Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАВАЛЕРСКИЕ ДНИ [кавалерские праздники, орденские дни, орденские праздники], общий праздник кавалеров того или иного ордена. Получили распространение в Российской империи в XVIII - нач. XX в. К. д. отмечались либо в день памяти святого, во имя к-рого создан орден, либо в день учреждения ордена. Понимание ордена как объединения его членов восходит к традиции средневек. европ. духовно-рыцарских орденов. Члены ордена имели определенные знаки отличия - орденскую одежду, знаковые элементы, форма к-рых в Новое время фиксировалась в соответствующих орденских документах. Со временем, по мере подчинения орденов королевской власти и в процессе формирования королевских рыцарских орденов, ношение орденских знаков положило начало наградной практике, отражавшей заслуги перед короной и гос-вом. Однако представление об ордене как объединении его кавалеров сохранилось. Начало формирования российской орденской традиции относится к рубежу XVII и XVIII вв. Одной из ее особенностей является установление К. д., даты к-рых указывались в орденских статутах. К. д. в российском церковном календаре синодального периода относились к светским (гражданским) праздникам, включавшим дни рождения, именин, вступления на престол российских императоров и императриц, дни рождения и именин их ближайших родственников, викториальные дни . Гражданские праздники назывались «табельными днями», т. к. их состав определялся «Табелью». При учреждении первого ордена - ап. Андрея Первозванного (1698) в качестве К. д. был установлен день памяти ап. Андрея Первозванного 30 нояб. Согласно статуту ордена от 1720 г., в качестве дополнительного К. д. был объявлен день памяти апостолов Петра и Павла (29 июня) как день тезоименитства учредителя ордена, однако впоследствии этот день в качестве К. д. не праздновался. При жизни Петра I в 1714 г. был учрежден орден вмц. Екатерины, К. д. был назначен день памяти вмц. Екатерины 24 нояб. Петр I имел намерение учредить орден блгв. кн. Александра Невского, однако официально этот орден был создан лишь после его смерти, 21 мая 1725 г. Тем не менее в источниках 1724-1725 гг. фигурирует день памяти блгв. кн. Александра Невского среди светских (табельных) праздников (23 нояб. или после перенесения мощей в 1724 г.- 30 авг.). В 1735 г. герцогом Голштинским Карлом Фридрихом был учрежден орден св. Анны. В России этот орден получил распространение с 40-х гг. XVIII в. К. д. этого ордена - 3 февр. (память прав. Анны) отмечается в календарях 2-й пол. XVIII в., хотя офиц. причисление этого ордена к российским произошло лишь в 1797 г. В 1769 г. Екатерина II учредила орден вмч. Георгия; датой К. д. было назначено 26 нояб.- день учреждения ордена и один из дней памяти вмч. Георгия. В 1782 г. был учрежден орден равноап. кн. Владимира; К. д. было назначено 22 сент.- день учреждения ордена, не связанный с памятью святого.

http://pravenc.ru/text/1319746.html

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " #6d85ec1d3f Закрыть Благочестивого генералиссимуса в святые Общественники Кубани объединились для прославления Суворова в лике местночтимых святых Николай Каклюгин   08:14 16.10.2023 876 Время на чтение 19 минут Источник: Попечение 5 октября 2023 года в Краснодаре на площадке православного молодежного кафе «Сретение», что у Храма Рождества Христова в микрорайоне Юбилейном, состоялась одна очень знаковая встреча. На ней в деталях обсуждалось подписанное 39 руководителями общественных организаций Краснодарского края обращение к митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому Григорию о причислении генералиссимуса Александра Васильевича Суворова к лику местночтимого святого Екатеринодарской и Кубанской епархии Русской Православной Церкви. По ее итогам завершена подготовка обращения к губернатору (главы администрации) Кубани. Сначала небольшая историческая справка. Александр Васильевич Суворов (1730 – 1800) – выдающийся русский полководец, один из немногих всенародно признанных национальных героев России. За свою долгую службу с 1748 по 1800 годы великий полководец награжден всеми из существующих на тот момент (!!!) орденами Российской империи, вручавшимися мужчинам. В его наградном списке орден Святого Апостола Андрея Первозванного, орден Святого Георгия всех трех степеней, орден Святого Владимира, орден Святого Александра Невского, орден Святой Анны, Мальтийский крест (орден Святого Иоанна Иерусалимского), он дважды обладатель Золотого оружия «За храбрость», приравниваемого к знакам воинского отличия. Кроме того, он – обладатель семи иностранных орденов: австрийского ордена Марии Терезии, прусского Ордена Черного орла, прусского Ордена Красного орла, баварского ордена Святого Губерта, сардинского ордена Святого Благовещенья, савойского ордена Святых Маврикия и Лазаря, французского ордена Кармельской Богоматери и Святого Лазаря Иерусалимского.

