Филипп Шафф (протестант) § 37. Разрушительный пожар в Риме и гонения Нерона Я видел, что жена упоена была кровию святых и кровию свидетелей Иисусовых, и, видя ее, дивился удивлением великим. Откровение 17:6 I. Тацит: «Анналы», 1, XV, главы 38 – 44. Светоний: «Жизнь Нерона», главы 16 и 38 (очень кратко). Сулышций Север: «Священная история», 1, II, гл. 41. Автор придает гонениям Нерона более общий характер. II. Ernest Renan: L " Antéchrist, Paris, deuxième ed., 1873. Chs. VI–VIII, pp. 123 sqq. См. также его Гиббертовские лекции о Риме и христианстве, прочитанные в Лондоне. L. Friedländer: Sittengeschichte Roms, I. 6, 27; III. 529. Hermann Schiller: Geschichte der röm. Kaiserzeit unter der Regierung des Nero. Berlin, 1872 (173–179; 424 sqq.; 583 sqq.). Hausrath: N. T.liehe Zeitgeschichte, III. 392 sqq. (2 d ed., 1875). Theod. Keim: Aus dem Urchristenthum. Zürich, 1878, pp. 171–181. Rom u. das Christenthum, 1881, pp. 132 sqq. Karl Wieseler: Die Christenverfolgungen der Cäsaren. 1878. G. Uhlhorn: The Conflict of Christianity with Heathenism. Англ. перевод, Smyth, Ropes, N. Y. 1879, pp. 241–250. С. F. Arnold: Die Neron. Christenverfolgung. Leipz. 1888. Проповедь Павла и Петра в Риме была отдельной эпохой в истории церкви. Она дала толчок росту христианства. Мученическая кончина апостолов еще больше способствовала укреплению церкви: она окончательно скрепила узами единства обращенных евреев и язычников и освятила землю языческой метрополии. Иерусалим распял Господа, Рим обезглавил и распял Его главных апостолов и крестил всю Римскую церковь кровью. Этот город навсегда стал Иерусалимом христианского мира, а Ватиканский холм – Голгофой Запада. Петр и Павел, словно новые Ромул и Рем, заложили основание новой империи, более обширной и долговечной, чем империя цезарей. Отныне символом победы и власти стал не меч, а крест. 517 Но за эту перемену пришлось заплатить драгоценной кровью. Поначалу, благодаря справедливости римских законов, империя была защитницей христианства и приходила на помощь Павлу в нескольких критических ситуациях: в Коринфе в лице проконсула Аннея Галлиона, в Иерусалиме в лице тысяченачальника Лисия и в Кесарии в лице прокуратора Феста. Теперь же, движимая патриотизмом и любовью к языческим богам, империя вступила с новой религией в смертельную схватку и обрушила на христиан череду гонений, в результате которых над Мульвийским мостом победно взметнулось знамя креста. Отныне империя, некогда бывшая сдерживающей силой и до времени не позволявшая открыться антихристу, 518 сама открыто преобразилась в антихриста, действующего огнем и мечом. 519

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Е.В. Герцман Беседа IV. Агапы Это произошло на третий год 222-й Олимпиады или в 864 году от основания Рима, в котором уже четырнадцатый год властвовал император Цезарь Нерва Траян (97–117 гг.). Прошел год с тех пор, как принял мученическую смерть епископ Антиохийский Игнатий, два года, как Траян воздвиг памятник Марсу Мстителю, символизирующий его окончательную победу над свободолюбивыми даками, четыре года, как принял мученическую смерть второй епископ Иерусалимский Симеон, и пять лет с момента присоединения Аравии к Риму. В январе следующего года в честь все той же победы над даками в Риме будет сооружена новая площадь – форум Траяна. Через два года император выступит в поход против парфян. Через три года к Римской империи будут присоединены Армения и Месопотамия. Через четыре года римляне разгромят Парфию и захватят ее столицу