Хартвиг, архиеп. гамбургско-бременский (1148–1168) 280, 280, 340, 340 Хартвик, фактор регенсбургского м-ря св Эммерама в Киеве (1170-е гг.) 274, 274–275 Хаттон, архиеп. майнцский (968–970) 42, 277 Хедвига, ж. французского герц. Хуго Великого, д. германского кор. Генриха I (ум. после 958 г.) II Хедвига, ж. зуплинбургского гр. Гебхарда, м. германского имп. Лотаря III 329, 329 Хельмольд из Бозау, немецкий хронист (ум. после 1177 г.) 28, 160, 267–273, 283, 327 Хельперих, гр. плёцкауский, мгр. Саксонской северной марки (1112–1117/8) 234, 234, 342 Херборд, немецкий агиограф (сер. XII в.) 253–257, 305 «Хер(е)фордская карта» (ок. 1290 г.) 259 Хериберт, еп. айхштеттский (1021/2–1042) 118 Херик, саксонский рыцарь в войске польского кн. Болеслава I 79, 79 Херманн фон Зальм, германский антикор. (1081–1088) 154, 161, 161 Херманн II, герц. швабский (997–1003) II, III Херманн, мгр. майсенский (1009–1032) IV, 67, 67 Херманн II из Винценбурга, лгр. тюрингенский (до 1130 г., ум. в 1152 г.) 339, 339, 342 Херманн, пгр. рейнский (1142–1155) 280, 280 Херманн, б. гр. Випрехта I 218 Херманн, еп. мюнстерский (1032–1042) 118 Херманн, еп. мецкий (1072/3–1090) 157 Херманн, еп. дерптский (1219/20 – после 1243) 343, 343 Херрманн И., см. Herrmann J. «Херсфельдские анналы», реконструируемый памятник (поел. четв. X в.) 106, 117 Хильдевард, еп. хальберштадтский (968–992) 42, 42, 277 Хильдегарда, ж. Генриха Лысого, родоначальника Штаденов (сер. X в.) 341 «Хильдесхаймские анналы» (XI в.) 97, 99, 105–108, 117, 228, 229, 327 Хильтин (Иоанн), еп. Бирки-Сигтуны (ок. 1071 г.) 150 Хольмфрид, д. шведского кор. Олафа I Шётконунга 131 Хольцманн Р, см. Holtzmann R. Хофмайстер А., см. Hofmeister А. Христиан, гр. кверфуртский (перв. пол. XI в.) 328 Христиан, аб. м-ря св. Иакова в Регенсбурге (втор. четв. XII в.) 287 Христина, ж. новгородского, затем переяславского кн. Мстислава Владимировича, д. шведского кор. Инге I (ум. в 1122 г.) VII, IXb Христофор, с. и соправитель византийского имп. Романа I Лакапина (ум. после 945 г.) VIII

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

372 Ок. 427 г. Идаций получил епископскую хиротонию в город Aquae Flaviae (ныне – в Португалии) неподалеку от города Лимика в Галисии, где он родился. Он претерпел немало гонений от ариан и в 431 г. отправился с посольством к Аэцию в Галлию просить помощи против притеснителей. В 460 г. по обвинению во враждебности к властям Идаций был посажен под домашний арест в собственном соборе королем Фрумарием; лишение Идация свободы сопровождалось насилием над кафолическими христианами со стороны арианских властей. 373 «Анналы» Марцеллина впервые опубликованы в Париже в 1546 г. ( A. Schonhovius) . Второе парижское издание подготовил Ж. Сирмон (1619). В 1677 г. «Анналы» были опубликованы в Лионе в Maxima Bibliotheca veterum Patrum (т. 4). Затем их публиковали Галланди в Bibliotheca veterum Patrum (т. 10) и Минь ( PL, Т. 51). Лучшей публикацией считается издание Моммзена в Chronica minora (см.: Monum. Germ. hist. auct. antiquiss. Bd. 9. Berlin, 1894). Кассиодор пишет, что Марцеллину принадлежали также 4 книги De temporum qualitatibus et positionibus locorum и «очень точное описание градов Константинополя и Иерусалима» (также в 4–х кн.), но эти произведения до нас не дошли. 