http://ruskline.ru/opp/2023/10/16/blagoc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕКАТЕРИНЫ СВЯТОЙ ОРДЕН Звезда ордена св. Екатерины. Принадлежала имп. Екатерине II. 2-я пол. XVIII в. (ГММК) Звезда ордена св. Екатерины. Принадлежала имп. Екатерине II. 2-я пол. XVIII в. (ГММК) награда в Российской империи. Учрежден в 1714 г. царем Петром I в честь царицы Екатерины Алексеевны (см. имп. Екатерина I Алексеевна ), к-рая в критический момент Прутского похода 1711 г. оказала влияние на решение царя начать переговоры с турками о перемирии и, по легенде, отправила великому везиру свои драгоценности. Изначально назывался орденом Освобождения («Свобождения»), но вскоре был переименован в Е. с. о. Статут ордена был опубликован в 1713 г. 24 нояб. 1714 г., в день тезоименитства царицы, Петр I собственноручно возложил на нее знаки ордена. 5 апр. 1797 г. имп. Павлом I была подписана окончательная редакция статута. Орденский праздник - 24 нояб. Е. с. о. награждались «особы женского пола». Он имел 2 степени: награжденные 1-й назывались «дамами Большого креста», 2-й - «дамами Малого (кавалерственного) креста». В общей иерархии российских гос. наград занимал 2-е место - после Андрея Первозванного ордена , хотя мужчины им не награждались. Единственным исключением стал 13-летний кн. А. А. Меншиков, сын кн. А. Д. Меншикова, удостоенный Е. с. о. в февр. 1727 г. Главой Е. с. о. пожизненно, в т. ч. после смерти императора, оставалась императрица, к-рая подписывала грамоты на пожалование орденом. Знаком ордена был стилизованный крест с расширяющимися концами. В центре креста располагался овальный медальон, покрытый эмалью. На его лицевой стороне изображена сидящая вмц. Екатерина, в правой руке она держит большой белый крест, в центре к-рого помещен малый крест, украшенный бриллиантами. В левой руке вмц. Екатерины пальмовая ветвь, над головой буквы С. В. Е. (Святая великомученица Екатерина), между концами креста буквы D. S. F. R. (Domine Salvum Fac Regem - Господи, спаси царя). На оборотной стороне изображена истребляющая змей чета орлов у подножия руин башни, на к-рой находится гнездо с птенцами.

