Иконы звенигородского чина с первого же взгляда подкупают необычайной красотой своих холодных красок. Голубые, розовые, синие, блекло-фиолетовые и вишневые тона даны в таких безупречных верных сочетаниях с золотом фона, что у созерцающего иконы невольно рождаются чисто музыкальные ассоциации. Для Рублева цвет был тем средством, которое помогало ему раскрывать внутренний мир человека. Его Спас, его Павел, его Архангел обладают неотразимой привлекательностью. Им присуща изумительная мягкость, в них ничего не осталось от византийской суровости. Своей глубокой человечностью Спас напоминает прославленную статую Христа в тимпане «Королевского портала» Шартрского собора. И у Рублева, и у раннеготического мастера образ Христа настолько очеловечивается, что совершенно утрачивает отвлеченный культовый характер. Но рублевский Спас – это, по меткому наблюдению Н.А. Деминой, «воплощение типично русской благообразности. Ни один элемент лица не подчеркнут чрезмерно – все пропорционально и согласованно: он рус, глаза его не преувеличены, нос прямой и тонкий, рот мал, овал лица, хотя и удлиненный, но не узкий, в нем совсем нет аскетичности, голова с густой массой волос со спокойным достоинством возвышается на сильной, стройной шее. Самое значительное в этом новом облике – взгляд. Он направлен прямо на зрителя и выражает живое и деятельное внимание к нему; в нем чувствуется желание вникнуть в душу человека и понять его. Брови свободно приподняты, отчего нет выражения ни напряжения, ни скорби, взгляд ясный, открытый, благожелательный. Перед нами как бы сильный и деятельный человек, который имеет достаточно душевных сил и энергии, чтобы поддержать тех, кто в этом нуждается. Звенигородский Спас больше натуральной величины человека. Он полон величия. Кроме того, в нем есть строгость внутренней чистоты и непосредственности, есть полное доверие к человеку». В этой яркой характеристике творения Андрея Рублева верно подмечено то новое, что художник внес в истолкование одного из самых традиционных образов средневекового искусства.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Выставка «Сотворение мира» работает в Музее им. Рублева Цель проекта – показать восточнохристианское понимание процесса сотворения мира и человека через художественные образы МОСКВА. Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX вв.» работает в Центральном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева (ЦМИАР). Масштабный проект посвящен одной из центральных тем во всех мировых религиях, его цель – показать восточнохристианское понимание процесса сотворения мира и человека через художественные образы. Кураторы выставки – сотрудники отдела экспертизы и искусствоведческих заключений ЦМИАР Жанна Белик и Ольга Никольская. Как и каждая тематическая выставка последних лет, экспозиция раскрывает тему через художественные произведения разных периодов (от последней четверти XV до начала XX вв.) и разные виды искусства: здесь представлены иконы, эскизы к храмовым росписям, гравюры, книжные миниатюры, предметы декоративно-прикладного искусства из музейных и частных собраний, всего более 60 произведений. Выставка представляет памятники, иллюстрирующие процесс сотворения мира. Непосредственно этой теме посвящен целый зал, в котором можно увидеть «чудом сохранившиеся», по выражению О. Никольской, авторские картоны-эскизы к росписям сводов боковых нефов Владимирского собора в Киеве, выполненные художниками В.А. Котарбинским и П.А. Сведомским в 1887–1895 годах. Здесь, а также на некоторых поздних иконах можно последовательно рассматривать изображения всех семи дней творения. «И почил Бог в день седьмый» – так называются две небольших иконы последней четверти XVI в. Как рассказала Ж. Белик, впервые подобное изображение появилось как клеймо в четырехчастной иконе 1547 г. из Благовещенского собора Московского Кремля, которая оказалась в центре дискуссии своего времени о новых иконах, в частности – о богословском обосновании изображения Бога-Отца в образе старца, а Христа – в виде ангела с крыльями. На иконах, представленных на выставке, «День седьмый» – это самостоятельный сюжет, здесь можно рассмотреть эти пререкаемые изображения. На одной из них есть интересная деталь, которой не найти в прообразе, – персонификация Земли в виде женщины, которая кормит грудью зверей.