374 За эту свою позицию Виктор был (после 544 г., когда эдиктом Юстиниана «три главы» были осуждены) заключен в монастырь Мандракион, а затем отправлен в изгнание на один из островов в Средиземном море и, наконец, в Египет. В 564 г. он, вместе с пятью другими африканскими епископами, предстал перед императором и патриархом для дальнейшего разбирательства, отказался признать эдикт о «трех главах» и был заключен в один из константинопольских монастырей, где, возможно, и умер. 375 Первым хронику Виктора издал Канизий в 1600 г., затем – Минь (PL, Т. 72) и, наконец, Моммзен (в Mon. Germ. Hist. Auct. Antiq. T. 11. Berlin, 1894). Полагают, что Виктор является также автором трактата De Poenitentia, который ранее приписывался Амвросию Медиоланскому ( PL, Т. 17). 376 Подробности биографии хронографа неизвестны. Сам себя он называл «Матеосом Урхаеци и монахом» или «Матеосом Урхаеци и монастырским иереем» [ Матеос Урхаеци. Хронография. Вагаршапат, 1898 (грабар). С. 113–114]. Предположительно он жил за пределами Армении и был иеромонахом в одном из монастырей Эдессы, где и написал свою «Хронографию» («Я, Матеос... в месопотамском городе Урха долгие годы благодаря самоотверженным разысканиям и проницательной мысли собирал факты и записал их до сего места», то есть до 1136 г. включительно). Погиб Матеос во время взятия Эдессы турками–сельджуками в 1144 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Головко А. Б. 58 Голубинский Е. Е. 20, 46, 90 Гомер, древнегреческий поэт (вероятно, VIII в. до н. э.) 202 Гонорий Августодунский (Отёнский), полигистор (перв. пол. XII в.) 88 Гораций Флакк Квинт, римский поэт (ум. в 27 г. до н. э.) 147, 147, 301 Горский А. А. 26–29 Гослен из Шони, участник французского посольства к киевскому кн. Ярославу Мудрому (сер. XI в.) 102 Готфрид (Жоффруа) V Плантагенет, гр. анжуйский, герц, нормандский (ум. в 1151 г.) VII Готье, еп. Мо (сер. XI в.) 102 «Градичанские (Опатовицкие) анналы» (сер. XII в.) 263 Григорий I Великий, п. римский (590–604) 53, 262 Григорий V (в миру – Бруно), п. римский (996–999) 163–164 Григорий VII, п. римский (1073–1085) 50, 111–113, 112, 157, 209 Григорий Турский , еп., франкский историограф (ум., вероятно, в 593/4 г.) 102 Гримольд, гражданин Регенсбурга (1170-е гг.) 275 Грот К. Я. 252, 263–264 Грушевс(ь)кий М. С. 46, 311 Гунхильд, ж. датского кор. Свена I Вилобородого 130 Гунхильд (Кунигунда), ж. германского кор. Генриха III, д. английского и датского кор. Кнута Могучего (ум. в 1038 г.) II, VII, 118, 230, 230 Гурк, воин венгерского кор. Гезы II 370 Гюнтер, гр. шварцбургский (посл. четв. XI в.) 231, 231, 233 Гюнтер, аб. херсфельдский (втор. пол. X в.) 109, 116 Давид, царь израильский (ум. в 965 г. до н. э.) 23 Давид, с. венгерского кор. Эндре I (ум. после 1091 г.) V, 357, 358 Давыд Игоревич, кн. волынский, затем дорогобужский (1099–1112) IXa, 176, 210, 360–361 Давыд Святославич, кн. черниговский (1097–1123) IXa, 339 Дагоме (?), христианское имя польского кн. Мешка I (см.) Дамиани Петр, см. Петр Дамиани Даниил Романович, кн. галицкий (1238–1264) IXb 325, 372, 372 Даниил, еп. пражский (1148–1167) 261, 265, 265 Дарий I, царь персидский (521/2–486 до н. э.) 306, 306 Дарий III, царь персидский (336–330 до н. э.) 307, 307 Даркевич В. П. 194 Даттон, один из предводителей антивизантийского восстания в Южной Италии (нач. XI в.) 165 Деди, мгр. нижнелужицкий (Саксонской восточной марки) (1046–1075) 120, 120 Дедон, гр. дитмаршенский (сер. XI в.) 339, 340