http://pravenc.ru/text/189641.html

священник Виталий Головатенко Скачать epub pdf (очерк жизни и творчества) Доктор церковной истории и кандидат искусствоведения, заслуженный профессор Санктпетербургской духовной академии; почетный член Московской духовной академии, почетный доктор Фессалоникского университета имени Аристотеля, Православной духовной семинарии и академии св. Владимира в Нью-Йорке и Белградского университета; кавалер Орденов Русской Православной Церкви: святого равноапостольного великого князя Владимира II и III степеней и преподобного Сергия Радонежского I и II степеней, кавалер Ордена Офицера Святого Гроба (Иерусалимского Патриархата), Ордена свв. Первоверховных Апостолов Петра и Павла (Антиохийского Патриархата), Ордена св. Апостола Андрея Первозванного (Константинопольского Патриархата), Ордена Румынского Патриарха II степени, Ордена равноапостольной Марии Магдалины (Варшавского Патриархата), а также кавалер Ордена Великой Отечественной Войны I степени Николай Дмитриевич Успенский родился 3/15 января 1900 в погосте Поля Демянского уезда Новгородской губернии. Его отец, священник Димитрий Алексеевич Успенский, происходил из священнического рода, мать, Лидия Петровна Монастырёва, – из обедневшего дворянского рода. В семье о. Димитрия было шесть детей: Димитрий, Лидия, Николай, Вера, Екатерина и Серафим. Протоиерей Димитрий Успенский начал свое служение в Церкви в мае 1896 г. Сначала семья жила в погосте Поля, потом (вскоре после рождения Николая) – в поселке Окуловка, где о. Димитрий был настоятелем церкви свт. Николая Чудотворца. При церкви он построил богадельню. На духовном попечении прот. Димитрия находилось 20 деревень. В администрации уезда удивлялись, что во всех этих деревнях мужики никогда ни на кого не жаловались, ни с кем не судились. Все спорные вопросы решал настоятель. Браки заключали только по его благословению. Он был поистине добрым пастырем: любил своих пасомых, и они отвечали ему тем же. Его авторитет был чрезвычайно высок и непререкаем. Без совета и благословения любимого батюшки ничего существенного и важного не начинали и не делали.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Санкт-Петербург. Собор Андрея Первозванного. Андреевский собор Карта и ближайшие объекты Собор расположен на углу Большого проспекта В.О. и 6-й линии на месте сгоревшей в 1761 г. Андреевской церкви, предназначенной для празднеств кавалерского ордена Андрея Первозванного. 8 октября 1732 года преосвященный архиепископ Новгородский и Великолуцкий Феофан Прокопович торжественно освятил новую церковь. В 1744 году, по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны и по решению Святейшего Синода, Андреевская церковь стала соборной. Особой красотой и удобствами первоначальная церковь не отличалась, зимой храм не отапливался. В июле 1761 года он сгорел дотла от попадания молнии. Иконостас удалось спасти, и он был перенесен в соседнюю Трехсвятительскую церковь и установлен в Благовещенском приделе. Каменный собор был заложен 18 июля 1764 года. Его возведение началось " под присмотром " архитектора Александра Францевича Виста, сына секретаря князя Меньшикова. Во время строительства собора летом 1766 года неожиданно обрушился его купол, после чего Вист был отстранен от работ, а строительство затянулось на 15 лет. Достройку храма завершал в 1789 году молодой архитектор А. А. Иванов. Это выдающийся памятник русского зодчества. Здание отличается нарядной необычной композицией: пятикупольный собор соединяется с двухъярусной колокольней одноэтажной трапезной. В последующие годы собор продолжал расширяться и украшаться. В 1798 году стены собора внутри были покрыты лепкой и построена часовня рядом с собором, в 1813 году собор заново расписали. В 1848 году по проекту архитектора Н. П. Гребенки началось строительство боковых приделов, и в 1850 они были освящены: правый, Успенский, и левый, Никольский. Собор постепенно приобрел современный облик. В 1878 году к собору была пристроена часовня, а через год – пономарня. В соборе сохранился древнейший в городе великолепный резной деревянный 17-метровый золоченый иконостас XVIII века. Самые древние из сохранившихся на иконостасе икон – свт. Николая Чудотворца и св. Александра Невского, переданные из церкви Меньшиковского дворца, находятся в соборе с самого его основания. В соборе имеются две особо чтимые иконы апостола Андрея, одна, на аналое, содержит частицу его мощей; другая, с житием, датируется 1728 годом. Алтарный образ апостолов Андрея и Филиппа также содержит частицу мощей св. Андрея. В 1860-х годах росписи и образа центрального иконостаса были возобновлены под наблюдением архитектора А. М. Горностаева. Тогда же дополнительные иконы в иконостасе исполнил В. М. Пошехонов, притвор расписал Н. Г. Фролов.

