391 Санхедрин, 43а. 392 См.: Полибий. I, 86; Цицерон. De officio, III, 27; In verr., I, 5; Аппиан. Гражданские войны, I, 120; V, 132. 393 Вероятно, крест Христов был римский crux comissia, т.е. имел форму буквы Т, о чем свидетельствует ряд древних источников (Псевдо-Варнава. Послание, IX; Тертуллиан . Против Маркиона, III, 22). Надпись “над головой” была, вероятно, прикреплена на особом стержне, откуда и представление о кресте в форме + (см.: Ириней, II, 24). Впоследствии христианская символика отождествила крест в форме + с древней эмблемой вечной жизни (в частности, у египтян). 394 Осужденные обычно находились на кресте обнаженными. Однако в Иудее полагалось оставлять им набедренную повязку (Санхедрин, VI, 3; Тосефта к Санх., IX. 6). Согласно Евангелиям, Христос был не привязан, а прибит ко кресту ( Ин. 20:25 ). Некоторые критики ставили этот факт под сомнение, но археологическая находка близ Иерусалима доказала, что такой вид казни был известен в Иудее. 395 Ср. Деян. 3:17 . 396 Тацит. Анналы, XV, 44. 397 Санхедрин, XI, 4. 398 “Тьма”, описанная в Евангелии, не могла быть солнечным затмением, т.к. Пасха падала на первое весеннее полнолуние. На это указывал еще св. Иоанн Златоуст (Беседы на Матфея, 88). По-видимому, над Иерусалимом скопились тучи или воздух потемнел, как бывает, когда поднимается ветер хамсин. 399 Чаще всего кресты были в рост человека. Но поскольку воин, чтобы протянуть смоченную губку Христу, должен был надеть ее на трость, можно полагать, что Его крест был высоким, около 3 м. 400 Пс 21 . Еврейский текст этой строки псалма звучит: “Эли, Эли, лама азабтани!” Христос же произнес молитву в арамейском варианте (если судить по греческой транскрипции слов у Мф и Мк). Произнесение Христом этой молитвы на языке, который Он употреблял в повседневности, указывает на глубоко личное переживание Им слов псалмопевца. Имя Илии-пророка произносилось как “Элиягу”, что объясняет ошибку находившихся у креста. В некоторых древних рукописях стоит: “зовет Солнце”. Для язычников эта ассоциация со словом “Элиос” (Гелиос) более естественна.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/6

В последний раз бросим теперь взгляд на Иордан. По глинистому склону спустимся вниз, к самой воде, которая отражает облака и живую стену кустарника. Холмы соседней пустыни уже не видны отсюда. Расположившаяся на берегу толпа окружила человека в порыжевшей власянице. Его худое лицо опалено солнцем. Он говорит горячо, страстно, как будто торопится высказать все, что лежит у него на сердце. Эхо вторит ему с другой стороны реки. Догадываются ли люди, как мало, как недолго придется им слышать голос пророка?.. А мир тем временем идет своими путями. Далеко на Капри повелитель народов в перерывах между пьяными оргиями диктует указы, которым предстоит разойтись по всей империи. В Кесарии Пилат выслушивает отчеты, а его солдаты обходят вечерним дозором улицы. В Александрии справляют праздник Исиды, а Филон пишет трактаты, соединяющие Слово Божие с любомудрием Эллады. В Риме молодой Сенека бьется над загадкой жизни и смерти. В бесчисленных храмах звучат гимны во славу богов Востока и Запада. Человек размышляет и буйствует, страдает и томится. Как обрести последнюю Истину? Как утолить вечную жажду духа? Бежать ли в