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. M., 1979. Евсевий Памфил . Церковная история. M., 1993. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа против Апиона. В кн.: Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю; Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона. M.; Иерусалим, 1994. С.119–214. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Т.1–3. M., 1997–1999. Лютер Μ. О рабстве воли. В кн.: Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.,1986. С.290–545. Марк Аврелий. Размышления. Л., 1985. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. M., 2008. Платон. Законы//Собрание сочинений в 4-х т. Т.4. М„ 1994. С.71–437. Платон. Государство//Собрание сочинений в 4-х т. Т.3. М„ 1994. С.79–420. Платон. Федон//Собрание сочинений в 4-х т. Т.2. M., 1993. С.7–80. Плотин. Эннеады. – Plotinus. The Enneads. London; Oxford, 1956. Светоний. Жизнь двенадцати Цезарей. M., 1964. Тацит. Анналы. Малые произведения. История. M., 2003. Филон Александрийский. О посольстве к Гаю. В кн.: Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона. M.; Иерусалим, 1994. С.53–112. Филон Александрийский. О сотворении мира: De opificio mundi/Ed. L.Cohn//Philonis Alexandrini Opera. Berlin, 1896, 1962 r . Vol.1. P.1–60. Цицерон. O законах. B кн.: Цицерон. Диалоги. M., 1966. C.89–150. Цицерон. O пределах добра и зла. В кн.: Цицерон. О пределах добра и зла. Парадоксы стоиков. M., 2000. С.41–242. IV. Использованная литература Арсений (Соколов), игум. Пророк и блудница. Комментарий к 1–3-й главам Книги пророка Осии. M., 2016. Барт К. Краткое толкование Послания к Римлянам. В кн.: Барт К. Толкование Посланий к Римлянам и Филиппийцам. M., 2010. С.1–186. Барт К. Послание к Римлянам. M., 2005. Ветхий Завет на страницах Нового. Том IV: Послания апостола Павла. Под ред. Г.К.Била и Д.А.Карсона. Черкассы, 2015. Данн Дж.Д.Г. (Dunn J.D.G). Послание к Римлянам. – Мир Нового Завета. Словарь Нового Завета. Т.2. Под ред. Р.Мартина, Д.Рейда и К.Эванса. M., 2010. С.679–691.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Иосиф Флавий. Иудейские древности. Иудейская война. Против Апиона. М., 2011. Плиний Старший. Естественная история//C. Plinii Secundae. Historiae naturalis libri XXXVII/Ed. C. Mayhoff. Vol 1: Libri I–VI. Lipsiae, 1906. Сирийский Апокалипсис Bapyxa. SC 144. Страбон. География. Д., 1964. Тацит. Анналы. Малые произведения. История. М., 2003. Ювенал. Сатиры. СПб., 1994. IV. Использованная литература Алексеев А. А. , Лявданский А. К., Неклюдов К. В. Библеистика//Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 25–58. Афанасий (Евтич) , еп. и др. Игнатий Богоносец //Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 21. С. 138–147. Беляев Л. А. Вифсаида//Православная энциклопедия. Т. 8. М., 2004. С. 606. Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер). Иисус из Назарета. СПб., 2009. Бокэм Р. Иисус глазами очевидцев. Первые дни христианства: живые голоса свидетелей. М., 2011. Булгаков Сергий , прот. Святые Петр и Иоанн – два первоапостола. Париж, 1926. Виноградов А. Ю., Сургуладзе М. и др. Андрей Первозванный//Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 370–377. Гамалиил I//Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 10. С. 380–381. Грацианский М. В. Возникновение и развитие концепции папского примата в Ι–V вв.//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. I. 2014. 2(52). С. 9–29. Деко А. Гробница святого Петра (http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1352/). Желтов М. С. Апостольские постановления//Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2001. С. 113–114. Ианнуарий (Ивлиев) , архим. Иерусалимский Собор апостолов//Православная энциклопедия. Т. 21. М., 2009. С. 502–504. Иларион (Алфеев) , митр. Духовный мир преподобного Исаака Сирина . Изд. 6-е. М., 2013. Иларион (Алфеев) , митр. Иисус Христос. Жизнь и учение. Кн. I: Начало Евангелия. М., 2016. Иларион (Алфеев) , митр. Иисус Христос. Жизнь и учение. Кн. II: Нагорная проповедь. М., 2016. Иларион (Алфеев) , митр. Иисус Христос. Жизнь и учение. Кн. III: Чудеса Иисуса. М., 2017. Иларион (Алфеев) , митр. Иисус Христос: Жизнь и учение. Кн. V: Агнец Божий. М., 2017.