Св. Писание не говорит нам о том, как происходили пять предыдущих встреч Авраама с Богом. Но шестое Богоявление особое, потому что здесь мы преобразовательно видим Св. Троицу. Это явление ветхозаветной Троицы, которое запечатлено в творении прп. Андрея Рублева. Если мы посмотрим на эту дивную икону, то увидим, что все христианское богословие заключено в этом дивном образе. Все, что можно было сказать о Боге умозрительно, через краски, все было сказано в дивном образе Андреем Рублевым. А прообразом послужило явление Бога Аврааму у дубравы Мамре. Как же явился Господь Аврааму? «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал ей...» (18:1-6). И далее следует описание всего, что было. Видя трех, он поклонился Одному, в трех узрел Единого. Это внутреннее мистическое проникновение в сущность Триединого Бога и дает нам ветхозаветный бытописатель, рассказывая о явлении Бога Аврааму в Трех Лицах. Три странника, три путника, но кланяется он Одному. И говорит: «Войди в дом».. В дальнейшем идет беседа трех. Поразительно глубоко передана в иконе Андрея Рублева эти идея: Один в Трех и Три в Одном. Более впечатляюще и доходчиво никто не смог этого передать. Представьте себе этих Ангелов. У всех — единые лица, они похожи, как братья-близнецы: прически одинаковые, общее строение лица, разрез глаз — это, в общем-то, одно лицо, но в разных ракурсах. Все три Ангела пребывают в некоем единстве, которое мы можем только представить себе. Бог вечен. Как представить вечность? Андрей Рублев представлял это себе прекрасно. Мы не знаем, какое время изображается в этой иконе, только ли эти три путника пришли и сели у дуба мамрийского. Или же они сидят уже очень давно и сейчас встанут и уйдут? Время отсутствует в этой иконе. Здесь присутствует Вечность, которая одновременно передается и смыслом, и начертанием. Если в центр иконы поместить циркуль и провести круг, то мы увидим, что вся икона заключена в этом круге. Мистически здесь присутствует и Крест, который тоже изображает Вечность: север, юг, запад, восток — наша вселенная.

http://sedmitza.ru/lib/text/432087/

Св. Писание не говорит нам о том, как происходили пять предыдущих встреч Авраама с Богом. Но шестое Богоявление особое, потому что здесь мы преобразовательно видим Св. Троицу. Это явление ветхозаветной Троицы, которое запечатлено в творении прп. Андрея Рублева. Если мы посмотрим на эту дивную икону, то увидим, что все христианское богословие заключено в этом дивном образе. Все, что можно было сказать о Боге умозрительно, через краски, все было сказано в дивном образе Андреем Рублевым. А прообразом послужило явление Бога Аврааму у дубравы Мамре. Как же явился Господь Аврааму? «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал ей…» (18:1–6). И далее следует описание всего, что было. Видя трех, он поклонился Одному, в трех узрел Единого. Это внутреннее мистическое проникновение в сущность Триединого Бога и дает нам ветхозаветный бытописатель, рассказывая о явлении Бога Аврааму в Трех Лицах. Три странника, три путника, но кланяется он Одному. И говорит: «Войди в дом».. В дальнейшем идет беседа трех. Поразительно глубоко передана в иконе Андрея Рублева эти идея: Один в Трех и Три в Одном. Более впечатляюще и доходчиво никто не смог этого передать. Представьте себе этих Ангелов. У всех – единые лица, они похожи, как братья-близнецы: прически одинаковые, общее строение лица, разрез глаз – это, в общем-то, одно лицо, но в разных ракурсах. Все три Ангела пребывают в некоем единстве, которое мы можем только представить себе. Бог вечен. Как представить вечность? Андрей Рублев представлял это себе прекрасно. Мы не знаем, какое время изображается в этой иконе, только ли эти три путника пришли и сели у дуба мамрийского. Или же они сидят уже очень давно и сейчас встанут и уйдут? Время отсутствует в этой иконе. Здесь присутствует Вечность, которая одновременно передается и смыслом, и начертанием. Если в центр иконы поместить циркуль и провести круг, то мы увидим, что вся икона заключена в этом круге. Мистически здесь присутствует и Крест, который тоже изображает Вечность: север, юг, запад, восток – наша вселенная.