http://sobory.ru/article/?object=00740

Собор во имя Св. Апостола Андрея Первозванного, что на Васильевском острове, с трехсвятительской при нем церковью Местоположение собора и церкви Андреевский собор находится на Васильевском острове, на углу Большого проспекта и 6-й линии. Рядом с ним, с левой его стороны, по 6-й линии, в одной ограде, отдельно от него, стоит церковь каменная, (без колокольни) во имя Трех Святителей Вселенских, с придельной на хорах в ней церковью во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. По правую сторону собора, также рядом с ним, через проспект, по той же 6-й линии, находится рынок, состоящий из довольно большого корпуса каменных лавок и именующийся, по соседнему с ним собору, Андреевским. История собора и церкви До 1719 года на Васильевском острове, кроме палат князя Меншикова с деревянной при них церковью и французской слободы, населенной мастеровыми из иностранцев 59 , никаких зданий не существовало. После 1719 года на нем стали уже сооружаться каменные и деревянные здания по утвержденному самим Петром I плану, по которому а) весь остров делился на 28 линий или 14 улиц; б) по всем улицам, (каждая из них шла между двух линий) предлагалось устроить каналы и с) вокруг острова плотины, подобно тому, как это сделано в Амстердаме 60 в ограждение против наводнения с моря. В 1722 году начаты здесь постройки зданий для главнейших присутственных мест, именовавшихся коллегиями, 61 и здесь то, на площади пред коллегиями определено самим Государем место для сооружения первой на Васильевском острове соборной церкви 62 . Наследовавшая после Петра престол, супруга Его, Екатерина вполне разделяла относительно этой церкви намерение своего супруга. Во второй год (1727) своего царствования, она от собственных щедрот пожертвовала на сооружение церкви деньгами тысячу рублей, и при этом сама же указала, во имя какого святого должна быть сооружена эта соборная церковь 63 . В 1738 году совершена закладка первой на Васильевском острове деревянной соборной церкви; но церковь эта заложена не на то месте, которое определил для нее Петр и не во имя св. Апостола Андрея Первозванного, как указала Екатерина а там, где существует нынешний Андреевский собор и во имя Рождества Богородицы, в замен упраздненной за ветхостью, бывшей посадской слободе на Петербургской стороне церкви во имя Рождества Богородицы. Доходы этой последней церкви и пожертвованные Императрицей Екатериной три тысячи рублей были единственными средствами для сооружения первой соборной на Васильевском острове церкви. Освящена же она в 1732 году не во имя Рождества Богородицы, а во имя святого Апостола Андрея Первозванного, для торжества и празднества кавалеров Андреевского ордена, именно соответственно той цели, от 31 марта 1727 года 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

- Вообще-то наградная система Российской империи складывалась постепенно и в некотором смысле слова случайным образом. Пожалуй, по-настоящему «значимыми» можно назвать лишь наименования орденов в честь Андрея Первозванного, Александра Невского, Владимира Святого и Георгия Победоносца: русскому человеку не нужно специально объяснять, что значат эти имена и эти Божии угодники для Руси - России - русского народа. Орден Святой Екатерины обязан своим названием не особенному почитанию этой великомученицы, а тому, что тезоименитой ей была супруга Петра I, разделившая с ним тяготы неудачного Прутского похода русской армии . Орден Святой Анны - вообще по происхождению иностранный, голштинский, и попал в число русских наград вследствие династических браков и тонкостей наследования престола. Ордена Святого Станислава и Белого Орла - польские и были «унаследованы» после распада единого Польского государства, их знаки были просто дополнены русскими двуглавыми орлами. Польским был и военный орден VirtutiMilitari - «военного достоинства», но награждал им лишь император Николай I за... подавление польского восстания 1831 года (иногда в этом видят «черный юмор» русского царя, но, учитывая, что Николай Павлович даже короновался польским королем, он имел все права и основания наградить своих верных подданных так, как считал нужным). Можно упомянуть еще об одном малоизвестном факте: при императоре Павле I все русские ордена были как бы сведены в один и с тех пор считались «классами» единого «кавалерского ордена», праздником которого был Собор Архангела Михаила (8 ноября по старому стилю), так что и небесного Архистратига, очевидно, следует включить в тот «иконостас», который представляла собою русская орденская система. И надо сказать, что на протяжении двух столетий она, дополняясь и развиваясь, в общем, удовлетворяла потребностям государства и не требовала непременного учреждения новых орденов, хотя, конечно, имя святителя Николая, столь любимого русским народом Чудотворца, было бы в ней более уместно, чем, скажем, католического епископа Станислава.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/m...