пещеры и леса, затвориться ли в царстве чистой мысли, ждать ли Суда над грешной землей? Пока еще никто не знает, что Истина незаметно уже вошла в мир, что скоро она откроет Себя так, как никогда не открывалась людям. Только душа иудейского пустынника охвачена дивным предчувствием, и его уверенность заражает учеников. Не нужно больше всматриваться в неуловимую даль: обетование совершается ныне. «Я не знаю Его, — говорит Иоанн, — но Он здесь, рядом с вами…» Когда Креститель замолкает, воцаряется тишина, как перед грозой. Замерли небо, деревья, река. И слышатся шаги. Они приближаются. По толпе проходит движение и шепот. Шаги остановились. Иоанн поднимает глаза. Иисус Назарянин стоит перед ним… ПРИМЕЧАНИЯ Глава тридцать третья ПРЕДТЕЧА 1.  Philo. Legatio ad Caium, 38. Пилат непосредственно подчинялся легату Сирии. Будучи прокуратором ( Тацит. Анналы, XV, 44), он ведал в основном налогообложением, но надпись, найденная в Кесарии в 1961 г., называет его «префектом Иудеи». Следовательно, он имел больше полномочий, чем простой прокуратор. Новый Завет и Флавий дают лишь греческие эквиваленты римских званий. О надписи Пилата см.: М. Кубланов. Новый Завет. Поиски и находки. М., 1964, с. 141; М. А. Calderini. L " Inscription de Ponce Pilate a Casaree. — BTS, 1963, р. 8.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Испанские легионы провозгласили императором Сервия Сульпиция Гальбу, но и он через полгода был убит. В 69 году на троне побывали два абсолютно бездарных человека — бывшие приближенные Нерона Марк Сальвий Отон и Авл Вителлий. Между тем еще летом 69 года действовавшие в Сирии и Иудее легионы объявили императором Флавия Веспасиана, который после нелегкой борьбы утвердился в Риме. И лишь при первых Флавиях — Веспасиане (69—79 гг.) и его сыне Тите (79—81 гг.) — империя обрела относительный покой.    Однако не только политическими катаклизмами знаменательна эпоха Нерона. В Риме ходили слухи, что грандиозный пожар в июле 64 года, длившийся почти девять дней, был устроен по приказу императора. Чтобы отвести от себя подозрения, Нерон «предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время, это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме…» (Тацит. Анналы, XV, 44). Эти слова Тацита (порой безосновательно принимавшиеся за позднейшую вставку) — первое историческое свидетельство о распространении в Риме христианства. Конечно, Тацит разделял все предрассудки своего времени относительно нового учения. Образ жизни первых христианских общин в Риме известен очень плохо. Во всяком случае, он был чрезвычайно замкнутым, что давало повод для самых нелепых и чудовищных подозрений. Равным образом, несомненно, что первые христианские общины объединяли преимущественно людей из низших социальных слоев, а также рабов и «…все они были оппозиционными по отношению к господствующему строю, к „властям предержащим“ (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 8). В силу этого по своей организации, по имущественному положению и влиянию в обществе христианские общины 2-й половины I века даже отдаленно не напоминали католическую церковь более поздних времен, которая во времена средневековья достигла небывалого богатства и могущества.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=783...