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Сейчас стала доступна книга еп. Кассиана (Безобразова) " Христос и первое христианское поколение " . Я недавно прочел хулиганскую статью одного петербургского " ученого " (он считает себя православным), который обозвал еп. Кассиана отступником и диаконом сатаны, утверждая при этом, что еп. Кассиан сознательно коверкает текст Нового завета в своем переводе, о котором я вам говорил, и в своих работах по Евангелию он тоже является отступником. Это, по крайней мере, может быть названо хулиганством, а на самом деле это явление очень тяжелого порядка, когда в еретики записывают и о. Александра Шмемана, и о. Иоанна Мейендорфа и прочих русских зарубежных богословов. Это очень распространенное, очень пагубное явление, которое замыкает российское богословие на самом себе. Это совершенно недопустимый обскурантизм. Трезвость нужна в отношении ко всякому творению и учению - в том числе и в отношении книг еп. Кассиана. Но нельзя быть хулиганом и именовать епископа Кассиана отступником и диаконом сатаны. Достоинство книги еп. Кассиана состоит в том, что это пока единственный учебник по Новому Завету - не бесспорный, конечно, но единственный, удовлетворяющий современному менталитету учебник. В этом учебнике я вас всех прошу прочитать соответствующие статьи о Евангелиях: Мф. - с. 278, Мк. - с. 303, Лк. - с. 324, Ин. - с. 348. Попутно замечу, что еп. Кассиан является приверженцем той самой протестантской теории, что первым по написанию Евангелием было Марково. Это частное мнение не может испортить достоинств его учебника в части изложения прочего материала. И заметьте, что порядок изложения материала о Евангелиях у него именно канонический. Список сокращений [Флав. I] - Иосиф Флавий, Иудейская война. М., 1996.[Флав. II] - Иосиф Флавий, Иудейские древности. Минск, 1994.[Ран.] - Ранние Отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1988.[Пис.] - Писания мужей апостольских. Рига, 1992.[Плин.] - Плиний Младший, Письма. М, 1984. Литература Библия. Издание Московской Патриархии, М., 1988.Библия. Брюссель, " Жизнь с Богом " .Дидахе. Учение двенадцати апостолов (в кн.: Писания мужей апостольских).Второе послание Климента Римского к Коринфянам (в кн.: Писания мужей апостольских).Иустин Философ. Апология I (в кн.: Ранние Отцы Церкви).Ириней Лионский. Против ересей.Евсевий Кессарийский. История Церкви.Ориген. Против Цельса. М., 1996.Блаж. Августин. Согласование Евангелистов.Иосиф Флавий. Иудейская война. М., 1996.Иосиф Флавий. Иудейские древности. Минск, 1994.Тацит. Анналы.Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1990.Плиний Младший. Письма. М., 1984.Лукиан. О кончине Перегрина.Бобринский А. Из эпохи зарождения христианства. М., 1995.Еп. Кассиан (Безобразов). Христос и первое христианское поколение. Париж, 1992.Глубоковский Н.Н. Евангелия и их благовестие о Христе-Спасителе и Его искупительном деле. София, 1932.Канонические Евангелия. Пер. с греч. в. Н. Кузнецовой. М., 1993.Лезов С.В. История и герменевтика в изучении Нового Завета. М., 1996.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1428...

