В.К. Караулов Митрополит Нестор (Анисимов) – просветитель народов Камчатки (к 50-летию со дня блаженной кончины) Источник Скачать epub pdf 50 лет назад, 4 ноября 1962 года, отошёл ко Господу митрополит Нестор (Анисимов) , один из величайших миссионеров XX века, просветитель Камчатки, смиренный архипастырь, отсидевший за веру Христову более 8 лет в мордовских лагерях. Портал публикует заметку об этом замечательном человеке, присланную нам его крестником Александром Кирилловичем Карауловым. Митрополит Нестор (Николай Александрович Анисимов) родился в Вятке 9/22 ноября 1885 года, в день празднования иконы Божией Матери «Скоропослушница». С раннего детства он отличался глубокой религиозностью. Окончив реальное училище, он поступает на миссионерские курсы при Казанской духовной академии. В 1907 году по влечению души и воле Божией, получив благословение святого праведного Иоанна Кронштадтского , Николай Анисимов решается на подвиг миссионерства. 17 апреля 1907 года в Казанском Спасо-Преображенском монастыре он принимает монашеский постриг с именем Нестора, 6 мая того же года рукополагается в сан иеродиакона, а спустя три дня посвящается в иеромонахи. 2 июня 1907 года отец Нестор выезжает на место своего миссионерского служения – на Камчатку. Два года иеромонах Нестор в суровых природных условиях добросовестно, часто с риском для жизни, исполняет свой пастырский долг, проповедуя слово Божие и обращая в веру Христову тысячи язычников-камчадалов. Глубокое уважение к людям, их языку и традициям, постоянная готовность оказать помощь больным, немощным и обиженным снискали иеромонаху Нестору горячую любовь и доверие паствы, проживавшей в самых отдаленных уголках огромного края. Однако молодой пастырь не чувствовал полного удовлетворения от своей деятельности. Он понимал, что своими малыми силами он никогда не сможет решить проблем всеми забытой Камчатки. Нужно было привлечь к ним внимание сильных мира сего, духовенства, всех честных людей, желающих помочь ближним, страдающим от нищеты, болезней, пьянства, невежества и своеволия самодуров-начальников. Так возникла идея создания Камчатского благотворительного православного братства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Глава IV. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ НА РУБЕЖЕ XIX И XX СТОЛЕТИЙ 1. Миссионерство На рубеже столетий не только правительственный и Святейший Синод, но и церковная общественность проявляли постоянную заботу о христианской миссии. В 1897 и 1898 годах были проведены Миссионерские съезды в Казани и Одессе. В 1910 году состоялся Миссионерский съезд в Иркутске под председательством архиепископа Томского Макария (Невского) , в прошлом алтайского миссионера. Съезд постановил, что «проповедь, обучение, Богослужение, одним словом, все виды миссионерского делания должны совершаться на языке, понятном для инородцев, причем миссия, как таковая, не должна задаваться посторонними целями, но должна стремиться к достижению своей собственной единой и высокой цели – приобрести язычников для Церкви Христовой». С 1896 году в Киеве издавался журнал «Миссионерское обозрение», редакция которого впоследствии была переведена в Петербург. Особенно яркую страницу в истории миссионерства начала нашего века вписала деятельность Камчатской миссии. В конце XIX века она располагала 17 миссионерскими станами (на самом полуострове, Чукотке и Колыме); где проживали обрусевшие камчадалы, а также коряки, чукчи, алеуты, среди которых многие были крещены, но из-за беззаботности окормлявшего их духовенства не имели почти никаких представлений о вере: не все из них знали свои христианские имена, а в быту они оставались совершенными язычниками, слушали своих шаманов, приносили в жертву духам оленей и ездовых собак. В 1907 году настоятелем Корякской походной миссии был назначен иеромонах Нестор (Анисимов) , впоследствии митрополит (1885–1962). На Камчатку он отправился, испросив прежде благословение на благовестнические труды у великого Кронштадского пастыря протоиерея Иоанна Сергиева. Свои миссионерские труды юный иеромонах начал с Богослужений в Иоасафатской церкви в Гижиге, на берегу Тихого океана. По его воспоминаниям, однажды во время службы язычница корячка, стоя перед Распятием, вдруг закричала, обращаясь к Богородице, Которую она приняла за виновницу страданий Христа: «Зачем Ты повесила Его там, на древе? Зачем Ты делаешь Ему больно? Сними Его с древа. Ты видишь, у Него кровь!» Подойдя к сострадательной женщине, иеромонах заговорил с ней на корякском языке о Христе, и полудикая корячка «озарилась светом Евангельской истины». Она стала просить священника скорее «дать ей веру». После обучения основам вероучения, на Пасху, она была крещена вместе со своей всей семьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

митрополит Нестор (Анисимов) (09.11.1885–04.11.1962) Биографические труды Заметки История России митрополит Нестор (Анисимов) Митрополит Кировоградский и Николаевский, Камчатский миссионер. Биография Митрополит Нестор (в мире Николай Александрович Анисимов) родился 9 ноября 1885 года в г. Вятке в семье военного чиновника Свияжского полка Александра Александровича Анисимова (статского советника) и Антонины Евлампиевны, дочери протоиерея-настоятеля Вятской кладбищенской церкви (Ахтырского кладбища). С раннего детства отличался глубокой религиозностью. После окончания реального училища становится послушником Казанского Спасо-Преображенского монастыря, а затем поступает на миссионерские курсы при Казанской духовной академии по калмыцко-монгольскому отделению. 17 апреля 1907 г. принимает монашеский постриг с именем Нестора в честь прп. Нестора Летописца. 6 мая 1907 г. возводится в сан иеродиакона, а спустя три дня, 9 мая, посвящается в иеромонахи. В июне 1907 года, по благословению о. Иоанна Кронштадтского, отправился миссионером на Камчатку к архиепископу Евсевию Владивостокскому и Камчатскому. В 1907-1909 гг. иеромонах Нестор добросовестно, часто с риском для жизни, исполняет свой пастырский долг, проповедуя слово Божие и обращая в веру Христову тысячи язычников-камчадалов. Глубокое уважение к людям, их языку и традициям, постоянная готовность оказать помощь больным, немощным и обиженным снискали иеромонаху Нестору глубокую любовь и доверие паствы в самых отдаленных уголках огромного Камчатского края. В первые же годы своего пребывания в Камчатской области, ознакомившись с жизнью и бытом населения Камчатской области, иеромонах Нестор отметил, что на Камчатке нет духовной миссии и среди оседлых и кочующих народностей: тунгусов, чукчей, коряк, алеутов и др. никогда не было никакой работы духовного и культурного просвещения. Население жило жизнью доверчивых детей природы ничего не знавших на свете, кроме своей камчатской примитивной жизни среди суровой природы.  Это заставило о. Нестора обратить на них серьезное внимание, и он явился во Владивосток к своему начальнику архиепископу Евсевию с изложенным иеромонахом проектом создания Камчатской Духовной Миссии и Камчатского Православного Братства, предусматривая уставами этих учреждений широкую просветительно-благотворительную работу с открытием Главного Совета Братства при Епархиальном архиерее с отделениями в центре России, т.е. в Петербурге, Москве, Киеве и других городах с целью сближения Камчатской окраины с деловым центром России.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