http://sedmitza.ru/text/10376786.html

Доска, которую в детском возрасте расписала автор текста Было в этих узорах что-то простое и светлое и в то же время очень мощное по энергетике – возможно, боль, переживания, almer ego художника. И меня посетило вдохновение. В ближайшем хозяйственном магазине я купила пять аналогичных досок, в худсалоне – набор масляных красок, простейший вонючий разбавитель – и принялась красить. Понятия не имея о технике работы маслом, но получая невероятное удовольствие от процесса и запаха красок, я перепачкала все вокруг – стол, пол; обмакнула в краплак красный темный свои длинные косы; наступила на тюбик с кобальтом, после чего пришлось отправить в мусорное ведро белые гольфы. В результате осталась довольна лишь одной своей работой, которая, кстати, до сих пор живет на даче (см. фото). На том и успокоилась. Уже во времена интернета, читая статьи об Анатолии Солоницыне, любимейшем актере, сыгравшем Андрея Рублева в одноименном фильме Андрея Тарковского, я наткнулась на фотографию, где они с Тарковским сидят на фоне расписных досок, именно таких, как были в моем детстве. В голове туманно обозначились параллели: доски, актер, принц Датский… Анатолий Солоницын сыграл Гамлета в постановке Андрея Тарковского в Ленкоме в 1977 году. Как пишут, он остался недоволен своей работой, а когда Инна Чурикова, игравшая Офелию, ушла в декрет, спектакль закрыли. Роль Гамлета оказалась последней театральной работой Анатолия Солоницына. Доска, расписанная А. Солоницыным Узнать истинное происхождение тех досок было невозможно. Прошел не один десяток лет. Не стало дяди Юры, Димки, моей мамы. С тетей Тамарой мы созванивались по праздникам и всякий раз вспоминали те счастливые годы, когда были соседями. Три года назад я позвонила ей, чтобы поздравить с Рождеством. И она, накануне выписавшаяся из больницы, слабым голосом проговорила: «Приезжай, забери те доски на память». Я повесила их на гвоздики над притолокой в гостиной и рассказала своей взрослой дочери эту историю, закончив словами, что, может быть, это работы актера, сыгравшего Андрея Рублева. Но Господь управил поставить в этой истории окончательную точку, железную просто.

http://pravoslavie.ru/124258.html

Появившись на Руси в конце X века, иконопись на протяжении столетий стала отражением базовых национальных ценностей в изобразительных образах, и потому постижение ее религиозно-культурологических традиций сегодня позволяет понять самобытность отечественной культуры, уяснить для себя жизненно важные смыслы, которыми до нас руководствовались наши предки, и на их основе развить гражданскую идентичность. В виду этого настоящая монография «Религиозно-культурологические традиции иконописи в духовно-нравственном воспитании старшеклассников» представляется актуальной и полезной в воспитательном процессе и в подготовке к урокам гуманитарного цикла (истории, мировой художественной культуре) и занятиям по программам дополнительного образования. Ее текст можно использовать: - для предоставления учащимся дополнительных знаний по истории создания, иконографии и смысловом (духовном, богословском, нравственном) содержании иконы «Святая Троица» Андрея Рублева; символики русской иконы и особенностям развития иконографии «Святая Троица» от раннехристианского сюжета «Гостеприимство Авраама» до одноименных изводов русского иконописца Андрея Рублева и его западноевропейского современника Робера Кампена; - для формирования умений анализировать произведения живописи разных жанров (икона и фреска), сопоставлять между собой одноименные сюжеты, созданные русскими и западноевропейскими мастерами, на предмет выявления в них общечеловеческих и базовых национальных ценностей; получать эстетическое удовольствие от созерцания шедевров мирового искусства; - для развития навыков выявления общих композиционных мотивов в произведениях искусства, раскрывающих один и тот же сюжет, но созданных в разные эпохи или мастерами-современниками, принадлежащих разным художественным традициям, с последующим выявлением в них жизненно важных смыслов для истории в целом и личности, включая себя самого. Таким образом, изложенный в монографии материал способствует: - в достижении личностного результата: актуализации у учащихся эмоционально-ценностных переживаний событий своего исторического прошлого и формировании у них чувства сопричастности к этим событиям как их наследников; развитию контекстного мышления, интегрирующим религиозно-, культурно-, исторические смыслы; формировании ответственности за сохранение и приумножение культурного наследия; укоренению в сознании учащихся базовых национальных ценностей как норм жизни; мотивированию их на выработку жизненной стратегии согласно этим нормам;

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/20/...