1642 Проф. Болотов. Лекции по истории древней Церкви. T. II. СПб., 1910. С. 2. 1643 Священномученик Киприан, еп. Карфагенский. Творения. T. II. С. 119. 1644 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа о скорбях. 1645 Преп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. III. М., 1849. С. 127. 1646 Тертуллиан. Творения. Ч. I. С. 116—117. 1647 Тацит. Анналы XV, 44; Светоний. О Нероне, 16; Плиний, 92. 1648 Тацит. Анналы XV, 44. 1649 Фаррар. Первые дни христианства. Изд 2-е. СПб., 1892. С. 75. 1650 Имеются в виду преступления, в которых обвиняла их народная молва, например, преступные заговоры, распутные оргии и противоестественные пиршества. 1651 Тертуллиан. Сочинения. Ч. I. Киев, 1910. С. 169. 1652 Там же. С. 101—102. 1653 Евсевий. Церковн. история. T. III. С. 4, 15. 1654 Св. Ириней Лионский. Против ересей. T. III. Стр. 3. 1655 Там же. 1656 Св. Климент, еп. Римский. Первое послание к Коринфянам, гл. 2. 1657 См.: Послание св. Поликарпа Смирнского к Филиппийцам; Евсевий. Церк. история. Кн. III, гл. 16; св. Епифаний Кипрский. Против ересей. Гл. XXX, 15; блаж. Иероним. Каталог Св. Церквей, § 15. 1658 Св. Симеон был родственником Иисуса Христа — сыном Марии, жены Клеоповой, сестры Пресвятой Богородицы. 1659 Свт. Иоанн Златоуст. Поуч. о св. Игнатии. 1660 Мученические акты о св. Игнатии, гл. 3. 1661 Мученические акты о св. Игнатии, гл. 1. 1662 Св. Игнатий Богоносец. Послан. к Ефесянам. Гл. XI. 1663 Писания мужей апостольских. С. 353—354. 1664 Св. Игнатий. Послан. к Рим., гл. V. 1665 По дороге в Рим св. Игнатий Богоносец написал семь посланий, сохранившихся до наших дней. См. Писания мужей апостольских. 1666 Св. Игнатий. Посл. к Тралл. Гл. I. 1667 Он же. Послан. к Смирн. Гл. IV. 1668 Он же. Послан. к Ефес. Гл. XXI. 1669 Он же. Посл. к Ефес. Гл. IV. 1670 Он же. Посл. к Ефес. Гл. XIV. 1671 Он же. Посл. к Ефес. Гл. XIV. 1672 Он же. Посл. к Ефес. Гл. XII. 1673 Он же. Магнезийц. Гл. I. 1674 Там же. Гл. V. 1675 Там же. Гл. VI. 1676 Св. Игнатий Богоносец. Магнезийц. Гл. XI. 1677 Он же. Посл. к Ефес. Гл. X. 1678 Там же. Гл. I.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

155): Смеешь ли ты говорить о вине Тигеллина? И ты засияешь, как те, кого мы видели Стоящими у столба с пронзенным горлом, Дымящимися и горящими. 2 . В сочинениях христиан Климент Римский , вероятно, имел в виду гонения Нерона, когда в конце I века писал о «великом множестве избранных, которые по причине зависти претерпели многие поругания и мучения»; а также о женщинах–христианках, которых заставляли изображать муки Данаид и Дирки (Поел, к коринфянам, гл. 6). Я не стал приводить этот отрывок в тексте. Ренан развивает мысль Климента и включает ее в свое собственное красочное описание гонений . См. также Merivale, ch. LV (vol. VI, 245 sqq.). 521 Тацит («Анналы», XV. 41) датирует это событие так: «quarto decimo [ante] Kalendas Sextiles… quo et Senones captam urbem inflammauerant». четырнадцать дней до секстильских календ – в день, в который когда–то сеноны подожгли захваченный ими Фридландер (Friedlander, I. 6) ошибочно указывает на 17 июля. Совпадение с годовщиной сожжения Рима галлами (19 июля 364 A. U., то есть за 453 года до описываемых событий) сочли дурным предзнаменованием. Пожар произошел на десятом году правления Нерона, то есть в 64 г. по P. X. См. Clinton, Fasti Romani, I. Oxon. 1845, pp. 45–46; Friedlander, I. 6; Schiller, pp. 173 sq.; Merivale, VI. 131. Евсевий в своих «Хрониках» ошибочно датирует пожар 66 г. 522 0писание Circus Maximus можно найти у Фридландера (Friedlander, III. 293 sqq.). Общая протяженность расположенных амфитеатром скамей составляла восемь стадиев, они вмещали 150 000 зрителей. В правление Веспасиана восстановленный Нероном цирк вмещал 250 000 зрителей, а в IV веке это число достигло 385 000. Вокруг цирка теснились деревянные лавки торговцев (среди которых было много евреев), астрологов и поставщиков провизии, публичные дома и всевозможные увеселительные заведения. Нерон тратил огромные суммы на цирк и театр, стараясь удовлетворить потребность народа в «рапет et circenses», пользуясь словами Ювенала. 