В 1933 году епископ Нестор был возведен в сан архиепископа. В 1938 году архиепископ Нестор посетил Индию, куда был приглашен Индусским Католикосом Патриархом Мар-Василиусом. Здесь он ознакомился и изучил их христианство и церковно-догматическое установление Церкви, и, свою очередь, ознакомил индийских христиан с установлениями и каноническими правилами Вселенских Соборов, т.к. представители их иерархии не участвовали в последних четырех Вселенских соборах. К 25-летию архиерейства был награжден бриллиантовым крестом на клобук. В 1945 году архиепископ Нестор встречал приветствием от верующих города Харбина победоносную Советскую Армию. В том же году назначен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием управляющим Харбинской епархией, а в 1946 году возведен в сан митрополита Харбинского и Маньчжурского, Экзарха по Восточной Азии. 14 июня 1948 г. он был арестован в Харбине перед самым отъездом в Москву на празднование 500-летия автокефалии Русской Церкви. Советским судом приговорен к 8-ми годам заключения. В вину ему ставилось участие в перенесении мощей св. прпмч. Елизаветы, организации Земского Собора во Владивостоке в 1922 г., издание книги “Расстрел Московского Кремля”, строительство часовни Венценосных Мучеников и др. Находился в концлагере поселка Явас (Мордовия). После освобождения в 1956 г. Владыка назначается митрополитом Новосибирским и Барнаульским. 22 мая 1957 г. награжден правом ношения двух панагий. 8 сентября 1958 г. уволен на покой. С 9 декабря 1958 г. – временный управляющий Кировоградской епархией. В последние годы жизни Владыка много ездит по епархии, совершает богослужения, проповедует слово Божие, протестует против закрытия храмов богоборческой властью. Скончался митрополит Нестор 4 ноября 1962 г. Похоронен в ограде храма Патриаршего Подворья Троице–Сергиевой Лавры в Переделкино. Особо почитал Владыка Свято–Успенскую Киево-Печерскую Лавру. Первое посещение в 1905 г. произвело на него неизгладимое впечатление и предопределило принятие монашеского имени – Нестор. В последующие годы (в 1909–1918 гг. и после 1956 г.) Владыка многократно посещал Лавру, молился у ее святынь. В трудное время, предшествовавшее ее закрытию, Владыка несколько раз специально приезжал в Лавру, чтобы утешить ее наместника и братию, укрепить в них уверенность в неизбежности победы Веры Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

73 РЕЧЬ О ЦЕЛЯХ И НУЖДАХ ПРАВОСЛАВНОГО КАМЧАТСКОГО БРАТСТВА Печатается по: И. М. Московский отдел Православного Камчатского братства//Голос Церкви. М. 1912. И. С. 191–192. Публикуемую речь архим. Арсений произнес на общем собрании Московского отдела Православного Камчатского братства Всемилостивого Спаса. Братство было открыто 14.9.1910 во Владивостоке по инициативе камчатского миссионера иеромонаха Нестора (Анисимова , 9.11.1884 †22.10.1962, впоследствии – митрополита) благодаря личной поддержке Государя Императора Николая II и Императрицы-Матери Марии Феодоровны. «Под гостеприимной сенью Московского в Кремле Чудова монастыря, – писал журнал «Голос Церкви», – в прошлом 1911 году 27 октября состоялось торжественное открытие Московского отдела Православного Камчатского братства. [...] Московский отдел Камчатского братства под благостным водительством Московского архипастыря митрополита Владимира и благодаря неусыпным трудам наместника Чудова монастыря архимандрита Арсения, процветает и не одну слезу бедных камчадалов уже отер любвеобильной рукой обители святителя Алексия». Некоторые подробности этой помощи встречаем мы в воспоминаниях упомянутого митрополита Нестора: «По прибытии в Москву я отправился в Кремль. Здесь, при Чудовом монастыре был склад пожертвованных вещей для школ, а также церковной утвари, предназначенных для отправки на Камчатку через Владивосток». И далее о реальных делах братчиков: «С 1911 года по 1917 год Камчатское благотворительное братство имело в своем распоряжении огромные суммы денег, исчислявшиеся сотнями тысяч рублей. В течение пяти лет было выстроено семь новых церквей и открыто восемь новых школ. Таким образом, к 1916 году в Камчатской области существовало 35 церквей, 38 часовен со святыми престолами и 42 школы» (Митрополит Нестор (Анисимов) . Моя Камчатка. Записки православного миссионера. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995. С. 186, 199). Читать далее Источник: «Свете тихий» : Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского)/[Сост. Сергей Фомин] - Москва : Паломник, 1996-./Т. 1. - 1996. – 493 с. (Русское православие XX века). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Старая Ладога. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью История церкви Святого Георгия прослеживается с середины 15 века. В 1445 году новгородский архиепископ Евфимий «в городке Ладозе … церковь Георгия понови, подписа идеже отпало и покры ю чешоею». Позднее ремонт производился в начале 17 века, после разрушения Ладоги в период шведской интервенции 1610-1617 г.г. Облик здания был значительно изменен ремонтами и пристройками конца 19 – начала 20 веков: древние фасады были покрыты толстым слоем цементной обмазки, с западной стороны к зданию примыкала каменная паперть и колокольня. Первоначальные формы церкви были восстановлены в советское время. Реставрация проводилась длительно: с 1926 года по конец 1950-х годов, с перерывом на войну… В работах принимали участие художник А. Самохвалов, архитектор В. Данилов. Реставрацией живописи занимались художники В.О. Кириков и Г.О. Чириков под наблюдением А.И. Анисимова. С лета 1952 года по декабрь 1962 года реставрацией здания руководил архитектор А.А. Драги. Георгиевская церковь – один из самых известных храмов домонгольского периода. Храм кубический в объеме, массивный в основании, с тремя полукруглыми апсидами. Шлемовидный купол увенчивает световой барабан с восьмью окнами. Высота церкви 15 метров. Фасады с полукружиями закомар и щелевидными окнами (по четыре на северной и южной стенах) расчленены лопатками в строгом соответствии с внутренним устройством храма. Арочный поясок барабана украшают зубцы фигурного кирпича. Такими же зубцами увенчиваются полукружия закомар. В интерьере вторым ярусом выделены хоры, на которые ведет внутристенная каменная лестница, освещаемая пятью небольшими прямоугольными окошками. На палатях во время службы находились знатные люди Ладоги. Существует вполне правдоподобная легенда о пребывании на хорах двадцатилетнего князя Александра Ярославича перед битвой на Неве в 1240 году. «Ладожская невеста» - так называют церковь Георгия ладожане за ее удивительно светлый, стройный вид. Художественные достоинства живописи церкви святого Георгия ставят ее в число выдающихся творений мировой культуры. В замечательной сохранности до нас дошла 32-х фигурная купольная композиция «Вознесение», сцена «Чудо Георгия о змие» в диаконнике, фрагменты сцен «Страшного суда», «Крещения», «Отвержения даров», отдельные персонажи росписи, орнамент откосов окон.

http://sobory.ru/article/?object=00123

Я на словах рассказал ему, но он просил и написать, что я и исполнил и послал ему, прося прощения за резкую критику. Вчера в Москве виделся мельком с милым о. Александром Солярт[овским] 885 . Вспоминали Вас, дорогой Владыка. Приезжайте в Одессу – там монастырь, и помолимся, и побеседуем. Мой адрес: г. Одесса, Успенский монастырь на Большой Фонтанке, дача Патриарха, Митр[ополиту] Нестору (Анисимову) . Спаси Вас Господь и Матерь Божия. Привет Ал[ександре] Титовне, и о. Александру 886 , и Поле. Им я уже напишу из Одессы. Прошу св[ятых] молитв. Вседушевно любящий Вас, дорогой Владыка, Ваш недостойный собрат во Христе М[итрополит] Нестор. 23/V–56 г. Д. 15. Л. 42–42 об. Ксерокопия подлинника. Автограф. 9. 29 мая 1956 г. Х[ристос] В[оскресе]. Ваше Преосвященство, дорогой Преосвященнейший Владыко Кир-Афанасий! Вашу добрую телеграмму я получил уже в монастыре близ Одессы, куда прилетел на самолете из Москвы. Спаси Вас Господи за Вашу молитву обо мне, немощном. Глубоко верую, что милость Господня и помощь Матери Божией за молитвы Ваши исцелили мой тяжкий недуг, грозивший мне тяжелой операцией, а теперь не надо, т. к. все закончилось силой свыше от молитвы в праздник «Живоносного Источника Царицы Небесной». Душевно благодарю Вас, Святый Владыко, за молитвы. 24 мая я ездил на автомоб[иле] в Одессу из монастыря. В соборе стоял Божественную Литургию, а потом возглавлял панихиду 40-й день кончины Архиепископа Никона 887 . Служили следующие архиереи: митрополит Нестор, архиепископ Борис Одесский и Херсонский 888 , архиепископ Даниил 889 – полуслепец-молитвенник, епископ Феодосий 890 , бывший Архангельский, и епископ Феодор 891 , бывший Аргентинский. В воскресенье служил в Успенском монастыре – дома, т. е. на Патриаршей даче на берегу моря. Природа здесь дивная, и все цветет. Получил сейчас телеграмму от Патриарха с приветствием о прибытии в обитель и с извещением, что он приедет в первой половине июня сюда. Ожидаю я свой багаж, где идут и Ваши труды, которые по получении прочитаю с любовью.