Ктесифон. Но через пять лет начнутся крупные антиримские волнения в Месопотамии, Сирии, Иудее, на Кипре, в Египте, в Парфии. Письмо Плиния Младшего В один из весенних вечеров этого года, в Вифинии, расположенной на северо-западе Малой Азии, императорский легат и наместник провинции писал письмо своему повелителю. Рука его раба медленно и аккуратно выводила на папирусе: «Плиний императору Траяну . Прочитав эти слова, Плиний задумался. Как лучше выразиться, чтобы не показаться слабовольным и одновременно сохранить свое собственное отношение к тому, о чем он собирается написать? Ведь речь идет о секте, «навлекшей своими мерзостями всеобщую ненависть» (Тацит. Анналы XV 44), о людях, «преданных новому и зловредному суеверию» (Светоний. Нерон 16:2). Однако сам Плиний не питал к этим христианам никакой ненависти. Полученные им воспитание и образование научили его терпимости. Он с одинаковым равнодушием относился и к отечественным, и к чужеземным богам. Его дядя Плиний Старший – автор знаменитой «Естественной истории». Сам он учился в риторской школе под руководством известного Фабия Квинтилиана, создавшего трактат «Ораторские наставления». Среди его близких знакомых был поэт Марциал. И вообще Плиний Младший относил себя к патрицианской элите и был убежденным миротворцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[греч. μφιθατρον], рим. сооружение с овальной ареной, предназначенное для проведения зрелищ - боев гладиаторов, морских сражений (навмахий), травли зверей. Представления подобного рода, известные со времен Республики, были официально запрещены имп. Константином Великим (Евсевий. Жизнь Константина. IV 25), но фактически просуществовали по крайней мере до нач. V в. Первый каменный А. в Риме был построен в 29 г. до Р. Х., однако в др. городах Италии подобные сооружения существовали и раньше (в Помпеях ок. 70 до Р. Х.). В имп. эпоху в связи с распространением такого вида казни, как отдание на растерзание зверям (лат. damnatio ad bestias), А. стал местом исполнения приговоров, вынесенных за уголовные преступления лицам, как правило, низкого социального статуса; более знатным людям за аналогичные преступления полагалась казнь через усечение мечом. Казнью через растерзание зверями наказывалось, в частности, преступление против гос-ва (crimen laesae maiestatis - оскорбление величества рим. народа), в к-ром обычно обвинялись христиане за отказ совершать офиц. религ. обряды (см. Гонения на Церковь ). Так А. стал одним из мест, где наиболее часто предавались казни христ. мученики. Беззащитных жертв отдавали зверям на растерзание, иногда привязывая к столбам, пытали и избивали. Уже в первое известное гонение на христиан при имп. Нероне (64) часть арестованных была брошена на растерзание псам (Тацит. Анналы. XV 44), но в данном случае неясно, состоялась ли эта казнь в А. или в к.-л. др. месте. В гонение имп. Траяна мученическую кончину в рим. А. принял сщмч. Игнатий Богоносец (107). Наиболее известны христ. мученики, прославившиеся подвигами в А. Лиона ( Лугдунские мученики , пам. 25 июля), Карфагена ( Перпетуя , Сатир и др., пам. 1 февр.), Эмесы Финикийской ( Сильван и др., пам. 29 янв.). В агиографических сочинениях описаниям страстей христиан в А. часто сопутствуют рассказы о чудесах, происходивших с мучениками: многих из них не трогали дикие звери (мц. Бландина Карфагенская, мч. Сильван Эмесский, мц. Татиана , вмч. Пантелеимон и др.). Сщмч. Игнатий Богоносец, желая пострадать за Христа, молил Бога не препятствовать зверям разорвать его.