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Если икона Рублева имеет сюжетную причину в известной ветхозаветной истории, связанной с Авраамом и Саррой, то следует обратить внимание на особенности явления Ангелов во времена праотцев. Иерей Геннадий Егоров отмечает: «Господь говорит: “Вот, Я посылаю перед тобою Ангела [Моего] хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил [тебе]; блюди себя пред лицом Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем” (Исх. 23: 20–21). Что это за Ангел, Который может прощать грехи, Который водительствовал ими, и творил чудеса, и спасал их от гибели во время путешествия в пустыне, и ввел их в землю Ханаанскую? Здесь речь идет об откровении Ветхого Завета о Христе Сыне Божием, потому что именно Христос в наибольшей степени есть Ангел – посланник, вестник Божий, вестник избавления человека от осуждения и смерти. Так, блаженный Феодорит говорит: “Здесь один и тот же назван и Богом и Ангелом: потому что и блаженный Моисей употребил то и другое наименование. Ибо Господь наш Иисус Христос именуется у Исаии и Богом крепким и Ангелом великого совета (см.: Ис. 9: 6)”. И в другом месте он же говорит: “Видел же он ангелов, восходящих и нисходящих по лестнице, а Господа – утверждавшегося вверху ее. Его-то наименовал здесь и Ангелом, и Богом: Богом – по естеству, Ангелом же – да знаем, что явившийся не Отец, но Единородный Сын. Ибо чьим ангелом будет Отец? Сын же – и Бог, и Великого Совета Ангел, потому что возвестил нам тайны Отца. Ибо говорит: “Яже слышах от Отца Моего, сказах вам” (Ин. 15: 15)» . Вернемся к 82-му правилу Трулльского собора. Оно, как известно, отменяет прообразовательный символ при изображении Иисуса Христа, ибо вторая Ипостась имеет реальный образ . На рублевской же иконе мы видим трех Ангелов, подчас считающихся прообразом Троицы. Однако Святая Троица не только не имеет Своего образа, но не имеет и Своего прообраза. Она – прообраз явленного во Христе откровения о триипостасном Боге. Напомним слова отца Бориса Бобринского: преподобный Андрей изобразил «ветхозаветный образ пришествия Христа, в Котором почивают в полноте и Отец, и Дух». Если моленная икона основана исключительно на христологии, то, может быть, достаточно того, что «созерцание Сына и есть созерцание Троицы» , – как говорит М.В. Васина? Прообраз (tipos) ведь не сам образ (ikon), на прообраз не молятся . Общеизвестно, что прообразом Христа в Ветхом Завете был медный змей, но молятся православные не змею, а Христу.

http://pravoslavie.ru/46974.html

Образ апостола Павла всегда привлекал иконописцев – одной из вершин русской иконописи является икона апостола Павла из Звенигородского деисуса работы преподобного Андрея Рублева. На иконе Рублева апостол Павел предстает философски углубленным и созерцательным. Одежда апостола своим колоритом, ритмом складок, тонкостью тональных переходов усиливает впечатление возвышенной красоты, покоя, просветленной гармонии и ясности. Апостол Петр До призвания О жизни апостола Петра до призвания его Господом известн о очень немного. Изначально апостола звали Симоном. Он был уроженцем Вифсаиды – небольшого рыбацкого городка на берегу огромного Галилейского озера, иначе называемого Галилейским морем. Отца Симона звали Иона и он, согласно преданию, был рыбаком. Как известно, в семье рыбака Ионы был еще один сын; он в отличие от брата, названного традиционно еврейским именем Симон, носил эллинистическое имя Андрей. Можно предположить, что, достигнув совершеннолетия, Симон женился и перебрался в Капернаум в дом родителей своей супруги. Из Евангелия известно, что в доме вместе с семьей Симона проживала его теща. Также можно предположить, что и Андрей, брат Симона, также жил в его доме. В Евангелиях неоднократно упоминается, что своим ремеслом – рыбной ловлей – братья промышляли совместно. В любом случае, до призвания Господом Иисусом Симон – глава и кормилец семьи. Он, унаследовав ремесло своего отца, добывал средства рыболовством. Это занятие было скорее рискованным и тяжелым, чем доходным – он имел всего одну лодку и не располагал достаточными средствами, чтобы нанять помощников. Несмотря на трудную жизнь и отсутствие должного образования, Симон – пылкий по характеру – отличался горячей искренней верой, стараясь по мере возможностей соблюдать заповеди. Вообще религиозная пылкость – семейная черта Симона. Известно, что его брат Андрей, услышав проповедь Иоанна Крестителя стал его учеником. Симон часто навещал брата, подвизавшегося в Иудейской пустыне. Однажды, когда Симон пришел к брату, тот рассказал ему, что встретил Спасителя – ожидаемого Мессию. Симон также пожелал увидеть Господа, и Андрей привел его к Спасителю. Евангелие от Иоанна так рассказывает об этой встрече: Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр (Ин. 1, 40–42).