16 О последних трех веках ветхозаветной истории см. в кн.: Мень А. На пороге Нового Завета. 17 Книга Даниила 7, 13. Исследования Библии показали, что Книга Даниила написана не в VI b. до н. э., как думали прежде, а во II b. до н. э., хотя в нее были включены и более ранние материалы. О Мессии много говорится в Книге Еноха, написанной почти одновременно с Книгой Даниила. 18 Вавилонский Талмуд, Шаббат, 31а. О фарисеях см.приложение 3. 19 Ни одного произведения, вышедшего из саддукейских кругов, не сохранилось. Сведения о них дают Флавий, Талмуд, Новый Завет и др. источники. Материалы эти собраны и проанализированы в кн.: Скарданицкий Г. Фарисеи и саддукеи как выразители состояния религиозной жизни иудейства перед явлением Христа. Киев, 1905. Наиболее полное собрание данных см.: Le Moine J. Les sadducйens. Paris, 1972. 20 Ессейский орден распался после войны Иудеи с Римом (66—70 гг. н. э.), память о нем была сохранена благодаря свидетельствам античных писателей. Первые подлинные рукописи самих ессеев обнаружили только в 1947 г. в Кумране у Мертвого моря. С тех пор археологи нашли еще сотни новых манускриптов. См. приложение 1, а также кн. «На пороге Нового Завета». 21 Полное собрание сохранившихся сочинений Филона в греческом подлиннике (с французским переводом и комментариями) опубликовано изд. Cerf. Les oeuvres de Philon d’Alexandrie, v.1—35. Филон оказал большое влияние на Отцов и Учителей Церкви, особенно на Климента Александрийского, Оригена, св.Василия Великого, св.Григория Нисского. См.: Иваницкий В. Филон Александрийский. Киев, 1911, с.588 сл. 22  Тацит. Анналы, 1,2. 23 Лк 1, 68.   Глава первая 1 Мф 2, 1 сл. Относительно «звезды волхвов» существуют следующие мнения: 1) это был сверхъестественный феномен, 2) комета, 3) так наз. «сверхновая» звезда, о появлении которой сообщали в те годы китайские астрономы; 4) волхвы увидели вещий знак в сближении «царских» планет Юпитера и Сатурна, которое имело место за 7 лет до н. э. Последняя гипотеза, впервые выдвинутая в XVII b. астрономом И.Кеплером, до сих пор остается наиболее популярной. Некоторые экзегеты считают весь рассказ о волхвах аллегорией, призванной показать участие язычников в рождественских событиях. Но бесспорных аргументов у сторонников этого взгляда нет. В греческом тексте Евангелия волхвы названы магами (μγοι). Таково было наименование жрецов иранского культа. При Ироде существовали частые контакты между Иудеей и Парфией, которая в ту эпоху владела Ираном. См.: Флавий И. Арх. XVII, 2, 1.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

