеистики и богословия Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью) В настоящее время отсутствие государственной идеологии и национальной идеи, закрепленное 13-й статьей Конституции РФ 4 , привело к отсутствию государственного заказа в системе образования, который должен быть сформулирован в виде ясных образовательных целей, отсутствие которых – это тоже идеология, но разрушительная, а не созидательная. Отсутствие целей приводит к отсутствию или путанице стратегий образования, и стратегий воспитания в частности. Рассмотрим три основные мировоззренческо-образовательные модели, которые в различные исторические эпохи были государственными (данные модели были предложены д. п. н. А. А. Остапенко 5 ). Первая – материалистическая, или советская, нам досталась в наследие от СССР. Изначальное состояние ребенка в этой системе следующее: ребенок от рождения есть «чистый лист» (tabula rasa). В ребенке от рождения нет ни доброго, ни злого, ни нравственного, ни безнравственного, ни духовного, ни бездуховного, а добрым или злым ребенок становится в процессе воспитания. Цель данной модели воспитания, или воспитательный идеал, состоит во всесторонне развитой гармоничной личности. Стратегия воспитания в данной модели состоит в том, чтобы становление человека шло путем его внешнего формирования другими людьми и «рукотворным» пространством человеческой культуры. Основная роль педагога – это педагогическое воздействие на формируемого человека и создание культурной человеческой среды, необходимой для его формирования. Любой человек становится нормальным, если ему посчастливилось развиваться в нормальных человеческих условиях. Социальный идеал состоит в коллективизме (господство «мы» над «я»). Религиозная направленность – атеизм.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Анналы...» - главный нарративный источник польск. истории (и отчасти истории Литовского великого княжества ) кон. XIV-XV в., однако события освещаются с позиций той группировки, к к-рой принадлежал Д. Так, он постоянно отмечает превосходство католической Церкви над светской властью, в росте прав и привилегий светских феодалов видит опасность для гос-ва, неоднократно критикует вельмож за то, что они заботятся о собственных интересах, а не об интересах страны. В «Анналах...» нашло отражение враждебное отношение этой группировки к гуситам: автор умалчивает о фактах, предосудительных с его т. зр., напр. о переговорах Владислава (Ягайло) с гуситами. Для Д. и его окружения было характерно чувство превосходства по отношению к вост. соседям - «варварам»-литовцам и «схизматикам»-русским, к-рые, по выражению Д., «живут скромно и убого» и морально испорчены пороками, типичными для «греческого» мира. Политики вокруг Олесницкого выдвигали планы раздела вост. соседа - Великого княжества Литовского на неск. частей, подчиненных польск. власти. Такая политика подкреплялась в «Анналах...» вымышленными рассказами о завоевании древнерус. земель сначала Болеславом I, а затем Болеславом II. Болеслав I якобы поставил на р. Суле железные столбы, обозначавшие вост. границы Польского королевства. Эти аргументы были использованы польск. политиками в XVI в. при инкорпорации Киевской земли и Волыни в состав Польского королевства. Во вводной части «Анналов...», написанной позднее основной, среди «рек Польши» фигурирует Днепр, среди «городов Польши» - Луцк и Киев; родоначальник русских Рус - потомок одного из родоначальников поляков, Леха. «Поляне», живущие вокруг Киева на Днепре,- это тот же народ, что и «поляне», живущие в Вел. Польше и давшие ей полное название, а Киев основан «польским языческим князем Кием». В той части «Анналов...», что посвящены ранней истории, помещены вымышленные рассказы о повторном крещении рус. княжон, выходивших замуж за поляков. Мнения исследователей расходятся по поводу того, какие русские летописи использовал Д. Согласно т. зр. Н. И. Щавелевой, хронист привлекал для работы южнорусский летописный свод 1-й трети XIII в. и Смоленский летописный свод, в основание к-рого были положены Радзивиловская и Софийская I летописи.

http://pravenc.ru/text/178573.html

Опала продлилась 2 года. В 1464 г. Д. был привлечен к дипломатической деятельности, участвовал в переговорах после войны с Тевтонским орденом (1454-1466), в разработке Торуньского мирного договора 1466 г. и отстоял право Польши на возвращение ей земель, захваченных Тевтонским орденом. Благодаря этому успеху Д. получил место воспитателя королевских сыновей. В 1471 г. он сопровождал королевича Владислава, избранного чеш. королем, на коронацию в Прагу. Там Д. предложили занять вакантную архиепископскую кафедру, от чего он отказался. Вскоре из-за болезни Д. вынужден был вернуться в Польшу. В 1478 г. Д. участвовал в мирных переговорах с венг. кор. Матвеем Корвином (Матьяшем Хуньяди). Перед смертью Д. был поставлен львовским архиепископом, но папская булла с утверждением его в сане не застала Д. в живых. Главный труд Д. «История Польши» состоит из 12 книг и содержит летопись событий с библейских времен до первых месяцев 1480 г. Каждая из 10 первых книг начинается подробным географическим описанием. Последние 2 - более объемны; они основываются на личном опыте Д. и устных свидетельствах современников. Часть сочинения до нач. XV в. сохранилась в авторстве Д. При составлении «Анналов...» Д. использовал все доступные ему источники как польск., так и иностранного происхождения: материалы гос. и церковных архивов, польск., чеш. и венг. хроники, рус. и литов. летописи. Некоторые из этих источников не сохранились до наст. времени и известны лишь в пересказе Д. Определенную роль сыграл дипломатический опыт Д. Перед хронистом стояла трудная задача - свести в единое целое мн. известные ему источники. Характер работы Д. с данными текстами (вставки, подклейки и др.) в значительной мере позволяет реконструировать процесс написания книг. История Польши, как было принято в средневек. хрониках, представлена на фоне всемирной истории, истории католич. Церкви, сопредельных земель (в т. ч. Руси), сделаны обширные экскурсы в историю др. стран. Особое значение имеют «Анналы...» для изучения событий польск. истории XIII в., где Д. использовал несохранившуюся хронику, составленную в кругу польск. доминиканцев.