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Примеч. В святоотеческой литературе можно встретить толкование обрезания как знака обуздания плоти. Подобное понимание вполне правильно в смысле прообразовательно-аскетическом, но никак не конкретно-историческом, ибо здесь, наоборот, привлекалось внимание к творящей плоти. 18-ая гл. кн. Бытия удивительным образом описывает посещение Богом Авраама и Сарры за год до рождения Исаака: «Явился ему Господь у дубравы Мамре … Он возвел очи свои, и взглянул, и вот, три мужа стоят против него … он побежал навстречу … поклонился до земли. И сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего. И принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом. А я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши … и взял теленка … и поспешил приготовить его … и поставил пред ними; а сам стоял подле них под деревом. И они ели». (18, 1-8). В этом описании соединилось земное и небесное; присутствие Бога явное, физически ощутимое, отношения с Ним родственные (образ: Бог, отдыхающий под деревом Авраама!). Но самым необычным является игра форм единственного и множественного числа: Авраам видит трех, а говорит со странниками так, будто их то трое, то один; в буквальном смысле: 3=1. Некоторые отцы Церкви видели в этой картине Бога и с Ним двух ангелов (для этого тоже есть некоторые основания), но большинство их считают это место прикровенным указанием на явление Бога-Троицы, самое очевидное во всем ВЗ. Христианское осмысление древнего сюжета, в котором Авраам и Сарра угощают под деревом трех таинственных странников, привело в итоге к традиции иконописи Троицы, кульминацией которой стало бессмертное творение преп. Андрея Рублева. Нелишне заметить, что ангелы в Быт. 18 и ангелы Рублева являются символическим описанием присутствия троичного Бога и по смыслу не имеют отношения к обычно нами понимаемым ангелам — сотворенным светлым духам. Примеч. 1 . Можно недоумевать по поводу того, почему Троица является Аврааму именно в этот момент, ни раньше, ни после. Но нужно вспомнить о том, для чего Бог пришел к Аврааму. Он пришел не просто в очередной раз напомнить об обетовании, Он сказал, что на этот раз ребенок точно будет, т. о. посещение Божие принесло Аврааму и Сарре сверхъестественную благодать зачатия, а ведь брак — единение двоих — есть образ единения Троих, так что всё удивительным образом сходится и посещение трех Ангелов становится первым постижением Бога как Любви…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   Но можно ли говорить о смысле творчества и культуры, если смысл предполагает какую-то логичность и разумность, тогда как смерть моя лично и космический пожар, смерть всего человечества и всего земного, разрушают в корне всякую логику созидания здесь на земле?    Конечно, не о смысле и не о человеческой логике творчества, а просто о религиозном его оправдании зовет нас думать христиански поставленная проблема культуры и созидания. Ведь Апостол так и ставит этот вопрос цивилизации пред лицом огня этого пожара. «Строит ли кто на этом основании (т. е. на Иисусе Христе) из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается и огонь испытует дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду, а у кого дело сгорит, тот потерпит урон» (I Коринф. III:12-15), Строительство это, конечно, нельзя ограничивать одним узко моралистическим пониманием, т. е. как строительство одних нравственно добрых дел. Это есть раскрытие всех вообще творческих дарований человека. Надо вспомнить и притчу о талантах. Строительство преп. Андрея Критского, Романа Сладкопевца, Косьмы Маиумского, Максима Грека и под. не ограничивается же одними только угодными Богу делами их монашеских подвигов смирения, терпения, поста, девства и т. д. Разве в этой аллегории Апостола написанные этими святыми мужами кондаки, каноны и толкования богословского характера не имеют той же цены, как и монашеские подвиги? Разве только подвиги молитвы и поста могут быть приравнены к золоту и серебру, которые очистятся и сохранятся в огне космического пожара, а музыкальные, поэтические и богословские творения их подобно сену, дровам или соломе спорят, и от них ничего кроме кучки золы и не останется? А рядом с этим и иконы Андрея Рублева, мозаики византийских и афонских церквей, памятники зодчества и т. под., сгорев в космическом пожаре, сгорят и на Страшном Суде, как ненужный хлам для Небесного Царства?    