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Беседовал Александр Черепенин Маланкарская Церковь сегодня является одним из основных межхристианских партнеров Русской Православной Церкви. Наше сотрудничество проверено многолетней дружбой и подкрепляется традиционно братскими связями между Россией и Индией. Первые официальные контакты между христианами Индии и России были осуществлены в XIX — начале XX века. Хотя их можно возводить и к гораздо более ранним временам. С 1930-х годов представители Русской Зарубежной Церкви посещали Индию. В установлении первых русско-индийских церковных контактов особо значима роль архимандрита Андроника (Елпидинского, 1959), архиепископа Нестора (Анисимова, 1962), Н.М. Зернова. С 1960-х годов развивается официальный диалог Русской и Маланкарской Церквей. Активное участие в установлении диалога приняли митрополит Никодим (Ротов, 1978), Патриарх Пимен (1990), Святейший Патриарх Кирилл. Иеромонах Стефан (Игумнов), секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям Маланкарская Православная Церковь относится к семье Древневосточных Церквей, куда также входят Армянская, Коптская, Сирийская, Эфиопская и Эритрейская Церкви. Канонической территорией Церкви является Индия, а также приходы Церкви в диаспоре, которые располагаются во многих частях света. К прихожанам Маланкарской Церкви себя относят около 2,5 миллиона человек. Предстоятелем Церкви с 2021 года является Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Резиденция Католикоса находится в городе Коттаям, штат Керала, Индия. Маланкарская Церковь считает своим основателем апостола Фому; появление христианской общины в Индии принято датировать 52 г. по Р. Х. До IV в. Церковь Индии находилась в близких отношениях с Церквами Персии и Восточной Сирии. Персидская Церковь, ныне это Ассирийская Церковь Востока, не приняла постановления III Вселенского Собора и разорвала отношения с остальными Церквами. Ряд других христианских Церквей, среди которых были Армянская, а также будущие Коптская и Сирийская (Восточно-Сирийская), не приняли постановления IV Вселенского Собора в Халкидоне (451 г.) и тоже разорвали общение с пятью Патриархатами Римской империи. До 1599 г. Маланкарская Церковь подчинялась Ассирийской Церкви Востока и получала от нее епископов.

http://patriarchia.ru/db/text/6037817.ht...

протоиерей Георгий Бирюков Скачать epub pdf Памяти митрополита Кировоградского и Николаевского Нестора (Анисимова) 4 ноября 1962 года – в этот день в Москве, не дожив пяти дней до своего семидесятивосьмилетия, скончался митрополит Кировоградский и Николаевский Нестор. Жизнь его была богата событиями. В миру он именовался Николаем Александровичем Анисимовым. Уроженец города Вятки. В 1905 году, когда многие жители России соблазнились репетировать революцию, двадцатилетний Николай поступил в число братии Казанского мужского Спасского монастыря. Окончив в 1907 году курсы по калмыцко-монгольским языкам при Казанской духовной академии, он принял монашество с именем Нестор и добровольно отправился миссионером на Камчатку. На своё миссионерство он просил благословение у отца Иоанна Кронштадтского и получил его. По русским камчатским селениям тогда церковные приходы кое-где были. Но среди оседлых и кочующих туземных народностей – тунгусов, чукчей, коряков, алеутов и камчадалов – не было никакого духовного и культурного просвещения, не было для детей этих народностей и школ. Туземное население края ничего не знало, кроме своей примитивной дикарской жизни среди суровой природы. Его эксплуатировали самым жестоким образом всевозможные меновые торговцы, в основном из Японии и Штатов. За мишуру, за бесценок или за вино они скупали меха и обогащались, а туземное население спивалось и бедствовало. Эти безобразные явления подвигли молодого монаха к идее создать Камчатскую духовную миссию и Камчатское православное братство во имя Всемилостивого Спаса. Устав братства был нацелен на широкую духовно-просветительную и благотворительную работу с открытием Главного совета братства при епархиальном архиерее во Владивостоке и с отделениями в центральных городах России. Целью своей работы братство ставило сблизить Камчатско-Чукотскую окраину с деловым центром России, где тогда не знали своего отдаленного богатого края и не интересовались им, а потому отдавали всем на расхищение. Первоначально проект создания братства получил крайне негативную оценку обер-прокурора Святейшего Синода Лукьянова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   