Для посетителей музея-заповедника Коломенское организованы бесплатные воскресные экскурсии в Симонов монастырь 5 мая 2009 г. 13:02 Московский государственный объединенный музей-заповедник (МГОМЗ) провел презентацию экскурсионно-образовательной программы «Древности государства Российского. Коломенское и Симонов монастырь». Первыми посетителями экскурсии стали воспитанники детского дома-школы кадетской школы «Московский кадетский музыкальный корпус», студенты МИФИ. Гиды в стилизованных под старину русских костюмах познакомили школьников и студентов с открытыми после реставрации памятниками храмами Вознесения Господня и св. Георгия Победоносца. В Георгиевском храме фольклорный коллектив исполнил для ребят вокальную композицию на тему знаменитого произведения о Куликовской победе «Задонщина», а с колокольни XVI в. прозвучал концерт колокольного звона. После этого гостей программы перевезли на автобусах в Симонов монастырь для продолжения экскурсии. Музей-заповедник «Коломенское» не случайно озаботился созданием историко-культурной заповедной зоны вокруг Симонова монастыря «щита Москвы», как его назвал М.Н. Карамзин. Этот древнейший монастырь столицы в годы богоборчества постигла тяжелая участь 5 из 6 церквей Новосимоновского монастыря были взорваны в 1930 году, а на их месте построен ДК «ЗИЛ». Все, что осталось от Старого Симонова древняя церковь Рождества Богородицы, которой в этом году исполняется 500 лет. Храм, в котором под спудом почивают мощи преподобных иноков Александра Пересвета и Андрея Осляби, долгие десятилетия находился на территории завода «Динамо» и служил компрессорной станцией. Сейчас он выведен с заводской территории, однако бывшая обитель окружена промзоной. Для формирования иной охранной зоны вокруг Симонова монастыря музей-заповедник «Коломенское» и выступил с инициативой создания Среднесрочной городской программы и готов активно участвовать в ее подготовке и реализации. Силами музея экскурсия «Древности государства Российского. Коломенское и Симонов монастырь» будет устраиваться каждое воскресенье до конца сентября. Начало программы в 15 часов. В музее подчеркнули, что экскурсия будет бесплатной и рассчитана на гуляющих посетителей Коломенского: студентов, школьников, любителей отечественной истории. Автобус, который выделяет для этой цели МГОМЗ, вмещает 18 человек. Дополнительная информация по тел.:. (499) 614-88-80, 615-86-89 (пресс-служба музея-заповедника). «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/637136.htm...

Именно такое значение имели знаменитые хождения Преподобного Сергия по Руси: в Ростов (1358:1363), в Нижний Новгород (1365, когда были затворены все церкви области), в Тверь (1382), в Рязань (1385) 20 . Современники скоро осознали цель хождений Преподобного Сергия по Руси. Уже первый его жизнеописатель преподобный Епифаний писал, что троицкий игумен не уходил «с места своего в другие земли, за исключением особой нужды» (9, с. 423). Преподобный Сергий собирал христиан Руси воедино не для того, чтобы подчинить их великому князю, но для того, чтобы восстановить между ними мир и евангельскую любовь и убедить, что брат от брата укрепляем – будет непобедим силою христианской любви. И когда настал решительный час битвы за православную веру и свободу Родины, в Троицкую обитель 18 сентября 1380 года, в день святых мучеников Флора и Лавра, приехал сам великий Московский князь Димитрий. Князь пришел к Преподобному Сергию не за телесной, воинской силой, он пришел за духовным благословением, без которого невозможно было одержать победу. Он пришел в Троицкую обитель, чтобы стяжать благодать Святого Духа, без которой невозможно исполнить заповедь любви: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ). В основании этой заповеди – крест Христов, которым были украшены схимы преподобных Александра-Пересвета и Андрея-Осляби, посланных Преподобным Сергием с русским войском. Эти схимы Преподобный Сергий возложил на своих учеников со словами, не оставлявшими сомнений в их миссии: «Вот вам, дети мои, оружие нетленное, да будет оно вам вместо щитов и шлемов бранных... Мужайтесь, как добрые воины Христовы, приспело время вашей купли!» (19, с. 149). Преподобный воин схимонах Александр-Пересвет, призвав святого Сергия в молитве, первым начал Куликовскую битву единоборством с богатырем Челибеем В этом символической поединке оба они пали мертвыми. Но смерть преподобного Александра была первой победой русского духа в Куликовской битве. Схимник и ученик Сергиев дал ратникам пример евангельской любви, положив душу свою за друзей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Видимым знаком Божия благословения стало участие в походе двух иноков: Александра Пересвета и Андрея Осляби. Схимонахи, отрекшиеся от мирской суеты и искавшие только Отечества Небесного, восприняли служение родине на поле брани как подвиг христианского самоотречения ради блага ближних. Поединок Александра Пересвета с ордынским богатырем Челубеем навсегда остался в исторической памяти народа примером доблести, мужества и беззаветного служения Отчизне. На всем протяжении битвы, которая совершалась в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, 8 (21) сентября 1380 года, Преподобный Сергий, духовными очами созерцая ход сражения, поминал в своих молитвах имена павших воинов, а затем возвестил братии о победе русского оружия. На поле Куликовом ценой величайших жертв Русь не только нанесла сокрушительный удар могуществу Золотой Орды, но и спасла государства  Европы, заслонив их собою от грозного иноплеменного нашествия. Более шести веков прошло со дня Куликовского сражения. И после той великой битвы Отечество наше многократно подвергалось нашествиям врагов, но ценой героических усилий народа, отдавшего множество жизней своих сынов и дочерей, воодушевляемое великими духовными подвигами святителей и пастырей Церкви Христовой, сохраняло свою независимость и духовную целостность. Так было и во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, 60-летие победы в которой все мы праздновали в нынешнем году. Дорогие моему сердцу собратья архипастыри, пастыри, иноки и инокини, все верные чада нашей Церкви! Празднуя ныне 625-летний юбилей Куликовской битвы, вознесем нашу благодарственную молитву к Подателю всех благ Господу нашему Иисусу Христу и Его Пречистой Матери за благодатную помощь и великие милости, явленные в годину испытаний, за славные победы, одержанные нашим народом. Пусть память о великих героях Руси и молитва Преподобного аввы Сергия и всех святых Земли Русской станут прочным основанием процветания Святой Матери-Церкви и всего нашего Отечества. +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