Учение другого первоверховного Апостола о последних судьбах этого мира также дает веру в то, что не об уничтожении созданного учит Благая Весть Христова, а о преображении его: «нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В 1988 году Русская Православная Церковь прославила великого угодника Божия в лике святых. III Высшее творческое достижение преподобного Андрея - икона «Пресвятая Троица», которая приобрела мировую известность; это несомненный иконописный шедевр. Мы можем только предполагать, как возник у мастера замысел этого творения, как он постепенно созревал и как воплощался в жизнь. Все это заняло, конечно, немалое время. В основу этого произведения лег известный библейский эпизод. Однажды по иудейской пустыне шли Три Странника; день был очень жаркий, Они очень устали, ноги покрывала горячая пыль, Их мучила жажда. Вдруг Они увидели большое раскидистое дерево (это был Дуб Мамврийский), в тени которого сидел седовласый старец с благородной внешностью - наш праотец Авраам. Увидев Странников, он побежал навстречу и поклонился Им до земли; он понял, что это необычные Путники. -Господи, - сказал он, - если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо недостойного раба Твоего и отдохни под сенью этого Дуба. Потом Авраам позвал слуг. -Принесите воды и омойте ноги наших Дорогих Гостей, - распорядился он. Затем зашел в шатер. -Сарра, - сказал он жене, - поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. Не теряя ни секунды, Авраам поспешил к своему стаду, выбрал нежного, хорошего теленка и передал его слуге, чтобы тот приготовил вкусное блюдо. Вернувшись, он расстелил перед шатром чистое полотно. Молоко, масло, сыр, виноград, инжир, свежий хлеб, телятина - все лучшее, что имелось у хозяина, было предложено Дорогим Гостям. Они приступили к трапезе. Авраам стоял рядом, готовый в любую минуту служить Им. Один из Гостей спросил: -Где Сарра, жена твоя? Он ответил: -Здесь, в шатре. -На следующий год, в это же время, Я снова приду к тебе, и у Сарры будет сын. «Мне ли в моем преклонном возрасте иметь сие утешение», - подумала Сарра. Гость сказал Аврааму: -Отчего Сарра усомнилась в Моих словах? Есть ли что трудное у Господа? Сарра сильно испугалась, услышав это. Путник подтвердил:

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/12/...

В таком случае творческая деятельность человека обусловлена грехопадением Адама. Не преступи заповедь Адам, и человек не был бы созидателем ценностей. Немезий, вслед за Демокритом, учил о нужде как первопричине и созидательном начале цивилизации. Палама же прозрел большее: он в творчестве человека увидел изволение Предвечного Совета Божия, предназначение человеку быть по образу Божию, быть творцом, быть содетелем Божиим, быть выше Ангелов. Не кара за преступление, а харизма Параклита. Культура, " обработка " земли исходит не из греха Адама, а из вечного замысла о человеке. Но можно ли говорить о смысле творчества и культуры, если смысл предполагает какую-то логичность и разумность, тогда как смерть моя лично и космический пожар, смерть всего человечества и всего земного разрушают в корне всякую логику созидания здесь, на земле? Конечно, не о смысле и не о человеческой логике творчества, а просто о религиозном его оправдании зовет нас думать христиански поставленная проблема культуры и созидания. Ведь апостол так и ставит этот вопрос цивилизации пред лицом огня этого пожара. " Строит ли кто на этом основании (т.е. на Иисусе Христе) из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон " (1 Кор 3, 12-15). Строительство это, конечно, нельзя ограничивать одним узко моралистическим пониманием, то есть как строительство одних нравственно добрых дел. Это есть раскрытие всех вообще творческих дарований человека. Надо вспомнить и притчу о талантах. Строительство прп. Андрея Критского, Романа Сладкопевца, Космы Маиумского, Максима Грека и подобных не ограничивается же одними только угодными Богу делами их монашеских подвигов смирения, терпения, поста, девства и т.д. Разве написанные этими святыми мужами кондаки, каноны и толкования богословского характера не имеют той же цены, как и монашеские подвиги? Разве только подвиги молитвы и поста могут быть приравнены к золоту и серебру, которые очистятся и сохранятся в огне космического пожара, а музыкальные, поэтические и богословские творения их, подобно сену, дровам или соломе, сгорят и от них ничего, кроме кучки золы, и не останется? А рядом с этим и иконы Андрея Рублева, мозаики церквей византийских и афонских, памятники зодчества и т.