После воссоединения с Матерю Церковью дальневосточных епархий и российской духовной миссии в Китае во главе с архиепископом Виктором (Святиным) в 1946 г. был образован Восточный экзархат, его первым экзархом стал митрополит Нестор (Анисимов). После его ареста советскими властями в 1948 г. новым патриаршим экзархом в 1950 г. был назначен архиепископ Виктор (Святин), вернувшийся в 1955 г. на родину и получивший вскоре после этого назначение на Краснодарскую кафедру. С отъездом архиепископа Виктора российская духовная миссия в Китае прекратила свое существование. В ноябре 1956 г. Святейший Патриарх и Священный Синод определили образовать Китайскую Автономную Православную Церковь. В мае 1957 г. в Москве была совершена хиротония архимандрита Василия (Шуана) во епископа Пекинского, который и получил от священноначалия полномочия архипастырского окормления Китайской Автономной Церкви. В ходе массового коммунистического террора, названного «культурной революцией», православная Церковь в Китае была разгромлена. Епископ Василий (Шуан) скончался 3 января 1962 г. Часть православных священников и мирян выехала на рубеже 50—60-х гг. в Австралию, Соединенные Штаты и другие страны, немногие вернулись на родину в Россию. Оставшиеся же в самом Китае православные русские люди почти все были репрессированы, и многие из них погибли. В настоящее время идет трудный процесс возрождения православия в Китае.    В 1948 г. Русской Православной Церкви властями государства Израиль частично были возвращены владения Русской Православной Церкви, расположенные в Западном Иерусалиме и на территории Израиля, которыми ранее распоряжалась Русская Зарубежная Церковь. В ноябре 1948 г. в Палестину выехал первый состав Духовной миссии во главе с архимандритом Леонидом (Лобанковым). В юрисдикцию Московской Патриархии вернулся тогда Горненский женский монастырь, расположенный на окраине Западного Иерусалима, в то время как Елеонский и Гефсиманский монастыри в Восточном Иерусалиме, в ту пору отошедшем к Иордании, остались в ведении зарубежного Синода. Обязанности начальника русской Духовной миссии в Иерусалиме в разное время исполняли такие видные церковные деятели, как архимандриты Поликарп (Приймак), Никодим (Ротов) и Ювеналий (Поярков).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Иннокентий (Александров Илия Федорович; 1793–1869), епископ. В 1832 г. хиротонисан во епископа Слободско-Украинского и Харьковского. С 1835 г. епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский. Содействовал миссионерским трудам протоиерея И. Вениаминова, будущего митрополита Московского. С 1838 г. епископ Екатеринославский и Таганрогский. В 1853 г. уволен на покой в Старо-Харьковский Куряжский Преображенский монастырь, где и скончался. Иннокентий (Зельницкий Георгий Иванович; 1886–1968), архиепископ. В 1947 г. зачислен в число братии Троице-Сергиевой лавры. В 1949 г. пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. С 1949 г. хиротонисан во епископа Винницкого и Брацлавского. С 1951 г. епископ Курский и Белгородский. С 1957 г. архиепископ. С 1958 г. архиепископ Ростовский и Новочеркасский, в 1961 г. Архангельский и Холмогорский, в 1962 г. Тамбовский и Мичуринский. Иннокентий (Неронович, Нерунович; ск. 1746), епископ. В 1732 г. хиротонисан во епископа Иркутского. Создавал школы для новокрещеных, строил церкви. Совместно с духовенством епархии окрестил большое количество язычников, которые назывались «неруновскими». В Якутии учредил школу для детей духовенства. Иннокентий (Сокаль Иоанн Иоаннович; 1883–1965), епископ. Эмигрировал в Королевство СХС (с 1929 г. Югославия). В 1921 г. в сане иерея служил в Призренской духовной семинарии. В 1922–1924 гг. преподавал в сербских духовных семинариях. Затем служил священником в Св.-Троицкой церкви в Белграде. С 1940 г. настоятель этой церкви. Сразу после отъезда 7 сентября 1944 г. русских архиереев во главе с митрополитом Анастасием (Грибановским) и с канцелярией Архиерейского Синода в Германию, направил письмо от имени всех духовных лиц, оставшихся и пребывающих в Белграде, на имя Местоблюстителя Всероссийского Патриаршего престола митрополита Алексия (Симанского) с просьбой о воссоединении с Московской Патриархией и возвращении на Родину. В 1945 г. делегация РПЦ во главе с епископом Сергием (Лариным) провела воссоединение. Благочинный всех русских церквей в Югославии. В 1946 г. принял советское гражданство. В 1950 г. выехал в СССР. С 1950 г. ректор Саратовской духовной семинарии, затем ректор Минской духовной семинарии, ректор Одесской духовной семинарии. С 1957 г. настоятель Смоленского Успенского собора. Овдовев, пострижен в монашество, в 1959 г. хиротонисан во епископа Смоленского и Дорогобужского. С 1964 г. на покое.