http://pravenc.ru/text/178573.html

493 Ibid. p. 1115. Вероятно, по этому собранию Дахера и читал Феофан вышеупомянутое сочинение Ратрамна, монаха корбейского, «contra Graecorum opposite, romanam ecclesiam infamantium, libri quatuor» (lib. III §§ 213 et 215). 494 Lib. III, § 238. Подлинное заглавие этого знаменитого сочинения (изданного Genevae 1628) есть следующее: «Pseudo-Isidorus et Turrianus vapulantes seu aditio et censura nova epistolarum omnium, quas piissimis u ibis Romae praesulibus, a beato Clemente ad Sircium etc. nefando ausu, infelici eventu, Isidorus cognomento mercator supposuit, Franciscus Turrianus iesuita adversus Magdeburgensium λγχους aculcato stylo defendere conatus est (Buddei, Isagoge p. 524. b.). 497 Ibid. p. 833. По замечанию издателя (находящемуся под буквой s) упоминаемые здесь анналы находятся в «historia Francorum scriptorium Parisiis anno 1636 ab Andrea Du Chesne edita». Из этой истории Du Chesne Феофан заимствует еще свидетельства Кеноба, Егингарда и автора жизни Карла Великого (р. 833). 515 Lib. III, § 317. Упоминаемый поэт жил в конце XV и начале XVI века. См. прим. Х, сделанное издателем к § 317. 519 В Theol. pp. 556 и 558 Феофан ссылается на известные уважаемые папистами труды – Glossa ordinaria interlinearis и Glossa marginalis. 521 Указанные труды Аманда Полянского и Беллярмина служили главными образцами и для Феофанова введения в богословие, как это видно из исследования г. Черняковского («Христ. Чт.», 1878, т. I, стр. 18–32). 522 В статье «Адам Зерников», находящейся в Трудах киев. д. академии, 1860, ч. II, справедливо замечается о трактате Феофана «de processione Spiritus Sancti», что он «весь одолжен трактатам Зерникова» (стр. 204). 524 Аманд Полянский фон-Полянедорф († 1610), реформатского фероисповедания, долго был профессором богословия в Базеле (В Швейцарии. Gass. Gesch. d. prot. Dogm. s. 396 и Buddei Isagoge p. 1131 в.). О главном его сочинении «Syntagma theologiae», изданном в первый раз Hanoviae 1615, Вальх делает такой отзыв: «opus ast copiosum; nec solum fidei, sed etiam vitae dogmata complectitur, pro regulis methodi scholasticis, satis distincte ac perspicue tradita» (Walchii, Biblioth. theol. sel. tom. I, p. 218). У нас под руками находится издание Hanoviae 1615.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