Еще один мастер – тот, кто работал над деисусом Благовещенского собора Московского Кремля в конце XIV века. Этого мастера долго пытались отождествить с Феофаном Греком, но абсолютно убедительных доказательств для этого приведено не было. В целом эпоха конца XIV- начала XV века в византийском мире была удивительна. С одной стороны, это эпоха глубокого политического и экономического кризиса. Византийская империя распадается. Константинополь дышит на ладан. Он просуществовал еще примерно полвека, но это  были полвека умирания византийской столицы. Именно в эту эпоху  возникает целое созвездие великих мастеров, которые работают в самых разных странах мира. Группа византийских мастеров, в их числе, конечно, Феофан Грек, пришла на Русь. Рядом с ними появляются их очень талантливые, можно даже сказать, гениальные русские ученики и вот они все вместе создают великое искусство рубежа XIV-XV веков. Остатки  этого искусств мы можем видеть и сегодня: основная часть созданного тогда погибла. Мы собираем эту поразительную и выдающуюся историю русского искусства конца XIV, начала XV века буквально по крупицам. Но из этого не следует, что мы все, хоть сколько-нибудь значительное в этом искусстве должны приписать одному или двум художникам. Конечно,  проще, когда мы находим выдающуюся работу, которая скорее всего относится к этой эпохе, объявить ее кисти Андрея Рублева, ведь мы знаем, что это был прославленный художник своего времени.  В этом и была  логика Игоря Эммануиловича Грабаря, который, обнаружив потрясающие иконы Звенигородского чина, сделал простой вывод: если у них выдающееся художественное качество, то написать их мог только Андрей Рублев. Видимо, ему тогда в голову не приходило, что помимо Андрея Рублева и Феофана Грека было еще несколько, а может быть и не менее десяти выдающихся художников, которые работали на Руси, как византийских, так и русских. И это все самостоятельные и очень яркие художественные личности. Мы это видим по иконам. Работа по установлению подлинной истории русского искусства — очень серьезная и в сторону этого сделан огромный шаг.

http://pravmir.ru/menya-ne-ubedili-issle...

Я всегда удивляюсь тем людям, которые поют в храме торопливо: например, «тарахтят» «Господи, помилуй». Побыстрее-побыстрее… И представим себе сцену с хором, который, например, исполняет русские народные песни. Во втором случае хор будет петь с чувством, протяжно, представляя себе картину. А почему же для Бога мы имеем право «тарахтеть», пропевать молитвы быстро и бессмысленно? А в песнях будем стараться, показывать свой голос?.. Потому что, если мы небрежно выступим на сцене, нас просто не станут слушать! А почему же для Бога мы имеем право так небрежно петь? Мы копируем древние иконы (Андрея Рублева, например). Почему же мы не хотим так же копировать песнопения? Хор Свешникова исполнял русские народные песни как подлинные шедевры. Свешников говорил: «Песню вы должны спеть так, чтобы публика ее не только слышала, но и видела!» Они и пели так в действительности…Соответственно, он и церковные песнопения исполнял так же. Например, «Всенощная» Рахманинова в его исполнении – это шедевр, который, в принципе, неповторим. И я удивляюсь: почему же сейчас не берут за образец некоторые хоровые исполнения? Например, иконы мы копируем (XVI века, преподобного Андрея Рублева и другие). Почему же мы не хотим так же копировать песнопения? Чтобы хотя б немного приблизиться к исполнению наших великих предшественников, чтобы люди послушали и обрели спокойствие на душе и помолились?.. – Я думаю, советское прошлое истребило не только храмы и монастыри, но и традиции. Но люди все-таки жили воспоминаниями. Те, кто хорошо знал отца Матфея, рассказывали, что он старался воссоединить разорванную связь поколений. Он слушал, например, записи Хора донских казаков Сергея Жарова, хоры эмигрантских регентов и старался подражать этим коллективам. Вам что-то известно об этом? – Да, в том-то и дело, что у отца Матфея была возможность учиться на наглядных примерах. Это были такие выдающиеся регенты, как Комаров, Матвеев, Жаров, хор Киево-Печерской лавры. В Киеве тогда жил Михаил Петрович Гайдай, известный дирижер. Он все это слушал, впитывал. И хотя говорил, что «не строил ничего на чужом фундаменте», тем не менее сформировал в себе некий стержень, который объединяет всех-всех дирижеров. Конечно, каждый из них звучит по-своему. Но общее у них – молитвенное, церковное исполнение. И это, конечно, является тем фундаментом, на котором все и строили свою хоровую работу.