523 «Рег sex dies septemque noctes» (Светоний, «Жизнь Нерона», 38); «sex dies» (Тацит, «Анналы», XV.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕГГА [Бекгана; лат. Becgana] († 17.12.693, мон-рь Анден на р. Маас, Бельгия), св. (пам. зап. 17 дек., перенесение мощей 7 июля). Дочь св. Идуберги (Итты) Нивельской и майордома Австразии Пипина I Старшего, сестра св. Гертруды Нивельской . Б. была женой Ансегизела, сына св. Арнульфа Мецского. Отец и сын были доместиками (графами дворца) меровингских королей в Австразии. От брака Ансегизела и Б. род. Пипин II Геристальский, ставший в 687 г. единственным майордомом и фактическим правителем королевства франков. Согласно «Добродетели св. Гертруды» (Virtutes S. Gertrudis. X//MGH Scr. Mer. T. 2. P. 469), в 691 г. Б. обратилась к Агнессе, настоятельнице основанного св. Гертрудой мон-ря Невигеллы (совр. Нивель, Бельгия), с просьбой прислать к ней неск. сестер со святынями и церковными книгами для устройства мон-ря в мест. Анден. Через 2 года после основания мон-ря Б. умерла. По всей видимости, удалиться от мира Б. заставило убийство в 685 г. ее мужа (совершенное, по сообщениям средневек. хронистов (Ксантенские анналы, Мецские анналы), неким Гондуином (или Гундовином)). Мон-рь Анден стал одной из главных святынь рода Пипинидов (позже Каролингов ). Здесь род. и воспитывался внук Б. Карл Мартелл (714-741), а впосл. его младший сын Грифон († 753). В Андене умерла и была погребена жена Пипина III Короткого Бертранда, усыпальница к-рой находилась здесь до XIII в. Почитание Б. фиксируется не ранее XII в., хотя неск. гимнов в честь святой были составлены неким Гислибертом из мон-ря св. Лаврентия в Льеже еще в XI в. В нач. XII в. появилось анонимное житие Б. С XV в. святая почитается как покровительница зародившегося в Нидерландах в XII-XIII вв. мистико-аскетического движения бегинок и бегардов. К XVII в. формируется легенда, согласно к-рой движение бегинок было основано именно Б. Эта легенда утвердилась после издания «Жития св. Бегги», опубликованного под заглавием «Житие святой Бегги, герцогини Брабанта, основательницы Андена и родоначальницы бегинок и бегардов» (Vita S. Beggae, ducissae Brabantiae, Andennensium, Begginarum et Beggardorum fundatricis. Lovanii, 1631. P. 1-29). Однако это утверждение было поставлено под сомнение ( Coens P. Dusquisitio de origine beghinarum et beghinagiorum. Liege, 1629).

http://pravenc.ru/text/77760.html

мира в противостоянии натиску Османской империи. В связи с этим активизировались церковные отношения со странами Балканского п-ова. Книги, переписанные в скрипториях М. к. и Валахии, имели определенное распространение к югу от Дуная, однако более сильное влияние молдав. скрипториев в письме и оформлении заметно начиная с посл. четв. XV в. на территории укр. и белорус. земель в составе Великого княжества Литовского и Польского королевства (Речи Посполитой), в т. ч. в краковских изданиях Фиоля Швайпольта 90-х гг. XV в. ( Турилов. 