    Скан Patrologia Latina 136     PL 137: Виго (декан); Хельперик, монах Санкт-Галленский; Бернер (аббат Гумоларский); Этельвольд (епископ Винчестерский); Видукинд Корвейский; Иоанн, аббат св. Арнульфа в Меце; Одо Ошский; Бенедикт VII (папа римский); Иоанн XIV (папа римский); Теодерик (епископ Мецский); Гецо (аббат Дертонский); Дунстан (архиепископ Кентерберийский); Адальберон (архиепископ Реймса); Фолькуин (аббат Лоббе); Эркембальд (епископ Страсбургский); Адсон из Монтье-ан-Дер; Аймард (аббат Клюнийский); Майол IV (аббат Клюнийский); Летальд из Сен-Месмен-де-Миси; Иоанн XV (папа римский); Гвидо II (епископ Ле Пюи); Адальберт (епископ Пражский); Григорий V (папа римский); Конрад Кельт; Хросвита Гандерсгеймская     Скан Patrologia Latina 137     PL 138: Рихер Реймсский; Герард Суассонский; Альбуин (отшельник); Теральд; Амблалард (аббат Солиньякский); ряд анонимных сочинений о епископах и монахах (X век); «Церковные законы» королей Альфреда Великого, Эдуарда I, Хивел Дда, Эдмунда, Эдгара; материалы собора в Грателеане (928); документы Лондонского собора (970—972); анонимные «Законы пресвитеров Нортумбрии» (X век); капитулярии императоров франков (802—923); акты Оттона I, Оттона II, Оттона III; галликанские мессы; многие литании; старая алеманнская литургия; древние календари и мартирологи; латинская месса и монашеские документы (X век)     Скан Patrologia Latina 138     PL 139: Бенедикт (монах); Сильвестр II (папа римский); Пурхард из Райхенау; Гоцперт (аббат Тегернзее); Тиепальд (аббат Тегернзее); Аббо из Флёри; Альберт, аббат Сен-Месмен-де-Миси; Рорико Муассакский; Эмуэн из Флёри; Иоанн Диакон Венецианец; Херигер Лоббский; Ноткер (епископ Льежский); Титмар (епископ Мерзебургский)     Скан Patrologia Latina 139     PL 140: Император Генрих II Святой; Тангмар Хильдесхаймский; Альперт Мецский; Бурхард (епископ Вормсский); Адельбольд (епископ Утрехтский); Ромуальд (аббат Камальдуленский)     Скан Patrologia Latina 140     PL 141: Адемар Ангулемский; Бернард Анжерский; Фульберт (епископ Шартрский); Гвидон Аретинский; анонимные Хильдесхаймские и Кведлинбургские анналы и анналы Ламберта Херсфельдского; Дудон Сен-Кантенский; Гослен (архиепископ Буржский); Адальберон (епископ Лана); Гийом V (герцог Аквитанский); Гийом (аббат); Гийом (аббат Сен-Пьер-сюр-Див); король Роберт II; Мегинфрид Магдебургский; Арнольд Эммерамский; Эбал (епископ Реймсский); Иоанн XIX (папа римский); Годехард (епископ Хильдесхаймский); Катваллон (аббат Ротский); Фроумунд из Тегернзее; Эберхард (аббат Тегернзее); Перингер (аббат Тегернзее); Эллингер (аббат Тегернзее); Удальрик (аббат Тегернзее); Годескальк; Ледуин (аббат Арраса); Отельбольд (аббат Гента); Бенедикт IX (папа римский); Хериберт (епископ Айхштетский); Ангельранн (аббат Сен-Рикье); Роберт (епископ Лондонский); Гарсия из Кухи; Доминик (патриарх Градо и Аквилеи)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В И. хозяйничали дат. наместники, а также английские, а позднее и ганзейские (в основном гамбургские) купцы, которые вели здесь рыбный промысел. Между англичанами, с одной стороны, датчанами и немцами, с другой, вспыхивали конфликты, нередко оканчивавшиеся кровопролитием. Насилие часто встречалось и в церковной среде. О некоем свящ. Йоуне Сноррасоне известно, что на его совести было 2 убийства и жестокое избиение др. священника, но он продолжал служить мессы. Лишь после того, как он украл лошадей из каравана, принадлежавшего епископу, тот запретил его в служении ( J ó n Helgason. 1922. Bd. 1. S. 252-253). Летом 1433 г. был убит Скаульхольтский еп. датчанин Йоун Геррекссон. Более поздние источники рассказывают, что причиной убийства была месть за преступления его иностранной свиты во главе с Магнусом, управляющим епископа, которого молва считала его незаконнорожденным сыном ( Gunnar Karlsson. 2000. P. 120). В культурном отношении период XV - нач. XVI в. был временем упадка. В нач. XV в. еще велись анналы, но после 1430 г. в них больше не делали записей. Лит-ра этого времени представлена только поэзией, гл. обр. религиозной. Чаще всего она посвящена прославлению святых и особенно Пресв. Девы Марии ( Schottmann. 1973. S. 257-336). Наиболее значительными поэтами этого времени были Сигюрдюр Слепой и еп. Йоун Арасон. Первый приобрел известность как автор т. н. рим - поэтических переложений историй о рыцарях из далеких стран или о сканд. героях древних времен, которые исполняли полуречитативом на необычайно монотонный лад. Сигюрдюру приписывают также неск. значительных религ. произведений, в т. ч. самую длинную из исл. скальдических поэм «Роза» (Rósa; символ Пресв. Девы Марии), состоявшую из 133 строф и написанную в том же размере, что и поэма «Лилия». Из сочинений Йоуна Арасона, последнего католического епископа Хоулара (1524-1550), выделяется поэма «Лучи» (Ljómur), в которой представлена история Спасения и грядущего Страшного Суда: Христос дает праведным блаженство, а грешным посылает вечную муку, но в этот момент Пресв. Богородица и ап. Иоанн умоляют Христа помиловать осужденных, и Он внемлет им ( Jón Arason. Religiøse digte/Ed. F. Jónsson. København, 1918. S. 45-46; мотив предстательства Богородицы и ап. Иоанна на Страшном Суде встречается также в лат. гимнах позднего средневековья, но связанные с ним надежды не выражались так смело, ср.: Szövérffy J. Eschatologie in mittelalterlichen Hymnen: Homiletische Literatur, mittelalterliche Kunst und die Hymnen//Zschr. für deutsche Philologie. B., 1960. Bd. 79. S. 24-26).

http://pravenc.ru/text/674979.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010