http://pravenc.ru/text/114648.html

Слухи о причастности христиан к римскому пожару были подтверждены самим Нероном, и предполагают, что он ухватился за сплетню с большой охотой. По сообщению одного историка, злые языки нашептывали, что город подожгли по его приказу, а сам император «смотрел на этот пожар с Меценатовой башни, наслаждаясь... великолепным пламенем...» (Светоний. Нерон 38, 2). Эта робкая молва не могла не остаться незамеченной «хозяином». И, как свидетельствует другой историк, «Нерон, чтобы отвести слухи, нашел виновных и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами» (Тацит. Анналы XV 44). Начались массовые казни, причем они осуществлялись в таких размерах и с такой жестокостью, которых не знал до сих пор даже, казалось бы, уже все повидавший Рим. Сначала были схвачены все, кто открыто признавал себя христианами. Подвергнутые бесчеловечным пыткам, они иногда выдавали других христиан, скрывавших от окружающих свою приверженность к новой религии. Как пишет Тацит, их обвиняли уже «не столько в злодейском поджоге, сколько [вообще] в ненависти к роду человеческому» (Там же). Быть тогда в Риме христианином означало постоянно чувствовать всеобщую злобу и подвергаться травле (подобно тому, как в некоторых обществах средних веков и нового времени подвергались травле евреи). Затем христиан не просто предавали казни, а издевательски и изощренно умерщвляли. Их одевали в шкуры диких зверей и бросали на растерзание собакам. Их сжигали живьем в цирке и принуждали участвовать в театральных представлениях, где осужденные на смерть выступали в роли мифологических персонажей и должны были по-настоящему умирать: горел Геракл в своей тунике, дикие звери разрывали на части Орфея, Дедал падал с неимоверной высоты и разбивался насмерть и т. д. Но наиболее жуткую казнь, при виде которой содрогались даже совсем бессердечные люди, придумал сам Нерон. В его садах, расположенных на берегу Тибра, обреченных на смерть христиан привязывали к высоким столбам. Когда наступал ночной праздник, несчастных поджигали, и, превращаясь в живые факелы, они своими телами освещали торжества придворной знати. Такие казни вызывали жалость даже у тех, кто признавал христиан виновными. Тацит пишет: «И хотя на христианах лежала вина и они заслужили самой суровой кары, все эти жестокости пробуждали сострадание к ним, ибо казалось, что их истребляют не ради пользы общества, а из-за кровожадности самого Нерона» (Анналы XV 44).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23 . Лопарев X. М. Греческие жития святых VIII u IX веков. Пг., 1914. 24 . Лопухин А. П. Библейская история. Монреаль, 1986. 25 . Малышевский И. И. Св. Иоанн Златоуст в звании чтеца, в сане диакона и пресвитера. Киев, 1982. 26 . Менандр. Комедии. Фрагменты. М., 1982. 27 . Миллер Т. А. Мефодий Олимпийский  и традиции плато­новского диалога/Античность и Византия. М., 1975. 28 . Мифологический словарь/Под ред. Е. М. Мелетинского. М., 1991. 29 . Платон. Критон/Он же. Апология Сократа. Критон. СПб., 1898. 30 . Полякова С. В. Византийские легенды как историческое явление/Византийские легенды. М., 1994. 31 . Попов И. В. Святой Иоанн Златоуст  и его враги/Он же. Труды по патрологии. Т. 1: Святые отцы II–IV вв. Сергиев Посад, 2004. 32 . Попова Т. В. Античная биография и византийская агио­графия/Античность и Византия. М., 1975. 33 . Поснов М. Э. История христианской Церкви. Брюссель, 1964. 34 . Прозоров Г., свящ. Св. Иоанн Златоуст (значение его в ис­тории Церкви). Киев, 1910. 35 . Пюш Э. Св. Иоанн Златоуст  и нравы его времени. СПб., 1897. 36 . Раннехристианские отцы Церкви: Антология. Брюссель, 1978. 37 . Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998. 38 . Сидоров А. И. Евагрий Понтийский : жизнь, литературная деятельность и место в истории христианского богословия/Творе­ния аввы Евагрия. М., 1994. 39 . Сидоров А. И. Блж. Феодорит Кирский , архипастырь, монах, богослов. Его значение в истории древнехристианской Церкви и пра­вославного богословия/Феодорит. История боголюбцев. М., 1996. 40 . Соколов Л. А. Юношеские годы св. Иоанна Златоуста  и при­готовление его к пастырскому служению. Сергиев Посад, 1895. 41 . Сократ Схоластик . Церковная история. М., 1996. 42 . Тацит. Анналы. Кн. XV. Гл. 44/Сочинения в двух то­мах. Л., 1969. Т. 1. 43 . Терновский С. А. Очерк из истории церковно-исторической географии. Области Восточных патриархов православной Церкви до IX века. Казань, 1899. 