50 лет назад, 4 ноября 1962 года, отошёл ко Господу митрополит Нестор (Анисимов) , один из величайших миссионеров XX века, просветитель Камчатки, смиренный архипастырь, отсидевший за веру Христову более 8 лет в мордовских лагерях. Портал Православие.Ru публикует заметку об этом замечательном человеке, присланную нам его крестником Александром Кирилловичем Карауловым. Митрополит Нестор (Николай Александрович Анисимов) родился в Вятке 9/22 ноября 1885 года, в день празднования иконы Божией Матери «Скоропослушница». С раннего детства он отличался глубокой религиозностью. Окончив реальное училище, он поступает на миссионерские курсы при Казанской духовной академии. В 1907 году по влечению души и воле Божией, получив благословение святого праведного Иоанна Кронштадтского, Николай Анисимов решается на подвиг миссионерства. 17 апреля 1907 года в Казанском Спасо-Преображенском монастыре он принимает монашеский постриг с именем Нестора, 6 мая того же года рукополагается в сан иеродиакона, а спустя три дня посвящается в иеромонахи. 2 июня 1907 года отец Нестор выезжает на место своего миссионерского служения – на Камчатку . Два года иеромонах Нестор в суровых природных условиях добросовестно, часто с риском для жизни, исполняет свой пастырский долг, проповедуя слово Божие и обращая в веру Христову тысячи язычников-камчадалов. Глубокое уважение к людям, их языку и традициям, постоянная готовность оказать помощь больным, немощным и обиженным снискали иеромонаху Нестору горячую любовь и доверие паствы, проживавшей и в самых отдаленных уголках огромного края. Однако молодой пастырь не чувствовал полного удовлетворения от своей деятельности. Он понимал, что своими малыми силами он никогда не сможет решить проблем всеми забытой Камчатки. Нужно было привлечь к ним внимание сильных мира сего, духовенства, всех честных людей, желающих помочь ближним, страдающим от нищеты, болезней, пьянства, невежества и своеволия самодуров-начальников. Так возникла идея создания Благотворительного православного Камчатского братства.

http://pravoslavie.ru/57160.html

Разделы портала «Азбука веры» Публицистика Матушки. Жены священников о жизни и о себе В этой книге собраны рассказы жен священников о своей жизни. Их называют «матушками», по аналогии с тем, как священников называют «батюшками». Как правило, семейная жизнь духовенства тщательно скрывается от постороннего взгляда. Жизненный опыт матушек – во многом опыт ежедневных жертв. Моя Камчатка. Записки православного миссионера В этой книге публикуются воспоминания митрополита Нестора (в миру Николай Александрович Анисимов, 1885–1962) — камчатского миссионера, основателя Камчатского православного братства, Камчатской духовной миссии и Петропавловской и Камчатской епархии. На скрещеньи дорог - Христос В старину на месте скрещения дорог ставили крест. В наше время скрестились дороги верующих и неверующих — значит, образовался крест. Как бы то ни было, на перекрестках наших дорог стоит КРЕСТ. Письмо к генералу Х Письмо это публиковалось после смерти писателя под разными названиями: «Письмо генералу X.», «Что нужно говорить людям?». Предполагаемый его адресат — Рене Шамб, французский летчик и писатель. Путь моей жизни - митрополит Евлогий (Геогиевский) " Путь моей жизни " - воспоминания митр. Евлогия (Георгиевского) - одного из самых выдающихся епископов XX века. Эта книга - один из главных документов истории Православия в XX веке, в ней описывается жизнь дореволюционного духовенства, Первая мировая война, Революция, Гражданская война. Рассуждение о непременных государственных законах Верховная власть вверяется государю для единого блага его подданных. Сию истину тираны знают, а добрые государи чувствуют. Просвещенный ясностию сея истины и великими качествами души одаренный монарх, облекшись в неограниченную власть и стремясь к совершенству... С высоты птичьего полёта Произведение протоиерея Артемия Владимирова автобиографично. В него вошли воспоминания первых семнадцати лет жизни. Книга изобилует яркими и увлекательными эпизодами, рассказами и сценками из семейной жизни второй половины XX столетия. Подлинный интерес представляют словесные портреты представителей творческой интеллигенции, входившей в круг общения семьи писателя.