http://patriarchia.ru/db/text/40720.html

Быть Пересветом О ножевом бое – самообороне и спорте – в день памяти святых воинов рассказывает диакон Павел Сержантов 20 сентября, 2015 О ножевом бое – самообороне и спорте – в день памяти святых воинов рассказывает диакон Павел Сержантов Со школьной скамьи знакомы нам русские богатыри Пересвет и Ослябя: сначала как былинные герои, а позже – как святые. Эти два монаха по повелению князя Димитрия Донского вступили в бой с Челубеем, защищая ближних и дальних, защищая Русь. Сегодня, в день памяти преподобных Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби), о готовности в опасную минуту проявить себя рассказывает диакон Павел Сержантов. Бывают исключительные обстоятельства жизни, при которых даже отрекшийся от мира монах вынужден взять в руки оружие, – чтобы остановить насилие, не дать убийцам разгуляться. Пересвет и Ослябя совершили свой ратный подвиг много веков назад. Они были к нему подготовлены . И духовно, и физически. И в наши дни многие христиане – люди мирного настроя – понимают, что надо быть готовым в опасную минуту проявить себя, встать на защиту. И сегодня многие интересуются единоборствами. За последние годы помимо известных исстари видов единоборств появились новые. Об одном из таких новых видов в день памяти святых воинов хотелось бы рассказать.   Ножевой бой: деревянные макеты Суть его проста. Под пристальным вниманием судьи двое бойцов стараются нанести друг другу «уколы и порезы». Чем же? Макетами ножей. Какими? Деревянными или резиновыми. В разных секциях тренеры предпочитают либо дерево, либо резину. Может, и зря «либо-либо», ведь дерево и резина дополняют друг друга. Фото: permskiy-krai.doski.ru Преимущество деревянного ножа перед резиновым в том, что отчетливо чувствуешь, когда по тебе попали. Синяки на животе, ушибы на суставах рук. Поэтому внимательнее следишь за действиями противника, активнее работаешь ногами и руками – не хочется лишний раз деревяшкой получить. Боль и травмы сводит к минимуму не только вынужденная ловкость, но и перчатки (для пейнтбола, например). Еще пригодятся очки и капа, на случай нечаянных ударов по глазам и по зубам.

http://pravmir.ru/byit-peresvetom/

Князь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора - икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби). Иконописный подлинник Византия. XII. Эпистилион (фрагмент). Икона. Византия. XII в. Эрмитаж. Санкт-Петербург. Киев. 1108-1113. Вмч. Димитрий. Мозаика из собора Михайловского Златоверхого монастыря. Киев. 1108 - 1113 годы. 214.5 х 122. В 1935 снята со стены, а в 1938 передана в ГТГ. Москва. Русь. XII. Вмч. Димитрий. Икона. Владимиро - Суздальская Русь. Конец XII - начало XIII века. 156 х 108. Из Успенского собора города Дмитрова. С 1930 из Дмитровского музея поступила в ГТГ. Москва. Византия. XIII. Свв. Феодор Стратилат и Димитрий. Икона. Византия. XIII век. 64,2 х 50,2. Монастырь св. Екатерины на Синае (Египет). Псков. XV. Вмч. Димитрий. Икона. Псков. Вторая четверть XV в. Венеция (?). XV. Кончина вмч. Димитрия. Икона. Венеция (?). XV в. Собрание Музея икон. Венеция. Венеция (?). XV. Погребение вмч. Димитрия. Икона. Венеция (?). XV в. Собрание Музея икон. Венеция. Русь. XVI. Вмч. Димитрий с житием. Русь. Начало XVI в. 88 х 65. Из ц. Покрова с. Гуменец, где существовал придел вмч. В 1927 поступила в Государственный музей-заповедник " Ростовский кремль " . Русь. XVI. Вмч. Димитрий с житием. Русь. XVI в. 111 х 86.5. ГЭ. Спб.