44 . Толковая Библия , или Коммментарий на все книги Св. Пи­сания Ветхого и Нового Заветов. СПб., 1910.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Отцы Церкви Поликарп, Евсебий, Ириней, Игнатий, Иустин Мученик , Ориген и др. Какие существуют доказательства историчности Христа помимо Библии? Корнелий Тацит (род. 52–54г. от Р.Х.) Римский историк. В 112г. был губернатором Азии. Зять Юлия Агриколы, в 80–84г. – наместника Британии. Описывая правление Нерона, Тацит пишет о смерти Христа и о христианах в Риме: «Но ни все оправдания, какие можно получить от людей, ни все богатства, которые этот правитель мог расточить, ни все жертвы, какие приносил он богам, не могли снять с Нерона тягостное обвинение в том, что он, как считали, приказал устроить пожар Рима. Чтобы подавить эти слухи, он обвинил в поджоге и покарал самыми изощрёнными пытками людей, которых обычно называли христианами и ненавидели за их чудовищные преступления. Христос, по имени которого они так назывались, был казнён Понтием Пилатом, прокуратором Иудеи во время правления Тиберия: однако пагубный сей предрассудок, исчезнув на время, вспыхнул вновь, причём не только в Иудее, где возникло это зло, но также и в Риме». Анналы XV.44 Тацит упоминает христиан также в отрывке из своей «Истории», где речь идёт о сожжении Иерусалимского храма в 70 г. от Р.Х.; этот отрывок сохранился у Сульпиция Севера («Хроники» II, 30.6). Лукиан из Самосаты Сатирик II века, с презрением относившийся к Христу и христианам. Он связывал их с палестинскими синагогами и писал о Христе, что Он «...был распят в Палестине за то, что основал этот новый культ... Более того, их первый законодатель убедил их в том, что все они братья друг другу, после того, как все они окончательно согрешили, отказавшись от греческих богов, начав молиться этому распятому софисту и живя согласно его законам». («Перегрин»). Лукиан также несколько раз упоминает христиан в своей книге «Лжепророк Александр», в главах 25 и 29. Иосиф Флавий (род. 37 г. от Р.Х.) Еврейский историк. В 19 лет стал фарисеем. В 66г., будучи командующим еврейской армией в Галилее, был взят в плен и после этого жил и находился на службе при штате римской армии. Он пишет о Христе в отрывке, подлинность которого в своё время жарко оспаривалась:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Иисус Христос объяснял своим ученикам и причины такого будущего отношения к ним окружающего общества: " Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир " (Ин. 15:19). Языческие интеллектуалы, не особо погружаясь в суть учения Христа, именовали его " пагубным суеверием " (Тацит), " грубым и безмерным " (Плиний Младший). Против христианства выступили представители стоиков, эпикурейцев, неоплатоников – Лукиан Самосатский, Цельс, Флавий Арриан, Иерокл. Одним были непонятны мужество и стойкость в вере христианских мучеников, другим учение казалось " блужданием по воздуху " , да еще и не признающим, например, в отличие от воззрений неоплатоников, истинность за другими религиозными системами и философскими воззрениями. Воистину, христианство стало " для Иудеев соблазном, а для Еллинов безумием " (1 Кор. 1:23). Общественное мнение было вполне подготовлено, и для начала уже массовых преследований требовалась лишь политическая воля. Нужна была искра, которая подожгла бы сформировавшуюся взрывоопасную смесь слухов, стереотипов и сложившихся представлений о христианах. Такой искрой, в прямом смысле этого слова, стал пожар в Риме, учиненный в 64 году, по некоторым свидетельствам современников, императором Нероном. Поползли слухи о его причастности к бедствию, и чтобы их пресечь, Нерон обвинил в поджоге христиан. Тацит так описывает эти события: " И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами... Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения " (Анналы XV, 44). Позже гонения то затихали, то разгорались с новой силой. Преследования христиан во времена Диоклетиана и его преемников стали предсмертным рывком языческой империи. Религиозный плюрализм Рима оказался несовместимым с " негибкими " и " нетолерантными " гражданами и подданными, которые стремились к абсолютной Истине. В очередной раз могущественная государственная машина не смогла справиться с безоружными и даже не сопротивлявшимися христианами, что привело к кардинальным изменениям в империи, инициатором и проводником которых стал святой равноапостольный Константин Великий.