http://azbyka.ru/fiction/1/publicistika/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕСТОР Митр. Кировоградский и Николаевский Нестор (Анисимов). Фотография. Кон. 50-х гг. ХХ в. Митр. Кировоградский и Николаевский Нестор (Анисимов). Фотография. Кон. 50-х гг. ХХ в. (Анисимов Николай Александрович; 9.11.1885, Вятка (ныне Киров) - 4.11.1962, Москва), митр. Кировоградский и Николаевский. Род. в семье статского советника Александра Александровича Анисимова, чиновника военного ведомства, и его супруги - Антонины Евлампиевны, дочери настоятеля вятского кладбищенского храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери прот. Евлампия Зотиковича Нагорничных († 1887). А. А. Анисимов служил в расквартированном в Вятке Котельничском резервном пехотном батальоне, а в нач. 90-х гг. XIX в. был переведен с семьей в расквартированный в Казани Свияжский резервный батальон (впосл. полк). В 1898-1904 гг. Н. Анисимов учился в Казанском реальном уч-ще. На время летних каникул дети с матерью приезжали погостить к остававшейся в Вятке бабушке. Летом 1904 г., во время пребывания Н. Анисимова в Вятке, он впервые встретился с прот. прав. Иоанном Кронштадтским , который исцелил его тяжелоболевшую мать. Большое значение в выборе жизненного пути Н. Анисимова имело его знакомство с наместником казанского Спасо-Преображенского мон-ря архим. Андреем (Ухтомским ; впосл. епископ), ставшим его духовником. По окончании реального училища Н. поступил на калмыцко-монгольское отделение Миссионерских курсов при КазДА, которыми заведовал архим. Андрей. Окончив Миссионерские курсы, Н. Анисимов жил как послушник в Спасо-Преображенском мон-ре, исполняя различные послушания при наместнике. В нач. 1907 г. к архим. Андрею обратился Владивостокский архиеп. Евсевий (Никольский ; впосл. митрополит) с просьбой прислать миссионера для просвещения отдаленных областей его епархии. После предложения архим. Андрея Н. Анисимов принял решение отправиться на Дальн. Восток в качестве монаха-священника. Он обратился за напутствием к о. Иоанну Кронштадтскому, к-рый прислал свою фотографию и благословил на подвиг миссионерства.

http://pravenc.ru/text/2565132.html

Нестор (Анисимов), митрополит Митрополит Нестор (Анисимов) и святитель Афанасий (Сахаров) Будущий митрополит Нестор (в миру Николай Александрович Анисимов) родился 9 ноября 1885 г. в г. Вятке в семье военного чиновника. В 1907 г. принял монашеский постриг и отправился на миссионерское служение на Камчатку, где много потрудился в деле просвещения края, создал Камчатское православное братство во имя Всемилостивого Спаса и Камчатскую Православную миссию. В 1916 г. рукоположен во епископа Камчатского и Петропавловского. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. В 1918 г. был арестован. В 1919 г. возвратился на Камчатку. В 1921–1945 гг. настоятель Камчатского подворья в Харбине. Развернул обширную благотворительную деятельность для помощи русским эмигрантам. Находился в юрисдикции РПЦЗ. В июне 1945 г. Владыка Нестор первым из харбинских архиереев, с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, стал поминать его за богослужением. Принимал активное участие в воссоединении восточно-китайских епархий с Московским Патриархатом. В 1946 г. возведен в сан митрополита Харбинского и Маньчжурского, Экзарх Московской Патриархии в Восточной Азии. Арестован в Харбине в 1948 г. и после долгого следствия осужден на 10 лет заключения в «особом» лагере (Дубравлаг), где находился и святитель Афанасий. В 1956–1958 гг. митрополит Новосибирский и Барнаульский. С 1958 г. на покое. В результате клеветы и организованной властями травли митрополит Нестор был смещен с Новосибирской кафедры. Патриарх Алексий назначил митрополита Нестора временно управляющим Кировоградской епархией. Летом 1961 г. в журнале «Огонек» была помещена статья о Владыке с вымышленными фактами. Митрополит Нестор послал статью и свои письма с опровержениями своему духовному отцу и другу святителю Афанасию. В 1962 г. митрополит Нестор лечился в Москве, перенес тяжелую операцию. 