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Елисавета Феодоровна (1864–1918), преподобномученица, Великая княгиня. Старшая сестра страстотерпицы Императрицы Александры Феодоровны. В 1884 г. вступила в брак с Великим князем Сергеем Александровичем (убитого террористом в 1905 г.). С 10 февраля 1909 г. настоятельница Марфо-Мариинской обители в Москве. 18 июля 1918 г. вместе с другими алапаевскими мучениками была сброшена живой в шахту Нижняя Селимская под г. Алапаевском Пермской губ. После вступления в г. Алапаевск белой армии тело великой княгини и других мучеников были извлечены из шахты. В 1920 г. их останки были перевезены в Пекин. Затем по желанию английской принцессы Виктории (сестры преподобномученицы) гробы с нетленными мощами преподобномучениц Елисаветы и Варвары были отправлены в Иерусалим. Они почивают в русском храме св. равноапостольной Марии Магдалины в Гефсиманском саду у подножия Елеонской горы. Причислена к лику святых в 1992 г. Емелиан (Пиперкович Неделько; 1886–1970), епископ Сербской Православной Церкви. Изучал богословие на о-ве Халке, затем в Афинах, где защитил диплом в 1918 г. и докторскую диссертацию в 1919 г. Вероучитель, затем профессор духовной семинарии в Сремских Карловцах. В 1922 г. избран в епископа Тимочского. Автор многих научных работ. Ермак Тимофеевич (ск. 1585), казачий атаман, первопроходец. В 1579–1585 гг. возглавил походы казаков на Урал и в Сибирь. Покорил Сибирское ханство, привел в подданство русского царя народы Западной Сибири. Ермоген (Голубев Алексей Степанович; 1896–1978), архиепископ. В 1953 г. хиротонисан во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. С ноября 1955 г. по июнь 1956 пив 1958 г. в. у. Алма-Атинской епархией. С 1958 г. архиепископ. С 1962 г. архиепископ Омский и Тюменский. С 1963 г. Калужский и Боровский. Выразил свое несогласие с решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 18 июля 1961 г. о внесении изменений в «Положение об управлении Русской Православной Церкви», касающихся раздела IV – «О приходах». Был уволен на покой в Жировицкий монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Митрополит Нестор (Анисимов; 1884–1962), миссионер, в бытность епископом Камчатским построил для прокаженных лепрозорий и освятил там храм. После того, как все прокаженные причащались, священнослужители потребляли дары, и никто из них не заразился. Святителю Московскому Филарету (Дроздову) один чиновник подал рапорт, где повествовал о мужественном поступке одного священника и просил представить его к награде. Этот чиновник стал свидетелем того, как к одному его родственнику, больному холерой, пришел для напутствия святыми тайнами священник. Но больной был настолько слаб, что не смог удержать во рту частицу тела Христова и выронил ее изо рта на пол. И вот этот священнослужитель, не поколебавшись, потребил сам упавшую частичку. Ни священники, ни диаконы, которые потребляют святые дары и потом замывают святую чашу, выпивая воду, не болеют чаще, чем любые другие люди. Поэтому причащающие детей и сами приступающие к причащению должны оставить всякую брезгливость, боязнь и маловерие. Детская исповедь Начиная с отроческого (семилетнего) возраста, ребенок должен причащаться, предварительно поисповедавшись. Маленький христианин (конечно, если захочет) может и раньше приступать к таинству исповеди (например, в 6 лет). К первой исповеди ребенка нужно должным образом подготовить. С ребенком необходимо спокойно и доверительно побеседовать, объяснить ему, что такое грех, за что мы просим у Бога прощения и что такое нарушение заповедей. Нелишне будет сказать, что, совершая грех, человек наносит вред в первую очередь себе самому: то нехорошее, что мы делаем людям, к нам же и вернется. У ребенка может быть страх перед исповедью. Его необходимо развеять, сказав, что батюшка давал присягу, обещание, никогда и никому не рассказывать то, что он слышал на исповеди, и бояться его не нужно, ведь исповедуемся мы Самому Богу, а священник только помогает нам в этом. Очень важно сказать, что, назвав грехи на исповеди, нужно приложить все усилия, чтобы более не повторять их. Очень хорошо, когда родители и дети исповедуются у одного духовника.

http://pravoslavie.ru/31489.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010