http://religare.ru/2_97090.html

by Kippis, Lond. 1838). V. Свидетельства язычников малочисленны и скудны. Этот факт можно объяснить таинственным происхождением, кратковременностью и неземным характером жизни и свершений Христа, которые были полностью посвящены Небесному Царству и происходили в отдаленной стране, среди народа, презираемого гордыми греками и римлянами. Самое древнее языческое свидетельство – это, наверное, письмо сирийского философа Мары, адресованное его сыну Серапиону (ок. 74 г. по Р.Х.). Впервые опубликовано Куретоном (Spicilegium Syriacum, Lond. 1855), переведено Праттеном в его «Доникейской библиотеке» («Ante–Nicene Library», Edinb. Vol. xxiv, 1872, pp. 104–114). Автор сравнивает Христа с Сократом и Пифагором и называет Его «мудрым царем евреев», которые были справедливо наказаны за то, что убили Его. Эвальд (цит. соч., с. 180) называет это свидетельство «весьма примечательным своей простотой и оригинальностью, а равно и своей древностью». Римские авторы I и II века лишь коротко и мимоходом упоминают о Христе как об основателе христианской религии и о Его распятии при Понтии Пилате в царствование Тиберия. Тацит упоминает о Нем в контексте рассказа о пожаре в Риме и Нероновых гонениях: «Auctor nominis ejus [ChristianiJ Christus Tiberio imperitante per procuratorem Pontium Pilatum supplicio affectas erat», – и называет христианскую религию exitiabilis superstitio («Анналы», xv. 44). Столь же оскорбительное окарикатуренное изображение евреев дано в его «Истории» (v. 3–5). Другие упоминания можно найти у Светония: «Жизнь Клавдия», гл. 25; «Жизнь Нерона», гл. 16; у Плиния–мл.: «Письма», X. 97, 98; у Лукиана: «О кончине Перегрина», гл. 11; у Лампридия: «Жизнь Александра Севера», гл. 29, 43. Языческие противники христианства – Лукиан, Цельс, Порфирий, Юлиан Отступник и др. – считают основные моменты евангельской истории и даже чудеса Иисуса реальностью, но, как и противники–иудеи, чаще всего объясняют их вмешательством злых духов. См. Приложение к моей книге «Личность Христа» (Person of Christ), а также «Надежность» (Credibility) и «Собрание свидетельств» д–ра Н. Лерднера.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

391 Санхедрин, 43а. 392 См.: Полибий. I, 86; Цицерон. De officio, III, 27; In verr., I, 5; Аппиан. Гражданские войны, I, 120; V, 132. 393 Вероятно, крест Христов был римский crux comissia, т.е. имел форму буквы Т, о чем свидетельствует ряд древних источников (Псевдо-Варнава. Послание, IX; Тертуллиан . Против Маркиона, III, 22). Надпись “над головой” была, вероятно, прикреплена на особом стержне, откуда и представление о кресте в форме + (см.: Ириней, II, 24). Впоследствии христианская символика отождествила крест в форме + с древней эмблемой вечной жизни (в частности, у египтян). 394 Осужденные обычно находились на кресте обнаженными. Однако в Иудее полагалось оставлять им набедренную повязку (Санхедрин, VI, 3; Тосефта к Санх., IX. 6). Согласно Евангелиям, Христос был не привязан, а прибит ко кресту ( Ин. 20:25 ). Некоторые критики ставили этот факт под сомнение, но археологическая находка близ Иерусалима доказала, что такой вид казни был известен в Иудее. 395 Ср. Деян. 3:17 . 396 Тацит. Анналы, XV, 44. 397 Санхедрин, XI, 4. 398 “Тьма”, описанная в Евангелии, не могла быть солнечным затмением, т.к. Пасха падала на первое весеннее полнолуние. На это указывал еще св. Иоанн Златоуст (Беседы на Матфея, 88). По-видимому, над Иерусалимом скопились тучи или воздух потемнел, как бывает, когда поднимается ветер хамсин. 