4 ноября 1962 г., в день Казанской иконы Божией Матери, скончался. Погребен в пос. Переделкино Московской обл. 872 1. 1 декабря 1954 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Епархия активно сотрудничает с движением «Дружба северян», которая состоит из молодежи коренных малых народов Севера. Движение занимается пропагандой здорового образа жизни. Совместно с этой организацией второй год подряд проводится «Молодёжный десант в родные сёла». Ребята посещают отдаленные поселки края, проводят работу «За здоровый образ жизни», формируют группы молодежного актива. В «десанте» принимает участие руководитель епархиального отдела по работе с молодежью иерей Дмитрий Апатов. В данное время «Молодежный десант» в количестве 9 человек уже второй месяц работает на Севере Камчатки в Пенжинском районе, посещая все сёла и оставаясь в каждом по 10 дней, создает молодежные ячейки, проводит беседы с молодежью, викторины, показывает образовательные фильмы. Библия на корякском — В 2012 году Институт перевода Библии издал Евангелие от Луки на корякском языке с Вашим предисловием. Будут ли еще подобные издания? — Большинство представителей коренных малых народов Севера практически не знает родного языка. В школах он преподается факультативно. По заказу епархии Институт перевода Библии осуществил издание Евангелия от Луки на корякском и ительменском языках с параллельным переводом на русский в комплекте с аудиозаписью текста. Тираж издания составил 500 экземпляров корякского и 300 — ительменского текста. Петропавловская и Камчатская епархия активно сотрудничает с центром перевода Библии на родные языки Севера. В ближайшее время будет осуществляться перевод на корякский и ительменский языки других книг Нового Завета — Четвероевангелия и первых книг Апостола. Будущие епископы: Филипп Карасукский, Артемий Камчатский и Николай Ново-Уренгойский — Комментируя строительство новых храмов на полуострове, Вы наверняка неслучайно привели в пример митрополита Камчатского Нестора (Анисимова). Насколько значима ли фигура владыки Нестора для православных на Камчатке сегодня? Изучается ли его духовное наследие, биография, заложенные им миссионерские традиции? — Владыка Нестор (Анисимов) (1885—1962 гг.), будучи еще иеромонахом, оставил большой след в жизни Камчаткого полуострова. Он организовал Православное братство в честь Спаса Нерукотворного, которое занималось сбором средств для строительства приходских храмов, школ и больниц на севере Камчатки. Его трудами на севере Камчатского полуострова была организована общинная жизнь. Для Камчатки фигура митрополита Нестора очень значима. Его опыт по устройству приходской жизни используется нами и сейчас. Епархия так же собирает средства для покупки храмов на материке и доставляет их на север Камчатки; в этом году было принято решение о возрождении Камчатского Православного братства.

http://pravmir.ru/episkop-petropavlovski...

2. Миссионерство На рубеже столетий не только Святейший Синод, но и церковная общественность проявляли постоянную заботу о христианской миссии. В 1897 и 1898 гг. были проведены миссионерские съезды в Казани и Одессе. В 1910 г. состоялся миссионерский съезд в Иркутске под председательством архиепископа Томского святого Макария (Невского) , в прошлом алтайского миссионера. Съезд постановил, что «проповедь, обучение, богослужение – одним словом, все виды миссионерского делания должны совершаться на языке, понятном для инородцев, причем миссия, как таковая, не должна задаваться посторонними целями, но должна стремиться к достижению своей собственной единой и высокой цели – приобрести язычников для Церкви Христовой». С 1896 г. в Киеве издавался журнал «Миссионерское обозрение», редакция которого впоследствии была переведена в Петербург. Особенно яркую страницу в истории миссионерства начала 20 века вписала деятельность Камчатской миссии. В конце 19 в. она располагала 17 миссионерскими станами (на самом полуострове, Чукотке и Колыме), где проживали обрусевшие камчадалы, а также коряки, чукчи, алеуты, среди которых многие были крещены, но