http://pravoslavie.ru/142627.html

В Москве пройдет пресс-конференция. посвященная началу работы международной научно-церковной конференции " Хождение игумена Даниила в истории Русской Церкви и культуры " Москва, 21 марта 2007 г. В 2007 году исполняется 900 лет со времени хождения игумена Даниила в Святую Землю. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Паломническом центре Московского Патриархата пройдет международная научно- церковная конференция, посвященная этому знаменательному событию. В работе конференции предполагается участие историков, филологов, богословов из России, Белоруссии, Германии, Польши, Италии, Греции, Великобритании, Украины и других стран. 26 марта 2007 года в 11.00 в Паломническом центре Московского Патриархата состоится пресс-конференция, посвященная началу работы международной научно-церковной конференции «Хождение игумена Даниила в истории Русской Церкви и культуры (1107-2007 годы)» к 900-летию хождения игумена Даниила в Святую Землю. Конференция откроется 29 марта в 10.00 пленарным заседанием, в работе которого предполагается участие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. 30 марта 2007 года участники конференции продолжат работу. На встрече с журналистами речь пойдет о проведении торжественных мероприятий, посвященных этой знаменательной для русской культуры дате. В пресс-конференции также примут участие епископ Егорьевский Марк - заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Житенев Сергей Юрьевич - генеральный директор Паломнического центра Московского Патриархата и Щапов Ярослав Николаевич - председатель Императорского Православного Палестинского Общества. Организаторы конференции: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Императорское Православное Палестинское Общество, Паломнический центр Московского Патриархата, Научный совет РАН «Роль религий в истории». Конференция будет проходить в Паломническом центре Московского Патриархата по адресу: Москва, Мичуринский проспект, д. 8/29. гостиница «Университетская», конференц-зал на 13-м этаже. Тел.: (495) 143-67-51, 143-68-28. Аккредитация прессы по e-mail: rek@poklonnik.ru или тел.: (495) 147-79-89 29 марта 2007 года в 17.00 в залах Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева состоится открытие выставки, посвященной хождению игумена Даниила в Святую Землю. Выставка продлится до 29 июня 2007 года. Выставка открывается в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева по адресу: Москва, Андроньевская пл., д. 10; тел.: (495) 678-14-89. Православие.RU 21 марта 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/21402.html

Одна из важных задач выставки «Небесный Нижний» — показать, что Нижний Новгород — один из крупнейших культурных центров Древней Руси и России нового времени. «До сих пор не было ни одного серьезного исследования этого культурного, художественного, духовного центра России, — сказал Борис Миндлин. — Благодаря этому выставочному проекту произошло первое масштабное исследование наследия Нижнего Новгорода. Специалист нашего центра Наталья Комашко выступила разработчиком масштабной концепции этого проекта. Она выявила произведения, имеющие непосредственное или опосредованное отношение к Нижнему Новгороду и нижегородскому краю, которые хранятся в целом ряде музейных собраний и в частных коллекциях. Это непереоценимое событие для всего культурного сообщества нашей страны». «Художественное наследие древнерусского периода Нижнего Новгорода, как и церковное искусство нового времени — сферы, изученные мало, — продолжила научный секретарь Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Наталья Комашко. — Памятников сохранилось не так много в силу ряда объективных причин. Горький был закрыт для иностранцев, не вошел в Золотое кольцо. Много нижегородских памятников церковного искусства было уничтожено в первые годы советской власти. В научной среде складывалось представление, что Нижний Новгород очень беден на памятники и что здесь не существовало своей художественной традиции. Однако духовное культурное наследие Нижнего Новгорода не уступало по своему уровню соседним городам, таким как Ярославль и Кострома. В Нижнем Новгороде и нижегородском крае были свои художественнее традиции, особенности и школы». Экспозицию выставки составляют памятники русского сакрального искусства XV — начала XX веков. Концепция выставки разработана в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, специалисты которого также оказали помощь в подготовке ее каталога. Выставка посвящена духовной составляющей многовековой истории Нижнего Новгорода и Нижегородского края, которая представлена памятниками сакрального искусства XV — начала XX века. Это образы местных святых, чтимые иконы и реликвии, произведения живописи, ювелирного искусства, лицевого шитья, деревянной резьбы, фрагменты стенописей и изразцы, происходящие из нижегородских храмов и монастырей, рукописные и старопечатные книги, сокровища древней иконописи, сохраненные старообрядцами, и произведения старообрядческих художественных центров. Всего на выставке будет экспонироваться более 300 произведений.

http://patriarchia.ru/db/text/5833488.ht...