«Итальянская легенда», см. Лев Марсикан (Остийский) Иштван (Стефан) I Святой, кор. венгерский (997–1038) II, V, 57–58, 88, 107–108, 108, 133, 137, 297, 350, 350–351, 366 Иштван (Стефан) II, кор. венгерский (1114/6–1131) IV, V, 200, 240, 240, 310, 363, 363, 365–366, 365, 367 Иштван (Стефан) III, кор. венгерский (1162–1172) V, 252, 370–371, 371 Иштван (Стефан) IV, (анти)кор. венгерский (1163–1165) V, 252, 370, 370 Иштван V, кор. венгерский (1270–1272) V Кадлубек, см. Винцентий Кадлубек Каждан А. П. (Kazhdan А.) 198 Казимир I Восстановитель, кн. польский (ок. 1038/9–1058) IV, VI, IXa, 81, 99, 99, 110, 112, 137, 173, 173–174, 229, 229–230, 300–301, 300–301, 344–345, 345, 351 Казимир II Справедливый, кн. польский (1177–1194) IV, VI, IXa, 200, 250–251, 250–251, 296, 306, 308, 310–319, 310–322, 322, 345–346, 345–346 Каллист (Каликст) II, п. римский (1119–1124) 285, 285 Калоиоанн, см. Иоанн II Комнин Кальман (Коломан), кор. венгерский (1095–1114/6) V, IXb, 177, 202, 202, 210, 210, 236, 240, 240, 255, 307, 310, 348, 360–361, 361, 363–366, 363, 365, 368, 370 Кальман (Коломан), с. венгерского кор. Эндре II, кор. галицкий (1214–1219, ум. в 1241 г.) V, 372 Кальман (Коломан), с. претендента на венгерский престол Бориса (Кальмана) V, 364 Капетинги, династия французских кор. (987–1792) II, 138, 238, 374 Карвазиньска Я., см. Karwasiska J. Карл I Великий, кор. франкский (768–814, имп. с 800 г.) I, 22–23, 46, 56, 141, 221, 238, 243, 268, 373 Карл II Лысый, кор. западнофранкский (840–877, имп. франкский с 875 г.) I, 17, 21, 21 Карл III, кор. восточнофранкский (876–888, имп. франкский с 885 г.) I Карл, кор. бургундский и провансальский (ум. в 863 г.) I, 54 Карломан, кор. восточнофранкский (876–880) I, 32, 32, 34 Каролинги, династия франкских кор. и имп. (сер. VIII–X вв.) I, 31, 162, 374 Каспар Э., см. Caspar Е. Кассиодор, полигистор (ум. ок. 580 г.) 215 «Кведлинбургские анналы» (нач. XI в.) 63–64, 70, 78, 84–85, 117, 228, 235, 278–279 Кёпке Р, см. Кöрке R. «Киевская летопись» (XII в.) 311, 321, 324

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бароний Цезарь – Baronio С. Annales ecclesiastici. Barri-Ducis, 1864–1883. 37 v. Русский перевод: Бароний Ц. Деяния церковные и гражданские от Рождества Христова до 1198 лета. М., 1913– 1915. 3 кн. Беда Достопочтенный – Beda Venerabilis. Opera historica/Ed. С. Plummer. 1896. V. 1–2. Георгий Амартол (Георгий Монах) – Ceorgius Monachus. Chronicon/Ed. С. de Boor. Lipsiae, T904. T. 1–2. Славянский перевод: Истрин В. М. Книги временьныя и образныя Георгия Мниха: Хроника Георгия Амартола в древнем славянском переводе. Пг.-Л., 1920–1930. Т. 1–3 [В Т. 2 греч. оригинал]. Георгий Пахимер – Ceorgius Pachymeres. De Michaele et Andronico Palaeologis. Bonnae, 1835. Диоклейский священник (Летопись попа Дуклянина) – > Sisic F. Ljetopis popa Dukljanina. Beograd-Zagreb, 1928; Mósm V. Ljetopis popa Dukljanina. Zagreb, 1950. Евагрий Схоластик – Evagnus Scholaslicus. Historia ecclesiastica/Patrologiae cursus completus: Series graeca/Accurante J.-P. Migne. Parisiis, 1860. T. 86. Русский перевод: Евагрий Схоластик . Церковная история. СПб., 1853. Житие св. Владимира – Зимин А. А. Память и похвала Иакова Мниха и житие князя Владимира по древнейшему списку/Краткие сообщения Ин-та славяноведения АН СССР. 1963. 