399 Чаще всего кресты были в рост человека. Но поскольку воин, чтобы протянуть смоченную губку Христу, должен был надеть ее на трость, можно полагать, что Его крест был высоким, около 3 м. 400 Пс 21 . Еврейский текст этой строки псалма звучит: “Эли, Эли, лама азабтани!” Христос же произнес молитву в арамейском варианте (если судить по греческой транскрипции слов у Мф и Мк). Произнесение Христом этой молитвы на языке, который Он употреблял в повседневности, указывает на глубоко личное переживание Им слов псалмопевца. Имя Илии-пророка произносилось как “Элиягу”, что объясняет ошибку находившихся у креста. В некоторых древних рукописях стоит: “зовет Солнце”. Для язычников эта ассоциация со словом “Элиос” (Гелиос) более естественна.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/6

507 «Послание к коринфянам», гл. 6. Фраза πολ πλθος εκλεκτν в точности соответствует словам Тацита об «ingens multitudo» («Анналы», XV. 44). 508 См. Schaff, Hist. Ар. Ch., p. 296 sqq. Д–р Баур пытался оспорить традиционное мнение о преобладании язычников и доказать, что римская церковь состояла почти из одних евреев и что Послание к римлянам написано в защиту универсалистских взглядов Павла против отделенческих взглядов Петра. Примеру Баура последовали Швеглер, Реусс, Мангольд, Гильгенфельд, Фолькмар, Хольстен, Хольцман и, до некоторой степени, Тирш и Сабатье. Ольсгаузен, Толук, Филиппи, Де Ветте, Майер, Шотт, Хофман были несогласны и склонялись к противоположному мнению. Бейшлаг предложил компромиссное решение, суть которого заключалась в том, что римское собрание, судя по недвусмысленным замечаниям Павла, в основном состояло из язычников – однако последние, в большинстве своем, были обращенными прозелитами, а потому разделяли убеждения иудействующих. С этой точкой зрения согласились Шюрер и Шульц. Из числа последних и самых талантливых исследований по этому вопросу стоит упомянуть сочинения Вейцсакера и Годе, которые оспаривают выводы как Баура, так и Бейшлага. Первоначальное ядро церкви, несомненно, составляли евреи, но вскоре язычники превзошли их числом – это явствует из Послания к римлянам, из последних глав Книги Деяний, из истории Нероновых гонений и прочих фактов. Как можно заключить из Рим. 14 – 15 , а также из намеков в Послании к филиппийцам и во 2 Послании к Тимофею, влияние иудействующих в Риме ощущалось, но не было окрашено такой личной неприязнью к Павлу, как в галатийских церквях, – хотя во II веке мы находим в Риме, куда стекались все ереси, и злобствующих евионитов. 510 Lightfoot, указ. соч., с. 20. Особый интерес представляют исследования Каспари (Caspari, Quellen zur Geschichte des Taufsymbols, vol. III, 1875, pp. 267–466). По словам Фридландера, греческий был излюбленным языком имперских судей и влюбленных (Friedländer, I. 142, 481). 511 Флп. 1:13; 4:22 . Понятие πραιτριον включает в себя как офицеров, так и солдат имперских полков; выражение ο κ της κασαρος οικας с одинаковым успехом может обозначать как высокопоставленных чиновников или придворных, так и рабов или вольноотпущенников, но последнее более вероятно. Двадцать имен первых римских христиан, упомянутых в Рим. 16 , по большей части совпадают с именами, высеченными на стенах Columbaria императорской семьи, что на Аппиевой дороге. См. Lightfoot, Philippians, p. 169 sqq., приложение к «Толкованию Книги Деяний» Пламптре и Harnack, pp. 258 sq. Гарнак утверждает, что два верных служителя римской церкви, Клавдий Эфеб и Валерий Бито, упомянутые в 63–й главе послания Климента Римского к коринфянам, принадлежали к дому императора Клавдия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010