2005). Т. о., М. к. и Валахия играли роль покровителей Православия в Юго-Вост. Европе. Период правления св. Стефана III характеризуется расцветом средневек. культуры, с его именем связано возникновение молдавского летописания. Первоначальный текст 1-й молдавской летописи, условно названной «Анналы двора Стефана Великого», утрачен. Сохранились ее варианты: «Анонимная хроника Молдовы» (Бистрицкая летопись), 2 редакции «Путнянской летописи»; часть редакций первоначальной хроники получила распространение за рубежом под названиями «Хроника молдавско-немецкая», «Хроника молдавско-польская», «Хроника молдавско-русская» (также «Славяно-молдавская летопись»), включенная в летописный свод «Воскресенская летопись» (Славяно-молдавские летописи. 1976). С эпохой св. Стефана III также связан период расцвета и зрелости церковного искусства. В церковной архитектуре был окончательно сформирован оригинальный стиль, получивший название молдавского. Серьезным архитектурным достижением стали молдав. оборонительные сооружения. Древние крепости (Сучава, Нямц, Четатя-Албэ, Роман, Хотин, Сорока и др.) были расширены и реконструированы согласно новым требованиям, связанным с распространением огнестрельного оружия. Ансамбли настенных росписей, сохранившихся в церквах Пэтрэуци, Воронца, Хырлэу, Ботошани, Бэлэнешти и др., свидетельствуют о создании художественного стиля, наследовавшего поздневизантийское искусство Балкан. Иконографическая живописная традиция была приспособлена к особенностям молдав.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Труд В. Грюмеля «Регесты актов Константинопольского Патриархата» (Constantinople, 1932-1937. 3 vol.) - собрание всех известий о документах, издававшихся ведомством Великой Церкви с сер. V до сер. XV в., продолженное и обновленное Ж. Даррузесом ,- стал незаменимой источниковедческой основой для дальнейших исследований по церковной истории Византии. Во 2-й пол. XX в. во франц. науке возобладали методологические установки, развивавшиеся с нач. 30-х гг. вокруг ж. «Анналы». Несмотря на известную традиционность методологии, обусловленную как недостатком и сложностью источниковедческой базы В., так и его отставанием по сравнению с зап. медиевистикой, все большее внимание получает история социального быта, повседневной жизни столичного и провинциального населения, описание ментальности и внутренней картины мира византийцев. После второй мировой войны организационное становление франц. В. завершилось возрождением ж. «Échos d " Orient», с 1946 г. выходившего под названием «Revue des études Byzantines». При Центре исследований византийской истории и цивилизации (Centre de Recherche d " Histoire et Civilisation de Byzance) началось издание сб. «Travaux et Mémoires» (с 1965), в к-ром регулярно публиковались историографические обзоры международного (в т. ч. советского) В. Публикация источников осуществлялась в сериях «Le monde Byzantin», «Bibliothèque byzantine», «Sources chrétiennes» (патристика, богословие), «Archives d " Athos». Ведущим специалистом в области аграрных отношений, этнической истории, взаимоотношений Византии и Запада был П. Лемерль . Истории гос. институтов посвящены работы Э. Арвейлер ( Ahrweiler H. Recherches sur l " administration de l " Empire byzantin aux IX-XI s. P., 1960; eadem. Byzance et la mer. P., 1966; eadem. Études sur les structures administratives et sociales de Byzance. L., 1971). Р. Жанен на основе собранных им материалов и сведений о памятниках визант. культуры издал труды по топографии К-поля и крупнейших церковных центров Византии. Даррузес занимался исследованием и публикацией документов имп. и патриарших канцелярий, нотиций епископских кафедр К-польского Патриархата, канонических и др. сочинений церковных авторов, преимущественно XI-XV вв. Крупнейшие исследователи Церкви - Г. Барди , Р. Гийан , П. Готье , И. Делеэ , В. Лоран , Ж. Лоран , А. Гийомон (Guillaumont) (егип. монашество), Б. Флюзен (Flusin) (палестинское монашество).