37. С. 66–75. Житие св. Стефана Сурожского – Васильевский В. Г. Русско-византийские исследования. СПб., 1893. Вып. 2: Жития св. Георгия Амастридского и св. Стефана Сурожского: Введение в греческие тексты с переводом. Славяно-русский текст; То же/Васильевский. Труды. СПб., 1915. Т. 3. Жития свв. Кирилла и Мефодия (Паннонские жития) – Лавров П. А. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. Л., 1930. С. 1–39, 67–87. Западноевропейские хронисты о Руси: Продолжатель Регинона, Хильд есхаймские, Кведлинбургские, Альтхаймские и др. анналы – Перевод фрагментов о Руси в кн. Назаренко А. В. Немецкие лати-ноязычные источники IX–XI вв.: Тексты, перевод, комментарий. М., 1993. С. 101–130. Записка об обращении хорутан – Conversio Bagoariorum et carantanorum/Ed. M. Kos/Razprave znanstvenega drustva v Ljubljani. 1936. 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

в общ. люб. дух. просв. 1874 г. 6 Переписка Екатерины с Вольтером, перев. Ивана Фабиана, письмо 1. Мы погрешили бы против истины, если бы допустили, что Екатерина читала исключительно одни философские сочинения. Сумароков говорит о Екатерине, что она «перечитала все наши священные книги, все относящееся до истории, политики, нравственности, словесности и через то обогатилась познаниями» (Обозр. цар. Ек. Вел. ч. 1. стр. 12). О знакомстве Екатерины с нашей церковной письменностью, свидетельствует Порошин: «удивился я», пишет он, «услышав, что Ее Величество книгу «Увет духовный» читывать изволила» (Зап. С. Порошина стр. 408). Она читала историю Германии о. Барра, два громадных тома церк. летописей Барония в рус. пер., Анналы Тацита» и пр. (Соч. т. 24 стр. 67). 16 Сбор. рус. ист. общ. т. I. стр. 253. Гельвеций сказал своим друзьям, выпустив в свет свое сочинение: de l’esprit: «посмотрим, как примет меня г-жа Жоффрен; я лишь тогда узнаю наверное об успехе моего сочинения, когда справлюсь с этим термометром» ibid. 22 Кроме означенных философов, Екатерина переписывалась еще с ганноверским доктором Циммерманом, автором сочинения: «об уединении»; барон Гримм был постоянным ее корреспондентом в Париже и сообщал ей как философские, так и политические новости. Рус 1877 г., кн. 2, стр. 415. 73 Под этими распоряжениями Павла, подвергавшимися порицанию при большом дворе, Саблуков разумеет то, что Павел в Гатчине устроил все на немецкий лад. Рус. Арх. 1869 г., стр. 1879. 115 Жур. жен. нар. просв. 1868 г., т. 150, стр. 151–152; Прав. обозр. 1868 г., т. 27, стр. 33–40 и 1869 г., 1-е полугодие. 117 Ibid. пис. 105; 1869 г., 1-е полугодие, стр. 702–710. См. еще Ж. М. Н. Пр. 1868 г., ч. 150, статья «Первый год синодального управления»; Православное обозрение 1868 г., т. 27, статья «Первые годы синодального управления», 1869 г., 1-е полугодие, статья «Материалы для истории син. упр. в России». 151 По разбору духовенства в 1769 году, в одной Московской епархии оказалось 257 безместных священников и 11 диаконов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Znamenski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010