п., сгорев в космическом пожаре, сгорят и на Страшном Суде, как ненужный хлам для Небесного Царства? ...Есть что-то в каждом творчестве (мысль, наука, художество), что в себе содержит семя вечности, свой " семенной логос " , роднящий его с Первоисточником Премудрости, с Предвечным Логосом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Левый ангел, символизирующий Бога Отца, благословляет чашу — однако рука его находится в отдалении, он как бы передает чашу центральному ангелу, который также благословляет ее и принимает, наклоном головы выражая свое согласие: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня Чаша Сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Матф. 26:39). Свойства каждой их трех ипостасей раскрывают и их символические атрибуты — дом, дерево, гора. Исходным моментом божественного домостроительства является творящая воля Бога Отца, и поэтому над символизирующим Его ангелом Рублев помещает изображение палат Авраама. Дуб мамврийский переосмысляется как древо жизни и служит напоминанием о крестной смерти Спасителя и Его воскресении, открывающем дорогу к вечной жизни. Он находится в центре, над ангелом, символизирующим Христа. Наконец, гора — символ восхищения духа, то есть, духовного восхождения, которое осуществляет спасенное человечество через непосредственное действие третьей ипостаси Троицы — Духа Святого ( В Библии гора есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали завета, Преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение — на горе Елеонской) " ). Единство трёх ипостасей Св. Троицы является совершенным прообразом всякого единения и любви — «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин.17:21). Лицезрение Св. Троицы (то есть, благодать непосредственного Богообщения) — заветная цель монашеской аскезы, духовного восхождения византийских и русских подвижников. Учение о сообщаемости божественной энергии как о пути духовного восстановления и преображения человека позволило как нельзя лучше осознать и сформулировать эту цель. Таким образом, именно особая духовная ориентация православия XIV века (продолжавшая древние традиции христианской аскезы) подготовила и сделала возможным появление «Троицы» Андрея Рублёва. Источник: Сайт ru.wikipedia.org Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом .

http://pravicon.com/info-892

36  На Ипостась Святого Духа указывает еще и вид смарагдового сияния – в форме радуги, которая как заключающая в себе число семь есть  образ Святого Духа (см. комм. на 1, 4).  Знаменательно также, что на иконе «Троица» преподобного Андрея Рублева Ипостаси Отца, Сына и Святого Духа облечены в одежды именно этих цветов: золотистый, красный, зеленый. 4 И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. «двадцать четыре старца» – некоторые считали, что старцы представляют на небе вселенскую Христову Церковь. Число двадцать четыре указывает на полноту народа Божия обоих заветов – по числу двенадцати родоначальников Израилевых колен и двенадцати апостолов.  Слово «πρεσβτερος» означает не только «старец», но и «пресвитер», то есть лицо, возглавляющее христианскую общину, Церковь. Поэтому двадцать четыре старца – это как бы небесный епископат Вселенской церкви, предстоящий перед престолом Бога Вседержителя. Блаженный Иероним говорит, что двадцать четыре престола, виденные святым Иоанном, есть те же самые престолы, которые видел пророк Даниил (Дан. 7, 9). «белые одежды» и «золотые венцы» – символы победы и славы (см. 3, 5; 2, 10).  5 И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих; «молнии и громы и гласы» – сходные знамения были при синайском явлении Бога Моисею: «громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный» (Исх. 19, 16).  Может быть, под молниями, громами и гласами следует понимать изволения, решения и определения, исходящие от Бога. «семь светильников» – их следует отличать от семи светильников 1, 12, означающих семь Церквей. Характерно, что для наименования тех и других в греческом оригинале использованы разные слова: в 4, 5 – λαμπδες, тогда как в 1, 12 – λυχνας. «которые суть семь духов Божиих» – о них говорилось в 1, 4 и под ними, вероятнее всего, следует понимать Святой Дух, Его Благодать, энергии и дары (см. комм. на 1, 4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010