из-за беззаботности окормлявшего их духовенства не имели почти никаких представлений о вере: не все из них знали даже свои христианские имена, а в быту они оставались совершенными язычниками, слушали своих шаманов, приносили в жертву духам оленей и ездовых собак. В 1907 г. настоятелем Корякской походной миссии был назначен иеромонах Нестор (Анисимов) , впоследствии митрополит (1885–1962). На Камчатку он отправился, испросив прежде благословение на благовестнические труды у святого Иоанна Кронштадтского . Свои миссионерские труды юный иеромонах начал с богослужений в Иосафатской церкви в Гижиге, на берегу Тихого океана. По его воспоминаниям, однажды во время службы язычница-корячка, стоя перед Распятием, вдруг закричала, обращаясь к Богородице, Которую она приняла за виновницу страданий Христа: «Зачем Ты повесила Его там, на древе? Зачем Ты делаешь Ему больно? Сними Его с древа. Ты видишь, у Него кровь!». Подойдя к сострадательной женщине, иеромонах заговорил с ней на корякском языке о Христе, и полудикая корячка «озарилась светом евангельской истины». Она стала просить священника скорее «дать ей веру». После обучения основам вероучения она была на Пасху крещена вместе со всей семьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

( < < back) «Напомним, что прп. Серафим Саровский советовал причащаться не менее 17–18 раз в год: во все посты, в именины, во все двунадесятые праздники, то есть в среднем приблизительно раз в три недели». У пещер, Богом зданных. «Правило веры», М., 1999 — с. 535. ( < < back) В наше время «Предисловия» Василия Поляномерульского к книгам Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия Иерусалимского и Нила Сорского опубликованы в книге «Сборник о молитве Иисусовой». Валаамский мон., М., 1994, с. 330. ( < < back) Страницы указаны по изданию: «Творения свт. Игнатия». Сретенский мон., М., 1996–1998 (репринт, 1904). В пяти томах. ( < < back) Святитель Макарий Московский (Парвицкий-Невский; 1835–1926) — причислен к лику святых в 2000 г. Выдающийся миссионер, духоносный старец. Митрополит Макарий занимал Московскую кафедру в период революции 1917 года и был одним из пяти иерархов, оставшихся верными Государю. В их числе — священномученик Гермоген (Долганов; 1858–1918), митрополит Петроградский Питирим (Окнов; 1868–1920), митрополит Антоний (Храповицкий; 1863–1936) и митрополит Нестор (Анисимов; 1885–1962). Святитель Макарий был принудительно уволен на покой определением Синода с 1.04.17. Имеется свидетельство о том, что святитель сообщался с Царственными Узниками в период их заключения и продолжал духовно окормлять Царя-Мученика до самой его кончины. Святителю было откровение от Господа о том, при каком духовном состоянии русского народа возможно было бы спасение Царской Семьи. Последние восемь лет жизни, после незаконного низложения, святитель-исповедник провел в изгнании и страданиях в подмосковном монастыре, где пребывал в неослабном аскетическом подвиге. Игум. Серафим (Кузнецов). Православный Царь-Мученик. «Паломник», М., 1997 — с. 709; Еп. Арсений (Жадановский). Воспоминания. Св.-Тихоновский Богословский институт, М., 1995. ( < < back) Преподобный Феодор Санаксарский (Ушаков; 1718–1791) — старец высокой духовной жизни. Восстановитель и настоятель Санаксарского Темниковского монастыря, управлял также Алексеевским женским монастырем. Строгий подвижник, ревнитель жизни в традициях древнейшего монашества. Став жертвой клеветы, был удален на Соловки, где в числе рядовых членов братии провел 9 лет. Будучи оправдан митрополитом Гавриилом (Петровым; 1730–1801), вернулся в свою обитель, где продолжал духовно руководить братией. Почил 19.02.1791 г. и был погребен у стен созданного им храма. Рядом находится могила его племянника — прославленного флотоводца адмирала Феодора Ушакова. Среди многочисленных учеников о. Феодора широко известны архмандрит Феофан Новоезерский, архмандрит Игнатий Островский, схиархимандрит Макарий Пешношский и другие. Московский журнал. 4, 1994 – с. 43.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010