Илья Васильевич Попов Храмы Санкт-Петербурга Скачать epub pdf Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры Начало Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры почти современно началу С.-Петербурга. 16 мая 1703 года, в праздник Пресвятой Троицы, Петром Великим был основан С.-Петербург, и вскоре после решающих побед в Северной войне, в 1710 году Государь повелевает строить монастырь во имя Живоначальной Троицы и святого благоверного князя Александра Невского. По первоначальным работам каменного строения монастыря строительство соборного храма было начато в 1720 году, и к 1730 году вчерне закончено, однако из-за серьезных повреждений в стенах храма, его пришлось разобрать. В 1776 году Императрица Екатерина Вторая повелела строить новый соборный храм Александро-Невского монастыря во имя Святой Живоначальной Троицы, который был торжественно заложен 30 августа 1776 года в Высочайшем присутствии. В основание храма, под алтарем, были положены частицы мощей св. апостола Андрея Первозванного, вложенные во мраморный ковчежец, а также серебряная доска с надписью, когда и в чье царствование совершена закладка. Храм строился по проекту талантливого русского зодчего Ивана Егоровича Старова, который заведывал и производством работ. Надзор за строительством вел Архиепископ (впоследствии Митрополит) Новгородский и С.-Петербургский Гавриил (Петров). 30 августа 1790 года собор был торжественно освящен. На церемонии присутствовала Императрица Екатерина Вторая в костюме гроссмейстера ордена св. князя Александра Невского и в малой короне. Вместе со всею семьею она была встречена духовенством у Святых Врат монастыря, и, следуя за кавалерами ордена св. князя Александра Невского, вошла в Благовещенскую церковь , откуда при пушечной пальбе и колокольном звоне были перенесены мощи святого благоверного князя в новый Свято-Троицкий собор. Освящение храма и Божественная литургия были совершены митрополитом Гавриилом с другими преосвященными. Постройкой и освящением соборного храма был закончен целый ряд построек монастырских зданий, и вскоре указом Императора Павла Первого Александро-Невский монастырь стал Лаврой.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/hramy-...