http://pravenc.ru/text/158430.html

Ч. 225. Январь-февраль. Успенский Ф. И. Мнения и постановления константинопольских поместных соборов XI-XII вв. о раздаче церковных имуществ (харистикарии)//ИРАИК. 1900. Т. V. Успенский Ф. И. Социальная эволюция и феодализация Византии//Анналы. Т.Н. 1923 (1922). Фepiahчuh Б. Породице семейства Малиасена//Зборник филозовского факулугета. Т. 7. Београд, 1962. Фepiahчuh Б. Поседа породице семейства Малиасена//ЗРВИ. 1966. Т. 9. Фрейденберг М. М. Экскуссия в Византии в XI-XIII вв.//Ученые записки Великолуцкого государственного пединститута. 1956. Т. 3. Хвостова К. В. Особенности аграрно-правовых отношений в поздней Византии (XIV-XV вв.). М., 1968. Хвостова К. В. Пронин: социально-экономические и правовые проблемы//ВВ. 1989. Т.49. Хвостова К. В. Социально-экономические процессы в Византии. Их понимание византийцами-современниками (XIV-XV вв.). М., 1992. Цанкова-Петкова Г. Югозападните български земи през XI в. Според «Стратег-икона» на Кекавмен//ИИВИ. 1956. Т. 6. Яковенко П. А. История иммунитета в Византии. Юрьев, 1908. Ahrweiler H. Etudes sur les structures administratives et sociales de Byzance. London, 1971. Ahrweiler H. La frontiere et les frontieres de Byzance en Orient//XIVe congres intern, des etudes byzantines. Rapports. T. II. Bucarest, 1971. Ahrweiler H. Nouvelle hypotese sur le tetarteron d» or et la politique monetaire de Nicephore Phocas//ЗРВИ. 1963. T. 8. (1). Ahrweiler H. Recherches sur Г administration de Г empire byzantin aux IXe-XIe siecles//BCH. N84. Paris, 1960. Ahrweiler H. Recherches sur la societe byzantine au XIe siecle: nouvelles hierarhies et nouvelles solidarites//TM. 1976. T. 6. Ahrweiler H. La «Pronoia» a Byzance. Paris, 1980. Ahrweiler H. L» histoire et la geographie de la region de Smirne entre les deux occupations turques (1081–1317)//TM. 1965. T. 1. Angelov D, Zusammensetzung und Bewegung der Bevolkerung in der byzantinischen Welt//XVe Congres intern, d» etudes byzantines. Rapports et corapports. I. Histoire. Athenes, 1976. Angold M. A byzantine government in exile.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Попытку изобразить Иисуса, как религиозного деятеля, как искупителя и примирителя делает А. Ревиль в своем сочинении «Jesus de Nazareth». I-II. Paris 1897. По воззрению Ревиля, Иисус был «великий мистик», который осуществил «взаимное проникновение самой интенсивной религии и возвышенной морали…» Личность Иисуса Христа сделалась предметом такого почитания, что не замедлили увидеть в Сыне Человеческом существо большее, чем человек. Его постепенное обожествление началось! Таким образом, взгляд Ревиля на Иисуса Христа типично-рационалистический, стоящий под сильным влиянием Ричлианской школы.    Вот вкратце история рационалистических воззрений на лицо Иисуса Христа. Перейдем к определению и изображению Его подлинного Лика.     Источники жизни Иисуса Христа делятся на библейские и вне-библейские.    Вне-библейские источники незначительны по количеству и объему, и о них скажем прежде всего.    Важнейшим мы считаем свидетельство Тацита, родившегося в 56 г. христианской эры и писавшего свои Анналы в 115—117 г. Следовательно, Тацит в своей юности мог вращаться среди поколения людей, видевших Иисуса Христа. Так, в XV кн. своих Аннал, в главе XLIV, описывая гонение христиан при Нероне (54—68 г.), кратко замечает: «ductor nominis ejus (scilicet christiani) Christus Tiberio imperante per procuratorem Pontium Pilatum supplicio affectus erat» (Виновник этого имени (христианского) Христос был подвергнут смертной казни при управлении Тиверия, прокуратором Понтием Пилатом). Тацит, по времени своей жизни, имел полную возможность удостовериться в действительности личности Иисуса Христа, и он положительно удостоверяет Его.    Хронологически несколько более раннее, но менее определенное упоминание о Христе делает историк Светоний в «Vita Claudii», с. 25: «Judaeos impulsore Chresto assrdue tumultuantes Roma expulit», т. е. император Клавдий (41—54 г.) «иудеев, непрестанно возмущавшихся по подстрекательству Хреста, изгнал из Рима». Это событие относится к началу 50-ых годов. Замечательно, это свидетельство Светония подтверждает Лука, грек по происхождению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010