http://patriarchia.ru/db/text/913305.htm...

На всех верных усопших изливается Христова любовь, но и души даже некрещеных не лишаются некоего утешения. Будем учиться в этот день участию в жертве Христовой любви и тому состраданию ко всем людям, которое имели святые. Как преподобный Макарий Великий, которому после того, как он силой Духа Святого вызвал душу языческого жреца, было сказано: «Когда вы приносите бескровную Жертву, мы в кромешной тьме ада начинаем видеть немного друг друга». Как преподобный Силуан Афонский, с плачем молившийся о попавших в вечные муки: «Не говори, что сам виноват, или сердце у тебя железное, но в раю железо не нужно». Как святитель Дионисий Александрийский, когда в Александрии появилась чума, призвал свою паству ухаживать равным образом за больными христианами и язычниками и погребать умерших. «Блаженны те, кто примет смерть среди этих трудов, — говорил он. — Сей род смерти — дело великого благочестия и твердой веры, ничем не ниже мученичества». Как святой мученик Уар, память которого сегодня совершает Церковь, умолял Господа помиловать Своей всепревосходящей любовью не сподобившихся святого крещения. Как святой праведный Иоанн Кронштадтский, литургийный чудотворец, тезоименитство которого сегодня, дерзновенно ходатайствовал за самых безнадежных, как бы хватаясь за ризу Христову. Как преподобномученица великая княгиня Елисавета, 150-тилетие со дня рождения которой мы отмечаем сегодня, сброшенная в Алапаевскую шахту, перед лицом смерти пела Херувимскую песнь, как за Божественной литургией, и молилась за убивающих ее крестной молитвой Спасителя: «Прости им, не знают, что творят». Как святой великомученик Димитрий Солунский, именем которого названо сегодняшнее родительское поминовение, молился о спасении родной Солуни, в которой были верующие и неверующие: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей, с ними и я спасен буду. Если погубишь, с ними и я погибну». В 1380 году, накануне Куликовской битвы, святой благоверный князь Димитрий Донской торжественно перенес из Владимира в Москву в Успенский собор главную святыню Владимирского Димитровского собора — икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В память воинов, погибших в Куликовской битве, впервые была установлена для общецерковного поминовения Димитровская родительская суббота. Первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители и во всей Русской Православной Церкви с торжественным поминовением героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби.

http://moral.ru/dimitrovskaia/

– Всегда ли исторический образ Сергия Радонежского трактовали так почтительно, как в наше время? – Разумеется, в антирелигиозной пропаганде в 20–30-е годы и позже, в хрущёвские времена, было немало позорных, страшных перегибов. Вспоминать об этом не хочется, но и забывать нельзя. Но память о Куликовской битве не перечёркивали даже в самые ультрареволюционные годы. Если о Российской империи XIX века писали почти сплошь критически, то о временах более отдалённых можно было рассуждать объективнее. Сергия прославляли как борца за единое, централизованное государство. Эти ценности в советские времена не отрицали, напротив, их возводили на пьедестал. Второй аспект – борьба с иноземными захватчиками. В Золотой орде в те годы не всё было гладко, поход Мамая был организован на фоне борьбы за власть, в которой этот воинственный темник (и в течение многих лет – фактический правитель государства) преследовал честолюбивые цели. Когда нам говорят, что Мамай не представлял серьёзной военно-политической силы – это попытки принизить значение победы Сергия Радонежского и Дмитрия Донского. Победы, на которой многое строится в многовековой истории России. – Как удалось игумену и князю объединить русские земли, погрязшие в междоусобице? – В те времена первенство Москвы было вовсе не очевидно. За него приходилось бороться. Московские князья – Даниловичи – политически переиграли конкурентов, постепенно научились использовать в своих целях ордынцев, а если нужно, оказывать им сопротивление. На мой взгляд, обстоятельная, целеустремлённая деятельность князей московских и русских митрополитов в XIV–XV веках достойна особенно внимательного изучения. Это удивительно плодотворная деятельность, устремлённая в будущее. Они отдавали силы для того, чтобы Русь в XVI веке стала сильной державой, в геополитическом плане – преемницей Золотой Орды. Тогда царство Московское подчиняет Казань и Астрахань, прорывается к Балтике. А фундамент этого взлёта заложен во времена Сергия Радонежского, Дмитрия Донского и воеводы Боброка. Во времена воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби.