О.Всеволод Чаплин: Изображение иконы на золотом смартфоне противоречит церковной традиции Москва, 15 апреля 2015 г. Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин подверг критике авторов дорогостоящей серии телефонов iPhone 6 с изображением иконы " Троица " Андрея Рублева. " Не думаю, что в этом случае инициаторы проекта хотели совершить кощунство, но им неплохо было бы поговорить с профильными церковными учреждениями, прежде чем выпускать телефоны с таким дизайном " , - заявил священник в среду корреспонденту Интерфакс-Религия . На одной из моделей с помощью техники объемного гравирования изображена " Троица " Андрея Рублева, на другой - вписанная в окружность полумесяца мечеть Масджид ан-Набави, одна из главных святынь ислама, а в нижней части панно начертана шахада - свидетельство о вере в Аллаха, сообщает сайт интернет-магазина, где предлагается эта продукция. Стоимость как " православной " , так и " исламской " модели составляет 157 тыс. рублей. Партия выпущена ограниченным тиражом. Панели телефонов выполнены вручную итальянскими ювелирами из драгоценных металлов, в том числе из золота. На сайте интернет-магазина, где реализуется эта продукция, приводится религиоведческо-правовое заключение кандидата философских наук, религиоведа Романа Лункина и доктора юридических наук Анатолия Пчелинцева на " православную " модель. Эксперты не усмотрели в таком изображении ничего оскорбительного. Более того, по их мнению, изображение иконы может оберегать владельцев телефона, они могут молиться перед этим изображением. Тем временем представитель Церкви заявил, что мнения Р.Лункина и А.Пчелинцева, которых он знает скорее как юристов, а не специалистов в сфере использования святых образов, " в данном случае недостаточно " . " Так, они сказали, что верующий может молиться на телефон. Даже если на нем изображена Святая Троица, как вы можете себе это представить? Вообще в нашей Церкви сейчас все больше людей - и священнослужителей, и мирян, - призывают к тому, чтобы отношение к священному изображению было благоговейным " , - подчеркнул собеседник агентства.

http://pravoslavie.ru/78685.html

Главный настрой работы университета, его жизни в глобальном смысле задает наш ректор, отец Владимир Воробьев, который задумал и своими трудами организовал наш университет, собрал и воспитал множество священников и преподавателей. Более 28 лет я преподаю, и отец Владимир для меня образец самоотверженного служения: на наших глазах университет становится все больше и больше, но вместе с ростом возникают и новые проблемы, которые отцу Владимиру приходится все время решать. – Что вас печалит в современном церковном искусстве? – Грустно, что в церковное искусство пришло много людей без образования или недоученных, что не лучше. Более того, они начинают иметь свой голос, создавая псевдоиконы, в итоге мы получили немало плохо расписанных храмов, иконостасов, пред которым сложно молиться. К сожалению, эти малообразованные мастера активно рекламируют себя, ими создаются безвкусные неграмотные иконы, у них нет желания что-то серьезно и глубоко изучать, а хочется быстрого эффекта и славы… Главное – выделиться, и неважно, какими средствами. Подлинное же искусство требует от мастера глубокого и обдуманного отношения, изучения, поиска Подлинное же искусство требует от мастера глубокого и обдуманного отношения, изучения, поиска. Нужно положить много труда, времени и сил для создания качественного произведения. В самом начале, когда я только начинала преподавать, нам всем думалось, что началось возрождение церковного искусства: еще немного, и мы или наши ученики вырастим еще одного Андрея Рублева, все храмы будут расписаны на таком же уровне, как это было в древности. Но этого не случилось. Да, все наши выпускники замечательные и серьезно трудятся, многие из них – уже известные мастера, создающие хорошие работы, но нового Андрея Рублева в современном церковном искусстве так и не появилось. За годы преподавания я поняла, что возрождение церковного искусства так, как мы это себе представляем, невозможно. Потому что мы все, современные люди, живем в совершенно другой духовной реальности. Древние великие иконописцы были, прежде всего, носителями высокой духовной культуры, и поэтому их иконы и росписи – непревзойденные шедевры.

http://pravoslavie.ru/150562.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010