Дореволюционный воинский девиз «За Веру, Царя и Отечество!», хотя и оформился окончательно в XIX веке, имеет славную предысторию. В допетровские времена воины шли в бой за «землю Руськую» (Слово о полку Игореве), «за землю за Рускую и за веру християньскую» (Задонщина), «за Дом Пресвятыя Богородицы и за православную христианскую веру» (приговор Первого ополчения 1611 г. ), за «государскую честь» (приговор Земского собора 1653 г. ). Таким образом, все три составные части будущего девиза к XVIII веку стали неотъемлемой частью русского самосознания – требовалось лишь объединить их в одну емкую формулу. Слово «Отечество», конечно, было известно и в Древней Руси, однако имело разнообразные значения. Под ним понималась не только «родина» («нсть прорóкъ безъ чéсти, тóкмо во oméчecmbiu своéмъ (Мф. 13:57)), но и «отцовство» (один из иконописных образов Троицы Новозаветной, включающий изображение Бога Саваофа в виде старца, именуется «Отечеством»). Однако со времен Петра Великого понятие «Отечество» приобретает важное идеологическое звучание. Известен приказ Петра, озвученный в войсках перед Полтавским боем, в котором говорилось: «Воины! Вот пришел час, который должен решить судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за Государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за Православную нашу веру и Церковь» . Известен также заздравный тост Петра: «Здравствуй тот, кто любит Бога, меня и отечество!» . Первые учрежденные в России ордена, как гласили их девизы, вручались «За веру и верность» (орден св. ап. Андрея Первозванного, учрежден в 1699 г.), «За любовь и Отечество» (орден св. вмчц. Екатерины, 1714 г.), «За труды и Отечество» (орден св. блгв. Александра Невского, 1725 г.). В день коронации императрицы Елизаветы Петровны 25 апреля 1742 года новгородский архиепископ Амвросий (Юшкевич) оправдывал произведенный ею дворцовый переворот тем, что она выступила «за целость Веры и Отечества … против неприятеля и сидящих в гнезде орла российского нощных сов и нетопырей, мыслящих злое государству» . На медали в честь коронации Екатерины II также было выбито: «За спасение Веры и Отечества». В ее манифесте о вступлении на престол в 1762 году прославлялась сражавшаяся «за Веру и Отечество » российская армия . В манифесте о военной дисциплине 22 сентября 1762 года отмечалось «усердие к Нам и Отечеству» . Указ от 18 июля 1762 года упоминал «службу, приносимую Богу, Нам и Отечеству» . Наконец, Жалованная грамота дворянству 1785 года восхваляло дворянство, ратующее «противу внутренних и внешних врагов веры, монарха и отечества» .

http://pravoslavie.ru/61882.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Перемирие или примирение? О советчиках и антисоветчиках 23.12.2023 1830 Время на чтение 11 минут Фото: Предоставлены автором От редакции: Мы публикуем статью наших уважаемых авторов без сокращений и пометок в тексте, поскольку тема красно-белых русских споров вспыхивает постоянно. Авторы откровенно обозначают свою позицию как антисоветскую, и, как можно понять из текста, готовы в лучшем случае к перемирию, но не к примирению, ибо своих оппонентов считают врагами Веры и России. Не имея намерения вступать в полемику, хочется сделать только несколько методологических замечаний. Конечно, совершенно неуместно давать расширительную трактовку понятия «белые», записывая в них всех, кто симпатичен авторам, причем не только деятелей ХХ века, но всех веков русской истории. Тогда теряется смысл понятия «белые», как одной из сторон русской гражданской войны, имевшей свою политическую программу, свои цели. Поэтому смешно выглядит, когда «белыми» оказываются помимо лидеров Белого движения: Апостол Андрей, князь А.В. Суворов, принявший советскую власть академик И.П. Павлов и член КПСС первый космонавт Ю.А. Гагарин. Вряд ли сами так себя идентифицировали. Путаясь в методологии, авторы делают и курьёзные заявления: например, называя антисоветчиками новомучеников, они солидаризируются с чекистами, которым нужно было подвести их под расстрельную статью, тогда как сами новомученики себя не считали антисоветчиками, т.е. врагами Советского государства, а только антикоммунистами, поскольку коммунизм предполагал атеизм. Довольно нелепо выглядит и попытка «поставить знак качества на всех князьях, баронах и графах», среди которых, конечно, было много достойнейших русских людей, но были и, например, предатель князь Курбский, руководители Семибоярщины, один из первых кавалеров ордена Андрея Первозванного гетман Мазепа, один из убийц Императора Павла граф Пален, убийца Г.Е. Распутина князь Юсупов и другие позорные в нашей истории деятели. Ну и полным провалом авторской методологии можно считать тот факт, что они ставят знак равенства между Сталиным и Троцким.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/23/pe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010