http://pravoslavie.ru/72315.html

Одной из воинских частей присвоят имя героя Куликовской битвы 17 августа 2006 г. 19:27 «Решается вопрос о присвоении имени Пересвета одной из воинских частей Московского округа. Думаю, это произойдет в ближайшее время», — сообщил в четверг на пресс-конференции замначальника по воспитательной работе Главного командования внутренних войск МВД России генерал-майор Виктор Скрябин. По его словам, возродить традицию, когда не только боевым кораблям, но и воинским подразделениям давались имена прославленных героев, решено к 626-летию Куликовской битвы, которое будет отмечаться 21 сентября. «Командиры уделяют особое внимание воспитанию военнослужащих на исторических, православных традициях служения Отечеству, укреплению воинской дисциплины», — отметил Скрябин. Он также подчеркнул, что военно-патриотическая работа МВД ориентирована на всю молодежь страны, независимо от национальности и вероисповедания, и что годовщина Куликовской битвы - это именно «общегосударственное событие». «Это было величайшее сражение в истории России. На Куликовом поле зародилась наша армия и государство, а в подвигах Александра Пересвета и Андрея Осляби — пример беззаветного героического служения Отечеству», — добавил генерал-майор. Александр Пересвет и Андрей Ослябя происходили из знатных бояр Брянского княжества. Согласно летописям, «закаляя дух в посте и молитве, тело совершенствовали в ратных упражнениях под руководством опытных наставников». Благословляя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, Сергий Радонежский благословил на смертный подвиг за Отечество и двоих схимонахов Пересвета и Ослябю, которые были учениками преподобного старца. Согласно преданию, именно поединок Александра Пересвета и ханского воина Челубея, в котором погибли оба богатыря, положил начало Куликовской битве. После сражения, по распоряжению Великого князя, тела Пересвета и Осляби в дубовых колодах перевезли в Москву и предали земле у храма Рождества Богородицы в Старом Симонове монастыре — чтобы воины и народ, видя их могилы, «воспламенялись духом доблести». РИА «Новости» /Патриархия.ru   Календарь ← 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/133429.htm...

Со времен построенного великим князем Димитрием белокаменного Кремля (1366) Москва стала называться Белокаменной. " Процвела земля Русская в лета княжения его " ,- свидетельствует названное " Слово " . Молитвами своего Небесного покровителя, святого воина Димитрия Солунского великий князь Димитрий одержал ряд блестящих военных побед, предопределивших дальнейшее возвышение России: отразил натиск на Москву литовских войск Ольгерда (1368,1373), разгромил на реке Воже татарское войско Бегича (1378), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле (8 сентября 1380 г. в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы) между реками Доном и Непрядвой. Куликовская битва, за которую народ назвал Димитрия Донским, стала первым общерусским национальным подвигом, сплотившим вокруг Москвы духовные силы русского народа. Этому переломному событию русской истории посвящена " Задонщина " , вдохновенная героическая поэма, написанная иереем Софонией Рязанцем (1381). Князь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора - икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби). Days.ru - православный церковный календарь [ главная библиотека новости родителям ] Gejmoskva.tech gejmoskva.tech gejmoskva.tech Copyright © Zavet.Ru Православное чтение, 2001-18 г.

http://zavet.ru/kalendar/ludi/solounskiy...

7. Пятница. Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мч. Созонта. Свт. Иоанна, архиеп. Новгородского. Прмч. Макария Каневского. Сщмч. Михаила Тихоницкого, пресвитера Орловского . Прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби Радонежских . Прп. Макария Оптинского . Прп. Серапиона Псковского. Совершается шестеричная служба предпразднства Рождества Пресвятой Богородицы и мч. Созонта. На вечерне кафизма 15-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: предпразднства, глас 1-й – 3, и мученика, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Всечестное Твое рождество...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры предпразднства, глас 8-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4-й: «Всемирная радость...». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же. На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас тот же, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны предпразднства (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: предпразднства со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученика на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона мученика. По 3-й песни – кондак и икос мученика, глас 2-й; седален мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 8-й. По 6-й песни – кондак и икос предпразднства, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мученика. «Слава, и ныне» – светилен предпразднства. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Пронареченная всех Царица...». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же. На часах – тропарь предпразднства. «Слава» – тропарь мученика. Кондак только предпразднства.

http://patriarchia.ru/bu/2024-09-20/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010